ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 1997 года N 1619
О ревизии средств учета электрической энергии и маркировании их
специальными знаками визуального контроля
В целях устранения нарушений, выявленных в процессе осуществления государственного надзора за эффективным использованием электрической энергии, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Принять предложение Министерства топлива и энергетики Российской Федерации о проведении в 1998-2000 годах ревизии средств учета электрической энергии, используемых для расчетов с юридическими лицами за потребляемую электрическую энергию, с одновременным маркированием этих средств специальными знаками визуального контроля, обеспечивающими необходимую защиту от несанкционированного доступа с целью искажения результатов измерений.
2. Установить, что ответственными за установку на средства учета электрической энергии специальных знаков визуального контроля являются организации, осуществляющие поставку (сбыт) электрической энергии потребителям - юридическим лицам, и территориальные органы государственного энергетического надзора.
3. Министерству топлива и энергетики Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и после согласования с Министерством финансов Российской Федерации утвердить порядок проведения ревизии и маркирования специальными знаками визуального контроля средств учета электрической энергии, используемых для расчетов с юридическими лицами за потребляемую электрическую энергию.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ И МАРКИРОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗНАКАМИ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ СРЕДСТВ УЧЕТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
УТВЕРЖДЕНО
Министерством топлива и энергетики РФ 16 сентября 1998 г.
Председателем Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии 3 октября 1998 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 октября 1998 г.
Регистрационный № 1636
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке проведения ревизии и маркировании специальными знаками визуального контроля средств учета электрической энергии (далее именуется Положение), разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 № 1619 "О ревизии средств учета электрической энергии и маркировании их специальными знаками визуального контроля"1.
1.2. Средства учета электрической энергии - совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме2.
Ревизия средств учета электрической энергии (далее - средства учета), используемых для расчетов с юридическими лицами за потребляемую электроэнергию, производится в 1998-2000 годах, а в дальнейшем - при осуществлении периодических проверок.
________________
1 Собрание законодательства Российской Федерации 1998, № 1, ст.130.
2 Правила учета электрической энергии, утвержденные Минтопэнерго России 19.09.96 и Минстроем России 26.09.96. Зарегистрированы Минюстом России 24.10.96, регистрационный № 1182. "Российские вести" от 14.11.96, № 215.
1.3. Маркирование средств учета, подлежащих ревизии, осуществляется специальными знаками визуального контроля (далее - знаки), изготовленными по специальной технологии по техническим условиям, утверждаемым государственным энергетическим надзором Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и РАО "ЕЭС России".
Защищенный знак представляет собой специальную голограмму, изготовленную на диэлектрической основе, разрушаемой при малейшем физическом воздействии. Знак состоит из 2 компонентов: полимерного листа (подосновы) и защищенного знака.
Описание знаков приведено в приложении 1 к настоящему Положению.
1.4. Организация производства знаков и их распространение осуществляется централизованно в соответствии с настоящим Положением.
1.5. Ответственными за установку на средства учета электрической энергии специальных знаков визуального контроля являются организации, осуществляющие поставку (сбыт) электрической энергии потребителям - юридическим лицам, и территориальные органы государственного энергетического надзора1.
________________
1 Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 № 1619.
II. Ревизия средств учета электрической энергии
2.1. Организации, осуществляющие поставку (сбыт) электрической энергии потребителям - юридическим лицам, направляют в управление государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации списки средств учета электрической энергии, подлежащих ревизии (по форме приложения 2 к Положению), для составления графика проведения ревизии и копии заявок изготовителю знаков на приобретение необходимого количества знаков для маркирования средств учета электрической энергии.
2.2. Управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации сообщают изготовителю знаков перечни энергосбытовых организаций на подконтрольной им территории.
2.3. Организации, осуществляющие поставку (сбыт) электрической энергии потребителям - юридическим лицам, после составления списка средств учета электрической энергии, подлежащих ревизии, составляют и направляют изготовителю знаков заявки на приобретение знаков для маркирования средств учета электрической энергии.
