РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ЗАКОН

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

от 22 ноября 2000 года № 124-ЗКО

 

О пожарной безопасности на территории Костромской области

 

Принят

Костромской областной Думой

16 ноября 2000 года

 

ВНЕСЕНЫ Изменения и дополнения, утвержденные Законом Костромской области от 31 декабря 2002 г. № 96-ЗКО

 

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего закона используются следующие основные понятия:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожарная профилактика - комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, на предотвращение пожаров, ограничение их распространения, а также создание условий для успешного тушения пожаров;

система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами;

объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении которого устанавливаются требования пожарной безопасности;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

опасные факторы пожара - пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, дым, токсичные продукты горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода;

пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности, создаются условия и реальная возможность возникновения пожара и угроза безопасному пребыванию людей;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, Костромской области, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических, научно-исследовательских учреждений, а также иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

подразделения Государственной противопожарной службы - подразделения пожарной охраны, создаваемые на предприятиях и в населенных пунктах в целях организации предупреждения и тушения пожаров, входящие в структуру Государственной противопожарной службы;

первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;

пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров.

 

(Измененная редакция, Изм. 2002)

 

Статья 2. Основы правового регулирования в области пожарной безопасности

Правовое регулирование в области пожарной безопасности в Костромской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности", иными актами федеральных органов государственной власти, а также Уставом (Основным законом) Костромской области, настоящим законом, нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Глава II. Пожарная охрана

 

Статья 3. Виды и основные задачи пожарной охраны на территории Костромской области

Пожарная охрана на территории Костромской области подразделяется на следующие виды:

- Государственная противопожарная служба Костромской области;

- ведомственная пожарная охрана;

- муниципальная (местная) пожарная служба;

- добровольная пожарная охрана и противопожарные формирования;

- объединение пожарной охраны.

Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

- организация предупреждения пожаров;

- тушение пожаров.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Выполнение задач, не связанных с предупреждением и тушением пожаров, может быть возложено на пожарную охрану только федеральным законом.

 

Статья 4. Государственная противопожарная служба Костромской области

Территориальный орган управления Государственной противопожарной службы на территории Костромской области - управление Государственной противопожарной службы Костромской области, входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и является самостоятельным оперативным органом управления Государственной противопожарной службы, руководит деятельностью дислоцированных на территории Костромской области подразделений Государственной противопожарной службы. Подразделения Государственной противопожарной службы, создаваемые в организациях и в населенных пунктах в целях организации предупреждения и тушения пожаров, входят в структуру Государственной противопожарной службы Костромской области.

Государственная противопожарная служба Костромской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности", настоящим законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Костромской области.

 

(Измененная редакция, Изм. 2002)

 

Статья 5. Государственный пожарный надзор

Государственный пожарный надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Руководитель управления Государственной противопожарной службы Костромской области по должности одновременно является главным государственным инспектором Костромской области по пожарному надзору.

Перечень должностей личного состава Государственной противопожарной службы и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяет главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:

- организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с государственными органами исполнительной власти области обязательные для исполнения на территории области нормативные документы по пожарной безопасности;

- вносить в органы государственной власти области и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

- входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

- участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

- рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов на территории области при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;

- проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой этими предприятиями проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

- давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

- приостанавливать полностью или частично работу организаций (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении организаций, зданий, сооружений и других объектов;

- производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

- вызывать в органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

- налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы.

Управление Государственной противопожарной службы и подразделения Государственной противопожарной службы Костромской области Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях и административных правонарушениях, связанных с пожарами, и обязаны своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством.

Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.

Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется органами Федеральной службы лесного хозяйства, а на подземных объектах и при ведении взрывных работ - органами Федерального горного и промышленного надзора.

Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.

 

(Измененная редакция, Изм. 2002)

 

Статья 6. Ведомственная пожарная охрана

В организациях может создаваться пожарная охрана. Перечень организаций на территории Костромской области, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, утверждается управлением Государственной противопожарной службы в соответствии с нормативами, установленными Главным Управлением Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Организации, не указанные в перечне, в целях обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов могут создавать ведомственную пожарную охрану, в том числе в обязательном порядке в случаях предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Костромской области.

Порядок осуществления деятельности ведомственной пожарной охраны определяется положениями, утвержденными руководителями соответствующих предприятий и согласованных с Государственной противопожарной службой.

В вопросах подготовки личного состава и организации тушения пожаров ведомственная пожарная охрана руководствуется нормативными документами, регламентирующими деятельность Государственной противопожарной службы.

