#G0

 

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ВЗАИМОУВЯЗАННОЙ СЕТИ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2005 ГОДА

 

Книга 8

 

Основные положения развития системы управления федеральной электросвязью

 

 

УТВЕРЖДЕН Решением ГКЭС России от 20.12.1995 г. N 140

 

 

Книга 8 "Основные положения развития системы управления федеральной электросвязью" является составной частью руководящего документа "Основные положения развития Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации на перспективу до 2005 года".

 

В книге содержатся концептуальные основы построения и развития системы управления ВСС России, принципы взаимодействия систем управления различными сетями электросвязи, входящими в состав ВСС России, правовые основы управления федеральной электросвязью, основные принципы организации и функционирования системы управления в чрезвычайных ситуациях.

 

Разработку книги 8 осуществили сотрудники ЦНИИС при участии специалистов ГКЭС: Р.И.Кузьмина, В.Д.Москвитин, О.Н.Яковская, В.А.Шеватов, A.M.Коньков, А.Н.Першов.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Книга 8 "Основные положения развития системы управления федеральной электросвязью" является руководящим нормативно-техническим документом, определяющим правовые и организационно-технические основы управления сетями электросвязи, входящими в состав Взаимоувязанной сети связи (ВСС) Российской Федерации, в повседневных условиях, чрезвычайных ситуациях и в особый период.

 

Основные положения базируются на результатах анализа организационной и технической структуры сетей электросвязи на территории Российской Федерации и перспектив их развития, а также анализа международного и отечественного опыта создания и внедрения автоматизированных систем управления сетями электросвязи, международных рекомендаций в области управления сетями электросвязи.

 

В документе рассматриваются принципы построения и развития системы управления ВСС, структурно-функциональный состав системы, принципы взаимодействия систем управления сетями связи общего пользования (ОП), ведомственными и сетями связи физических и юридических лиц, входящими в ВСС.

 

Документ содержит также основные требования к функционированию и развитию систем управления сетями электросвязи различного назначения, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, базирующиеся на рекомендациях МСЭ.

 

 

 

1. ВЗАИМОУВЯЗАННАЯ СЕТЬ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1. Основу электрической связи составляет Взаимоувязанная сеть связи, представляющая собой комплекс технологически сопряженных сетей связи ОП и ведомственных на территории Российской Федерации, с общим централизованным управлением (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности).

 

1.2. В ВСС не входят выделенные сети связи физических и юридических лиц, а также внутрипроизводственные и технологические сети связи федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств), предприятий, учреждений и организаций, которые создаются для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами и не имеют выхода на сети связи ОП.

 

1.3. Основная составляющая ВСС - сети связи ОП, открытые для пользования всем физическим и юридическим лицам на территории Российской Федерации, в услугах которых этим лицам не может быть отказано. Указанным сетям присваивается статус федеральных.

 

К сетям связи ОП относятся сети телефонной, документальной связи, передачи данных и сети распределения программ теле- и радиовещания.

 

1.4. Сети связи ОП функционируют на основе использования общих стандартов и технических норм, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти в области связи.

 

1.5. Ответственность за функционирование и развитие сетей связи ОП возлагается #M12293 0 901867280 4294967274 1761918974 4294967274 13 2629698864 2822 24571 1094338247законом "О связи"#S на федеральные органы исполнительной власти в области связи.

 

1.6. Ведомственные сети связи - это сети электросвязи министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые создаются для удовлетворения производственных и специальных нужд и имеют выход на сеть связи ОП.

 

Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим ее пользователям.

 

1.7. Сопряжение ведомственных сетей с сетью связи ОП производится на договорной основе при условии обеспечения соответствия технических средств и сооружений связи этих сетей требованиям и техническим нормам, установленным для сетей ОП, и получения лицензии.

 

1.8. Выделенные сети связи на территории Российской Федерации могут создаваться любыми физическими и юридическими лицами, включая иностранных инвесторов, имеющих признанный правовой статус и лицензию на соответствующую деятельность в области связи.

 

При сопряжении выделенных сетей с сетями связи ОП указанные сети переходят в категорию сетей связи ОП.

 

1.9. Организационно ВСС представляет собой совокупность взаимоувязанных сетей электросвязи, находящихся в ведении различных операторов. Оператор связи - это физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи.

 

В зависимости от масштабности сетей, находящихся в зоне ответственности операторов, и их общегосударственной значимости различают операторов сетей федерального, зонового и местного значений.

 

1.10. Обеспечение устойчивого функционирования ВСС, как взаимоувязанного производственно-хозяйственного комплекса, объединяющего большое число операторов и имеющего в своем составе сети электросвязи, различающиеся по статусу, видам предоставляемых услуг связи, используемым средствам связи (аналоговые и цифровые), а также охвату территории, представляет собой сложнейшую организационно-техническую задачу. Эта задача может быть решена при организации постоянно действующей эффективной системы управления ВСС, а также при строгом и точном выполнении всеми операторами сетей электросвязи на территории Российской Федерации единых нормативно-технических требований, определяемых Министерством связи Российской Федерации.

 

 

 

2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И УПРАВЛЕНИЯ СВЯЗЬЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. В соответствии со #M12293 0 9004937 1265885411 26139 4294967262 4251889272 2697443001 2483551668 4216678333 4294967292статьей 71 Конституции Российской Федерации#S связь находится в федеральном ведении, т.е. как отрасль народного хозяйства является субъектом права Российской Федерации. Правовое пространство данного субъекта права составляют правовые вопросы деятельности предприятий - операторов связи.

 

2.2. Отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в области связи, в осуществлении которых участвуют органы государственной власти, операторы связи, отдельные должностные лица, а также пользователи связи, регулируются #M12293 1 901867280 4294967274 1761918974 4294967274 13 2629698864 2822 24571 1094338247Федеральным законом "О связи"#S.

 

2.3. Отношения в области связи, не урегулированные #M12293 2 901867280 4294967274 1761918974 4294967274 13 2629698864 2822 24571 1094338247Федеральным законом "О связи"#S, регламентируются другими федеральными законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

 

2.4. Нормативные акты и распоряжения по вопросам регулирования управления сетями связи, организационно-технического обеспечения их устойчивого функционирования, а также технической эксплуатации средств связи, издаваемые федеральными органами исполнительной власти в области связи, являются обязательными для всех физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи или пользующихся ими, независимо от их местонахождения и форм собственности.

 

2.5. Ответственность за общее регулирование связи в стране несут правительство Российской Федерации и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти в области связи.

 

2.6. Производственная и экономическая деятельности в области связи базируются на правовых положениях #M12293 3 9004937 1265885411 84 77 4294967262 2697443001 2483551668 1131181189 1920234534статьи 8 Конституции Российской Федерации#S, которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные организационно-правовые формы собственности. При этом федеральные органы исполнительной власти в области связи освобождены от хозяйственных функций.

 

2.7. Управление деятельностью в области связи осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, объединенными в единую систему. Указанные органы в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние и развитие всех видов связи, в том числе обеспечивают:

 

- лицензирование деятельности в области связи;

 

- сертификацию средств связи;

 

- государственный надзор и контроль за деятельностью в области связи;

 

- межотраслевую координацию функционирования и развития электросвязи;

 

- управление федеральной связью в повседневных условиях, при чрезвычайных ситуациях (ЧС) и в особый период.

 

- регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи.

 

2.8. Развитие и совершенствование ВСС должно осуществляться с учетом технологического единства всех сетей и средств электросвязи в интересах их комплексного использования, повышения эффективности и устойчивого функционирования. При этом должны выполняться требования по обеспечению надежности и управляемости связи на основе единых стандартов на территории Российской Федерации в соответствии с рекомендациями МСЭ.

 

2.9. Одним из основных принципов отношений в части управления связными ресурсами и предоставления услуг связи является принцип равенства прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи и использование ее результатов.

 

2.10. Операторы сетей электросвязи должны осуществлять свою деятельность в области связи на основании лицензии, выдаваемой Министерством связи Российской Федерации.

 

2.11. Лицензия определяет права и обязанности операторов сетей электросвязи по предоставлению услуг связи, соблюдению правил эксплуатации технических средств связи в повседневных условиях, а также по обеспечению централизованного управления связными ресурсами оператора в ЧС мирного и военного времени в соответствии с законодательными актами Министерства связи Российской Федерации.

 

 

 

3. ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВСС И РОЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

3.1. Основная функция сети связи - транспортная, состоящая в передаче сообщений от источника информации к получателю. Конечным результатом функционирования сети связи является набор услуг связи, предоставляемых пользователям сети.

 

3.2. Качество обслуживания пользователей сети определяется качеством работы сетей связи и зависит прежде всего от возможностей сети обеспечить требуемые характеристики передачи (доставки) сообщений.

 

3.3. В этом смысле основными характеристиками функционирования сети являются:

 

- скорость и своевременность доставки информации пользователю;

 

- достоверность информации - соответствие принятого сообщения переданному;

 

- надежность и устойчивость связи - свойства, характеризующие способность сети выполнять требуемые функции с заданными эксплуатационными характеристиками в условиях воздействия различных дестабилизирующих факторов.

