Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

ЗАКОН

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

от 13 июля 1998 года № 14-КЗ

 

О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

 

(в ред. законов Приморского края от 06.05.2000 № 92-КЗ,

от 08.11.2000 № 116-КЗ, от 13.03.2002 № 201-КЗ,

от 07.06.2002 № 234-КЗ, от 29.10.2002 № 19-КЗ

от 30.04.2003 № 54-КЗ)

 

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Приморском крае, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), а также общественными объединениями, должностными лицами, гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

В отношении настоящего Закона действуют следующие основные понятия:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений, а также иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

Государственная противопожарная служба Приморского края (далее - Государственная противопожарная служба) - основной вид пожарной охраны Приморского края, входящий в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий;

(абз. 11 в ред. Закона Приморского края от 29.10.2002 № 19-КЗ)

управление Государственной противопожарной службы - самостоятельный оперативный орган управления Государственной противопожарной службы, входящий в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий;

(абз. 12 в ред. Закона Приморского края от 29.10.2002 № 19-КЗ)

подразделения Государственной противопожарной службы - подразделения пожарной охраны, создаваемые на предприятиях и в населенных пунктах в целях организации предупреждения и тушения пожаров, и входящие в структуру Государственной противопожарной службы;

предприятие Государственной противопожарной службы - унитарное государственное предприятие при управлении Государственной противопожарной службы, осуществляющее работы (услуги) в области пожарной безопасности, выпуск, поставку пожарно-технической продукции;

первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;

пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров.

 

Статья 2. Правовая основа обеспечения пожарной безопасности в Приморском крае

 

Правовой основой обеспечения пожарной безопасности в Приморском крае является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О пожарной безопасности в Российской Федерации", Устав Приморского края, Закон Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае", настоящий Закон и иные нормативные правовые акты.

 

Статья 3. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти Приморского края в области пожарной безопасности

 

К полномочиям органов государственной власти Приморского края в области пожарной безопасности относятся:

нормативное правовое регулирование, в том числе принятие краевых законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;

организация разработки и утверждение норм и правил пожарной безопасности в Приморском крае, других нормативных документов по пожарной безопасности;

разработка, организация выполнения, финансирование краевых целевых программ в области пожарной безопасности;

разработка, утверждение и исполнение краевого бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

установление численности (не ниже нормативной), создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств краевого бюджета;

обеспечение пожарной охраны края необходимой пожарно-технической продукцией;

осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, а также членов их семей;

осуществление социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, пожаробезопасных технологий, а также участия населения в борьбе с пожарами;

содействие в создании и осуществлении деятельности добровольных пожарных формирований, предприятий и объединений пожарной охраны;

осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты гражданами и юридическими лицами налогов, страховых и иных отчислений на обеспечение пожарной безопасности;

организация противопожарной пропаганды и обучения населения Приморского края мерам пожарной безопасности.

 

 

 

Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления Приморского края в области пожарной безопасности

 

К полномочиям органов местного самоуправления Приморского края в области пожарной безопасности относятся:

организация выполнения законодательства Российской Федерации и Приморского края в области пожарной безопасности, контроль за обеспечением пожарной безопасности на территории города, района;

участие в выполнении федеральных и краевых целевых программ в области пожарной безопасности, разработка, организация выполнения и финансирование местных целевых программ;

разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;

обеспечение местной пожарной охраны необходимой пожарно-технической продукцией;

организация взаимодействия подразделений Государственной противопожарной службы с другими аварийно-спасательными и инженерными службами;

осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, участия населения в борьбе с пожарами;

содействие в создании и осуществлении деятельности добровольных пожарных формирований;

установление специальных и местных налогов и целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;

осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты гражданами и юридическими лицами налогов, страховых и иных отчислений на обеспечение пожарной безопасности;

организация обучения населения мерам пожарной безопасности и привлечение его к предупреждению и тушению пожаров;

организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.

 

Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ

 

Статья 5. Обеспечение пожарной безопасности

 

Обеспечение пожарной безопасности является составной частью деятельности предприятий, их должностных лиц и работников. Это требование должно быть отражено в разрешениях (лицензиях), дающих право заниматься определенными видами деятельности, должностных инструкциях и коллективных договорах.

