ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2005 г. N 110
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ
На основании статьи 27 Федерального закона "О связи" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи.
2. Установить, что Федеральная служба по надзору в сфере связи и ее территориальные органы, должностные лица Службы и ее территориальных органов в части, касающейся рассмотрения дел об административных правонарушениях и составления протоколов об административных правонарушениях в области связи, пользуются полномочиями, установленными для органов и должностных лиц, осуществлявших государственный надзор за связью и информатизацией в Российской Федерации.
3. Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации утвердить в соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2004, N 34, ст. 3533) перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области связи.
4. Установить, что до принятия соответствующего нормативного правового акта государственные инспекторы по надзору за связью и информатизацией имеют право при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в административные и эксплуатационно-технические помещения сооружений (объектов) связи гражданского назначения для выполнения полномочий в установленной сфере деятельности.
5. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2000 г. N 380 "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 19, ст. 2086).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 марта 2005 г. N 110
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ
1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи.
2. Государственный надзор за деятельностью в области связи на территории Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи непосредственно и через свои территориальные органы.
3. Государственный надзор за деятельностью в области связи включает в себя надзор и контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований и норм, установленных нормативными правовыми актами в области связи (далее - требования в области связи), а также контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о лицензировании в области связи.
4. Надзор и контроль за соблюдением требований в области связи включают в себя организацию и осуществление проверок:
а) соблюдения требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей (сооружений) связи;
б) соблюдения операторами связи требований к пропуску трафика и его маршрутизации;
в) соблюдения порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;
г) соответствия использования операторами связи выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;
д) выполнения требований при присоединении сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе условий присоединения;
е) использования в сети связи общего пользования, технологических сетях и сетях связи специального назначения (в случае их присоединения к сети связи общего пользования) средств связи, прошедших обязательное подтверждение соответствия установленным требованиям;
ж) выполнения операторами связи требований к управлению сетями связи;
з) выполнения операторами связи требований по защите сетей (сооружений) связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации;
и) выполнения операторами связи требований по внедрению системы оперативно-разыскных мероприятий;
к) соблюдения пользователями радиочастотного спектра порядка его использования, норм и требований к параметрам излучения (приема) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
л) соблюдения пользователями радиочастотного спектра условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала;
м) выполнения операторами связи правил оказания услуг связи;
н) соблюдения операторами связи требований метрологического обеспечения оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг (длительности соединения и объема трафика), а также требований к автоматизированным системам расчетов;
о) соблюдения нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств;
п) соблюдения порядка учета передаваемых и принимаемых почтовых отправлений и денежных средств между организациями почтовой связи;
р) соблюдения порядка использования франкировальных машин и выявления франкировальных машин, не разрешенных для использования;
с) выявления не разрешенных для использования радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения.
5. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о лицензировании в области связи включает в себя осуществление проверок:
а) соблюдения лицензионных условий, установленных в лицензиях на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензионные условия);
б) выявления лиц, осуществляющих деятельность по возмездному оказанию услуг связи без соответствующих лицензий.
6. Государственный надзор за деятельностью в области связи от имени Федеральной службы по надзору в сфере связи уполномочены осуществлять следующие государственные инспекторы по надзору за связью и информатизацией:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, который по должности является Главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией;
б) заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, которые по должности являются заместителями Главного государственного инспектора Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией;
в) начальники управлений центрального аппарата Службы и их заместители, начальники отделов центрального аппарата Службы и их заместители, советники, консультанты и главные специалисты центрального аппарата Службы, руководители ее территориальных органов и их заместители, которые по должности являются старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией;
г) работники управлений центрального аппарата Службы помимо работников, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, и работники территориальных органов Службы, в обязанности которых входит осуществление государственного надзора за деятельностью в области связи и которые по должности являются государственными инспекторами Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией.
7. Главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией, его заместители, старшие государственные инспекторы Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией, государственные инспекторы Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией имеют право:
а) составлять протоколы об административных правонарушениях в области связи в случаях, если их должности включены в перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждаемый в соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
б) осуществлять необходимые исследования, испытания, освидетельствования, экспертизы, измерения и иные проверочные действия, связанные с выполнением полномочий в установленной сфере деятельности;
в) приостанавливать в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, работу сетей (сооружений, средств) связи;
г) запрашивать на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также у лиц, осуществляющих деятельность в области связи, необходимые сведения и материалы по вопросам реализации контрольно-надзорных полномочий Федеральной службы по надзору в сфере связи.
8. Главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией, его заместители, старшие государственные инспекторы Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией помимо полномочий, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, имеют право:
а) давать обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований в области связи и (или) лицензионных условий;
б) рассматривать в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях и применять административные наказания или направлять в судебные и правоохранительные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований в области связи и (или) лицензионных условий.
9. Главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией, его заместители, старшие государственные инспекторы Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией, государственные инспекторы Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией имеют служебные удостоверения единого образца, установленного Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации.
10. В целях осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи Федеральная служба по надзору в сфере связи и (или) ее территориальные органы в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые мероприятия по контролю.
11. Плановые мероприятия по контролю проводятся:
а) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию в области оказания услуг связи, или лица, осуществляющего деятельность в области связи на территории одного субъекта Российской Федерации, - не более чем один раз в 2 года;
б) в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию в области оказания услуг связи на территории нескольких субъектов Российской Федерации, на которых оказываются услуги связи и (или) созданы сети (сооружения) связи, - в объеме и сроки, позволяющие за 2 года провести мероприятия по контролю во всех филиалах юридического лица.
При этом одно сооружение связи не может быть проверено более чем один раз в 2 года;
в) в отношении лица, не являющегося оператором связи, использующего радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства на территории нескольких субъектов Российской Федерации, - в объеме и сроки, позволяющие за 2 года провести мероприятия по контролю во всех филиалах юридического лица.
При этом одно радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство не может быть проверено более чем один раз в 2 года.
12. Допускается в ходе одного планового мероприятия по контролю одновременно проводить проверку выполнения лицензионных условий, предусмотренных в нескольких лицензиях, выданных одному лицу.
13. Проведение плановых мероприятий по контролю предусматривается на год, квартал и уточняется на месяц с учетом следующих особенностей:
а) первое плановое мероприятие по контролю оператора связи проводится:
не ранее чем по истечении одного года после начала эксплуатации сети (сооружения) связи;
по истечении 3 месяцев после указанной в лицензии даты начала оказания услуг связи, если к этому времени эксплуатация сети (сооружения) связи не началась;
б) последнее плановое мероприятие по контролю оператора связи проводится не позднее чем за 7 месяцев до окончания срока действия лицензии.
14. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.
В исключительных случаях (проведение большого объема исследований, измерений и экспертиз) на основании мотивированного решения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи и (или) ее территориального органа либо заместителя руководителя Службы и (или) ее территориального органа срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
15. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся в целях проверки устранения ранее выявленных нарушений требований в области связи и (или) лицензионных условий.
16. Внеплановые мероприятия по контролю организуются и проводятся также в случае:
а) получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, связанных с обеспечением целостности, устойчивости и безопасности функционирования единой сети электросвязи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, а также о выходе из строя сетей (сооружений, средств) связи, которые могут непосредственно причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
б) обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими требований в области связи и (или) лицензионных условий, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;
в) обнаружения нарушений в результате проведенного контроля в соответствии с пунктом 24 настоящего Порядка;
г) получения информации (жалоб, обращений) о наличии радиопомех.
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Федеральную службу по надзору в сфере связи и (или) ее территориальный орган, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
17. При проведении мероприятий по контролю осуществляются:
а) анализ документов, в которых подлежит отражению выполнение требований в области связи и (или) лицензионных условий;
б) необходимые измерения специальными техническими средствами, в том числе техническими средствами (программными средствами), интегрированными в контролируемые системы (средства) связи;
в) запись показаний специальных технических средств, в том числе сигналов контролируемых источников излучений, и оформление этих показаний в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) анализ схем построения сетей (сооружений) связи, направлений пропуска трафика и маршрутизации вызовов, в том числе по результатам контрольных вызовов и данных коммутационного оборудования операторов связи;
д) анализ условий на присоединение сетей электросвязи и при необходимости организация экспертизы этих условий.
