Нижегородская область
ЗАКОН
"О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
26.10.95 № 16-З
Внесены Изменения, утвержденные Законами Нижегородской области от 31 июля 2002 г. № 36-3 и от 14 апреля 2003 г. № 25-З
Настоящий Закон является, согласно статьи 2 Федерального Закона "О пожарной безопасности", составной частью Законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. Он, развивая и конкретизируя некоторые положения Федерального Закона, создает необходимые условия для успешней реализации его в Нижегородской области, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Нижегородской области, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами, в том числе иностранными, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями, а также между должностными лицами, гражданами независимо от подданства, лицами без гражданства (далее - граждане).
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основы правового регулирования в области пожарной безопасности.
Правовое регулирование в области пожарной безопасности в Нижегородской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "О пожарной безопасности", иными актами Федеральных органов государственной власти, а также Уставом Нижегородской области, настоящим Законом области и нормативно-правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Неотраженные в настоящем Законе нормы Федерального закона "О пожарной безопасности" имеют прямое действие на территории Нижегородской области.
Настоящий Закон имеет прямое действие и подлежит исполнению на всей территории Нижегородской области.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут принимать в соответствии с действующим законодательством решения в области пожарной безопасности, которые не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий закон области, требования пожарной безопасности.
ГЛАВА 2. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА
Статья 2. Виды пожарной охраны.
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: Государственная противопожарная служба; ведомственная; муниципальная (местная), как разновидность ведомственной; добровольная пожарная охрана; объединения пожарной охраны.
Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 3. Основы организации деятельности пожарной охраны.
Территориальным органом управления Государственной противопожарной службы на территории области является управление Государственной противопожарной службы по Нижегородской области, являющееся самостоятельным оперативным органом управления Государственной противопожарной службы, входящим в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанное управление руководит деятельностью дислоцированных на территории Нижегородской области подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.
Основы организации деятельности ведомственной пожарной охраны и объединений пожарной охраны определены Федеральным законом "О пожарной безопасности", муниципальной (местной) - положением, которое согласовывается с Государственной противопожарной службой и утверждается органом местного самоуправления.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 4. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы
Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы устанавливаются статьей Федерального закона "О пожарной безопасности". Органы государственной власти области и органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
Статья 5. Добровольная пожарная охрана.
Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенны пунктах и на предприятиях.
Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров.
Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии устанавливаемые органами государственной власти области, органами местного самоуправления, а также зарегистрировавшими и предприятиями.
Организация деятельности добровольной пожарной охраны и территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Законодательным Собранием области на основе предложений Правительства Нижегородской области.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 6. Финансовое и имущественное обеспечение в области пожарной безопасности.
Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности Нижегородской области осуществляется из федерального, областного и местных бюджетов с указанием отдельной строкой в областном и местных бюджетах.
- В случае необходимости органами государственной власти, органами местного, самоуправления и Управления Государственной противопожарной службы могут привлекаться дополнительные средства из других источников финансирования.
Собственникам имущества пожарной охраны запрещается изменять целевое назначение этого имущества без согласования с Управлением Государственной противопожарной службы и Правительства Нижегородской области. При отказе собственника от содержания подразделений пожарной охраны и его имущества, в случае, если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со стороны Управления Государственной противопожарной службы и Правительства Нижегородской области, это имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность.
Органам местного самоуправления, по представлению Управления Государственной противопожарной службы, подтверждать статус служебного жилого фонда государственной противопожарной службы. Собственник обязан согласовывать вопросы изменения статуса служебного жилья, расположенного в зданиях пожарных депо, с Управлением Государственной противопожарной службы.
(Измененная редакция, Изм. 2002, 2003)
Статья 7. Налоговые льготы
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогооблагаемая база организации уменьшается на сумму расходов на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходов на обслуживание охранно-пожарной сигнализации, приобретение услуг пожарной охраны.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 8. Фонды пожарной безопасности
В целях реализации мер пожарной безопасности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, создаются фонды пожарной безопасности.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 9. Предприятия и организации Государственной противопожарной службы.
В системе Государственной противопожарной службы согласно Федерального закона "О пожарной безопасности" в целях выполнения возложенных на нее задач, в порядке, установленном действующим законодательством, могут создаваться предприятия и организации, в том числе совместные, для выполнения работ и услуг в области пожарной безопасности.
Типовой устав предприятия Государственной противопожарной службы утверждается в установленном порядке.
ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 10. Региональная целевая программа.
Правительством Нижегородской области разрабатывается и утверждается Законодательным Собранием области региональная целевая программа "Пожарная безопасность в Нижегородской области" на каждые три года, в качестве директивно-методического документа, определяющего перспективу совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности в Нижегородской области.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 11. Меры пожарной безопасности.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества, государства и природной среды от пожаров и их последствий.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, правами, обязанностями.
В соответствии с Законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений, в Нижегородской области разрабатываются Правила пожарной безопасности, утверждаемые в установленном порядке.
Статья 12. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров.
Перечень работ и услуг в области пожарной безопасности устанавливается федеральным органом управления Государственной противопожарной службы и управлением Государственной противопожарной службы по Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности".
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 13. Обучение населения области мерам пожарной безопасности.
Обучение населения области мерам пожарной безопасности проводится согласно статьи 25 Федерального закона "О пожарной безопасности" и осуществляется по следующим направлениям:
информирование населения через средства массовой информации:
ведение разъяснительной работы среди населения и работников;
обучение работников в организациях;
обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.
Статья 14. (Исключена, Изм. 2003)
Статья 15. Противопожарное страхование
Противопожарное страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия обязательного противопожарного страхования устанавливаются федеральным законом. Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, определяется Правительством Российской Федерации.
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 16. Роль органов государственной власти.
Органы законодательной и исполнительной власти Нижегородской области должны обеспечивать поддержку и исполнение в регионе формируемой на федеральном и областном уровнях государственной политики в области пожарной безопасности, целевых программ, всемерно использовать федеральные и областные ресурсы для решения задач пожарной безопасности на территории области, в том числе для финансирования Государственной противопожарной службы.
В Нижегородской области в целях координации и совершенствования работ по обеспечению пожарной безопасности создается комиссия по пожарной безопасности при Правительстве Нижегородской области.
(Измененная редакция, Изм. 2003)
Статья 17. Полномочия и обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" относятся:
организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;
участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;
разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;
осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством;
содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;
обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожаров;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.
Органы местного самоуправления создают и содержат финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой, согласно норм, определенных Федеральным законом.
Статья 18. Ответственность за исполнение закона.
Ответственность за реализацию требований настоящего закона на территории области возлагается на всех должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, руководителей предприятий и собственников имущества, граждан и лиц без гражданства.
Нормы настоящего закона являются составной частью требований пожарной безопасности на территории Нижегородской области.
Статья 19. Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности
Граждане, юридические лица и должностные лица за нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, привлекаются к уголовной и административной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Измененная редакция, Изм. 2002, 2003)
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Нижегородские Новости".
Часть 3 статьи 15 настоящего Закона вступает в силу с момента утверждения Правительством Российской Федерации перечня предприятий подлежащих обязательному страхованию
Председатель Законодательного Собрания А.А. Козерадский
Губернатор области Б.Е. Немцов