ЗАКОН
Ханты-Мансийского автономного округа
О пожарной безопасности
(с изменениями на 19 марта 2003 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 30 сентября 1999 года № 50-оз;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 19 марта 2001 года № 28-оз;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 15 октября 2002 года № 53-оз;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 19 марта 2003 г. № 20-оз
Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 1 октября 1998 года
Настоящий Закон наряду с Федеральным законом “О пожарной безопасности” от 21 декабря 1994 года № 69-фз и другими федеральными нормативно-правовыми актами регулирует правоотношения в области пожарной безопасности на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
ГЛАВА 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:
объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении которого устанавливаются требования пожарной безопасности;
опасные факторы пожара - пламя и искра, повышенная температура окружающей среды, дым, токсичные продукты горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода;
пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия и реальная возможность возникновения пожара, а также угроза безопасному пребыванию людей;
охраняемый объект - объект, охраняемый подразделениями пожарной охраны по договорам, если на объекте предусмотрено круглосуточное дежурство личного состава с выездной пожарной техникой и осуществляется дозорная служба;
радиус выезда - нормативно-установленное расстояние по прямой от места дислокации пожарного депо до наиболее удаленного здания, сооружения.
Статья 2. Правовая основа настоящего Закона
Правовой основой обеспечения пожарной безопасности Ханты-Мансийского автономного округа являются Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные и иные нормативные правовые акты, Устав Ханты-Мансийского автономного округа, настоящий Закон и иные нормативно-правовые акты автономного округа.
Нормативно-правовые акты органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, не могут противоречить федеральному законодательству. В случае их противоречия действуют и применяются нормы и положения, установленные федеральным законодательством и федеральными нормативно-правовыми актами.
Статья 3. Основные направления обеспечения пожарной безопасности
Пожарная безопасность на территории, в городах и населенных пунктах автономного округа обеспечивается органами государственной власти и местного самоуправления, специальными государственными и муниципальными органами и подразделениями, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и места регистрации, а также гражданами, проживающими в автономном округе.
Пожарная безопасность обеспечивается за счет:
- государственного регулирования норм и правил пожарной безопасности;
- соблюдения установленных требований пожарной безопасности, контроля за их выполнением и оперативного реагирования в случае их нарушения;
- координации деятельности органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления, государственной противопожарной службы, предприятий и организаций;
- укрепления состояния защищенности личности, имущества от пожаров;
- совершенствования форм и методов спасения жизни и здоровья людей, оказавшихся в зоне пожара, сохранения имущества;
- совершенствования структуры Государственной противопожарной службы в целях эффективности ее деятельности;
- укрепления и развития материально-технической базы пожарной охраны;
- совершенствования средств тушения пожара и спасения людей;
- проведения противопожарной пропаганды и обучения населения правилам применения средств тушения пожаров.
ГЛАВА II. Полномочия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа и органов местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности
Статья 4. Полномочия Думы Ханты-Мансийского автономного округа
1. Дума автономного округа осуществляет нормативное правовое регулирование отношений в области пожарной безопасности на территории округа в соответствии с законодательством Р
оссийской Федерации и Уставом Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Дума Ханты-Мансийского автономного округа:
1) принимает соответствующие нормативные правовые акты по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории автономного округа;
2) утверждает по представлению Губернатора, Правительства автономного округа целевые программы, меры социального и экономического стимулирования по обеспечению пожарной безопасности, налоговые льготы для предприятий, организаций, производящих пожарно-техническую продукцию или оказывающих услуги в области пожарной безопасности, дополнительные социальные льготы для сотрудников и работников Государственной противопожарной службы автономного округа.
Статья 5. Полномочия Правительства Ханты-Мансийского автономного округа
1. Правительство автономного округа осуществляет нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности в соответствии с федеральным законодательством и законами автономного округа.
