Закон Ленинградской области
от 13 октября 2000 г. № 33-ОЗ
"О пожарной безопасности Ленинградской области"
(Принят Законодательным собранием Ленинградской области 26 сентября 2000 года)
ВНЕСЕНО Изменение, утвержденное Законодательным собранием Ленинградской области 30 сентября 2003 года
Настоящий закон в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ и Уставом Ленинградской области регулирует правоотношения в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории Ленинградской области.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего закона применяются следующие понятия:
объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении которого устанавливаются требования пожарной безопасности;
местный гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на территории соответствующего муниципального образования Ленинградской области органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
территориальный орган управления Государственной противопожарной службы - управление Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
особый противопожарный режим - режим, устанавливающий комплекс мер, направленных на устранение чрезвычайной оперативной ситуации и (или) приведение объекта (территории) в соответствие с требованиями пожарной безопасности;
чрезвычайная оперативная ситуация - обстановка, при которой сил и средств местного гарнизона (гарнизонов) пожарной охраны и служб жизнеобеспечения, дислоцированных на территории муниципального образования (образований) Ленинградской области, недостаточно для обеспечения пожарной безопасности этих территорий;
противопожарное страхование - одно из специальных условий социального характера, устанавливаемое в целях обеспечения пожарной безопасности.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 2. Правовые основы пожарной безопасности и пожарной охраны
Правовую основу пожарной безопасности и пожарной охраны Ленинградской области составляют: Конституция Российской Федерации; федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Ленинградской области; настоящий закон; нормативные акты Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориального органа управления Государственной противопожарной службы.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 3. Нормативное правовое регулирование в сфере пожарной безопасности
Органы государственной власти Ленинградской области в пределах своей компетенции разрабатывают и утверждают нормативные документы по пожарной безопасности.
Нормы и правила в сфере пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, разрабатываются и утверждаются самостоятельно территориальным органом управления Государственной противопожарной службы.
Нормативные правовые документы по пожарной безопасности подлежат обязательной регистрации и опубликованию в установленном порядке.
Статья 4. Участники обеспечения пожарной безопасности
Участниками обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления, юридические лица, граждане, территориальный орган управления Государственной противопожарной службы, а также местные гарнизоны пожарной охраны Ленинградской области.
Статья 5. Виды пожарной охраны Ленинградской области
Тушение пожаров и мероприятия по их предупреждению в Ленинградской области осуществляют:
Государственная противопожарная служба;
муниципальная пожарная служба, включающая в себя подразделения ведомственной или добровольной пожарной охраны;
ведомственная и добровольная пожарная охрана.
Статья 6. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава территориального органа управления Государственной противопожарной службы
Меры правовой и социальной защиты личного состава территориального органа управления Государственной противопожарной службы и его подразделений, финансируемых из средств областного бюджета Ленинградской области, не могут устанавливаться ниже мер правовой и социальной защиты, установленных для личного состава Государственной противопожарной службы, содержащегося за счет федерального бюджета.
Органы государственной власти Ленинградской области и органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные гарантии правовой и социальной защиты личного состава территориального органа управления Государственной противопожарной службы.
Глава II. Обеспечение пожарной безопасности
Статья 7. Обеспечение пожарной безопасности Ленинградской области
Органы государственной власти Ленинградской области обязаны:
принимать решения о предоставлении объектов недвижимости для целей нового строительства, реконструкции, расширения, технического переоснащения, реставрации только после получения положительного заключения территориального органа управления Государственной противопожарной службы;
осуществлять контроль за полнотой и своевременностью уплаты гражданами и юридическими лицами налогов, страховых отчислений на обеспечение пожарной безопасности;
не допускать использования зданий - памятников культуры, истории и архитектуры, а также встроенных в жилые здания нежилых помещений под размещение взрывопожароопасных и энергоемких объектов, магазинов по торговле боеприпасами и пиротехническими изделиями, а также складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых веществ, емкостей с горючими газами, сгораемых материалов и других опасных веществ и материалов, перечень которых определяет Губернатор Ленинградской области по согласованию с территориальным органом управления Государственной противопожарной службы.
Органы местного самоуправления Ленинградской области обязаны:
принимать меры по обеспечению противопожарной безопасности в муниципальном образовании и организации органов управления и подразделений пожарной охраны, в том числе муниципальной пожарной службы;
ежегодно разрабатывать планы мероприятий по укреплению пожарной безопасности муниципального образования.
Юридические лица, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также физические лица до начала реконструкции отдельно стоящих нежилых зданий и сооружений при наличии отступлений от действующих требований пожарной безопасности и (или) отсутствии на эти объекты противопожарных норм обязаны согласовывать проектно-сметную документацию на производство строительно-монтажных работ с соответствующим подразделением Государственной противопожарной службы.
Начало эксплуатации законченных строительством, реконструкцией, реставрацией объектов, а также встроенных в жилые здания нежилых помещений разрешается только после их комиссионной приемки с обязательным участием должностных лиц Государственной противопожарной службы.
