РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКОН
от 2 июня 1994 года З № 17-I
О пожарной безопасности и пожарной охране в Республике Саха (Якутия)
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 2.06.94 З № 18-I
Внесено Изменение, утвержденное Законом от 15 июня 2002 года З № 393-II
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Система пожарной безопасности и пожарной охраны Республики Саха (Якутия)
1. Пожарная безопасность и пожарная охрана в Республике Саха (Якутия) представляют собой систему правовых, организационных, экономических и научно-технических мер, направленных на поддержание технически возможного и экономически целесообразного уровня обеспечения пожарной безопасности людей, объектов собственности, материальных ценностей, лесов, тундровой зоны и недр.
2. Управление системой пожарной безопасности и пожарной охраны в пределах своей компетенции осуществляют органы государственной власти и управления, Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел, органы лесного хозяйства республики и местные органы государственной власти.
Статья 2. Правовая основа пожарной безопасности и пожарной охраны
Правовая основа пожарной безопасности и пожарной охраны определяется Конституцией и настоящим законом Республики Саха (Якутия), нормативными актами органов государственной власти и управления, а также других государственных органов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.
Статья 3. Полномочия Республики Саха (Якутия) в области пожарной безопасности и пожарной охраны
К ведению Республики Саха (Якутия) в области пожарной безопасности и пожарной охраны относятся:
а) координация государственных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и пожарной охраны;
б) управление органами государственного пожарного надзора, а также силами и средствами Государственной противопожарной службы, государственной лесной охраны при ликвидации крупных пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на местах аварий, катастроф и стихийных бедствий;
в) разработка целевых программ, формирование и размещение объемов, стимулирование поставок продукции для государственных нужд в области пожарной безопасности и пожарной охраны;
г) организация обучения и повышения квалификации специалистов в области пожарной безопасности и пожарной охраны;
д) ведение государственного статистического учета пожаров и их последствий;
е) финансирование из бюджета служб пожарной охраны.
(Измененная редакция, Изм. 2002)
Статья 4. Субъекты обеспечения пожарной безопасности и пожарной охраны
Субъектами обеспечения пожарной безопасности и пожарной охраны являются Управление государственной противопожарной службы, министерства, ведомства, местные администрации, государственная лесная охрана, общественные и другие организации, которые обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Раздел 2. Обеспечение пожарной безопасности
Статья 5. Обязанности органов государственной власти и управления
Правительство Республики Саха (Якутия), министерства и ведомства, местные администрации несут ответственность за состояние пожарной безопасности на соответствующей территории в пределах своей компетенции, организуют разработку и осуществление мер правового, экономического, организационного и научно-технического характера по обеспечению пожарной безопасности.
Статья 6. Права и обязанности предприятий
1. Предприятия имеют право:
а) получать от органов государственного пожарного надзора рекомендации, консультации и заключения;
б) организовывать объектовые подразделения пожарной охраны;
в) привлекать специалистов для установления причин пожаров и разработки мер по их устранению.
2. Предприятия обязаны:
а) соблюдать стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, выполнять постановления и предписания органов исполнительной власти республики и местной администрации, Государственного пожарного надзора, а также решения иных органов государственного контроля за выполнением требований пожарной безопасности;
б) предоставлять в установленном порядке силы и средства, горюче-смазочные материалы, продукты питания и места для отдыха при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на собственных объектах;
в) предоставлять по требованию органов Государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объектов и пожарной опасности выпускаемой продукции, материалы расследования пожаров;
г) обеспечивать должностным лицам пожарной охраны доступ на территорию, во все здания и сооружения объектов для осуществления своих служебных обязанностей.
3. Запрещается использование пожарной техники и средств и средств пожарного тушения не по прямому назначению.
Статья 7. Обязанности учебных заведений
Министерства, ведомства, предприятия, имеющие средние, средне-специальные и высшие учебные заведения, обязаны обеспечить разработку и выполнение необходимых для обучения программ, подготовку учебно-методических материалов и соответствующих средств, организовать изучение основ пожарной безопасности.
