Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 1999 г. № 1841
МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 июля 1999 г. № 241
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХРАНЕНИЮ НЕФТИ И ПРОДУКТОВ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ
В целях приведения нормативных актов Министерства в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации"* приказываю:
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 33, ст. 4037.
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения обследований организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций, региональными госнефтеинспекциями и территориальными управлениями Госэнергонадзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и выдачи заключений по результатам указанных обследований (далее - Порядок).
Настоящий Порядок вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (Варнавского Б.П.).
Министр
В. КАЛЮЖНЫЙ
Приложение
ПОРЯДОК
проведения обследований организаций, осуществляющих деятельность
по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации
автозаправочных станций, региональными госнефтеинспекциями
и территориальными управлениями Госэнергонадзора Министерства топлива
и энергетики Российской Федерации и выдачи заключений
по результатам указанных обследований
Внесено Изменение, утвержденное Приказом Министерства Энергетики Российской Федерации от 07.07.2000 № 39.
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26 ноября 1998 г.), Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 371 "О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов" и актами Правительства, регулирующими вопросы лицензирования деятельности в системе топливно-энергетического комплекса* Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 938; Положением о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1996 г. № 60.
______________
* Положение о лицензировании деятельности по содержанию и эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации) и автозаправочных станций (в том числе и передвижных), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1995 г. № 897; Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 394.
2. В соответствии с действующим законодательством составными частями системы государственного энергетического надзора (Госэнергонадзор России), объединяющими действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции, являются и региональные госнефтеинспекции, в основную задачу которых входит выдача предусмотренных законодательством заключений от имени соответствующих управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации.
В настоящем Порядке органы, осуществляющие указанную функцию, далее именуются государственные надзорные и контрольные органы.
Государственные надзорные и контрольные органы осуществляют контроль за рациональным и безопасным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями нефти и нефтепродуктов, сохранением их качества с целью предотвращения аварий, нарушения экологии, угрозы человеческих жертв и повреждений, а также эффективного использования энергетических ресурсов.
3. Настоящий Порядок распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, а также на индивидуальных предпринимателей, далее именуемых "организациями".
4. Обследования для осуществления указанного контроля производятся с целью:
- проверки соблюдения соискателем соответствующей лицензии требований и условий, установленных для осуществления деятельности, указанной в лицензии, и выдачи заключений для получения лицензий в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством;
- проверки выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
- осуществления энергетического надзора в области добычи, переработки, транспортировки, учета, хранения, реализации и потребления нефти и нефтепродуктов.
4.1. Соискателем лицензий для получения заключения о соответствии его лицензионным требованиям и условиям в государственные надзорные и контрольные органы представляются следующие документы:
- заявление о выдаче заключения установленной формы (приложение 1);
- копии учредительных документов и копии свидетельства о государственной регистрации соискателя в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц или копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена у нотариуса) - для индивидуальных предпринимателей;
- сведения о наличии емкостей и другого технологического оборудования (их основные характеристики), необходимого для осуществления лицензионной деятельности, а также документы, подтверждающие их соответствие действующим нормам и правилам технической, пожарной и экологической безопасности;
- сведения о профессиональной подготовке работников, осуществляющих деятельность на лицензируемом объекте.
Документы, представленные в государственные надзорные и контрольные органы для получения заключения, регистрируются в специальном журнале.
Рассмотрение заявления предусматривает оценку полноты и достоверности представленных материалов, проверку соответствия их законодательным актам, требованиям действующих стандартов и других нормативных и технических документов.
Срок рассмотрения заявления не должен превышать одного месяца с момента его регистрации. При необходимости проведения дополнительной экспертизы этот срок увеличивается на 10 дней.
Заключение (положительное или отрицательное) выдается заявителю в течение одной недели со дня принятия соответствующего решения государственных надзорных и контрольных органов (приложение 2).
