Постановление
Правительства Российской Федерации
от 6 мая 2005 г. № 291
Об утверждении
Положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам
В соответствии с федеральными законами "Об электроэнергетике" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам.
2. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации определить до 1 июня 2005 г. минимальный размер собственного капитала организаций, осуществляющих деятельность по продаже электрической энергии гражданам.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2005 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОДАЖЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ГРАЖДАНАМ
ВНЕСЕНО Изменение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по продаже электрической энергии гражданам.
2. Лицензирование деятельности по продаже электрической энергии гражданам осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).
3. Под деятельностью по продаже электрической энергии гражданам понимается деятельность юридических лиц по реализации электрической энергии гражданам, включающая в себя комплекс мероприятий по качественному, бесперебойному и надежному снабжению указанной категории потребителей электрической энергией.
Действие настоящего Положения не распространяется на деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) жилыми домами, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов.
(Измененная редакция, Изм. 2006 г.)
4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по продаже электрической энергии гражданам являются:
а) соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере электроэнергетики, защиты прав потребителей и технического регулирования;
б) наличие в штате лицензиата работников в количестве не менее 20 процентов общего количества работников по штатному расписанию, имеющих специальное высшее или специальное среднее образование в области электроэнергетики либо иное высшее или среднее образование при условии прохождения ими профильной переподготовки и при наличии стажа работы в области энергетики не менее 3 лет;
в) раздельное указание в счетах на оплату электрической энергии стоимости купленной электрической энергии, стоимости услуг по передаче электрической энергии и стоимости иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии;
г) наличие у лицензиата собственного капитала в размере не менее размера, определенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.
5. Для получения лицензии на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам (далее - лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения и места нахождения его территориально обособленных подразделений и объектов, на которых будет осуществляться лицензируемая деятельность;
б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
д) копии документов, подтверждающих наличие у соответствующих работников специального высшего или специального среднего образования в области электроэнергетики либо иного высшего или среднего образования при условии прохождения ими профильной переподготовки и при наличии стажа работы в области энергетики не менее 3 лет.
6. Копии указанных в пункте 5 настоящего Положения документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригиналов.
Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
7. За представление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Документы, представленные соискателем лицензии в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) соискателю лицензии.
9. Лицензирующий орган имеет право проводить проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
10. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом руководителя лицензирующего органа, на основании которого в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензиату выдается лицензия.
11. Лицензия выдается на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в установленном порядке по заявлению лицензиата.
12. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется путем проверки, проводимой на основании приказа лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, срок проведения проверки, период деятельности, подлежащий проверке, и состав комиссии, осуществляющей проверку. Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
13. Внеплановая проверка может проводиться:
при получении от гражданина, продажу электрической энергии которому осуществляет лицензиат, заявления о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
при получении от физических и юридических лиц, органов государственной власти информации о нарушении лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороноспособности и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также при получении иной информации, подтвержденной документами или другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;
для подтверждения устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий, выявленных при проведении плановой проверки.
14. Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения проверки, в том числе предоставлять необходимые документы и информацию, обеспечивать доступ проверяющих в служебные помещения и к программно-техническим средствам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности.
15. По результатам проверки оформляется акт (с указанием конкретных нарушений), который подписывается всеми членами комиссии, указанной в пункте 12 настоящего Положения. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается от ознакомления с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своей подписью.
Лицензиат вправе представить в лицензирующий орган возражения в отношении акта (в письменной форме) с приложением необходимых документов.
16. Лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган устанавливает срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить (в письменной форме) лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом (в письменной форме) лицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Проверка устранения нарушений лицензионных требований и условий должна начаться не позднее 10 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.
17. В случае если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороноспособности и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
18. Лицензиат обязан выполнять свои обязательства по продаже электрической энергии гражданам до вступления в силу решения суда, если при этом лицензирующий орган не приостановил действие лицензии.
19. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) лицензируемая деятельность;
в) наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика и код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
г) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
д) номер лицензии;
е) срок действия лицензии;
ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
з) сведения о переоформлении лицензии;
и) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
к) основания и дата аннулирования лицензии.
20. Лицензирующий орган при осуществлении лицензирования руководствуется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением.
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 июня 2005 г. № 119
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июля 2005 г. № 6764
О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОДАЖЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ГРАЖДАНАМ
Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 291 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 20, ст. 1882) приказываю:
Утвердить прилагаемые минимальные размеры собственного капитала организаций, осуществляющих деятельность по продаже электрической энергии гражданам, применяемые в зависимости от количества обслуживаемых этими организациями граждан - потребителей электрической энергии.
Министр
В.Б. ХРИСТЕНКО
Утверждены
Приказом
Минпромэнерго России
от 14 июня 2005 г. № 119
МИНИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОДАЖЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ГРАЖДАНАМ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЭТИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГРАЖДАН – ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Количество обслуживаемых организацией граждан - потребителей электрической энергии |
Минимальный размер собственного капитала (млн. руб.) |
до 10000 |
1 |
от 10001 до 500000 |
3 |
от 500001 до 1000000 |
7 |
свыше 1000000 |
10 |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО
от 3 ноября 2005 г. № 10-04/1591
О СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Управление по надзору в электроэнергетике Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в связи с многочисленными обращениями территориальных органов Ростехнадзора, а также энергоснабжающих (электросетевых) и энергосбытовых организаций по вопросам проведения сертификации электрической энергии разъясняет.
