РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О пожарной безопасности в Орловской области

 

Принят Орловским областным Советом народных депутатов 18 июня 1999 г.

 

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Орловской области, принятым областным Советом народных депутатов 16 ноября 2001 года № 219-ОЗ

Законом Орловской области, принятым областным Советом народных депутатов 24 сентября 1999 г. № 126-ОЗ

 

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Сфера настоящего закона

Настоящий закон в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" является составной частью законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности и определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности, организации и функционирования пожарной охраны в Орловской области, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, права и обязанности предприятий, организаций, иных юридических лиц и граждан в области обеспечения пожарной безопасности.

Требования данного Закона распространяется на всех граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Орловской области.

 

Статья 2. Основные понятия, использованные в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие термины и понятия:

пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия и реальная возможность возникновения пожара и (или) угроза жизни и здоровья людей;

опасные факторы пожара - фактор пожара, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу;

вторичное проявление основных факторов пожара: осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций, радиоактивные источники, вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок; электрический ток, возникший в результате выноса напряжения на токоведущие части конструкций, аппаратов, агрегатов; опасные факторы взрыва, произошедшего вследствие пожара; огнетушащие вещества;

фонд оплаты труда - общая сумма средств, начисленных всему персоналу юридического лица за выполненную работу или отработанное время;

степень огнестойкости здания (сооружения, пожарного отсека) - классификационная характеристика объекта, определяемая показателями огнестойкости и пожарной опасности строительных конструкций;

огнестойкость конструкции - способность конструкции сохранять несущие и (или) ограждающие функции в условиях пожара;

горючесть - способность вещества или материала к горению;

нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности - принятие органами государственной власти, местного самоуправления нормативных правовых актов по пожарной безопасности в виде законов, постановлений, распоряжений, решений;

нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление норм и правил пожарной безопасности, обязательных для исполнения.

 

Статья 3. Правовые основы обеспечения пожарной безопасности

Правовую основу обеспечения пожарной безопасности в Орловской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О пожарной безопасности", иные федеральные законы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления Орловской области, не могут противоречить настоящему Закону.

 

Статья 4. Объекты охраны от пожаров

Охране от пожаров на территории Орловской области подлежат: населенные пункты, промышленные и иные объекты, имущество юридических и физических лиц, иное имущество, а также природные богатства.

 

Статья 5. Субъекты обеспечения пожарной безопасности

Субъектами обеспечения пожарной безопасности являются:

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- пожарная охрана;

- предприятия, организации, иные юридические и физические лица;

- граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

 

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ИНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 6. Полномочия Орловского областного Совета народных депутатов в области пожарной безопасности

К полномочиям областного Совета народных депутатов в области пожарной безопасности относятся:

проведение на территории Орловской области единой политики в сфере обеспечения пожарной безопасности;

принятие законов, внесение поправок и дополнений в законы, другие нормативные правовые акты в области пожарной безопасности;

планирование, осуществление контроля за исполнением статей областного бюджета в части расходов на обеспечение пожарной безопасности и содержание пожарной охраны;

утверждение целевых программ по обеспечению пожарной безопасности на территории области;

установление дополнительных налоговых льгот по платежам в областной бюджет от прибыли предприятий, объединений пожарной охраны на сумму, направляемую на организацию производства и (или) приобретение пожарно-технической продукции, а также другие льготы, стимулирующие обеспечение пожарной безопасности.

 

Статья 7. Полномочия органов исполнительной власти Орловской области в области пожарной безопасности

К полномочиям органов исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся:

участие в разработке, финансирование и организация выполнения целевых программ по обеспечению пожарной безопасности в пределах выделенных бюджетных средств на территории области;

организация работы комиссий по пожарной безопасности при администрации Орловской области.

утверждение порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории Орловской области;

установление численности личного состава пожарной охраны (не ниже нормативной), содержащейся за счет средств областного бюджета, создание, реорганизация и ликвидация подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств областного бюджета;

участие в разработке и исполнении областного бюджета в части расходов на обеспечение пожарной безопасности и содержание пожарной охраны, областных целевых программ;

утверждение перечня особоважных предприятий и организаций Орловской области, пожарная охрана которых в обязательном порядке осуществляется подразделениями государственной противопожарной службы либо ведомственной пожарной охраны;

введение особого противопожарного режима на отдельных территориях Орловской области, установление дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

утверждение нормативных документов, устанавливающих дополнительные требования пожарной безопасности для отдельных предприятий, населенных пунктов и других территорий области.