Основаниями для отрицательного заключения являются:
- несоответствие представленных документов действующему законодательству;
- наличие в документах недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие объекта лицензирования условиям, необходимым для осуществления указанного вида деятельности, что подтверждено актом обследования и заключением государственных надзорных и контрольных органов инспекции.
4.2. При проведении обследований деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки и выдаче соответствующих заключений государственные надзорные и контрольные органы инспекции проверяют соответствие следующим требованиям правил технической эксплуатации:
- общие требования к нефтебазам (АЗС);
- требования к территории нефтебаз (нефтескладов, АЗС), зданиям и сооружениям;
- требования по сокращению потерь нефтепродуктов при их приеме, хранении и отпуске, техническое состояние бензо- и маслораздаточных колонок;
- документация;
- требования к техническому состоянию резервуаров, технологического оборудования, трубопроводов и арматуры;
- метрологическое обеспечение нефтебаз;
- контроль качества и сбора отработанных нефтепродуктов;
- основные требования к технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности;
- учет нефтепродуктов;
- охрана окружающей среды;
- требования к профессиональному отбору, проверке знаний и инструктаж по технике безопасности;
- оформление акта обследования, регистрация и выдача заключения.
При проведении обследований деятельности по содержанию и эксплуатации АЗС (в том числе передвижных) проверяется:
- общая организация работы при проведении обследования;
- общие требования к АЗС;
- требования к территории АЗС;
- укомплектованность АЗС оборудованием и материалами;
- наличие документации и порядка ее ведения;
- техническое состояние резервуаров и технического оборудования;
- техническое состояние бензо- и маслораздаточных колонок;
- техническое состояние трубопроводов и арматуры;
- техническое состояние электрооборудования;
- устройство и техническое состояние вентиляции;
- организация контроля качества и сбора отработанных нефтепродуктов;
- организация подготовки обслуживающего персонала и инструктажа по технике безопасности;
- оформление акта обследования, регистрация и выдача заключения.
Основными направлениями проверок являются следующие работы и операции:
а) использование моторного топлива, предназначенного для работы автотракторной техники;
б) использование горюче-смазочных материалов и других нефтепродуктов в нарушение государственных стандартов, технических условий, а также нормативных документов по эксплуатации топливоиспользующей техники и оборудования;
в) сверхнормативные потери при хранении, транспортировке, приеме и отпуске нефтересурсов;
г) перерасход горюче - смазочных материалов сверх установленных норм в технологических процессах, при эксплуатации топливоиспользующей техники и оборудования;
д) сверхнормативное расходование моторного топлива автомобилями, предназначенными для работы на сжиженном нефтяном и сжатом природном газах;
е) потери нефтересурсов из-за неудовлетворительного технического состояния и обслуживания трубопроводного транспорта, автотракторной техники, резервуарных парков и других сооружений;
ж) потери в результате неполного слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, танкеров и других средств транспортировки;
з) необоснованное использование жидкого резервного топлива вместо основного при эксплуатации топливопотребляющих объектов, техники и оборудования;
и) потери от неудовлетворительного состояния измерительных средств и приборов, нарушений в ведении учета нефти, нефтяного сырья и нефтепродуктов;
к) потери топливных нефтяных ресурсов, затраченных на производство бракованной продукции;
л) потери из-за нерационального использования отработанных нефтепродуктов и нарушений установленного порядка их сбора и сдачи;
м) потери из-за снижения качества нефти и нефтепродуктов в результате их смешения, загрязнения, обводнения, аварий и т.д.;
н) потери нефтепродуктов или ухудшение их качества из-за невыполнения условий лицензирования деятельности, связанной с нефтепродуктами.
4.3. Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, а также осуществление энергетического надзора проводятся не реже одного раза в год. При необходимости по решению государственных надзорных и контрольных органов могут быть проведены дополнительные проверки.