 

(Измененная редакция, Изм. 2002)

 

Статья 7. Муниципальная пожарная служба

В населенных пунктах на территории муниципального образования органами местного самоуправления могут создаваться подразделения муниципальной пожарной службы, содержащиеся за счет средств местных бюджетов.

Порядок осуществления деятельности муниципальной пожарной службы определяется соответствующим положением. Положения разрабатываются в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Костромской области, утверждаются органами местного самоуправления и согласовываются с управлением Государственной противопожарной службы Костромской области.

Органы местного самоуправления вместо создания муниципальной пожарной службы вправе заключить с Государственной противопожарной службой договоры о создании и содержании за счет бюджета муниципального образования дополнительных подразделений государственной противопожарной службы. Численный состав подразделений определяется из расчета не менее одной единицы личного состава Государственной противопожарной службы на шестьсот пятьдесят человек населения муниципального образования.

 

(Измененная редакция, Изм. 2002)

 

Статья 8. Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах и на предприятиях.

Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

В городах, других населенных пунктах, в организациях в целях проведения мероприятий по предотвращению пожаров и их тушению могут создаваться добровольные противопожарные формирования (дружины, команды), действующие на основании соответствующих положений. Порядок регистрации и создания подразделений добровольной пожарной охраны устанавливается управлением Государственной противопожарной службы.

Для осуществления мероприятий по предупреждению пожаров на территории муниципального образования отдельные граждане могут наделяться правами внештатных (общественных) инспекторов пожарного надзора и объединяться в инспекции (группы) общественного пожарного надзора, создаваемые при органах местного самоуправления и подразделениях Государственной противопожарной службы.

Порядок создания и деятельности инспекций (групп) внештатных инспекторов общественного пожарного надзора определяется Положением об инспекциях (группах) общественного пожарного надзора, утверждаемым органами местного самоуправления по согласованию с управлением Государственной противопожарной службы.

Персональный состав инспекций (групп) общественного пожарного надзора утверждается органом местного самоуправления по согласованию с руководителем подразделения Государственной противопожарной службы. Внештатным инспекторам общественного пожарного надзора выдаются удостоверения установленного образца.

Финансирование деятельности добровольной пожарной охраны производится за счет средств местных бюджетов муниципальных образований и предприятий (организаций), учредивших добровольную пожарную охрану, иных источников, предусмотренных законодательством.

 

Статья 9. Объединения пожарной охраны

В целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны могут создаваться в соответствии с действующим законодательством общественные объединения (союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.), осуществляющие свою деятельность на основании уставных документов.

 

Глава III. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

 

Статья 10. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Костромской области в области пожарной безопасности

К предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Костромской области в области пожарной безопасности относятся:

- нормативное правовое регулирование в сфере пожарной безопасности в пределах их компетенции;

- создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета;

- установление численности пожарной охраны (не ниже нормативной), содержащейся за счет средств федерального и областного бюджетов;

- обеспечение пожарной охраны области необходимой пожарно-технической продукцией;

- содействие в создании и осуществлении деятельности добровольных пожарных формирований, организаций и объединений пожарной охраны;

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и Костромской области о пожарной безопасности;

- осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, лиц, находящихся в запасе (отставке), а также членов их семей;

- лицензирование и сертификация;

- официальный статистический учет пожаров и их последствий;

- содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности.

 

Статья 11. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти Костромской области в области пожарной безопасности

К полномочиям Костромской областной Думы в области пожарной безопасности относятся:

- принятие законов области, нормативных правовых актов областной Думы по пожарной безопасности, контроль за их исполнением;

- утверждение областных целевых программ в области пожарной безопасности, контроль за их исполнением;

- утверждение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны, контроль за целевым использованием бюджетных средств.

К полномочиям администрации Костромской области относятся:

- разработка и организация выполнения областных целевых программ в области пожарной безопасности;

- разработка, исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

- осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, а также членов их семей;

- осуществление в пределах ее компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, пожаробезопасных технологий, а также организация участия населения в борьбе с пожарами;

- организация противопожарной пропаганды и обучения населения Костромской области мерам пожарной безопасности;

- установление дополнительных видов деятельности в области пожарной безопасности, подлежащих лицензированию;

- осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты гражданами и юридическими лицами налогов и страховых отчислений на обеспечение пожарной безопасности.