2.4. Управление государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации, на основании полученных списков, составляет сводный график проведения ревизии средств учета и сообщает его всем энергосбытовым организациям и территориальному органу Госстандарта России.
2.5. Главной задачей проведения ревизии средств учета электрической энергии является проверка соответствия их фактического состояния требованиям действующих нормативных документов, соблюдения сроков периодических проверок и повышения их защищенности от несанкционированного доступа.
Ревизия должна осуществляться путем визуального осмотра, проверки пломб и технической документации средств учета электрической энергии.
В ходе ревизии должны быть проверены:
- установка расчетных приборов учета на границе сетей потребителя и энергоснабжающей организации и способ учета потерь электроэнергии на участке от границы до места установки расчетных приборов учета, если они установлены не на границе сетей потребителя и энергоснабжающей организации;
- соответствие классов точности расчетных электросчетчиков и измерительных трансформаторов тока и напряжения требованиям действующих нормативных правовых актов об устройстве электроустановок;
- наличие необходимых пломб на расчетных приборах учета;
- соблюдение межповерочных интервалов расчетных электросчетчиков, трансформаторов тока и трансформаторов напряжения;
- соответствие коэффициентов трансформации трансформаторов тока реальным режимам загрузки проверяемых присоединений;
- отсутствие перегрузки на трансформаторах напряжения, к которым подсоединены расчетные электросчетчики;
- величина потерь напряжения в соединительных проводах от трансформаторов напряжения до расчетных электросчетчиков и ее соответствие требованиям действующих правил устройства электроустановок;
- соответствие температурного режима эксплуатации расчетных электросчетчиков требованиям технических паспортов проверяемых приборов, а также наличие и исправность утепляющих кожухов на них при установке в неотапливаемых помещениях;
- наличие и количество незащищенных от несанкционированного вмешательства клеммных соединений в цепях учета, приводов трансформаторов напряжения, подлежащих маркированию знаками;
- правильность схемы включения расчетных приборов учета.
Как правило, при проведении ревизии контрольные приборные измерения в цепях учета не осуществляются. Однако при возникновении у членов комиссии сомнений в правильности включения ревизуемых приборов учета, такие измерения могут быть проведены с оформлением этих работ в установленном порядке и соблюдением действующих нормативных правовых актов о технике безопасности.
2.6. График проведения ревизии и состав комиссии определяется управлением государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации заблаговременно и доводится до всех заинтересованных лиц.
2.7. Ревизия проводится комиссией, состоящей из представителей энергосбытовой организации, потребителя, территориального органа Госстандарта России и инспектора управления государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации.
Участие в комиссии представителя территориального управления государственного энергетического надзора обязательно при проведении ревизии средств учета, обеспечивающих учет выработанной электроэнергии и учет межсистемных перетоков энергии.
Председателем комиссии может быть назначен представитель управления государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации или представитель Госстандарта России.
Все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности не ниже третьей.
2.8. По требованию комиссии потребитель и электросбытовая организация обязаны предоставить все необходимые для проведения ревизии материалы и документацию (договор об электроснабжении, протоколы измерений нагрузок измерительных трансформаторов тока и напряжения, протоколы измерений потерь напряжения в проводах, соединяющих измерительные трансформаторы напряжения и электросчетчики, принципиальные и монтажные схемы цепей учета и т.п.).
2.9. Результаты проведения ревизии оформляются актом (Приложение 3). Акт о проведении ревизии и маркировании средств учета электрической энергии, используемых для расчетов за потребляемую электроэнергию с юридическим лицом, составляется в четырех экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии при их согласии с результатами ревизии.
В этом случае непосредственно после окончания ревизии должно быть проведено маркирование средств учета электрической энергии специальными знаками визуального контроля.
Один экземпляр акта остается в энергосбытовой организации, второй - у потребителя. По одному экземпляру направляется в соответствующее управление государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации и территориальный орган Госстандарта России, независимо от того, принимали ли участие их представители в проведении данной ревизии.