18. Мероприятия по контролю проводятся на основании приказов Федеральной службы по надзору в сфере связи и (или) ее территориальных органов.
В приказе о проведении мероприятия по контролю указываются:
номер и дата приказа;
наименование органа государственного контроля (надзора);
фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятия по контролю;
наименование юридического лица, филиала юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
цели, задачи и предмет проведения мероприятия по контролю;
правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, выполнение требований которых подлежит проверке;
дата начала и окончания мероприятия по контролю.
19. При проведении планового мероприятия по контролю юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также пользователь радиочастотного спектра, владелец радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства и владелец франкировальной машины должны быть уведомлены об этом не позднее чем за 5 дней до начала проведения указанного мероприятия.
20. Копия приказа о проведении мероприятия по контролю, заверенная печатью Федеральной службы по надзору в сфере связи и (или) ее территориального органа, издавших приказ, предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
21. Мероприятие по контролю может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в приказе о его проведении.
22. Мероприятия по контролю проводятся при участии уполномоченных представителей проверяемых лиц.
23. Для выполнения испытаний (измерений) оператор связи или владелец технологических сетей связи, сетей связи специального назначения (в случае их присоединения к сети связи общего пользования) обязан предоставить по требованию должностных лиц, участвующих в мероприятии по контролю, необходимую информацию, доступ к точкам испытаний, необходимое оборудование и испытательную аппаратуру (средства измерений), а также обеспечить выполнение требуемых испытаний (измерений) на сетях (сооружениях) связи.
24. В целях осуществления постоянного мониторинга выполнения требований в области связи и (или) лицензионных условий территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере связи организуют и проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами (далее - дистанционный контроль).
25. По решению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи и (или) руководителя ее территориального органа может создаваться комиссия для проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, включая научные исследования, по вопросам проведения мероприятия по контролю с привлечением необходимых специалистов.
26. Необходимые измерения осуществляются с использованием специальных технических средств, являющихся измерительными средствами, утвержденными в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющими соответствующие сертификаты и прошедшими метрологическую поверку.
27. По результатам проведения мероприятия по контролю, в том числе по дистанционному контролю, должностными лицами, осуществляющими проверку, составляется акт проверки в 2 экземплярах.
При контроле соблюдения лицензионных условий по нескольким лицензиям, выданным одному лицу, акт проверки оформляется по каждой лицензии отдельно.
Форма акта проверки устанавливается Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации.
К акту проверки прилагаются протоколы, справки и другие документы, подтверждающие выявление (устранение) нарушения.
28. Акт проверки утверждается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере связи и (или) ее территориального органа либо заместителем руководителя Службы и (или) ее территориального органа, издавших приказ о проведении мероприятия по контролю. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю, индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле Службы и (или) ее территориального органа.
29. В случае выявления в результате проведения мероприятия по контролю, в том числе дистанционному контролю, нарушения требований в области связи и (или) лицензионных условий Федеральная служба по надзору в сфере связи и (или) ее территориальный орган выдают предписание об устранении выявленных нарушений.
В случае выявления в результате проведения мероприятия по контролю, в том числе дистанционному контролю, административного правонарушения должностные лица, наделенные полномочиями составлять протокол об административном правонарушении в области связи, составляют такой протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
30. Для организации и координации проведения мероприятий по контролю оператора связи - владельца лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи на территории нескольких субъектов Российской Федерации по решению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи либо его заместителя назначается один из ее территориальных органов, на который дополнительно к контрольно-надзорным полномочиям возлагаются следующие полномочия:
а) организация взаимодействия с оператором связи при подготовке и проведении мероприятий по контролю;
б) планирование мероприятий по контролю и координация действий территориальных органов Службы, участвующих в проведении этих мероприятий;
в) оформление обобщенного акта по результатам мероприятий по контролю, проводимых участвовавшими в них территориальными органами Службы.
31. Действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи и (или) ее территориальных органов, осуществляющих проверки, результаты проверок, а также принятые меры административного воздействия могут быть обжалованы в судебном порядке.
32. Методическое обеспечение организации и проведения государственного надзора за деятельностью в области связи осуществляется Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации путем издания правил (инструкций, методик) по организации и проведению мероприятий по контролю, предусмотренных в настоящем Порядке, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.