Общие технические требования к воздушным линиям электропередачи 110-750 кВ нового поколения

 

 

Область применения

 

Общие технические требования распространяются на воздушные линии электропередачи (ВЛ) напряжением 110-750 кВ ОАО "ФСК ЕЭС" и должны учитываться другими собственниками объектов ЕНЭС.

Настоящий документ действует:

• при проектировании, строительстве вновь сооружаемых ВЛ;

• при комплексной реконструкции и техническом перевооружении действующих ВЛ.

Общие технические требования должны использоваться при проектировании до утверждений Норм технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше.

Отличительные признаки ВЛ нового поколения

• более высокая надежность и экономичность в эксплуатации;

• применение конструкций, элементов и оборудования, обеспечивающих минимальные затраты на ремонтно-эксплуатационное обслуживание в течение всего срока службы;

• использование передовых безопасных методов строительства и эксплуатации;

• комплексные системы мониторинга и контроля состояния линий, основных конструкций и оборудования;

• эффективные системы защиты ВЛ от гололедно-ветровых воздействий и грозовых перенапряжений, защиты проводов и тросов от вибрации и пляски;

• повышенная защищенность от воздействия таких внешних факторов, как приближение к проводам деревьев, высокогабаритного транспорта на пересечениях с дорогами и судоходными водоемами, сельскохозяйственных машин на полях, низовые пожары и палы на трассе, вандализм и терроризм;

 

Общие требования

 

Воздушные линии нового поколения должны обеспечивать:

• высокую ремонтопригодность и минимальные затраты при восстановлении после сверхрасчетных воздействий климатических факторов и пожаров;

• соответствие российским нормам, современным экологическим требованиям, рекомендациям СИГРЭ и МЭК в области электрических и магнитных полей, радиопомех и акустических шумов;

• соответствие надежности энергоснабжения требованиям ПУЭ и уровню ответственности линии;

• максимальную технически и экономически обоснованную пропускную способность;

• совершенствование форм и методов организации эксплуатации с использованием современных средств диагностики и прогнозирования сроков службы ВЛ;

• высокий уровень информационных технологий;

• совершенствование технологии и качества строительных и монтажных работ;

• экономически обоснованные потери энергии;

• экономное использование земли;

• низкие эксплуатационные расходы;

• применение передовых методов эксплуатации и безопасных условий труда, в том числе выполнение работ под напряжением, современных и надежных механизмов, средств малой механизации, приспособлений и инструмента;

На воздушных линиях электропередачи должны применяться новая техника и технологии, строительные конструкции, оборудование (многогранные опоры, опоры из гнутого профиля, компактные опоры, передовые технологии монтажа и ремонта, средства механизации, приспособления и др.).

К опорам ВЛ в технически и экономически обоснованных случаях могут подвешиваться неметаллические оптические кабели связи.

Подвесные ОПН для повышения грозоупорности ВЛ могут быть использованы как дополнение к тросовой защите, так и вместо грозозащитных тросов на безтросовых участках ВЛ.

При проектировании ВЛ должны быть обеспечены:

• сооружение ВЛ по индивидуальным проектам;

• выбор конструкций, элементов и узлов на основе технико-экономического сравнения вариантов;

• применение конструкций типовой унификации.

 

Требования к элементам воздушных линий

 

Требования к опорам

Высота опор должна обеспечивать соблюдение экологических требований вблизи ВЛ, защиту проводов ВЛ от воздействий транспорта на дорогах, сельскохозяйственных машин на полях и, при экономической целесообразности, максимальное сокращение ширины просеки в лесных массивах.

• Конструкции многоцепных опор должны обеспечивать подвеску до двух цепей ВЛ напряжением 330, 500 кВ и до четырех цепей ВЛ напряжением до 220 кВ.

• Типовые опоры, а также опоры оптимальных геометрических размеров, разрабатываемых для конкретных участков ВЛ, должны быть экономически обоснованы для конкретных условий прохождения трассы.

• Для изготовления опор должны применяться марки сталей повышенной прочности и коррозионной стойкости.

• Анкерно-угловые опоры должны быть жёсткой конструкции. В ненаселенной и труднодоступной местности в экономически обоснованных случаях допускается применение анкерно-угловых опор с оттяжками.

• Промежуточные и анкерно-угловые опоры могут быть изготовлены на основе стальных стоек из замкнутого профиля.

• Анкерно-угловые транспозиционные опоры должны занимать минимальную площадь земли.

• Все металлические опоры должны быть оборудованы средствами, предотвращающими их несанкционированную разборку и повреждение, а также демонтаж оборудования и проводов.

• Применять в качестве антикоррозионной защиты металлоконструкций опор горячую оцинковку или системы покрытий с применением цинкнаполненных покрытий («холодное» цинкование) или специальные защитные антикоррозионные покрытия, в том числе полимерные.