 

Статья 8. Комиссия по пожарной безопасности

Областная комиссия по пожарной безопасности при администрации Орловской области (далее именуемая - комиссия) является координационным органом, обеспечивающим согласованность работы органов исполнительной власти, общественных объединений, предприятий, организаций, иных юридических лиц по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности.

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым Главой администрации области.

Персональный состав Комиссии определяется Главой администрации области при обязательном участии представителей областных служб, занимающихся вопросами финансирования, строительства, землепользования, управления имуществом, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также других служб (по согласованию).

Соответствующие комиссии по пожарной безопасности создаются при районных администрациях.

Для осуществления общественного контроля при органах местного самоуправления могут создаваться общественные комиссии по пожарной безопасности. Порядок их образования и работы определяется должностным лицом или представительным органом местного самоуправления, наделенным уставом муниципального образования соответствующими полномочиями.

 

ГЛАВА III. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

 

Статья 9. Виды пожарной охраны Орловской области

На территории Орловской области действуют следующие виды пожарной охраны:

Государственная противопожарная служба;

ведомственная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана и противопожарные формирования;

муниципальная пожарная охрана;

объединения пожарной охраны.

 

Статья 10. Государственная противопожарная служба, её полномочия, права и обязанности

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны в Орловской области. В систему Государственной противопожарной службы Орловской области входят: Управление Государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Орловской области (далее Управление Государственной противопожарной службы); органы управления и подразделения по охране районов, городов, других населенных пунктов и объектов области, созданные в порядке, установленном Федеральным законом "О пожарной безопасности".

Управление Государственной противопожарной службы:

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы области;

осуществляет общее руководство, координирует деятельность других видов пожарной охраны;

осуществляет оперативное руководство силами и средствами всех пожарных подразделений области, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых и форм собственности;

разрабатывает и вносит в администрацию области, областной Совет народных депутатов для утверждения проекты нормативных правовых актов по пожарной безопасности, а также самостоятельно устанавливает дополнительные требования пожарной безопасности в соответствии со спецификой и пожарной опасностью отдельных предприятий и населенных пунктов;

вносит в органы власти и местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

организует и проводит комплексные проверки обеспечения пожарной безопасности органов местного самоуправления в части выполнения требований федерального и областного законодательства в области пожарной безопасности.

Государственная противопожарная служба области обязана в полном объеме выполнять функции, возложенные на неё федеральным и областным законодательством, ведомственными нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе:

реагировать на сообщения о нарушениях требований пожарной безопасности и о произошедших пожарах, принимать меры по устранению имеющихся нарушений и тушению возможных пожаров;

принимать меры по предотвращению причинения ущерба, связанного с боевыми действиями по тушению пожаров;

принимать меры по комплектованию штатов личным составом и профессиональной подготовке кадров;

содержать в исправном состоянии имеющуюся на вооружении пожарную технику, средства связи и пожарно-техническое вооружение;

согласовывать проектные решения, на которые отсутствуют нормы проектирования, обоснованные отступления от норм проектирования и внесение дополнительных противопожарных мероприятий, компенсирующих отступления от норм.

Иные права и обязанности на Государственную противопожарную службу могут быть возложены федеральным законом или законом Орловской области.

 

Статья 11. Ведомственная, добровольная пожарная охрана и противопожарные формирования

Органы управления и подразделения ведомственной и добровольной пожарной охраны создаются на предприятиях, в муниципальных образованиях в порядке, установленном Федеральным законом "О пожарной безопасности". Создание ведомственных или добровольных пожарных подразделений для отдельных предприятий осуществляется в обязательном порядке. Перечень таких предприятий утверждается постановлением Правительства Российской Федерации и постановлением Главы администрации области. Их финансирование осуществляется за счет средств соответствующих ведомств и предприятий. Ведомственные и добровольные пожарные подразделения входят в состав гарнизона пожарной охраны. Их привлечение для тушения пожаров осуществляется на основании соответствующих расписаний и планов в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

В целях проведения ведомственного контроля за обеспечением пожарной безопасности в областных ведомствах, предприятиях и организациях создаются группы пожарной профилактики, в штаты вводятся освобожденные должности инженеров (инструкторов пожарной профилактики). Перечень предприятий, на которых в обязательном порядке создаются такие ведомственные профилактические подразделения, утверждается постановлением Главы администрации области. Их деятельность осуществляется на основании положения, разрабатываемого Управлением Государственной противопожарной службы.

