РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ЗАКОН

Пензенской области

 

О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Принят Законодательным Собранием Пензенской области 28 августа 1997 года.

 

 

ВНЕСЕНО Изменение, утвержденное Законом Пензенской области, принятым Законодательным Собранием Пензенской области 25 февраля 2004 года

 

 

Настоящий закон является, согласно статье 2 Федерального Закона «О пожарной безопасности», составной частью Законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. Развивая и конкретизируя некоторые положения Федерального Закона, создает необходимые условия, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Пензенской области, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами в том числе иностранными, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации), общественными объединениями, а также между должностными лицами, гражданами независимо от подданства, лицами без гражданства (далее граждане).

 

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основы правового регулирования в области пожарной безопасности

1. Правовое регулирование в области пожарной безопасности в Пензенской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «О пожарной безопасности», иными актами Федеральных органов государственной власти, а также Уставом Пензенской области, настоящим Законом области и нормативно-правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления области.

2. Нормы Федерального Закона «О пожарной безопасности» как и нормы настоящего Закона, имеют прямое действие и подлежат исполнению на всей территории Пензенской области.

3. Органы местного самоуправления в пределах своем компетенции могут принимать в соответствии с действующим законодательством решения в области пожарной безопасности, не снижающие требования пожарной безопасности, чем настоящий Закон.

 

ГЛАВА II. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

 
Статья 2. Виды пожарной охраны

1. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: Государственная противопожарная служба, ведомственная, муниципальная (местная), добровольная пожарная охрана, объединения пожарной охраны.

2. Основным видом пожарной, охраны на территории области является Государственная противопожарная служба в составе: Управление Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области, в функции которого входит координация деятельности всех видов пожарной охраны; специальные подразделения Государственной противопожарной службы по охране закрытых административно-территориальных образований и режимных предприятий.

 

(Измененная редакция, Изм. 2004)

 

Статья 3. Основы организации деятельности пожарной охраны

1. Основы организации деятельности Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области определяется положением, которое разрабатывается на основе типовых документов, согласовывается с Главным управлением государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается в установленном порядке.

2. Организация деятельности ведомственной пожарной охраны регулируется Федеральным Законом «О пожарной безопасности», настоящим Законом, муниципальной (местной) пожарной охраны - также положением, которое согласовывается с Государственной противопожарной службой и утверждается органом местного самоуправления.

3. Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т. д.) создаются в соответствии с действующим законодательством.

4. Пензенская областная организация Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО) оказывает содействие органам Государственной противопожарной службы в обеспечении пожарной безопасности, проведении организационно-массовых мероприятий, направленных нa защиту от пожаров жизни и здоровья граждан, а также на предупреждение и тушение пожаров. Государственная противопожарная служба оказывает помощь ВДПО в организации и проведении организационно-массовых мероприятий и содействие в увеличении объемов противопожарных работ и услуг населению.

5. Предприятия могут заключать с Государственной противопожарной службой Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области договоры о создании объектовых подразделений Государственной противопожарной службы. Создание объектовых подразделений пожарной охраны для отдельных категорий предприятий осуществляется в обязательном порядке. Перечень таких предприятий утверждается Администрацией Пензенской области.

 

(Измененная редакция, Изм. 2004)

 

Статья 4. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы

Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы устанавливаются статьей 8 Федерального Закона «О пожарной безопасности». Органы государственной власти области и органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные, не предусмотренные Федеральным Законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.

 

Статья 5. Добровольная пожарная охрана

1. Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.

2. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров.

3. Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти области, органами местного самоуправления, а также зарегистрировавшими их предприятиями.

4. Организация деятельности довольной пожарной охраны на территории Пензенской области осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Законодательным Собранием области.

 

Статья 6. Финансовое и имущественное обеспечение в области пожарной безопасности

1. Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности в Пензенской области осуществляется из федерального бюджета, бюджета Пензенской области и местных бюджетов с указанием отдельной строкой в бюджете Пензенской области и местных бюджетах.

2. В случае необходимости органами государственной власти области, органами местного самоуправления и Управлением Государственной противопожарной службы могут привлекаться дополнительные средства из других источников финансирования.

3. Собственникам имущества пожарной охраны запрещается изменять целевое назначение этого имущества без согласования с Управлением государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области и исполнительным органом государственной власти, определенным Правительством Пензенской области. При отказе собственника от содержания подразделения пожарной охраны и его имущества, в случае, если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества Управления государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области и органа, определенного Правительством Пензенской области, это имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность.

4. По представлению Управления Государственной противопожарной службы органы местного самоуправления подтверждают статус служебного жилого фонда муниципального образования.

5. Для выполнения возложенных па пожарную охрану задач органы местного самоуправления устанавливают обязательный отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружении н других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.

Плательщиком обязательных отчислений является заказчик строительных работ. Организация, которая разрабатывает проектно-сметную документацию, включает сумму, обязательных отчислений и смету расходов на проектно-сметную документацию, включает сумму, обязательных отчислений в смету расходов строительных работ.

Должностные лица Государственной противопожарной службы осуществляют приемку законченных строительных объектов в эксплуатацию только после внесения заказчиком полной суммы обязательных отчислений.

