ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ “О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ”
Принят Палатой Республики |
24 ноября 1995 года |
Статья 26 принята Палатой Представителей |
27 декабря 1995 года |
Статья 1. В связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" внести в Закон Республики Карелия "О пожарной безопасности" изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Настоящий Закон закрепляет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Республике Карелия, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами (далее — предприятия), независимо от их организационно-правовых форм и форы собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций Республики Карелия.
ГЛАВА I
Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящей Законе применяются следующие понятия:
пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности (противопожарные требования) — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, Республики Карелия, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации, производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушения пожаров;
меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров — боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
пожарно-техническая продукция — специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные средства, средства специальной связи и управления, программы дли электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
гарнизон пожарной охраны—совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических, научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
правонарушение в области пожарной безопасности — предусмотренное нормами права противоправное действие или бездействие, посягающее на пожарную безопасность, связанное с нарушением противопожарных требований, невыполнением предписаний, постановлений, иных актов уполномоченных государственных органов и должностных лиц или препятствующее выполнению возложенных на пожарную охрану функций;
угроза безопасности людей — возможность наступления воздействия на людей опасных факторов пожара, возникающая в результате нарушения противопожарных требований, обеспечивающих эвакуацию людей на пожаре;
угроза возникновения пожара — совокупность нарушений противопожарных требований, устанавливающих безопасное состояние горючей среды, защиту ее от источников зажигания, и создающих возможность возникновения пожара.
Статья 2. Законодательные основы обеспечения пожарной безопасности
Правовой основой обеспечения пожарной безопасности являются Конституции Российской Федерации и Республики Карелия, федеральные законы, другие нормативно-правовые акты России, настоящий Закон, принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативно-правовые акты государственной власти и органов местного самоуправления Республики Карелия, принятые в пределах их компетенции в данной сфере,
ГЛАВА II
Пожарная охрана
Статья 3. Виды и основные задачи пожарном охраны Республики Карелия
Пожарная охрана Республики Карелия подразделяется на следующие виды:
а) государственная противопожарная служба;
б) ведомственная пожарная охрана;
в) добровольная пожарная охрана;
г) объединения пожарной охраны.
Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
а) организация предупреждения пожаров;
б) тушение пожаров.
Привлечение лиц, находящихся на службе в пожарной охране, к выполнению задач, не связанных с обеспечением пожарной безопасности, не допускается.
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Статья 4. Государственная противопожарная служба Республики Карелия
1. Государственная противопожарная служба Карелии является основным видом пожарной охраны и входит в состав МВД Карелии в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
2. Государственная противопожарная служба:
а) руководит деятельностью республиканских подразделений Государственной противопожарной службы;
б) организует разработку и осуществление государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопасности;
в) организует и осуществляет государственный пожарный надзор на территории Карелии;
г) организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности;
д) обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;
е) осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;
ж) координирует деятельность других видов пожарной охраны;
з) участвует в осуществлении единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;
и) осуществляет подготовку и переподготовку отдельных категорий кадров для пожарной охраны.
3. В систему Государственной противопожарной службы Карелии входят республиканский орган управления Государственной противопожарной службы; отряды и части пожарной охраны населенных пунктов, иные подразделения объектов, а также предприятия Государственной противопожарной службы.
4. Республиканский орган управления Государственной противопожарной службы — самостоятельное оперативное структурное подразделение МВД Карелии, возглавляющее систему Государственной противопожарной службы Карелии.
5. Подразделениями Государственной противопожарной службы Карелии являются:
территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения и тушения пожаров в населенных пунктах;
обьектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения и тушения пожаров на предприятиях;
специализированные подразделения, созданные в целях тушения крупных пожаров.
6. Предприятия Государственной противопожарной службы — предприятия, созданные в порядке, установленном действующим законодательством, в целях выполнения возложенных на Государственную противопожарную службу задач.
7. Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержания органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Карелии определяется Положением о Государственной противопожарной службе, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Государственный пожарный надзор Республики Карелия
1. Государственный пожарный надзор — специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, предприятиями, должностными лицами и гражданами, а также пресечения правонарушений в области пожарной безопасности.
2. Руководитель органа управления Государственной противопожарной службы Карелии по должности одновременно является главным государственным инспектором Республики Карелия по пожарному надзору.
3. Заместители руководителя органа управления Государственной противопожарной службы Карелии по должности одновременно являются заместителями главного государственного инспектора Республики Карелия по пожарному надзору.
4. Начальник, заместители начальника структурных отделов, отделений, инспекций, юридических бюро, старшие инспекторы по особым поручениям, главные специалисты, старшие инженеры-инспекторы, старшие инженеры, старшие инспекторы, старшие юрисконсульты, старшие дознаватели органа управления Государственной противопожарной службы Карелии, а также начальники, заместители начальника, начальники секторов, старшие инженеры испытательных пожарных лабораторий Государственной противопожарной службы Карелии по должности одновременно являются старшими государственными инспекторами Республики Карелия по пожарному надзору,
5. Инженеры-инспекторы, инженеры, инспекторы, юрисконсульты, дознаватели органа управления Государственной противопожарной службы Карелии, а также инженеры испытательных пожарных лабораторий Государственной противопожарной службы Карелии по должности одновременно являются государственными инспекторами Республики Карелия по пожарному надзору.
6. Начальники, заместители начальников подразделений Государственной противопожарной службы города (района) Карелии по должности одновременно являются старшими государственными инспекторами города (района) Республики Карелия по пожарному надзору.
7. Старшие инженеры-инспекторы, старшие инженеры, старшие инспекторы, старшие юрисконсульты, старшие дознаватели, инженеры-инспекторы, инженеры, инспекторы, юрисконсульты, дознаватели, начальники караулов, младшие инспекторы подразделений Государственной противопожарной службы города (района) Карелии по должности одновременно являются государственными инспекторами города (района) Республики Карелия по пожарному надзору.
8. Перечень должностей личного состава Государственной противопожарной службы и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяет главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.
9. Должностные лица органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право;
а) организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
б) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности республиканским органом исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами на территории Карелии;
в) вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;
г) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
д) входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
е) участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
ж) рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение, техническое переоснащение и изменение функционального назначения предприятий, зданий, сооружений, помещений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;
з) проводить на предприятиях и объектах проверки проектно-сметной документации в части соответствия ее требованиям пожарной безопасности;
и) давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановки реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, либо не имеющим сертификатов, лицензий и иных документов, подтверждающих их соответствие указанным требованиям;
к) приостанавливать работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, электроустановок, электросетей, приборов отопления, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении изменений функционального назначения предприятий, зданий, сооружений и других объектов;
л) производить дознание по делам о пожарах и о нарушениях требований пожарной безопасности, а также осуществлять в протокольной форме досудебную подготовку материалов о преступлениях, связанных с пожарами;
м) вызывать в орган управления и подразделения Государственной противопожарной службы должностных лиц и граждан по находящимся в производстве материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
н) налагать административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы.
10. Должностные лица органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.
11. Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется органами федеральной службы лесного хозяйства России, а на подземных объектах и при ведении взрывных работ — органами Федерального горного и промышленного надзора и их территориальными подразделениями.
12. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.
Статья 6. Личный состав Государственной противопожарной службы
1. Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на штатных должностях:
лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (далее—сотрудники);
лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее — работники).
2. На сотрудников Государственной противопожарной службы Республики Карелия распространяются положения, регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Карелия о труде.
3. Личный состав Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов может объединяться или вступать на добровольной основа в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.
4. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений.