2.10. При немотивированном отказе потребителя или энергосбытовой организации от подписи акта по результатам проведенной ревизии, представителем управления государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации или территориального органа Госстандарта России (в зависимости от того, кто в данном случае возглавлял комиссию) делается в акте соответствующая отметка об этом (например, запись: "от подписи отказался"), акт подписывается остальными членами комиссии и председателем комиссии.
В случае выявления в ходе ревизии нарушений, выдается предписание (на бланке управления государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации или территориального органа Госстандарта России) об устранении выявленных нарушений, с перечислением пунктов конкретных нормативных документов, требования которых нарушены, и указанием сроков их устранения.
III. Маркирование средств учета электрической энергии
3.1. Средства учета, прошедшие ревизию, подлежат маркированию знаками, если в процессе ее проведения будут выявлены незащищенные от несанкционированного доступа точки (разъемные соединения электрических цепей, электроизмерительные приборы и коммутационные аппараты в цепях учета).
Если комиссия в процессе ревизии не выявит незащищенных от несанкционированного доступа мест в цепях учета, то знаки в этом случае не устанавливаются, а факт прохождения ревизии подтверждается только актом о ее проведении. При этом в акте делается отметка: "Маркированию не подлежит".
3.2. Маркирование знаками клеммных соединений осуществляется только при условии снятия с них напряжения с соблюдением действующих правил техники безопасности.
После снятия напряжения визуальным осмотром уточняются места установки знаков и необходимые размеры подосновы для надежной защиты клеммного соединения.
Затем из листа вырезается участок подосновы красного цвета необходимой конфигурации, на нем закрепляется марка (голографический знак) и только после этого клеммное соединение заклеивается таким образом, чтобы марка при этом не повредилась, подоснова приклеилась прочно и доступ к клеммному соединению был надежно защищен.
Маркирование корпусов электроизмерительных приборов и коммутационных аппаратов в цепях учета может проводиться знаками без предварительного их закрепления на подоснове и без снятия напряжения, с соблюдением необходимых мер предосторожности.
3.3. Изготовитель знаков обеспечивает органы, осуществляющие контроль за средствами учета и нанесенными на них знаками, образцами знаков, техническими средствами для определения их подлинности, а также необходимой документацией.
3.4. В случае выявления знаков, имеющих производственный или механический брак, энергосбытовые организации возвращают их изготовителю по месту получения с заменой их на небракованные.
3.5. Для сдачи и подсчета поврежденных знаков они наклеиваются на отдельные листы бумаги, номера бракованных знаков вписываются в акт, оформленный в двух экземплярах, который подписывается комиссией из трех человек, назначенных энергосбытовой организацией.
Первый экземпляр акта вместе с наклеенными знаками направляется изготовителю для замены. Второй экземпляр акта остается в энергосбытовой организации.
IV. Контроль за соблюдением положения
4.1. Контроль за соблюдением требований настоящего Положения осуществляют управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации и Госстандарт России в пределах своей компетенции.
Приложение 1
Описание специальных знаков визуального контроля
Специальные знаки визуального контроля (далее - знаки) предназначены для защиты:
- разъемных соединений электрических цепей путем закрепления поверх соединения;
- электроизмерительных приборов и коммутационных аппаратов в цепях учета путем закрепления поверх места стыковки элементов корпуса.
Знак состоит из двух компонентов:
перфорированного полимерного листа (подосновы), разрезаемого вдоль перфорации на ленты необходимой конфигурации и размера. Лента перфорирована в двух взаимно перпендикулярных направлениях с шагом 6 мм. Расстояние между отверстиями перфорации 1 мм, диаметр отверстий 0,5 мм. На стороне листа, обращенной к защищаемому предмету, нанесен клеевой слой. Для защиты клеевого слоя от повреждения при транспортировке и хранении поверх клеевого слоя располагается слой бумаги или полимера. Подоснова, предназначенная для изготовления знаков, защищающих токоведущие соединения, имеет красный цвет, предназначенная для изготовления знаков, защищающих нетоковедущие соединения, - зеленый.