2. Правительство автономного округа в области пожарной безопасности:
а) организует исполнение федеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов автономного округа;
б) разрабатывает, исполняет расходы бюджета в части обеспечения пожарной безопасности, в том числе на содержание пожарной охраны;
в) организует разработку целевых программ автономного округа;
г) устанавливает порядок организации обучения населения мерам пожарной безопасности, участия населения в борьбе с пожарами;
д) по поручению Губернатора автономного округа участвует в подготовке договора с Правительством Российской Федерации по вопросам финансирования территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;
е) координирует деятельность государственных органов, обеспечивающих решение вопросов пожарной безопасности, в том числе путем создания соответствующей специальной комиссии при Правительстве автономного округа;
ж) в соответствии с действующим законодательством осуществляет меры по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей;
з) в установленном действующим законодательством порядке организует контроль за полнотой и своевременной уплатой гражданами и юридическими лицами налогов и страховых отчислений на обеспечение пожарной безопасности;
к) рассматривает и утверждает предложения органов государственной противопожарной службы Ханты-Мансийского автономного округа о мерах пожарной безопасности для административно-территориальных образований.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе по обеспечению пожарной безопасности
1. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности устанавливаются федеральными законами и законами автономного округа.
2. Органы местного самоуправления муниципальных образований:
а) принимают меры по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами автономного округа;
б) разрабатывают и утверждают городские и районные целевые программы, формируемые за счет местных бюджетов, принимают участие в разработке и реализации целевых программ автономного округа;
в) создают, содержат, реорганизуют и ликвидируют муниципальную пожарную охрану;
г) представляют на экспертизу в Государственную противопожарную службу генеральные планы застройки городов и населенных пунктов;
д) участвуют в работе комиссии Ханты-Мансийского автономного округа по пожарной безопасности;
е) осуществляют контроль оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельности Государственной противопожарной службы в пределах объемов оказываемой ими финансовой поддержки;
ж) осуществляют меры социальной и правовой защиты личного состава Государственной противопожарной службы наравне с сотрудниками милиции;
з) поощряют личный состав Государственной противопожарной службы за проявленное мужество и героизм при тушении пожаров, а также за деятельность по их предотвращению;
и) вправе требовать от руководителей предприятий и организаций принятия мер по обеспечению пожарной безопасности и поощрять руководителей предприятий и организаций.
ГЛАВА III. Обеспечение пожарной безопасности
Статья 7. Обеспечение пожарной безопасности на территории автономного округа
Обеспечение пожарной безопасности на территории автономного округа осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 8. Обеспечение пожарной безопасности организациями, предприятиями, учреждениями
2. Обеспечение пожарной безопасности возлагается на:
а) руководителей организаций или уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом). Возложение ответственности за обеспечение пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает такой ответственности с руководителей;
б) заказчиков, застройщиков проектных и строительных организаций при проектировании и застройке территории городов и других населенных пунктов, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
в) собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумов, а также на собственников имущества и недвижимости.
3. Наряду с нормами, установленными федеральным законодательством, организации имеют право устанавливать меры социального и экономического стимулирования пожарной безопасности, выпускать продукцию или оказывать услуги, соответствующие противопожарным требованиям, стандартам, нормам и правилам, а также обязаны:
а) осуществлять меры, направленные на создание пожаробезопасных условий труда для рабочих и служащих, граждан по месту их жительства;
б) обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны;
в) разрабатывать и утверждать в соответствии с действующими нормативными документами положения, инструкции, другие акты, направленные на обеспечение пожарной безопасности, осуществлять контроль за их соблюдением;
д) осуществлять меры по внедрению автоматических средств противопожарной защиты;
е) обеспечивать возможность свободного подъезда и установки к зданиям и сооружениям пожарной техники для спасения людей, материальных ценностей и тушения пожара;
з) уведомлять Государственную противопожарную службу автономного округа о заключенных договорах противопожарного страхования.
Статья 9. Комиссия по пожарной безопасности
В целях координации деятельности органов государственной власти и различных служб автономного округа по обеспечению пожарной безопасности, совершенствования работы в данном направлении Правительством автономного округа создается комиссия Ханты-Мансийского автономного округа по пожарной безопасности.
В состав комиссии, как правило, включаются представители, занимающиеся вопросами пожарной безопасности, жизнеобеспечения, финансирования, строительства, ликвидации чрезвычайных ситуаций, управления имуществом, охраны общественного порядка, органов местного самоуправления.