5. Сотрудники Государственной противопожарной службы в соответствии со своими должностными обязанностями или по письменному поручению своих прямых начальников в установленном законодательством порядке участвуют в управлении деятельностью предприятий Государственной противопожарной службы, предприятий, созданных с участием Государственной противопожарной службы, объединений пожарной охраны, созданных с участием Государственной противопожарной службы, а также в управлении деятельностью фондов пожарной безопасности, создаваемых в соответствии с Типовым уставом, утверждаемым Правительствам Российской Федерации,
6. Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
7. Сотрудники Государственной противопожарной службы Республики Карелия имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации и Республики Карелия.
Статья 7. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы
1. Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников Государственной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации, Республики Карелия и ведомственными нормативными актами гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
2. Личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, из расчета не менее 1 процента жилой площади, введенной в эксплуатацию за счет федерального, республиканского и местных бюджетов, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы. Специалистам, окончившим специальные учебные заведения системы Государственной противопожарной службы, жилая площадь предоставляется не позднее одного года с момента вступления в должность.
3. Личному составу Государственной противопожарной службы, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, а также среднему и старшему начальствующему составу Государственной противопожарной службы, телефоны по месту жительства устанавливаются не позднее одного года со дня поступления письменного обращения Государственной противопожарной службы.
4. Личный состав Государственной противопожарной службы при предъявлении служебного удостоверения бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси).
5. Личному составу Государственной противопожарной службы, использующему в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.
6. Сотрудники Государственной противопожарной службы имеют право на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и погашением 75 процентов предоставленной ссуды за счет средств федерального бюджета или средств бюджетов Республики Карелия.
7. Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы МВД России. Указанное правило распространяется на сотрудников Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), до 5 января 1995 года.
8. Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым министром внутренних дел Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет - для мужчин и 20 лет для женщин.
9. В случае получения сотрудниками и работниками Государственной противопожарной службы травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, непосредственно явившихся следствием характера работы или службы и наступления в связи с этим инвалидности, препятствующей осуществлению дальнейшей деятельности в Государственной противопожарной службе, на сотрудников и работников пожарной охраны, независимо от их трудового стажа распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также льготы, предусмотренные для ветеранов труда Федеральным законом “О ветеранах".
10. В случае получения инвалидности или гибели сотрудника, работника Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего или инвалидом сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основаниях, которые имели место на момент его гибели или получения инвалидности. В этом случае улучшение жилищных условий семьи указанного сотрудника или работника, в том числе выделение семье отдельной квартиры, должно быть произведено органами местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.
11. Личному составу Государственной противопожарной службы, состоящему на штатных должностях в системе Государственной противопожарной службы, предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилой площади в пределах социальной нормы, всех коммунальных услуг (электроэнергия, газ, отопление, водоснабжение и другие), топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, независимо от статуса и принадлежности жилых помещений, а также за пользование телефоном. Данная льгота предоставляется сотрудникам Государственной противопожарной службы, вышедшим в установленном порядке на пенсию, а также работникам Государственной противопожарной службы, состоящим на штатных должностях в системе Государственной противопожарной службы не менее 12,5 лет и вышедшим на пенсию с этих должностей.
12. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров предприятия с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих предприятий.
13. Органы государственной власти Республики Карелия, а также органы местного самоуправления вправе устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
Статья 8. Обязательное государственное личное и медицинское страхование, возмещение ущерба в случае гибели (смерти) сотрудника и работника Государственной противопожарной службы или получения им увечья
1. Сотрудники и работника Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели при исполнении служебных обязанностей либо смерти вследствие получения в связи с исполнением ими служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания. Обязательное государственное личное страхование указанных лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Республики Карелия, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы.
2. Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Законом Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Обязательное медицинское страхование осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия.
3. В случае гибели (смерти) сотрудника или работника Государственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей семье погибшего (умершего), а также его иждивенцам выплачивается за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Республики Карелия, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания указанного лица с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
4. При получении сотрудником, работником Государственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, указанному лицу выплачивается за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Республики Карелия, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере его пятилетнего денежного содержания с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
5. Единовременные пособия, указанные в настоящей статье, выплачиваются в срок не позднее трех месяцев со дня гибели (смерти) сотрудника или работника Государственной противопожарной службы или со дня представления в установленном порядке документов, подтверждающих факт травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, полученного в связи с исполнением служебных обязанностей.
