Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации
«ЕЭС России»
Открытое акционерное общество «ЦОТЭНЕРГО»
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
(ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ, СЛУЖБ, ОТДЕЛОВ АСУ)
АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ (АО-ЭНЕРГО)
Нормативы численности подразделений (информационно-вычислительных центров, служб, отделов АСУ) акционерных обществ энергетики и электрификации (АО-энерго) разработаны Открытым акционерным обществом «ЦОТэнерго».
Нормативы численности подразделений (информационно-вычислительных центров, служб, отделов АСУ) акционерных обществ энергетики и электрификации (АО-энерго) рекомендуются для расчета и анализа численности персонала, выявления резервов сокращения численности персонала, расчета величины расходов (затрат) на оплату труда, учитываемую при расчете тарифов на электрическую и тепловую энергию, для составления штатных расписаний, для обоснования затрат на содержание ИВЦ и других целей.
Нормативы предназначены для использования в действующих подразделениях АСУ, а также при разработке проектов вновь организуемых и реорганизуемых подразделений.
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Настоящие нормативы численности промышленно-производственного персонала (руководителей, специалистов и рабочих) распространяются на подразделения (информационно-вычислительные центры - ИВЦ, обособленные подразделения типа «Информэнергосвязь», службы, отделы) автоматизированных систем управления (АСУ) акционерных обществ энергетики и электрификации (АО-энерго), а также подразделения АСУ предприятий акционерных обществ электростанций (АО-электростанций).
Настоящие нормативы не распространяются на компьютерную сеть «Электра», численность персонала по обслуживанию которой определяется по отдельным нормативам.
1.2. Нормативы рекомендуются для расчета и анализа численности персонала, выявления резервов сокращения численности персонала, расчета величины расходов (затрат) на оплату труда, учитываемую при расчете тарифов на электрическую и тепловую энергию, для составления штатных расписаний, для обоснования затрат на содержание ИВЦ и других целей.
Нормативы предназначены для использования в действующих подразделениях АСУ, а также при разработке проектов вновь организуемых и реорганизуемых подразделений.
1.3. Нормативы предусматривают необходимую численность персонала для выполнения всего комплекса работ по внедрению и функционированию АСДУ и АСУ предприятия в части основной деятельности, оперативному и техническому обслуживанию технических средств АСУ. Нормативы не распространяются на подразделения АСУ ТП электростанций и сетей.
Нормативами предусмотрено, что разработку программного обеспечения основных задач АСУ выполняют специализированные организации - разработчики. Привязка программного обеспечения готовых задач (внедрение) к условиям объекта, разработка и внедрение нетиповых задач осуществляется персоналом подразделения АСУ.
По задачам, разрабатываемым персоналом подразделения АСУ, их постановка осуществляется пользователем, информационное обеспечение выполняется персоналом подразделения АСУ совместно с пользователем.
При наличии в подразделении АСУ оборудования и устройств связи и телемеханики нормативная численность персонала на их обслуживание определяется по нормативам для подразделений СДТУ АО-энерго.
Оказание технической помощи филиалам во внедрении АСУ, включая АСУ ТП и АСКУЭ, возлагается на руководство подразделения АСУ и начальников секторов (групп).
1.4. Нормативная численность персонала определяется по функциям в зависимости от влияющих факторов. В численные значения факторов, определяющих нормативную численность персонала службы (отдела) АСУ исполнительного аппарата АО-энерго, не включаются показатели филиалов (электростанций, сетей и др.), объектов РАО «ЕЭС России», сторонних организаций (не входящих в АО-энерго), а также по неосновной (непромышленной) деятельности. Неработающее оборудование не учитывается. Определение нормативной численности персонала по каждой функции производится по отчетным показателям года. Расчет нормативной численности персонала выполняется в целом по функции, независимо от того, выполняется ли нормируемая функция одним или несколькими структурными подразделениями.
Если подразделение АСУ не выполняет какие-либо из нормируемых настоящими нормативами функций, то численность персонала по этим функциям не включается в суммарную нормативную численность персонала подразделения АСУ.
