О ЗАКОНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
РЕШЕНИЕ
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
20 июля 1999 г. N 10/65
Московская областная Дума решила:
1. Принять Закон Московской области "О пожарной безопасности на территории Московской области". (Прилагается).
2. Направить Закон Московской области "О пожарной безопасности на территории Московской области" Губернатору Московской области А.С. Тяжлову для подписания.
Председатель Московской
областной Думы А.Е.Жаров
Московская область
З А К О Н
О пожарной безопасности на территории
Московской области
Принят решением
Московской областной Думы
от 20.07.99 N 10/65
Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности", регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями и физическими лицами в сфере пожарной безопасности на территории Московской области.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели и задачи обеспечения пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности осуществляется в целях защиты жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций, общественных объединений и государства от пожаров.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших задач органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан.
Статья 2. Правовые основы обеспечения пожарной безопасности
Правовую основу обеспечения пожарной безопасности в Московской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О пожарной безопасности" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, Устав Московской области, настоящий Закон, законы и иные нормативные правовые акты Московской области.
Принимаемые органами государственной власти нормативные правовые акты Московской области в сфере пожарной безопасности не действуют в части установления более низких, чем настоящий Закон, требований пожарной безопасности.
Статья 3. Организационная основа обеспечения пожарной безопасности
Организационной основой обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в разработке и осуществлении мер по предупреждению и тушению пожаров.
Статья 4. Ответственность за нарушение и неисполнение настоящего Закона
За нарушение и неисполнение настоящего Закона граждане и должностные лица привлекаются к административной, дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава II. Компетенция органов государственной власти, органов местного самоуправления Московской области. Права и обязанности организаций и граждан в области пожарной безопасности
Статья 5. Компетенция Московской областной Думы в области пожарной безопасности
К ведению Московской областной Думы относится разработка и принятие законов Московской области, других нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.
Статья 6. Компетенция Администрации Московской области в области пожарной безопасности
К ведению Администрации Московской области в области пожарной безопасности относятся:
разработка и принятие в пределах компетенции нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности, контроль за соблюдением законодательства о пожарной безопасности;
разработка программ по обеспечению пожарной безопасности на территории Московской области и организация их исполнения;
координация деятельности центральных органов исполнительной государственной власти по обеспечению пожарной безопасности путем создания комиссий по пожарной безопасности при Администрации Московской области;
установление перечня организаций, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана;
создание, реорганизация и ликвидация подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета и установление численности личного состава этих подразделений (не ниже нормативной);
установление порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров;
установление особого противопожарного режима на всей территории Московской области или на территории нескольких муниципальных образований, установление на период его действия дополнительных требований, согласованных с Государственной противопожарной службой;
обеспечение участия населения в работе по предупреждению и ликвидации пожаров, развитию добровольной пожарной охраны;
социальное и экономическое стимулирование обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, проведение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности, а также участие населения в борьбе с пожарами;
организация и осуществление мер по защите от пожаров лесных массивов и торфяников;
использование средств массовой информации в сфере обеспечения пожарной безопасности, проведение противопожарной пропаганды;
разработка единого порядка отчислений в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений, жилых домов и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов;
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей, установленных федеральными законами и законами Московской области.
Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" к ведению органов местного самоуправления относятся:
разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, включение мероприятий пожарной безопасности в планы и программы развития территорий;
установление на местном уровне порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров;
разработка, утверждение и исполнение местного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местного бюджета и установление численности личного состава этих подразделений (не ниже нормативной);
установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, установление на время его действия дополнительных требований, согласованных с Государственной противопожарной службой;
установление обязательных отчислений, местных налогов (целевых сборов) с организаций и граждан на обеспечение пожарной безопасности;
установление налоговых и иных льгот в области пожарной безопасности;
обучение населения и работников организаций мерам пожарной безопасности, привлечение их к работе по предупреждению и тушению пожаров;
организация и осуществление мер по защите от пожаров лесных массивов и торфяников, создание условий и проведение мероприятий по тушению лесоторфяных пожаров;
использование средств массовой информации в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Статья 8. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности
Организации имеют право:
устанавливать более высокий уровень противопожарного режима, чем это предусмотрено действующими нормативными документами;
осуществлять работы и услуги в области пожарной безопасности в установленном порядке;
поощрять личный состав пожарной охраны, участвующий в проведении работ по предупреждению и тушению пожаров;
обжаловать действия должностных лиц подразделений государственной противопожарной службы в установленном законом порядке.