Статья 8. Права и обязанности граждан
1. Граждане Республики Саха (Якутия), Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства имеют право на:
а) защиту жизни, здоровья и собственности в случае пожара;
б) участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью или собственности;
в) получение в органах лесного хозяйства Минэкологии, Государственного пожарного надзора, республиканской экологической прокуратуры необходимых консультаций по вопросам пожарной безопасности.
2. Граждане Республики Саха (Якутия), Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства обязаны:
а) соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты, нормы и правила пожарной безопасности;
б) предоставлять возможность должностным лицам органов Государственного пожарного надзора проводить обследования объектов собственности;
в) немедленно сообщать о пожаре в соответствующие органы и принимать меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара;
г) иметь средства тушения пожаров согласно перечню, утвержденному местной администрацией.
3. Гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении пожарной безопасности, обеспечивается правовая и социальная защита.
Статья 9. Техническое нормирование в сфере пожарной безопасности
1. Пожарные нормы строительного проектирования зданий и сооружений, планировки и застройки населенных пунктов и Правила пожарной безопасности утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия).
2. Нормы, правила и другие нормативно-технические документы, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с органами Государственного пожарного надзора и иных видов государственного контроля.
3. Нормы, правила и другие нормативно-технические документы, устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательны для соблюдения всеми предприятиями, а также гражданами.
Статья 10. Общие требования пожарной безопасности
1. Населенные пункты и объекты народного хозяйства Республики Саха (Якутия) должны быть обеспечены: пожарной охраной, противопожарным водоснабжением, дорогами и подъездами круглосуточного действия ко всем зданиям и сооружениям, страховой защиты, а также средствами связи, зданиями пожарных депо в комплексе с объектами обслуживания, обучения и жилыми зданиями в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
2. По решению Правительства Республики Саха (Якутия) в улусных центрах и особо важных пожароопасных объектах создаются подразделения военизированной пожарной охраны. В населенных пунктах с числом жителей более тысячи создаются подразделения профессиональной пожарной охраны. В населенных пунктах с числом жителей менее тысячи организуются добровольные пожарные команды.
3. Требования по обеспечению пожарной безопасности в лесах определяются Законом Республики Саха (Якутия) "О лесе".
4. Требования по обеспечению пожарной безопасности и тушению пожаров на рудниках и шахтах горнодобывающей промышленности, подземных сооружениях, используемых для нужд народного хозяйства, на предприятиях нефтегазовой отрасли определяются законами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "О недрах".
Раздел 3. Организация пожарной охраны
Статья 11. Цели и задачи пожарной охраны
1. Пожарная охрана организуется в целях защиты от пожаров жизни и здоровья граждан, материальных, культурных ценностей и природных ресурсов.
2. Основными задачами являются:
а) разработка, организация и осуществление мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности, повышение эффективности противопожарной защиты;
б) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Статья 12. Состав пожарной охраны
В состав пожарной охраны входят:
а) Управление государственной противопожарной службы;
б) база авиационной охраны лесов;
в) подразделения военизированных горно-спасательных частей и отряды по ликвидации открытых нефтегазовых фонтанов;
г) пожарно-химические станции лесхозов;
д) ведомственная пожарная охрана;
е) добровольная пожарная охрана;
ж) общественные организации пожарной охраны.
Статья 13. Обязанность и ответственность должностных лиц пожарной охраны
1. Должностные лица в пределах своей компетенции обязаны:
а) координировать свою деятельность с органами исполнительной власти, общественными объединениями граждан, заинтересованными в деле защиты от пожаров жизни и здоровья граждан, национального богатства Республики Саха (Якутия);
б) использовать предоставленные им полномочия для предупреждения и пресечения правонарушений в сфере пожарной безопасности, а также силы и средства при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
в) содействовать развитию самосознания граждан в вопросах борьбы с пожарами, необходимости страховой защиты, ликвидации последствий аварий, катастроф и других стихийных бедствий, а также выполнения законодательства в сфере пожарной безопасности.
2. Должностные лица пожарной охраны за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в установленном законодательством порядке.