1.5. Нормативная численность персонала подразделений АСУ, расположенных в районах Крайнего Севера, увеличивается на 8%; расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - на 5%; в районах, где установлен ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 7 рабочих дней, - на 2,4%.
1.6. Нормативная численность персонала службы (отдела) АСУ определяется суммированием нормативной численности по функциям в соответствии с пунктами 2.1. - 2.5., 2.8., а ИВЦ - с теми же пунктами и дополнительно с пунктами 2.6, 2.7. 2.9 и 2.10. По таблицам нормативов численность персонала определяется методом линейной интерполяции; расчет ведется с точностью до десятичного знака (первого после запятой). Округлению подлежит только окончательная величина суммарной нормативной численности персонала ИВЦ, службы (отдела) АСУ.
1.7. Руководство ИВЦ распределяет суммарную нормативную численность персонала между структурными подразделениями с учетом выполняемых ими функций, местных условий, производственной необходимости и данных нормативов.
2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Нормативы численности руководителей и специалистов по функции «Разработка, внедрение и эксплуатация информационного и программного обеспечения»
Нормативы численности рассчитаны на одну задачу, самостоятельную или входящую в комплекс.
Задача - комплекс программ и данных, обеспечивающий получение исходной информации, расчет выходных показателей, а также выдачу их в виде и объеме, определенном пользователем. Задача должна иметь одну или несколько выходных форм.
Комплекс задач - совокупность задач, объединенных по функциональному признаку.
2.1.1. Разработка, внедрение и эксплуатация задач*
__________________
* Учитываются задачи, связанные с основной деятельностью организации.
Таблица 1
№№ п/п |
Наименование подфункции |
Количество задач (единица измерения) |
Численность специалистов на единицу, чел. |
1. |
Разработка и внедрение информационного и программного обеспечения новых задач силами программистов ИВЦ, службы (отдела) АСУ |
до 10 |
0,1 |
|
25 |
0,09 |
|
|
50 |
0,07 |
|
|
100 |
0,05 |
|
|
200 и более |
0,03 |
|
2. |
Внедрение информационного и программного обеспечения новых задач, разработанных другими организациями (Специализированными, подразделениями АСУ других АО-энерго и др.) |
до 10 |
0,05 |
25 |
0,04 |
||
50 |
0,03 |
||
100 |
0,02 |
||
200 и более |
0,01 |
||
3. |
Сопровождение информационного и программного обеспечения задач, находящихся в эксплуатации подразделения АСУ (для службы, отдела АСУ учитываются только задачи для исполнительного аппарата) |
до 100 |
0,01 |
|
200 |
0,007 |
|
|
400 |
0,005 |
|
|
700 и более |
0,003 |
2.1.2. Внедрение и эксплуатация общего (системного) программного обеспечения
Таблица 2
№№ п/п |
Типы ЭВМ |
Количество ЭВМ (единица измерения) |
Численность специалистов на единицу измерения, чел. |
1. |
Мини-ЭВМ |
1 |
0,2 |
|
|
2 |
0,3 |
|
|
3 |
0,4 |
|
|
4 |
0,5 |
|
|
далее: 0,1 чел. на 2 мини-ЭВМ |
|
2. |
Микро-ЭВМ (РПТ-70, 80 и др.) |
1 ед. |
0,1 |
3. |
Персональные ЭВМ, (для служб, отделов АСУ учитываются ПЭВМ, установленные на рабочих местах работников исполнительного аппарата) |
20 ед. |
0,1 |
2.1.3. Руководство функцией
Таблица 3
Нормативная численность персонала по функции (суммарно по пунктам 2.1.1. и 2.1.2.), чел. |
Численность руководителей, чел. |
5 |
0,5 |
10 |
1,0 |
17 |
1,5 |
30 |
2,0 |
50 |
2,5 |
70 |
3,0 |
100 |
3,5 |
2.2. Нормативы численности руководителей и специалистов по функции «Администрирование баз данных локальных и региональных сетей, корпоративных информационных систем»
Таблица 4
Суммарное количество персональных ЭВМ, подключенных к базам данных локальных и региональных сетей, ед. |
Количество баз данных локальных и региональных сетей, ед. |
|||||
1 |
5 |
15 |
25 |
45 |
70 |
|
10 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
50 |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
100 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
200 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
350 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
550 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
800 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
5,5 |
1100 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
5,5 |
6,0 |
1500 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
2.3. Нормативы численности персонала по функции «Обработка информации»
Нормативная численность персонала службы (отдела) АСУ АО-энерго по данной функции устанавливается за счет нормативной численности персонала исполнительного аппарата по функциям, обработку информации по которым осуществляет служба (отдел) АСУ; для ИВЦ - еще и за счет филиалов.