Представительный орган местного самоуправления вправе устанавливать по обязательному отчислению льготу предприятию, содержащему объектовое подразделение Государственной противопожарной службы.

6. Материально-техническое и финансовое обеспечение ведомственной и добровольной пожарной охраны, а также объединений пожарной охраны осуществляется их собственниками.

 

(Измененная редакция, Изм. 2004)

 

Статья 7. Налоги, налоговые льготы

1. Представительными органами местного самоуправления по инициативе Управления Государственной противопожарной службы в целях сохранения противопожарных формирований сельскохозяйственных предприятий и организаций, добровольных пожарных дружин промышленных предприятий, подразделений ведомственной пожарной охраны, а также с наступлением пожароопасных периодов могут устанавливаться местные налоги или целевые сборы с граждан и юридических лиц.

2. Не подлежат налогообложению прибыль и доходы предприятий, объединений пожарной охраны от производства пожарно-технической продукции, выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.

 

Статья 8. Областной внебюджетный фонд пожарной безопасности и специальные счета

В целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны в соответствии с действующим законодательством создается областной внебюджетный фонд пожарной безопасности. Управление Государственной противопожарной службы вправе открывать специальные счета в учреждениях банков.

 

Статья 9. Предприятия и организации государственной противопожарной службы

В системе Государственной противопожарной службы согласно Федерального Закона «О пожарной безопасности» в целях выполнения возложенных на нее задач, в порядке, установленном действующим законодательством, могут создаваться предприятия и организации для выполнения работ и услуг в области пожарной безопасности.

 

ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 10. Региональная целевая программа

Администрация области разрабатывает и Законодательное Собрание области утверждает целевую программу «Пожарная безопасность в Пензенской области», определяющую перспективу и конкретные меры совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности в Пензенской области.

 

Статья 11. Меры пожарной безопасности

1. .Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территории административных образовании разрабатываются и реализуются органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

2. В соответствии с федеральным законодательством, законами Пензенской области, другими нормативными документами по пожарной безопасности в Пензенской области разрабатываются Правила пожарной безопасности, утверждаемые в установленном порядке.

 

Статья 12. Оказание услуг и выполнение работ в области пожарной безопасности

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. Предприятия, подразделения, объединения всех видов пожарной охраны вправе осуществлять следующие виды платных работ и услуг в области пожарной безопасности:

1) охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе;

2) проведение научно-технического консультирования и экспертизы;

3) выполнение проектных и изыскательских работ;

4) производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;

5) испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;

6) обучение населения мерам пожарной безопасности;

7) огнезащитные и трубопечные работы;

8) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

9) осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;

10) обслуживание и ремонт пожарного снаряжения, первичных средств пожаротушения, восстановление качества огнетушащих средств;

11) другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности.

 

Статья 13. Противопожарная пропаганда и обучение населения области мерам пожарной безопасности

1. Государственная противопожарная служба в соответствии с законодательством Российской Федерации публикует на безвозмездной основе, в средствах массовой информации оперативные сообщения и материалы о противопожарном состоянии объектов, о, пожарах, причинах, последствиях, мерах по их предупреждению и о действиях в случае возникновения пожаров.

2. Обучение населения области мерам пожарной безопасности организовывается согласно статье 25 Федерального Закона «О пожарной безопасности» и осуществляется по следующим направлениям:

1) информирование населения через средства массовой информации;

2) проведение разъяснительной работы среди населения и работников;

3) обучение работников в организациях всех форм собственности;

4) обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

 

Статья 14 исключена (Изм. 2004)

 

Статья 15. Противопожарное страхование

1. Противопожарное страхование является одной из функций системы обеспечения пожарной безопасности и может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

2. Противопожарное страхование в Пензенской области осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхование предприятиями, относится на себестоимость продукции (работ, услуг).

 

(Измененная редакция, Изм. 2004)

 

 

 

ГЛАВА IV. УПРАВЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 16. Полномочия органов государственной власти области в сфере пожарной безопасности

К полномочиям органов государственной власти области в сфере пожарной безопасности относятся:

1) организация обучения населения мерам пожарной безопасности;

2) разработка, организация выполнения и финансирования целевых программ;

3) разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность и на содержание пожарной охраны.

В целях координации и совершенствования работ по обеспечению пожарной безопасности в области при областной Администрации создается комиссия по пожарной безопасности.

 

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

 

I. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся:

1) организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;

2) создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;

3) разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность и на содержание муниципальной пожарной охраны;

4) установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством;

5) содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;

6) содействие деятельности добровольных пожарных объединений пожарной охраны;

7) организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности;

8) обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожаров.

 

II. Органы местного самоуправления создают и содержат финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой, согласно норм, определенных Федеральным Законом.

 

Статья 18. Ответственность за неисполнение закона

Ответственность за нарушение требований настоящего Закона на территории области возлагается на должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, руководителей предприятий и собственников имущества, граждан и лиц без гражданства.

 

Статья 19 исключена (Изм. 2004)

 

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Статья 19 настоящего Закона вступает в силу после установления административной ответственности законодательством Российской Федерации.

 

Глава Администрации Пензенской области                                                    А. Ф. Ковлягин