До заключения или изменения договоров аренды (субаренды) помещений, зданий и сооружений, относящихся к имуществу Ленинградской области, арендатору необходимо получить в установленном порядке заключение Государственной противопожарной службы в соответствии помещения, здания, сооружения требованиям пожарной безопасности.
Юридические лица обязаны создавать пожарную охрану в установленном порядке. Организация и деятельность пожарной охраны осуществляется при наличии лицензии, выдаваемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 8. Обеспечение пожарной безопасности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан
Члены садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений обязаны соблюдать градостроительные, строительные и иные требования норм, правил в части обеспечения пожарной безопасности.
Застройка территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должна осуществляться в соответствии с проектами, разработанными и согласованными в установленном порядке.
В целях обеспечения контроля за выполнением требований пожарной безопасности в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях создаются соответствующие комиссии.
Статья 9. Общественный контроль за обеспечением пожарной безопасности
Общественный контроль за обеспечением пожарной безопасности в Ленинградской области осуществляют внештатные инспекторы пожарной охраны. Положение о внештатных инспекторах пожарной охраны разрабатывается и утверждается территориальным органом управления Государственной противопожарной службы.
Статья 10. Лицензирование
Лицензирование в сфере пожарной безопасности осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Соблюдение лицензиатом норм и правил пожарной безопасности является обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении видов деятельности, лицензируемых на территории Ленинградской области.
Приостановление действия и аннулирование лицензии вследствие невыполнения лицензиатом требований норм и правил пожарной безопасности производится в порядке, установленном действующим законодательством.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 11. Сертификация
На территории Ленинградской области пожароопасная и пожарно-техническая продукция, работы (услуги) в сфере пожарной безопасности подлежат обязательному подтверждению на соответствие требованиям пожарной безопасности с выдачей сертификата пожарной безопасности аккредитованными в установленном порядке органами по сертификации в сфере пожарной безопасности.
Перечень пожароопасной и пожарно-технической продукции, работ (услуг) в сфере пожарной безопасности разрабатывается и утверждается территориальным органом управления Государственной противопожарной службы.
Производство и реализация пожароопасной и пожарно-технической продукции, работ (услуг) в сфере пожарной безопасности без соответствующих сертификатов пожарной безопасности влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.
Статья 12. Региональные целевые программы в сфере пожарной безопасности Ленинградской области
В целях реализации мер пожарной безопасности на территории Ленинградской области каждые пять лет разрабатывается целевая программа "Пожарная безопасность Ленинградской области".
Заказчиком программы от имени Ленинградской области выступает Правительство Ленинградской области.
Разработка, утверждение, исполнение программы осуществляется в соответствии с областным законом "О региональных целевых программах Ленинградской области".
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 13. Комиссия по пожарной безопасности при Правительстве Ленинградской области
В целях координации действий органов государственной власти Ленинградской области, других заинтересованных организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности образуется комиссия по пожарной безопасности образуется комиссия по пожарной безопасности при Правительстве Ленинградской области.
Положение о комиссии и ее персональный состав утверждает Губернатор Ленинградской области.
Аналогичные комиссии по решению органа местного самоуправления создаются в муниципальных образованиях Ленинградской области.
Статья 14. Тушение пожаров
Государственной противопожарной службой на территории Ленинградской области осуществляется тушение пожаров в безусловном порядке на всех объектах независимо от форм собственности. Привлечение Государственной противопожарной службы для оказания помощи лесной охране при тушении пожаров лесов и торфяников осуществляется на договорной основе.
Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Порядок организации тушения пожаров на территории Ленинградской области, привлечения пожарной техники, сил и средств служб жизнеобеспечения и предприятий для участия в ликвидации пожаров и их последствий разрабатывает территориальный орган управления Государственной противопожарной службы с последующим утверждением Губернатором Ленинградской области.
Порядок выезда на пожары должностных (уполномоченных) лиц Правительства Ленинградской области для решения вопросов о выделении транспорта, эвакуации и предоставления помещений гражданам, пострадавшим от пожара и его последствий, определяет Губернатор Ленинградской области.
Тушение пожаров на территории объектов, пользующихся экстерриториальностью, осуществляется с согласия их уполномоченного представителя либо в ином порядке, установленном международными договорами Российской Федерации.
Статья 15. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Обучение мерам пожарной безопасности на территории Ленинградской области проводится в соответствии с положением, утверждаемым Губернатором Ленинградской области.
Средства массовой информации на безвозмездной основе публикуют по требованию Государственной противопожарной службы оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.
Статья 16. Особый противопожарный режим
В случае возникновения чрезвычайной оперативной ситуации, повышения пожарной опасности на основании распоряжения Губернатора Ленинградской области либо решения органа местного самоуправления на соответствующих территориях (объектах) может устанавливаться особый противопожарный режим.
