ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О пожарной безопасности в Тверской области

 

от 30 сентября 1998 года                     № 33-ОЗ-2

 

Документ с изменением, утвержденным Законом Тверской области от 24 сентября 2003 г. № 71-ЗО и изменением, внесенным Законом Тверской области от 16 марта 2004 г. № 15-ЗО и принятым Законодательным Собранием Тверской области 26 февраля 2004 года.

 

 

Настоящий закон в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" создает необходимые условия для успешной реализации правовых, экономических и социальных основ обеспечения пожарной безопасности в Тверской области, регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе иностранными (далее - предприятия), а также общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в области пожарной безопасности.

 

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

В настоящем законе применяются следующие понятия:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

 

Статья 2. Законодательство, регулирующее пожарную безопасность в Тверской области

 

Правовое регулирование в области пожарной безопасности в Тверской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности", иными актами федеральных органов государственной власти, настоящим законом, нормативными правовыми актами органов государственной власти Тверской области и актами органов местного самоуправления. Настоящий закон имеет прямое действие и подлежит исполнению на всей территории Тверской области.


Глава 2. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

 

Статья 3. Виды и основные задачи пожарной охраны

 

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

Государственная противопожарная служба;

ведомственная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана;

объединения пожарной охраны.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация предупреждения пожаров;

тушение пожаров.

 

Статья 4. Государственная противопожарная служба

 

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны на территории Тверской области.

В систему Государственной противопожарной службы Тверской области (далее - ГПС) входят Управление Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области (далее - УГПС), территориальные, объектовые и специализированные подразделения ГПС.

Управление Государственной противопожарной службы действует на основании Положения об УГПС и является самостоятельным оперативным органом управления Государственной противопожарной службы, входящим в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

УГПС является юридическим лицом и имеет имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.

В гражданско-правовом обороте УГПС выступает как юридическое лицо - учреждение с особенностями статуса, определяемыми федеральным законодательством.

УГПС отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. УГПС имеет самостоятельный баланс и смету.

Подразделения, входящие в структуру ГПС (отряды, части и другие подразделения), наделяются имуществом УГПС и действуют на основании утвержденного Положения о них. Руководители подразделений ГПС назначаются приказом начальника УГПС и действуют в пределах предоставленных им прав. Ответственность за деятельность подразделений ГПС в гражданско-правовом обороте несет Управление ГПС.

Подразделения ГПС по охране объектов создаются исключительно на договорной основе с Управлением ГПС. Вопросы создания этих подразделений в обязательном порядке регулируются федеральным законодательством.

УГПС на основании договоров с Администрацией области, органами местного самоуправления создает территориальные подразделения ГПС, финансирование которых осуществляется из средств соответствующих бюджетов. Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава ГПС на каждые 650 человек населения области.

 

(Измененная редакция, Изм. 2004 г.)

 

Статья 5. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы

 

Гарантии правовой и социальной защиты личного состава ГПС установлены статьями 8 и 9 Федерального закона "О пожарной безопасности".

Органы государственной власти области, органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральным законом, гарантии правовой и социальной защиты личного состава ГПС.

На вольнонаемный состав Управления и подразделений ГПС в полном объеме распространяются требования трудового законодательства Российской Федерации.

При заключении договоров на содержание подразделений ГПС по охране объектов не допускаются ограничения по вопросам социальной защищенности и материального обеспечения сотрудников и работников этих подразделений по сравнению с сотрудниками и работниками подразделений, финансируемых за счет бюджетов различных уровней. Это требование также распространяется на сотрудников и работников подразделений, создаваемых по договорам с органами местного самоуправления.

Не допускается ухудшение положения сотрудников и работников подразделений ГПС по охране объектов по сравнению с условиями труда и социальной защищенностью других работников этих хозяйствующих субъектов.

Ответственность в обеспечении прав и законных интересов, социальной защищенности и материального обеспечения личного состава ГПС несет Управление ГПС.

 

Статья 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности

 

Финансовое обеспечение пожарной безопасности в Тверской области осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.

Объектовые подразделения ГПС, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся за счет средств этих предприятий, а, в случае необходимости, также за счет дополнительных средств других источников финансирования.

Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с УГПС и соответствующими исполнительными органами государственной власти.

При отказе собственника от содержания подразделения пожарной охраны и его имущества, в случае, если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со стороны УГПС и соответствующих исполнительных органов государственной власти, это имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Порядок материально-технического обеспечения пожарной охраны в Тверской области определяется статьей 10 Федерального закона "О пожарной безопасности".

Органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления, а также предприятия, на которых созданы подразделения ГПС, в обязательном порядке предоставляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, другое необходимое имущество в соответствии с установленными нормами.

