ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

7 декабря 2005 г. № 738

 

"О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности"

 

В соответствии со статьями 21, 29 и 46 Федерального закона "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177) Правительство Российской Федерации постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемые Правила финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности (далее - Правила), применяемые для финансирования строительства объектов по производству электрической энергии, необходимых для формирования перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии (далее - перспективный технологический резерв) в условиях прогнозируемого дефицита электрической мощности в целях соблюдения установленных параметров надежности функционирования Единой энергетической системы России и качества электрической энергии.

2. Возложить на Федеральное агентство по энергетике организацию конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва (далее - конкурсы).

Проведение конкурсов осуществляется в соответствии с правилами, определяемыми Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации.

3. Средства, необходимые для оплаты услуг по формированию перспективного технологического резерва, учитываются при установлении для системного оператора тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах - за счет учета указанных расходов при установлении тарифов для соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления). Указанные средства учитываются в течение периода применения платы за услуги по формированию перспективного технологического резерва, продолжительность которого определяется заключаемым в соответствии с Правилами договором об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва, и не ранее ввода в эксплуатацию построенного объекта.

Размер платы за услуги по формированию перспективного технологического резерва определяется исходя из ее размера, указанного в отобранном в соответствии с Правилами по итогам конкурса инвестиционном проекте.

Средства, формируемые в соответствии с Правилами, направляются на обеспечение возврата средств, инвестированных в соответствии с Правилами исполнителем инвестиционного проекта в строительство объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности.

4. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам с участием Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" и открытого акционерного общества "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" в 3-месячный срок разработать и утвердить:

правила проведения конкурсов;

правила определения величины необходимой установленной генерирующей мощности генерирующих объектов, вводимых в эксплуатацию по результатам конкурса, а также территориального

расположения указанных генерирующих объектов, сроков их создания и ввода в эксплуатацию.

5. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

6. Федеральным органам исполнительной власти привести в 3-месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

 

Председатель Правительства Российской Федерации М. Фрадков

 

 

ПРАВИЛА

ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФИЦИТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МОЩНОСТИ

(утв. постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2005 г. № 738)

 

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия привлечения на период до 2010 года инвестиций в строительство как новых электрических станций, так и дополнительных установок по производству электрической энергии (энергоблоков) на существующих электрических станциях, необходимых для формирования перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии (далее - перспективный технологический резерв) в условиях прогнозируемого дефицита электрической мощности в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (далее - генерирующие объекты), а также механизмы возврата инвесторам инвестированных ими в создание (строительство) генерирующих объектов средств.

Настоящие Правила не исключают возможности использования иных способов финансирования строительства объектов по производству электрической энергии и привлечения для этого инвестиций и не распространяются на отношения, связанные с формированием и размещением в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 791; 2005, № 1, ст. 130), как оперативного, так и стратегического технологических резервов мощностей.

2. Основными принципами привлечения инвестиций в строительство генерирующих объектов в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности в соответствии с настоящими Правилами являются:

а) плановый характер прогнозирования уровня дефицита электрической мощности, в том числе в части перспективного технологического резерва и строительства генерирующих объектов, необходимых для покрытия указанного дефицита;

б) обеспечение возврата и необходимой доходности инвестированного капитала, используемого при строительстве генерирующих объектов;

в) предпочтительность строительства генерирующих объектов, осуществляющих производство электрической энергии с использованием новейших технологий;

г) конкурентный характер отбора инвестиционных проектов при формировании перспективного технологического резерва, определяемый равным доступом любых российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности к участию в конкурсе инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва (далее - конкурс) и выбором лучшего инвестиционного проекта из представленных на конкурс по установленному критерию;

д) ограничение срока применения предусмотренного настоящими Правилами механизма привлечения инвестиций для создания генерирующих объектов, а также объема установленной мощности и количества мест размещения вводимых в эксплуатацию в соответствии с настоящими Правилами генерирующих объектов.

 

II. Основные условия привлечения инвестиций для строительства генерирующих объектов

 

3. Строительство каждого генерирующего объекта в соответствии с настоящими Правилами является предметом отдельного инвестиционного проекта.

Величина установленной генерирующей мощности каждого вводимого в эксплуатацию по результатам конкурса генерирующего объекта не может быть ниже количественных характеристик, предъявляемых к участникам оптового рынка электрической энергии (мощности) - поставщикам электрической энергии (мощности).

Величина суммарной установленной генерирующей мощности вводимых в эксплуатацию по результатам всех конкурсов в соответствии с настоящими Правилами генерирующих объектов не должна превышать 5 000 МВт.

Величина необходимой установленной генерирующей мощности генерирующих объектов, вводимых в эксплуатацию по результатам каждого конкурса, а также территориальное расположение указанных объектов и сроки их создания и ввода в эксплуатацию определяются до проведения соответствующего конкурса Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) в соответствии с утверждаемыми им правилами по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Реализация инвестиционных проектов осуществляется инвесторами за счет их собственных и (или) привлеченных, в том числе заемных, средств в форме капитальных вложений.

