ЗАКОН

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

(в ред. Законов Кировской области

от 31.10.2000 № 214-30, от 03.07.2001 № 7-30)

 

 

Принят Кировской областной Думой 11 марта 1999 года

 

Внесено Изменение, утвержденное Постановлением Кировской Областной Думы от 27.10.2000 № 38/156

 

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями) и Уставом (Основным законом) Кировской области регулирует правоотношения по организации предупреждения и тушения пожаров на территории Кировской области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, общественными объединениями и другими юридическими лицами независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности (далее - предприятиями), а также должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане). (преамбула в ред. Закона Кировской области от 31.10.2000 № 214-30)

 

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

- пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

- пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

- опасные факторы пожара - пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, дым, токсичные продукты горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода;

- требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, Кировской области, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, правовыми актами органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

- нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

- объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении которого устанавливаются требования пожарной безопасности;

- пожароугрожающее состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создается угроза возникновения пожара и (или) безопасности людей;

- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

- противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

- степень огнестойкости - способность зданий, строений, сооружений и их частей сохранять несущие и (или) ограждающие функции в условиях пожара;

- горючесть - способность вещества или материала к горению;

- предел огнестойкости конструктивных элементов - показатель огнестойкости, определяемый временем от начала огневого испытания при стандартном температурном режиме до наступления одного из нормируемых для данной конструкции предельных состояний;

- пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

- первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;

- территориальное подразделение Государственной противопожарной службы - отряд, пожарная часть и (или) другое подразделение, создаваемое Государственной противопожарной службой на основе договора с администрацией области, органом местного самоуправления для охраны от пожаров населенных пунктов;

- объектовое подразделение Государственной противопожарной службы - отряд, пожарная часть и (или) другое подразделение, создаваемое Государственной противопожарной службой на основе договора с предприятием для организации предупреждения и (или) тушения пожаров на нем;

- специальное подразделение Государственной противопожарной службы - отряд, пожарная часть и (или) другое подразделение, создаваемое федеральным органом Государственной противопожарной службы и предназначенное для организации предупреждения пожаров и их тушения в закрытых административно - территориальных образованиях, а также на особо важных и на режимных предприятиях, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации по предложению правительственной комиссии Российской Федерации по пожарной безопасности;

- пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

- личный состав Государственной противопожарной службы - состоящие на соответствующих штатных должностях лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (далее сотрудники), военнослужащие и лица, не имеющие специальных или воинских званий (далее - работники). (ст. 1 в ред. Закона Кировской области от 31.10.2000 № 214-30)

 

Статья 2. Правовая основа обеспечения пожарной безопасности в Кировской области

Правовую основу обеспечения пожарной безопасности в Кировской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями), иные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Кировской области, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, Государственной противопожарной службы Министерства Внутренних дел Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности, а также настоящий Закон.

 

Глава II. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

 

Статья 3. Виды пожарной охраны в Кировской области

Организацию предупреждения и тушения пожаров в Кировской области осуществляют:

- Государственная противопожарная служба (далее - ГПС);

- муниципальная пожарная служба;

- ведомственная пожарная охрана;

- добровольная пожарная охрана.

В целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны области действуют общественные объединения пожарной охраны.

Выполнение задач, не связанных с предупреждением и тушением пожаров, может быть возложено на пожарную охрану только федеральных законодательством в области пожарной безопасности. (ст. 3 в ред. Закона Кировской области от 31.10.2000 № 214-30)

 

Статья 4. Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны в области.

Областной орган управления ГПС входит в состав Управления внутренних дел Кировской области и руководит деятельностью подчиненных подразделений ГПС. На территории области могут создаваться специальные подразделения ГПС, подчиненные непосредственно Главному управлению Государственной противопожарной службы МВД России, а в оперативном отношении - областному органу управления ГПС.