6. Ущерб, причиненный имуществу личного состава Государственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Республики Карелия, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Статья 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности
1. Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности, в том числе по федеральным и региональным целевым программам в области пожарной безопасности, планируется и осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.
2. Финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров), пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Карелия, а также внебюджетных средств. Распределение указанных средств производит орган управления Государственной противопожарной службы. В случае необходимости могут привлекаться дополнительные средства из других источников финансирования.
3. Объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости также и за счет дополнительных средств других источников финансирования.
4. Специальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся на долевых началах за счет средств федерального бюджета и средств этих предприятий. Перечень и порядок содержания этих подразделений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с органами государственной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Минимальная численность указанный подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на каждые 650 человек населения.
6. Органы государственной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание Государственной противопожарной службы.
7. Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере не менее 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
8. Материально-техническое обеспечение органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы осуществляется ими самостоятельно, а также в порядке и по нормам, которые определяются Правительством Российской Федерации через систему материально-технического и военного снабжения, систему специальных поставок Министерства внутренних дел Российской Федерации.
9. Материально-техническое обеспечение ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется их собственниками.
Статья 10. Имущество пожарной охраны
1. Имущество пожарной охраны — движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач.
2. Целевое назначение имущества пожарной охраны на может быть изменено собственником этого имущества без согласования с Государственной противопожарной службой и соответствующим исполнительным органом государственной власти.
3. При отказе собственника от содержания подразделения пожарной охраны и его имущества, в случае, если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со стороны Государственной противопожарной службы и соответствующего исполнительного органа государственной власти, это имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
4. Органы государственной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления, а также предприятия, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, обязаны предоставлять пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое имущество, согласно установленным нормам.
5. Государственная противопожарная служба Республики Карелия вправе иметь служебный жилой фонд и иное имущество в порядке, установленном действующим законодательством.
6. Имущество пожарной охраны, выработавшее установленные сроки эксплуатации и не используемое по целевому назначению, при наличии разрешения собственника этого имущества, может быть передано в собственность Государственной противопожарной службе.
Статья 11. Ведомственная пожарная охрана
1. Органы исполнительной власти Республики Карелия и предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
2. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующим положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.
3. При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
4. Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Статья 12. Добровольная пожарная охрана
1 . Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.
2. Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
3. Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.
4. Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, а также зарегистрировавшими их предприятиями.
5. Добровольные пожарные осуществляют несение службы в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с Государственной противопожарной службой. На время несения службы за ними сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы предприятий по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления.
6. Численность добровольных пожарных определяется органами местного самоуправления по согласованию с органами Государственной противопожарной службы.
7. В населенных пунктах добровольные пожарные, осуществляющие дежурство в подразделениях пожарной охраны, по представлению Государственной противопожарной службы имеют право на установку телефона в первоочередном порядке и на льготных условиях.
Статья 13. Объединения пожарной охраны
Объединения пожарной охраны (союзы, ассоциации, клубы, фонды и другие общественные объединения) создаются в цепях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основе учредительных документов и уставных положений.
Карельское добровольное пожарное общество, являясь общественным объединением пожарной охраны, представляет и выражает законные интересы добровольных пожарных обществ, дружин, других объединений добровольной пожарной охраны, которые уполномочили его на это.
Статья 14. Международное сотрудничество в области пожарной безопасности
Республика Карелия исходит в своей политике в области пожарной безопасности из необходимости сотрудничества с государствами и должностными лицами для обеспечения взаимопомощи во время возникновения крупных пожаров, производственных и иных аварий в мирное время, доставки спасателей и необходимого оборудования; совершенствования деятельности по предупреждению пожаров.