 

(Измененная редакция, Изм. 2003)

 

Статья 6. Субъекты обеспечения пожарной безопасности

 

Субъектами обеспечения пожарной безопасности являются:

предприятия, организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в лице их руководителей или уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом);

органы архитектуры, заказчики, застройщики, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территорий края, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;

собственники, арендаторы и наниматели жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов, производственных, общественных и иных зданий и помещений;

управление и подразделения Государственной противопожарной службы, органы местного самоуправления, органы государственного контроля, аварийные и спасательные службы, добровольные формирования, ведомства, организации, предприятия, которые в соответствии с действующим законодательством обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении пожарной безопасности.

Субъекты, являющиеся собственниками объектов производственного и промышленного назначения, а также жилого и административно-хозяйственного фонда, осуществляют обеспечение пожарной безопасности на договорной основе.

Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендуемых помещений и иного имущества отражаются, как одно из условий, в договоре аренды.

Возложение ответственности по обеспечению пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает такой ответственности с самих руководителей.

 

Статья 7. Методы обеспечения пожарной безопасности

 

Система пожарной безопасности в Приморском крае осуществляется субъектами обеспечения пожарной безопасности в пределах их полномочий путем:

разработки и реализации нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

осуществления государственного, ведомственного и общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности на предприятиях и в населенных пунктах;

осуществления технического нормирования, лицензирования видов деятельности и сертификации продукции и услуг предприятий и граждан в области пожарной безопасности, а также контроля за соблюдением предприятиями и гражданами стандартов, строительных, технологических и иных утвержденных в установленном порядке норм и правил при осуществлении ими своей деятельности;

разработки и реализации целенаправленных технических мероприятий по предотвращению пожаров, снижению риска наступления тяжких последствий от них, созданию условий по их успешному тушению;

организации информационного обеспечения в области пожарной безопасности, противопожарной пропаганды и обучения работников предприятий, детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, а также граждан мерам пожарной безопасности.

 

Статья 8. Лицензирование и сертификация

 

Пожароопасная и пожарно-техническая продукция, работы (услуги) в области пожарной безопасности, производимые или реализуемые на территории Приморского края, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности - сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пожароопасная и пожарно-техническая продукция иностранного производства должна быть обеспечена соответствующими сертификатами, выданными или подтвержденными российскими органами сертификации.

Управление Государственной противопожарной службы взаимодействует с органами лицензирования, представляет по их запросу или по собственной инициативе сведения о выявленных случаях работы без лицензий либо нарушениях требований пожарной безопасности, предусмотренных условиями лицензирования, ходатайствует об аннулировании лицензий и привлечении нарушителей к установленной законом ответственности.

Взаимодействие управления Государственной противопожарной службы с органами лицензирования иных видов деятельности осуществляется на основе двухсторонних соглашений.

 

(Измененная редакция, Изм. 2003)

 

Статья 9. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности, противопожарная пропаганда, обучение мерам пожарной безопасности

 

Противопожарную пропаганду и информационное обеспечение в области пожарной безопасности на территории края осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления Приморского края, Государственная противопожарная служба, предприятия.

Редакции государственных средств массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать и выпускать в эфир по требованию управления Государственной противопожарной службы оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности. В чрезвычайных ситуациях такую информацию обязаны выпускать все средства массовой информации независимо от их организационно-правовых форм.

Обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий проводится в обязательном порядке администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации и иными ведомственными правилами пожарной безопасности в соответствии с профилем производственной деятельности предприятий на собственной учебно-производственной базе или в специализированных учебно-курсовых предприятиях, имеющих лицензию Государственной противопожарной службы на право проведения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение мерам пожарной безопасности детей в дошкольных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, осуществляется соответствующими учреждениями в обязательном порядке в соответствии со специальными программами, разрабатываемыми краевыми органами управления образованием и согласованными с управлением Государственной противопожарной службы.

 

(Измененная редакция, Изм. 2003)

 

Статья 10. Организация тушения пожаров

 

Порядок организации тушения пожаров на территории Приморского края устанавливается управлением Государственной противопожарной службы в соответствии с уставами, наставлениями, другими нормативными документами Государственной противопожарной службы.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется органами управления и подразделениями Государственной противопожарной службы и утверждается органами местного самоуправления на соответствующих территориях.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке. Возмещение затрат, связанных с тушением пожаров, Государственной противопожарной службе, а также предприятиям, за счет которых содержатся подразделения пожарной охраны, участвовавшие в тушении пожара, производится в порядке, установленном настоящим Законом.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О пожарной безопасности".