Разработку комплекса мер, направленных на устранение чрезвычайной оперативной ситуации, и контроль за их выполнением осуществляет комиссия по пожарной безопасности при Правительстве Ленинградской области либо аналогичные комиссии муниципальных образований.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях (объектах) устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с территориальным органом управления Государственной противопожарной службы.
Статья 17. Международное сотрудничество в сфере обеспечения пожарной безопасности
Международное сотрудничество в сфере обеспечения пожарной безопасности предполагает:
заключение договоров, соглашений Ленинградской области с органами государственной власти иностранных государств по оказанию взаимопомощи при возникновении пожаров, аварий, катастроф и стихийных бедствий;
обмен опытом;
проведение совместных встреч, исследований и учений, направленных на улучшение общей организации деятельности в сфере пожарной безопасности;
разработку и проведение мероприятий по другим вопросам в сфере пожарной безопасности, отнесенным действующим законодательством к компетенции органов государственной власти Ленинградской области.
Глава III. Финансирование и материально-техническое обеспечение пожарной охраны Ленинградской области
Статья 18. Источники финансирования пожарной охраны
Финансовое обеспечение Государственной противопожарной службы осуществляется из средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
Материально-техническое обеспечение муниципальной пожарной службы осуществляется ее собственниками.
Статья 19. Финансирование Государственной противопожарной службы за счет средств бюджета Ленинградской области
За счет средств областного бюджета содержатся подразделения территориального органа управления Государственной противопожарной службы, созданные на основе договоров с Правительством Ленинградской области.
Расходы на содержание указанных подразделений и развитие материально-технической базы Государственной противопожарной службы предусматриваются в областном бюджете Ленинградской области отдельной статьей.
Ежегодные расходы на содержание Государственной противопожарной службы планируются и осуществляются из расчета не менее одного процента доходной части областного бюджета.
Расходы на обеспечение пожарной безопасности на территории муниципальных образований и организацию пожарной охраны предусматриваются отдельной строкой в бюджетах муниципальных образований.
Статья 20. Финансирование Государственной противопожарной службы из внебюджетных источников
Финансирование Государственной противопожарной службы из внебюджетных источников осуществляется за счет:
средств от выполнения платных работ и оказания платных услуг в сфере пожарной безопасности подразделениями и территориальным органом управления Государственной противопожарной службы;
оплаты за выполнение работ по сертификации в сфере пожарной безопасности;
средств и имущества граждан и юридических лиц, передаваемых Государственной противопожарной службе на безвозмездной основе в собственность (пользование);
средств от использования имущества Государственной противопожарной службы.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 21. Имущество пожарной охраны
Имущество пожарной охраны - движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, определенное перечнем, утвержденным федеральным органом управления Государственной противопожарной службы.
Органы государственной власти Ленинградской области, а также юридические лица, создающие подразделения Государственной противопожарной службы, на безвозмездной основе передают пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, средства связи и другое необходимое имущество в соответствии с установленными нормами.
Оплата услуг телефонной связи, коммунальных услуг, а также капитальный и текущий ремонт переданных подразделениям Государственной противопожарной службы зданий, сооружений, служебных помещений осуществляется за счет средств областного бюджета и соответствующих бюджетов муниципальных образований, за исключением объектовых подразделений Государственной противопожарной службы.
При отказе собственника от содержания пожарной охраны и имущества, находившегося в ее пользовании, в случае, если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со стороны территориального органа управления Государственной противопожарной службы и Правительства Ленинградской области, недвижимое имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность. Движимое имущество (пожарная техника, оборудование и тому подобное) безвозмездно передается Государственной противопожарной службе.
Изменение целевого назначения объектов незаконченного строительства для предприятий и подразделений пожарной охраны не может быть произведено без согласования с Правительством Ленинградской области, органами местного самоуправления и территориальным органом управления Государственной противопожарной службы.
Статья 22. Льготы для юридических лиц, выполняющих работы и оказывающих услуги в сфере пожарной безопасности
Юридические лица - предприятия, созданные территориальным органом управления Государственной противопожарной службы, объединения пожарной охраны, а также юридические лица, выполняющие работы и оказывающие услуги в сфере пожарной безопасности и входящие в структуру Всероссийского добровольного пожарного общества, освобождаются от платы за аренду зданий, помещений, находящихся в собственности Ленинградской области.
Глава IV исключена (Изм. 2003)
Глава V. Заключительные положения
Статья 25. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом
Со дня вступления в силу настоящего закона нормативные правовые акты органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления действуют в части, не противоречащей настоящему закону.
Губернатор
Ленинградской области
В. Сердюков
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
Глава II. Обеспечение пожарной безопасности (ст.ст. 7 - 17)
Глава III. Финансирование и материально-техническое обеспечение пожарной охраны Ленинградской области (ст.ст. 18 - 22)
Глава IV. Административная ответственность юридических лиц за правонарушения в сфере пожарной безопасности на территории Ленинградской области (ст.ст. 23 - 24)
Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 25 - 26)