Организации обязаны:
издавать приказы и инструкции о мерах пожарной безопасности, а также планы действий рабочих и служащих на случай возникновения пожара и не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки по их отработке;
создавать пожарно-технические комиссии для организации работ по предупреждению пожаров и боевые расчеты по тушению пожаров;
организовать работу по обеспечению пожарной безопасности;
не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;
обеспечивать соответствие выпускаемой продукции требованиям пожарной безопасности;
возмещать ущерб, причиненный пожаром, в порядке, установленном законодательством;
сообщать подразделениям государственной противопожарной службы данные о применяемых, перерабатываемых и хранящихся опасных (взрывопожароопасных), сильнодействующих ядовитых веществах;
организовывать работу по эвакуации людей и тушению пожаров до прибытия подразделений пожарной охраны;
проводить ведомственные расследования причин пожаров, разрабатывать мероприятия по их предотвращению;
направлять письменные ответы на запросы, письма, представления, поступившие из органов Государственной противопожарной службы;
уведомлять Государственную противопожарную службу о проводимом строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов, их расширении и техническом переоснащении.
Статья 9. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право:
защиты жизни, здоровья и имущества от пожаров;
на возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном законодательством;
вступать в ряды добровольных пожарных и участвовать в работе инспекций общественного пожарного надзора;
вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, Государственную противопожарную службу по обеспечению пожарной безопасности;
содействовать укреплению материально-технической базы пожарной охраны.
Граждане обязаны:
соблюдать законодательство в области пожарной безопасности, требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
уведомлять пожарную охрану о возникновении пожаров и принимать посильные меры по их тушению, спасению людей и имущества, оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставлять возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих гражданам производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
не загромождать дворы, подъезды личным транспортом и укрытиями для него, обеспечивать свободный доступ пожарной техники к домам для тушения пожаров и эвакуации людей.
Глава III. Организация пожарной охраны в Московской области
Статья 10. Виды пожарной охраны в Московской области
Пожарная охрана в Московской области подразделяется на следующие виды:
государственная противопожарная служба;
ведомственная пожарная охрана;
муниципальная пожарная служба;
добровольная пожарная охрана;
объединения пожарной охраны.
Статья 11. Государственная противопожарная служба
Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны на территории Московской области и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации. Государственная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и Московской области, соответствующими положениями, уставами и другими нормативными правовыми актами.
Территориальным органом управления Государственной противопожарной службы в Московской области является управление государственной противопожарной службы (далее управление) самостоятельное структурное подразделение Главного управления внутренних дел Московской области.
Статья 12. Ведомственная пожарная охрана
Ведомственная пожарная охрана может создаваться федеральными органами исполнительной власти, организациями для обеспечения пожарной безопасности. Деятельность подразделений ведомственной пожарной охраны, имеющих на вооружении пожарную технику, осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Государственной противопожарной службой. Подразделения ведомственной пожарной охраны, имеющие на вооружении пожарную технику, включаются в расписание выездов гарнизона пожарной охраны (план привлечения сил и средств), ежедневно сообщают в Государственную противопожарную службу данные о численности личного состава в боевом расчете и состоянии техники.
Подразделения ведомственной пожарной охраны на подведомственных объектах имеют право:
вносить предложения в администрацию обслуживаемого объекта по вопросам усиления пожарной безопасности;
давать письменные и устные предложения должностным лицам для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности;
приостанавливать полностью или частично работу предприятий, отдельного производства, производственного участка, агрегата, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей;
составлять административные протоколы о нарушении требований пожарной безопасности с представлением их в подразделения Государственной противопожарной службы.