Личный состав ведомственной пожарной охраны проходит обязательную первоначальную подготовку на базе учебного пункта Управления Государственной противопожарной службы по специальным программам. Повышение квалификации руководящего состава ведомственной пожарной охраны проводится на курсах не реже одного раза в три года. Подготовка личного состава добровольной пожарной охраны организуется и проводится на базе территориальных подразделений Государственной противопожарной службы. На предприятиях и в организациях, где не предусмотрено наличие пожарной техники, создаются противопожарные формирования в виде пожарных дружин, а на малочисленных предприятиях с численностью работающих до 15 человек, добровольные пожарные расчеты.

На всех промышленных предприятиях области должны быть созданы и действовать пожарно-технические комиссии, в состав которых включаются главные специалисты этих предприятий. Деятельность этих комиссий регламентируется положением, разработанным Государственной противопожарной службой области и утвержденным постановлением Главы администрации области.

В школах и загородных детских оздоровительных учреждениях могут создаваться дружины (команды) юных пожарных.

Наряду с коллективными формами участия в деятельности по предотвращению пожаров отдельные граждане могут в индивидуальном порядке осуществлять контроль за соблюдением требований пожарной безопасности. С этой целью при Управлении Государственной противопожарной службы, районных органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы учреждаются внештатные инспектора по пожарному надзору, которые оказывают содействие Государственной противопожарной службе в осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на предприятиях и в населенных пунктах. Порядок зачисления во внештатные инспектора, их права и обязанности, другие вопросы, связанные с осуществлением противопожарного контроля определяются положением о внештатных инспекторах, утверждаемым Главой администрации области.

Органы местного самоуправления могут создавать подразделения муниципальной пожарной охраны. Лица, принимаемые на основе трудовых договоров и осуществляющие службу на должностях в подразделениях муниципальной пожарной охраны, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация службы в муниципальной пожарной охране, включающая требования к должностям, статус, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Орловской области.

Время работы на должностях в муниципальной пожарной охране засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.

 

Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности

Финансовое обеспечение Государственной противопожарной службы осуществляется за счёт следующих источников:

а) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений, созданных на основе договоров) - за счёт средств Федерального бюджета;

б) территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на основе договора с администрацией Орловской области - за счёт областного бюджета;

в) объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, созданных ею на основе договоров с предприятиями - за счёт средств предприятий, организаций.

В дополнение к перечисленным источникам финансирования используются средства от выполненных Государственной противопожарной службой работ и услуг (на договорной основе).

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов Государственной противопожарной службы осуществляется за счёт средств, выделенных из областного бюджета.

После завершения строительства объектов Государственной противопожарной службы данное недвижимое имущество передается ей в оперативное управление.

Областная администрация и органы местного самоуправления в целях дальнейшего укрепления материально-технической базы пожарных подразделений в праве передавать на баланс Государственной противопожарной службы и другие объекты, находящиеся в их собственности, которые используются в интересах обеспечения пожарной безопасности.

Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности, в том числе по целевым программам, планируется и осуществляется администрацией области и органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением и отдельной строкой в соответствующих бюджетах.

Средства, запланированные в данных бюджетах на содержание пожарной охраны, как службы жизнеобеспечения, выделяются в первоочередном порядке. При этом, Государственная противопожарная служба и её подразделения являются непосредственными получателями бюджетных средств.

Плательщиками обязательных отчислений являются заказчики работ по строительству или собственники соответствующего имущества.

Объектами обязательных отчислений являются фактические объемы работ в области строительной деятельности. Отчисления не производятся по работам, финансируемым за счет средств местного бюджета и по объектам пожарной охраны.

Заказчик производит обязательные отчисления до сдачи объекта в эксплуатацию с учетом изменения цен и дополнительного финансирования в ходе строительства.

Проектные организации обязаны включать обязательные отчисления в смету расходов по строительству. При этом общая сметная стоимость работ по строительству включает в себя стоимость строительно-монтажных работ, стоимость оборудования и работ по его монтажу и наладке инструмента, мебели и других затрат капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения.