2.3.1. Прием, регистрация, контроль, оформление и выпуск документации
Численность операторов определяется исходя из расчета:
1 чел. на 4300 условных задач в год, решаемых подразделением АСУ.
Количество условных задач определяется по формуле:
где: i - количество задач, по которым информация поступает (соответственно выдается) в службу, отдел АСУ от отделов и производственных служб Исполнительного аппарата АО-энерго (при наличии централизации функций управления учитываются также и задачи централизованных филиалов); для ИВЦ учитываются также и задачи, решаемые для филиалов;
с - количество отделов и производственных служб, от которых информация поступает в службу, отдел АСУ для обработки и соответственно выдается по каждой i-той задаче (при централизации функций управления учитываются также и централизованные филиалы); для ИВЦ учитывается также и количество филиалов;
n - периодичность (количество раз в год) решения i-той задачи в подразделении АСУ.
2.3.2. Подготовка информации
Численность операторов по подготовке информации определяется исходя из расчета: 1 чел. на 0,5 млн. документо-строк в год в обрабатываемой операторами информации (не учитывается информация, поступающая по каналам связи через модемы, а также по локальным и региональным сетям).
2.3.3. Численность специалистов по обработке информации определяется исходя из расчета: 1 чел. на 5 операторов, численность которых определена в соответствии с пунктами 2.3.1. и 2.3.2.
2.3.4. Руководство функцией
Таблица 5
Нормативная численность персонала по функции (суммарно по пунктам 2.3.1.-2.3.3.), чел. |
Численность руководителей, чел. |
5 |
0,5 |
10 |
1,0 |
20 |
1,5 |
35 |
2,0 |
55 |
2,5 |
2.4. Нормативы численности персонала по функции «Техническое обслуживание средств вычислительной техники»
2.4.1. Техническое обслуживание ЭВМ, находящихся в эксплуатации подразделения АСУ
Таблица 6
№№ п/п |
Типы ЭВМ |
Количество ЭВМ (единица измерения) |
Численность специалистов на единицу измерения, чел. |
1. |
Мини ЭВМ |
1 |
0,4 |
|
(при непрерывной работе) |
2 |
0,5 |
|
|
3 |
0,6 |
|
|
4 |
0,7 |
|
|
10 |
1,0 |
|
|
далее норматив увеличивается из расчета: 0,1 чел. на каждую мини-ЭВМ |
|
2. |
Микро-ЭВМ |
1 |
0,5 |
|
(РПТ-70, 80 и др.) |
2 |
0,7 |
|
|
3 |
0,9 |
|
|
4 |
1,1 |
|
|
6 |
1,2 |
|
|
10 |
1,4 |
|
|
15 |
1,5 |
3. |
Персональные ЭВМ* (для служб, отделов АСУ учитываются ПЭВМ, установленные на рабочих местах работников исполнительного аппарата) |
20 |
0,5 |
|
50 |
1,0 |
|
|
100 |
2,0 |
|
|
200 |
3,0 |
|
|
350 |
4,0 |
|
|
550 |
5,0 |
|
|
800 |
6,0 |
|
4. |
Серверы, UNIX-рабочие |
5 |
0,5 |
|
станции, ЦППС и др. |
10 |
1,0 |
|
|
20 |
1,5 |
|
|
35 |
2,0 |
|
|
55 |
2,5 |
_______________
* В нормативах учтено обслуживание процессоров, мониторов.