Подразделения ведомственной пожарной охраны обязаны:
обеспечивать боевую готовность имеющихся сил и средств;
участвовать в составе комиссий в проведении пожарно-технических обследований обслуживаемых территорий, объектов;
контролировать выполнение мероприятий, предлагаемых предписаниями должностных лиц Государственной противопожарной службы;
информировать Государственную противопожарную службу и администрацию обслуживаемого объекта о противопожарном состоянии;
организовывать выполнение требований пожарной безопасности, принимать меры по устранению причин и условий возникновения пожаров;
проводить инструктажи, беседы и специальные занятия с гражданами, рабочими, инженерно-техническим персоналом объектов по вопросам пожарной безопасности и другие мероприятия по противопожарной пропаганде и агитации;
осуществлять периодические проверки состояния пожарной безопасности обслуживаемой территории и объектов.
Статья 13. Муниципальная пожарная служба
Муниципальная пожарная служба в Московской области создается в соответствии с Законами Российской Федерации "О пожарной безопасности", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и осуществляет свою деятельность на основании положений, разрабатываемых и утверждаемых органом местного самоуправления, согласованных с Государственной противопожарной службой, а также проходит обязательное лицензирование своей деятельности.
Подразделения муниципальной пожарной службы находятся в оперативном подчинении Государственной противопожарной службы и входят в состав гарнизона пожарной охраны.
Руководители подразделений муниципальной пожарной службы назначаются главами муниципальных образований по согласованию с Государственной противопожарной службой.
Подразделения муниципальной пожарной службы являются юридическими лицами, и осуществляют свою деятельность за счет средств местного бюджета, иных средств.
Статья 14. Добровольная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана может создаваться в населенных пунктах и в организациях независимо от наличия подразделений Государственной противопожарной службы, и осуществляет деятельность на основании Положения о добровольной пожарной охране, утверждаемого органом местного самоуправления или руководителями организаций и согласованного Государственной противопожарной службой.
Добровольные противопожарные формирования могут создаваться в виде добровольных пожарных дружин (команд) и инспекций (групп) общественного пожарного надзора.
Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
Членство в составе пожарных дружин (команд) и инспекций (групп) общественного пожарного надзора осуществляется на добровольной основе.
Финансирование и материально-техническое обеспечение добровольной пожарной охраны может осуществляться за счет средств местного бюджета, организаций, внебюджетных и иных средств.
Статья 15. Объединения пожарной охраны
Объединения пожарной охраны создаются в целях решения задач обеспечения пожарной безопасности и действуют на основании учредительных документов.
Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности
Статья 16. Учет мер пожарной безопасности при разработке программ социально-экономического развития
Программы социально - экономического развития Московской области, муниципальных образований и организаций должны в обязательном порядке содержать меры обеспечения пожарной безопасности и конкретные мероприятия по укреплению противопожарной защиты.
Статья 17. Учет требований пожарной безопасности при планировке и застройке населенных пунктов
При разработке градостроительной документации, проектов строительства, выборе земельных участков (трасс) под строительство должны выполняться действующие требования пожарной безопасности.
Проекты строительства, реконструкции, технического переоснащения в порядке осуществления государственного контроля до начала строительства подлежат обязательному рассмотрению в Государственной противопожарной службе.
На территории Московской области порядок участия должностных лиц Государственной противопожарной службы в работе комиссий по выбору строительных площадок (трасс), рассмотрении и согласовании проектносметной документации, осуществлении государственного пожарного надзора за строительством объектов (юридическими лицами) и приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов устанавливает Главный государственный инспектор Московской области по пожарному надзору.
Статья 18. Обеспечение пожарной безопасности садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан
Обеспечение пожарной безопасности территорий садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан и отдельных участков возлагается на правления этих объединений и собственников участков.
