Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 марта 2000 г. N 2171
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 февраля 2000 г. N 65
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
ТРУДА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2000 N 78 "О федеральной инспекции труда" приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации.
Министр
С.В.Калашников
Приложение
к Приказу Минтруда России
от 29 февраля 2000 г. N 65
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА В СУБЪЕКТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации (далее - государственная инспекция труда), являющаяся территориальным органом Министерства труда и социального развития Российской Федерации по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, образована в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 N 1035 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда", на базе государственной инспекции труда по субъекту Российской Федерации, подведомственной Рострудинспекции.
1.2. Государственная инспекция труда входит в состав федеральной инспекции труда - единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.
1.3. Государственная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Минтруде России, Положением о федеральной инспекции труда и настоящим Положением.
1.4. Государственная инспекция труда по вопросам, отнесенным к ее компетенции, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, органами налоговой полиции и инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей, другими государственными и общественными организациями.
1.5. Государственная инспекция труда является юридическим лицом, имеет счета в банках и других кредитных учреждениях и органах федерального казначейства, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки по образцам, утвержденным Минтрудом России.
1.6. Финансирование расходов на содержание государственной инспекции труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруду России по разделу "Государственное управление и местное самоуправление", в пределах утвержденной Минтрудом России сметы расходов на содержание государственной инспекции труда.
1.7. Имущество государственной инспекции труда является федеральной государственной собственностью и закрепляется за ней на праве оперативного управления.
2. Основные задачи и функции государственной
инспекции труда
2.1. Основной задачей государственной инспекции труда является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.
2.2. Государственная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие основные функции:
1) осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на других территориях и местностях, определенных соответствующими решениями главного государственного инспектора труда Российской Федерации в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъекта Российской Федерации (железнодорожный, воздушный и водный транспорт, спецстроительство и т.д.);
2) расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует их причины и разрабатывает предложения по предупреждению таких случаев;
3) рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;
4) информирует соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
5) участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
6) обобщает и анализирует опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
7) ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;
8) готовит и представляет в установленном порядке в Минтруд России отчеты о результатах деятельности инспекции, доклады и обзоры о соблюдении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.
3. Права и обязанности должностных лиц государственной
инспекции труда
3.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица государственной инспекции труда:
руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации;
заместитель руководителя государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по правовым вопросам);
заместитель руководителя государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по охране труда);
начальники отделов и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), являющиеся главными государственными инспекторами труда по соответствующим направлениям (отраслям, группам отраслей) государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
главные государственные инспекторы труда и государственные инспекторы труда (по правовым вопросам и по охране труда).
3.2. Указанные в пункте 3.1 настоящего Положения должностные лица имеют право:
1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно - правовой формы;
2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;
4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;
5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.
3.3. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, наряду с правами, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, имеют право:
1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;
4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;
5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);
6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.
3.4. Руководитель государственной инспекции труда наряду с правами, указанными в пунктах 3.2 и 3.3 настоящего Положения, имеет право:
1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.
3.5. Должностные лица государственной инспекции труда, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда:
при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
обязаны сохранять государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателям (их представителям) и другим должностным лицам организаций сведений о гражданах, обратившихся к ним с заявлением, жалобой или иным обращением, если авторы обращений требуют этого;
несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за противоправные действия или бездействие.
Решения указанных должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.
4. Организация деятельности государственной
инспекции труда
4.1. Государственную инспекцию труда возглавляет руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации.
4.2. Руководитель государственной инспекции труда:
осуществляет руководство государственной инспекцией труда на основе единоначалия и несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на нее задач и функций, надлежащую реализацию предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, в том числе в части достоверности отчетной информации, соблюдения норм о финансово - хозяйственной деятельности;
обеспечивает надлежащее исполнение приказов, распоряжений и указаний Минтруда России, руководства федеральной инспекции труда;
издает приказы и дает указания в пределах своих полномочий, организует проверку их исполнения;
является распорядителем финансовых средств, выделяемых на содержание государственной инспекции труда, в установленном порядке представляет на утверждение проекты смет расходов и обеспечивает их соблюдение;
утверждает штатное расписание в пределах установленных Минтрудом России структуры, численности и сметы расходов государственной инспекции труда;
назначает на должность и освобождает от должности работников государственной инспекции труда (кроме заместителей руководителя государственной инспекции труда), организует повышение их профессиональной квалификации, принимает меры по соблюдению ими законности, служебной и исполнительской дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, решает вопросы их поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности, а также другие вопросы, связанные с прохождением ими государственной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе;
утверждает положения о структурных подразделениях государственной инспекции труда, должностные обязанности работников и другие локальные нормативные акты;
представляет без специальной доверенности права и законные интересы государственной инспекции труда в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, других организациях;
обеспечивает соблюдение норм делопроизводства, сохранность документов и их передачу на хранение в территориальный орган Росархива в установленном порядке;
в пределах своих полномочий организует выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне;
выполняет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями вышестоящих органов.
4.3. Руководитель государственной инспекции труда имеет заместителей: заместителя главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по правовым вопросам), заместителя главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по охране труда), главного бухгалтера (при установленной численности работников государственной инспекции труда более 50 человек).
4.4. Руководитель государственной инспекции труда и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Минтрудом России в установленном порядке (в отношении руководителя - по согласованию с администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации и полномочным представителем Президента Российской Федерации в данном регионе).
4.5. На должность руководителя государственной инспекции труда назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.
На должности заместителя руководителя государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) и главных государственных инспекторов труда (по правовым вопросам) - назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; на должности государственных инспекторов труда (по правовым вопросам) - лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.
На должности заместителя руководителя государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда (по охране труда) и главных государственных инспекторов труда (по охране труда) назначаются лица, имеющие высшее образование и стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; государственных инспекторов труда (по охране труда) - лица, имеющие высшее образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.
4.6. Должностные лица, имеющие право осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, имеют удостоверения единого образца, установленного Минтрудом России, и подписанные заместителем Министра - главным государственным инспектором труда Российской Федерации, а также личную печать с указанием полного наименования должности, включая наименование государственной инспекции труда, фамилии и инициалов.
Другие работники государственной инспекции труда имеют удостоверения по образцу, утвержденному руководителем государственной инспекции труда, и подписанные им.
4.7. Государственная инспекция труда осуществляет государственную бухгалтерскую, статистическую и иную (в том числе ведомственную) отчетность, утвержденную в установленном порядке.