ЗАКОН ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Тульской областной Думой 22 июня 2000 года Постановление № 57/1725
Документ с Изменениями, внесенными
Постановлением Тульской областной Думой от 27 сентября 2001 года № 17/347
Законом Тульской области от 30 июня 2004 г. № 458-ЗТО
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон направлен на защиту жизни, здоровья граждан и имущества от пожаров и в соответствии с действующим законодательством определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности, организацию и функционирование пожарной охраны в Тульской области (далее - области), полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, права и обязанности физических и юридических лиц (предприятий) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Статья 2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Законе
Понятия и термины, применяемые в настоящем Законе, используются в тех же значениях, что и в Федеральном законе "О пожарной безопасности".
Статья 3. Правовые основы обеспечения пожарной безопасности
Правовую основу обеспечения пожарной безопасности в области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О пожарной безопасности", иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, Устав (Основной Закон) Тульской области, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления области в сфере пожарной безопасности.
Статья 4. Основные принципы обеспечения пожарной безопасности
При осуществлении своей деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, иные юридические и физические лица обязаны руководствоваться следующими принципами:
1) приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение безопасного в пожарном отношении его труда и отдыха;
2) привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности, содействие деятельности добровольных пожарных;
3) гласность в работе и тесная связь с государственными, общественными организациями и населением в решении вопросов обеспечения пожарной безопасности.
Статья 5. Объекты охраны от пожаров
1. Охране от пожаров на территории области подлежат населенные пункты, предприятия, природные богатства, имущество юридических и физических лиц, для которого установлены требования пожарной безопасности.
2. Особой охране от пожаров подлежат объекты, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; предприятия нефтегазоперерабатывающей, химической, нефтехимической и электроэнергетической промышленности; предприятия, производящие, использующие в технологическом процессе, хранящие радиационные, взрывоопасные и сильнодействующие ядовитые вещества, а также другие потенциально опасные объекты.
3. Данные объекты и предприятия должны иметь объектовые подразделения Государственной противопожарной службы либо ведомственную пожарную охрану.
4. Перечень указанных объектов утверждается губернатором области.
Статья 6. Субъекты обеспечения пожарной безопасности
Субъектами обеспечения пожарной безопасности являются:
1) органы государственной власти;
2) органы местного самоуправления;
3) пожарная охрана;
4) юридические и физические лица.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ГРАЖДАН ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 7. Полномочия Тульской областной Думы
К полномочиям Тульской областной Думы по обеспечению пожарной безопасности относятся:
1) принятие и изменение законов области по обеспечению пожарной безопасности;
2) принятие закона области об областном бюджете в части утверждения расходов на обеспечение пожарной безопасности;
3) предоставление налоговых льгот в соответствии с действующим налоговым законодательством;
4) утверждение областных целевых программ по обеспечению пожарной безопасности на территории области;
5) осуществление контроля за расходованием средств, выделенных из областного бюджета на обеспечение пожарной безопасности.
Статья 8. Полномочия администрации области
К полномочиям администрации области по обеспечению пожарной безопасности относятся:
1) проведение на территории области единой политики по
обеспечению пожарной безопасности;
2) разработка и реализация планов социально-экономического и перспективного развития области в части, касающейся обеспечения пожарной безопасности;
3) разработка и исполнение областного бюджета в части расходов на обеспечение пожарной безопасности с отдельными статьями по видам обеспечения пожарной безопасности, в том числе на содержание пожарной охраны;
4) включение в планы социально-экономического развития области мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, оснащению пожарной охраны необходимой пожарной и аварийно-спасательной техникой и оборудованием, средствами защиты личного состава и по реконструкции зданий пожарных депо;
5) разработка и организация выполнения областных целевых программ по пожарной безопасности;
6) организация и осуществление мер по защите от огня лесных массивов и торфяников, проведение мероприятий по ликвидации лесоторфяных пожаров;
7) использование средств массовой информации в решении вопросов обеспечения пожарной безопасности;
8) введение особого противопожарного режима;
9) организация работы комиссии по пожарной безопасности при администрации области;
10) утверждение порядка привлечения сил и средств на тушение пожаров на территории области;
11) учреждение органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств областного бюджета;
12) утверждение перечня особо важных предприятий и организаций области, пожарная охрана которых в обязательном порядке осуществляется подразделениями Государственной противопожарной службы либо ведомственной пожарной охраной;
13) решение иных вопросов, отнесенных к ведению администрации области действующим законодательством.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности относятся:
1) организация и осуществление мероприятий по обеспечению
пожарной безопасности муниципального образования, включение мероприятий пожарной безопасности в планы и программы развития территорий;
2) разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность;
3) при необходимости содержание за счет средств местного бюджета дополнительной численности подразделений противопожарной службы на основе заключаемых с нею договоров;
4) установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством;
5) обучение населения мерам пожарной безопасности и привлечение его к предупреждению и тушению пожаров;
6) содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
7) предоставление льгот по налогам и сборам в установленном федеральным законодательством порядке;
8) другие вопросы, отнесенные федеральными законами и законами области к полномочиям органов местного самоуправления.