• Опоры должны быть снабжены специальными страховочными устройствами, обеспечивающими безопасный подъем и перемещение эксплуатационного персонала по стойкам, траверсам и тросостойкам.

• Опоры должны удовлетворять требованиям удобства обслуживания и ремонтопригодности.

• На опорах и их элементах должна быть предусмотрена возможность крепления специальных устройств и приспособлений для выполнения ремонтно-эксплуатационных работ.

• Конструкции опор должны обеспечивать возможность производства технического обслуживания и ремонта на ВЛ под напряжением.

• Опоры должны быть максимально технологичны при установке и монтаже проводов и тросов, детали опор доступны к перевозке грузовым транспортом, не требующим, как правило, специального разрешения при передвижении по дорогам.

 

Требования к фундаментам

Конструкции фундаментов опор должны обеспечивать необходимую прочность и устойчивость опор ВЛ во всех случаях на весь срок эксплуатации.

• Фундаменты должны проектироваться на основании инженерно-геологических и инженерно-гидрологических изысканий.

• Фундаменты, как правило, должны быть сборными железобетонными (грибовидные подножники, свайные фундаменты из железобетонных свай с металлическими ростверками, малозаглубленные и поверхностные, фундаменты из железобетонных плит и свай и т.д.). Конструкции фундаментов должны обеспечивать, как правило, доступные индустриальные методы производства работ в полевых условиях.

• При невозможности применения сборных фундаментов могут применяться монолитные железобетонные или сборно-монолитные железобетонные фундаменты.

• Конструкции фундаментов в вечномерзлых грунтах должны обеспечивать возможность выполнения работ в условиях вечной мерзлоты.

• При проектировании фундаментов в пучинистых грунтах должны разрабатываться противопучинные мероприятия или применяться конструкции фундаментов, устойчивые к пучинистым грунтам.

• Марки железобетонных конструкций фундаментов по морозостойкости и водопроницаемости, стойкости в агрессивных средах должны обеспечивать целостность фундаментов без дополнительных защитных покрытий в течение всего срока службы.

• Металлоконструкции фундаментов, находящихся в грунте, должны быть защищены от коррозии современными коррозионностойкими материалами. Подвижные соединения металлических узлов в земле (петлевые соединения) не допускаются.

 

Требования к проводам и грозозащитным тросам

Провода и грозозащитные тросы на новых и реконструируемых ВЛ должны выбираться и проектироваться в соответствии с действующими ПУЭ.

Провода должны:

• иметь низкое активное сопротивление переменному току;

• иметь малые потери при передаче электроэнергии;

• обеспечивать высокую коррозионную стойкость;

• иметь улучшенные аэродинамические характеристики с целью снижения механических нагрузок на опору и увеличения длин пролетов;

• обладать высокой механической прочностью;

• обладать достаточной термической стойкостью;

• иметь высокий порог напряжения начала короны;

• обладать повышенной способностью самодемпфирования;

• обладать сниженной адгезией к снегу и гололеду;

• обладать низким уровнем акустических шумов;

• обладать низким уровнем радио и телевизионных помех.

В качестве проводов на ВЛ могут применяться:

• сталеалюминиевые провода со стальным сердечником, заполненным смазкой;

• сталеалюминиевые провода с пониженным активным сопротивлением переменному току, в том числе со стальным сердечником из немагнитной нержавеющей стали;

• провода со стальными проволоками, плакированными алюминием;

• высокотемпературные сталеалюминиевые провода (алюминиевый термообработанный сплав);

• провода с применением проводящих повивов из высокопрочных алюминиевых сплавов, уплотненной скрутки и других современных конструкций.

Грозозащитные тросы должны:

• иметь низкое активное сопротивление переменному току;

• обеспечивать высокую коррозионную стойкость;

• иметь улучшенные аэродинамические характеристики с целью снижения механических нагрузок на опору и увеличения длин пролетов;

• обладать высокой механической прочностью;

• обладать высокой стойкостью к молниевым разрядам;

• обладать возможностью организации волоконно-оптических каналов связи.

В качестве грозозащитного троса может применяться:

• стальной канат из оцинкованных проволок с заполнением смазкой межпроволочного пространства;

• сталеалюминиевый провод с повышенным сечением стального сердечника с заполнением сердечника смазкой;

• грозозащитные тросы со встроенными волоконно-оптическими кабелями для организации по ним современных каналов связи;

• грозозащитный трос с нержавеющими стальными проволоками в наружном слое;

• грозозащитный трос с проволоками из нержавеющей азотосодержащей стали;

• грозозащитный трос из стальных проволок, плакированных алюминием.

 

Требования к оттяжкам

В качестве оттяжек опор следует применять:

• стальные канаты из оцинкованных проволок обычной и высокой прочности со смазкой.

 

Требования к изоляторам

Изоляторы на ВЛ во всех случаях должны выбираться по действующим нормам ПУЭ, ГОСТ Р, отраслевым техническим требованиям с учетом местных условий, в том числе карт степени загрязнения изоляции.