Территориальные и объектовые подразделения ГПС создаются на основе договоров, заключаемых с областным органом управления ГПС. Создание объектовых подразделений пожарной охраны для отдельных категорий предприятий осуществляется в обязательном порядке. Перечень таких предприятий и порядок их создания определяется администрацией Кировской области в соответствии с федеральным законодательством.

Администрация области, органы местного самоуправления и руководители предприятий в пределах своих полномочий контролируют деятельность подразделений ГПС, содержащихся за счет соответствующих бюджетов и средств. (ст. 4 в ред. Закона Кировской области от 31.10.2000 № 214-30)

 

Статья 5. Основные функции Государственной противопожарной службы

Государственная противопожарная служба Кировской области с целью выполнения поставленных перед ней задач:

- координирует деятельность и осуществляет оперативное управление подразделениями всех видов пожарной охраны, имеющихся на территории области;

- осуществляет взаимодействие с органами государственной власти области, органами местного самоуправления, службами Управления внутренних дел области, предприятиями и общественностью по вопросам обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и объектов области;

- анализирует и прогнозирует состояние пожарной безопасности в области;

- участвует в разработке нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере пожарной безопасности, содействует их реализации;

- организует и осуществляет государственный пожарный надзор на территории области;

- принимает необходимые меры по осуществлению организации и тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах области, а также проведению связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ;

- организует и проводит в соответствии с действующим законодательством дознание по пожарам и о нарушениях требований пожарной безопасности, осуществляет производство по административным делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

- организует и ведет официальный статистический учет пожаров и их последствий;

- ведет противопожарную пропаганду, взаимодействует в установленном порядке со средствами массовой информации;

- организует и проводит подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава пожарной охраны;

- организует и осуществляет в пределах имеющихся возможностей материально-техническое и финансовое обеспечение пожарной охраны, техническое обслуживание, ремонт имущества, пожарной, специальной и другой техники, средств связи пожарной охраны и содержание их в состоянии боеготовности.

 

Статья 6. Полномочия Государственной противопожарной службы

Государственная противопожарная служба имеет право:

- в соответствии со спецификой области разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции, а также вносить в органы государственной власти области для утверждения нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований, предусмотренных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

- устанавливать территориальный Перечень работ и услуг в области пожарной безопасности;

- вносить в администрацию области, администрации районов, городов области предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

- давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

- получать на безвозмездной основе от должностных лиц и граждан объяснения, справки, документы по вопросам обеспечения пожарной безопасности и копии с них;

- использовать при тушении пожаров и пожарно-тактических учениях на безвозмездной основе средства связи, транспорт, оборудование, горюче - смазочные и расходные материалы, огнетушащие средства предприятий;

- принимать необходимые меры по спасению жизни людей и материальных ценностей при тушении пожаров, в том числе проникать любыми доступными способами в места распространения (возможного распространения) пожаров и его проявлений, места нахождения и эвакуации (возможного нахождения и эвакуации) людей, имущества;

- ограничивать или запрещать доступ граждан к местам пожаров, а также движение транспорта и пешеходов на прилегающих к местам пожаров территориях.

 

Статья 7. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной и противопожарной службы

Личному составу ГПС предоставляется в первоочередном порядке жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения ГПС. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу ГПС.

Сотрудники ГПС имеют право на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и погашением 75 процентов предоставленной ссуды за счет средств федерального или областного бюджета.

В случае гибели сотрудника или работника ГПС при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий на основаниях, которые имели место на момент его гибели. В этом случае улучшение жилищных условий семьи указанного сотрудника, работника должно быть произведено органами местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

Личному составу ГПС, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, телефоны по месту жительства устанавливаются не позднее двух месяцев со дня поступления письменного обращения ГПС.

Личный состав ГПС при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также попутным транспортом в сельской местности.

Органы государственной власти области, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право устанавливать иные, не предусмотренные федеральным законодательством и настоящим законом, гарантии правовой и социальной защиты личного состава ГПС.

