КОДЕКС
О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
(в ред. Законов РБ от 05.08.99 № 17-з,
от 06.03.2001 № 184-з)
Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 9 июля 1997 года.
Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 16 июля 1997 года.
Внесены Изменение, утвержденное Законом Республики Башкортостан № 348-з от 24 июля 2002 года, Изменение, утвержденное Законом Республики Башкортостан № 51-з от 8.12.2003.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций Республики Башкортостан.
Настоящий Кодекс определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Республике Башкортостан; регулирует в этой области отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Кодексе применяются следующие понятия:
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством, нормативными правовыми документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленная на борьбу с пожарами.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 2. Правовые основы и система обеспечения пожарной безопасности
Законодательство Республики Башкортостан о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федеральном законе "О пожарной безопасности", включает в себя настоящий Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан.
Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - сертификация);
противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования по обеспечению пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);
учет пожаров, их последствий, установление причин, порождающих возникновение пожара, и принятие мер по их предупреждению;
установление особого противопожарного режима.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Глава II
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 4. Полномочия Президента Республики Башкортостан, Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан.
К полномочиям Президента Республики Башкортостан, Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан в области пожарной безопасности в пределах их компетенции и в соответствии с законодательством относятся:
участие в проведении единой федеральной политики в области пожарной безопасности;
разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам пожарной безопасности;
разработка, организация выполнения и финансирования республиканских целевых программ по обеспечению пожарной безопасности;
планирование и исполнение бюджета Республики Башкортостан в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджета Республики Башкортостан;
установление численности пожарной охраны (не ниже нормативной), содержащейся за счет средств бюджета Республики Башкортостан и бюджетов нижестоящих уровней;
установление перечня предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана;
обеспечение пожарной охраны необходимой пожарно-технической продукцией;
установление дополнительных требований пожарной безопасности (особый противопожарный режим) для территорий отдельных городов и районов в случае повышения пожарной опасности;
сертификация;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности;
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
содействие деятельности республиканского добровольного пожарного общества;
создание правительственной комиссии Республики Башкортостан по пожарной безопасности в целях координации и совершенствования работы по обеспечению пожарной безопасности.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
(Измененная редакция, Изм. 2002, 2003 г.)
Статья 5. Полномочия местных органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления.
К полномочиям местных органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в пределах их компетенции и в соответствии с законодательством относятся:
организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;
создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств соответствующих бюджетов;
участие в выполнении федеральных и республиканских целевых программ;
организация обучения и обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожаров;
осуществление социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты гражданами и юридическими лицами налогов и страховых отчислений на обеспечение пожарной безопасности;
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов его семей;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.
(Измененная редакция, Изм. 2002, 2003 г.)
Статья 6 (Исключена, Изм. 2002 г.)
Глава III
ПОЖАРНАЯ ОХРАНА
Статья 7. Цели и задачи пожарной охраны
Пожарная охрана организуется в целях защиты от пожаров жизни и здоровья граждан, материальных и культурных ценностей.
Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
организация предупреждения пожаров;
тушение пожаров.
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 8. Виды пожарной охраны
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
Государственная противопожарная служба;
ведомственная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана;
объединения пожарной охраны.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 9. Имущество пожарной охраны
Имущество пожарной охраны - движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, определенное перечнем, утвержденным в установленном законодательством порядке.
Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с Государственной противопожарной службой и соответствующим исполнительным органом государственной власти.
Органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления, а также предприятия, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, в обязательном порядке предоставляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое имущество в соответствии с установленными нормами.
Государственная противопожарная служба имеет служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном законодательством.
(Измененная редакция, Изм. 2002, 2003 г.)
Статья 10. Орган управления Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан
Орган управления Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан является самостоятельным оперативным органом управления Государственной противопожарной службы, входящим в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Орган управления Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан руководит деятельностью дислоцированных в Республике Башкортостан подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.
Подразделениями Государственной противопожарной службы являются:
территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах;
объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях;
специализированные подразделения, созданные в целях тушения крупных пожаров.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержания органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы определяется в соответствии с законодательством.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 11 исключена (Изм. 2003)
Статья 12. Ведомственная пожарная охрана
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.