Комиссия действует в соответствии с Положением о ней, утверждаемом постановлением Губернатора или Правительства автономного округа.
Статья 10. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Ежегодно исходя из анализа противопожарной обстановки на территории автономного округа, по предложению Управления Государственной противопожарной службы и комиссии при Правительстве автономного округа определяются меры пожарной безопасности с учетом принятых целевых программ, которые разрабатываются Правительством автономного округа, утверждаются Думой автономного округа.
В соответствии с утвержденными целевыми программами Правительство автономного округа определяет порядок обеспечения пожарной безопасности, источники финансирования, ответственных по реализации принимаемых мер.
Органы местного самоуправления муниципальных образований, исполняя постановление Правительства автономного округа, могут принимать решения о дополнении принимаемых мер за счет собственных и привлеченных средств, но не могут снижать норм и требований, установленных постановлением Правительства автономного округа.
Статья 11. Организация тушения пожаров
Выезд подразделений пожарной охраны в Ханты-Мансийском автономном округе на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке на все объекты независимо от форм собственности.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров в Ханты-Мансийском автономном округе устанавливается расписанием выездов, планами, разрабатываемыми Управлением Государственной противопожарной службы и его подразделениями и утверждается соответственно Правительством автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований или уполномоченными ими органами. В расписание выездов включаются все подразделения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным законом “О пожарной безопасности” в автономном округе в телефонных сетях действует единый номер - 01, который поддерживается предприятиями связи и предприятиями, имеющими собственную телефонную связь в постоянном рабочем и исправном состоянии, и предоставляется немедленно в случае возникновения такой необходимости.
Для тушения пожаров все виды пожарной службы в автономном округе используют все источники водоснабжения (водообеспечения) независимо от их принадлежности и назначения на безвозмездной основе.
Статья 13. Сертификация
В соответствии с утвержденными Федеральным органом управления Государственной противопожарной службы перечнями пожароопасная и пожарно-техническая продукция, работа (услуги) в области пожарной безопасности, производимые или(и) реализуемые на территории Ханты-Мансийского автономного округа, подлежат в соответствии с установленным федеральными органами порядке обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности с выдачей сертификата пожарной безопасности.
Государственная противопожарная служба автономного округа имеет право приостанавливать и запрещать деятельность по оказанию услуг, выпуску и реализации продукции, не соответствующих сертификационным требованиям.
Статья 15. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Государственная противопожарная служба в порядке и на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря 1991 года № 2124-1 “О средствах массовой информации”, публикует на безвозмездной основе в окружных, городских, районных и иных средствах массовой информации сведения, содержащие информацию о противопожарном состоянии объектов и населенных пунктов, о пожарах, происшедших на территории Ханты-Мансийского автономного округа, причинах, последствиях, мерах по их предотвращению и действиях в случае возникновения пожара.
По требованию Государственной противопожарной службы информация о пожарах сообщается немедленно.
Организации обязаны проводить обучение своих работников мерам пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности. Обучение может проводиться на учебной материально-технической базе Государственной противопожарной службы с привлечением ее специалистов.
ГЛАВА IV. Пожарная охрана
Статья 16. Виды пожарной охраны на территории Ханты-Мансийского автономного округа
Организацию предупреждения и тушения пожаров на территории Ханты-Мансийского автономного округа осуществляют:
- Государственная противопожарная служба;
- ведомственная пожарная охрана;
- муниципальная пожарная служба (охрана);
- добровольная пожарная охрана и противопожарные формирования.
Статья 17. Статья исключена Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 19 марта 2001 года N 28-оз - см. предыдущую редакцию.
Статья 18. Гарантии социальной защищенности личного состава Государственной противопожарной службы
Меры социальной защищенности личного состава Государственной противопожарной службы, содержащегося за счет средств окружного и муниципальных бюджетов, устанавливаются на уровне мер социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, содержащихся за счет соответствующих бюджетов.
Личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа, в том числе из государственного жилищного фонда, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы.
Органы местного самоуправления муниципальных образований и предприятия в установленном порядке могут на льготных условиях продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы.