Раздел 4. Государственный пожарный надзор и контроль за пожарной безопасностью
Статья 14. Органы Государственного пожарного надзора
1. Органом Государственного пожарного надзора (Госпожнадзор) является Управление государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия), которое осуществляет возложенные на него функции через его улусные и городские органы.
2. При осуществлении надзорных функций и предоставленных прав органы и должностные лица Государственного пожарного надзора независимы и руководствуются действующими законами и подзаконными актами.
3. Права, честь и достоинство должностных лиц органов Государственного пожарного надзора охраняются законом.
(Измененная редакция, Изм. 2002)
Статья 15. Обязательность исполнения законных требований работников Государственного пожарного надзора
1. Законные требования работников Государственного пожарного надзора обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
2. Невыполнение законных требований работников Государственного пожарного надзора и действия, препятствующие выполнению возложенных на них обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.
3. Неправомерное вмешательство должностных лиц в деятельность Государственного пожарного надзора преследуется по закону.
Статья 16. Государственный контроль за выполнением требований пожарной безопасности в лесах, на подземных объектах, в нефтегазовой отрасли
Государственный контроль за выполнением требований пожарной безопасности в лесах осуществляется органами лесного хозяйства. Государственный контроль на подземных объектах, в нефтегазовой отрасли - Якутским округом федерального горного и промышленного надзора России.
Раздел 5. Организация тушения пожаров и аварийно-спасательных работ
Статья 17. Организация тушения пожаров и взаимодействие противопожарных и аварийно-спасательных служб
1. Организация тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ определяются уставами и положениями пожарных служб.
2. Пожарные службы вправе привлекать к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ необходимые аварийные службы и специальную технику предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
3. Порядок и условия взаимодействия при тушении пожаров и аварийно-спасательных работах регулируются соответствующими соглашениями и мероприятиями, определенными Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 18. Руководитель тушения пожара
1. Руководителем тушения пожара становится старший начальник пожарной охраны, прибывший на пожар.
2. Руководитель тушения пожара является единоначальником, ему подчиняются все силы и средства, находящиеся на месте пожара или аварии.
3. Требования руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми государственными органами, предприятиями, должностными лицами и гражданами.
4. Для ликвидации пожаров, проведения аварийно-спасательных работ предприятия по требованию руководителя тушения пожара обязаны выделить в его распоряжение людские ресурсы, а также имеющуюся пожарную, водоподвозную, строительную и другую технику, оборудование, огнетушащие вещества и материалы.
5. Общий порядок привлечения людских ресурсов, огнетушащих средств, техники и оборудования определяется органами государственной власти и самоуправления.
Статья 19. Тушение пожаров на объектах особого назначения
Порядок и условия тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ на объектах Министерства обороны, Министерства безопасности, на объектах иностранных фирм, на других подобных объектах определяются на основе договоров между заинтересованной стороной и противопожарной аварийно-спасательной службой.
Статья 20. Права работников пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ
1. Работники пожарной охраны имеют право:
а) беспрепятственно проникать в любое время суток во все производственные, жилые и иные помещения, куда распространилась или может распространиться пламя и продукты горения, вскрывать в необходимых случаях закрытые двери и окна, а также ограничивающие конструкции для спасения людей и тушения пожара;
б) временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также доступ граждан на отдельные участки местности или объекты;
в) пользоваться в неотложных случаях беспрепятственно и безвозмездно средствами связи и транспорта, принадлежащими государственным органам и гражданам.
2. Работники пожарных служб не несут ответственности за материальный и физический вред, причиненный при тушении пожара, проведении аварийно-спасательных работ, ликвидации непосредственной угрозы и последствий пожаров и аварий, если причиненный вред соразмерен создавшейся угрозе.
Статья 21. Учет и отчетность о пожарах
1. Учет и отчетность о пожарах осуществляется органами Государственного пожарного надзора в соответствии с утвержденными по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации едиными Правилами.
2. Предприятия и другие юридические лица осуществляют учет пожаров на подведомственных объектах и ведут соответствующую отчетность.
Раздел 6. Финансирование и материально-техническое обеспечение
Статья 22. Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной охраны
1. Финансовое обеспечение служб пожарной охраны осуществляется за счет бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Саха (Якутия), а также других внебюджетных взысканий, платежей и пожертвований.