 

Статья 8. Обязательное государственное личное страхование и возмещение ущерба в случае гибели (смерти) сотрудников и работников ГПС или получения ими увечья

Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели при исполнении служебных обязанностей либо смерти в следствие получения при исполнении ими служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания.

В случае гибели (смерти) сотрудника, работника ГПС при исполнении им служебных обязанностей семье погибшего (умершего), а также его иждивенцам выплачивается необлагаемое налогом единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания указанного лица с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При получении сотрудником (работником) Государственной противопожарной службы при исполнении им служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы (приведших к постоянной утрате профессиональной трудоспособности), указанному лицу выплачивается не облагаемое налогом единовременное пособие в размере его пятилетнего денежного содержания с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Обязательное государственное личное страхование и выплаты единовременных пособий, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, производятся за счет средств федерального и областного бюджетов, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения ГПС, в соответствии с действующим законодательством. (ст. 8 в ред. Закона Кировской области от 31.10.2000 № 214-30)

 

Статья 8.1. Муниципальная пожарная служба

В целях организации предупреждения и тушения пожаров в населенных пунктах может быть создана муниципальная пожарная служба.

Муниципальная пожарная служба создается на территории одного муниципального образования одним органом местного самоуправления либо на территории нескольких муниципальных образований совместно несколькими органами местного самоуправления.

Финансовое и материально - техническое обеспечение муниципальной пожарной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Порядок и условия прохождения муниципальной пожарной службы, ее организация и управление определяется муниципальным образованием (совместно муниципальными образованиями). (ст. 8.1 в ред. Закона Кировской области от 31.10.2000 № 214-30)

 

Статья 9. Ведомственная и добровольная пожарная охрана

Ведомственная пожарная охрана - подразделения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти и предприятиями в целях охраны от пожаров соответствующих ведомств и предприятий, а также других объектов в соответствии с законодательством, с личным составом которых заключены трудовые договоры.

Добровольная пожарная охрана - общественное объединение граждан, созданное в целях их участия в организации предупреждения и тушения пожаров.

Финансовое и материально - техническое обеспечение ведомственной пожарной охраны осуществляется за счет средств ведомств и предприятий, а добровольной пожарной охраны - за счет поступлений, предусмотренных ее Уставом и не запрещенных законодательством.

Основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно - спасательных работ определяются нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации. Взаимодействие ГПС с указанными видами пожарной охраны регламентируется соглашениями (совместными инструкциями).

При создании ведомственной и добровольной пожарной охраны не должен снижаться норматив минимальной численности подразделений Государственной противопожарной службы, содержащейся за счет средств областного и местного бюджета.

Подразделения ведомственной пожарной охраны создаются предприятиями на основании лицензий, выдаваемых областным органом управления ГПС.

Наряду с коллективными формами участия в деятельности по предотвращению пожаров органами местного самоуправления учреждаются внештатные инспекторы по пожарному надзору, осуществляющие общественный контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на территориях соответствующих муниципальных образований. (ст. 9 в ред. Закона Кировской области от 31.10.2000 № 214-30)

 

Статья 10. Объединения пожарной охраны

В целях содействия деятельности Государственной противопожарной службы в области создаются общественные объединения (организации) пожарной охраны, осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Кировская областная организация Всероссийского добровольного пожарного общества, действующая на основании Устава, организует и проводит обучение населения мерам пожарной безопасности, пропаганду пожарно-технических знаний, конкурсы на противопожарную тематику (художественные, литературные и иные), выполняет работы и услуги в области пожарной безопасности, осуществляет материально - техническое обеспечение пожарной охраны.

Кировский филиал Фонда пожарной безопасности, осуществляющий свою деятельность на основании Положения, обеспечивает участие предприятий и граждан в осуществлении общественно полезных мероприятий, направленных на борьбу с пожарами.