защищенного знака (голографической марки), закрепляемой на подоснове в удобном для контроля месте. Марка представляет собой голографическое изображение знака высокого электрического напряжения ГОСТ 6395-52 в обрамлении на фоне периодической линейчатой структуры. В соответствии с ГОСТ 6395-52 высота голографического знака высокого электрического напряжения (Н) должна быть 5 мм, ширина (L) - 2,5 мм. Вдоль наибольшего размера знака высокого электрического напряжения (Н) на марке полиграфически печатается номер знака, включающий номер региона в соответствии с классификатором Минтопэнерго России и порядковый номер знака, состоящий из 6 цифр. Размер знака 8х14 мм, размер цифровой части знака 3х12 мм.
Голографическое изображение знака вместе с обрамлением и фоном должно полностью воспроизводиться при рассмотрении знака в направлении, перпендикулярном плоскости листа. При рассмотрении знака под другими углами зрения должны отчетливо воспроизводиться элементы голографического изображения знака высокого электрического напряжения ГОСТ 6395-52, обрамления и фона.
Для удобства закрепления марки на подоснове или корпусе прибора голографическая марка должна иметь клеевой слой. При закреплении знака на защищаемом соединении сначала производится приклеивание голографической марки к подоснове, а затем закрепление подосновы, несущей голографическую марку, на защищаемом соединении. При защите корпусов приборов голографическая марка может приклеиваться как непосредственно на корпус прибора, так и на подоснову зеленого цвета. Для защиты клеевого слоя голографической марки от повреждения при хранении и транспортировке поверх клеевого слоя располагается слой бумаги или полимера.
Для предотвращения утечек электрического тока в защищаемых соединениях знак должен быть негигроскопичен, не должен изменять свои электрические и механические параметры в диапазоне температур от минус 50 °С до 50 °С. Электрическая прочность материала знака должна обеспечить его стабильность в полях с напряженностью до 20 кВ/мм, электрическая прочность поверхности знака не менее 2,5 кВ/см. Прочность клеевого соединения подосновы с защищаемым соединением и голографической марки с подосновой должна быть достаточно высокой, чтобы при попытке отделения знака от соединения или корпуса прибора или несанкционированного доступа к соединению или корпусу прибора происходило необратимое разрушение знака.
Под разрушением знака понимается:
1. Разрушение подосновы вдоль перфорации или произвольно.
2. Появление локальных отверстий в подоснове, отличающихся от перфорации.
3. Отделение подосновы от защищаемого соединения.
4. Отделение голографической марки от подосновы или корпуса прибора.
5. Разрушение голографической марки.
6. Повреждение цифровой информации.
Приложение 2
СПИСОК
средств учета электрической энергии, используемых для расчетов с юридическими лицами и подлежащих ревизии
№№ п/п |
Юридическое лицо (адрес) |
№№ счет. |
Наличие в схемах включения расчетных электросчетчиков: (+, -) |
||||||
ТТ |
ТН |
эл. часов |
Пром. клемм |
АСКУЭ |
Место установки* |
Температурный режим в месте устан. (+, -) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого (шт.) |
|
|
|
|
|
|
|
________________
* В - открытый воздух; П - помещение.
Указания по заполнению:
1. В список включаются все расчетные электросчетчики, используемые для расчетов с юридическими лицами за потребленную или выработанную электрическую энергию независимо от их типа (активные и реактивные, однофазные и трехфазные, однотарифные и многотарифные и т.д.).
2. Наличие в схемах включения многотарифных электросчетчиков управляющих электрических часов (индивидуальных и групповых) или других внешних устройств, управляющих тарифными механизмами счетчиков отмечается в графе "Эл. часов".
3. Наличие промежуточных клемм как в первичных цепях ТТ и ТН, так и во вторичных цепях расчетных АСКУЭ отмечается в графе "Пром. клемм".
4. Включение расчетного счетчика в расчетную АСКУЭ любого типа (сумматоры "Ганц", автоматизированные системы ИИСЭ-3, Ток, Энергия и т.д. и т.п.) отмечается в графе "АСКУЭ".