 

3.4. Для достижения эффективного функционирования сети, т.е. обеспечения функций по транспортированию информации с заданными параметрами при наименьших затратах с целью наилучшего удовлетворения потребностей пользователей в услугах связи, необходимо решение множества прикладных задач, включающих вопросы оптимального построения сетей, их рационального использования в процессе эксплуатации, технического обслуживания, реконфигурации сетей, анализа качества их функционирования, оперативного перестроения сетей и др.

 

3.5. Решение задач, обеспечивающих эффективное функционирование сетей связи, осуществляется системой управления сети.

 

3.6. Для управления ВСС необходима такая система, которая обеспечивала бы устойчивое функционирование и эффективное использование всех входящих в нее ресурсов, согласованную деятельность всех ее операторов в поддержании готовности и живучести ВСС в условиях действия различных внешних дестабилизирующих факторов, постоянно меняющихся требований и запросов пользователей услуг связи.

 

3.7. Создание действенной системы управления - необходимое условие эффективного функционирования и развития сетей связи России, расширения диапазона и объема услуг связи, улучшения их качества.

 

 

 

4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВСС

 

 

4.1. Назначение системы

 

4.1.1. Система управления ВСС предназначена для обеспечения эффективного функционирования всех сетей электросвязи, входящих в состав ВСС, рационального использования и развития связных ресурсов страны в целях наилучшего удовлетворения общенациональных нужд в услугах связи. При этом должно обеспечиваться скоординированное управление сетями электросвязи, находящимися в ведении различных операторов, в повседневных условиях и централизованное оперативное управление всеми связными ресурсами страны в интересах органов государственной власти, обороны, безопасности, охраны правопорядка и ликвидации последствий аварий в ЧС мирного и военного времени.

 

4.1.2. Система управления ВСС должна предоставлять Администрации связи Российской Федерации и операторам входящих в нее сетей средства для управления сетями и услугами связи с учетом обеспечения необходимого взаимодействия сетей различных операторов между собой в повседневных условиях и в ЧС.

 

4.1.3. Объектами управления являются все сети ОП на территории Российской Федерации (телефонной, документальной связи, распределения программ звукового и телевизионного вещаний), сети ограниченного пользования (ведомственные), организованные на базе кабельных, воздушных, радиорелейных, волоконно-оптических, спутниковых систем передачи и центров коммутации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также сети иных юридических и физических лиц, входящие в ВСС.

 

 

 

4.2. Задачи управления

 

4.2.1. Система управления ВСС должна обеспечивать решение полного комплекса задач, связанных с технической эксплуатацией сетей электросвязи на протяжении всего их жизненного цикла, включая функции по управлению до ввода в эксплуатацию (планирование, создание баз данных, установку оборудования) и в процессе эксплуатации (техническое обслуживание, восстановление связей, управление трафиком, набор статистики, расчеты), а также функции развития (анализ качества, прогнозирование, формирование требований к эксплуатационным характеристикам сети и системы управления).

 

4.2.2. В соответствии с классификацией функциональных областей управления (Рекомендации М.3010, М.3200, М.3400 МСЭ) система управления ВСС должна осуществлять управление конфигурацией сети, устранением последствий отказов, качеством, расчетами, защитой информации (секретностью).

 

4.2.2.1. При управлении конфигурацией должны решаться задачи: формирования и развития сети; реконфигурации сети; планирования работ на сети и услуг связи; создания и ведения банка данных.

 

4.2.2.2. При управлении устранением последствий отказов должны решаться задачи контроля за состоянием сети и ее элементов в реальном масштабе времени; обнаружения и локализации неисправностей; восстановления связей; оперативного перестроения сети; устранения неисправностей; взаимодействия с пользователями.

 

4.2.2.3. При управлении качеством должны быть решены задачи: сбора и анализа статистических данных по функционированию сетей и их элементов; регулирования трафика; разработки рекомендаций по улучшению эксплуатационных характеристик сетей электросвязи, улучшению и расширению диапазона предоставления услуг связи; анализа функционирования систем управления и контроля с целью усовершенствования методов управления сетями связи.

 

4.2.2.4. При управлении расчетами должны решаться задачи: сбора данных по предоставляемым (арендуемым) средствам и услугам связи; разработки тарифов за предоставляемые средства связи и услуги; обмена информацией по вопросам взаиморасчетов.

 

4.2.2.5. При управлении защитой информации необходимо решить задачи: разработки мер по обеспечению закрытости информации и контроля за их осуществлением; защиты баз данных от несанкционированного доступа; соблюдения конфиденциальности при предоставлении данных; защиты целостности и сохранности данных.

 

 

 

4.3. Основные принципы организации управления

 

4.3.1. В основе организации управления ВСС в целом и отдельных сетей электросвязи, входящих в ее состав, должны лежать принципы:

 

- централизации управления с возможностью децентрализации функций управления;

 

- интегрированного подхода к решению задач управления сетями связи в пределах общей территории;

 

- создания гибкой архитектуры на основе методологии открытых систем, обеспечивающей возможность реконфигурации и наращивания функций управления;

 

- обеспечения высокого уровня автоматизации процессов управления и применения новейших технологий обработки информации;

 

- использования единой системы стандартов по техническому, информационному и программно-алгоритмическому обеспечению на базе Рекомендаций МСЭ, стандартов ЕТСИ, МОС, ГОСТ, а также отраслевых стандартов.

 

4.3.2. Основополагающим принципом управления ВСС должно быть сочетание централизации управления с предоставлением операторам любых сетей электросвязи на территории Российской Федерации полной самостоятельности в вопросах управления сетью и услугами связи в пределах их лицензионной территории в повседневных условиях.

 

4.3.3. Реализация указанных принципов должна быть нацелена на решение задачи комплексного управления связью, заключающегося в интеграции физических, функциональных и информационных ресурсов систем управления различными сетями электросвязи, создаваемыми на территории Российской Федерации.

 

4.3.4. В целом система управления ВСС должна быть централизованной, интегрированной, состоящей из комплекса взаимоувязанных систем управления операторов сетей ОП и ОгП, управление которыми в ЧС и общая координация функционирования в повседневных условиях должны обеспечиваться центральными органами управления (рис.4.1).    

 

 

 

 

Рис.4.1. Структура системы управления ВСС

 

 

4.3.5. Основу комплекса составляют системы управления операторов сетей ОП, поскольку они охватывают территорию всей страны, обслуживают основной контингент населения, организации, учреждения народного хозяйства, а также любых других потребителей без каких-либо ограничений.

 

4.3.6. Системы управления сетями (СУС) оператора должны обеспечивать выполнение полного комплекса задач по управлению, включая планирование, ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание, оперативное и административное управление сетями и услугами электросвязи в пределах лицензионной территории оператора.

 

4.3.7. За теоретическую основу построения системы управления должна быть принята концепция сети управления электросвязью TMN (Рекомендации серии М.3000 МСЭ), которая является базой для реализации интегрированного управления любыми по структуре, составу и объему сетями электросвязи и позволяет: оптимизировать систему управления; минимизировать время реакции на события в сети; обеспечить механизмы защиты и целостности данных; минимизировать время локализации и устранения неисправностей оборудования сети; улучшить обслуживание и взаимодействие с пользователями; расширить диапазон и повысить качество услуг.

 

4.3.8. Организационная структура системы управления ВСС (центральных органов управления ВСС и систем управления сетями операторов) должна базироваться на функциональной иерархической структуре TMN, которая включает четыре уровня управления: элементами сети (нижний уровень); сетью; услугами; бизнесом (верхний уровень).

 

4.3.8.1. На нижнем уровне осуществляются контроль и непосредственное управление элементами сети. Этот уровень является источником информации об элементах сети для следующих уровней и предоставляет возможность уровню управления сетью взаимодействовать с элементами сети.

 

4.3.8.2. На уровне управления сетью решаются задачи, обеспечивающие функционирование сети или ее участков, включающих географически разнесенные элементы сети. Этот уровень взаимодействует с уровнем управления услугами по вопросам качества, развития сети и т.д.

 

4.3.8.3. Уровень управления услугами несет ответственность за договорные аспекты предоставления услуг. На этом уровне реализуются функции по взаимодействию с администрациями связи, операторами, поставщиками оборудования пользователями сетей, а кроме того устанавливается связь с уровнем управления бизнесом с предоставлением ему услуг.

 

4.3.8.4. На уровне управления бизнесом определяются целевые задачи по использованию сетей и предоставлению услуг связи в целом в рамках оператора сети и осуществляется необходимое взаимодействие при заключении соглашений с системами управления различных операторов.

 

4.3.9. Центральные органы управления ВСС должны выполнять функции уровней управления бизнесом, услугами и сетями. Функции уровня управления элементами сети реализуются центрами технической эксплуатации и обслуживания в составе СУС связи операторов.

 

4.3.10. Функциональная структура программно-технических комплексов (ПТК) центров системы управления ВСС должна определяться в соответствии с выполняемыми на данном уровне управления функциями, на основе обобщенной типовой модели TMN (рис.4.2).

