МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 28 апреля 2000 г. N 11Ц

 

О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

За последние годы повышен уровень противопожарной защиты объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта: ежегодно сокращается число пожаров в среднем на 9%, потери от них - на 4%, а количество погибших - на 18%.

В то же время комплексное решение задач по снижению пожарной опасности в отрасли и повышению боеготовности пожарных поездов сдерживается из-за недостаточного внедрения современных систем противопожарной защиты и огнетушащих веществ.

Пожарами наносится значительный материальный ущерб, уничтожается остродефицитный подвижной состав, допускаются сбои в организации движения поездов.

За 1994 - 1999 гг. зарегистрировано 4950 пожаров, ущерб от которых составил 52,2 млн. рублей. На пожарах погибло 577 человек, в том числе 179 железнодорожников. Уничтожено или повреждено в различной степени 332 локомотива, 138 пассажирских вагонов, 350 вагонов электропоездов, 90 рефрижераторных вагонов, 375 грузовых вагонов и 230 вагонов специального назначения.

Возникновению пожаров способствует невыполнение в установленные сроки руководителями предприятий и организаций выявляемых нарушений противопожарных норм и правил.

Длительное время не устраняются нарушения противопожарных требований на Московской, Куйбышевской, Приволжской и Северо - Кавказской железных дорогах.

На Горьковской, Приволжской и Октябрьской железных дорогах значительное количество смонтированных систем противопожарной защиты и технических средств охраны не обслуживаются или находятся в неисправном состоянии.

Серьезное беспокойство вызывает техническое состояние подвижного состава пожарных поездов, пожарной техники и оборудования подразделений военизированной охраны. 79% пожарных поездов имеют сверхнормативный срок службы и требуют замены, 56% цистерн - водохранилищ постройки 50 - 60 годов, 41% вагон - насосных станций эксплуатируются на базе пассажирских вагонов постройки до 1960 года, 36% мотопомп в пожарных поездах отработали моторесурс, морально и физически устарели.

Одной из причин такого положения является недостаточность средств, выделяемых руководителями железных дорог, других подразделений на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и техническому переоснащению пожарных подразделений военизированной охраны МПС России.

В целях улучшения пожарной безопасности на федеральном железнодорожном транспорте, усиления технической оснащенности пожарных поездов, повышения эффективности их работы приказываю:

1. Начальникам железных дорог, отделений железных дорог, руководителям других предприятий и организаций:

1.1. Организовать изучение работниками железнодорожного транспорта и отправителями грузов, пользующимися его услугами, Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и обеспечить безусловное их выполнение.

1.2. Откорректировать действующие на предприятиях общие и местные инструкции о мерах пожарной безопасности с учетом изменений и дополнений, внесенных в Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

1.3. Обеспечить ежегодное составление планов противопожарной защиты объектов и подвижного состава с учетом анализа состояния пожарной безопасности и результатов пожарно - технических обследований.

Предусматривать целевое выделение средств на внедрение систем противопожарной защиты, современной пожарной техники, приобретение средств индивидуальной защиты, нового подвижного состава для пожарных поездов, а также на выполнение других противопожарных мероприятий, требующих капитальных затрат.

1.4. Проводить ежегодно комплексные проверки противопожарного состояния административных зданий, сооружений и других объектов, обратив особое внимание на состояние подвалов, чердаков, на своевременность и полноту проверки состояния электрооборудования, выполнение требований раздела 4 главы 1 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

Обеспечить здания с массовым пребыванием людей системами оповещения о пожаре, пожарной сигнализацией, самоспасателями и противопожарным водопроводом по установленным нормам.

В период с мая по октябрь ежегодно проводить дорожные смотры - конкурсы объектов, жилого фонда, подвижного состава и боеготовности добровольных пожарных дружин.

1.5. Уточнить состав пожарно - технических комиссий, заседания которых с обязательным рассмотрением хода реализации настоящего Приказа проводить: дорожной - не реже 1 раза в квартал, отделенческой - не реже 2 раз в квартал, на предприятиях - ежемесячно.