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действующие в условиях крайней необходимости, не несут ответственность за ущерб, причиненный в результате действий по тушению пожара.

(ч. 5 в ред. Закона Приморского края от 29.10.2002 № 19-КЗ)

Для вызова пожарной охраны в телефонных сетях на всей территории Приморского края устанавливается единый номер - 01.

 

Статья 11. Руководство тушением пожара

 

Руководителем тушения пожара является старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, прибывшее на пожар и осуществляющее управление на принципах единоначалия всеми силами и средствами, привлеченными в установленном порядке к тушению пожара.

Требования руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, где осуществляются боевые действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Руководство тушением пожаров на морских судах, подземных горных выработках осуществляется уполномоченными на это должностными лицами в соответствии с ведомственными нормативными актами.

Тушение пожаров на территории посольств, консульств, торговых представительств и на других объектах, пользующихся экстерриториальностью, осуществляется с согласия их полномочного представителя либо в ином установленном порядке.

 

Статья 12. Права работников пожарной охраны при осуществлении боевых действий по тушению пожара

 

Работники пожарной охраны при осуществлении боевых действий по тушению пожара имеют право:

беспрепятственно проникать в любое время суток во все производственные, жилые и иные помещения, где произошел пожар, куда распространились или могут распространиться пламя, продукты горения, вскрывать в необходимых случаях двери, окна, ограждающие конструкции для осуществления действий по тушению пожара и спасению людей;

временно ограничивать или запрещать движение всех видов транспорта и пешеходов, а также доступ граждан на отдельные участки территории или объекты;

пользоваться беспрепятственно и безвозмездно средствами связи и транспорта, механизмами и оборудованием, принадлежащими предприятиям и гражданам, привлекать для тушения пожаров и ликвидации их последствий технические средства, а также работников и специалистов предприятий независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности.

 

Глава III. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

 

Статья 13. Виды пожарной охраны

 

Пожарная охрана Приморского края включает в себя:

Государственную противопожарную службу;

ведомственную пожарную охрану;

муниципальную (местную) пожарную охрану;

добровольную пожарную охрану;

объединения пожарной охраны.

 

Статья 14. Государственная противопожарная служба Приморского края

 

Государственная противопожарная служба Приморского края осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о государственной противопожарной службе, утвержденным Правительством Российской Федерации.

 

Статья 15. Создание и содержание подразделений Государственной противопожарной службы

 

Для решения задач по предупреждению и тушению пожаров на территории каждого муниципального образования органами местного самоуправления в обязательном порядке создаются подразделения Государственной противопожарной службы минимальной численностью личного состава, установленной Федеральным законом "О пожарной безопасности" из расчета - одна единица личного состава на каждые 650 человек населения. Указанные подразделения создаются на основе договоров с Государственной противопожарной службой и финансируются за счет средств местных бюджетов по нормам, установленным Правительством Российской Федерации для подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Для решения задач по предупреждению и тушению пожаров, имеющих краевое значение, а также для организации управления, материального и технического обеспечения Государственной противопожарной службы края создаются органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы, финансируемые за счет средств краевого бюджета.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления Приморского края вправе вводить дополнительную численность и увеличивать в пределах имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание Государственной противопожарной службы.

Создание подразделений и введение дополнительной численности Государственной противопожарной службы в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 настоящей статьи, не отменяет и не уменьшает минимальную численность подразделений Государственной противопожарной службы, создающихся в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи.

 

Статья 16. Права и обязанности Государственной противопожарной службы в области пожарной безопасности

 

Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:

организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с краевыми органами исполнительной власти обязательные для исполнения на территории края нормативные документы по пожарной безопасности;

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления Приморского края предложения о реализации мер пожарной безопасности;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов на территории края при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;

проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой этими предприятиями проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;

производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также осуществлять в протокольной форме досудебную подготовку материалов о преступлениях, связанных с пожарами;

вызывать в органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы;

производить работы и оказывать услуги предприятиям и гражданам в области пожарной безопасности на платной основе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и органами исполнительной власти Приморского края;

создавать предприятия по выполнению работ и оказанию услуг предприятиям и гражданам в области пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти Приморского края.

Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.

Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется органами службы лесного хозяйства, а на подземных объектах и при ведении взрывных работ - органами горного и промышленного надзора.

Вмешательство в деятельность должностных лиц органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими государственного пожарного надзора со стороны иных должностных лиц не допускается.

Здания органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, являющиеся объектами жизнеобеспечения, не подлежат плановым и иным отключениям от источников электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, систем электрической связи за исключением аварийных случаев. Отпуск электроэнергии, теплоэнергии и воды производится соответствующими службами в пределах, необходимых для выполнения задач, стоящих перед подразделениями Государственной противопожарной службы.

 

Статья 17. Ведомственная пожарная охрана

 

Предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов могут создавать ведомственную пожарную охрану, в том числе в обязательном порядке в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Порядок осуществления деятельности ведомственной пожарной охраны определяется соответствующими положениями, утвержденными руководителями соответствующих предприятий и согласованными с Государственной противопожарной службой.

В вопросах подготовки личного состава и организации тушения пожаров ведомственная пожарная охрана руководствуется нормативными документами, регламентирующими деятельность Государственной противопожарной службы.

 

Статья 18. Муниципальная пожарная охрана

 

В населенных пунктах на территории муниципального образования органами местного самоуправления могут создаваться подразделения муниципальной пожарной охраны, содержащиеся за счет средств местных бюджетов.

Порядок осуществления деятельности муниципальной пожарной охраны определяется соответствующим типовым положением, утверждаемым органами исполнительной власти Приморского края, разработанным в соответствии с требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

Муниципальная пожарная охрана может быть создана, если на территории муниципального образования выполнен минимальный, установленный Федеральным законом "О пожарной безопасности" и настоящим Законом норматив численности Государственной противопожарной службы, а также в населенных пунктах с населением менее 10 тысяч человек.

 

Статья 19. Добровольная пожарная охрана

 

В населенных пунктах, на предприятиях, а также в образовательных и детских спортивно-оздоровительных учреждениях в целях проведения мероприятий по предотвращению пожаров и их тушению могут создаваться добровольные противопожарные формирования (дружины, команды), действующие на основании соответствующих положений, согласованных с Государственной противопожарной службой.

Для осуществления мероприятий по предупреждению пожаров на территории муниципального образования отдельные граждане могут наделяться правами внештатных (общественных) инспекторов пожарного надзора и объединяться в инспекции (группы) общественного пожарного надзора, создаваемые при органах местного самоуправления и подразделениях Государственной противопожарной службы.

Порядок создания и деятельности инспекций (групп), внештатных инспекторов общественного пожарного надзора определяются Положением об инспекциях (группах) общественного пожарного надзора, утверждаемым органами исполнительной власти Приморского края.

Персональный состав инспекций (групп) общественного пожарного надзора утверждается органом местного самоуправления или руководителем подразделения Государственной противопожарной службы. Внештатным инспекторам общественного пожарного надзора выдаются удостоверения установленного образца.

Финансирование деятельности добровольной пожарной охраны производится за счет средств местных бюджетов муниципальных образований и предприятий, учредивших добровольную пожарную охрану.

 

Статья 20. Объединения пожарной охраны

 

В целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны могут создаваться в соответствии с действующим законодательством общественные объединения (союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т. д.), осуществляющие свою деятельность на основании уставных документов.

 

Статья 21. Комиссия по пожарной безопасности

 

В целях координации деятельности органов государственной власти и различных служб и ведомств края по обеспечению пожарной безопасности, совершенствования работы в данном направлении создается межведомственная комиссия Приморского края по пожарной безопасности, которую возглавляет один из заместителей губернатора Приморского края.

В состав комиссии входят представители служб края, занимающихся вопросами пожарной безопасности, жизнеобеспечения, финансирования, строительства, ликвидации чрезвычайных ситуаций, управления имуществом, охраны общественного порядка.

Деятельность комиссии обеспечивает управление Государственной противопожарной службы.

Положение о межведомственной комиссии Приморского края по пожарной безопасности и ее персональный состав утверждаются губернатором Приморского края.