 

Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

К полномочиям органов местного самоуправления области относятся:

- организация выполнения законодательства Российской Федерации и Костромской области в области пожарной безопасности, контроль за обеспечением пожарной безопасности на территории муниципальных образований;

- участие в выполнении федеральных и областных целевых программ в области пожарной безопасности;

- разработка, принятие, организация выполнения, финансирование местных целевых программ;

- разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

- создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной службы, финансируемой за счет средств местных бюджетов;

- обеспечение местной пожарной службы необходимой пожарно-технической документацией;

- организация взаимодействия подразделений Государственной противопожарной службы с другими аварийно-спасательными и инженерными службами;

- осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, участия населения в борьбе с пожарами;

- содействие в создании и осуществлении деятельности добровольных пожарных формирований;

- организация обучения населения мерам пожарной безопасности и привлечение его к предупреждению и тушению пожаров;

- организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.

 

Статья 13. Комиссия по пожарной безопасности

В целях координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, различных служб и ведомств по обеспечению пожарной безопасности, совершенствования работы в данном направлении создается межведомственная комиссия Костромской области по пожарной безопасности.

В состав комиссии входят представители служб области, занимающихся вопросами пожарной безопасности, жизнеобеспечения, финансирования, строительства, ликвидации чрезвычайных ситуаций, управления имуществом, охраны общественного порядка.

Деятельность комиссии обеспечивает управление Государственной противопожарной службы.

Положение о межведомственной комиссии Костромской области по пожарной безопасности, ее персональный и количественный состав утверждаются главой администрации Костромской области.

 

Глава IV. Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности

 

Статья 14. Порядок финансового обеспечения в области пожарной безопасности

Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности в Костромской области осуществляется из федерального, областного и местных бюджетов с указанием данных расходов отдельной строкой в соответствующих бюджетах.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления Костромской области вправе увеличивать расходы на содержание Государственной противопожарной службы за счет имеющихся в их распоряжении средств.

Средства, запланированные в бюджете области на содержание Государственной противопожарной службы, как службы жизнеобеспечения, должны выделяться в первоочередном порядке.

 

Статья 15. Финансовое обеспечение противопожарных мероприятий

Финансирование комплекса мероприятий по пожарной профилактике на территориях муниципальных образований производится органами местного самоуправления за счет собственных средств, а также за счет средств филиала фонда пожарной безопасности по Костромской области.

Финансирование мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производится за счет средств организаций.

 

Статья 16. Дополнительные источники финансового обеспечения органов управления и подразделений противопожарной службы

В целях реализации мер пожарной безопасности, укрепления материально-технической базы Государственной противопожарной службы области и для выполнения возложенных на нее задач на территории области устанавливаются дополнительные внебюджетные источники финансирования органов управления и подразделений противопожарной службы;

- отчисления от общей стоимости работ, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством;

- средства, полученные управлением и подразделениями Государственной противопожарной службы за выполнение работ и оказание услуг организациям и гражданам;

- средства, полученные управлением и подразделениями Государственной противопожарной службы за выдачу лицензий организациям на право осуществления деятельности в области пожарной безопасности;

- средства, полученные управлением и подразделениями Государственной противопожарной службы по договорам с юридическими лицами на противопожарное обслуживание;

- средства, полученные в результате производственной деятельности организаций по выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности, созданных Государственной противопожарной службой;

- средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, в размере 50 процентов от суммы штрафных санкций;

- добровольные взносы и пожертвования организаций, юридических и физических лиц.

Денежные средства, указанные в настоящей статье, перечисляются на счет филиала фонда пожарной безопасности по Костромской области, используются строго по целевому назначению, изъятию не подлежат.

 

Статья 17. Налоговые льготы в области пожарной безопасности

Налоговые льготы в области пожарной безопасности предоставляются в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Органы государственной власти Костромской области и органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные льготы соответственно по региональным и местным налогам и сборам, стимулирующие обеспечение пожарной безопасности.

 

Статья 18. Противопожарное страхование

Противопожарное страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

Организации, иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Костромской области, должны проводить обязательное противопожарное страхование:

- имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоряжении;

- гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам;

- работ и услуг в области пожарной безопасности.

В целях реализации мер пожарной безопасности на территории Костромской области создан и действует филиал фонда пожарной безопасности, формируемый за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере 10 процентов. Управление филиалом фонда пожарной безопасности по Костромской области осуществляет Государственная противопожарная служба в соответствии с действующим законодательством.

Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхование организациями, в том числе иностранными юридическими лицами и организациями с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Костромской области, относится на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных гражданами на противопожарное страхование, исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за текущий год.

При противопожарном страховании страхователям предоставляются скидки со страховых тарифов с учетом состояния пожарной безопасности страхуемого имущества. Размер скидок со страховых тарифов определяется страховщиками самостоятельно.

 

Статья 19. Имущество пожарной охраны

Имущество пожарной охраны - движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, определенное перечнем, утвержденным в установленном порядке федеральным органом управления Государственной противопожарной службы.

Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с Государственной противопожарной службой и администрацией Костромской области.

При отказе собственника от содержания подразделения пожарной охраны и его имущества, в случае если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со стороны Государственной противопожарной службы и исполнительного органа государственной власти Костромской области, это имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Органы государственной власти Костромской области, органы местного самоуправления, а также организации, в которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, в обязательном порядке предоставляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое имущество в соответствии с установленными нормами.

Государственная противопожарная служба имеет служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Глава V. Обеспечение пожарной безопасности и тушение пожаров

 

Статья 20. Обеспечение пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности является составной частью деятельности организаций, их должностных лиц и работников. Это требование должно быть отражено в коллективных договорах, правилах внутреннего трудового распорядка, трудовых договорах (контрактах), должностных инструкциях.

 

Статья 21. Субъекты обеспечения пожарной безопасности

Субъектами обеспечения пожарной безопасности являются:

- организации, их руководители или уполномоченные ими лица, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом);

- органы архитектуры, заказчики, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территорий области, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;

- собственники, арендаторы и наниматели жилых помещений государственного, муниципального, частного и общественного жилищного фонда, производственных, общественных и иных зданий и помещений;

- управление и подразделения Государственной противопожарной службы, органы местного самоуправления, органы государственного контроля, аварийные и спасательные службы, добровольные формирования, организации, которые в соответствии с действующим законодательством обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении пожарной безопасности.

Субъекты, являющиеся собственниками объектов производственного и промышленного назначения, а также жилого и административно-хозяйственного фонда, вправе осуществлять обеспечение пожарной безопасности на договорной основе.

Возложение ответственности по обеспечению пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает такой ответственности с самих руководителей.

 

Статья 22. Методы обеспечения пожарной безопасности

Система пожарной безопасности осуществляется субъектами обеспечения в пределах их полномочий путем:

- разработки и реализации нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

- осуществления государственного и общественного надзора за обеспечением пожарной безопасности в организациях и населенных пунктах;

- осуществления технического нормирования, лицензирования и сертификации выпускаемой продукции и оказываемых услуг организациям и физическим лицам в области пожарной безопасности;

- разработки и реализации целенаправленных технических мероприятий по предотвращению пожаров, снижению риска наступления тяжких последствий от них, созданию условий по их успешному тушению;

- разработки в обязательном порядке планов тушения пожаров для организаций, предусматривающих мероприятия по обеспечению безопасности людей;

- ведения боевых действий по тушению пожаров;

- производства пожарно-технической продукции;

- осуществления контроля за соблюдением организациями и физическими лицами предприятий и гражданами стандартов, строительных, технологических и иных утвержденных в установленном порядке норм и правил при осуществлении ими своей деятельности;

- организации информационного обеспечения в области пожарной безопасности, противопожарной пропаганды и обучения работников организаций, детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, а также граждан мерам пожарной безопасности.

В целях комплексного решения проблем в области пожарной безопасности области управлением Государственной противопожарной службы не реже одного раза в три года разрабатываются целевые областные программы обеспечения пожарной безопасности, утверждаемые органами государственной власти Костромской области. В целевой программе должно быть изложено:

- содержание и анализ существующей проблемы;

- перечень мероприятий по реализации программы с указанием сроков исполнения и исполнителей;

- кадровое и ресурсное (финансовое и материально-техническое) обеспечение программы с указанием источников финансирования;

- порядок контроля за ходом выполнения программы и расходованием средств.

 

Статья 23. Организация тушения пожаров

Порядок организации тушения пожаров на территории Костромской области устанавливается управлением Государственной противопожарной службы в соответствии с уставами, наставлениями, другими нормативными документами Государственной противопожарной службы.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории области и ее муниципальных образований определяется органами управления и подразделениями государственной противопожарной службы и утверждается соответственно главой администрации области и главами муниципальных образований.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке. Возмещение затрат, связанных с тушением пожаров, Государственной противопожарной службе, а также организациям, за счет которых содержатся подразделения пожарной охраны, участвовавшие в тушении пожара, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, не несут ответственность за ущерб, причиненный в результате действий по тушению пожара.