1. При проведении проверки соискателя лицензии и оформлении лицензий на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам руководствоваться "Положением о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2005 № 291 и совместным письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2005 № АМ-18/1580 и от 05.10.2005 № ГЭ-101-30/4699 (Приложение 1).
2. На момент подачи документов в лицензирующий орган энергосбытовой организацией в обязательном порядке должен быть заключен договор с сетевой организацией, в котором должны быть предусмотрены взаимные обязательства по выполнению положений статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть II), статьи 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1013, а также составлен "График проведения обязательной сертификации электроэнергии на период 2005 - 2007 годы" (далее - График).
3. Согласованный с органом, осуществляющим сертификацию, График утверждается руководителем энергоснабжающей (электросетевой) организации и представляется на согласование начальнику Управления по надзору в электроэнергетике Ростехнадзора Н.П. Дорофееву.
К Графику прилагается договор между органом по сертификации и энергоснабжающей (электросетевой) организацией на проведение сертификации электрической энергии со сроком завершения работ не позднее декабря 2007 года.
4. После согласования в Управлении по надзору в электроэнергетике Ростехнадзора График с информационным письмом направляется в территориальные органы для организации непрерывного контроля проведения обязательной сертификации электрической энергии в регионе.
5. Организациям, совмещающим деятельность по передаче, распределению и продаже электрической энергии, договор между энергосбытовой и сетевой организациями не требуется.
Энергоснабжающим (электросетевым) организациям рекомендуется проводить равномерно работы и выделение денежных средств на проведение работ по обязательной сертификации электрической энергии.
6. Для информации направляем разработанный ОРГРЭС "Прейскурант на работы по проведению сертификации качества электрической энергии".
В настоящее время данный документ проходит согласование с Федеральной службой по тарифам.
7. Обращаем внимание, что сертификацию качества электрической энергии должны проводить органы и лаборатории, аккредитованные в системе ГОСТ Р.
Просим рекомендовать энергоснабжающим (электросетевым) организациям при выборе организации, проводящей работы по сертификации, обращать внимание на технические возможности данной организации: приборный парк, подготовку персонала и его численность, область распространения и сроки действия аттестатов аккредитации. К рассмотрению принимаются аттестаты аккредитации, выданные только Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
8. Ставим в известность, что подготовка (переподготовка, повышение квалификации) персонала измерительных лабораторий, энергосбытовых и энергоснабжающих организаций по вопросам сертификации качества электрической энергии проводится Московским энергетическим институтом (МЭИ) по программам, согласованным с Управлением по надзору в электроэнергетике Ростехнадзора. Соответственно, к рассмотрению принимаются документы о подготовке и повышении квалификации по вопросам сертификации качества электроэнергии, подписанные начальником Управления по надзору в электроэнергетике и руководством Московского энергетического института.
9. Сообщаем, что 01.11.2005 в Москве состоялось совещание органов по сертификации электрической энергии с участием Управления по надзору в электроэнергетике, на котором было принято решение о создании Координационного совета по качеству электрической энергии.
Вопросами создания координационного совета поручено заниматься инициативной группе в составе ООО "Центр сертификации продукции, работ и услуг в энергетике", ООО "СТРОЙГАЗИНЖИНИРИНГ" и АНО научно-испытательного центра - "Центрэлектростандарт".
Информация о работе Координационного совета будет размещаться на сайте Ростехнадзора.
С выходом настоящего информационного письма Информационные письма Управления по надзору в электроэнергетике Ростехнадзора от 29.07.2005 № 10-04/790 и от 08.09.2005 № 10-04/1125 считать утратившими силу.
Данное информационное письмо прошу довести до инспекторского персонала, занимающегося вопросами государственного энергетического надзора в полном объеме, а также всех энергоснабжающих (электросетевых), энергосбытовых организаций, органов и лабораторий по качеству электрической энергии региона, в части касающейся.
Начальник Управления
по надзору в электроэнергетике
Н.П. ДОРОФЕЕВ
Приложение 1
Руководителям территориальных
управлений по технологическому
и экологическому надзору Ростехнадзора
Руководителям АО-энерго
Руководителям энергосбытовых компаний
Руководителям энергоснабжающих организаций
В целях реализации п. 4а "Положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2005 г. № 291, разъясняем:
1. При проведении проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии он должен подтвердить свое намерение продавать гражданам электрическую энергию, отвечающую требованиям ГОСТ 13109-97 (в отношении показателей, установленных Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация - далее Номенклатура), поскольку продажа товара (выполнение работы, оказание услуги) без информации об обязательном подтверждении его соответствия безопасности для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды и предотвращения причинения вреда имуществу потребителей не допускается.
Данное намерение подтверждается наличием договора с сетевой организацией и наличием в этом договоре обязательств по выполнению положений статьи 542 Гражданского Кодекса РФ (часть II), статьи 7 Закона РФ "О защите прав потребителей", а также Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013.
Для организаций, совмещающих деятельность по передаче, распределению и продаже электрической энергии, подтверждением намерения продавать гражданам электрическую энергию, отвечающую требованиям ГОСТ 13109-97 (в отношении показателей, установленных Номенклатурой), является наличие графиков проведения обязательной сертификации электрической энергии, согласованных с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору).
2. При проведении лицензирующим органом контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий путем плановых и внеплановых проверок обязательной проверке подлежит выполнение положений статьи 7 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Врио руководителя
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
А.Б. МАЛЫШЕВ
Руководитель
Федерального агентства
по техническому
регулированию и метрологии
Г.И. ЭЛЬКИН
05.10.2005