2. Начальникам железных дорог, отделений железных дорог:

2.1. Откорректировать до 1 сентября 2000 г. планы ликвидации пожаров и аварийных ситуаций на железнодорожных станциях, регламентирующие действия работников федерального железнодорожного транспорта, и включить их, в качестве приложения, в технико - распорядительные акты сортировочных и участковых станций.

2.2. Обеспечить разработку совместно с территориальными подразделениями Государственной противопожарной службы (далее - ГПС) МВД России оперативных планов пожаротушения и планов привлечения дополнительных сил и средств МПС России и территориальных служб МВД России и МЧС России для ликвидации возможных пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций и их ежегодную корректировку и практическую отработку.

2.3. Переоборудовать транспортные системы комбинированного пожаротушения пожарных поездов (при невозможности использования этих систем в соответствии с технической документацией) с учетом опыта их модернизации на Северной, Юго - Восточной и Приволжской железных дорогах и до 1 января 2001 года ввести в боевые расчеты пожарных поездов.

2.4. Обеспечить возможность заправки пожарных поездов из гидроколонок, установить контроль за исправностью водонапорных башен, расположенных в полосе отвода, проверяя их не менее 2-х раз в год (весной и осенью). В летний период выделять по заявкам служб военизированной охраны не менее двух цистерн рабочего парка, для оборудования их устройствами для забора воды от мотопомп и пожарных автомобилей и включения в состав пожарных поездов.

2.5. Организовать на отделениях железных дорог пожарные поезда, состоящие из 6 и более единиц подвижного состава, с повышенными тактико - техническими возможностями, позволяющими предотвращать течь или перекачку легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей, осуществлять нейтрализацию просыпанных или пролитых опасных грузов.

2.6. Усилить контроль за соблюдением противопожарных норм и правил при проведении строительно - монтажных работ и реконструкцией зданий и сооружений федерального железнодорожного транспорта.

Законченные строительством объекты принимать в эксплуатацию после представления документации (сертификатов) на соответствие примененных строительных материалов требованиям пожарной безопасности и систем противопожарной защиты, выданных органами ГПС МВД России в соответствии с правилами системы сертификации в области пожарной безопасности.

2.7. Работы по противопожарной защите строящихся и реконструирующихся зданий и сооружений выполнять только специализированными организациями, имеющими на это лицензию, выданную органами ГПС МВД России.

2.8. Обеспечить проведение ежегодно с наступлением летнего периода проверку противопожарного состояния полосы отвода и расположенных в ее границах сооружений и объектов на соответствие требованиям противопожарных норм и правил.

2.9. Пожарно - техническое обследование шпалопропиточных заводов производить два раза в год (весной и летом) комиссией под председательством заместителя начальника железной дороги.

2.10. Проверить до 1 ноября 2000 г. выполнение норм пожарной безопасности, установленных Перечнем объектов, зданий, сооружений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации (НПБ-110-99), а также указания МПС России от 16 августа 1995 г. N Г-663у.

По результатам проверок разработать на 2001 - 2005 гг. перспективные планы оборудования объектов автоматическими установками пожаротушения и средствами охранно - пожарной автоматики, предусмотрев на эти цели необходимые финансовые средства.

2.11. Предусмотреть ограждение, освещение, а при необходимости охрану парков (путей) отстоя электропоездов и пассажирских вагонов.

Рефрижераторные вагоны, находящиеся в запасе и на консервации, размещать, как правило, на железнодорожных станциях, имеющих военизированную охрану МПС России.

2.12. Установить, что при проведении предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог проверок производится осмотр всех пожарных поездов с оформлением акта технического состояния подвижного состава и оснащенности пожарной техникой, инструментом, огнетушащими средствами в соответствии с табелем оснащения.

2.13. Разработать и осуществить мероприятия по усилению пожарной безопасности на железнодорожных вокзалах, обеспечив во всех пассажирских и пригородных поездах трансляцию информации о мерах пожарной безопасности.

