Утверждаю

Первый заместитель Министра

путей сообщения

Российской Федерации

О.А.МОШЕНКО

28 июля 1994 г. N ЦУО-284

 

Согласовано

Главное управление

Государственной противопожарной

службы Министерства внутренних дел

Российской Федерации

19 июля 1994 г. N 20/2.1/1282

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВЕДОМСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Пожарный надзор на железнодорожном транспорте осуществляется органами и подразделениями военизированной охраны МПС России с целью поддержания высокого уровня пожарной безопасности объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта.

1.2. В своей деятельности органы пожарного надзора руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности и настоящим Положением.

1.3. Пожарный надзор на железнодорожном транспорте осуществляется в тесном контакте и взаимодействии с органами и подразделениями Государственной противопожарной службы МВД России.

Порядок взаимодействия органов и подразделений, осуществляющих государственный пожарный надзор на объектах Министерства путей сообщения Российской Федерации, регламентируется соответствующим Соглашением между МВД России и МПС России.

1.4. В систему органов, осуществляющих пожарный надзор на железнодорожном транспорте, входят:

- управление военизированной охраны МПС России;

- отдел пожарного надзора и технических средств охраны Управления военизированной охраны МПС России;

- службы военизированной охраны железных дорог;

- отделы пожарного надзора и технических средств охраны служб военизированной охраны железных дорог;

- отряды военизированной охраны на отделениях железных дорог;

- пожарные и стрелково - пожарные подразделения отрядов военизированной охраны железных дорог.

1.5. Общее руководство деятельностью пожарного надзора на сети железных дорог России осуществляет начальник Управления военизированной охраны МПС России, на железной дороге - начальник службы военизированной охраны дороги, на отделении железной дороги - начальник отряда военизированной охраны.

1.6. Организацию и проведение пожарного надзора в целом по сети железных дорог осуществляет начальник отдела пожарного надзора и технических средств охраны Управления военизированной охраны МПС России, в службах и отрядах военизированной охраны железных дорог - заместители начальников служб и отрядов по пожарно - технической части.

1.7. Начальник отдела пожарного надзора и технических средств охраны Управления военизированной охраны МПС России является по должности главным инспектором по пожарному надзору железнодорожного транспорта.

Инженерно - технические работники отдела пожарного надзора и технических средств охраны Управления военизированной охраны МПС России являются по должности старшими инспекторами по пожарному надзору железнодорожного транспорта.

Заместитель начальника службы военизированной охраны железной дороги по пожарно - технической части является по должности главным инспектором по пожарному надзору железной дороги.

Начальники отделов пожарного надзора и технических средств охраны служб военизированной охраны железных дорог являются по должности старшими инспекторами по пожарному надзору железной дороги.

Инженерно - технические работники отделов пожарного надзора и технических средств охраны служб военизированной охраны железных дорог являются по должности инспекторами по пожарному надзору железной дороги.

Заместитель начальника отряда военизированной охраны по пожарно - технической части является по должности старшим инспектором по пожарному надзору отделения железной дороги.

Старшие инструктора по противопожарной профилактике отрядов военизированной охраны железной дороги являются по должности инспекторами по пожарному надзору отделения железной дороги.

Начальники (заместители начальников) пожарных поездов (команд), начальники стрелково - пожарных подразделений (заместители начальников) по пожарно - технической части при проведении пожарно - профилактической работы пользуются правами инспекторов пожарного надзора отделения железной дороги.

 

2. Основные задачи и функции

 

2.1. Основными задачами пожарного надзора на железнодорожном транспорте являются:

осуществление контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного транспорта, другими организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта, установленных противопожарных норм и правил;

осуществление контроля за состоянием пожарной безопасности объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта;

организация разработки и осуществление мероприятий, направленных на предотвращение пожаров;

организация и разработка нормативных актов в области пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

2.2. Органы пожарного надзора на железнодорожном транспорте в соответствии с возложенными на них задачами:

2.2.1. Рассматривают и согласовывают в части учета требований пожарной безопасности технические задания, условия, стандарты на строительство, реконструкцию и модернизацию подвижного состава железнодорожного транспорта, техническую документацию на специальные путевые сооружения, нормы и правила перевозок грузов, инструкции, правила производства работ, проектную документацию на типовое строительство и реконструкцию объектов железнодорожного транспорта с выдачей по ним соответствующих заключений.