Изоляторы ВЛ должны обладать:

• высокой механической прочностью;

• высокой надежностью в эксплуатации, низким уровнем отбраковки;

• высокой электрической прочностью в условиях загрязнения и увлажнения;

• высоким уровнем начала электрических разрядов;

• низким уровнем радиопомех;

• низким уровнем акустических шумов;

• малой массой и удобством транспортирования и эксплуатации;

При выборе типов изоляторов следует отдавать предпочтение изоляторам, не требующим специального инструментального контроля технического состояния в течение всего срока эксплуатации.

На ВЛ следует применять:

• стеклянные тарельчатые изоляторы с уровнем отбраковки не хуже 10-4;

• фарфоровые тарельчатые передовых зарубежных фирм с уровнем отбраковки не хуже 10-5;

• стеклянные изоляторы со сниженным уровнем радиопомех с уплотнениями из кремнийорганической резины;

• длинностержневые полимерные изоляторы нового поколения отечественного и импортного производства, с уровнем отбраковки не хуже 10-6;

• длинностержневые фарфоровые изоляторы передовых зарубежных фирм с уровнем отбраковки не хуже 10-6.

В районах, где наблюдаются частые повреждения изоляторов ВЛ от вандализма, следует отдавать предпочтение применению антивандальных конструкций изоляторов (полимерных, фарфоровых длинностержневых).

 

Требования к линейной арматуре.

Линейная арматура должна:

• обладать высокой механической прочностью и надежностью;

• обладать повышенной износостойкостью;

• иметь стандартные размеры сопряжений, обеспечивающих универсальность применения в гирляндах изоляторов и взаимозаменяемость;

• обладать малой массой;

• обладать высокой коррозионной стойкостью;

• обладать удобством монтажа;

• не требовать специального обслуживания и контроля в период всего срока эксплуатации ВЛ.

Арматура, монтируемая на проводах, должна иметь минимальные потери на перемагничивание и вихревые токи.

Узлы крепления гирлянд изоляторов к опорам должны обеспечивать их надежность и долговечность в течение всего срока эксплуатации ВЛ.

Защитная арматура должна обеспечивать выравнивание распределения напряжения по гирляндам изоляторов, обладать высоким уровнем начала короны, устойчивостью к деформациям в эксплуатации, удобством монтажа.

На ВЛ рекомендуется применять:

• эффективные внутрифазовые распорки-демпферы с резинометаллическими шарнирами на ВЛ с расщепленными проводами фаз.

• междуфазовые изолирующие распорки для предотвращения междуфазовых перекрытий, схлестывания проводов при интенсивной пляске и при несинхронных качаниях проводов.

• расстраивающие маятники для ограничения колебаний проводов при пляске на ВЛ в районах с частой пляской проводов;

• грузы-ограничители закручивания проводов и снегоотталкивающие кольца для защиты проводов от налипания мокрого снега;

• многорезонансные гасители вибрации для эффективного ограничения вибрации фазных проводов и грозозащитных тросов;

• для ВЛ напряжением 330 кВ и выше для выравнивания электрических полей и защиты от короны следует применять жесткие защитные экраны из алюминиевых груб тороидальной формы;

• для стальных проводов и грозозащитных тросов в качестве натяжных зажимов и зажимов для их соединения следует применять прессуемые зажимы;

• для крепления грозозащитных тросов со встроенным волоконно-оптическим кабелем и диэлектрических волоконно-оптических кабелей на ВЛ должна использоваться линейная арматура, рекомендованная производителем кабеля.

 

Эксплуатация ВЛ

При организации технического обслуживания и ремонта воздушных линий электропередачи службы эксплуатации сетевых предприятий должны руководствоваться «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», М., СПО ОРГРЭС, 2003 и «Типовой инструкцией по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ» РД 34.20.504-94, СПО ОРГРЭС, 1996 г.

При использовании на ВЛ особых конструктивных решений, требуется разработка и проведение специальных мероприятий по обслуживанию и ремонту ВЛ.

Планирование ремонтов и технического обслуживания рекомендуется осуществлять с учетом оценки фактического технического состояния ВЛ.

 

Нормативно-методическое сопровождение

 

При проектировании, строительстве и эксплуатации воздушных линий электропередачи следует руководствоваться национальными стандартами на изоляторы, провода и линейную арматуру, нормативными документами согласно приказу РАО «ЕЭС России» № 422 от 14.08.2003 «О пересмотре нормативно-технических документов и порядке их действия в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», в том числе новыми главами ПУЭ 7-го издания, «Рекомендациями по технологическому проектированию воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше», утвержденными приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 284. Издательство НЦ «ЭНАС», Москва, 2004 г., «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», М., СПО ОРГРЭС, 2003, и другими действующими на настоящий момент НТД, СНиП и Санитарными нормами, а также новыми нормативно-техническими документами по мере их утверждения.

 


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