2.14. Рассмотреть совместно с территориальными органами управления МВД России вопрос об обеспечении подразделений ГПС МВД России, принимающих участие в тушении пожаров и ликвидации последствий аварий на федеральном железнодорожном транспорте, средствами связи, работающими на установленных в МПС России частотах.

2.15. Принять меры по оборудованию железнодорожных станций прямой телефонной связью с гарнизонами ГПС МВД России.

2.16. Завершить до 2001 года работы по замене в пожарных поездах изолирующих противогазов типа "ИП" на аппараты сжатого воздуха, обеспечить личный состав защитными костюмами, позволяющими работать в агрессивной среде.

2.17. Ускорить преобразование пожарных поездов в самостоятельные подразделения, без увеличения при этом общей численности.

2.18. Отнести начальников и заместителей начальников специализированных пожарных поездов первой категории к первой группе подразделений по оплате труда руководящего состава военизированной охраны МПС России.

2.19. Обеспечить в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 июня 1998 г. N 23 пятикратную оплату труда работникам специализированных пожарных поездов за время работ, связанных с ликвидацией последствий аварийных ситуаций, а также предоставление других льгот в зависимости от объема и сложности работ, выполняемых этими работниками.

2.20. Предусмотреть введение в штат отрядов военизированной охраны старших инструкторов по пожарной профилактике для проверки пассажирских поездов в пунктах их формирования и инструктажа поездных бригад.

2.21. Принять меры к усилению боевой готовности специализированных пожарных поездов, предусмотрев в каждом дежурном карауле боевой расчет в составе не менее 6 человек.

2.22. Создать на основе одного из отрядов военизированной охраны железной дороги базу газодымозащитной службы для проведения проверок и ремонта средств индивидуальной защиты органов дыхания, выделить для этих целей помещения, оборудования и дополнительную штатную численность в соответствии с типовыми штатными нормативами военизированной охраны МПС России.

3. Установить в зависимости от назначения пожарных поездов следующие их категории:

I категория - специализированный пожарный поезд, выполняющий задачи по тушению пожаров и первоочередным работам по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами;

II категория - пожарный поезд, выполняющий задачи по тушению пожаров и участию в ликвидации аварийных ситуаций, связанных с пожарами.

4. Начальнику Управления военизированной охраны Е.П. Чеботареву:

4.1. Разработать и до 1 января 2001 г. утвердить в установленном порядке типовой перечень подвижного состава, специальной техники, аварийно - спасательного оборудования, химических средств и устройств для специализированных пожарных поездов.

4.2. Внести изменения и дополнения в Правила содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации с учетом установленных категорий пожарных поездов.

4.3. Обеспечить проведение не менее двух раз в год проверок выполнения предприятиями "Вагонреммаш", "Желдорреммаш" противопожарных требований при ремонте пассажирских вагонов и тягового подвижного состава.

Запрещать выпуск в эксплуатацию подвижного состава, не отвечающего требованиям пожарной безопасности.

4.4. Разработать и в установленном порядке утвердить до 1 января 2001 г. концепцию развития газодымозащитной службы в подразделениях военизированной охраны МПС России на период до 2005 года.

4.5. Разработать в срок до 1 октября 2000 г. согласованное с ЦК профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей типовое положение о смотре - конкурсе на лучшее противопожарное состояние объектов и на лучшую добровольную пожарную дружину.

5. Начальнику Управления военизированной охраны Е.П. Чеботареву, руководителю Департамента кадров и учебных заведений Н.М. Бурносову, начальникам железных дорог, ректорам вузов, директорам техникумов и колледжей, начальникам дорожных технических школ и учебно - производственных центров железных дорог включить в учебные программы высших и средних профессиональных учебных учреждений, а также в планы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов кадров массовых профессий федерального железнодорожного транспорта изучение вопросов пожарной безопасности, вытекающих из Федерального закона "О пожарной безопасности", Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и настоящего Приказа.

Предусмотреть включение вопросов, связанных с обеспечением пожарной безопасности, в задания на дипломное и курсовое проектирование студентов.