2.2.2. Осуществляют контроль за выполнением строительными организациями противопожарных требований, предусмотренных общегосударственными и ведомственными нормами и правилами при строительстве и реконструкции предприятий, зданий и сооружений железнодорожного транспорта.

2.2.3. Разрабатывают на основе анализа противопожарного состояния объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта мероприятия по повышению уровня их противопожарной защиты и содействуют в их реализации.

2.2.4. Организуют разработку совместно с заинтересованными организациями правил пожарной безопасности для объектов железнодорожного транспорта и подвижного состава, а также ведомственных норм технологического проектирования (ВНТП).

2.2.5. Участвуют в рабочих и государственных комиссиях по приемке в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений, законченных строительством.

2.2.6. Организуют проведение единой научно - технической политики в области пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

2.2.7. Содействуют и принимают участие в разработке, испытаниях и внедрении на железнодорожном транспорте новых, эффективных средств противопожарной защиты.

2.2.8. Участвуют в решении вопросов об организации пожарных поездов и команд на железнодорожных станциях и объектах.

2.2.9. Определяют совместно с органами государственного пожарного надзора порядок привлечения подразделений Государственной противопожарной службы МВД России и других ведомств для тушения пожаров, ликвидации последствий крушений и аварий, сопровождающихся пожарами, на железнодорожном транспорте.

2.2.10. Проверяют работу служб и отрядов военизированной охраны железных дорог по профилактике пожаров на охраняемых объектах и готовность пожарных подразделений военизированной охраны к тушению пожаров.

2.2.11. Оказывают помощь предприятиям, организациям и учреждениям железнодорожного транспорта в организации обучения рабочих и служащих правилам пожарной безопасности и повышении квалификации руководящего, инженерного и инструкторского состава военизированной охраны, осуществляющего пожарно - профилактическую работу.

2.2.12. Содействуют в укреплении и развитии добровольных пожарных дружин и других общественных противопожарных формирований на предприятиях.

2.2.13. Осуществляют учет пожаров и используют данные этого учета для разработки мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению пожаров.

2.2.14. Участвуют в служебном расследовании пожаров на объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта в соответствии с действующим законодательством и расследовании нарушений правил пожарной безопасности.

2.2.15. Организуют и проводят противопожарную пропаганду, организуют в установленном порядке издание плакатов, памяток, информационных писем, содействуют в организации рационализаторской работы в службах, отрядах и подразделениях военизированной охраны, направленной на усиление противопожарной защиты объектов и подвижного состава.

2.2.16. Оказывают на договорной основе в установленном порядке пожарно - технические консультации и прочие виды противопожарных услуг.

2.3. Управление военизированной охраны МПС России в лице главного инспектора по пожарному надзору железнодорожного транспорта, старших инспекторов по пожарному надзору железнодорожного транспорта (далее - инспектора) решают вопросы и задачи, возложенные на органы пожарного надзора, в полном объеме.

2.4. Службы и отряды военизированной охраны железных дорог в лице главных инспекторов по пожарному надзору железных дорог, старших инспекторов по пожарному надзору железных дорог, старших инспекторов и инспекторов по пожарному надзору отделений железных дорог (далее - инспектора) решают вопросы в объеме изложенных задач, кроме подпунктов 2.2.1 и 2.2.4 настоящего Положения.

2.5. Порядок разработки и проведение пожарно - профилактических мероприятий органами и инспекторами пожарного надзора осуществляются в соответствии с Наставлением по организации и проведению пожарно - профилактической работы на железнодорожном транспорте и другими документами, определяющими деятельность пожарной охраны.

 

3. Права, обязанности и ответственность

 

3.1. Главный инспектор по пожарному надзору железнодорожного транспорта, главный инспектор по пожарному надзору железной дороги, старшие инспекторы и инспекторы по пожарному надзору вправе:

3.1.1. Информировать главные управления и управления МПС России, железные дороги и отделения железных дорог о состоянии пожарной безопасности на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.