При финансировании строительства в иностранной валюте отчисления производятся в рублях по официальному курсу на день платежа.

В случае неуплаты обязательных отчислений в установленном порядке, законченный строительством объект не может быть принят в эксплуатацию Государственной комиссией и зарегистрирован в организациях по технической инвентаризации.

 

Статья 13. Дополнительные гарантии социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы

Личному составу Государственной противопожарной службы, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, расследованию их причин и содержащемуся за счет средств областного бюджета, предоставляется льгота в размере пятидесяти процентов стоимости услуг по установке и оплате телефона по месту жительства с последующей компенсацией из средств областного бюджета, а также устанавливается доплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

 

Статья 14. Работы и услуги Государственной противопожарной службы

В целях реализации требований пожарной безопасности и обеспечения предупреждения и тушения пожаров Государственная противопожарная служба имеет право на проведение следующих видов работ и услуг на договорной основе:

а) рассмотрение проектных решений для зданий (сооружений) в области пожарной безопасности;

б) подготовка экспертных заключений о соответствии требованиям пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, технологического и иного оборудования субъектов хозяйственной деятельности, имеющих намерения выполнять работы, услуги, подлежащие лицензированию;

в) проведение испытательно-исследовательских работ по определению групп горючести материалов, строительных конструкций, пожарной опасности электробытовых приборов, качества огнетушащих составов;

г) обучение мерам пожарной безопасности работников организаций и предприятий;

д) обеспечение пожарной безопасности в период проведения культурных, зрелищных, массовых и других мероприятий, имеющих коммерческую или рекламную основу по заявкам организаторов;

е) обеспечение пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ путём выставления временных пожарных постов и дозоров;

ж) откачка воды по заявкам предприятий и организаций;

з) монтажные и демонтажные работы на высотах;

и) тушение пожаров в лесах, насаждениях и лесополосах, находящихся в ведении Орловского управления лесами.

 

ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 15. Недопустимость отключения снабжения органов и подразделений Государственной противопожарной службы

Отключение органов и подразделений Государственной противопожарной службы от коммуникаций теплового, водного, энергетического и газового снабжения не допускается за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

 

Статья 16. Учет мер пожарной безопасности при разработке планов социально-экономического развития

Планы социально-экономического развития территориальных образований, предприятий, организаций и иных юридических лиц, а также инвестиционные проекты должны в обязательном порядке содержать меры по обеспечению пожарной безопасности и конкретные мероприятия по укреплению противопожарной защиты.

 

Статья 17. Целевые программы обеспечения пожарной безопасности

В целях комплексного решения проблем в области пожарной безопасности органами исполнительной власти не реже одного раза в три года разрабатываются целевые программы обеспечения пожарной безопасности, которые утверждаются соответствующими представительными органами.

В целевой программе должны быть изложены:

содержание и анализ существующих проблем;

перечень мероприятий по реализации программы с указанием сроков и исполнителей;

кадровое и ресурсное (финансовое и материально-техническое) обеспечение программы с указанием источников финансирования;

порядок контроля за ходом выполнения программы и расходованием средств.

Финансирование данных программ осуществляется в приоритетном порядке. В случае недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, связанных с осуществлением уже утверждённой программы, её финансирование осуществляется из внебюджетных источников.

 

Статья 18. Лицензирование

Органом лицензирования деятельности (работ, услуг) по обеспечению пожарной безопасности на территории Орловской области является Управление Государственной противопожарной службы.

Одновременно Государственная противопожарная служба является надзорным органом в системе лицензирования и других видов деятельности.

Взаимоотношения Государственной противопожарной службы с другими органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности и комитета по лицензированию и сертификации Орловской области определяются двусторонними соглашениями и (или) постановлениями Главы администрации области.

Положительные заключения органов Государственной противопожарной службы Орловской области о противопожарном состоянии территорий, зданий, сооружений, инженерных систем и коммуникаций являются обязательным условием для выдачи лицензий юридическим и физическим лицам по всем лицензируемым видам деятельности на территории области.

Ежегодно юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность (работы, услуги) на основании лицензий, обязаны представлять в органы лицензирования заключения подразделений Государственной противопожарной службы Орловской области о соответствии (подтверждении соответствия) требованиям пожарной безопасности территории, зданий, помещений, сооружений и технологического оборудования.