6. Начальнику Управления военизированной охраны Е.П. Чеботареву, руководителям департаментов кадров и учебных заведений Н.М. Бурносову, пассажирских сообщений В.Н. Шатаеву:

6.1. Разработать программу повышения квалификации поездных бригад пассажирских поездов по вопросам обеспечения пожарной безопасности, определить сроки и учебные учреждения.

6.2. Обеспечить издание в 2000 году учебного пособия по вопросу пожарной безопасности в пассажирских поездах для учащихся дорожных технических школ, железнодорожных техникумов и высших учебных учреждений.

7. Заместителю Министра Ю.М. Герасимову, руководителю Департамента безопасности движения и экологии П.С. Шанайца, начальнику Управления военизированной охраны Е.П. Чеботареву предусмотреть в Отраслевой программе по повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации задание по производству и внедрению в 2001 - 2005 гг. на сети железных дорог современной пожарной техники, аварийно - спасательного инструмента и огнетушащих веществ для оснащения пожарных поездов.

8. Заместителю Министра Ю.М. Герасимову, начальнику Управления военизированной охраны Е.П. Чеботареву, начальникам железных дорог, директору Гипротранстэи Ф.С. Пехтереву с участием научно - производственного центра "Защита и спасение" подготовить до 1 декабря 2000 г. программу совместных мероприятий по созданию, размещению, устройству и техническому оснащению совместно с причастными министерствами и субъектами Российской Федерации межрегиональных и региональных опорных пунктов.

Координацию работ по данному вопросу возложить на НПЦ "Защита и спасение" (по согласованию).

9. Первому заместителю Министра В.И. Ильину, руководителям департаментов пассажирских сообщений В.Н. Шатаеву, вагонного хозяйства С.С. Барбаричу, управления перевозками С.А. Гришину обеспечить по заявкам железных дорог выделение ежегодно цельнометаллических пассажирских вагонов, высвобождающихся из эксплуатации по техническому состоянию, и 4-осных цистерн объемом 71,3 куб. м для переоборудования их и использования для пожарных поездов.

10. Начальнику Управления военизированной охраны Е.П. Чеботареву, начальнику дирекции "Вагонреммаш" В.И. Гусакову устанавливать ежегодно задания по оборудованию вагон - насосных станций и цистерн - водохранилищ для пожарных поездов в соответствии с заключенными железными дорогами договорами и обеспечить их выполнение.

11. Руководителю Департамента вагонного хозяйства С.С. Барбаричу, начальнику Управления военизированной охраны Е.П. Чеботареву, генеральному директору ГУП "Рефсервис МПС" В.А. Саутенкову:

11.1. Разработать до 1 декабря 2000 г. конструкторскую документацию на переоборудование вагона дизель - электростанции рефрижераторной секции постройки БМЗ в вагон - насосную станцию пожарного поезда согласно техническому заданию Управления военизированной охраны.

11.2. Организовать на договорной основе изготовление в вагонном депо ст. Подмосковная опытного образца вагона - насосной станции и до 1 марта 2001 г. провести его испытания.

12. Руководителю Департамента локомотивного хозяйства В.С. Черному:

12.1. Обеспечить при производстве капитального ремонта локомотивов и моторвагонного подвижного состава оборудование их системами пожарной сигнализации и пожаротушения.

12.2. Принять до 1 июня 2000 г. по результатам эксплуатации модулей порошкового пожаротушения "Буран" решение о применении их на эксплуатируемых и вновь выпускаемых электропоездах.

12.3. Завершить с участием Департамента информатизации и связи, ВНИИАС разработку системы пожарной сигнализации "ПРИЗ-0" для эксплуатируемых электропоездов с использованием для этой цели радиостанций 42РТМ-А2, РВ1.1М, РВ-1М и по результатам приемочных испытаний разработать в III квартале 2000 г. программу ее внедрения на железных дорогах.

12.4. Организовать на Демиховском машиностроительном заводе выпуск в III квартале 2000 г. одного электропоезда ЭД4М, оборудованного системой пожарной сигнализации "Приз-0".