Статья 10. Права и обязанности предприятий по обеспечению пожарной безопасности
1. Предприятия при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности имеют право:
1) получать от органов Государственной противопожарной службы в порядке, установленном Государственной противопожарной службой Тульской области, рекомендации, консультации и заключения по вопросам обеспечения пожарной безопасности, информацию о происходящих пожарах;
2) привлекать в установленном порядке специалистов пожарной охраны для установления причин пожаров и разработки мер по обеспечению пожарной безопасности на собственных объектах;
3) обжаловать действия должностных лиц подразделений Государственной противопожарной службы в установленном законом порядке;
4) устанавливать более высокий уровень противопожарного режима, чем это предусмотрено действующими нормативными документами;
5) создавать добровольные пожарные дружины (команды) и подразделения Государственной противопожарной службы либо ведомственной пожарной охраны в соответствии с Типовым положением о добровольной пожарной охране, Перечнем особо важных предприятий и организаций Тульской области, пожарная охрана которых в обязательном порядке осуществляется подразделениями Государственной противопожарной службы либо ведомственной пожарной охраны.
6) включать в штатное расписание должность специалиста по вопросам пожарной безопасности.
2. Предприятия с целью обеспечения пожарной безопасности обязаны:
1) организовать работу по обеспечению пожарной безопасности в соответствии со стандартами, нормами и правилами, другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности;
2) выполнять постановления и предписания должностных лиц Государственной противопожарной службы, а также решения и постановления органов государственной власти области и местного самоуправления;
3) согласовывать в установленном порядке с органами Государственной противопожарной службы изменения функционального назначения зданий и помещений, в том числе при сдаче их в аренду;
4) разрабатывать планы тушения пожаров, содержащие решения по обеспечению безопасности людей и предусматривающие действия рабочих и служащих на случай возникновения пожаров, и не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки по их отработке;
5) содержать в исправном состоянии системы и установки автоматической противопожарной защиты, средства первичного пожаротушения - в соответствии с нормами, не допускать их использование не по назначению;
6) организовывать регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения; систем противодымной защиты и оповещения людей о пожаре; управления эвакуацией; первичных средств пожаротушения и пожарной техники;
7) осуществлять обучение рабочих и служащих мерам пожарной безопасности;
8) предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения о применяемых, перерабатываемых и хранящихся на подведомственных объектах опасных (взрывопожароопасных) и сильнодействующих ядовитых веществ;
9) незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
10) организовывать работу по эвакуации людей и первоначальному тушению пожаров до прибытия основных подразделений пожарной охраны, предусмотренных планом (расписанием) привлечения сил и средств на тушение пожаров;
11) сообщать ежедневно в местные органы Государственной противопожарной службы сведения о наличии (нахождении) людей на объектах с ночным пребыванием граждан (больницы, госпитали, интернаты, диспансеры, детские оздоровительные лагеря, дошкольные учреждения).
Статья 11. Права и обязанности граждан по обеспечению пожарной безопасности
1.Граждане на территории области имеют право:
1) на защиту своей жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
2) на возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
3) на участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
4) на получение в установленном порядке информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе от органов управления и подразделений пожарной охраны;
5) на участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в деятельности добровольной пожарной охраны - в установленном порядке.
2.Граждане на территории области обязаны:
1) соблюдать требования пожарной безопасности;
2) иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров (огнетушители) и противопожарный инвентарь - в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
3) при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
4) до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасанию людей, имущества и тушению пожаров;
5) оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
6) выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
7) предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Статья 12. Комиссия по пожарной безопасности
1. Комиссия по пожарной безопасности при администрации области (далее - Комиссия) является координационным органом, обеспечивающим согласованность работы органов исполнительной власти, общественных объединений, предприятий, организаций и иных юридических лиц по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности.
2. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым администрацией области. Персональный состав Комиссии определяется губернатором области. Причем в ее состав обязательно включение представителей областных служб, занимающихся вопросами финансирования, строительства, землепользования, управления имуществом, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также других федеральных служб (по согласованию).
3. Комиссии по пожарной безопасности могут быть образованы при органах местного самоуправления.
ГЛАВА III. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА
Статья 13. Виды пожарной охраны в области
На территории области действуют следующие виды пожарной охраны:
- Государственная противопожарная служба;
- ведомственная пожарная охрана (пожарная охрана предприятий);
- добровольная пожарная охрана;
- муниципальная противопожарная служба;
- объединения пожарной охраны.
Статья 14. Государственная противопожарная служба
1. Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны области, входящим в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
2. В систему Государственной противопожарной службы Тульской области входят:
управление Государственной противопожарной службы;
подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления по охране городов, других населённых пунктов и предприятий;
предприятия Государственной противопожарной службы, создающиеся в порядке, установленном действующим законодательством в целях выполнения возложенных на Государственную противопожарную службу задач.
3. Управление Государственной противопожарной службы является юридическим лицом.
Статья 15. Ведомственная пожарная охрана
1. Предприятия, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и физические лица в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать подразделения ведомственной пожарной охраны и их органы управления.
2. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.
3. Документы, регламентирующие организацию деятельности ведомственной пожарной охраны, разрабатываются применительно к нормативным и иным актам Государственной противопожарной службы.
4. Специальное первоначальное обучение и повышение квалификации личного состава ведомственной пожарной охраны должно осуществляться в учебных заведениях МЧС России пожарно-технического профиля, учебных центрах и пунктах Государственной противопожарной службы МЧС России.
Статья 16. Добровольная пожарная охрана
1. Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.
2. Для осуществления ее деятельности органами местного самоуправления и руководителями предприятий на основе типового положения, утверждаемого администрацией области, разрабатываются положения о добровольной пожарной охране муниципального образования и добровольной пожарной охране предприятий. Численность, структура и должностные обязанности добровольных пожарных согласовываются с Государственной противопожарной службой.
3. В добровольную пожарную охрану принимаются граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на добровольную пожарную охрану.
4. Добровольные пожарные осуществляют несение службы в пожарных частях по охране городов, других населённых пунктов области в соответствии с графиком, утверждённым органом местного самоуправления и согласованным с Государственной противопожарной службой, а на предприятиях - в соответствии с графиком дежурств, утверждённым руководителем предприятия. На время несения службы за ними сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы) и они обеспечиваются бесплатно специальной боевой одеждой, снаряжением и средствами защиты личного состава за счёт средств местных бюджетов и предприятий.
5. Добровольные пожарные, как правило, объединяются в добровольные пожарные дружины (команды).
6. Все расходы по содержанию добровольных пожарных дружин (команд) производятся за счет средств местных бюджетов и предприятий, на которых они организуются. В случае, если добровольная пожарная дружина (команда) осуществляет охрану учреждений и объектов других организаций, то вопрос о размерах долевого участия этих организаций в содержании добровольной пожарной дружины (команды) должен решаться на договорных основах.
7. Органы местного самоуправления, а также предприятия, имеющие добровольную пожарную охрану, вправе устанавливать добровольным пожарным льготы и социальные гарантии.
8. Добровольная пожарная дружина (команда), имеющая на вооружении пожарную технику, включается в расписание выездов подразделений пожарной охраны городов и районов области, при этом обязательно ежедневно сообщает в местные органы Государственной противопожарной службы о состоянии и изменении своей боеготовности.
9. Выезд добровольных пожарных дружин (команд) на тушение и участие их в ликвидации пожаров осуществляются в обязательном порядке. При этом возмещение затрат производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 17. Муниципальная противопожарная служба
1. Муниципальная противопожарная служба в области создается и функционирует в соответствии с действующим законодательством как совокупность сил и средств в виде подразделений ведомственной или добровольной пожарной охраны, предназначенных для предупреждения пожаров и их тушения.