При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих речных средств и сооружений осуществляется в соответствии с законодательством.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 13. Добровольная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.
Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 14. Объединения пожарной охраны
Объединения пожарной охраны (общественные объединения, общества, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.п.) создаются в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения пожарной безопасности, защиты прав и интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность в соответствии с учредительными документами, принятыми и зарегистрированными в установленном законодательством порядке.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Глава IV
ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Статья 15. Социально-правовое положение личного состава Государственной противопожарной службы
Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники);
военнослужащих;
лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).
На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные трудовым законодательством, федеральными законами.
Личный состав Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов может объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 16. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы
На сотрудников и работников (членов их семей) Государственной противопожарной службы распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральными законами, гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров предприятия с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Глава V
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР
Статья 17. Цели и задачи государственного пожарного надзора
Государственный пожарный надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.
Статья 18. Должностные лица государственного пожарного надзора и их компетенция
Руководитель органа управления Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан по должности является главным государственным инспектором Республики Башкортостан по пожарному надзору.
Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора в соответствии с законодательством имеют право:
осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;
участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
вносить в органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;
проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;
производить в соответствии с законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
вызывать в органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
налагать в соответствии с законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы;
организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.
Орган управления Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан и подразделения Государственной противопожарной службы принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях и административных правонарушениях, связанных с пожарами, и обязаны своевременно принимать соответствующие меры в соответствии с законодательством.
Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.
Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.
Государственный пожарный надзор в лесах, на подземных объектах и при ведении взрывных работ осуществляется в соответствии с законодательством.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 19 исключена (Изм. 2003)
Глава VI
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
Статья 20. Тушение пожаров
Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:
на республиканском уровне - Правительством Республики Башкортостан;
на местном уровне - органами местного самоуправления.
При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
эвакуация с мест пожаров людей и имущества.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке.
Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством.
Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 21. Руководитель тушения пожара
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статьи 22, 23 исключены (Изм. 2003)
Статья 24. Возмещение материального ущерба
Материальный ущерб, причиненный пожаром и действиями при тушении пожара, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством. Пожарная охрана, ее личный состав, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, освобождаются от ответственности по возмещению ущерба, причиненного пожаром и действиями по его тушению.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Глава VII
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 25. Нормативное правовое регулирование в области
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти Республики Башкортостан нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных правовых документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Нормативные документы, которые принимаются республиканскими органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию. Порядок разработки, согласования, введения в действие и применения нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается в соответствии с законодательством.
Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. 2002 г.)
Статья 26. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.
Меры пожарной безопасности территорий районов, городов и населенных пунктов разрабатываются и реализуются соответствующими местными органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления.
Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию с Государственной противопожарной службой в части обеспечения пожарной безопасности.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 27. Производство пожарно-технической продукции
Пожарно-техническая продукция производится на основе государственного заказа, а также в порядке предпринимательской деятельности.
Производство пожарно-технической продукции регулируется и поддерживается государством.
Государственный заказ на пожарно-техническую продукцию формируется и размещается на основе федеральных целевых программ в области пожарной безопасности.
Организация работ по выполнению государственного заказа осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 28. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:
охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе;
производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;
выполнение проектных, изыскательных работ;
проведение научно-технического консультирования и экспертизы;
испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;
испытание качества огнетушащих средств и огнезащитных работ;
издание специальной литературы и рекламной продукции;
обучение населения мерам пожарной безопасности;
осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;
огнезащитные и трубо-печные работы;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;
другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается органами Управления Государственной противопожарной службы.
Статья 29. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Противопожарная пропаганда - это комплекс мероприятий по информированию населения республики о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемый через средства массовой информации, а также путем издания и распространения пожарно-технической литературы и рекламной продукции, проведения тематических выставок, конференций, лекций и использования других форм не запрещенных законодательством.
Противопожарная пропаганда проводится органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, пожарной охраной и предприятиями.