5. Возврат инвестированных в реализацию отобранного по итогам конкурса инвестиционного проекта средств осуществляется за счет платы за услуги по формированию перспективного технологического резерва, размер которой не включает средства, необходимые для осуществления платежей, вносимых исполнителем инвестиционного проекта в соответствии с договорами, необходимыми для осуществления им деятельности в сфере электроэнергетики и его участия в оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством об электроэнергетике (далее - платежи в сфере электроэнергетики), которая применяется до даты окончания срока действия заключенного в соответствии с настоящими Правилами договора об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва.

6. Оплата услуг по формированию перспективного технологического резерва, а также возмещение исполнителям инвестиционных проектов уплачиваемых ими платежей в сфере электроэнергетики, размер которых не зависит от объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии, осуществляются на основании договора об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва (далее - договор).

Обязательство заказчика услуг по формированию перспективного технологического резерва по оплате этих услуг, а также по возмещению исполнителю инвестиционного проекта уплачиваемых им платежей в сфере электроэнергетики, размер которых не зависит от объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии, возникает в определенный договором момент, но не ранее ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, создание которого предусмотрено отобранным по итогам конкурса инвестиционным проектом, и действует до даты окончания срока действия договора.

7. Оплата услуг по формированию перспективного технологического резерва осуществляется с учетом фактического выполнения исполнителем инвестиционного проекта обязательств по поддержанию построенных в соответствии с отобранным по итогам конкурса инвестиционным проектом генерирующих объектов в состоянии готовности к производству электрической энергии в течение периода времени, определенного условиями договора, в порядке и на условиях, устанавливаемых в соответствии с требованиями, определяющими порядок планирования и ведения системным оператором электроэнергетических режимов Единой энергетической системы России, вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики, а также работы оптового рынка электрической энергии (мощности).

В случае неисполнения указанных обязательств причитающаяся исполнителю инвестиционного проекта плата за услуги по формированию перспективного технологического резерва уменьшается пропорционально разнице между периодом, определенным условиями договора, и фактическим периодом готовности к производству принадлежащего ему генерирующего объекта, при этом для расчета размера указанной платы в часы максимума нагрузок применяется штрафной коэффициент, установленный правилами проведения конкурсов, утверждаемыми уполномоченным органом.

 

III. Основные принципы организации конкурсов и реализации отобранных инвестиционных проектов

 

8. Отбор инвестиционных проектов осуществляется путем проведения открытых конкурсов, к участию в которых допускаются любые российские и иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

9. Конкурсы организуются и проводятся организатором конкурсов в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом, в которых определяются в том числе:

а) требования к участникам конкурса, включая предварительные квалификационные требования, требования к величине коэффициента полезного действия генерирующих объектов, экологическим характеристикам их работы, диапазонам и минимальной скорости изменения нагрузок генерирующих объектов, позволяющих использовать указанные объекты во вторичном и третичном регулировании частоты, а также другие требования, обеспечивающие использование при реализации инвестиционного проекта новейших технологий в области производства электрической энергии (мощности);

б) порядок осуществления анализа и отбора инвестиционных проектов, включая порядок определения величины параметров, рассматриваемых при анализе и отборе инвестиционных проектов, в том числе прогноза динамики цены на газ, используемой для определения тарифа на электрическую энергию, прогнозируемой продолжительности периода времени, в течение которого предполагается использование генерирующих объектов для производства электрической энергии, рассчитываемой суммарно на весь срок действия договора, ставки дисконтирования, применяемой при определении стоимости инвестиционного проекта, а также требования к публикуемой организатором конкурса модели загрузки генерирующих мощностей на оптовом рынке электрической энергии (мощности);

в) формула расчета тарифа на электрическую энергию, применяемая для определения стоимости электрической энергии, при производстве которой в качестве основного топлива используется газ. В качестве основных параметров при определении указанной формулы применяются в том числе цена на газ, удельный расход газа, дифференцированный в зависимости от режима загрузки генерирующих объектов, сумма уплачиваемых исполнителем инвестиционного проекта платежей в сфере электроэнергетики, размер которых зависит от объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии, и определяемый условиями конкурса единый для всех инвестиционных проектов показатель доходности капитала, используемого при производстве электрической энергии;

г) условия оплаты услуг по формированию перспективного технологического резерва, в том числе размер штрафного коэффициента, применяемого для определения размера указанной платы в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

д) порядок определения условий обеспечения исполнения обязательств по реализации инвестиционного проекта;

е) порядок определения и применения предельной стоимости инвестиционного проекта, определяемой в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, при превышении которой проект не может быть отобран по результатам конкурса.

10. Из представленных на конкурс инвестиционных проектов, удовлетворяющих условиям конкурса, отбирается инвестиционный проект с наименьшей стоимостью, определяемой в результате деления прогнозного совокупного дохода от оказания услуг по формированию перспективного технологического резерва и от продажи электрической энергии на прогнозный совокупный объем произведенной электрической энергии, рассчитанный на срок оплаты услуг по формированию перспективного технологического резерва с учетом определенной условиями конкурса ставки дисконтирования.