2. Служебные помещения с инженерно-коммунальным обеспечением и средствами связи предоставляются органами государственной власти и самоуправления, а также предприятиями.
3. Службы пожарной охраны могут иметь служебный жилой фонд.
Статья 23. Налогообложение
Органы и подразделения служб пожарной охраны освобождаются от уплаты налогов и сборов в порядке, установленном законодательством.
Статья 24. Обязанности страховых организаций в обеспечении пожарной безопасности
Страховые организации (в том числе филиалы, отделения, представительства страховых организаций, находящихся вне Республики Саха (Якутия) по окончании года производят отчисления в размере 20 процентов от фактически исчисленных средств на превентивные мероприятия от видов страхования, по которым может быть нанесен ущерб от пожаров.
Раздел 7. Гарантии правовой и социальной защиты работников пожарной охраны
Статья 25. Страхование работников пожарной охраны
1. Работники пожарной охраны подлежат обязательному страхованию из средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от предприятий (объединений), учреждений и организаций.
2. Страхование сотрудников ведомственной охраны определяются соответствующими министерствами и ведомствами.
Статья 26. Гарантии социальной защиты и стимулирования работников добровольной пожарной охраны
1. Граждане, несущие службу в боевых расчетах подразделений добровольной пожарной охраны в соответствии с графиком, утвержденным органами местного самоуправления, а также участвующие в предотвращении и тушении пожаров и ликвидации их последствий за время участия в указанных дежурствах или работах, получают среднемесячную оплату труда в занимаемой должности по месту основной работы. Расходы собственника на оплату труда работников добровольной пожарной охраны возмещаются ему из средств местного бюджета в порядке, установленном местными органами государственной власти и самоуправления.
2. В населенных пунктах, где отсутствуют подразделения Государственной противопожарной службы, работники добровольной пожарной охраны, участвующие в боевых дежурствах соответствующих подразделений, имеют право на установку телефона вне очереди и на льготных условиях.
Статья 27. Обеспечение сотрудников Государственной противопожарной службы жилой площадью
1. Личному составу Государственной противопожарной охраны служебная жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется местной администрацией, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями (объединениями), организациями и учреждениями в первоочередном порядке.
2. Работникам профессиональной пожарной охраны и членам их семей предоставляется 50-процентная скидка по оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива.
Статья 28. Обеспечение сотрудников Государственной противопожарной службы телефоном
Сотрудникам Государственной противопожарной службы, участвующим в тушении пожаров и в проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, квартирные телефоны устанавливаются не позднее двух месяцев со дня поступления заявления из Государственной противопожарной службы.
(Измененная редакция, Изм. 2002)
Статья 29. Права сотрудников Государственной противопожарной службы при нахождении в командировке
Сотрудник Государственной противопожарной службы, направленный в служебную командировку для ликвидации пожара или проведения связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ, пользуется правом на приобретение вне очереди билетов на все виды транспорта и размещения в гостинице по служебному удостоверению.
Раздел 8. Ответственность за нарушение закона "О пожарной безопасности и пожарной охране в Республике Саха (Якутия)"
Верховный Суд РС(Я) Решением от 24 ноября 1998 года статью 30 настоящего Закона признал недействительной с момента принятия закона.
Статья 30. Ответственность за нарушение закона, правил и иных нормативных актов о пожарной безопасности и пожарной охране
Нарушение или невыполнение закона, правил и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, общежитиях и жилых домах, систематическое невыполнение предписаний органов Государственного пожарного надзора, а также допущение пожара, если деяния не подлежат уголовной ответственности, влекут наложение штрафа:
а) на руководителей предприятия и других должностных лиц - до двадцатикратного минимального размера оплаты труда;
б) на граждан - до десятикратного минимального размера оплаты труда.
Раздел 9. Международное сотрудничество
Статья 31. Международные договоры
Если международным договором с участием Республики Саха (Якутия) по вопросам пожарной безопасности и пожарной охраны установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим законом, применяются правила международного договора.
Председатель Палаты
Представителей
А.Илларионов