Сотрудничество в данной области предполагает:
а) заключение между Республикой Карелия и другими государствами соглашений по оказанию взаимопомощи при возникновении крупных пожаров, аварий, катастроф и стихийных бедствий;
б) обмен опытом;
в) проведение совместных встреч, исследований и учений, направленных на улучшение общей организации деятельности в области пожарной безопасности;
г) разработку и проведение мероприятий по другим вопросам, отнесенным к компетенции Республики Карелия в области пожарной безопасности.
ГЛАВА III
Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Республик Карелия
Статья 15. Полномочия органов государственной власти Республики Карелия в области пожарной безопасности
К полномочиям органов государственной власти Республики Карелия в области пожарной безопасности относятся:
а) нормативное правовое регулирование в пределах компетенции;
б) организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
в) разработка, утверждение и исполнение бюджета Республики Карелия в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
г) организация обучения населения мерам пожарной безопасности;
д) разработка, организация выполнения и финансирование республиканских целевых программ;
е) осуществление в пределах компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
ж) осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей;
з) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и Республики Карелия о пожарной безопасности;
и) создание, реорганизация и ликвидация подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджета Республики Карелия;
к) установление численности пожарной охраны (не ниже нормативной), содержащейся за счет средств бюджета Республики Карелия;
л) осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, лиц, находящихся в запасе (в отставке), а также членов их семей;
м) обеспечение пожарной охраны необходимой пожарно-технической продукцией;
н) содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;
о) содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
п) координация деятельности территориальных, ведомственных объектовых и других подразделений и формирований противопожарной службы в целях эффективного оперативного управления ими в условиях пожаров;
р) организация обучения специалистов противопожарной службы;
с) осуществление контроля за боеготовностью подразделений противопожарной службы независимо от их ведомственной принадлежности;
т) организация взаимодействия Государственной противопожарной службы с органами гражданской обороны, милиции, здравоохранения, лесной охраны и другими службами Республики Карелия, а также Российской Федерации и зарубежными государствами при ликвидации пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся:
а) организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
б) участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;
в) разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
г) создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;
д) осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
е) установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;
ж) содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;
з) обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожара;
и) содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
к) организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности;
л) выполнение иных функций в области пожарной безопасности, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления.
ГЛАВА IV
Обеспечение пожарной безопасности
Статья 17. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности
1. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти Российской Федерации и Республики Карелия нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности.
2. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
3. Республика Карелия вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.
4. Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
Статья 18. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
1. Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
2. Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
3. При разработке строительной и проектной документации, строительстве, капитальной ремонте, реконструкции, техническом переоснащении, изменении функционального назначения и эксплуатации предприятии, зданий, сооружений, помещений и других объектов должны соблюдаться требования пожарной безопасности.
4. Предоставление земельных участков под строительство, утверждение проектной документации, ввод в эксплуатацию завершенных строительством, реконструкцией, техническим переоснащением, капитальным ремонтом предприятий, объектов, зданий, сооружений и помещений, а также изменение их функционального назначения допускается при наличии письменного разрешения органов Государственного пожарного надзора.
5. Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы действий на случай возникновения и тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.
6. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Статья 19. Тушение пожаров
1. Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
2. Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
3. Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается на республиканском и местном уровнях - соответственно органами государственной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления.
4. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловной порядке. При этом возмещение затрат производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
5. Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством.
6. Дли вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.
7. При тушении пожаров и проведении необходимых действий по обеспечению безопасности людей, спасению имущества производится:
а) проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
б) создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
в) использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования и иного имущества;
г) ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение и запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
д) эвакуация с мест пожаров людей и имущества.
8. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старший оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
9. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара
10. Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
11. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всей и должностными лицами и гражданами, на территории которых осуществляются боевые действия по тушению пожара.
12. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
13. Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
Статья 20. Производство пожарно-технической продукции
Пожарно-техническая продукция производится на основе государственного заказа и государственного оборонного заказа, а также в порядке предпринимательской деятельности.