3.1.2. Беспрепятственно входить в помещения, подвижной состав и на территорию (по предъявлении удостоверения личности) предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, а также в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, в жилые дома и квартиры жилого фонда железных дорог с целью проверки соблюдения в них правил пожарной безопасности и реализации противопожарных мероприятий.

3.1.3. Давать предписания руководителям предприятий, учреждений и организаций, другим должностным лицам, ответственным за пожарную безопасность объектов, и отдельным гражданам об устранении нарушений правил пожарной безопасности, а также рекомендации об улучшении противопожарной защиты объектов.

3.1.4. При обнаружении нарушений правил пожарной безопасности, создающих непосредственную угрозу возникновения пожара, приостанавливать частично или полностью работу предприятия (отдельного производства, учреждения и организации), запрещать эксплуатацию здания, сооружения, отдельного помещения (участка), приемку в эксплуатацию всех видов подвижного состава, а также выпуск его на линию из локомотивного (вагонного) депо и пункта оборота, запрещать дальнейшее следование подвижного состава путем принятия мер к его отцепке от поезда или задержке отправления до устранения нарушений правил или неисправностей, угрожающих возникновением пожара.

3.1.5. В пределах своей компетенции вносить в соответствующие предприятия, учреждения и организации предложения об устранении на подведомственных им объектах нарушений правил пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара на объектах железнодорожного транспорта и требовать информацию о принимаемых мерах.

3.1.6. Требовать от руководства предприятий, учреждений и организаций представления для ознакомления сведений и документов, характеризующих состояние пожарной безопасности объектов и подвижного состава.

3.1.7. Привлекать по согласованию с руководителями предприятий, учреждений и организаций инженерно - технических и других работников, специалистов научно - исследовательских и проектных организаций для участия в разработке мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов и подвижного состава, а также в случае необходимости для проведения пожарно - технических экспертиз.

3.1.8. Рассматривать дела о нарушениях правил пожарной безопасности, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.

3.1.9. Налагать в соответствии с действующим законодательством на должностных лиц и граждан административные взыскания в виде предупреждения или штрафа за нарушения правил, норм и стандартов, а также за необеспечение пожарной безопасности объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта.

3.1.10. На основании материалов служебного расследования пожаров давать заключения об ответственности железных дорог, служб, предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта за причиненный ущерб от пожаров.

3.1.11. Давать предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного транспорта обязательные к исполнению предписания об установке систем оповещения о пожаре и других систем контроля за пожарной обстановкой на пожаровзрывоопасных производствах.

3.1.12. Участвовать в испытаниях новых видов подвижного состава в части оценки эффективности установленных на нем противопожарных систем.

3.1.13. Давать обязательные для руководителей предприятий, учреждений и организаций предложения об отстранении от работы на объектах железнодорожного транспорта и подвижном составе лиц, не сдавших зачеты по знанию требований пожарной безопасности или нарушающих эти требования.

3.1.14. Принимать в установленном порядке участие в расследованиях обстоятельств и причин пожаров на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта.

3.1.15. При необходимости ставить перед правоохранительными органами вопрос о привлечении лиц, виновных в систематическом нарушении или невыполнении противопожарных требований, к уголовной ответственности.

3.1.16. Прекращать работы по проектированию и строительству, а также препятствовать вводу в эксплуатацию законченных строительством, реконструируемых объектов и их пусковых комплексов, разработку, постановку на производство, применение изделий и продукции, производимых предприятиями железнодорожного транспорта, в случае несоответствия их противопожарным требованиям стандартов, норм и правил.

3.2. В части осуществления административной практики должностные лица органов пожарного надзора вправе:

3.2.1. Приостанавливать частично или полностью работу предприятия, запрещать эксплуатацию здания или сооружения - главный инспектор по пожарному надзору железнодорожного транспорта, главный инспектор по пожарному надзору железной дороги.

3.2.2. Запрещать эксплуатацию отдельного помещения, приостанавливать работу производственного участка или агрегата, если это не влечет за собой прекращения функционирования предприятия в целом - старший инспектор по пожарному надзору железной дороги.

3.2.3. Запрещать эксплуатацию подвижного состава, погрузку легковоспламеняющихся и опасных грузов - старший инспектор, инспектор по пожарному надзору отделения железной дороги.