 

 

 

 

Рис.4.2. Обобщенная структура СУС на базе TMN

 

 

В состав ПТК входят:

 

- управляющие системы (УС-OS) (OS - операционные системы по терминологии М.3010), обеспечивающие обработку информации при реализации различных функций управления сетью и услугами, ведение баз данных (БД), управление вычислительными процессами;

 

- элементы сети (ЭС) - оборудование сети связи или его часть и вспомогательное оборудование (генераторное, электропитания и др.), которое находится под контролем сети управления электросвязью;

 

- медиаторы (М), предназначенные для преобразования информации при прохождении ее от ЭС к УС;

 

- рабочие станции (PC), обеспечивающие взаимодействие с пользователями системы управления;

 

- сеть передачи данных (СПД), обеспечивающая взаимодействие территориально-разнесенных элементов сети/медиаторов с управляющими системами;

 

- Q-адаптеры (QA) - устройства, которые служат для подсоединения ЭС с нестандартными интерфейсами к сети управления электросвязью;

 

- интерфейсы: Q - для взаимодействия между собой вышеуказанных блоков через локальную сеть; Q - для взаимодействия ПТК через сеть передачи данных (СПД); F - для подключения рабочих станций к компонентам ПТК; X - для взаимодействия с другими системами управления сетями операторов; М - для подключения аппаратуры, не имеющей стандартных стыков.

 

4.3.11. Решение всего комплекса задач управления должно обеспечиваться в соответствии с унифицированными алгоритмами, определяющими порядок действия центров управления на всех уровнях управления ВСС.

 

Технологические процессы функционирования системы управления должны разрабатываться в соответствии с Международными рекомендациями и стандартами на базе новейших информационных технологий.

 

4.3.12. Система управления ВСС должна строиться с учетом сложившихся структур по управлению и технической эксплуатации сетей электросвязи на территории Российской Федерации и проведения необходимых мероприятий по их адаптации к функционированию в новых условиях.

 

 

 

4.4. Основные требования к системе управления

 

Система управления ВСС должна отвечать следующим основным требованиям:

 

4.4.1. Система управления должна представлять собой иерархическую систему организационно-технологического типа, обеспечивающую централизованное (с возможностью децентрализации) управление федеральной связью, и включать четыре уровня управления: федеральный, региональный, зональный и местный.

 

4.4.2. При создании систем управления необходимо учитывать региональный подход, заложенный в программе информатизации, и стратегию развития телекоммуникационного комплекса России.

 

4.4.3. Система управления должна строиться с учетом особенностей построения и функционирования ВСС и охватывать центры и пункты управления сетями связи ОП и ОгП.

 

4.4.4. Управление связью России должно осуществляться в реальном масштабе времени с использованием современных комплексов и средств автоматизации. Организационно-техническое объединение органов управления сетями связи, входящими в состав ВСС, должно производиться на основе унификации технических, информационных и программно-алгоритмических средств автоматизации управления.

 

4.4.5. Для обмена информацией между центрами управления должна быть организована высоконадежная информационная сеть, обеспечивающая все виды служебно-технологической связи и выполнение требований по безопасности циркулирующей в системе информации, а также накапливаемой и обрабатываемой в средствах автоматизации.

 

4.4.6. Развитие систем управления различными сетями электросвязи, создаваемыми на территории Российской Федерации, должно осуществляться скоординировано при сохранении управляемости этих сетей в рамках системы управления связью Российской Федерации.

 

4.4.7. Должна быть предусмотрена возможность взаимодействия системы управления связью России с органами управления связью стран-членов РСС и других стран мирового сообщества.

 

4.4.8. В системе управления должны использоваться единые критерии оценки качества предоставления услуг связи и оценки работоспособности различных сетей электросвязи.

 

4.4.9. Для обеспечения функционирования системы управления связью Российской Федерации должна быть создана информационная база, основанная на единой системе классификации и кодирования сетей электросвязи.

 

4.4.10. Система управления должна создаваться с ориентацией на новые информационные технологии, вычислительные сети и распределенную обработку информации с учетом международных рекомендаций по принципам управления сетями электросвязи.

 

4.4.11. Надежность и живучесть системы управления должны быть выше значений этих параметров для управляемых сетей и объектов связи.

 

4.4.12. В распоряжении системы управления должен находиться надлежащий резерв эксплуатационного персонала и технических средств для восстановления функционирования основных направлений связи, а также восстановления управления сетями на всей территории Российской Федерации.

 

4.4.13. Для повышения надежности и живучести системы управления связью России должны оборудоваться как основные, так и запасные пункты управления.

 

 

 

4.5. Структурно-функциональный состав системы управления и основные функции центров управления

 

4.5.1. Структурно-функциональный состав системы управления ВСС приведен на рис.4.3.

 

 

 

 

СУС-Ф - система управления сетями оператора федерального уровня

 

СУС-З - система управления сетями оператора зонового уровня

 

СУС-М - система управления сетями местного уровня

 

ЦУ-ЭС - центр управления элементами сети

 

Рис.4.3. Структурно-функциональный состав системы управления ВСС

 

 

Система управления ВСС включает центральные органы управления и совокупность центров управления операторов сетей ОП и ведомственных.

 

4.5.2. Центральные органы системы управления ВСС составляют подведомственную Министерству связи Российской Федерации вертикаль управления ВСС, не связанную с непосредственной операторской деятельностью, не вмешивающуюся в повседневную производственную и хозяйственную деятельность операторов любых сетей электросвязи на территории России.

 

Управляемыми объектами со стороны центральных органов системы управления ВСС являются центры управления (ЦУ) сетями электросвязи соответствующего уровня.

 

4.5.3. Центральные органы управления должны осуществлять координацию деятельности операторов сетей, входящих в состав ВСС, в повседневных условиях и обеспечивать непосредственное управление всеми связными ресурсами страны в ЧС.

 

4.5.4. Центральные органы управления должны быть организованы по территориально-иерархическому принципу и включать четыре уровня управления: федеральный, региональный, зональный, местный.

 

4.5.4.1. На верхнем федеральном уровне управления образуется Главный (Национальный) центр управления ВСС (НЦУ ВСС), создаваемый при Федеральном органе исполнительной власти в области связи - Министерстве связи Российской Федерации.

 

4.5.4.2. Для управления ВСС на региональном уровне создаются Региональные центры управления ВСС (РЦУ ВСС), функционирующие под управлением НЦУ ВСС и обеспечивающие управление связными ресурсами и координацию деятельности операторов в регионе, выделенном НЦУ ВСС.

 

Целесообразно РЦУ ВСС создавать на базе территориальных ЦУ операторов федерального уровня (ТЦУ-Ф).

 

Регионы по управлению необходимо определять с учетом административного деления Российской Федерации, информационного тяготения между территориями, концентрации средств связи, расположения военных округов. Как правило, регионы должны включать территории нескольких субъектов Федерации.

 

4.5.4.3. Зональные центры управления ВСС (ЗЦУ ВСС) осуществляют координацию и управление связными ресурсами на территории, как правило, одного субъекта Федерации и создаются на базе ЦУ операторов зонового уровня (ЦУ-3) (например, АО "Электросвязь").

 

4.5.4.4. Местные центры управления ВСС (МЦУ ВСС) организуются на базе ЦУ операторов местного уровня (ЦУ-М).

 

4.5.5. Для повышения надежности и живучести системы управления ВСС должны оборудоваться как основные, так и запасные пункты управления.

 

4.5.6. Центры (пункты) управления операторов должны обеспечивать решение полного комплекса задач по управлению сетями электросвязи и услугами связи в пределах их лицензионных территорий.

 

4.5.7. Исходя из общих задач, подлежащих выполнению центральными органами управления ВСС, НЦУ ВСС должен:

 

- решать организационно-технические вопросы, связанные с управлением ВСС в целом;

 

- обеспечивать сбор и обработку статистических данных и анализ качества работы сетей и систем управления различных операторов для выработки предложений по их совершенствованию и развитию;

 

- согласовывать и координировать действия операторов ВСС по управлению сетями электросвязи при заинтересованности нескольких операторов;

 

- осуществлять строго централизованное руководство использованием всех связных ресурсов страны в чрезвычайных ситуациях;

 

- обеспечивать взаимодействие с органами управления сетями связи стран РСС и других стран мирового сообщества.

 

С этой целью НЦУ ВСС должен выполнять следующие функции:

 

4.5.7.1. В области управления устранением отказов (оперативное управление):

 

- контроль за общим состоянием сети и ее перестройку в зависимости от обстановки как в условиях мирного времени, так и в особый период;

 

- сбор оперативных данных о функционировании отдельных сетей, входящих в состав ВСС, о связи с регионами и субъектами Федерации, а также о текущей обстановке;

 

- координацию взаимодействия ведомственных, выделенных сетей связи спецпотребителей, а также других физических и юридических лиц с сетями связи ОП и между собой при организации новых связей, возникновении перегрузок на отдельных сетях, проведении профилактических работ;

 

- организацию срочных связей в оперативной обстановке в различных ситуациях;

 

- ввод запретов на участках ВСС, затрагивающих интересы нескольких операторов;

 

- управление перестроением и восстановлением сети в аварийных ситуациях, связанных с нарушением связи в интересах управления страной и Вооруженными силами;

 

- введение системы ограничений и приоритетов обслуживания абонентов различных операторов связи на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств;

 

- оперативное взаимодействие с центрами управления спецпотребителей.