 

(Измененная редакция, Изм. 2003)

 

Статья 7. Выполнение работ и оказание услуг Государственной противопожарной службой

 

ГПС Тверской области осуществляет работы и услуги в области пожарной безопасности в порядке, установленном федеральным законодательством.

 

Статья 8. (Исключена, Изм. 2004)

 

Статья 9. Ведомственная пожарная охрана

 

Предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с управлением ГПС Тверской области.

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельного вида работ.

Работники ведомственной пожарной охраны пользуются всеми правами и льготами, предусмотренными для работников охраняемых объектов.

 

Статья 10. Добровольная пожарная охрана

 

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.

Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового соглашения) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается управлением ГПС Тверской области. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.

За успешную работу по выполнению мер пожарной безопасности, а также за отличия, проявленные при тушении пожаров, добровольные пожарные могут поощряться органами местного самоуправления и предприятиями, на которых созданы подразделения добровольной пожарной охраны.

 

Статья 11. Объединения пожарной охраны

 

Объединения пожарной охраны создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.

 

Глава 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 12. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

 

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативные документы, принимаемые органами исполнительной власти области, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с УГПС.

Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает УГПС.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

 

(Измененная редакция, Изм. 2004 г.)

 

Статья 13. Тушение пожаров

 

Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны Тверской области устанавливается ГПС.

Выезд подразделений всех видов пожарной охраны Тверской области на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке по требованию ГПС.

Телефонные сети Тверской области в соответствии с законодательством предоставляют ГПС соединительные линии оперативной связи и иные услуги связи на безвозмездной основе. Отключение соединительных линий оперативной связи подразделений ГПС не допускается.

Для вызова подразделений ГПС в телефонных сетях Тверской области устанавливается единый бесплатный номер - 01.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решение о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

 

Статья 14. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

 

Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления, пожарная охрана и предприятия.

Обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий производится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с ГПС.

Департаментом образования Тверской области и пожарной охраной могут создаваться дружины юных пожарных.

 

(Измененная редакция, Изм. 2004 г.)

 

Статья 15, 16, 17 (Исключены, Изм. 2004 г.)

 

Глава 4. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 18. Полномочия органов государственной власти в области пожарной безопасности

 

К полномочиям Законодательного Собрания Тверской области в области пожарной безопасности относятся:

законодательное регулирование вопросов пожарной безопасности в Тверской области;

утверждение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

утверждение областных целевых программ.

К полномочиям Администрации Тверской области в области пожарной безопасности относятся:

нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;

организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;

разработка и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

разработка, организация выполнения, финансирование областных целевых программ;

организация обучения населения мерам пожарной безопасности;

осуществление социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей;

установление численности пожарной охраны, содержащейся за счет средств областного бюджета;

установление особого противопожарного режима.

 

(Измененная редакция, Изм. 2004 г.)

 

Статья 19. (Исключена, Изм. 2004 г.)

 

Статья 20. Комиссии по пожарной безопасности

 

В целях координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и различных служб Тверской области по обеспечению пожарной безопасности, совершенствования работы в данном направлении создается Комиссия по пожарной безопасности Администрации Тверской области, которую возглавляет заместитель Губернатора.

В состав Комиссии входят представители областных служб жизнеобеспечения, финансирования, строительства, ликвидации чрезвычайных ситуаций, транспорта, связи, лесного и сельского хозяйства.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Администрацией области.

Положение о Комиссии и ее персональный состав утверждаются постановлением Губернатора области.

Аналогичные комиссии создаются в городах и районах Тверской области.

 

Глава 5. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 21. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

 

Граждане имеют право на:

защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

участие в установлении причины пожаров, нанесших ущерб их здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможности должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

 

Статья 22. Обязанности органов исполнительной власти в области пожарной безопасности

 

Органы исполнительной власти Тверской области обязаны:

организовать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на территории области;

создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств областного бюджета органы управления и подразделения пожарной охраны;

оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;

создавать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

организовывать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществлять финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности.

 

Статья 23. (Исключена, Изм. 2004 г.)

 

Статья 24. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности

 

Предприятия имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с ГПС;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Предприятия обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, не допускать их использование не по назначению;

создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с ГСП;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территории предприятий необходимые силы и средства, горюче смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц ГПС сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной безопасности производимой ими продукции, а также происшедших на их территориях пожарах и последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных.

 

Статья 25. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

 

За нарушение требований пожарной безопасности предусматривается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

(Измененная редакция, Изм. 2004 г.)

 

Статья 26. (Исключена, Изм. 2004 г.)

 

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 27. Порядок обжалования действий должностных лиц Государственной противопожарной службы

 

Действия должностных лиц по применению настоящего закона могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.

 

Статья 28. Вступление в силу настоящего закона

 

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Председатель

Законодательного Собрания

Тверской области

В.А. Миронов