 

Глава IV. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 22. Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

 

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны:

организовывать и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности, в том числе по выполнению федеральных и краевых целевых программ по пожарной безопасности;

принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество только по прямому назначению;

создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет местных бюджетов подразделения пожарной охраны численностью не ниже установленной Федеральным законом "О пожарной безопасности" на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

организовывать противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействовать в создании и осуществлении деятельности добровольных пожарных формирований.

 

Статья 23. Права и обязанности предприятий, юридических лиц в области пожарной безопасности

 

Предприятия имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, а также на долевом участии нескольких предприятий, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

получать от органов государственного пожарного надзора в установленном порядке рекомендации, консультации, заключения и другие виды информации по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Предприятия обязаны:

обеспечивать соблюдение законодательства в области пожарной безопасности, стандартов, норм, правил пожарной безопасности, выполнение постановлений и предписаний администрации края, органов местного самоуправления, государственного пожарного надзора, иных органов государственного контроля по вопросам обеспечения пожарной безопасности в части их касающихся;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

организовать обучение своих работников правилам пожарной безопасности;

включать вопросы пожарной безопасности в коллективный договор (соглашение), устав, другие учредительные документы предприятия;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

создавать и содержать, если это установлено соответствующими нормативными правовыми актами, органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой, оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров и привлеченных к тушению пожаров сил;

обеспечивать беспрепятственный доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, пожарной опасности технологических процессов и производимой продукции, другие сведения, не представляющие коммерческой тайны;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях систем и средств противопожарной защиты, начале нового строительства и реконструкции зданий и сооружений, изменении состояния дорог и проездов;

содействовать в создании и осуществлении деятельности добровольных пожарных формирований.

 

Статья 24. Права и обязанности граждан Приморского края в области пожарной безопасности

 

Граждане имеют право на:

защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

соблюдать законодательство в области пожарной безопасности, требования пожарной безопасности, установленные соответствующими Правилами пожарной безопасности и иными нормативными документами, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

уведомлять немедленно пожарную охрану в случае обнаружения пожара;

принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров до прибытия пожарной охраны;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

 

Статья 25. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

 

Должностные лица и граждане, а также юридические лица привлекаются к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации..

 

(Измененная редакция, Изм. 2003)

 

Статья 26 исключена (Изм. 2003)

 

Статья 27. Распределение средств, полученных от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности

 

Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности от имени органов государственного пожарного надзора, направляются:

50 процентов - в федеральный бюджет;

50 процентов - в доход краевого бюджета с последующим зачислением в фонды пожарной безопасности.

 

(Измененная редакция, Изм. 2003)

 

Статья 28 исключена (Изм. 2003)

 

Глава V. ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ВЫЕЗДОМ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ НА ТУШЕНИЕ

ПОЖАРОВ И УЧАСТИЕМ В ИХ ЛИКВИДАЦИИ

 

Статьи 29, 30, 31, 32 - Исключены. - Закон Приморского края от 06.05.2000 № 92-КЗ.

 

Глава VI. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 33. Порядок осуществления финансового обеспечения в области пожарной безопасности

 

Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности, в том числе по краевым, городским и районным целевым программам, планируется и осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления Приморского края целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах. При формировании соответствующих бюджетов статьи расходов на содержание органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы считать защищенными.

 

Статья 34. Финансовое обеспечение противопожарных мероприятий

 

Финансирование мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности на территориях, в населенных пунктах производится органами местного самоуправления за счет собственных средств, а также иных внебюджетных источников финансирования.

Финансирование мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов предприятий, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, производится за счет средств предприятий.

 

Статья 35. Финансовое обеспечение органов управления и подразделений противопожарной службы

 

Финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на основе решений органов Государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем заключения договоров между органом местного самоуправления и Государственной противопожарной службой.

Финансирование подразделений Государственной противопожарной службы по охране объектов, созданных на основе договоров с предприятиями, осуществляется за счет средств этих предприятий.

Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета требований градостроительных норм, нормативных актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

Статья 36. Дополнительные источники финансового обеспечения органов управления и подразделений противопожарной службы

(ст. 36 в ред. Закона Приморского края от 06.05.2000 № 92-КЗ).