Приложение 3
Управление Госэнергонадзора
в субъекте Российской Федерации
Территориальный орган
Госстандарта России
Энергосбытовая организация
АКТ
о проведении ревизии и маркировании средств учета электрической энергии, используемых для расчетов за потребляемую электроэнергию с юридическим лицом
________________________________________________________________________________
Организация - потребитель электрической энергии
________________________________________________________________________________
юридический адрес
Комиссия в составе:
представителя Госэнергонадзора/Госстандарта __________________________ (председатель)
и членов комиссии:
представителя энергосбытовой организации _________________________________________,
представителя проверяемой организации ____________________________________________
произвела ревизию и маркирование средствами визуального контроля нижеперечисленные средства учета электрической энергии.
Электросчетчик типа ________________________________ Заводской № ________________,
инд. /электронный
акт./реакт. энергии, ________________- фазный, ________- элементный, _______- тарифный,
кл.точности _______.
Номинальный ток ________ А. Максимальный ток __________ А. Напряжение _________ В.
Счетчик включен через:
Трансформаторы тока типа ______, кол-во ______, коэф. тр-ции ______, кл.точности ______,
Трансформатор напряжения типа _________, коэф. тр-ции ________, кл.точности _________.
В цепях включения имеются ______шт. промежуточных клеммных соединений.
Электросчетчик подключен к автоматизированной системе учета типа _____, через импульсный/цифровой выход. В цепях имеются ____ промежуточные клеммы.
Тарифные механизмы счетчика управляются встроенными часами/внешним устройством.
Счетчик установлен в отапливаемом (неотапливаемом) помещении ______.
В ходе ревизии проверено и установлено:
1. Приборы учета установлены на границе (не на границе) сетей потребителя и энергоснабжающей организации.
Потери электроэнергии на участке от границы сетей потребителя и энергоснабжающей организации до места установки приборов учета учитываются правильно (неправильно).
2. Классы точности счетчика, измерительных трансформаторов тока (ТТ) и напряжения (ТН) требованиям действующих Правил устройства электроустановок (ПУЭ) соответствуют (не соответствуют).
3. Даты установки пломб Госповерителя на счетчике __________________________________
дата (дата отсутствует)
ТТ _________ , ТН _________ .
Пломбы энергосбытовой организации на счетчике есть (нет), на ТТ есть (нет), на ТН есть (нет), на испытательной коробке есть (нет), на промежуточных клеммах есть (нет).
4. Межповерочные интервалы (МПИ) электросчетчика (___ лет) - (не) соблюдаются, ТТ (___ лет) - (не) соблюдаются и ТН (___лет) - (не) соблюдаются.
5. Коэффициент трансформации ТТ реальным режимам загрузки проверяемого присоединения - (не) соответствует.
6. ТН, к которым подсоединен счетчик, (не) перегружен.
7. Потери напряжения в соединительных проводах от ТН до расчетных электросчетчиков составляет _____ % и (не) соответствует требованиям действующих ПУЭ.
8. Температурный режим эксплуатации счетчика требованиям технического паспорта (не) соответствует. Утепляющий кожух на счетчик (при установке в неотапливаемых помещениях) (не) установлен и (не) исправен.
9. Незащищенных от несанкционированного вмешательства промежуточных клеммных соединений в цепях учета, цепях АСКУЭ, цепях устройств управления тарифными механизмами, приводов ТН, подлежащих маркированию знаками - ______ шт.
10. Схема включения расчетных приборов учета собрана (не) правильно (подлежит дополнительной инструментальной проверке).
Средства учета промаркированы ______ знаками визуального контроля.
Места установки и №№ знаков:
на счетчике № ______, на клеммникеТТ № ______, на клеммнике ТН № ______, на промежуточных клеммниках в цепях учета, цепях АСКУЭ, цепях устройств управления тарифными механизмами №№ __________.
Недостатки, выявленные в ходе ревизии по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
(нужное обвести)
подлежат устранению в срок до ________.
Председатель комиссии |
|
|
|
|
подпись |
|
(должность, фамилия) |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
подпись |
|
(должность, фамилия) |
|
подпись |
|
(должность, фамилия) |
Дата проведенной ревизии
«___»________________