Статья 19. Ведомственная и добровольная пожарная охрана, противопожарные формирования
Предприятия и организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать самостоятельно и по договорам органы управления и подразделения ведомственной и добровольной пожарной охраны. Финансирование ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств соответствующих предприятий и организаций.
Наряду с коллективными формами участия в деятельности по предотвращению пожаров отдельные граждане могут в индивидуальном порядке осуществлять общественный контроль за соблюдением требований пожарной безопасности.
Статья 20. Муниципальная пожарная служба (охрана)
Муниципальная пожарная служба (охрана) организуется органами местного самоуправления по договорам с Государственной противопожарной службой для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципального образования и финансируется за счет средств муниципальных бюджетов, а также иных предусмотренных законодательством источников.
Подразделение муниципальной пожарной службы (далее - подразделение) входит в состав гарнизона пожарной охраны. Его привлечение к тушению пожаров осуществляется на основании расписаний выездов и планов привлечения сил и средств в порядке, предусмотренном действующим законодательством, Боевым уставом пожарной охраны и иными нормативными актами Государственной противопожарной службы.
Подразделение организует свою деятельность в соответствии с положением о муниципальной пожарной охране. В положении предусматриваются порядок организации, реорганизации, ликвидации подразделения, условия осуществления его деятельности, несения службы личным составом, источник финансирования, а также перечень видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, выполняемых подразделением.
Материально-техническое обеспечение подразделения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с установленными нормативами для подразделений Государственной противопожарной службы.
Статья 21. Объединения пожарной охраны
В целях содействия деятельности Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны создаются общественные объединения (организации) пожарной охраны, осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Городские и районные организации Всероссийского добровольного пожарного общества организуют и проводят обучение населения мерам пожарной безопасности, пропаганду пожарно-технических знаний, конкурсы на противопожарную тематику (художественные, литературные и иные).
Статья 22. Финансовое материальное обеспечение Государственной противопожарной службы автономного округа
Финансирование Государственной противопожарной службы на содержание личного состава, материально-техническое обеспечение, строительство и реконструкцию ее объектов и сооружений осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством автономного округа и целевыми программами.
После завершения строительства объектов Государственной противопожарной службы имущество, здания, сооружения, техника, средства связи передаются службе в оперативное управление и ставятся на ее баланс.
Финансирование Государственной противопожарной службы планируется отдельной строкой в бюджете муниципального образования, при этом Государственная противопожарная служба является непосредственным получателем бюджетных средств. Средства, запланированные в бюджетах муниципальных образований на содержание Государственной противопожарной службы как службы жизнеобеспечения, выделяются в первоочередном порядке.
Статья 23. Противопожарное страхование и обязательные отчисления
Противопожарное страхование на территории Ханты-Мансийского автономного округа может осуществляться в добровольной и обязательной формах в соответствии с федеральным законодательством.
Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхование юридическими лицами, относится на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 30 сентября 1999 года N 50-оз - см. предыдущую редакцию).
Абзацы 3-15 исключены Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 30 сентября 1999 года N 50-оз - см. предыдущую редакцию.
ГЛАВА V. Ответственность, меры предупреждения и пресечения нарушений в области пожарной безопасности
Статья 25. Ответственность должностных лиц и граждан
За невыполнение положений настоящего Закона граждане и должностные лица на территории Ханты-Мансийского автономного округа привлекаются к административной и иной ответственности, установленной федеральным законодательством на момент совершения правонарушения и законом автономного округа, предусматривающим административную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности.
Статья 26. Использование средств, полученных от применения штрафных санкций
Суммы административных штрафов за правонарушения, совершенные в сфере пожарной безопасности, подлежат зачислению в бюджет в соответствии с законодательством.
Статья 28. Порядок обжалования действий (решений) должностных лиц Государственной противопожарной службы
Действия должностных лиц по применению настоящего Закона могут быть обжалованы в вышестоящий орган в порядке подчиненности органа Государственной противопожарной службы, в суд и органы прокуратуры.
ГЛАВА VI. Заключительные положения
Статья 29. Введение в действие настоящего Закона
Исполнительному органу государственной власти автономного округа, органам местного самоуправления привести в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты, принятые по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.
г.Ханты-Мансийск 15 октября 1998 года № 67-оз |
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа
А.В. Филипенко |