Система документов по аккредитации

 

Принято

Наблюдательным советом,

решение от 25.04.06 № 2/42

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРАЛЬНОМ ОРГАНЕ

 

СДА-09

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Положение о Центральном органе (далее - Положение) устанавливает общие требования к Центральному органу.

1.2. Настоящее Положение разработано с учетом требований:

действующего законодательства Российской Федерации;

нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор);

международных стандартов серии ISO 9000, ISO 14000, ISO 17000, в том числе ISO/IEC 17011:2004 «Общие требования к органам аккредитации, осуществляющим аккредитацию органов оценки соответствия»;

документов Европейского сотрудничества по аккредитации:

Общих требований к органам, осуществляющим аккредитацию инспекционных органов (ЕА-3/03);

Руководства ЕА по применению ISO/IEC TR 17010 (ЕА-3/10).

1.3. Центральный орган выполняет следующие функции:

обеспечивает координацию деятельности всех участников аккредитации между Наблюдательным советом, техническими комиссиями и другими участниками Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору (Единой системы);

проверяет органы оценки соответствия или поручает эту работу Территориальному уполномоченному органу (органы оценки соответствия зарубежных стран, а также организации, являющиеся территориальными уполномоченными органами, проверяются только Центральным органом);

анализирует и обобщает информацию о деятельности органов оценки соответствия, а также состояние нормативно-технической базы Единой системы;

разрабатывает и принимает документы по процедурным, техническим и организационным вопросам аккредитации и функционирования участников Единой системы;

разрабатывает тарифы на проведение работ по аккредитации органов оценки соответствия;

ведет учет нормативных документов Единой системы, аккредитованных органов оценки соответствия, аттестованных экспертов и специалистов Единой системы;

является официальным издателем документов, принимаемых Наблюдательным советом.

 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

В настоящем документе применяются следующие определения:

Аккредитация органов оценки соответствия (далее - аккредитация) - официально оформленное Центральным органом (органом аккредитации) признание компетентности юридического лица (или его обособленного подразделения) выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Единая система) - совокупность участников, норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых осуществляются аккредитация органов оценки соответствия и сама деятельность по оценке соответствия на объектах и в организациях, подконтрольных Ростехнадзору.

Заявитель (аккредитации) - организация, претендующая на аккредитацию и представившая письменную заявку об этом в Центральный орган (орган аккредитации) или Территориальный уполномоченный орган.

Критерии аккредитации - требования, которым должен отвечать орган оценки соответствия (как объект аккредитации), чтобы быть аккредитованным.

Область аккредитации - определенные виды услуг по оценке соответствия, на которые распространяется аккредитация.

Орган оценки соответствия (ООС) - орган, который предоставляет услуги по оценке соответствия и который может быть объектом аккредитации.

Периодический контроль - проверка аккредитованного органа оценки соответствия, проводимая Центральным органом или Территориальным уполномоченным органом в целях установления, что его деятельность продолжает соответствовать установленным критериям аккредитации.

Свидетельство об аккредитации - документ, выданный Центральным органом, подтверждающий факт признания компетентности органа оценки соответствия в определенной области аккредитации.

Специалист по аккредитации - лицо, непосредственно участвующее в проведении проверки и оценки органа оценки соответствия при аккредитации и периодическом контроле и обладающее признанной Центральным органом компетентностью в выполнении этих функций.

Территориальный уполномоченный орган - организация, уполномоченная Центральным органом в рамках процедуры аккредитации проводить оценку и периодический контроль органов оценки соответствия.

Центральный орган (Координирующий орган, орган аккредитации) - полномочный орган, осуществляющий проверку, оценку и организацию аккредитации органов оценки соответствия, периодический контроль за аккредитованными органами, а также координацию деятельности всех участников процедуры аккредитации.

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

 

3.1. Центральный орган:

имеет статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям действующего законодательства;

располагает помещениями и организационно-техническими средствами, необходимыми для функционирования в качестве Центрального органа;

имеет организационную структуру и систему обеспечения качества, создающие условия для успешного функционирования в качестве Центрального органа в соответствии с областью и объемами выполняемых работ и обеспечивающие независимость его штатного персонала от воздействия сторон, имеющих финансовую и корпоративную заинтересованность в результатах аккредитации, гарантирующие, что персонал не будет подвергаться незаконному давлению или другому воздействию, которое могло бы повлиять на результаты выполненных им работ;

имеет политику и процедуры принятия решений по вопросам аккредитации;

обеспечивает обмен нормативной, методической, справочно-информационной и другой документацией между Центральным органом и территориальными уполномоченными органами для совершенствования деятельности по аккредитации в Единой системе;

имеет возможность привлечения технических специалистов при проведении проверок и оценок ООС.