Правление обязано проводить проверки противопожарного состояния территорий садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, совместно с подразделениями Государственной противопожарной службы проводить инструктажи и принимать меры по устранению выявленных нарушений противопожарных требований.
Садоводческие и дачные некоммерческие объединения граждан могут создавать добровольные пожарные дружины из числа членов объединения, обеспечивают приобретение и эксплуатацию необходимого противопожарного оборудования.
Статья 19. Противопожарная пропаганда
Противопожарная пропаганда организуется с целью воздействия на сознание и поведение людей для соблюдения ими требований пожарной безопасности и создания условий для успешного предотвращения, тушения пожаров и спасения людей.
Противопожарную пропаганду проводят центральные органы исполнительной государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации с использованием средств массовой информации, агитационно-пропагандистских мероприятий, выставок, ярмарок, смотров, конференций, конкурсов, а также издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции и других форм для информирования населения.
Средства массовой информации на безвозмездной основе обязаны по требованию Государственной противопожарной службы оперативно информировать население по вопросам пожарной безопасности. В случае установления особого противопожарного режима такая информация должна доводиться до населения незамедлительно.
Статья 20. Обучение мерам пожарной безопасности
Образовательные и дошкольные учреждения Московской области, независимо от форм собственности, должны проводить обязательное обучение детей и учащихся мерам пожарной безопасности. Обучение проводится по курсу основ безопасности жизнедеятельности, а также в рамках дополнительного образования по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой. Органы управления образованием обязаны обеспечить подготовку учебно-методических материалов и средств обучения.
Органы управления образованием совместно с Государственной противопожарной службой могут создавать добровольные дружины юных пожарных. Органы местного самоуправления должны оказывать содействие по развитию дружин юных пожарных.
Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрациями (собственниками) этих организаций в соответствии с правилами пожарной безопасности и в порядке, установленном Правительством Московской области.
Статья 21. Противопожарное страхование
Противопожарное страхование осуществляется в добровольной и обязательной формах, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Лицензирование
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" устанавливается лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности.
Органом лицензирования деятельности (работ, услуг) по обеспечению пожарной безопасности на территории Московской области является Управление государственной противопожарной службы Главного управления внутренних дел Московской области. Лицензионная деятельность Государственной противопожарной службы осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок выдачи заключений о соответствии противопожарным требованиям территорий, зданий, помещений определяется Управлением государственной противопожарной службы. Тарифы за выдачу заключений устанавливаются Управлением государственной противопожарной службы по согласованию с Правительством Московской области. Средства, полученные за выдачу заключений, направляются в фонды пожарной безопасности.
Статья 23. Сертификация
Производимая пожароопасная продукция и услуги, а также пожароопасная продукция, поставляемая и реализуемая на территории Московской области, в том числе импортируемая, подлежит сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае несоответствия этой продукции сертификационному образцу орган управления Государственной противопожарной службы вправе самостоятельно приостанавливать или вносить в другие органы по сертификации предложения о приостановке, запрещении изготовления, поставке, реализации и использовании отдельных видов продукции, в том числе импортируемой.
Статья 24. Особый противопожарный режим на территории Московской области
При особенно неблагополучной (сложной) пожарной обстановке на соответствующих участках территории Московской области органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе устанавливать особый противопожарный режим, определять порядок его введения и контроль за его исполнением.
Особенно неблагополучной может быть признана обстановка, связанная с реальной угрозой жизни, здоровью людей и окружающей их природной среде, которая обусловлена крупными (массовыми) пожарами, в том числе и лесоторфяными.
При особом противопожарном режиме органы государственной власти и местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования пожарной безопасности, привлекать силы и средства организаций для устранения причин и ликвидации последствий пожаров, а также выделять для этого дополнительные средства.
В дополнительные средства по введению особого противопожарного режима включаются:
средства для обеспечения перевода личного состава Государственной противопожарной службы на усиленный вариант несения службы, передислокацию и введение в боевой расчет резервной техники, обеспечение горюче-смазочными материалами, спецодеждой и питанием;
средства для оплаты использования дополнительно привлекаемой пожарной, приспособленной и специальной техники;
средства для оплаты труда лиц, привлекаемых для тушения пожаров в условиях повышенного риска для их здоровья и жизни;
средства для предупреждения и ликвидации лесоторфяных пожаров;
резервные средства.