 

4.5.7.2. В области управления конфигурацией:

 

- учет связных ресурсов на территории России;

 

- планирование развития сетей электросвязи ОП;

 

- координацию формирования и развития взаимоувязанных сетей электросвязи, находящихся в ведении разных операторов;

 

- текущее и перспективное планирование использования ресурсов сетей, выделяемых разными операторами, в интересах спецпотребителей;

 

- подготовку и организацию выполнения мероприятий по устранению выявленных отклонений от установленных режимов функционирования;

 

- планирование и согласование проведения ремонтно-настроечных работ и контрольных измерений на сетях ОП при заинтересованности нескольких операторов;

 

- планирование, отработку и координацию выполнения мероприятий, связанных с подготовкой сетей связи, соответствующих узлов связи и других объектов связи к функционированию в ЧС;

 

- разработку мероприятий и проведение тренировок в соответствии с мобилизационными и другими планами ликвидации последствий ЧС;

 

- разработку регламентирующих документов по организации взаимодействия операторов сетей связи, входящих в ВСС или взаимодействующих с нею.

 

4.5.7.3. В области управления качеством:

 

- сбор и обработку статистических данных, а также анализ качества работы сетей связи и СУС различных операторов для выработки решений по их совершенствованию;

 

- регулирование трафика;

 

- разработку единых требований по технической эксплуатации всех видов сетей;

 

- контроль за соблюдением правил технической эксплуатации средств связи, соответствием международным, национальным и отраслевым стандартам вновь внедряемых средств связи и управления;

 

- разработку предложений по развитию и совершенствованию средств связи, СУС различных операторов и ВСС в целом;

 

- координацию работ по совершенствованию сетей, средств управления сетями различных операторов и ВСС в целом.

 

4.5.7.4. В области управления расчетами:

 

- разработку и согласование с операторами сетей документов, определяющих правила и порядок учета предоставления/аренды средств связи и услуг;

 

- согласование вопросов, связанных с взаиморасчетами операторов сетей ВСС.

 

4.5.7.5. В области управления защитой:

 

- определение мер по обеспечению закрытости информации в системе управления ВСС, согласование их с операторами сетей ВСС и контроль за их соблюдением.

 

4.5.7.6. В части международного сотрудничества НЦУ ВСС в соответствии с Рекомендацией М.75 МСЭ должен выполнять функции, связанные с заключением международных соглашений по техническим аспектам обеспечения обслуживания и эксплуатации международной сети и контроль за их выполнением.

 

4.5.8. Все вышеуказанные функции могут быть реализованы в составе единой организационной структуры НЦУ ВСС, или должны быть созданы самостоятельные центры на федеральном уровне управления для выполнения определенного пакета функций, такие как центр управления расчетами, центр секретности (управление защитой) и др.

 

4.5.9. Для реализации предписанных ему функций НЦУ ВСС должен взаимодействовать непосредственно с Администрацией связи Российской Федерации, РЦУ ВСС, ЦУ сетями операторов ВСС (включая операторов специальных сетей в интересах безопасности, обороны и т.д. при чрезвычайных ситуациях) и НЦУ связи других государств (по согласованию с ними).

 

4.5.10. Региональные центры управления ВСС должны выполнять функции централизованного информационно-справочного центра по связным ресурсам региона в интересах операторов на данной территории и осуществлять оперативное управление сетями электросвязи региона в ЧС во взаимодействии с соответствующими ЦУ операторов сетей связи.

 

Основными функциями РЦУ ВСС являются:

 

- создание и ведение централизованного банка данных, содержащего сведения о всех связных ресурсах региона;

 

- учет ресурсов сетей связи ОП на территории региона и планирование их использования в ЧС;

 

- координация и согласование действий операторов взаимодействующих сетей в регионе, в том числе по распоряжениям и командам НЦУ ВСС;

 

- оперативный контроль за состоянием работы сетей электросвязи в регионе;

 

- формирование и передача обобщенной информации о состоянии связи в регионе на НЦУ ВСС и взаимодействующие с ними РЦУ ВСС;

 

- подготовка и организация выполнения мероприятий по устранению выявленных отклонений от установленных режимов функционирования;

 

- планирование мероприятий, связанных с подготовкой сетей связи к функционированию в ЧС и особый период;

 

- организация срочных связей в оперативной обстановке, в том числе по распоряжениям и командам НЦУ ВСС;

 

- управление перестроением сети и восстановлением связей в регионе в соответствии с мобилизационными и другими планами;

 

- сбор статистических данных и анализ функционирования сетей связи с целью подготовки предложений по их совершенствованию;

 

- прием и организация исполнения распоряжений и команд НЦУ ВСС.

 

4.5.11. Указанные функции РЦУ ВСС должны выполнять под руководством НЦУ при взаимодействии с соответствующими ЦУ операторов в регионе, зональными и местными ЦУ

 

4.5.12. Зональные центры управления связью должны обеспечивать:

 

- контроль за состоянием работы сетей связи зоны;

 

- формирование и передачу информации о состоянии и изменениях в работе сетей связи зоны на РЦУ ВСС;

 

- координацию и согласование действий операторов сетей связи своей зоны в повседневных условиях, в том числе по распоряжениям и командам РЦУ ВСС;

 

- непосредственное оперативное управление сетями связи зоны в ЧС и особый период в соответствии с мобилизационными и иными планами.

 

4.5.13. Местные центры управления ВСС (МЦУ ВСС) должны выполнять функции, аналогичные функциям ЗЦУ ВСС, в зоне своей ответственности, получая информацию о состоянии сетей электросвязи от ЦУ операторов местного значения.

 

4.5.14. Функции управления непосредственно элементами сетей (контроль состояния, измерения, переключения и т.д.) должны выполняться подразделениями нижнего звена управления (уровень управления элементами сети) в составе СУС соответствующего оператора по командам ЦУ этого же оператора.

 

4.5.15. Программно-технические комплексы ЦУ ВСС любого уровня, реализующие вышеуказанные функции, должны быть организованы в соответствии с обобщенной типовой структурой TMN (см. рис.4.2) и включать следующие основные функциональные блоки: управляющие системы (УС-OS); медиаторы (М); рабочие станции (PC); блоки передачи данных (ПД).

 

4.5.16. Программно-технические комплексы ЦУ, включающие автоматизированные рабочие места (АРМ), должны реализовываться на базе вычислительных средств, объединенных в пределах одного объекта локальной сетью. Взаимодействие ПТК через локальную сеть должно осуществляться по интерфейсам класса Q.

 

4.5.17. Взаимодействие ПТК разных ЦУ должно осуществляться по интерфейсам класса Q, X сети передачи данных.

 

4.5.18. В условиях нормального функционирования ВСС ее система управления функционирует в режиме технологического взаимодействия входящих в ее состав центров (пунктов) управления.

 

При нарушении работоспособности связи Российской Федерации различного масштаба (федерального, регионального, местного) ее система управления в целом или отдельные звенья системы переводятся в режим централизованного управления связью. При этом операторы сетей электросвязи на территории Российской Федерации вне зависимости от их ведомственной принадлежности и форм собственности должны обеспечивать выход своих центров (пунктов) управления на соответствующие центральные органы управления ВСС, которые должны указываться в особых условиях выдаваемых лицензий.

 

 

 

4.6. Основные требования к системе управления сетью электросвязи оператора

 

4.6.1. Каждый оператор самостоятельно осуществляет управление своей сетью связи. Вмешательство в его операторскую деятельность допускается только в случаях, определенных действующим законодательством Российской Федерации и в соответствии с условиями, оговоренными в лицензии.

 

4.6.2. Система управления сетью связи оператора должна строиться на базе концепции сетей управления электросвязью TMN (Рекомендации М.3010, М.3200, М.3400 МСЭ) и обеспечивать управление качеством, расчетами, конфигурацией, устранением последствий отказов, защитой информации.

 

4.6.3. Организационно СУС связи оператора должна представлять территориально-распределенную иерархическую систему, построенную в соответствии с функциональной иерархической структурой TMN (Рекомендация М.3010 МСЭ), включающую уровни управления элементами сети, сетью, услугами и бизнесом.

 

4.6.4. Функции по управлению сетью и услугами должны выполняться ЦУ СУС оператора на территории, закрепленной за ними администрацией связи.

 

4.6.5. Число уровней иерархии в организационной структуре СУС оператора, топология сетей управления в пределах одного оператора должны определяться в соответствии с особенностями управляемых сетей, их назначением, размерами, разветвленностью, видом применяемых технических средств связи.

 

4.6.6. Минимальное число уровней иерархии - два: на нижнем - центры управления элементами сети (ЦУ-ЭС), иначе центры технической эксплуатации и обслуживания, осуществляющие контроль и непосредственное управление элементами сети; на верхнем уровне - центр по управлению сетью, услугами и бизнесом (если требуется).

 

4.6.7. На разветвленных сетях, охватывающих большую территорию целесообразно создание центров на промежуточных уровнях управления с иерархической зависимостью.