3.2. В целях обеспечения своевременного и полного решения вопросов функционирования Центрального органа образуется исполнительная дирекция.

 

4. БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

 

4.1. Центральный орган действует объективно и свободно от любого коммерческого, финансового или иного давления, которое может скомпрометировать его беспристрастность.

4.2. Центральный орган придерживается принципа отсутствия дискриминации в проводимой политике и процедурах, а также предоставляет услуги по аккредитации всем заинтересованным организациям независимо от формы собственности, величины, структурной принадлежности или других факторов, не выходящих за рамки установленных требований.

4.3. Центральный орган не предлагает и не оказывает консультационные услуги ООС, а также услуги по оценке соответствия, которые осуществляют ООС, способные повлиять на его беспристрастность.

 


5. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

 

Центральный орган располагает эффективными процедурами, гарантирующими конфиденциальность информации, получаемой в процессе деятельности по аккредитации, как при работе с ООС, так и с другими заинтересованными сторонами.

 

6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО АККРЕДИТАЦИИ

 

6.1. Центральный орган располагает эффективными методами контроля за выполнением аккредитованной организацией установленных требований, возможностями контролировать выполнение организацией решения о приостановлении или отмене аккредитации, ограничении области аккредитации, принятии решения о повторной аккредитации организации, в случаях если были произведены изменения в составе персонала, организации работ, составе средств и оборудования и других условий, влияющих на компетентность организации в признанной области аккредитации, а также если анализ поступившей информации свидетельствует о том, что аккредитованная организация не соответствует установленным требованиям.

6.2. В случае положительного решения Комиссии по аккредитации по проведенной проверке Центральный орган предоставляет каждому аккредитованному ООС официальный документ (свидетельство об аккредитации), подтверждающий аккредитацию и подписанный руководителем Центрального органа. В свидетельстве об аккредитации приводятся следующие сведения:

название и юридический адрес аккредитованного ООС;

область аккредитации;

регистрационный номер;

дата начала и окончания действия аккредитации;

подпись уполномоченного лица, заверенная печатью;

подтверждение соответствия ООС установленным требованиям.

6.3. Центральный орган имеет порядок учета документации, относящейся к процедуре аккредитации, устанавливает правила и сроки хранения документации по аккредитации и круг лиц, имеющих к ней доступ.

6.4. Центральный орган обеспечивает контроль за применением документов по аккредитации и за действиями аккредитованных ООС, которые они осуществляют со ссылкой на свой статус аккредитованных организаций.

 

7. УЧЕТ ДАННЫХ

 

7.1. Центральный орган ведет учет:

ООС;

территориальных уполномоченных органов;

специалистов по аккредитации;

составов функциональных и технических комиссий;

аттестованных экспертов (экспертов высшей квалификации) и специалистов;

сведений, характеризующих работу ООС и территориальных уполномоченных органов за соответствующий период времени;

структурных и качественных изменений, связанных с деятельностью ООС и территориальных уполномоченных органов, а также изменений юридических адресов и платежных реквизитов;

рекламаций к деятельности ООС и территориальных уполномоченных органов.

Данные для ведения учета представляются в Центральный орган участниками Единой системы не реже одного раза в три месяца.

7.2. Центральный орган обеспечивает регистрацию, учет и хранение документов и материалов, полученных при проведении проверок и оценок ООС (если проверки проводились непосредственно Центральным органом), включая заявки на аккредитацию, отчеты по проверке и оценке ООС, а также отчеты, относящиеся к подтверждению, продлению, отклонению, приостановлению или отмене аккредитации. Срок хранения документов и материалов соответствует сроку действия аккредитации, если иное не оговорено договорными обязательствами.

7.3. Центральный орган является официальным издателем документов Единой системы.

7.4. Центральный орган размещает и периодически актуализирует на своем web-сайте перечни:

территориальных уполномоченных органов;

аккредитованных ООС;

специалистов по аккредитации.