Порядок выдачи заключений определяется управлением Государственной противопожарной службы. Размер взимаемых тарифов за выдачу заключений устанавливается Государственной противопожарной службой по согласованию с управлением ценовой политики администрации Орловской области, либо на основании договоров.

Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, в случае получения отрицательного заключения Государственной противопожарной службы обязаны приостановить действие выданной лицензии или аннулировать её. Аналогичные действия лицензионные органы обязаны выполнить в случае получения от Государственной противопожарной службы официального уведомления об отзыве ранее выданного положительного заключения.

 

Статья 19. Сертификация

Вся производимая пожароопасная, пожарно-техническая продукция и услуги, а также пожароопасная и пожарно-техническая продукция, поставляемая и реализуемая на территории Орловской области, в том числе импортируемая, подлежит сертификации в соответствии с федеральным и областным законодательством.

В случае не соответствия этой продукции сертификационным требованиям или сертификационному образцу управление Государственной противопожарной службы в праве самостоятельно приостановить или внести в другие органы по сертификации предложения о приостановке, запрещении изготовления, поставки, реализации и использования отдельных видов продукции, в том числе импортируемой.

 

Статья 20. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

Государственная противопожарная служба в порядке и на основаниях, предусмотренных Федеральным законом "О средствах массовой информации", публикует на безвозмездной основе в областных, городских и иных средствах массовой информации сведения, содержащие информацию о противопожарном состоянии объектов области, о пожарах, произошедших на территории Орловской области, причинах, последствиях, мерах по их предотвращению и действиях в случае возникновения пожара.

По требованию областного органа управления Государственной противопожарной службы информация о пожарах сообщается немедленно.

Предприятия обязаны проводить обучение своих работников мерам пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности. Обучение может проводиться на учебной базе Государственной противопожарной службы с привлечением его специалистов.

Общеобразовательные учреждения области обязаны организовывать и проводить преподавание основ пожарной безопасности согласно утвержденным программам по предмету "Организация безопасности жизнедеятельности и до служебной подготовки", а также разработанным методическим рекомендациям.

 

Статья 21. Особый противопожарный режим

В связи с неблагополучной (сложной) пожарной обстановкой на соответствующих территориях органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе вводить особый противопожарный режим, определять порядок его введения и контроль за его исполнением.

Неблагополучной (сложной) пожарной обстановкой может быть признана реальная возможность:

- угрозы жизни населения территориального образования;

- ухудшения экологической обстановки, связанной с пожарами;

- возникновения массовых пожаров, в том числе и лесоторфяных.

При особом противопожарном режиме органами государственной власти и местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные требования пожарной безопасности, привлекаться силы и средства предприятий, организаций и иных юридических лиц для ликвидации причин и последствий пожаров.

Затраты, связанные с введением особого противопожарного режима соответствующей территории, несут органы, его вводящие.

В затраты по введению особого противопожарного режима в обязательном порядке включаются:

- средства для дополнительного финансирования Государственной противопожарной службы, связанные с усиленным вариантом несения службы, передислокацией и введением в боевой расчет резервной техники, обеспечением горюче-смазочными материалами, спецодеждой и питанием;

- средства на финансирование дополнительно привлекаемой пожарной, приспособленной и специальной техники;

- средства для оплаты труда соответственно риску для здоровья и жизни лицам, привлекаемым для тушения пожаров;

- средства для предупреждения и ликвидации лесоторфяных пожаров;

- резервные средства.

 

ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 22. Основные права и обязанности предприятий, организаций и иных юридических лиц в области пожарной безопасности

1. Юридические лица имеют право:

на защиту от пожаров своего имущества;

на возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

вносить в органы государственной власти и местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на их объектах;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности;

проводить независимые служебные расследования причин возникновения и обстоятельств пожаров.

устанавливать более высокий уровень противопожарного режима, чем это предусмотрено действующими нормативными документами.