Размер прогнозного совокупного дохода от оказания услуг по формированию перспективного технологического резерва и от продажи электрической энергии складывается из суммарного размера платы за предоставление услуг по формированию перспективного технологического резерва, получаемой за весь срок действия договора, и суммарной стоимости электрической энергии за указанный период, равной произведению тарифа на электрическую энергию и прогнозного совокупного объема произведенной в течение указанного периода электрической энергии.

Прогнозный совокупный объем произведенной электрической энергии определяется как произведение величины установленной генерирующей мощности генерирующего объекта, указанной в инвестиционном проекте, и устанавливаемой условиями конкурса в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил прогнозируемой продолжительности периода времени, в течение которого предполагается использование генерирующих объектов для производства электрической энергии.

11. Реализация отобранного по итогам конкурса инвестиционного проекта осуществляется на основании договора, заключаемого исполнителем соответствующего инвестиционного проекта с организатором конкурса и системным оператором (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах -соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления).

В договоре определяются основные условия участия исполнителя инвестиционного проекта в отношениях по купле-продаже электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии (мощности) с учетом особенностей, определенных условиями конкурса.

12. С момента ввода в эксплуатацию предусмотренных инвестиционным проектом генерирующих объектов исполнитель инвестиционного проекта получает статус субъекта оптового рынка -участника обращения электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в установленном законодательством об электроэнергетике порядке при условии выполнения им предъявляемых к субъектам оптового рынка требований.

 

 

Изменения,

которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

(утв. постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2005 г. № 738)

 

1. Внести в Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 791; 2005, № 1, ст. 130), следующие изменения:

а) в пункте 44:

первый абзац изложить в следующей редакции:

"44. Технологический резерв мощности, расходы на содержание которого включаются в соответствии с пунктом 42 настоящего документа в необходимую валовую выручку при расчете ставки тарифа на установленную генерирующую мощность, включает в себя оперативный и стратегический резервы мощности.";

в четвертом абзаце слова "Технологический резерв мощности распределяется" заменить словами "Указанные виды технологического резерва мощности распределяются";

б) дополнить пунктом 49.1 следующего содержания:

"49.1 Тариф на электрическую энергию, выработанную объектом по производству электрической энергии, введенным в эксплуатацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. № 738, определяется Федеральной службой по тарифам в соответствии с настоящим пунктом.

В случае использования газа в качестве основного топлива тариф на электрическую энергию определяется по формуле расчета тарифа на электрическую энергию, установленной утверждаемыми в соответствии с указанным постановлением правилами проведения конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, на основании заявленных в отобранном по итогам конкурса инвестиционном проекте параметров, в том числе цены на газ, удельного расхода газа, дифференцированного в зависимости от режима загрузки генерирующих объектов, суммы уплачиваемых исполнителем инвестиционного проекта платежей в сфере электроэнергетики, размер которых зависит от объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии и определяемого условиями конкурса единого для всех инвестиционных проектов показателя доходности капитала, используемого в производстве электрической энергии.

В случае использования при производстве электрической энергии в качестве основного иного вида топлива (уголь, мазут, гидроресурсы, иной источник первичной энергии) тариф на электрическую энергию определяется исходя из стоимости электрической энергии, приведенной в отобранном в соответствии с указанным постановлением по итогам конкурса инвестиционном проекте на каждый год в течение всего срока оплаты услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии раздельно для любых трех режимов загрузки объекта по производству электрической энергии, предусматривающих различные диапазоны использования установленной генерирующей мощности указанного объекта для производства электрической энергии, а также из размера зависящих от объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии платежей, вносимых в соответствии с договорами, необходимыми для осуществления деятельности в сфере электроэнергетики и участия в оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством об электроэнергетике.";

в) дополнить пункт 67 абзацем следующего содержания: "При расчете тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению учитываются расходы, определяемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. № 738, на оплату услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, а также на возмещение исполнителям инвестиционных проектов платежей, вносимых ими в соответствии с договорами, необходимыми для осуществления деятельности в сфере электроэнергетики и участия в оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством об электроэнергетике, размер которых не зависит от объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии. Указанные расходы могут учитываться в тарифе на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению с учетом территориального расположения объектов по производству электрической энергии, введенных в эксплуатацию в соответствии с указанным постановлением.".

 

2. Внести в Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. № 162 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 6, ст. 770), следующие изменения:

а) пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания: "Поставка газа лицам, оказывающим услуги по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. № 738, осуществляется на основании договора с поставщиком газа, заключенного на срок не менее срока действия договора об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, если иное не установлено соглашением сторон.";

б) пункт 14 изложить в следующей редакции:

"14. Неравномерность поставки газа по месяцам допускается только при поставках его на коммунально-бытовые нужды, для населения и для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения, а также для генерирующих объектов, с использованием которых в электроэнергетике оказываются услуги по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. № 738, если в отношении этих объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации определен объем электрической энергии, обязательный для производства при неравномерном графике их загрузки в течение суток".