2.4.2. Техническое обслуживание средств отображения, телеобработки и сопряжения ЭВМ с внешними устройствами
Таблица 7
№№ п/п |
Наименование оборудования |
Единица измерения |
Численность специалистов на единицу измерения, чел. |
1. |
Дисплеи |
10 ед. |
0,2 |
2. |
Телевизионные приемники для средств отображения телемеханической информации, проекторы и др. |
10 ед. |
0,1 |
3. |
Аппаратура передачи данных (мультиплексоры, модемы, маршрутизаторы и др.) |
10 ед. |
0,1 |
4. |
Устройства управления средствами отображения коллективного пользования (КЦОТИ, информационные табло, видеостены и др.) |
1 ед. |
0,2 |
2.4.3. Техническое обслуживание прочего оборудования
Таблица 8
№№ п/п |
Наименование оборудования |
Единица измерения |
Численность персонала на единицу измерения, чел. |
|
рабочих |
специалистов |
|||
1. |
Печатающие устройства (принтеры, плоттеры), сканеры |
10 ед. |
0,1 |
1 чел. на 6 рабочих, численность которых определена в соответствии с данной таблицей |
2. |
Копировально-множительные машины |
|
|
|
|
- многотиражные |
10 ед. |
0,3 |
|
|
- индивидуальные (персональные) |
10 ед. |
0,1 |
2.4.4. Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования
Численность устанавливается только в случае обслуживания оборудования силами персонала ИВЦ, службы (отдела) АСУ. Оперативное обслуживание инженерного оборудования осуществляет дежурный персонал, предусмотренный в п. 2.5.
Таблица 9
№№ п/п |
Наименование оборудования |
Единица измерения |
Численность рабочих, чел. |
Примечания |
1. |
Приточные и вытяжные системы вентиляции |
10 ед. |
0,1 |
|
2. |
Центральные кондиционеры |
1 ед. |
0,3 |
|
3. |
Автономные и бытовые кондиционеры |
100 ед. |
0,5 |
Численность не устанавливается, если кондиционеры обслуживаются специализированной организацией по договору |
4. |
Силовые распределительные щиты |
100 присоед. |
0,2 |
|
5. |
Аккумуляторные батареи |
10 тыс. ВАЧ |
0,1 |
|
6. |
Агрегаты аварийного (автономного) электропитания (дизель-генераторы, мотор-генераторы) |
10 агр. |
0,4 |
|
7. |
Системы водоснабжения, отопления, водяного пожаротушения и канализации |
2500 м2 площади помещений ивц |
0,1 |
|
8. |
Системы газового пожаротушения и охранной сигнализации |
2 системы |
0,2 |
|
9. |
Контрольно-измерительные приборы |
100 ед. |
0,3 |
|
10. |
Система освещения |
1500 светильников |
0,5 |
|
11. |
Лифты |
2 ед. |
1,0 |
Численность не устанавливается, если лифты обслуживаются специализированной организацией по договору |
Численность специалистов по техническому обслуживанию систем гарантированного электропитания определяется исходя из расчета:
0,1 чел. на 2 модуля, но не более 2 чел.
2.4.5. Руководство функцией
Таблица 10
Нормативная численность персонала по функции (суммарно по пунктам 2.4.1-2.4.4), чел. |
Численность руководителей, чел. |
5 |
0,5 |
15 |
1,0 |
25 |
1,5 |
40 |
2,0 |
2.5. Нормативы численности специалистов по функции «Оперативное обслуживание АСУ и АСДУ»
Нормативная численность специалистов устанавливается в количестве 4 чел. при наличии круглосуточно работающих ПЭВМ и фактического наличия оперативного персонала в вечернюю и ночную смены.
2.6. Нормативы численности персонала по функции «Техническое обслуживание и ремонт помещений ИВЦ»
Численность устанавливается только в случае обслуживания помещений силами персонала ИВЦ.
2.6.1. Уборка производственных и служебных помещений.
Нормативная численность персонала определяется исходя из расчета: 1 рабочий на 32 человека нормативной численности персонала ИВЦ, определенной по п.п. 2.1-2.5.