Правами, указанными в подпунктах 3.2.2 и 3.2.3, наделяются также и вышестоящие должностные лица, осуществляющие пожарный надзор.

3.3. Дела о нарушениях правил пожарной безопасности рассматриваются от имени органов, осуществляющих пожарный надзор на железнодорожном транспорте, следующими должностными лицами:

главным инспектором по пожарному надзору железнодорожного транспорта;

главным инспектором по пожарному надзору железной дороги;

старшим инспектором по пожарному надзору отделения железной дороги.

3.4. Инспектора по пожарному надзору налагают штрафы без санкций на то административных органов.

Размер штрафа, налагаемого должностными лицами, осуществляющими пожарный надзор, определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также соответствующими законами Российской Федерации.

Административные взыскания могут налагаться инспекторами по пожарному надзору лишь при исполнении ими служебных обязанностей и только за нарушение тех правил, надзор за соблюдением которых на них возложен.

3.5. Постановление о приостановлении работы предприятия, производственного участка, агрегата, запрещение эксплуатации здания, сооружения, отдельного помещения, подвижного состава, а также погрузки легковоспламеняющихся (опасных) грузов выносится правомочным на это инспектором по пожарному надзору и вручается руководителю объекта. Постановление действует до устранения нарушений правил пожарной безопасности, явившихся основанием для принятия такого решения. При наличии технической возможности лицо, приводящее в исполнение указанное постановление, опечатывает помещение (цех), установку с составлением протокола об этом.

Постановление может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу органов пожарного надзора в 5-дневный срок с момента его получения. Подача жалобы не приостанавливает исполнение постановления.

Инспектор по пожарному надзору, вынесший постановление о приостановлении работы производственного участка, агрегата, запрещении эксплуатации здания, сооружения, отдельного помещения, подвижного состава, погрузки легковоспламеняющихся (опасных) грузов, сообщает об этом решении руководству организации, которой подчинен объект, а в отношении приостановления работы предприятия, кроме того, соответствующему главному управлению (управлению) МПС России, а в необходимых случаях информирует о принятом решении соответствующие правоохранительные органы.

Постановление может быть отменено или изменено органом (должностным лицом), принявшим такое решение, или вышестоящим по отношению к нему органом (должностным лицом), осуществляющим пожарный надзор на железнодорожном транспорте.

3.6. Законные требования инспекторов по пожарному надзору обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта.

3.7. Невыполнение законных требований инспекторов по пожарному надзору и действия, препятствующие выполнению возложенных на них обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законодательством порядке.

3.8. За противоправные действия или бездействие инспектора по пожарному надзору несут установленную законодательством ответственность.

3.9. При осуществлении своих задач органы пожарного надзора и инспектора по пожарному надзору руководствуются действующим законодательством.

Вмешательство должностных лиц (не относящихся к органам, осуществляющим пожарный надзор) в деятельность инспекторов по пожарному надзору преследуется по закону.

Деятельность органов (должностных лиц), осуществляющих пожарный надзор на железнодорожном транспорте, должна максимально исключать дублирование работы органов государственного пожарного надзора, подчиненных органов пожарного надзора, обеспечивать их самостоятельность и ответственность.

 

4. Гарантии правовой и социальной защиты должностных лиц, осуществляющих пожарный надзор на железнодорожном транспорте, устанавливаются Положением о военизированной охране Министерства путей сообщения России.

Инспектора по пожарному надзору при исполнении служебных обязанностей пользуются правом бесплатного проезда в пределах железной дороги в порядке, установленном МПС России.

Инспекторам по пожарному надзору для служебных целей предоставляется автомототранспорт в установленном МПС России порядке.

Инспектора по пожарному надзору на железнодорожном транспорте имеют удостоверение единого образца, установленного для работников военизированной охраны МПС России.

Для заверения документов, связанных с решением вопросов по пожарному надзору, используются печати, имеющиеся в Управлении, службах и отрядах военизированной охраны МПС России.

Наставление по организации и проведению пожарно - профилактической работы на железнодорожном транспорте, утвержденное МПС СССР 03.11.87 N ЦУО/4529 и указание МПС СССР от 18.10.88 N Г-3295у считаются не действующими в системе МПС России.