Для вызова пожарной охраны в телефонных сетях на всей территории Костромской области устанавливается единый номер - 01.

 

Статья 24. Руководство тушением пожара

Руководителем тушения пожара является старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, прибывшее на пожар и осуществляющее управление на принципах единоначалия всеми силами и средствами, привлеченными в установленном порядке к тушению пожара.

Требования руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, где осуществляются боевые действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Руководство тушением пожаров на речных судах осуществляется уполномоченными на это должностными лицами в соответствии с ведомственными нормативными актами.

Тушение пожаров на территории торговых представительств и на других объектах, пользующихся экстерриториальностью, осуществляется с согласия их полномочного представителя либо в ином установленном порядке.

 

Статья 25. Права личного состава пожарной охраны при осуществлении боевых действий по тушению пожара

Личный состав пожарной охраны при осуществлении боевых действий по тушению пожара имеет право:

- беспрепятственно проникать в любое время суток во все производственные, жилые и иные помещения, где произошел пожар, куда распространились или могут распространиться пламя, продукты горения, вскрывать в необходимых случаях двери, окна, ограждающие конструкции для осуществления действий по тушению пожара и спасению людей;

- временно ограничивать или запрещать движение всех видов транспорта и пешеходов, а также доступ граждан на отдельные участки территории или объекты;

- пользоваться беспрепятственно и безвозмездно средствами связи и транспорта, механизмами и оборудованием, принадлежащими организациям и гражданам, привлекать для тушения пожаров, и ликвидации их последствий технические средства, а также работников и специалистов организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

 

Статья 26. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности

Работы и услуги в области пожарной безопасности, определенные Федеральным законом, выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения, предупреждения и тушения пожаров. Перечень иных работ и услуг, направленных на обеспечение пожарной безопасности, устанавливается федеральным и областным органами управления Государственной противопожарной службы.

 

Статья 27. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности, противопожарная пропаганда, обучение мерам пожарной безопасности

Противопожарную пропаганду и информационное обеспечение в области пожарной безопасности на территории области осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления Костромской области. Государственная противопожарная служба организации.

Редакции средств массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать и выпускать в эфир по требованию управления Государственной противопожарной службы оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится в обязательном порядке администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, а также в соответствии с профилем производственной деятельности организаций на собственной учебно-производственной базе, в специализированных учебно-курсовых организациях, имеющих лицензию Государственной противопожарной службы на право проведения обучения мерам пожарной безопасности или на учебной материально-технической базе Государственной противопожарной службы с привлечением ее специалистов на договорной основе.

Обучение мерам пожарной безопасности руководителей и работников организаций является обязательным условием для получения организацией лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности.

Обучение мерам пожарной безопасности детей в дошкольных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, осуществляется соответствующими учреждениями в обязательном порядке в соответствии со специальными программами, разрабатываемыми областным органом управления образованием и согласованными с управлением Государственной противопожарной службы.

 

Статья 28. Лицензирование

Виды деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, осуществляемые на территории области, подлежат обязательному лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органом лицензирования видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, осуществляемых на территории области, является управление Государственной противопожарной службы.

При осуществлении своих полномочий должностные лица Государственной противопожарной службы имеют право и обязаны проверять наличие лицензий у организаций и частных предпринимателей, занимающихся лицензируемыми видами деятельности.

Управление Государственной противопожарной службы взаимодействует с органами лицензирования иных видов деятельности, представляет по их запросу или по собственной инициативе сведения о выявленных случаях работы без лицензий либо нарушениях требований пожарной безопасности, предусмотренных условиями лицензирования, ходатайствует об аннулировании лицензий и привлечении нарушителей к установленной законом ответственности.

Взаимодействие управления Государственной противопожарной службы с органами лицензирования иных видов деятельности осуществляется на основе двухсторонних соглашений.

 

Статья 29. Сертификация

Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяется Государственной противопожарной службой.

По инициативе граждан и юридических лиц может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Сертификат пожарной безопасности является обязательной составной частью сертификата соответствия.

Государственная противопожарная служба имеет право приостанавливать и (или) запрещать деятельность организаций и граждан по оказанию услуг, выпуску и реализации продукции, не соответствующих сертификационным требованиям.

Оплата работы по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на Проведение сертификации относятся на себестоимость продукции и услуг.