2.6.2. Копировально-множительные работы.
Нормативная численность персонала определяется исходя из расчета: 1 рабочий на 5 многотиражных копировально-множительных машин общего пользования (требующих трудозатрат оператора). Индивидуальные устройства не учитываются.
2.6.3. Уборка территории, уход за зелеными насаждениями.
Нормативная численность персонала определяется исходя из расчета: 1 рабочий на 3000 м2 убираемой площади территории.
2.6.4. Ремонтные работы (столярные, сантехнические и др.).
Нормативная численность персонала определяется исходя из расчета: 1 рабочий на 150 чел. нормативной численности персонала ИВЦ, определенной по п.п. 2.1-2.5.
2.6.5. Гардеробное обслуживание.
Численность рабочих в количестве 2 чел. устанавливается при наличии общественного гардероба.
2.6.6. Численность специалистов по обслуживанию помещений ИВЦ определяется исходя из расчета: 1 чел. на 10 рабочих, численность которых определена в соответствии с пунктами 2.6.1.-2.6.5.
2.7. Нормативы численности персонала по функции «Техническое обслуживание и ремонт средств автотранспорта ИВЦ»
Таблица 11
Количество единиц технически исправных автотранспортных средств в обслуживании ИВЦ, ед. |
Численность персонала, чел. |
|
рабочих |
специалистов |
|
1 |
1,0 |
- |
5 |
4,5 |
0,5 |
10 |
9,0 |
1,0 |
17 |
13,5 |
1,5 |
2.8. Нормативная численность персонала Руководства службы (отдела) АСУ
Таблица 12
Суммарная нормативная численность персонала службы (отдела) АСУ по функциям 2.1-2.5, чел. |
Численность руководителей, чел. |
5-15 |
1 |
30 |
2 |
50 |
3 |
80 |
4 |
свыше 120 |
5 |
При численности свыше 50 чел. в службе (отделе) АСУ может быть дополнительно предусмотрен кладовщик (рабочий).
2.9. Нормативная численность персонала ИВЦ по функции «Капитальное строительство»
Таблица 13
Годовой объем капитальных вложений в ценах 1991 г., млн. руб. |
Численность PCC, чел. |
0,5-1,0 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
7 |
4 |
11 |
5 |
16 |
6 |
Численность бухгалтеров по учету капвложений составляет 12 % от численности по данной функции.
2.10. Нормативы численности персонала Управления ИВЦ (Информэнергосвязь, Энергосвязь и др.)
Таблица 14
№№ п/п |
Наименование функции Управления |
Суммарная нормативная численность персонала ИВЦ по функциям 2.1-2.7, 2.9. чел. |
||||
100 |
200 |
400 |
700 |
1100 |
||
1. |
Общее административно-техническое руководство |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
2. |
Производственно-техническая деятельность |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3. |
Обеспечение надежности и техники безопасности, охрана труда |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4. |
Технико-экономическое планирование |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
5. |
Организация труда и заработной платы |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
6. |
Комплектование и подготовка кадров |
0,5 |
1 |
1 |
2 |
|
7. |
Бухгалтерский учет, отчетность и анализ, финансовая деятельность |
3 |
4 |
5 |
6 |
6 |
8. |
Обеспечение экономической и информационной безопасности, специальная и мобилизационная работа, работа по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
9. |
Материально-техническое обеспечение |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. |
Юридическая работа |
- |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
11. |
Общее делопроизводство |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
ИТОГО: |
13 |
18 |
28 |
34 |
40 |
3. СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В сборнике
АО-энерго - акционерное общество (компания) энергетики и электрификации, находящееся на территории Российской Федерации
АСДУ - автоматизированная система диспетчерского управления
АСКУЭ - автоматизированная система контроля и учета электроэнергии
АСУ - автоматизированная система управления
АСУ ТП - автоматизированная система управления технологическими процессами
ИВЦ - информационно-вычислительный центр
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая часть
2. Нормативная часть
3. Сокращения, используемые в сборнике