2. Юридические лица обязаны:

осуществлять меры, направленные на создание пожаробезопасных условий труда для работников, иных граждан;

обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний и иных требований должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и утверждать в соответствии с действующими нормативными документами положения, инструкции и приказы, направленные на обеспечение пожарной безопасности, осуществлять контроль за их соблюдением;

создавать и содержать в соответствии с настоящим Законом подразделения пожарной охраны и обеспечивающую их функционирование материально-техническую базу;

осуществлять меры по внедрению автоматических средств противопожарной защиты;

своевременно информировать пожарную охрану о неисправностях пожарной техники, систем противопожарной защиты, водоснабжения, а также о закрытии дорог и проездов на своей территории и сроках устранения имеющихся неисправностей;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими своих непосредственных служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты (по предъявлении служебного удостоверения);

оказывать содействие пожарной охране в установлении причин пожаров, условий их возникновения и развития, а также в выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять должностным лицам Государственной противопожарной службы материалы служебных расследований, сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объектов, пожарной опасности производств, выпускаемой продукции, происшедших на их территории пожаров и их последствиях;

организовывать обучение работников мерам пожарной безопасности и проводить противопожарную пропаганду;

оказывать услуги и выполнять работы в области пожарной безопасности в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

уведомлять Государственную противопожарную службу о заключённых договорах противопожарного страхования.

При приватизации государственных (муниципальных) предприятий новый собственник является правопреемником всех прав и обязанностей по обеспечению пожарной безопасности. Договоры на организацию пожарной охраны подразделениями Государственной противопожарной службы подлежат переоформлению в трехмесячный срок после регистрации предприятия.

 

Статья 23. Основные права и обязанности граждан по обеспечению пожарной безопасности.

1. Граждане на территории Орловской области имеют право на:

защиту их жизни, здоровья и имущества от пожаров;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством, участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности;

участие в обеспечении пожарной безопасности.

2. Граждане на территории Орловской области обязаны:

соблюдать законодательство в области пожарной безопасности, требования норм и правил пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

уведомлять пожарную охрану о возникновении пожаров и принимать посильные меры по их тушению, спасению людей, имущества, оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности;

предоставлять в порядке, установленном федеральным законодательством, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений, строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечение их нарушений;

парковать автотранспорт, а также устанавливать автомобильные укрытия с учётом возможности обеспечения работы пожарной техники.

 

Статья 24. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности

1. Обеспечение пожарной безопасности является составной частью деятельности предприятий, их руководителей, должностных лиц и работников. Это требование должно быть отражено в должностных инструкциях, приказах, лицензиях, дающих право заниматься определённым видом деятельности, а также в коллективном договоре.

2. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на:

- руководителей предприятий и (или) уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующими договорами (контрактами). Возложение ответственности за соблюдение пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает ответственности с самих руководителей;

- должностных лиц заказчиков, застройщиков, проектных и строительных организаций при проектировании и застройке территории области, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;

- собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда, жилищно-строительных кооперативов, руководителей жилищно-эксплуатационных организаций.

 

Статья 25. Приостановка эксплуатации объектов и проведения отдельных видов работ

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающих реальную опасность возникновения пожара и (или) безопасности людей, уничтожения материальных ценностей, должностные лица Государственной противопожарной службы, уполномоченные осуществлять Государственный пожарный надзор на отдельных территориях и объектах, обязаны принимать меры по приостановке эксплуатации, полностью или частично, работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, а также проведения строительных, огневых и других видов работ. При невыполнении требований, обеспечивающих пожарную безопасность товаров, работ или услуг, указанные должностные лица вправе приостановить их выпуск и (или) реализацию.

 

Статья 26. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Кодексом Орловской области об административных правонарушениях.

 

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 27. Порядок обжалования действий (решений) должностных лиц Государственной противопожарной службы.

Действия должностных лиц по применению настоящего Закона могут быть обжалованы в вышестоящий, в порядке подчинённости орган, вышестоящему, в порядке подчинённости должностному лицу или в суд.

 

Статья 28. Исполнение настоящего Закона

Настоящий Закон обязателен для исполнения всеми находящимися на территории Орловской области органами власти, предприятиями, организациями, общественными объединениями, иными юридическими и физическими лицами, гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Настоящий Закон, а также нормативные и иные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подлежат государственной защите в судах и иных государственных органах в соответствии с федеральными законами и законами Орловской области.

Администрация Орловской области обеспечивает реализацию настоящего Закона на территории Орловской области.

Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования в газете "Орловская правда".

 

 

Глава администрации

Орловской области Е.С. Строев

 

г. Орел

6 июля 1999 г.

№ 110-ОЗ