 

Глава VI. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

 

Статья 30. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Граждане имеют право на:

- защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

- получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

- участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности;

- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

- выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

 

Статья 31. Обязанности органов исполнительной власти в области пожарной безопасности

Администрация Костромской области в пределах своей компетенции обязана:

- организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на подведомственных предприятиях и территории Костромской области;

- создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств областного бюджета органы управления и подразделения пожарной охраны;

- оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;

- создавать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

- организовывать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

- осуществлять финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности;

- создавать областную комиссию по пожарной безопасности.

 

Статья 32. Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны:

- организовывать и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности, в том числе по выполнению федеральных и целевых программ пожарной безопасности;

- принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество только по прямому назначению;

- создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет местных бюджетов подразделения пожарной службы, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

- организовывать противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

- содействовать в создании и осуществлении деятельности добровольных пожарных формирований.

 

Статья 33. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

Организации имеют право:

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой:

- вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на объектах организаций:

- устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

- получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Организации обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны:

- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

- создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях организаций необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;

- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и иные объекты организаций;

- предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в организациях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на территориях пожарах и их последствиях;

- немедленно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

- содействовать деятельности добровольных пожарных.

 

Статья 34. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Нарушение правил пожарной безопасности влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок направления сумм административных штрафов за правонарушения в области пожарной безопасности в бюджет определяется действующим законодательством Российской Федерации

 

(Измененная редакция, Изм. 2002)

 

Статьи 35, 36 исключены (Измененная редакция, Изм. 2002)

 

Глава VII. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы

 

Статья 35. Льготы, предоставляемые личному составу Государственной противопожарной службы

На сотрудников Государственной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и Костромской области, ведомственными нормативными актами гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

Личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Костромской области, органами местного самоуправления, а также организациями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные организации на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы.

Личному составу Государственной противопожарной службы, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, телефоны по месту жительства устанавливаются не позднее двух месяцев со дня поступления письменного обращения Государственной противопожарной службы.

Личный состав Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также попутным транспортом в сельской местности.

Личному составу Государственной противопожарной службы, использующему в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.

Сотрудники Государственной противопожарной службы имеют право на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и погашением 75 процентов предоставленной ссуды за счет средств федерального бюджета или средств бюджета Костромской области.

В случае гибели сотрудника, работника Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основаниях, которые имели место на момент его гибели. В этом случае улучшение жилищных условий семьи указанного сотрудника, работника, в том числе выделение ей отдельной квартиры, должно быть произведено органами местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления Костромской области имеют право устанавливать иные гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.

На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников организаций.

 

(Измененная редакция, Изм. 2002)

 

Статья 36. Прием на службу в органы Государственной противопожарной службы и освобождение от призыва на военную службу

В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы.

На сотрудников Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и Костромской области о труде, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Костромской области.

Личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах численности Государственной противопожарной службы, установленной Правительством Российской Федерации не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации. Лица призывного возраста, уволенные из Государственной противопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

(Измененная редакция, Изм. 2002)

 

Статья 37. Медицинское обслуживание сотрудников Государственной противопожарной службы

Личному составу Государственной противопожарной службы при отсутствии по месту их службы или проживания медицинских учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации медицинское обслуживание (в том числе прохождение ежегодной диспансеризации) оказывается беспрепятственно и бесплатно государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.

 

(Измененная редакция, Изм. 2002)

 

Статья 38. Служебный жилищный фонд Государственной противопожарной службы

Управление и подразделения Государственной противопожарной службы имеют право формировать служебный жилищный фонд Государственной противопожарной службы.

Служебным жилищным фондом управления и подразделений Государственной противопожарной службы являются жилые квартиры и помещения при пожарных депо, жилые помещения, приобретенные за средства управления и подразделений Государственной противопожарной службы, а также полученные в собственность из других источников.

Порядок формирования служебного жилищного фонда Государственной противопожарной службы определяется Правительством Российской Федерации.

Предоставление служебных жилых помещений осуществляется по решению управления Государственной противопожарной службы органами местного самоуправления в порядке, установленном действующим законодательством.

 

Глава VIII. Заключительные положения

 

Статья 39. Вступление в силу настоящего закона

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Статья 40. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом

Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления Костромской области, ведомственные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим законом в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу.

 

Статьи 35-40 изменена нумерация (Изм. 2002)

 

Глава администрации Костромской области

В.А. Шершунов

г. Кострома

22 ноября 2000 года

№ 124-ЗКО