 

4.6.7.1. Системы управления сетями федерального значения, как правило, должны иметь четырехуровневую структуру, включающую кроме ЦУ сетью и услугами на верхнем уровне иерархии (ЦУ-Ф) и ЦУ элементами сети (ЦУ-ЭС) на нижнем уровне иерархии еще два подуровня управления сетями, определенные по территориальному принципу:

 

- территориальные центры управления (ТЦУ-Ф), обеспечивающие реализацию функций по управлению сетью и услугами связи в зоне, определенной администрацией связи, при взаимодействии с ЦУ-Ф;

 

- узловые центры управления (УЦУ-Ф), осуществляющие управление на части территории, выделенной ТЦУ-Ф (этот уровень может отсутствовать).

 

4.6.7.2. Системы управления сетями операторов зонового значения должны иметь, как правило, трех- или двухуровневую структуру.

 

4.6.7.3. Системы управления сетями операторов местного значения обычно имеют двухуровневую структуру управления.

 

4.6.8. При наличии различных видов сетей связи, разнородном составе технических средств связи и предоставляемых услуг в зоне ответственности одного оператора СУС оператора может включать несколько взаимоувязанных систем управления различными видами сетей связи, входящих в СУС оператора как подсистемы.

 

4.6.9. В любом случае СУС оператора в целом должна иметь единый многофункциональный головной ЦУ сетями (ЦУ оператора), который должен осуществлять контроль за состоянием всех сетей зоны оператора, планирование развития сетей и предоставления услуг связи, взаимодействие с ЦУ других операторов и центральными органами системы управления ВСС. Центр управления оператора в соответствии с функциональной иерархической структурой TMN реализует функции управления сетями, услугами и бизнесом.

 

4.6.10. За основу построения СУС оператора должна быть принята модель сети управления электросвязью TMN (Рекомендация М.3010 МСЭ), которая обеспечивает возможность общего управления различным оборудованием, используя согласованную архитектуру со стандартными интерфейсами (см. рис.4.2).

 

4.6.11. Указанные на рис.4.2 блоки реализуются соответствующими ПТК СУС оператора, состав которых зависит от функций, которые выполняются на данном уровне управления, и особенностей объектов управления.

 

4.6.12. Взаимодействие ПТК и их компонентов внутри СУС должно осуществляться с помощью стандартных интерфейсов и протоколов, приведенных в Рекомендации М.3010 МСЭ.

 

4.6.13. При управлении существующими первичными сетями, базирующимися на аналоговых и цифровых системах передачи первых поколений, не рассчитанных на автоматизированную эксплуатацию, допускается использование нестандартных стыков класса М.

 

4.6.14. Взаимодействие управляющих систем (УС-OS), входящих в состав разных систем управления, также как взаимодействие управляющих систем в пределах одной системы управления, должно осуществляться по интерфейсу класса Q сети ПД.

 

 

 

4.7. Требования к информационной сети

 

4.7.1. Информационная сеть системы управления ВСС должна обеспечивать обмен информацией центров управления в соответствии с принятыми алгоритмами и технологическими процессами решения всего комплекса задач управления ВСС.

 

4.7.2. Основу информационной сети системы управления ВСС должна составлять СПД.

 

4.7.3. Информационная сеть системы управления ВСС должна обеспечивать заданное время доставки сообщений определенного объема по заданному адресу с учетом приоритетов, а также требуемую достоверность переданных сообщений и обладать высокой живучестью и надежностью.

 

4.7.4. Информационная сеть системы управления ВСС должна быть организована в соответствии с Рекомендациями М.3010, Q.811, Q.812 МСЭ.

 

4.7.5. Конкретная структура и топология информационной сети должны определяться исходя из структуры системы управления и управляемых сетей электросвязи.

 

4.7.6. Взаимодействие СПД различных типов, которые могут составлять информационную сеть системы управления ВСС, должно обеспечиваться в соответствии с учетом требований Рекомендаций серии Х.300, М.3010 МСЭ.

 

4.7.7. При реализации интерфейса Q, определенного Рекомендацией М.3010 МСЭ для унификации взаимодействия TMN, возможны следующие варианты организации информационной сети:

 

- использование СПД ОП с коммутацией пакетов X.25;

 

- использование каналов и возможностей передачи данных сетей ISDN и СС N 7;

 

- реализация СПД на базе оборудования сетей Х.25 и локальной сети с согласованием необходимого набора услуг на сетевом уровне;

 

- реализация СПД в виде совокупности взаимодействующих подсетей разных видов, включая подсети на базе внутренних каналов ПД, образованных в управляемом оборудовании (например, SDH), и специализированные подсети существующих систем управления.

 

4.7.8. В информационной сети должны быть предусмотрены необходимые меры по защите информации.

 

4.7.9. Информационная сеть системы управления ВСС должна развиваться поэтапно с наращиванием услуг и предоставлять такие виды услуг, как удаленный доступ к базам данных, электронная почта, передача изображений, мультимедиа и др.

 

4.7.10. На начальном этапе создания системы управления ВСС функции информационной сети могут ограничиваться служебно-технологической связью между структурными подразделениями системы на основе прямых некоммутируемых телефонных каналов между соответствующими ЦУ по иерархии управления, что должно обеспечивать телефонную связь между оперативным составом ЦУ.

 

 

 

5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ СЕТЯМИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ, ВХОДЯЩИМИ В СОСТАВ ВСС

 

5.1. В целях наиболее эффективного функционирования и рационального использования ресурсов сетей связи, находящихся в ведении разных операторов ВСС, должно быть предусмотрено взаимодействие входящих в ее состав систем управления:

 

- различных первичных сетей;

 

- первичных и вторичных сетей ОП;

 

- сетей связи ОП и ОгП.

 

5.1.1. Системы управления первичных сетей ОП различных операторов должны взаимодействовать по вопросам:

 

- координации работ по согласованию вопросов развития и формирования первичной сети при взаимной заинтересованности;

 

- координации работ по проектированию и строительству отдельных линий и сооружений связи при взаимной заинтересованности;

 

- взаимного использования трактов и каналов передачи;

 

- организации обходных путей;

 

- внедрения новых средств связи;

 

- учета предоставляемых (арендуемых) средств связи, качества их работы и расчетов по ним.

 

5.1.2. Системы управления первичных сетей и образованных на их основе вторичных сетей, находящихся в зоне ответственности разных операторов, должны взаимодействовать по вопросам:

 

- формирования и развития первичных сетей по результатам анализа и прогнозирования потребностей вторичных сетей;

 

- планирования строительства и реконструкции объектов сети совместной заинтересованности;

 

- подготовки взаимоувязанных данных для разработки схем развития соответствующих вторичных сетей;

 

- проведения расчетов по оптимальному построению сетей;

 

- координации работ по согласованию планов и проведению ремонтно-настроечных работ (РНР) на первичных и вторичных сетях;

 

- согласования маршрутов обходных путей;

 

- предоставления дополнительных трактов и каналов по заявкам;

 

- совместных действий при устранении перегрузок, возникающих в случае аварий на первичных и вторичных сетях;

 

- оповещения заинтересованных о перестройках на первичной сети;

 

- согласования обходных трасс;

 

- согласования и координации работ при проведении плановых и неплановых РНР, контрольных измерений и ремонтно-восстановительных работ на участках сети взаимной заинтересованности;

 

- сбора и анализа статистических данных о качестве функционирования и повреждаемости элементов сети взаимной заинтересованности;

 

- анализа качества работы каналов и трактов первичной сети, предоставляемых вторичным сетям;

 

- разработки рекомендаций по повышению эффективности использования первичных сетей в интересах вторичных;

 

- учета данных о предоставляемых ресурсах первичных сетей, о простоях;

 

- взаимных расчетов.

 

5.1.3. Системы управления операторов сетей ОП и операторов ведомственных сетей могут взаимодействовать по вопросам:

 

- предоставления (аренды) трактов и каналов передачи во временное или постоянное пользование;

 

- использования трактов и каналов передачи для организации и резервирования в аварийных ситуациях;

 

- координации проектирования и строительства отдельных линий и сооружений связи;

 

- согласования предложений по оптимизации взаимного использования трактов и каналов передачи;

 

- взаимного предоставления услуг связи;

 

- взаимных расчетов по предоставляемым (арендуемым) средствам связи и услугам.

 

5.2. Взаимодействие систем управления сетей операторов, входящих в состав ВСС, должно осуществляться на соответствующих иерархических уровнях по правилам взаимодействия сетей управления TMN (Рекомендация М.3010 МСЭ) по стандартным интерфейсам.

 

5.3. Должно также предусматриваться взаимодействие ЦУ сетей отдельных операторов с центральными органами управления ВСС разных уровней иерархии.

 

5.4. Центры управления сетей операторов должны взаимодействовать между собой и с центральными органами управления ВСС по интерфейсам класса Q, X сети ПД.

 

5.5. Взаимодействие должно осуществляться в соответствии с разработанным согласованным технологическим процессом функционирования, определяющим состав, последовательность и сроки выполнения функций по управлению сетями ЦУ разных уровней иерархии в повседневных условиях и ЧС.