 

ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 11. Обеспечение пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности является составной частью деятельности предприятий, их должностных лиц и работников. Это требование должно быть отражено в разрешениях (лицензиях) и других учредительных документах, дающих право заниматься определенными видами деятельности, коллективных договорах (соглашениях), должностных инструкциях, и, при необходимости, в трудовых договорах (контрактах).

Обеспечение пожарной безопасности возлагается на:

- руководителей предприятий или уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом). Возложение ответственности по обеспечению пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает такой ответственности с самих руководителей;

- органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территории населенных пунктов области, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;

- собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений, квартир в домах государственного, муниципального и иного жилищного фонда.

Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендуемых помещений и иного имущества отражаются, как одно из условий, в договоре аренды.

Обеспечение пожарной безопасности в лесах возлагается на граждан и юридических лиц, которым предоставлены права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, или проводящих в лесах культурно-массовые и другие мероприятия.

 

Статья 12. Принципы обеспечения пожарной безопасности

Пожарная безопасность в Кировской области обеспечивается за счет:

- соблюдения требований пожарной безопасности на всей территории области;

- контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и оперативного реагирования на их нарушения;

- координации деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления и Государственной противопожарной службы;

- совершенствования форм, методов и средств тушения, борьбы за жизнь и здоровье людей, оказавшихся в зоне опасных факторов пожара;

- совершенствования структуры ГПС в целях повышения эффективности ее деятельности;

- укрепления и развития материально - технической базы пожарной охраны;

- проведения противопожарной пропаганды и обучения населения правилам применения средств тушения пожаров.

 

Статья 13. Основные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности

Кировская областная Дума осуществляет законодательное регулирование в области пожарной безопасности на территории области, устанавливает налоговые льготы для Государственной противопожарной службы, а также предприятий, производящих пожарно - техническую продукцию или оказывающих услуги в области пожарной безопасности.

Администрация области, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют:

- организацию выполнения законодательства Российской Федерации и Кировской области в сфере пожарной безопасности, контроль за обеспечением пожарной безопасности на соответствующих территориях;

- организацию разработки, исполнение и контроль за исполнением бюджета в части расходов на обеспечение пожарной безопасности, в том числе на содержание пожарной охраны;

- принятие решений об установлении на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности особого противопожарного режима, на период действия которого устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с ГПС;

- организацию подготовки и контроль за выполнением целевых программ обеспечения пожарной безопасности;

- организацию обучения населения и работников предприятий мерам пожарной безопасности, а также привлечение их в установленном порядке к предупреждению и тушению пожаров;

- создание, реорганизацию и ликвидацию подразделений пожарной охраны, содержащейся за счет соответствующих бюджетов, и установление численности ее личного состава (не ниже нормативной);

- принятие решений организационного и технического характера по результатам ежегодного анализа состояния пожарной безопасности;

- организацию ежегодно разработки и выполнения планов мероприятий по профилактике лесных и торфяных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;

- утверждение ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативных планов борьбы с лесными и торфяными пожарами;

- создание резерва горюче - смазочных материалов на пожароопасный сезон;

- определение порядка привлечения граждан и юридических лиц к тушению лесных и торфяных пожаров;

- содействие в создании и деятельности предприятий, специализирующихся на проведении работ и оказании услуг в области пожарной безопасности, изготовлении противопожарного оборудования;

- установление дополнительных льгот для Государственной противопожарной службы, а также предприятий, производящих пожарно-техническую продукцию или оказывающих услуги в области пожарной безопасности;

- социальное и экономическое стимулирование обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

- координацию деятельности ГПС, инженерно - технических, надзорных и других служб по обеспечению пожарной безопасности области путем создания соответствующих комиссий при администрациях Кировской области, районов, городов;

- учреждение на территориях муниципальных образований внештатных инспекторов по пожарному надзору и организацию их работы;

- дополнительные меры по укреплению материально - технической базы пожарной охраны;

- содействие в создании общественных объединений пожарной охраны, добровольной пожарной охраны и противопожарных формирований;

- меры правовой и социальной защиты личного состава и пенсионеров пожарной охраны, а также членов их семей.