2. Муниципальная противопожарная служба осуществляет свою деятельность в соответствии с возложенными на нее задачами, во взаимодействии с заинтересованными подразделениями и службами органов внутренних дел, другими правоохранительными органами, предприятиями, организациями, общественными формированиями по вопросам обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
3. Подразделения муниципальной противопожарной службы находятся в оперативном подчинении Государственной противопожарной службы и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Государственной противопожарной службы.
Статья 18. Объединения пожарной охраны
Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач по обеспечению пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.
Статья 19. Содействие пожарной охране
1. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации и иные юридические лица должны оказывать всемерное содействие пожарной охране в проведении профилактических мероприятий и тушении пожаров, в предоставлении
транспортных и материальных средств, горюче-смазочных материалов, необходимых для доставки сил и средств к месту пожара и проведения работ по его ликвидации.
2. При следовании на пожар и для его ликвидации пожарная техника пользуется правом беспрепятственного проезда, первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях, а также первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания.
3. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, где осуществляются боевые действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
4. Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 20. Финансовое и материально-техническое обеспечение пожарной охраны
1. Финансирование и материально-техническое обеспечение подразделений Государственной противопожарной службы по охране городов и других населенных пунктов области, комплектуемых сотрудниками и работниками пожарной охраны, планируется и осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением, с указанием расходов на их содержание отдельной строкой в соответствующих бюджетах.
2. В муниципальном образовании финансовое и материально-техническое обеспечение на содержание дополнительной численности Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной службы и добровольной пожарной охраны планируется и осуществляется органами местного самоуправления.
3. Финансовое и материально-техническое обеспечение объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется предприятиями, на которых они созданы.
4. Финансирование пожарной охраны может осуществляться из других источников на основании действующего законодательства, иных нормативных правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления и ведомств.
5. (Исключен, Изм. 2001 г.)
6. Плательщиками обязательных отчислений являются юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, которые выступают инвесторами (заказчиками-застройщиками) объектов строительства, капитального ремонта, реконструкции, расширения, технического переоснащения зданий, сооружений и других объектов, если иной плательщик не определен соответствующим договором между инвестором и заказчиком.
ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 21. Учет мер пожарной безопасности при составлении планов социально-экономического развития области, муниципальных образований, предприятий
Планы социально-экономического развития области, муниципальных образований, предприятий, а также инвестиционные проекты должны в обязательном порядке содержать меры обеспечения пожарной безопасности и конкретные мероприятия по их выполнению.
Статья 22. Государственная противопожарная экспертиза
1.При разработке градостроительной документации, проектов строительства, выборе земельных участков (трасс) под строительство должны выполняться действующие нормы и правила, обеспечивающие пожарную безопасность и условия для успешного спасения людей и ликвидации возможных пожаров.
2. Обязательному согласованию с органами Государственной противопожарной службы подлежат:
1) градостроительная документация;
2) проектные решения на строительство объектов, по которым отсутствуют нормы проектирования;
3) обоснованные отступления от действующих требований пожарной безопасности;
4) изменения ранее согласованных проектных решений, возникающие в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объектов;
5) проекты строительства, выполняемые иностранными проектными организациями или с использованием зарубежных документов;
6) территориальные нормы строительного проектирования.
3. Порядок участия органов Государственного пожарного надзора Тульской области в работе комиссий по выбору площадок (трасс) под строительство, по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов, рассмотрению и согласованию проектно-сметной документации, осуществлению Государственного пожарного надзора за строительством объектов иностранными фирмами устанавливает Главный Государственный инспектор Тульской области по пожарному надзору.
Статья 23. Обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и объектов
1. Населенный пункт, объект должны иметь противопожарное водоснабжение (водопровод, водоем, напорную башню). Сети водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. При отключении участков водопроводной сети или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом территориальное подразделение пожарной охраны.
2. С целью оперативного приема сообщений о пожаре телефонные станции выделяют на безвозмездной основе прямые линии (01) в соответствии с действующими нормами. Необходимое количество таксофонов (телефонов-автоматов) для круглосуточного доступа граждан устанавливается из расчета не менее 0,5 процента от емкости телефонной станции либо не менее одного на объект и двух - на населенный пункт.
3. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, водозаборных устройств, телефонной сети, подъездов к водоисточникам, возлагается на органы управления соответствующего объекта, в населенных пунктах - на органы местного самоуправления.