 

5.6. С целью обеспечения взаимодействия должна быть предусмотрена:

 

- совместимость информационных моделей взаимодействующих систем управления в области идентификации объектов управления совместной заинтересованности, структуры и форматов информации, передаваемой в процессе взаимодействия;

 

- совместимость программно-технических средств, реализующих взаимодействие;

 

- согласованность интерфейсов и протоколов взаимодействия.

 

5.7. Взаимодействие систем управления разных операторов в повседневных условиях может осуществляться на основе соглашений, базирующихся на рекомендациях МСЭ и утвержденных заинтересованными операторами сетей.

 

В соглашении должны быть определены:

 

- конкретные задачи управления сетями, требующие организации взаимодействия - функциональные области взаимодействия;

 

- порядок и сроки реализации этих задач;

 

- подразделения, ответственные за проведение совместных работ;

 

- требования к структуре ПТК, реализующих взаимодействие (выбор интерфейсов и протоколов);

 

- требования по защите от несанкционированного доступа и целостности сообщений и др.

 

 

 

6. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВИДАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВСС

 

 

6.1. Основные требования к информационному обеспечению

 

6.1.1. Информационное обеспечение системы управления ВСС в целом и систем управления сетями операторов, входящих в состав ВСС или взаимодействующих с нею, должно содержать сведения обо всех объектах управления сетей, описывающие их состояние, конфигурацию и схему организации сетей.

 

6.1.2. Информационное обеспечение содержит:

 

- информацию, содержащуюся в базах данных (БД), отражающую конфигурацию и состояние сетей связи и их элементов;

 

- информацию, циркулирующую по СПД и обрабатываемую в подразделениях системы управления;

 

- системы классификации и кодирования информации.

 

6.1.2.1. Базы данных ЦУ разных уровней иерархии должны быть информационно совместимы; БД нижних уровней (по иерархии управления) должны являться подмножеством БД вышестоящего уровня в части описания схемы организации сети.

 

6.1.2.2. Базы данных на всех уровнях иерархии управления должны обеспечивать:

 

- хранение всей информации, необходимой для решения задач управления;

 

- внесение изменений в БД;

 

- поддержку непротиворечивости хранимой информации, т.е. проверку всех имеющихся зависимостей между данными;

 

- предоставление данных для решения задач связанных с управлением ВСС;

 

- защиту хранимой информации от несанкционированного доступа и разрушения.

 

6.1.2.3. Внесение изменений в БД должно производиться по мере поступления информации об изменениях, произошедших на сети в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

 

6.1.2.4. Входная информация для создания БД должна допускать непосредственный ввод ее из СПД, с дисплея в диалоговом режиме и магнитного носителя.

 

6.1.2.5. Выходная информация должна быть приспособлена для вывода в СПД, на экран дисплея, магнитные носители и бумагу в виде твердой копии.

 

6.1.2.6. Системы классификации и кодирования должны обеспечивать систематизацию информации, определяющей объекты управления и их состояние, и ее представление в форме, удобной для обработки и передачи в автоматизированной системе управления.

 

6.1.2.7. Обеспечение защиты от несанкционированного доступа (НСД) должно основываться на требованиях по защите, формулируемых заказчиком и согласуемых с разработчиком. При этом должны быть учтены требования Руководящих документов по защите от НСД в автоматизированных системах и средствах вычислительной техники (приказ МС Российской Федерации N 206 от 30.03.92), а также требования, изложенные в "Основных положениях развития взаимоувязанной сети связи Российской Федерации на перспективу до 2005 г.".

 

6.1.2.8. В целом информационное обеспечение системы управления должно удовлетворять требованиям: полноты и достоверности данных о состоянии сетей; одноразовой регистрации; удобства и быстроты доступа к данным; обеспечения сохранности информации; обеспечения регламентируемого доступа к данным; восстановления информации после сбоев.

 

 

 

     6.2. Основные требования к алгоритмическому обеспечению

 

6.2.1. Алгоритмическое обеспечение системы управления ВСС должно содержать алгоритмы, определяющие технологический процесс функционирования центральных органов управления ВСС во взаимодействии с ЦУ сетей связи операторов как в повседневных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях, и технологические процессы функционирования систем управления сетями отдельных операторов при решении всего комплекса задач управления.

 

6.2.2. Технологический процесс функционирования должен определять:

 

- состав, последовательность и сроки реализации функций подразделениями системы управления разных уровней иерархии;

 

- порядок взаимодействия подразделений управления между собой, в пределах одной системы управления, с подразделениями других систем управления, с центральными органами управления ВСС;

 

- функции оперативно-технического персонала.

 

6.2.3. Технологические процессы функционирования системы управления операторов должны быть согласованы с технологическим процессом функционирования центральных органов управления (Главного и Региональных центров управления ВСС).

 

6.2 4. Технологический процесс управления ВСС в чрезвычайных ситуациях должен разрабатываться особо с учетом предусмотренных на эти случаи взаимодействий.

 

 

 

6.3. Основные требования к программно-техническим комплексам

 

6.3.1. Программно-технические комплексы системы управления должны обеспечивать выполнение общих функций, позволяющих реализовать задачи управления. К общим функциям относятся: хранение, поиск, анализ, обработка, форматирование, ввод (вывод), передача и защита информации.

 

6.3.2. В состав ПТК должны входить:

 

- управляющие вычислительные комплексы, реализующие определенный набор прикладных задач управления;

 

- терминальные средства, реализующие функции подготовки, хранения, отображения, приема и передачи информации (в том числе по локальной сети);

 

- устройства, реализующие функции сопряжения и выполняющие отдельные технологические операции.

 

6.3.3. Структура ПТК должна быть модульной, обеспечивающей возможность наращивания и реконфигурации.

 

6.3.4. Взаимодействие ПТК должно осуществляться с помощью стандартных интерфейсов, определяющих электрические, процедурные, информационные и конструктивные требования к взаимодействующим устройствам.

 

6.3.4.1. Взаимодействие ПТК в пределах одного объекта должно осуществляться по интерфейсу Q локальной сети, протоколы которого удовлетворяют требованиям стандартов МОС;

 

6.3.4.2. Взаимодействие географически разнесенных ПТК должно осуществляться по специализированной информационной СПД с коммутацией пакета в соответствии с интерфейсами класса Q, определенными Рекомендацией X.25 МСЭ;

 

6.3.4.3. Взаимодействие ПТК систем управления разных операторов должно обеспечиваться по интерфейсам классов X, Q.

 

6.3.5. Программное обеспечение (ПО) должно представлять собой совокупность общего и специального ПО.

 

6.3.5.1. Общее ПО должно содержать операционные системы, системы управления вычислительными процессами, системы управления БД и обеспечивать:

 

- функционирование вычислительных средств подразделений системы управления;

 

- защиту информации от НСД, потерь и искажений при хранении, вводе, выводе, возникновении сбоев и обработке информации в вычислительных комплексах подразделений;

 

- работу ПТК в режиме многозадачной, мультипрограммной и пакетной обработки.

 

6.3.5.2. Специальное ПО должно содержать: пакеты программ, реализующих функции по управлению конфигурацией, устранением отказов, качеством, расчетами, защитой информации, а также пакеты программ, обеспечивающих поддержку локальных сетей, передачу данных, формирование и ведение БД, выдачу информации по справочным запросам к БД, защиту от НСД к массивам информации, тестирование ПТК.

 

6.3.6. Состав и содержание программной документации должно удовлетворять требованиям ЕСПД, #M12291 1200006978РД 50-34.698-90#S и международным стандартам.

 

6.3.7. В качестве технических средств системы управления рекомендуется использовать преимущественно стандартные отечественные средства вычислительной техники (предпочтительно ПЭВМ, совместимые с техникой IBM).

 

6.3.8. Технические средства должны быть рассчитаны на круглосуточный режим работы.

 

6.3.9. Технические средства по устойчивости к климатическим и механическим воздействиям должны соответствовать ГОСТ 25012-81, группа 1.2.

 

6.3.10. По надежности вычислительные средства должны отвечать требованиям ГОСТ В20.39.301-303-76.

 

6.3.11. При покупке программно-технических средств должна обеспечиваться их сертификация.

 

 

 

7. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВСС В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ОСОБЫЙ ПЕРИОД

 

7.1. Управление сетями связи в ЧС и условиях чрезвычайного положения согласно #M12293 0 901867280 4294967274 1761918974 4294967274 13 2629698864 2822 24571 1094338247Федеральному закону "О связи"#S должно осуществляться федеральными органами исполнительной власти в области связи во взаимодействии с центрами управления связью правительственных органов, Вооруженных сил России, федеральных органов исполнительной власти по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий, а также иных федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся ведомственные сети связи.

 

7.2. Система управления ВСС в ЧС во взаимодействии с ЦУ связью вышеуказанных органов должна обеспечивать предоставление надежной и устойчивой связи органам государственной власти, обороны, безопасности, охраны правопорядка на период проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, осуществляя оперативное управление ресурсом сетей связи страны.

 

7.3. Во время стихийных бедствий, карантинов и в других ЧС, определенных законодательством Российской Федерации, уполномоченные государственные органы имеют право приоритетного использования, а также приостановки деятельности любых сетей и средств связи независимо от их принадлежности и форм собственности.