Администрация Кировской области, администрации муниципальных образований имеют право в пределах своей компетенции:

- требовать от руководителей предприятий принятие мер по обеспечению пожарной безопасности;

- поощрять руководителей предприятий, добившихся высоких результатов в деле обеспечения пожарной безопасности;

- поощрять личный состав ГПС за проявленное мужество и героизм при тушении пожаров, а также образцовое исполнение служебного долга.

 

Статья 14. Обязанности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности

Органы исполнительной власти Кировской области и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны:

- принимать меры по обеспечению требований пожарной безопасности на территории области (города, района);

- оказывать содействие в работе областной (районной, городской) комиссии по пожарной безопасности;

- принимать меры по обеспечению пожарной охраны пожарно-технической продукцией, необходимой для выполнения возложенных на нее задач;

- оказывать необходимую финансовую поддержку пожарной охране.

 

Статья 15. Основные права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности

Предприятия имеют право:

- создавать за счет собственных средств подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

- устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

- вносить в органы государственной власти и местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

- участвовать в установлении причин и обстоятельств пожаров, происшедших на объектах предприятия;

- получать информацию по вопросам пожарной безопасности;

- проводить независимую экспертизу причин пожара.

Предприятия обязаны:

- осуществлять меры, направленные на создание пожаробезопасных условий труда для рабочих и служащих, иных граждан;

- обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и утверждать в соответствии с действующими нормативными документами положения, инструкции, другие акты, направленные на обеспечение пожарной безопасности, осуществлять контроль за их соблюдением;

- создавать на основе договоров с Государственной противопожарной службой пожарную охрану и обеспечивающую ее функционирование материально - техническую базу;

- осуществлять меры по внедрению автоматических средств противопожарной защиты;

- обеспечивать возможность свободного подъезда и установки к зданиям, сооружениям и водоисточникам пожарной техники для спасания людей, материальных ценностей и тушения пожара;

- своевременно информировать пожарную охрану о неисправностях пожарной техники, систем противопожарной защиты, водоснабжения, а также закрытии дорог и проездов на своей территории и одновременно принимать меры к устранению имеющихся неисправностей;

- обеспечивать беспрепятственный доступ, в том числе в нерабочее время, должностным лицам пожарной охраны, при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты (по предъявлению служебного удостоверения);

- проводить служебное расследование обстоятельств всех пожаров и предоставлять по требованию должностных лиц ГПС материалы служебных расследований, сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объектов и о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожаров и их последствиях;

- организовывать обучение работников мерам пожарной безопасности и проводить противопожарную пропаганду;

- иметь при выпуске продукции или оказании услуг в области пожарной безопасности лицензию Государственной противопожарной службы;

- применять (распространять) продукцию, подлежащую обязательной сертификации по пожарной безопасности, при наличии соответствующих сертификатов;

- уведомлять ГПС о заключенных договорах противопожарного страхования;

- предоставлять информацию ГПС для реализации предоставленных ей полномочий.

 

Статья 16. Основные права и обязанности граждан по обеспечению пожарной безопасности

 

Граждане имеют право на:

- защиту их жизни, здоровья и имущества от пожаров;

- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

- получение информации по вопросам пожарной безопасности;

- участие в обеспечении пожарной безопасности.

Граждане обязаны:

- соблюдать законодательство о пожарной безопасности, требования норм и правил пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц Государственной противопожарной службы;

- немедленно уведомлять пожарную охрану о возникновении пожаров и принимать посильные меры по их тушению, спасению людей и имущества, оказывать возможное содействие пожарной охране при тушении пожаров;

- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утверждаемыми органами местного самоуправления;

- предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

- парковать личный автотранспорт, а также устанавливать автомобильные укрытия, устраивать временные места хранения и торговли с учетом возможности обеспечения работы пожарной техники;

- оказывать услуги в области пожарной безопасности при наличии лицензий ГПС, применять (распространять) продукцию, подлежащую обязательной сертификации по пожарной безопасности при наличии соответствующих сертификатов.