 

В целях укрепления материально-технической базы Государственной противопожарной службы и для выполнения возложенных на нее задач на территории края могут привлекаться дополнительные внебюджетные источники финансирования органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, средства от которых направляются на специальные счета, открываемые управлением и подразделениями Государственной противопожарной службы:

средства, полученные управлением и подразделениями Государственной противопожарной службы по договорам с предприятиями и юридическими лицами на противопожарное обслуживание на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Приморского края;

средства, полученные управлением и подразделениями Государственной противопожарной службы за выполнение работ и оказание услуг предприятиям и гражданам. Перечень видов работ и услуг, порядок их оказания и расходования полученных средств устанавливается администрацией Приморского края;

средства, направляемые фондами пожарной безопасности и их филиалами;

средства, полученные в результате производственной деятельности предприятий по выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности, созданных управлением и подразделениями Государственной противопожарной службы;

добровольные взносы и пожертвования предприятий, юридических и физических лиц.

Ч. 2. - Исключена. - Закон Приморского края от 08.11.2000 № 116-КЗ.

Формирование фондов пожарной безопасности производится за счет:

обязательных отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию и по смешанному страхованию в части, связанной с риском пожара, в размере не ниже 5 процентов от сумм этих платежей;

средств, полученных в результате производственной деятельности фондов;

добровольных взносов и пожертвований предприятий, юридических и физических лиц.

 

(Измененная редакция, Изм. 2003)

 

Статья 37. Налоговые льготы в области пожарной безопасности

(статья в ред. Закона Приморского края от 29.10.2002 № 19-КЗ)

 

Налоговые льготы подразделениям Государственной противопожарной службы предоставляются в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 38. Противопожарное страхование

 

Противопожарное страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

Предприятия, иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Приморского края, должны проводить обязательное противопожарное страхование:

имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоряжении;

гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам;

работ и услуг в области пожарной безопасности.

Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, определяется Правительством Российской Федерации.

(ч. 3 в ред. Закона Приморского края от 13.03.2002 № 201-КЗ).

При противопожарном страховании страхователям предоставляются скидки со страховых тарифов с учетом состояния пожарной безопасности страхуемого имущества. Размер скидок со страховых тарифов определяется страховщиками самостоятельно.

 

(Измененная редакция, Изм. 2003)

 

 

Глава VII. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОГО

СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

 

Статья 39. Льготы, предоставляемые личному составу Государственной противопожарной службы

 

Личный состав Государственной противопожарной службы пользуется всеми видами льгот, установленными законодательством Российской Федерации.

Органы законодательной и исполнительной власти Приморского края, органы местного самоуправления вправе предоставлять дополнительные льготы и социально-правовые гарантии личному составу Государственной противопожарной службы.

Личный состав Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения, включая маршрутные такси, железнодорожным транспортом в пределах края в общих вагонах, попутным транспортом в сельской местности, всеми видами морского транспорта на местных сообщениях.

Личному составу Государственной противопожарной службы телефоны по месту жительства устанавливаются в первоочередном порядке не позднее двух месяцев со дня поступления письменного обращения Государственной противопожарной службы.

Сотрудникам Государственной противопожарной службы и гражданам, уволенным из подразделений Государственной противопожарной службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов, а также семьям сотрудников, погибших или умерших вследствие ранений и заболеваний, связанных с исполнением служебных обязанностей, предоставляются льготы в размере 50 процентов по уплате земельного налога и налога на недвижимость, а также льготы по оплате жилой площади, коммунальных услуг и за пользование телефоном.

Жители Приморского края, проходящие службу в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы, имеют право на бесплатное обучение в высших и средних учебных образовательных учреждениях по специальностям, необходимым для выполнения задач, стоящих перед противопожарной службой, без освобождения от служебных обязанностей при условии заключения контракта, предусматривающего срок службы в органах Государственной противопожарной службы Приморского края не менее 5 лет после окончания учебного заведения. Сотрудники Государственной противопожарной службы, поступающие в учебные заведения без освобождения от служебных обязанностей, по письменному ходатайству руководителя подразделения Государственной противопожарной службы пользуются правом внеконкурсного зачисления на учебу при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах.

Личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы и за счет которых содержатся подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия могут продавать жилье личному составу или передавать в служебный жилищный фонд Государственной противопожарной службы на льготных условиях.