 

7.4. Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызванных введением чрезвычайного положения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут быть образованы специальные временные органы по связи, которым передаются полностью или частично соответствующие полномочия Министерства связи России и органов связи субъектов федерации на территории, где введено чрезвычайное положение.

 

7.5. Убытки, понесенные предприятиями связи при использовании сетей и средств связи этих предприятий, возмещаются за счет государственных средств.

 

7.6. Централизованное управление связью Российской Федерации в ЧС должно обеспечивать эффективное использование заранее оговоренного связного и частотного ресурсов сетей связи ОП, а также сетей связи иных физических и юридических лиц.

 

7.7. Перевод системы управления ВСС в режим централизованного управления осуществляется в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом соответствующим положением. В зависимости от размаха ЧС режим централизованного управления может вводится на отдельных фрагментах системы управления связью Российской Федерации.

 

7.8. Централизованное оперативное управление связью осуществляет национальный ЦУ (НЦУ), а в рамках региона - соответствующий РЦУ или ЗЦУ в тесном взаимодействии с соответствующими органами управления связью обороны, безопасности и охраны правопорядка.

 

7.9. В режиме централизованного управления НЦУ ВСС, а также РЦУ ВСС и ЗЦУ ВСС должны обеспечивать соответственно в зоне своей ответственности:

 

- сбор и обобщение информации о состоянии сетей и средств связи различных операторов;

 

- контроль за ходом восстановительных работ на сетях и средствах связи, а также управление силами и средствами по восстановлению связи и ликвидации аварийных ситуаций, связанных с нарушением связи на наиболее важных направлениях;

 

- организацию взаимодействия с вновь создаваемыми органами связи;

 

- организацию связей в интересах органов государственного управления, обороны, безопасности и правопорядка, а также народного хозяйства;

 

- введение запретов на деятельность сетей и средств связи;

 

- управление реконфигурацией сетей связи и трафиком в интересах обеспечения связью важнейших потребителей;

 

- использование сил и средств различных сетей связи по заранее согласованным планам.

 

При этом должны быть предусмотрены меры по обеспечению секретности и конфиденциальности предоставления информации, а также защиты ее от потерь.

 

7.10. При проведении совместных мероприятий при ЧС со странами, входящими в РСС, а также с другими странами мирового сообщества НЦУ ВСС должен взаимодействовать с НЦУ сетями связи этих стран.

 

7.11. Для повышения надежности и живучести сети управления ВСС при ЧС должна предусматриваться организация дополнительных каналов связи.

 

В случае необходимости должно быть организовано децентрализованное управление сетью в пределах регионов.

 

7.12. Для оперативного решения вопросов, связанных с организацией связи в ЧС, на ВСС должна быть создана сеть оперативно-технологической служебной связи между НЦУ ВСС, РЦУ ВСС и ЦУ сетями связи операторов, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

 

7.13. В каналах оперативно-технологической связи должен быть обеспечен уровень защиты информации, соответствующий ее статусу и определенный требованиями нормативных документов.

 

7.14. Порядок взаимодействия, подчиненность подразделений управления сетями электросвязи ВСС в процессе функционирования в условиях ЧС должны быть четко определены технологическим процессом оперативного управления связными ресурсами страны в ЧС, согласованным со всеми операторами сетей на территории Российской Федерации и утвержденным Министром связи Российской Федерации.

 

7.15. Задача операторов сетей связи по предоставлению связных ресурсов при ЧС должна определяться мобилизационными заданиями федеральных органов исполнительной власти, а также указываться в лицензии, выдаваемой оператору Министерством связи.

 

 

 

8. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВСС

 

8.1. Физическую основу автоматизированной системы управления ВСС должны составлять ПТК центров управления с соответствующим информационным обеспечением, а также надежная информационная сеть служебно-технологической связи, обеспечивающая обмен всеми видами информации с реализацией требований по конфиденциальности и защите от НСД.

 

Создание ПТК должно базироваться на использовании перспективных технологий, к числу которых в первую очередь относятся:

 

- технология интеллектуализации процессов управления (создание интеллектуальных систем поддержки принятия решения);

 

- технология распределенной обработки и хранения информации в иерархических вычислительных сетях с предоставлением конференц-связи, электронной почты и выхода в другие информационно-вычислительные сети;

 

- мультимедиа, основанной на применении средств и методов зрительного и звукового отображения информации, получаемой по каналам телевидения от видеокамер, аудиосистем и т.п.;

 

- технология обеспечения информационной безопасности хранения, передачи и обработки массивов данных.

 

8.2. Создание и развитие автоматизированной системы управления должно осуществляться без нарушения непрерывности функционирования.

 

8.3. Для создания централизованной автоматизированной системы управления ВСС в первую очередь необходимо разработать:

 

- нормативно-правовые документы, определяющие основные направления, порядок и условия создания системы централизованного управления ВСС как в повседневных условиях, так и в ЧС мирного и военного времени;

 

- национальные стандарты в области управления сетями электросвязи с учетом рекомендаций международных организаций;

 

- системы классификации и кодирования объектов управления, единые для всей сети связи России в соответствии с Рекомендацией М.1400 МСЭ;

 

- алгоритм процесса выполнения задач по управлению сетями связи с учетом обеспечения взаимодействия с системами управления различных операторов связи;

 

- типовой набор (после определения состава) основных ПТК, позволяющих реализовать технологические процессы по управлению сетями на основе архитектуры TMN;

 

- БД для разных уровней управления, как централизованных, так и распределенных;

 

- протоколы для СПД, в том числе и для локальных;

 

- систему обеспечения информационной безопасности системы управления.

 

8.4. В части организации работ необходимо:

 

8.4.1. Образовать центр научной и системной проработки вопросов создания и дальнейшего развития системы управления ВСС. Первостепенными задачами этого центра являются:

 

- разработка программы создания системы управления ВСС, которой должен быть придан статус федеральной. При этом финансирование работ целесообразно организовать на основе долевого участия операторов связи, действующих на территории Российской Федерации с привлечением государственных средств;

 

- разработка программы внедрения СУС сетей общего пользования ВСС;

 

- планирование нормативных документов по управлению ВСС;

 

- контроль и координация работ по реализации автоматизированного управления ВСС;

 

- разработка программы по организации централизованного управления сетями электросвязи на территории России в ЧС и контроль за ее реализацией.

 

8.4.2. Определить заказчика работ по созданию системы управления ВСС.

 

8.4.3. Провести комплекс работ по разработке, координации и согласованию национальных и отраслевых стандартов с соответствующими международными документами, по планированию и сертификации аппаратуры связи на соответствие стандартам.

 

8.5. Автоматизированная система управления ВСС, должна базироваться на действующих центрах (пунктах) управления АО "Ростелеком" и АО "Электросвязь" (им должен быть придан соответствующий статус).

 

 

 

9. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВСС

 

9.1. Нормативное обеспечение для системы управления ВСС должно базироваться на международных и национальных стандартах.

 

9.2. Основными международными стандартами в области управления сетями электросвязи являются Рекомендации серии М МСЭ:

 

М.3010 "Принципы организации сети управления электросвязью (TMN)";

 

М.3020 "Методы выбора интерфейсов TMN";

 

М.3100 "Общая сетевая информационная модель";

 

М.3200 "Службы управления";

 

М.3400 "Функции управления TMN",

 

М.75 "Техническая служба";

 

М.60 "Термины и определения, относящиеся к технической эксплуатации";

 

М.20 "Концепция технической эксплуатации сетей электросвязи".

 

9.3. Вышеприведенные рекомендации тесно увязаны с рекомендациями в области взаимосвязи открытых систем:

 

- Х.200 "Эталонная модель взаимосвязи открытых систем для применения МККТТ";

 

- Х.700 "Управление при взаимосвязи открытых систем";

 

- X 300 "Межсетевое взаимодействие".

 

9.4. Основными международными стандартами в области синхронно-цифровой иерархии являются Рекомендации G.784 "Управление сетями синхронно-цифровой иерархии".

 

9.5. Протоколы интерфейса Q должны определяться в соответствии с Рекомендациями Q.811, Q.812.

 

9.6. В качестве национальных стандартов должны использоваться:

 

- стандарт МОС 7498 (эталонная модель взаимосвязи открытых систем), соответствующий Рекомендации Х.200, а также МОС 8208; МОС 8802;

 

- #M12291 1200016073ГОСТ 26886-86#S, определяющий общие требования к стыкам цифровых каналов и их параметрам;

 

- #M12293 0 1200006974 3271140448 24886 1879084073 247265662 4292923239 3918392535 2960271974 2928416159ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем#S;

 

- #M12293 1 1200006924 3271140448 24886 1109067985 247265662 4292923239 3918392535 2960271974 2928416159ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Технологическое задание на создание автоматизированной системы#S;

 

- #M12293 2 1200006921 3271140448 24886 1078109146 247265662 4292923239 3918392535 2960271974 2928416159ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы стадии создания#S;

 

- #M12293 3 1200006979 3271140448 24886 194006634 247265662 4292920720 557313239 2960271974 3594606034ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения#S;

 

- #M12293 4 1200006975 4294960984 1057400977 247265662 4292923239 1578382585 3098862284 4294960680 3617608996РД 50-682-89. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Общие положения#S;

 

- #M12293 5 1200006976 4294960984 995482688 247265662 4292923239 1578382585 3098862284 4294960680 3617608996РД 50-680-88. Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения#S;

 

- #M12293 6 1200006978 4294960984 3795970666 2886018178 247265662 4292923239 1578382585 3098862284 4294960680РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Требования к содержанию документов#S;

 

- #M12291 1200006980Р 50-34.119-90 Рекомендации. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Архитектура локальных вычислительных сетей в системах промышленной автоматизации. Общие положения#S.

