|
|
Общие технические требования к воздушным линиям электропередачи 110-750 кВ нового поколения
Область применения
Общие технические требования распространяются на воздушные линии электропередачи (ВЛ) напряжением 110-750 кВ ОАО "ФСК ЕЭС" и должны учитываться другими собственниками объектов ЕНЭС.
Настоящий документ действует:
• при проектировании, строительстве вновь сооружаемых ВЛ;
• при комплексной реконструкции и техническом перевооружении действующих ВЛ.
Общие технические требования должны использоваться при проектировании до утверждений Норм технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше.
Отличительные признаки ВЛ нового поколения
• более высокая надежность и экономичность в эксплуатации;
• применение конструкций, элементов и оборудования, обеспечивающих минимальные затраты на ремонтно-эксплуатационное обслуживание в течение всего срока службы;
• использование передовых безопасных методов строительства и эксплуатации;
• комплексные системы мониторинга и контроля состояния линий, основных конструкций и оборудования;
• эффективные системы защиты ВЛ от гололедно-ветровых воздействий и грозовых перенапряжений, защиты проводов и тросов от вибрации и пляски;
• повышенная защищенность от воздействия таких внешних факторов, как приближение к проводам деревьев, высокогабаритного транспорта на пересечениях с дорогами и судоходными водоемами, сельскохозяйственных машин на полях, низовые пожары и палы на трассе, вандализм и терроризм;
Общие требования
Воздушные линии нового поколения должны обеспечивать:
• высокую ремонтопригодность и минимальные затраты при восстановлении после сверхрасчетных воздействий климатических факторов и пожаров;
• соответствие российским нормам, современным экологическим требованиям, рекомендациям СИГРЭ и МЭК в области электрических и магнитных полей, радиопомех и акустических шумов;
• соответствие надежности энергоснабжения требованиям ПУЭ и уровню ответственности линии;
• максимальную технически и экономически обоснованную пропускную способность;
• совершенствование форм и методов организации эксплуатации с использованием современных средств диагностики и прогнозирования сроков службы ВЛ;
• высокий уровень информационных технологий;
• совершенствование технологии и качества строительных и монтажных работ;
• экономически обоснованные потери энергии;
• экономное использование земли;
• низкие эксплуатационные расходы;
• применение передовых методов эксплуатации и безопасных условий труда, в том числе выполнение работ под напряжением, современных и надежных механизмов, средств малой механизации, приспособлений и инструмента;
На воздушных линиях электропередачи должны применяться новая техника и технологии, строительные конструкции, оборудование (многогранные опоры, опоры из гнутого профиля, компактные опоры, передовые технологии монтажа и ремонта, средства механизации, приспособления и др.).
К опорам ВЛ в технически и экономически обоснованных случаях могут подвешиваться неметаллические оптические кабели связи.
Подвесные ОПН для повышения грозоупорности ВЛ могут быть использованы как дополнение к тросовой защите, так и вместо грозозащитных тросов на безтросовых участках ВЛ.
При проектировании ВЛ должны быть обеспечены:
• сооружение ВЛ по индивидуальным проектам;
• выбор конструкций, элементов и узлов на основе технико-экономического сравнения вариантов;
• применение конструкций типовой унификации.
Требования к элементам воздушных линий
Требования к опорам
• Высота опор должна обеспечивать соблюдение экологических требований вблизи ВЛ, защиту проводов ВЛ от воздействий транспорта на дорогах, сельскохозяйственных машин на полях и, при экономической целесообразности, максимальное сокращение ширины просеки в лесных массивах.
• Конструкции многоцепных опор должны обеспечивать подвеску до двух цепей ВЛ напряжением 330, 500 кВ и до четырех цепей ВЛ напряжением до 220 кВ.
• Типовые опоры, а также опоры оптимальных геометрических размеров, разрабатываемых для конкретных участков ВЛ, должны быть экономически обоснованы для конкретных условий прохождения трассы.
• Для изготовления опор должны применяться марки сталей повышенной прочности и коррозионной стойкости.
• Анкерно-угловые опоры должны быть жёсткой конструкции. В ненаселенной и труднодоступной местности в экономически обоснованных случаях допускается применение анкерно-угловых опор с оттяжками.
• Промежуточные и анкерно-угловые опоры могут быть изготовлены на основе стальных стоек из замкнутого профиля.
• Анкерно-угловые транспозиционные опоры должны занимать минимальную площадь земли.
• Все металлические опоры должны быть оборудованы средствами, предотвращающими их несанкционированную разборку и повреждение, а также демонтаж оборудования и проводов.
• Применять в качестве антикоррозионной защиты металлоконструкций опор горячую оцинковку или системы покрытий с применением цинкнаполненных покрытий («холодное» цинкование) или специальные защитные антикоррозионные покрытия, в том числе полимерные.
