Законодательная Дума Хабаровского края
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 04.07.2000 № 899
О Законе Хабаровского края
“О пожарной безопасности в Хабаровском крае”
Законодательная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять Закон Хабаровского края “О пожарной безопасности в Хабаровском крае”.
2. Направить настоящий закон для официального опубликования.
Председатель Думы В.А. Озеров
ЗАКОН ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
О пожарной безопасности в Хабаровском крае
ВНЕСЕНО Изменение, утвержденное Законом Хабаровского края от 29.01.2003 № 97
Настоящий закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности на территории Хабаровского края (далее - край), регулирует в этой области отношения между органами государственной власти края, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, проживающими на территории края иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем законе используются определения, данные в Федеральном законе “О пожарной безопасности”, а также следующие понятия:
особый противопожарный режим - совокупность мер организационного и технического характера, направленных на усиление пожарной безопасности в период неблагоприятных погодных и иных условий на определенной территории;
добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Статья 2. Законодательство в сфере обеспечения пожарной безопасности
1. Законодательство в сфере обеспечения пожарной безопасности включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий закон, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты края и органов местного самоуправления, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
2. Нормативные правовые акты органов государственной власти края и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не должны снижать требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными правовыми актами.
Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности в крае
1. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на предупреждение, ликвидацию пожаров и их последствий.
2. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти края, органы местного самоуправления, управление и подразделения Государственной противопожарной службы края, предприятия, индивидуальные предприниматели и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
3. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:
- нормативное правовое регулирование и осуществление мер в области пожарной безопасности;
- создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
- реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
- разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
- информационное обеспечение в области пожарной безопасности, противопожарная пропаганда и обучение работников предприятий, детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также населения мерам пожарной безопасности;
- содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
- научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
- осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
- выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
- лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности;
- противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
- тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
- учет и исследование пожаров и их последствий;
- установление особого противопожарного режима.
ГЛАВА 2. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА
Статья 4. Задачи пожарной охраны края
1. Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
- организация предупреждения пожаров;
- тушение пожаров.
2. К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов, охране общественного порядка и другим несвойственным функциям пожарная охрана не привлекается.
Статья 5. Виды пожарной охраны края
1. Пожарная охрана края подразделяется на следующие виды:
- Государственная противопожарная служба края;
- ведомственная пожарная охрана;
- муниципальная пожарная служба;
- добровольная пожарная охрана;
- объединения пожарной охраны.
2. Взаимоотношения органов государственной власти края и органов местного самоуправления с пожарной охраной осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 6. Государственная противопожарная служба края
1. Государственная противопожарная служба края является основным видом пожарной охраны в крае, осуществляемым территориальным органом управления Государственной противопожарной службы, являющимся самостоятельным оперативным органом управления Государственной противопожарной службы, входящим в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и руководящим деятельностью дислоцированных на территории края подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.
2. Государственная противопожарная служба края:
- организует и осуществляет государственный пожарный надзор на территории края в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;
- принимает необходимые меры по спасению жизни людей и материальных ценностей при тушении пожаров;
- координирует деятельность других видов пожарной охраны;
- организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности;
- разрабатывает, исполняет краевые целевые программы по пожарной безопасности;
- организует осуществление государственных мер пожарной безопасности;
- организует обучение населения мерам пожарной безопасности;
осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы края;
- осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны;
- решает иные задачи, возложенные на Государственную противопожарную службу края федеральным законодательством.
3. Здания органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы края являются объектами жизнеобеспечения и не подлежат плановым и иным отключениям от источников электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, систем электрической связи за исключением аварийных случаев.
4. Отпуск электрической энергии, тепловой энергии и воды производится соответствующими службами в пределах, необходимых для выполнения задач, стоящих перед подразделениями Государственной противопожарной службы края.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 7. Ведомственная пожарная охрана
1. На территории края в целях обеспечения пожарной безопасности могут создаваться органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
2. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, разработанными в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность Государственной противопожарной службы, и согласованными с ней.
Статья 8. Муниципальная пожарная служба
В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” с целью предупреждения и тушения пожаров на территории муниципального образования органами местною самоуправления может создаваться муниципальная пожарная служба.
Порядок осуществления деятельности муниципальной пожарной службы определяется органами местного самоуправления.