 

8. СИСТЕМА КАЧЕСТВА

 

8.1. Центральный орган имеет систему качества, которая излагается в Руководстве по качеству и других документах, предназначенных для сотрудников Центрального органа.

8.2. Центральный орган назначает должностное лицо (из числа сотрудников, для которых работа в Центральном органе является основной (в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации), ответственное за реализацию требований Руководства по качеству и за его актуализацию.

8.3. Руководство по качеству Центрального органа содержит:

общую информацию об участниках Единой системы;

описание политики в области качества;

краткое описание юридического статуса;

описание организационной структуры Центрального органа;

требования к соблюдению беспристрастности и конфиденциальности;

требования к специалистам по аккредитации, техническим специалистам и другим специалистам Центрального органа;

порядок назначения специалистов по аккредитации и технических специалистов для проведения проверки и оценки ООС;

описание процедур обеспечения качества на каждом этапе оценки ООС;

порядок ведения, обращения, актуализации и хранения документации;

порядок проведения внутренних проверок, организации работы по выполнению корректирующих мероприятий и пересмотра системы качества;

процедуру рассмотрения жалоб и апелляций.

8.4. Руководство по качеству должно быть доведено до сведения и доступно для использования персоналом Центрального органа.

8.5. Проведение внутренних проверок осуществляется персоналом, ознакомленным с требованиями системы документов по аккредитации и международного стандарта ISO/IEC FDIS 17011:2004 «Общие требования к органам аккредитации, осуществляющим аккредитацию органов оценки соответствия».

8.6. Система качества (включая Руководство по качеству) пересматривается руководством Центрального органа не реже одного раза в год в целях установления адекватности и эффективности выполнения установленных требований.

При пересмотре системы качества учитываются:

результаты проверок (как внутренних, так и со стороны других организаций);

меры, предпринятые в результате предыдущих пересмотров системы качества;

апелляции и жалобы,

а также другие факторы, влияющие на систему качества.

В результате пересмотра системы качества вырабатываются соответствующие меры, направленные на совершенствование самой системы и входящих в нее процедур.

 

9. РАБОТА С АПЕЛЛЯЦИЯМИ И ЖАЛОБАМИ

 

9.1. Центральный орган располагает эффективными процедурами организации рассмотрения жалоб (по вопросам, отличным от апелляций), касающихся его деятельности.

9.2. При получении апелляции они направляются в Апелляционную комиссию для рассмотрения и принятия соответствующего решения.

 

10. ПЕРСОНАЛ И СПЕЦИАЛИСТЫ ПО АККРЕДИТАЦИИ

 

10.1. Центральный орган имеет:

руководителя, несущего всю полноту ответственности за организацию работ по аккредитации ООС;

персонал для выполнения организационно-технических мероприятий по проведению аккредитации ООС, в том числе специалистов по аккредитации, для которых работа в данной организации является основной (в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации).

10.2. Центральный орган обеспечивает обучение и повышение квалификации персонала, ведет постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, занимающегося проведением проверок и оценок ООС.

10.3. Все сотрудники Центрального органа имеют должностные инструкции, утвержденные руководителем Центрального органа и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность.

10.4. Центральный орган имеет:

процедуру назначения специалистов по аккредитации и привлечения независимых технических специалистов;

порядок ведения учета специалистов по аккредитации и выполненных ими работ.

10.5. Центральный орган организует разработку и рассмотрение методической документации по подготовке и оценке квалификации специалистов по аккредитации и аттестации экспертов.

10.6. Центральный орган осуществляет оценку квалификации специалистов по аккредитации.

 

11. ПОРУЧЕНИЕ РАБОТ ПО АККРЕДИТАЦИИ

 

11.1. Центральный орган может передавать часть своих полномочий по проведению проверки и оценки территориальным уполномоченным органам.

11.2. Требования к территориальным уполномоченным органам определяются Положением о Территориальном уполномоченном органе (СДА-10).

11.3. Центральный орган заключает с Территориальным уполномоченным органом договор о привлечении последнего к деятельности по проверке и оценке ООС. Указанный договор устанавливает взаимные права и обязанности, порядок взаимодействия и взаиморасчетов, юридическую и финансовую ответственность сторон.