• Опоры должны быть снабжены специальными страховочными устройствами, обеспечивающими безопасный подъем и перемещение эксплуатационного персонала по стойкам, траверсам и тросостойкам.
• Опоры должны удовлетворять требованиям удобства обслуживания и ремонтопригодности.
• На опорах и их элементах должна быть предусмотрена возможность крепления специальных устройств и приспособлений для выполнения ремонтно-эксплуатационных работ.
• Конструкции опор должны обеспечивать возможность производства технического обслуживания и ремонта на ВЛ под напряжением.
• Опоры должны быть максимально технологичны при установке и монтаже проводов и тросов, детали опор доступны к перевозке грузовым транспортом, не требующим, как правило, специального разрешения при передвижении по дорогам.
Требования к фундаментам
• Конструкции фундаментов опор должны обеспечивать необходимую прочность и устойчивость опор ВЛ во всех случаях на весь срок эксплуатации.
• Фундаменты должны проектироваться на основании инженерно-геологических и инженерно-гидрологических изысканий.
• Фундаменты, как правило, должны быть сборными железобетонными (грибовидные подножники, свайные фундаменты из железобетонных свай с металлическими ростверками, малозаглубленные и поверхностные, фундаменты из железобетонных плит и свай и т.д.). Конструкции фундаментов должны обеспечивать, как правило, доступные индустриальные методы производства работ в полевых условиях.
• При невозможности применения сборных фундаментов могут применяться монолитные железобетонные или сборно-монолитные железобетонные фундаменты.
• Конструкции фундаментов в вечномерзлых грунтах должны обеспечивать возможность выполнения работ в условиях вечной мерзлоты.
• При проектировании фундаментов в пучинистых грунтах должны разрабатываться противопучинные мероприятия или применяться конструкции фундаментов, устойчивые к пучинистым грунтам.
• Марки железобетонных конструкций фундаментов по морозостойкости и водопроницаемости, стойкости в агрессивных средах должны обеспечивать целостность фундаментов без дополнительных защитных покрытий в течение всего срока службы.
• Металлоконструкции фундаментов, находящихся в грунте, должны быть защищены от коррозии современными коррозионностойкими материалами. Подвижные соединения металлических узлов в земле (петлевые соединения) не допускаются.
Требования к проводам и грозозащитным тросам
Провода и грозозащитные тросы на новых и реконструируемых ВЛ должны выбираться и проектироваться в соответствии с действующими ПУЭ.
Провода должны:
• иметь низкое активное сопротивление переменному току;
• иметь малые потери при передаче электроэнергии;
• обеспечивать высокую коррозионную стойкость;
• иметь улучшенные аэродинамические характеристики с целью снижения механических нагрузок на опору и увеличения длин пролетов;
• обладать высокой механической прочностью;
• обладать достаточной термической стойкостью;
• иметь высокий порог напряжения начала короны;
• обладать повышенной способностью самодемпфирования;
• обладать сниженной адгезией к снегу и гололеду;
• обладать низким уровнем акустических шумов;
• обладать низким уровнем радио и телевизионных помех.
В качестве проводов на ВЛ могут применяться:
• сталеалюминиевые провода со стальным сердечником, заполненным смазкой;
• сталеалюминиевые провода с пониженным активным сопротивлением переменному току, в том числе со стальным сердечником из немагнитной нержавеющей стали;
• провода со стальными проволоками, плакированными алюминием;
• высокотемпературные сталеалюминиевые провода (алюминиевый термообработанный сплав);
• провода с применением проводящих повивов из высокопрочных алюминиевых сплавов, уплотненной скрутки и других современных конструкций.
Грозозащитные тросы должны:
• иметь низкое активное сопротивление переменному току;
• обеспечивать высокую коррозионную стойкость;
• иметь улучшенные аэродинамические характеристики с целью снижения механических нагрузок на опору и увеличения длин пролетов;
• обладать высокой механической прочностью;
• обладать высокой стойкостью к молниевым разрядам;
• обладать возможностью организации волоконно-оптических каналов связи.
В качестве грозозащитного троса может применяться:
• стальной канат из оцинкованных проволок с заполнением смазкой межпроволочного пространства;
• сталеалюминиевый провод с повышенным сечением стального сердечника с заполнением сердечника смазкой;
• грозозащитные тросы со встроенными волоконно-оптическими кабелями для организации по ним современных каналов связи;
• грозозащитный трос с нержавеющими стальными проволоками в наружном слое;
• грозозащитный трос с проволоками из нержавеющей азотосодержащей стали;
• грозозащитный трос из стальных проволок, плакированных алюминием.
Требования к оттяжкам
В качестве оттяжек опор следует применять:
• стальные канаты из оцинкованных проволок обычной и высокой прочности со смазкой.
Требования к изоляторам
Изоляторы на ВЛ во всех случаях должны выбираться по действующим нормам ПУЭ, ГОСТ Р, отраслевым техническим требованиям с учетом местных условий, в том числе карт степени загрязнения изоляции.