Статья 25. Тушение пожаров
Пожарная охрана осуществляет тушение пожаров на территории Московской области в обязательном порядке на всех объектах независимо от форм собственности.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров в Московской области устанавливается на территориальном уровне Губернатором Московской области, на местном уровне - главами муниципальных образований. Привлечение сил и средств для тушения пожаров в Московской области осуществляется в соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны. В расписание выезда включаются все виды пожарной охраны, расположенные на территории Московской области.
Привлечение подразделений Государственной противопожарной службы, дислоцированных на территории Московской области, к тушению пожаров за пределами территории Московской области осуществляется по решению федерального органа управления Государственной противопожарной службы.
Участники тушения пожаров при продолжительности боевых действий (свыше шести часов) обеспечиваются питанием и условиями для отдыха за счет средств организации, где возник пожар, или за счет средств областного, местного бюджетов.
Статья 26. Содействие пожарной охране
Центральные органы исполнительной государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, организации должны оказывать всемерное содействие пожарной охране в проведении профилактических мероприятий и тушении пожаров, предоставлять транспортные и материальные средства, необходимые для доставки сил и средств к месту пожара и проведения работ по их ликвидации.
При следовании на пожар пожарная техника пользуется правом беспрепятственного проезда, первоочередного обеспечения горюче- смазочными материалами на автозаправочных станциях и проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания.
Статья 27. Финансовое и материально-техническое обеспечение
в области пожарной безопасности
Финансовое обеспечение в сфере пожарной безопасности за счет средств областного бюджета, в том числе на содержание Государственной противопожарной службы, планируется и осуществляется органами государственной власти Московской области.
Финансовые расходы по обеспечению пожарной безопасности в Московской области на местном уровне планируются и осуществляются органами местного самоуправления.
Расходы на финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, на содержание Государственной противопожарной службы в соответствующих бюджетах указываются отдельными строками и выделяются в первоочередном порядке.
Расходование выделенных средств осуществляется Государственной противопожарной службой самостоятельно по установленным нормам.
Финансирование Государственной противопожарной службы осуществляется за счет средств федерального, областного, местного бюджетов (в том числе целевых сборов на обеспечение пожарной безопасности, установленных в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления), средств, полученных от выполнения платных работ и услуг, иных источников, не противоречащих законодательству.
Финансовое и материально-техническое обеспечение объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с организациями, и ведомственной пожарной охраны осуществляется организациями, на которых они созданы, а также за счет дополнительных средств других источников финансирования.
Тарифы за работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые подразделениями Государственной противопожарной службы на территории Московской области, согласовываются с Правительством Московской области.
Для выполнения возложенных на Государственную противопожарную службу задач на территории Московской области органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности".
Завершенные строительством объекты Государственной противопожарной службы и имущество передаются ей в оперативное управление.
Отключение объектов пожарной охраны от сетей водо-, газо-, тепло-, электроснабжения, а также линий связи не допускается.
Статья 28. Фонды пожарной безопасности
В целях реализации мер пожарной безопасности могут создаваться Московский областной фонд пожарной безопасности и фонды пожарной безопасности муниципальных образований в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и Московской области. Управление фондами осуществляет Государственная противопожарная служба.
Статья 29. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава пожарной охраны
На личный состав ведомственной и муниципальной пожарной охраны распространяются социальные гарантии и льготы, установленные действующим законодательством Российской Федерации и Московской области.
Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии и льготы, устанавливаемые органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления, а также организациями, которые организовали добровольные пожарные формирования.
Глава V. Заключительные положения
Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона Московской области
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных правовых актов Московской области в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления, ведомственные нормативные правовые акты должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня вступления его в силу.
Губернатор
Московской области
А.С.Тяжлов