Статья 9. Добровольная пожарная охрана
1. Добровольная пожарная охрана (добровольные пожарные дружины, команды, пожарно-технические комиссии, дружины юных пожарных, группы внештатных пожарных инспекторов и другие) - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах и на предприятиях.
2. Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
3. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.
4. Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти края, органами местного самоуправления, а также зарегистрировавшими их предприятиями.
5. Добровольные пожарные осуществляют несение службы в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с Государственной противопожарной службой края. На время несения службы за ними сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы предприятий по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления.
6. Предельная численность добровольных пожарных, которые несут службу в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи, определяется органами местного самоуправления.
Статья 10. Объединения пожарной охраны
Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.
ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАЯ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 11. Полномочия Законодательной Думы края
Законодательная Дума края осуществляет следующие полномочия в области пожарной безопасности:
- принимает краевые законы и иные нормативные правовые акты в области пожарной безопасности;
- утверждает и контролирует исполнение краевого бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
- утверждает краевые целевые программы в области пожарной безопасности;
- образует внебюджетный фонд пожарной безопасности;
- осуществляет контроль за соблюдением краевого законодательства в области пожарной безопасности;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 12. Полномочия Правительства края в области пожарной безопасности
Правительство края осуществляет следующие полномочия в области пожарной безопасности:
- в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты в области пожарной безопасности;
- разрабатывает и исполняет краевой бюджет в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
- создает, реорганизует и ликвидирует подразделения пожарной охраны, содержащейся за счет средств краевого бюджета и устанавливает численность ее личного состава (согласно нормам, предусмотренным федеральным и краевым законодательством);
- утверждает порядок организации тушения пожаров на территории края;
- вводит и отменяет особый противопожарный режим на территории двух и более муниципальных образований края;
- координирует деятельность Государственной противопожарной службы края, инженерно-технических, надзорных и иных органов и организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности края;
- создает межведомственную комиссию края по пожарной безопасности;
- совместно с Государственной противопожарной службой края разрабатывает и осуществляет дополнительные меры по укреплению материально-технической базы пожарной охраны и социальной защиты личного состава;
- содействует созданию и развитию общественных объединений пожарной охраны, добровольной пожарной охраны и организаций, оказывающих услуги в области пожарной безопасности;
- осуществляет в пределах своей компетенции социальное и экономическое стимулирование обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
- осуществляет меры по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей;
- организует обучение населения мерам пожарной безопасности;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области пожарной безопасности:
- организуют выполнение и осуществление мер пожарной безопасности на территориях муниципальных образований;
- участвуют в выполнении федеральных и краевых целевых программ в области пожарной безопасности;
- разрабатывают, утверждают и исполняют местные бюджеты в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
- создают, реорганизуют и ликвидируют в установленном порядке пожарную охрану, финансируемую за счет средств местных бюджетов;
- осуществляют в пределах своей компетенции экономическое и социальное стимулирование обеспечения пожарной безопасности;
- устанавливают специальные местные налоги и (или) целевые сборы с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;
- содействуют созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;
- организуют обучение населения мерам пожарной безопасности и привлекают его к предупреждению и тушению пожаров;
- содействуют созданию и деятельности добровольных пожарных объединений пожарной охраны;
- организуют общественный контроль за обеспечением пожарной безопасности;
- создают межведомственную комиссию муниципального образования по пожарной безопасности;
- устанавливают особый противопожарный режим на территории муниципального образования;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 14. Межведомственная комиссия по пожарной безопасности при Правительстве края
1. В целях координации деятельности органов государственной власти края, органов местного самоуправления, Государственной противопожарной службы края, надзорных органов, иных организаций и учреждений, расположенных на территории края, по обеспечению пожарной безопасности Губернатором края создается межведомственная комиссия по пожарной безопасности (далее - комиссия).
2. Положение о комиссии, организационно-техническое обеспечение ее деятельности и персональный состав утверждаются Губернатором края.
ГЛАВА 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 15. Обеспечение пожарной безопасности
1. Обеспечение пожарной безопасности является обязанностью органов государственной власти края, органов местного самоуправления, Государственной противопожарной службы края, предприятий, индивидуальных предпринимателей и граждан.
2. Обеспечение выполнения мер пожарной безопасности возлагается на:
- руководителей предприятий или уполномоченных ими лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных работников, а также помещения (сооружения) для осуществления своей деятельности;
- органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территории края, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
- собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного, муниципального, общественного и частного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья;
- собственников и арендаторов производственных и иных зданий и помещений.