Статья 21. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:
а) охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе;
б) производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;
в) выполнение проектных, изыскательских работ;
г) проведение научно-технического консультирования и экспертиз;
д) испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;
е) обучение населения мерам пожарной безопасности;
ж) осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературу и рекламной продукции;
з) огнезащитные и трубо-печные работы;
и) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
к) ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
л) строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;
м) другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным или республиканским органами управления Государственной противопожарной службы.
Статья 22. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Противопожарная пропаганда — целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством России форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и предприятия.
Обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
Обязательное обучение мерам пожарной безопасности детей и лиц, обучающихся в учреждениях системы образования, а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются Государственной противопожарной службой.
Статья 23. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности
1. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее — информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.
2. Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются федеральными законами и нормативными документами по пожарной безопасности.
3. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.
4. Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.
5. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.
6. По требованию органов Государственной противопожарной службы Карелии, органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица и граждане обязаны незамедлительно предоставлять в Государственную противопожарную службу документы, содержащие информацию, необходимую для обеспечения пожаробезопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.
Статья 24. Учет пожаров и их последствий
1. В Республике Карелия действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.
2. Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба.
3. Порядок учета пожаров и их последствий определяется Государственной противопожарной службой Российской Федерации по согласованию с Государственный комитетом Российской Федерации по статистике и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
4. Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Статья 25. Противопожарное страхование
1. Противопожарное страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.
2. Предприятия, иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Карелии, должны проводить обязательное противопожарное страхование:
имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоряжении;
гражданско-правовой ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам;
работ и услуг в области пожарной безопасности.
3. Порядок и условия обязательного противопожарного страхования устанавливаются федеральным законом. Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, определяется Правительством Российской Федерации.
4. В целях реализации мер пожарной безопасности в порядке, установленной Правительством Российской Федерации, могут создаваться фонды пожарной безопасности, формируемые за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не менее пяти процентов от этих сумм, а также за счет иных источников. Управление фондами пожарной безопасности осуществляет Государственная противопожарная служба на основе Типового устава, утверждаемого Правительством России.
5. Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхование предприятиями, иностранными юридическим лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Республики Карелия, относится на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных гражданами на противопожарное страхование, исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за текущий год.
6. При противопожарном страховании страхователям предоставляются скидки со страховых тарифов с учетом состояния пожарной безопасности подлежащего страхованию имущества. Размер скидок со страховых тарифов определяется страховщиками самостоятельно.
Статья 26. Налоговые льготы в области пожарной безопасности
Органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды.
Статья 27. Особый противопожарный режим
В случае повышения пожарной опасности, по представлению органов Государственной противопожарной службы Республики Карелия, решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях устанавливается особый противопожарный режим, на период действия которого вводятся дополнительные требования пожарной безопасности.
Статья 28. Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности
Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности осуществляют научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные и иные научно-технические учреждения и организации, а также соответствующие учебные заведения.
Финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Карелия, местных бюджетов, средств предприятий и фондов пожарной безопасности, а также за счет других источников финансирования.
Статья 29. Лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности
1. Федеральным законом "О пожарной безопасности" и настоящим Законом устанавливается лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности.
2. Перечень лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности определяется Правительством России. Органы государственной власти Республики Карелия с учетом местных условий могут устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию.
3. Деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Государственной противопожарной службой. Порядок лицензирования определяется Государственной противопожарной службой. При этом размер лицензионного сбора устанавливается по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, а при осуществлении дополнительных видов деятельности (работ, услуг), установленных органами государственной власти Республики Карелия, с Председателем Правительства Республики Карелия.
4. Осуществление предприятием или гражданином деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицензии либо с нарушением условий лицензирования влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством России и Карелии.
5. Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным условием лицензирования для всех лицензируемых видов деятельности (работ, услуг).
Статья 30. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности
1. Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
2. Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяется федеральным органом Государственной противопожарной службы.