 

Статья 17. Комиссия по пожарной безопасности

В целях координации деятельности органов исполнительной власти, общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению пожарной безопасности создается Комиссия по пожарной безопасности Кировской области, которую возглавляет первый заместитель Губернатора.

В состав комиссии входят представители органов исполнительной власти области, занимающиеся вопросами пожарной безопасности, жизнеобеспечения, финансирования, строительства, ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны общественного порядка.

Положение о комиссии и ее состав утверждаются Губернатором Кировской области.

Аналогичные комиссии создаются в районах (городах областного значения) области.

 

Статья 18. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Органы исполнительной власти и местного самоуправления области разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности. Эти документы не должны снижать требований, установленных федеральными нормативными актами и настоящим Законом.

В целях комплексного решения проблем в области пожарной безопасности областным органом управления Государственной противопожарной службы не реже одного раза в два года разрабатываются целевые областные программы обеспечения пожарной безопасности, утверждаемые решением органов государственной власти области.

В целевой программе должны быть изложены:

- содержание и анализ существующей проблемы;

- перечень мероприятий по реализации программы с указанием сроков исполнения и исполнителей;

- кадровое и ресурсное (финансовое и материально - техническое) обеспечение программы с указанием источников финансирования;

- порядок контроля за ходом выполнения программы и расходованием средств.

 

Статья 19. Тушение пожаров

Пожарная охрана Кировской области осуществляет тушение пожаров в обязательном порядке на всех объектах независимо от форм собственности.

Порядок привлечения пожарной охраны для тушения пожаров в области устанавливается расписаниями выездов и (или) планами привлечения сил и средств для тушения пожаров в районах области, которые разрабатываются Государственной противопожарной службой и утверждаются соответствующими администрациями. В расписания выездов и планы должны быть включены все подразделения пожарной охраны, в том числе ведомственной и добровольной.

Для вызова подразделений ГПС в телефонных сетях области устанавливается единый номер "01", бесплатный для абонента.

Кировская областная телефонная сеть и иные предприятия обязаны в соответствии с установленными нормами на безвозмездной основе предоставлять ГПС соединительные линии оперативной связи и прочие узлы связи с отнесением затрат на себестоимость работ и услуг. Тушение пожаров на территории объектов, обладающих экстерриториальностью, осуществляется с согласия их уполномоченного представителя либо в ином порядке, установленном соответствующими соглашениями и договорами с ГПС.

 

Статья 20. Производство пожарно-технической продукции

Производство пожарно-технической продукции, выполнение работ (оказание услуг) в области пожарной безопасности осуществляются предприятиями и гражданами, получившими на указанные виды деятельности в соответствии с действующим законодательством специальное разрешение (лицензию) Государственной противопожарной службы.

 

Статья 21. Сертификация

Пожароопасная и пожарно-техническая продукция, работы (услуги) в области пожарной безопасности, производимые, применяемые или реализуемые на территории Кировской области, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности с выдачей сертификата пожарной безопасности. Перечень указанной продукции, работ (услуг) определяется Государственной противопожарной службой.

Порядок организации и проведения сертификации в области пожарной безопасности устанавливается Главным управлением ГПС МВД России по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

ГПС имеет право приостанавливать деятельность предприятий и граждан по оказанию услуг, выпуску и реализации продукции, подлежащей обязательной сертификации по пожарной безопасности, не соответствующей сертификационным требованиям или не имеющей сертификатов по пожарной безопасности. При этом постановления о приостановке работы предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатации здания, сооружения, помещения, проведения отдельного вида работ выносятся Главным государственным инспектором Кировской области по пожарному надзору, его заместителями, старшими государственными инспекторами области, городов и районов по пожарному надзору в порядке, определенном федеральным органом ГПС.