Изоляторы ВЛ должны обладать:
• высокой механической прочностью;
• высокой надежностью в эксплуатации, низким уровнем отбраковки;
• высокой электрической прочностью в условиях загрязнения и увлажнения;
• высоким уровнем начала электрических разрядов;
• низким уровнем радиопомех;
• низким уровнем акустических шумов;
• малой массой и удобством транспортирования и эксплуатации;
При выборе типов изоляторов следует отдавать предпочтение изоляторам, не требующим специального инструментального контроля технического состояния в течение всего срока эксплуатации.
На ВЛ следует применять:
• стеклянные тарельчатые изоляторы с уровнем отбраковки не хуже 10-4;
• фарфоровые тарельчатые передовых зарубежных фирм с уровнем отбраковки не хуже 10-5;
• стеклянные изоляторы со сниженным уровнем радиопомех с уплотнениями из кремнийорганической резины;
• длинностержневые полимерные изоляторы нового поколения отечественного и импортного производства, с уровнем отбраковки не хуже 10-6;
• длинностержневые фарфоровые изоляторы передовых зарубежных фирм с уровнем отбраковки не хуже 10-6.
В районах, где наблюдаются частые повреждения изоляторов ВЛ от вандализма, следует отдавать предпочтение применению антивандальных конструкций изоляторов (полимерных, фарфоровых длинностержневых).
Требования к линейной арматуре.
Линейная арматура должна:
• обладать высокой механической прочностью и надежностью;
• обладать повышенной износостойкостью;
• иметь стандартные размеры сопряжений, обеспечивающих универсальность применения в гирляндах изоляторов и взаимозаменяемость;
• обладать малой массой;
• обладать высокой коррозионной стойкостью;
• обладать удобством монтажа;
• не требовать специального обслуживания и контроля в период всего срока эксплуатации ВЛ.
Арматура, монтируемая на проводах, должна иметь минимальные потери на перемагничивание и вихревые токи.
Узлы крепления гирлянд изоляторов к опорам должны обеспечивать их надежность и долговечность в течение всего срока эксплуатации ВЛ.
Защитная арматура должна обеспечивать выравнивание распределения напряжения по гирляндам изоляторов, обладать высоким уровнем начала короны, устойчивостью к деформациям в эксплуатации, удобством монтажа.
На ВЛ рекомендуется применять:
• эффективные внутрифазовые распорки-демпферы с резинометаллическими шарнирами на ВЛ с расщепленными проводами фаз.
• междуфазовые изолирующие распорки для предотвращения междуфазовых перекрытий, схлестывания проводов при интенсивной пляске и при несинхронных качаниях проводов.
• расстраивающие маятники для ограничения колебаний проводов при пляске на ВЛ в районах с частой пляской проводов;
• грузы-ограничители закручивания проводов и снегоотталкивающие кольца для защиты проводов от налипания мокрого снега;
• многорезонансные гасители вибрации для эффективного ограничения вибрации фазных проводов и грозозащитных тросов;
• для ВЛ напряжением 330 кВ и выше для выравнивания электрических полей и защиты от короны следует применять жесткие защитные экраны из алюминиевых груб тороидальной формы;
• для стальных проводов и грозозащитных тросов в качестве натяжных зажимов и зажимов для их соединения следует применять прессуемые зажимы;
• для крепления грозозащитных тросов со встроенным волоконно-оптическим кабелем и диэлектрических волоконно-оптических кабелей на ВЛ должна использоваться линейная арматура, рекомендованная производителем кабеля.
Эксплуатация ВЛ
При организации технического обслуживания и ремонта воздушных линий электропередачи службы эксплуатации сетевых предприятий должны руководствоваться «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», М., СПО ОРГРЭС, 2003 и «Типовой инструкцией по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ» РД 34.20.504-94, СПО ОРГРЭС, 1996 г.
При использовании на ВЛ особых конструктивных решений, требуется разработка и проведение специальных мероприятий по обслуживанию и ремонту ВЛ.
Планирование ремонтов и технического обслуживания рекомендуется осуществлять с учетом оценки фактического технического состояния ВЛ.
Нормативно-методическое сопровождение
При проектировании, строительстве и эксплуатации воздушных линий электропередачи следует руководствоваться национальными стандартами на изоляторы, провода и линейную арматуру, нормативными документами согласно приказу РАО «ЕЭС России» № 422 от 14.08.2003 «О пересмотре нормативно-технических документов и порядке их действия в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», в том числе новыми главами ПУЭ 7-го издания, «Рекомендациями по технологическому проектированию воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше», утвержденными приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 284. Издательство НЦ «ЭНАС», Москва, 2004 г., «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», М., СПО ОРГРЭС, 2003, и другими действующими на настоящий момент НТД, СНиП и Санитарными нормами, а также новыми нормативно-техническими документами по мере их утверждения.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