 

9.7. Нормативным документом в области систем технической эксплуатации является проект Руководящего документа "Единые требования к комплексу программно-технических средств автоматизированной системы технической эксплуатации (АСТЭ) объектов магистральной и внутризоновых первичных сетей (ПС) взаимоувязанной системы связи (ВСС)". ЦНИИС, 1992.

 

9.8. Необходимо разработать национальные стандарты в области управления сетями электросвязи, первоочередными из которых являются следующие:

 

- Структура и основные положения комплекса нормативных документов.

 

- Термины и определения.

 

- Общая архитектура системы.

 

- Программно-технические комплексы. Общие технические требования.

 

- Программно-технические комплексы. Порядок, стадии и этапы разработки.

 

- Унифицированная система классификации и кодирования информации.

 

- Локальные вычислительные сети. Технические требования.

 

- Сеть передачи данных. Технические требования.

 

- Языки взаимодействия человек-машина. Общие технические требования.

 

- Программно-технические комплексы. Порядок сертификации.

 

- Комплекс средств автоматизации объекта связи. Методика проектирования.

 

- Технологические процессы технической эксплуатации. Методы описания.

 

 

 

10. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Настоящий перечень устанавливает основные термины и определения, которые должны использоваться в документах по управлению сетями электросвязи Российской Федерации.

 

Архитектура (функциональная) - описание функциональных блоков, из которых можно выполнять TMN любой сложности.

 

Эти функциональные блоки разделены опорными точками и приводят к требованиям для спецификаций, рекомендованных TMN интерфейсов.

 

Архитектура (физическая) - описание реализуемых интерфейсов и примеры физических компонент (оборудование или математическое обеспечение), которые составляют TMN.

 

Атрибут (управляемого объекта) - информация, относящаяся к управляемому объекту, используемая для описания (частично или полностью) управляемого объекта. Эта информация состоит из типа атрибута и его соответствующего значения (для атрибутов с единственным значением) и значений (для атрибутов с несколькими значениями).

 

База данных - совокупность, определенным образом организованных данных и связей между ними.

 

Интерфейс "пользователь - сеть" - интерфейс между терминальным оборудованием и сетевым окончанием, где используются протоколы доступа.

 

Интерфейс "человек - машина" - набор вводов, выводов и специальных действий, равно как и механизмы взаимодействия человек-машина, включая диалоговые процедуры и взаимосвязи, определенные между этими объектами в различных функциональных областях.

 

Контроль (состояния объекта) - действие, выполняемое вручную или автоматически и имеющее целью наблюдение за состоянием объекта.

 

Медиатор - устройство взаимодействия, выполняющее функции сопряжения и преобразующее информацию, проходящую между блоками управляющих систем и элементами сети.

 

Объект технической эксплуатации - различные элементы оборудования сети электросвязи, которые соединяются друг с другом в последовательных и легко распознаваемых точках стыка, определенного для данных типов оборудования, и которые имеют средства для обнаружения неисправностей и отказов.

 

Оперативное управление - управление, осуществляемое немедленно после появления сигнала о возникновении неисправности.

 

Операционная система - программное обеспечение, контролирующее управление вычислительными программами и их выполнение.

 

Отказ - прекращение способности объекта выполнять требуемую функцию.

 

Пользователь TMN - объект, использующий услуги управления электросвязью.

 

Протокол - набор правил и форматов (семантических и синтаксических), который определяет взаимосвязанное поведение логических объектов при выполнении функций.

 

Протокол взаимодействия равноправных систем - формальный язык, используемый равнозначными объектами для обмена информацией.

 

Рабочая станция - многофункциональный терминал с возможностями локальной обработки, предоставляющий средства для взаимодействия сети управления электросвязью (TMN) с пользователем.

 

Ремонтно-восстановительные работы (РВР) - работы по восстановлению работоспособности сети и ее отдельных элементов и приведение их параметров к установленным нормам.

 

Ремонтно-настроечные работы (РНР) - работы по проверке и поддержанию параметров трактов и каналов передачи в пределах установленных норм.

 

Сеть передачи данных - сеть связи в пределах TMN, обеспечивающая средства для транспортировки сообщений, относящихся к управлению электросвязью между функциональными блоками.

 

Система управления сетью электросвязи - система, выполняющая функции по управлению сетью на основе комплекса информационных технологий по планированию, техническому обслуживанию, эксплуатации, оперативному и административному управлению сетями электросвязи и предоставляемыми услугами.

 

Техническое обслуживание - совокупность действий, необходимых для установления и поддержания в заданных пределах характеристик любого элемента сети.

 

Управление - процесс осуществления информационных воздействий на объекты для формирования их целенаправленного поведения.

 

Управляемый объект (объект управления) - элемент системы с управлением, целенаправленное поведение которого определяется информационными воздействиями управляющих объектов.

 

Управление конфигурацией - ряд функций управления TMN, которые выполняют контроль за расширением или уменьшением управляемой системы (ввод в эксплуатацию новых объектов, вывод из эксплуатации, реконфигурация сети и т.д.), состоянием ее частей и определением их места расположения.

 

Управление устранением отказов (техническое обслуживание) - ряд функций управления TMN, обеспечивающих обнаружение и локализацию неисправностей на сети, их устранение, ремонт и восстановление нарушенных связей.

 

Управление защитой (секретностью) - ряд функций управления TMN, которые обеспечивают санкционированный доступ к информации и могут изменять пароли, устанавливать идентификаторы и классы секретности каналов связи.

 

Управление расчетами (учетом стоимости) - ряд функций, обеспечивающих сбор данных для расчета за предоставленные услуги сети, определение оплаты за использованные средства связи и оформление счетов.

 

Управление качеством (характеристиками работы) - ряд функций управления TMN, обеспечивающих наблюдение за функционированием сети, измерение характеристик, сбор данных о трафике и качестве работы сети, анализ и оценку качества работы средств электросвязи и качества их обслуживания с целью корректирования показателей работы и эффективности сети.

 

Управляющая (операционная) система - это блок, непосредственно поддерживающий функции управления сетями электросвязи, обрабатывающий соответствующую информацию.

 

Функциональный блок - компонент функциональной архитектуры TMN.

 

Центр управления сетью - центр, где выполняются функции по управлению сетью.

 

Центр эксплуатации, управления и технического обслуживания - административный центр, ответственный за общую эксплуатацию, административное управление и техническую эксплуатацию сети. Включает персонал и соответствующие управляющие (операционные) системы. Функции могут быть распределены между многими центрами и управляющими (операционными) системами.

 

Эксплуатация - комбинация всех технических и соответствующих административных действий, предназначенных для того, чтобы объект мог выполнять требуемую функцию с учетом необходимости адаптации к изменениям внешних условий.

 

Элемент сети - оборудование (или группа, часть) электросвязи и вспомогательное оборудование, связанное с сетью управления электросвязью с целью контроля/управления.

 

 

 

     ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

 

#G0АРМ

 

- автоматизированное рабочее место

 

БД

 

- база данных

 

ВСС

 

- взаимоувязанная сеть связи

 

ГКЭС

 

- государственный комитет по электросвязи

 

ГЦУМС

 

- главный центр управления междугородными связями

 

ЗЦУ

- зоновый узел управления

 

ЛС

- локальная сеть

 

М

- медиатор

 

МОС

- международная организация по стандартизации

 

МСЭ

- Международный союз электросвязи

 

МЦУ

- Местный центр управления

 

НСД

- несанкционированный доступ

 

НЦУ

- Национальный центр управления

 

ОгП

- сети связи ограниченного пользования

 

ОП

- общего пользования

 

ПД

- передача данных

 

ПО

- программное обеспечение

 

ПТК

- программно-технический комплекс

 

PC

- рабочая станция

 

РСС

- Региональное содружество в области связи

 

РЦУ

- региональный центр управления

 

СПД

- сеть передачи данных

 

СУС

- система управления сетями связи

 

TMN

- Telecommunications Management Network (Сеть управления связью)

 

ТЦУ-Ф

- территориальный центр управления федерального уровня

 

УС

- управляющая система

 

УЦУ-Ф

- узловой центр управления федерального уровня

 

ЦУ

- центр управления

 

ЦУ-3

- центр управления оператора зонового уровня

 

ЦУ-М

- центр управления оператора местного уровня

 

ЦУ-Ф

- центр управления оператора федерального уровня

 

ЧС

- чрезвычайная ситуация

 

ЭС

- элемент сети

 

 

 

Текст документа сверен по:

официальное издание

М.: НТУОТ Минсвязи России, 1996