4. Обеспечение пожарной безопасности на территориях садовых товариществ, дачно-строительных, гаражных кооперативов возлагается на правления, а в дачах, садовых домиках и хозяйственных постройках - непосредственно на их владельцев.
Статья 24. Противопожарная пропаганда
1. Противопожарная пропаганда проводится с целью изменения сознания и поведения людей относительно соблюдения мер пожарной безопасности, способствует созданию условий для успешной профилактики, тушения пожаров и спасания людей.
2. Противопожарную пропаганду проводят администрация области, органы местного самоуправления, пожарная охрана, предприятия, организации, общественные объединения и иные юридические лица, путем использования средств массовой информации, проведения массовых агитационно-пропагандистских мероприятий и музейной пропаганды, издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, ярмарок, смотров, конкурсов и других форм информирования населения.
3. Средства массовой информации области по требованию Государственной противопожарной службы публикуют информацию по вопросам пожарной безопасности (опасности), а в случае установления особого режима - незамедлительно.
Статья 25. Обучение мерам пожарной безопасности
1. Обязательное обучение детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в средних специальных и высших образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой.
2. Органами управления образования могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие развитию дружин юных пожарных.
3. Обязательному обучению мерам пожарной безопасности подлежат лица, ответственные за пожарную безопасность объектов и за проведение противопожарного инструктажа на предприятиях, лица, обучающие население (работников предприятий, организаций) мерам пожарной безопасности по месту жительства (работы), руководители детских оздоровительных учреждений, председатели садоводческих товариществ, дачно-строительных кооперативов, работники, связанные с пожаровзрывоопасными работами, монтажники систем охранно-пожарной сигнализации.
4. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется учебным пунктом управления Государственной противопожарной службы, а также иными образовательными учреждениями, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой.
5. Порядок и условия обязательного обучения мерам пожарной безопасности определяются органами управления противопожарной службы.
Статья 26. Выполнение работ и оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности
Государственная противопожарная служба Тульской области в целях выполнения задач, возложенных на службу, выполняет работы и оказывает услуги по обеспечению пожарной безопасности:
1) охрана от пожаров на договорной основе населённых пунктов, предприятий и других объектов;
2) разработка мероприятий, инженерно-технических решений по обеспечению пожарной безопасности предприятий и организаций различных форм собственности;
3) подготовка заключений по результатам исследования системы пожарной безопасности объекта; услуги при получении лицензии, сертификата на осуществление отдельных видов противопожарной деятельности;
4) подготовка экспертного заключения о возможности соискателей осуществлять лицензируемые виды противопожарной деятельности;
5) оценка соответствия проектно-сметной документации требованиям норм и правил пожарной безопасности, экспертное сопровождение проектных работ;
6) исследование предварительных условий и выдача технических заданий на предмет соответствия противопожарным требованиям на стадии выбора площадок (трасс) под строительство, размещение;
7) обучение мерам пожарной безопасности работников организаций;
8) предоставление по запросам организаций (за исключением органов управления) информации противопожарной направленности, в том числе статистической информации о пожарах, происшедших в области, а также их последствиях (кроме данных, ограниченных к распространению нормативными документами);
9) проведение испытательно-исследовательских работ по оценке характеристик пожарной опасности веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций;
10) иные работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности.
Статья 27. Особый противопожарный режим
1. В связи с неблагополучной (сложной) пожарной обстановкой на соответствующих территориях органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе вводить особый противопожарный режим, определять порядок его введения и контроль за его исполнением.
2. Неблагополучной (сложной) пожарной обстановкой может быть признана реальная возможность угрозы жизни населения территориального образования, ухудшения экологической обстановки, связанной с пожарами, возникновения массовых пожаров, в том числе и лесоторфяных.
3. На период действия противопожарного режима органы государственной власти и органы местного самоуправления области могут устанавливать дополнительные требования пожарной безопасности, привлекать силы и средства предприятий, организаций и иных юридических лиц для ликвидации причин и последствий пожаров.
4.Затраты, связанные с введением особого противопожарного режима на соответствующей территории, несут органы его вводящие.
ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 28. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности наступает в соответствии с действующим законодательством.
Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тульской областной Думы И.В.Иванов
Губернатор – глава исполнительного органа
государственной власти Тульской области В.А.Стародубцев
30.06.2000г.
г. Тула
№ 195-ЗТО