Органы сертификации области не вправе выдавать сертификат соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации по пожарной безопасности, без наличия сертификата по пожарной безопасности.

По инициативе юридических лиц и граждан, желающих удостовериться в том, что услуги и продукция, не подлежащие обязательной сертификации в области пожарной безопасности, удовлетворяет предъявляемым требованиям, может проводиться добровольная сертификация.

 

Статья 22. Лицензирование

Деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Государственной противопожарной службой. Перечень лицензируемых видов деятельности в области пожарной безопасности, порядок и условия лицензирования, размер лицензионного сбора определяются федеральным законодательством.

По представлению областного органа управления ГПС администрация Кировской области может устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащих лицензированию, и размер взимания при этом лицензионного сбора.

При лицензировании иных видов деятельности Государственная противопожарная служба осуществляет выдачу заключений о соответствии требованиям пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, технологического и иного оборудования.

Заключение ГПС о соответствии требованиям пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, технологического и иного оборудования является обязательным условием получения лицензий на право осуществления лицензируемых видов деятельности. Отсутствие такого заключения или заключение о несоответствии требованиям пожарной безопасности является основанием для отказа в выдаче лицензии.

При осуществлении государственного пожарного надзора должностные лица Государственной противопожарной службы обязаны проверять наличие лицензий и соблюдение их условий у предприятий и граждан, занимающихся лицензируемыми видами деятельности.

Областное управление ГПС взаимодействует с органами лицензирования иных видов деятельности, представляет по их запросу или по собственной инициативе сведения о выявленных случаях работы без лицензий либо нарушениях требований пожарной безопасности, предусмотренных условиями лицензирования, ходатайствует об аннулировании лицензий и привлечении нарушителей к установленной законодательством ответственности.

Взаимодействие областного органа управления Государственной противопожарной службы с органами лицензирования иных видов деятельности осуществляется на основе двухсторонних соглашений или на основании распорядительных документов администрации Кировской области.

 

Статья 23. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

Государственная противопожарная служба в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выпускает в свет (эфир) на безвозмездной основе в областных, районных и иных средствах массовой информации сведения, содержащие информацию о противопожарном состоянии объектов области, о пожарах, происшедших на территории области, причинах, последствиях, мерах по их предотвращению и действиях в случае возникновения пожара.

В особых случаях по требованию органов управления Государственной противопожарной службы информация о пожарах должна сообщаться немедленно.

Предприятия обязаны проводить обучение своих работников мерам пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности. Обучение может проводиться на учебной базе Государственной противопожарной службы с привлечением ее специалистов.

 

Глава IV. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

 

Статья 24. Источники финансирования Государственной противопожарной службы

Финансовое и материально - техническое обеспечение Государственной противопожарной службы осуществляется из следующих источников:

1. Федеральный бюджет.

2. Областной бюджет.

3. Местные бюджеты.

4. Внебюджетные средства.

Финансирование территориальных подразделений Государственной противопожарной службы планируется и осуществляется отдельной строкой в областном бюджете и местных бюджетах, при этом ГПС является непосредственным получателем бюджетных средств. Средства, запланированные в областном и местных бюджетах на заработную плату (денежное содержание), социальные и компенсационные выплаты личному составу ГПС и горюче - смазочные материалы для выезда подразделений ГПС на пожары, относятся к защищенным статьям, подлежащим финансированию в первую очередь.

Минимальная численность подразделений ГПС, финансируемых из бюджета области и местных бюджетов, определяется из расчета не менее одного сотрудника ГПС на каждые шестьсот пятьдесят человек населения. Органы государственной власти и местного самоуправления области вправе увеличивать расходы на содержание ГПС за счет имеющихся в их распоряжении средств.

Объектовые подразделения ГПС, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся за счет средств этих предприятий.