3. По инициативе граждан и юридических лиц может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации Республики Карелия.
4. Сертификат пожарной безопасности является обязательной составной частью сертификата соответствия.
5. Порядок организации и проведения сертификации определяется Государственной противопожарной службой по согласованию с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
6. Оплата работ по сертификации производится изготовителей (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на проведение сертификации относятся на себестоимость продукции и услуг.
ГЛАВА V
Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности
Статья 31. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
а) защиту жизни, здоровья и имущества от пожара;
б) осуществление деятельности по обеспечению пожарной безопасности;
в) получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны, получение необходимых консультаций и разъяснений по вопросам пожарной безопасности;
г) участие в установлении причин пожаров, причинивших вред здоровью и имуществу;
д) обжалование решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
е) возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством.
Граждане обязаны:
а) соблюдать требования пожарной безопасности;
б) иметь и содержать а исправной состоянии в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь в соответствии с Правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
в) при обнаружении пожаров немедленно сообщать о них в пожарную охрану;
г) до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
д) выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
е) обеспечивать в установленной законодательством Российской Федерации и Республики Карелия порядке беспрепятственный доступ должностным лицам пожарной охраны на принадлежащую территорию, в здания, строения, помещения и сооружения, для проведения противопожарных осмотров и проверок для пресечения нарушений требований пожарной безопасности;
ж) оказывать помощь участникам тушения пожаров.
Статья 32. Обязанности органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Органы исполнительной власти Республики Карелия обязаны:
а) организовать разработку и обеспечивать реализацию мер безопасности на подведомственных предприятиях и территориях;
б) создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет бюджетных средств органы управления и подразделения пожарной охраны;
в) оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
г) создавать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;
д) организовывать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
е) осуществлять финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности.
В целях координации и совершенствования работ по обеспечению пожарной безопасности в Карелии создается правительственная комиссия Республики Карелия по пожарной безопасности.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции на соответствующих территориях обязаны:
а) организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности;
б) принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество по его прямому назначению;
в) создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
г) организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности;
д) содействовать деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Статья 33. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности
Предприятия имеют право:
а) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
б) вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
в) проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
г) устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
д) получать информацию, рекомендации и консультации (в той числе и на платной основе) по вопросам пожарной безопасности от органа управления и подразделений пожарной охраны.
Предприятия обязаны:
а) соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
б) разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
в) проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
г) включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
д) содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
е) создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
ж) содействовать пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
з) предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;
и) обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, помещения, сооружения и на иные объекты предприятий;
к) предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии и обеспечении пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
л) немедленно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
м) содействовать деятельности добровольных пожарных.
Статья 34. Ответственность за правонарушение в области пожарной безопасности
Ответственность за правонарушение в области пожарной безопасности несут:
собственники имущества;
лица, владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся имуществом;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности
руководители предприятий и другие должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные лица и иные граждане за совершение правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Ответственность за совершение правонарушение в области пожарной безопасности в квартирах (комнатах) домов государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются:
50 процентов — в федеральный бюджет;
10 процентов — в бюджет Республики Карелия;
40 процентов — в бюджет органов местного самоуправления.
Статья 35. Ответственность за невыполнение настоящего Закона
Невыполнение требований, установленных настоящим Законом, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа:
- на граждан от 1 до 10-кратного установленного минимального размера оплаты труда;
- на должностных лиц и руководителей от 10 до 100-кратного установленного минимального размера оплаты труда.
Протоколы о нарушении требований, установленных настоящим Законом, составляются должностными лицами органов Государственного пожарного надзора и в пятидневный срок вместе с другими имеющимися материалами направляются в суд.
Статья 2. Нормативно-правовые акты органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, а также ведомственные нормативные акты приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение месячного срока со дня его вступления в силу.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 1996 года.
Председатель Правительства
Республики Карелия
В.Н. Степанов
г. Петрозаводск
5января 1996 года
№ 98-ЗРК