При проведении обследований и проверок государственные надзорные и контрольные органы вправе получать необходимые заключения соответствующих подразделений Минтопэнерго России и других заинтересованных органов.
По прибытии на место проверяющий предъявляет руководителю организации задание на проверку, знакомит с ее целями и задачами, уточняет другие вопросы, относящиеся к проверке.
4.4. Проверка с целью осуществления энергонадзора проводится по следующим основным вопросам:
- организация обеспечения нефтепродуктами и результаты их использования с составлением баланса поступления и расхода по всем направлениям;
- нормирование расхода нефтепродуктов при эксплуатации автотранспортной техники, других машин и механизмов;
- учет работы топливопотребляющей техники;
- состояние бухгалтерского и первичного учета по вопросам использования нефтепродуктов, наличие сверхнормативных и аварийных потерь, правильность списания и расход горюче - смазочных материалов;
- техническое состояние нефтескладского и заправочного оборудования с расчетом потерь нефтепродуктов из-за его неисправности;
- организация контроля качества нефтепродуктов с проверкой паспортов качества, выявлением фактов смешения и порчи нефтепродуктов, проверкой работы лаборатории;
- организация слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн с выявлением недослитых железнодорожных цистерн и количества потерянных при этом нефтепродуктов;
- работа автотранспортной техники, работающей на автобензине, дизельном топливе, сжатом и сжиженном газах, с расчетом непроизводительных потерь от неправильной ее эксплуатации, неудовлетворительного технического состояния и содержания;
- использование котельно-печного топлива;
- сбор и использование отработанных нефтепродуктов;
- соблюдение условий, предусмотренных лицензией на деятельность с нефтепродуктами.
4.5. Результаты каждой проверки оформляются актом. В акте должно быть отражено состояние дел по вопросам, входящим в содержание проверки, и раскрыты причины выявленных нарушений. К акту прилагаются протоколы, справки, таблицы.
Акт подписывается всеми участниками проверки, после чего в него запрещается вносить изменения и дополнения.
Участники проверки, а также представители проверяемой организации, не согласные с указанным решением, вправе изложить свое собственное мнение, которое прилагается к акту.
Содержание акта доводится до сведения руководителя проверяемой организации, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем проверки.
Акт проверки передается проверяемой организации, копии акта - государственным надзорным и контрольным органам, проводившим проверку, а также при необходимости соответствующему органу исполнительной власти, представителям организаций, участвовавшим в проверке, и в Госэнергонадзор Минтопэнерго России.
В случае обнаружения изменения на обследуемом объекте условий его эксплуатации, связанных с нарушением действующих норм и правил технической, пожарной и экологической безопасности, государственные надзорные и контрольные органы могут выдать предписания с указанием сроков устранения выявленных нарушений.
Предписание, заверенное печатью проверяющего органа, направляется вместе с актом проверки.
Государственные надзорные и контрольные органы осуществляют контроль за выполнением организацией предписаний путем проведения дополнительных проверок.
При невыполнении предписаний выданные ранее заключения аннулируются государственными надзорными и контрольными органами, которые в трехдневный срок со дня принятия такого решения либо другой срок, установленный действующим законодательством, информируют об этом соответствующий лицензионный орган для принятия соответствующих решений и лицензиата.
Переоформление заключения производится в порядке, установленном для его получения.
До переоформления заключения заявитель может осуществлять свою деятельность при условии обеспечения безопасности и безаварийности работы.
При выявлении нарушений лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства, государственные надзорные и контрольные органы обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.
В этом случае лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии.
5. При проведении обследований сотрудники государственных надзорных и контрольных органов вправе:
- беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать организации и объекты, где производятся прием, хранение, отпуск, транспортировка и используется нефть, нефтяное сырье, нефтепродукты, в том числе отработанные масла;
- требовать от руководителей проверяемых организаций обеспечения условий, необходимых для проведения проверок, в том числе предоставления необходимых для работы документов, материалов и лабораторной базы, привлечения специалистов для проведения соответствующих анализов и измерений;
- давать предписания об устранении нарушений законодательных и нормативных данных требований и условий по вопросам своей компетенции и устанавливать сроки устранения этих нарушений.
