ЗАКОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
О пожарной безопасности в Оренбургской области
Принят решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21 июня 1996 года
Текст документа приводится с учетом дополнений и изменений, внесенных:
Законом Оренбургской области от 24.03.97 г. № 27/6-ОЗ
Законом Оренбургской области от 10.01.01 г. № 775/240-ОЗ
Законом Оренбургской области от 28.08.2002 № 175/31-III-ОЗ
Законом Оренбургской области от 05.01.2003 № 462/81-III-ОЗ
Настоящий Закон создает необходимые условия для успешной реализации правовых, экономических и социальных основ обеспечения пожарной безопасности в Оренбургской области, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями, в том числе иностранными, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), а также общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основы правового регулирования в области пожарной безопасности
Правовое регулирование в области пожарной безопасности в Оренбургской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности", иными актами федеральных органов государственной власти, а также Уставом (Основным Законом) Оренбургской области, настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления. Настоящий Закон имеет прямое действие и подлежит исполнению на всей территории Оренбургской области. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут принимать нормативные правовые акты в области пожарной безопасности, которые не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Закон, требования пожарной безопасности.
ГЛАВА 2. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА
Статья 2. Виды пожарной охраны
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
-Государственная противопожарная служба;
- ведомственная пожарная охрана;
-муниципальная пожарная охрана;
- добровольная пожарная охрана;
- объединения пожарной охраны.
Статья 3. Основы организации деятельности пожарной охраны
Основным видом пожарной охраны на территории области является Государственная противопожарная служба. В систему Государственной противопожарной службы входят:
Управление Государственной противопожарной службы Оренбургской области МЧС России, координирующее деятельность всех видов пожарной охраны; специальные подразделения Государственной противопожарной службы по охране режимных предприятий.
Основы организации деятельности Управления Государственной противопожарной службы Оренбургской области МЧС России определяются Уставом "Об Управлении Государственной противопожарной службы Оренбургской области МЧС России", утвержденным в установленном порядке.
Основы организации деятельности ведомственной пожарной охраны и объединений пожарной охраны определены Федеральным законом "О пожарной безопасности"
Территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с администрацией области, органами местного самоуправления, создаются в муниципальных образованиях с численностью населения не менее 2 тысяч человек.
Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на каждые 400 человек населения в сельской местности и на каждые 650 человек населения в городах области.
Подразделения Государственной противопожарной службы осуществляют в порядке, установленном управлением внутренних дел администрации Оренбургской области, работы и услуги в области пожарной безопасности.
В системе Государственной противопожарной службы согласно Федеральному закону "О пожарной безопасности" в целях выполнения возложенных на нее задач в порядке, установленном действующим законодательством, могут создаваться предприятия, в том числе совместные, для выполнения работ и услуг в области пожарной безопасности. Типовой устав предприятия Государственной противопожарной службы утверждается в установленном порядке.
Пожароопасные предприятия области в целях предупреждения пожаров и их тушения обязаны содержать на договорной основе подразделения Государственной противопожарной службы. (в ред. Закона Оренбургской области от 10.01.01г. № 775/240-ОЗ)
Организация деятельности добровольной пожарной охраны на территории Оренбургской области осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Законодательным Собранием.
(Измененная редакция, Изм. 2002)
Статья 4. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы
Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы устанавливаются статьями 8 и 9 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Органы государственной власти области, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные Федеральным и областным законами гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
Статья 5. Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности
Финансовое обеспечение пожарной безопасности в Оренбургской области осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.
Собственникам имущества пожарной охраны запрещается изменять целевое назначение этого имущества без согласования с Управлением Государственной противопожарной службы, исполнительными органами государственной власти. При отказе собственника от содержания подразделений пожарной охраны и его имущества, в случае, если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со стороны Управления Государственной противопожарной службы и исполнительных органов государственной власти области, это имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность.
Органами местного самоуправления по представлению Управления Государственной противопожарной службы предоставляется право подтверждать статус служебного жилого фонда государственной противопожарной службы. Собственник обязан согласовать вопросы изменения статуса служебного жилья, расположенного в зданиях пожарных депо, с Управлением Государственной противопожарной службы.
Обязательные отчисления производятся в порядке, установленном Правительством Оренбургской области.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет местных бюджетов органы управления подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой.
В случае необходимости органами государственной власти, органами местного самоуправления и Управления Государственной противопожарной службы могут привлекаться дополнительные средства из других источников финансирования.
(Измененная редакция, Изм. 2002, 2003)
Статья 6. Налоги, налоговые льготы в области пожарной безопасности
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе устанавливать налоги и целевые сборы с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности.
Предприятия, содержащие на договорной основе подразделения Государственной противопожарной службы, в функции которых входит тушение пожаров не только на предприятии, но и на территориях населенных пунктов области, могут освобождаться от налогов в части поступлений в областной бюджет.
Перечень предприятий, пользующихся указанными налоговыми льготами, утверждается Законодательным Собранием Оренбургской области по представлению администрации области.
Статья 7. Специальный счет
В целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты законных интересов личного состава пожарной охраны в соответствии с действующим законодательством создаются областной и местный фонды пожарной безопасности. До создания фонда в Управлении Государственной противопожарной службы и подразделениях открываются специальные счета, которые будут формироваться из следующих источников:
- отчисления, согласно ст. 5 настоящего Закона;
- добровольных взносов и пожертвований;
- средств от выполнения подразделениями пожарной охраны работ и услуг в области пожарной безопасности;
- отчисления от противопожарного страхования.