3. При разработке генеральных планов городов и населенных пунктов края, схем размещения индивидуального жилья, проектов детальных планировок и проектов застройки, а также планов социально-экономического развития городов и иных муниципальных образований края и коллективных договоров в обязательном порядке должны учитываться требования пожарной безопасности, а при отсутствии таковых - заключения Государственной противопожарной службы края. При выборе площадки (трассы) для строительства обязательным условием является положительное заключение Государственной противопожарной службы края.
4. Соответствие перепрофилируемых помещений, зданий и сооружений требованиям пожарной безопасности является обязательным при сдаче их в аренду (субаренду) и размещении в них сторонних организаций и производств.
Обязанности собственника и арендатора в обеспечении пожарной безопасности определяются договором.
Статья 16. Тушение пожаров
1. Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасание людей, имущества и ликвидацию пожаров. Порядок организации тушения пожаров на территории муниципальных образований края устанавливается Государственной противопожарной службой края.
2. Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров разрабатывается Государственной противопожарной службой края и утверждается Правительством края и органами местного самоуправления.
3. Выезд пожарных подразделений пожарной охраны на тушение пожаров осуществляется в безусловном порядке.
4. Тушение пожаров Государственной противопожарной службой края осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
- беспрепятственное проникновение пожарных в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
- создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
- использование пожарными на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования, воды на предприятиях независимо от их форм собственности;
- эвакуация с мест пожаров людей и имущества;
- ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях.
5. Непосредственное руководство при тушении осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия привлеченными к тушению пожара силами. Он отвечает за выполнение боевой задачи.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
6. Материальный ущерб, причиненный в результате пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 17. Особый противопожарный режим
1. В случае повышения пожарной опасности, организации тушения продолжительных пожаров, необходимости производства особо пожароопасных работ или при других чрезвычайных обстоятельствах, решением Правительства края или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
2. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с Государственной противопожарной службой. При этом соответствующим решением назначается должностное лицо, ответственное за организацию выполнения требований пожарной безопасности и координацию действий сил и средств на указанной территории, которое имеет статус руководителя тушения пожара и в своих действиях руководствуется Федеральным законом “О пожарной безопасности”.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 18. Информация в сфере обеспечения пожарной безопасности и обучение мерам пожарной безопасности
1. Информацию в сфере обеспечения пожарной безопасности составляют сведения о пожарах, их последствиях, а также сведения о состоянии пожарной безопасности в соответствующих организациях и на территориях.
2. Информация о деятельности органов государственной власти края, органов местного самоуправления, пожарной охраны и организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории края является гласной и открытой, если иное не установлено законом.
3. Правительство края, органы местного самоуправления, должностные лица пожарной охраны и предприятий обязаны своевременно информировать население о состоянии пожарной безопасности и принимаемых мерах.
4. Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы края оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.
Государственной противопожарной службе края на территории края бесплатно предоставляется место в печатных средствах массовой информации до 250 строк и время для выступлений, а также показа материалов профилактического характера на теле- и радиоканалах до 10 минут один раз в месяц если:
- средства массовой информации полностью или частично финансируются (дотируются) из краевого или местного бюджетов;
- органы государственной власти края или органы местного самоуправления являются их соучредителями.
5. Органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, метеорологические службы и другие уполномоченные органы и предприятия обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу края о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.
6. Обучение мерам пожарной безопасности по программам пожарно-технического минимума осуществляется предприятиями, выполняющими услуги в области пожарной безопасности и имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Иные виды обучения мерам пожарной безопасности осуществляются на предприятиях, в том числе в дошкольных и образовательных учреждениях, и индивидуальными предприниматели, использующими труд наемных работников и помещения (сооружения) для осуществления своей деятельности, в порядке и по специальным программам, согласованным Государственной противопожарной службой края.
7. Должностные лица, в том числе ответственные за пожарную безопасность, индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников и помещения (сооружения) для осуществления своей деятельности, лица, выполняющие огнеопасные работы должны иметь специальную подготовку по пожарной безопасности.
Статья 19. Налоговые и иные льготы в сфере обеспечения пожарной безопасности
1. Органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы, предприятия и объединения пожарной охраны пользуются налоговыми льготами в области пожарной безопасности, установленными федеральным законодательством.