Внебюджетные средства, получаемые ГПС, в виде прибыли от выполненных ею платных работ (услуг), обязательных отчислений от сумм страховых платежей, стоимости строительства объектов, добровольных пожертвований и взносов предприятий и граждан, а также из других источников, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации для проведения профилактических мероприятий по предотвращению пожаров, улучшения ее материально - технического обеспечения, социальной защиты и стимулирования труда личного состава. (ст. 24 в ред. Закона Кировской области от 31.10.2000 № 214-30)

 

Статья 25. Противопожарное страхование и обязательные отчисления от страховых платежей

Противопожарное страхование в Кировской области может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

Порядок и условия обязательного противопожарного страхования устанавливаются федеральным законом. Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, определяется Правительством Российской Федерации.

Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхование юридическими лицами, относится на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных гражданами на противопожарное страхование, исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за текущий год.

Страховые организации производят отчисления из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм в Кировский филиал Фонда пожарной безопасности.

 

Статья 26. Обязательные отчисления от стоимости строительства объектов

Обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов, расширения, технического переоснащения предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением строек и объектов, финансируемых за счет местных бюджетов (далее - обязательные отчисления), расходуются в целях выполнения возложенных на пожарную охрану задач. Порядок исчисления и уплаты обязательных отчислений устанавливается органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе освобождать от обязательных отчислений в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других производственных и социально - бытовых объектов предприятия, содержащие отряд, пожарную часть или иное подразделение противопожарной службы. (Ст. 26 в ред. Закона Кировской области от 03.07.2001 № 7-30)

 

Статья 27. Платные работы и услуги Государственной противопожарной службы

Государственная противопожарная служба наряду с деятельностью, которую она осуществляет в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом, выполняет (оказывает) следующие виды платных работ и услуг в области пожарной безопасности:

- разработку противопожарных мероприятий для зданий (сооружений) при отсутствии норм проектирования этих зданий или при обоснованных отступлениях от требований противопожарных норм;

- подготовку заключений на виды деятельности (работы, услуги), подлежащие лицензированию, в части, касающейся обеспечения пожарной безопасности;

- проведение испытательно-исследовательских работ по определению группы горючести, температуры воспламенения и вспышки веществ и материалов, пожарной опасности электрических приборов и оборудования;

- обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий;

- дежурство на объекте в период проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;

- другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным и областным органами управления ГПС.

Тарифы на платные работы и услуги устанавливаются в порядке, определяемом администрацией области.

Порядок выполнения и оплаты указанных в настоящей статье работ, услуг устанавливается ГПС области.

 

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ИНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

НАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 28. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной безопасности, а также иные правонарушения в области пожарной безопасности должностные лица в пределах их компетенции, иные работники предприятий и граждане могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, а предприятия и другие субъекты предпринимательской деятельности - к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 29. Исключена. - Закон Кировской области от 31.10.2000 № 214-30.

 

Статья 30. Исключена. - Закон Кировской области от 31.10.2000 № 214-30.

 

Статья 31. Исключена. - Закон Кировской области от 31.10.2000 № 214-30.

 

Статья 29. Приостановка работы объектов

 

При обнаружении нарушений требований пожарной безопасности, создающих пожароугрожающее состояние объекта, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции (изменения функционального назначения), расширении, техническом перевооружении объектов их работа (отдельные виды работ) полностью или частично приостанавливается. Постановление о приостановлении полностью или частично работы предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатации здания, сооружения, помещения, проведения отдельного вида работ выносится государственным инспектором по пожарному надзору в порядке, определенном федеральным органом ГПС.

 

Статья 33. Исключена. - Закон Кировской области от 31.10.2000 № 214-30.

 

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 34. Исключена. - Закон Кировской области от 31.10.2000 № 214-30.

 

Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Губернатор

Кировской области

В.Н. СЕРГЕЕНКОВ

г. Киров

22 марта 1999 года

№ 83-ЗО