 

Статьи 40, 41. Исключены. - Закон Приморского края от 29.10.2002 № 19-КЗ

 

Статья 42. Служебный жилищный фонд Государственной противопожарной службы

 

Управление и подразделения Государственной противопожарной службы имеют право формировать служебный жилищный фонд Государственной противопожарной службы.

Служебным жилищным фондом управления и подразделений Государственной противопожарной службы являются жилые квартиры и помещения при пожарных депо, жилые помещения, приобретенные за средства управления и подразделений Государственной противопожарной службы, а также полученные из других источников.

Порядок формирования и использования служебного жилищного фонда Государственной противопожарной службы определяется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Приморского края.

 

Глава VIII. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ И

СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО

КРАЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ,

ПРАВИЛ, СТАНДАРТОВ

 

Статья 43. Общие положения

 

На территории Приморского края допускается осуществлять проектирование и строительство объектов с применением противопожарных требований международных строительных норм, правил, стандартов (далее - на основе международной нормативной базы) при соответствующем технико-экономическом обосновании в случае:

строительства объектов по проектам, выполненным зарубежными проектными организациями;

строительства объектов зарубежными фирмами и совместными предприятиями;

строительства объектов на базе комплектного импортного оборудования;

строительства объектов с использованием иностранных инвестиций.

Проектирование и строительство объектов на основе международной нормативной базы должно производиться комплексно, то есть, наряду с общестроительными нормами должны учитываться все требования соответствующих международных нормативных документов, касающиеся обеспечения противопожарной защиты зданий и сооружений, пожарной безопасности технологического оборудования и технологических процессов, обеспечения безопасности людей.

В проектной документации должны быть учтены противопожарные требования соответствующих международных норм по:

обеспечению объектов средствами автоматической противопожарной защиты;

обеспечению объектов противопожарным водоснабжением и современными средствами тушения пожаров;

комплектованию объектов стационарными и индивидуальными средствами для спасения людей в случае пожара;

обеспечению объектов современными средствами связи и оповещения;

созданию и дислокации подразделений пожарной охраны таким образом, чтобы обеспечивалось нормативное время прибытия на пожар достаточного для тушения пожара сил и средств подразделений пожарной охраны;

созданию ведомственных подразделений пожарной охраны по охране объектов;

оснащенности пожарных подразделений, а также ведомственных и добровольных пожарных формирований современной пожарной техникой, оборудованием и снаряжением, отвечающим мировым стандартам.

Объекты, строящиеся на основе международной нормативной базы, подлежат страхованию от пожаров и ущерба, который может быть причинен пожаром третьим лицам, в порядке сложившейся практики страхования от пожаров международными страховыми компаниями.

 

Статья 44. Порядок проектирования и строительства объектов на основе международной нормативной базы

 

Возможность строительства на основе международной нормативной базы рассматривается индивидуально по каждому объекту.

Вопросы строительства объектов на основе международной нормативной базы должны быть оговорены в соответствующих контрактах, соглашениях об инвестиционной деятельности и согласованы с органами государственной власти и местного самоуправления, на территории которых планируется строительство, а также территориальным органом Государственной противопожарной службы.

До начала строительства организация-заказчик предоставляет в управление Государственной противопожарной службы проектно-сметную документацию в полном объеме с переводом на русский язык и комплект международных строительных норм и других нормативных документов на русском языке, на основании которых выполнен проект, а также соответствующее технико-экономическое обоснование необходимости строительства по международным нормам.

Представленная документация рассматривается специалистами управления Государственной противопожарной службы, проводится экспертиза проекта на предмет соответствия проекта соответствующим международным нормам, делается оценка безопасности принятых проектных решений и дается письменное заключение о возможности начала строительства, которое утверждается экспертным советом Управления Государственной противопожарной службы. Начало производства строительно-монтажных работ до получения положительного заключения не допускается.

После начала строительства и до его завершения территориальным и (или) местными органами Государственной противопожарной службы осуществляется плановый контроль за соблюдением нормативных требований и проектных решений при строительстве на общих основаниях в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность Государственного пожарного надзора России.

Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов, построенных на основе международной нормативной базы, производится в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Госстроя России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами государственной власти Приморского края.

 

Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Статья 46. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

 

Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления Приморского края, ведомственные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

 

Губернатор края

Е. НАЗДРАТЕНКО

г. Владивосток

13 июля 1998 года

№ 14-КЗ