2. Органы государственной власти края и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе устанавливать дополнительные льготы, стимулирующие обеспечение пожарной безопасности, а также гарантии правовой и социальной защиты личного состава пожарной охраны.
Статья 20. Лицензирование
1. В соответствии с федеральным законодательством на территории края действует лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности.
2. Перечень лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности определяется Правительством Российской Федерации.
3. Правительство края с учетом местных условий может устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию.
4. Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным условием лицензирования для всех лицензируемых видов деятельности (работ, услуг).
Статья 21. Сертификация
Пожароопасная и пожарно-техническая продукция, работы (услуги) в области пожарной безопасности в соответствии с утвержденным Государственной противопожарной службой перечнем подлежат обязательной сертификации в порядке, установленном федеральным законодательством.
ГЛАВА 5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 22. Источники финансирования Государственной противопожарной службы края
1. Финансовое обеспечение Государственной противопожарной службы края, осуществляется за счет следующих источников:
- органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы края, созданных ею на основе договоров с Правительством края, органами местного самоуправления - за счет средств соответствующих бюджетов. Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава Государственной противопожарной службы края на каждые 650 человек населения;
- объектовых подразделений Государственной противопожарной службы края, созданных ею на основе договоров с предприятиями - за счет средств этих предприятий;
- дополнительных средств из других источников финансирования.
2. Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности, в том числе по краевым и муниципальным целевым программам, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на финансирование управления государственной противопожарной службы на текущий год.
Статья 23. Финансовое обеспечение противопожарных мероприятий
1. Финансирование мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности на территориях, в населенных пунктах производится органами местного самоуправления за счет собственных средств, а также иных внебюджетных источников финансирования.
2. Финансирование мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производится за счет средств предприятий.
3. Использование воды из водопроводных сетей городов, иных муниципальных образований и открытых водоемов для тушения пожаров, заправки пожарных автомобилей, пополнения искусственных водоемов, проведения пожарно-тактических учений, проверки пожарных гидрантов и внутренних пожарных кранов осуществляется на безвозмездной основе.
Статья 24. Дополнительные источники финансового обеспечения противопожарных мероприятий
В целях реализации мер пожарной безопасности, укрепления материально-технической базы Государственной противопожарной службы края и для выполнения возложенных на нее задач на территории края устанавливаются дополнительные внебюджетные источники финансирования органов управления и подразделений противопожарной службы:
- отчисления страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию не ниже пяти процентов от этой суммы;
- средства, полученные управлением и подразделениями Государственной противопожарной службы края за выдачу лицензий предприятиям на право осуществления деятельности в области пожарной безопасности;
- средства, полученные управлением и подразделениями Государственной противопожарной службы края по договорам с предприятиями и индивидуальными предпринимателями на противопожарное обслуживание;
- средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности;
- добровольные взносы и пожертвования юридических лиц и граждан.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
ГЛАВА 6. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, Правительства КРАЯ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 25. Обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности;
- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
- выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Статья 26. Обязанности Правительства края в области пожарной безопасности
Правительство края обязано:
- организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на территории края;
- создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств краевого бюджета органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой края;
- оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
- создавать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;
- организовывать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
- выполнять другие обязанности, установленные действующим законодательством.
Статья 27. Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны:
- организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности;
- принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество по его прямому назначению;
- создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой края;
- организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности;
- содействовать деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
- выполнять другие обязанности, установленные действующим законодательством.
Статья 28. Обязанности предприятий в области пожарной безопасности
Предприятия обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности в порядке, установленном настоящим законом и органами местного самоуправления;
- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
- создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой края;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;
- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
- предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы края сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях в имеющихся системах и средствах противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
- содействовать деятельности добровольных пожарных.
ГЛАВА 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 29. Ответственность должностных лиц и граждан
За нарушение требований пожарной безопасности должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 30. Ответственность предприятий
Предприятия за нарушение требований пожарной безопасности и иные правонарушения в области пожарной безопасности подвергаются административному взысканию в виде штрафа в соответствии с Федеральным законом “О пожарной безопасности”.
ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом
Привести нормативные правовые акты органов государственной власти края и органов местного самоуправления в соответствие с настоящим законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Статья 32. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает и силу со дня его официального опубликования.