При проведении обследований государственные надзорные и контрольные органы руководствуются методиками, утвержденными в установленном порядке.
6. Действительными для получения лицензии и подтверждения соответствия лицензионным условиям являются только те заключения, которые получены организациями в соответствии с настоящим Порядком.
7. Обследование зданий, сооружений, оборудования и иных технических средств, с помощью которых осуществляются лицензируемые виды деятельности, и выдача заключений государственными надзорными и контрольными органами на их соответствие действующим нормам и правилам для получения соответствующих лицензий или их продления проводятся по заявлениям соискателей лицензий или лицензиатов. Стоимость этих работ определяется договорами, заключаемыми в установленном порядке, в зависимости от объема работ и оформления документов.
Ежегодные обследования организаций на подтверждение соответствия объектов действующим нормам и правилам технической эксплуатации осуществляются надзорными и контрольными органами по согласованию с этими организациями в установленном порядке.
Осуществление энергетического надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов в части рационального и эффективного использования нефти и нефтепродуктов, а также проверки выполнения лицензиатами лицензионных требований и условий проводятся государственными надзорными и контрольными органами за счет средств, выделяемых на их содержание, в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками.
(Измененная редакция, Изм. 2000 г.)
8. Контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Порядком, осуществляется отделом нефтяной и газовой инспекции Госэнергонадзора Минтопэнерго России.
9. Государственные надзорные и контрольные органы при организации и осуществлении лицензионной деятельности, в том числе при выдаче заключений в установленном порядке, координируют свою работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
10. Спорные вопросы по решениям руководителей государственных надзорных и контрольных органов рассматриваются руководителем Госэнергонадзора Минтопэнерго России, а по его решениям Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.
В случае несогласия соискателя лицензии или лицензиата с принятыми решениями они могут быть обжалованы в суде в установленном порядке.
Приложение 1
к Порядку
Регистрационный № _______ Дата регистрации __________
|
В _________________________________ (наименование органа Госнефтеинспекции или территориального Управления Госэнергонадзора Минтопэнерго России) |
ЗАЯВЛЕНИЕ
Заявитель _____________________________________________________________________
(для юридических лиц - наименование и организационная форма,
______________________________________________________________________________
для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, паспортные данные)
______________________________________________________________________________
просит выдать заключение на ____________________________________________________
(вид деятельности)
Почтовый адрес заявителя и местоположение лицензируемого объекта ________________
______________________________________________________________________________
телефон ____________________________, телефакс _________________________________
К заявлению прилагаются документы согласно пункту 4.1 Порядка:
1. ______________________________________________
2. ______________________________________________
3. ______________________________________________
4. ______________________________________________
Дата |
Личная подпись заявителя |
Приложение 2
к Порядку
Регистрационный номер ___________
Дата выдачи _____________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Госнефтеинспекции (территориального управления Госэнергонадзора)
Министерства топлива и энергетики Российской Федерации
Рассмотрев на основании заявления ______________________________________________
(регистрационный номер, дата регистрации)
документы заявителя и другие материалы по вопросам лицензионной деятельности
____________________________________________________________________________
(наименование вида деятельности, работ, услуг)
Госнефтеинспекция (территориальное управление Госэнергонадзора) считает, что
_____________________________________________________________________________
(наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя,
_____________________________________________________________________________
его паспортные данные)
(не) имеет возможность(и) выполнять ____________________________________________
(наименование вида деятельности,
_____________________________________________________________________________
работ, услуг)
(из-за не) при соблюдении(я) следующих условий
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Руководитель ___________________________________________ |
(подпись) |
(Госнефтеинспекции или территориального управления Госэнергонадзора) |
Печать |