12.5. Разработать до 1 октября 2000 г. конструкторскую документацию на оборудование электровозов ЧС4Т и ВЛ80С системой пожарной сигнализации.

12.6. Разработать в 2000 году с участием ВНИИЖТ руководство по обеспечению пожарной безопасности эксплуатируемого подвижного состава.

13. Директору ВНИИЖТ А.Л. Лисицыну, руководителю Департамента вагонного хозяйства С.С. Барбаричу, начальнику Управления военизированной охраны Е.П. Чеботареву, генеральному директору ГУП "Рефсервис МПС" В.А. Саутенкову провести в первом полугодии 2000 года опытную эксплуатацию 10 рефрижераторных секций, оборудованных модулями пожаротушения типа "Буран", и разработать до 1 октября 2000 г. конструкторскую документацию на серийное внедрение указанных систем.

14. Руководителю Департамента технической политики В.С. Наговицыну, директору ВНИИЖТ А.Л. Лисицыну, начальнику Управления военизированной охраны Е.П. Чеботареву совместно с Департаментом пассажирских сообщений провести в 2000 году научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы по использованию систем водно - аэрозольного пожаротушения для защиты купе пассажирских вагонов.

15. Руководителям департаментов сигнализации, централизации и блокировки В.А. Милюкову, информатизации и связи В.С. Воронину, начальникам железных дорог продолжить работы по противопожарной защите постов ЭЦ, ПОНАБ, ДИСК. Разработать и утвердить на период до 2002 года графики поэтапного внедрения на этих объектах систем противопожарной защиты, предусмотренных Техническими требованиями к противопожарной защите постов ДИСК и ПОНАБ.

16. Руководителю Департамента информатизации и связи В.С. Воронину совместно с Управлением военизированной охраны подготовить до 1 октября 2000 г., с учетом опыта работы дистанций сигнализации и связи, рекомендации по техническому обслуживанию и ремонту средств охранно - пожарной сигнализации и направить их на железные дороги.

17. Директору ВНИИЖТ А.Л. Лисицыну разработать согласованный с причастными департаментами и управлениями МПС России прогноз основных направлений научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ на период до 2010 года и представить его на утверждение в установленном порядке не позднее 1 января 2001 г.

18. Руководителю Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте В.А. Матюшину, начальнику Управления военизированной охраны Е.П. Чеботареву обеспечить контроль за обязательным наличием сертификатов пожарной безопасности на составные части, включенные в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации. При сертификации предприятий пассажирского комплекса и ремонтных предприятий обеспечить контроль за наличием заключения территориальных органов ГПС МВД России о соответствии их нормам и правилам пожарной безопасности.

19. Руководителю Департамента технической политики В.С. Наговицыну, начальнику Управления военизированной охраны Е.П. Чеботареву, руководителю Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте В.А. Матюшину проработать до 1 декабря 2000 г. вопрос о необходимости сертификации не вошедшей в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации, продукции по требованиям пожарной безопасности (материалов, объектов сигнализации, автономных систем противопожарной защиты подвижного состава и пр.), применяемой на федеральном железнодорожном транспорте в Системе сертификации в области пожарной безопасности или в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

20. Начальникам управлений военизированной охраны Е.П. Чеботареву, заработной платы и труда С.М. Данилову представить предложения об улучшении материального положения работников специализированных пожарных поездов, отнесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" к аварийно - спасательным формированиям на постоянной штатной основе.

21. Установить обязательное согласование с Управлением военизированной охраны типовых технических заданий, требований и условий на строительство всех видов подвижного состава, условий и правил перевозок опасных грузов, правил по производству работ и эксплуатации подвижного состава.

22. Главным редакторам газеты "Гудок" С.П. Фролову, журнала "Железнодорожный транспорт" А.В. Гоголеву шире освещать передовой опыт по предупреждению и тушению пожаров, а также изобретательскую и рационализаторскую работу по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

23. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра, руководителей департаментов и управлений по кругу их ведения.

24. Признать утратившим силу Приказ МПС России от 28 июня 1994 г. N 10Ц.

 

Министр

Н.Е.Аксененко