Расходование средств со специальных счетов производится по следующим направлениям:
- усиление системы обеспечения пожарной безопасности в оренбургской области;
- укрепление материально-технической базы Государственной противопожарной службы;
- решение вопросов социальной защиты и улучшения быта личного состава Государственной противопожарной службы.
(Измененная редакция, Изм. 2002)
ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 8. Региональная целевая программа
Органами государственной власти области принимается региональная целевая программа "Пожарная безопасность" на каждые три года в качестве документа, определяющего перспективу совершенствования системы пожарной безопасности в Оренбургской области.
Статья 9. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Нормативные документы, принимаемые органами исполнительной власти области, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Управлением Государственной противопожарной службы. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.
Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливает Государственная противопожарная служба.
Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
Статья 10. Тушение пожаров
Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Управлением Государственной противопожарной службы и утверждается:
на уровне Оренбургской области - органами государственной власти Оренбургской области;
уровне муниципальных образований - органами местного самоуправления.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке. При этом возмещение затрат производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.
(Измененная редакция, Изм. 2002)
Статья 11. Работы и услуги в области пожарной безопасности.
К перечню работ и услуг в области пожарной безопасности, указанным в Федеральном законе "О пожарной безопасности", также относятся: разработка мер пожарной безопасности для населенных пунктов и предприятий на территории Оренбургской области; поставка Государственной противопожарной службе оборудования и материалов, необходимых для выполнения возложенных на нее задач.
Статья 12. Обучение населения области мерам пожарной безопасности
Обучение населения области мерам пожарной безопасности проводится согласно статье 25 Федерального закона "О пожарной безопасности" и осуществляется по следующим направлениям:
- информирование населения через средства массовой информации;
- ведение разъяснительной работы среди населения и работников;
- обучение работников на предприятиях;
- обучение работников в центре пропаганды пожарно-технических знаний УТПС и в подразделениях Государственной противопожарной службы;
- обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.
Статья 13. Лицензирование
Деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Порядок лицензирования определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Осуществление предприятием или гражданином деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицензии либо с нарушением условий лицензирования влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным условием лицензирования для всех лицензируемых видов деятельности (работ, услуг).
(Измененная редакция, Изм. 2002)
Статья 14. Противопожарное страхование
Противопожарное страхование является одной из функций системы обеспечения пожарной безопасности и может осуществляться в добровольной и обязательной формах. В целях реализации мер пожарной безопасности, наиболее эффективного использования средств страховых организаций, предназначенных на предупредительные мероприятия, учитывая интересы области в упорядочении деятельности страховых организаций в части противопожарного страхования, установить следующие проценты отчислений из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в фонд пожарной безопасности (специальный счет):
- для страховых организаций, зарегистрированных за пределами Оренбургской области или не имеющих договорных отношений о сотрудничестве с Управлением Государственной противопожарной службы, 15 %;
- для остальных страховых организаций согласно заключаемым с Управлением Государственной противопожарной службы договорам, но не более 10 %.
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 15. Полномочия органов государственной власти
Органы законодательной и исполнительной власти Оренбургской области осуществляют поддержку и исполнение государственной политики в области пожарной безопасности, целевых программ, рационально использовать федеральные и областные ресурсы для решения задач пожарной безопасности на территории области, в том числе для финансирования Государственной противопожарной службы.
Разрабатывают, утверждают и исполняют соответствующие бюджеты в части расходов на пожарную безопасность.
В пределах своей компетенции социальное и экономическое стимулирование обеспечения пожарной безопасности, в том числе производство и закупки пожарно-технической продукции.
Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" относятся:
- организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
- участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;
- разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
- создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств местных бюджетов;
- осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
- установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;
- содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;
- обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожаров;
- содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
- организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.
ГЛАВА 5. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 17. Правонарушения в области пожарной безопасности
Под правонарушением в области пожарной безопасности понимается невыполнение и (или) несоблюдение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, нормативных документов по пожарной безопасности (стандартов, норм и правил пожарной безопасности, инструкций и иных документов, содержащих требования пожарной безопасности, в том числе установленные уполномоченным государственным органом), уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы либо воспрепятствование и (или) неоказание содействия должностным лицам пожарной охраны в осуществлении ими возложенных действующим законодательством задач и функций, в том числе по тушению пожаров.
Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности направляются:
- 50 % в федеральный бюджет;
- 50 % в соответствующие фонды пожарной безопасности (специальные счета).
Статья 18. Органы и должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях в области пожарной безопасности
1. Дела об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, предусмотренные настоящим Законом, рассматриваются Главным Государственным инспектором Оренбургской области по пожарному надзору и его заместителями, старшими государственными инспекторами городов и районов области в порядке, установленном действующим административным законодательством и настоящим Законом.
2. Конкретные размеры налагаемых штрафов определяются должностными лицами, рассматривающими дела о правонарушениях, в зависимости от характера и вида правонарушения, наступивших или возможных последствий и иных обстоятельств.
Статья 19. Порядок привлечения предприятий к административной ответственности, уплаты ими штрафа за правонарушения в области пожарной безопасности и возврата необоснованно взысканных средств
Привлечение предприятий к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности, уплата предприятиями штрафа за нарушения в области пожарной безопасности и возврат необоснованно взысканных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Оренбургской области
В.В. Елагин