Администрации предприятий самостоятельно организуют и проводят обучение работников по соблюдению требований норм и правил пожарной безопасности в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 30. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности
Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач.
Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются федеральными законами и нормативными документами по пожарной безопасности.
Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.
Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.
Органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 31. Учет пожаров и их последствий
Официальный статистический учет пожаров и их последствий ведет Государственная противопожарная служба.
Порядок учета пожаров и последствий определяется Государственной противопожарной службой по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 № 184-з)
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 32. Противопожарное страхование
Противопожарное страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. Целью противопожарного страхования является защита социально значимых имущественных интересов граждан и юридических лиц на случай причинения вреда в результате пожара.
Обязательное противопожарное страхование проводится органами государственного страхования на принципах обязательности и всеобщности для отдельных групп предприятий, иностранных юридических лиц, предприятий с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Республики Башкортостан.
Порядок и условия обязательного противопожарного страхования устанавливаются в соответствии с федеральным законом. Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, определяется Правительством Российской Федерации.
(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 № 184-з)
В целях реализации мер пожарной безопасности страховые организации, осуществляющие обязательное и добровольное противопожарное страхование в Республике Башкортостан, производят отчисления в размере не ниже 5 процентов от сумм страховых взносов по противопожарному страхованию в Фонд (подразделение Фонда) пожарной безопасности, создаваемый в порядке, установленном действующим законодательством.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхование предприятиями, иностранными юридическими лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Республики Башкортостан, относится на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных гражданами на противопожарное страхование, исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за текущий год.
При противопожарном страховании страхователям предоставляются скидки со страховых тарифов с учетом состояния пожарной безопасности страхуемого имущества. Размер скидок со страховых тарифов определяется страховщиками самостоятельно.
Статья 33 исключена (Изм. 2003)
Статья 34. Сертификация
Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции (услуг), выпускаемой (оказываемой) и (или) реализуемой на территории Республики Башкортостан, установленным требованиям пожарной безопасности.
Перечень продукции (услуг), подлежащей обязательной сертификации, определяется Государственной противопожарной службой.
По инициативе граждан и юридических лиц может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Сертификат пожарной безопасности является обязательной составной частью сертификата соответствия.
Порядок организации и проведения сертификации определяется Государственной противопожарной службой по согласованию с Центром Республики Башкортостан по стандартизации, метрологии и сертификации.
Оплата работ по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на проведение сертификации относятся на себестоимость продукции и услуг.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Глава VIII
ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Статья 35. Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности
Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности, в том числе по республиканским целевым программам в области пожарной безопасности, планируется и осуществляется органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 36 Отменена Законом РБ от 05.08.99 № 17-з.
Статья 37 исключена (Изм. 2003)
Статья 38. Материально-техническое обеспечение пожарной безопасности
Материально-техническое обеспечение органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы осуществляется ими самостоятельно, а также в порядке и по нормам в соответствии с законодательством.
Материально-техническое обеспечение ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется их собственниками.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Глава IX
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 39. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
предоставлять в соответствии с действующим законодательством возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Статья 40. Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны:
организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности;
принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество по его прямому назначению;
создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств местных бюджетов подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействовать деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 41. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности
Предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории Республики Башкортостан, имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке, от органов управления и подразделений пожарной охраны;
они также обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению;
создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны и привлеченных к тушению пожаров сил, участвующих в выполнении боевых действий по тушению пожаров;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 42. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются:
50 процентов - в федеральный бюджет.
(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 № 184-з)
50 процентов - в Фонд (подразделение Фонда) пожарной безопасности.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
Статья 43, 44, 45 (Исключены, Изм. 2002, 2003 г.)
Глава X
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 46. Вступление в силу настоящего Кодекса
Настоящий Кодекс вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 47. Приведение в соответствие с настоящим Кодексом нормативных правовых актов
Предложить Президенту Республики Башкортостан и Правительству Республики Башкортостан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Кодексом.
Президент
Республики Башкортостан
М. РАХИМОВ
Уфа, Дом Республики
28 июля 1997 года
№ 115-з