Закон Республики Татарстан

"О пожарной безопасности"

 

от 18 мая 1993 г. № 1866-XII

 

(введен в действие Постановлением ВС РТ № 1867-XII от 18 мая 1993 г.)

(с изменениями от 8 февраля 1994 г., 31 января 1996 г., 21 ноября 1996 г.,

11 марта 1999 г., 22 февраля 2001 г., от 26 февраля 2005 г.)

 

 

Настоящий Закон определяет правовые основы обеспечения пожарной безопасности и пожарной охраны в Республике Татарстан.

 

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области пожарной безопасности

Правовое регулирование отношений в области пожарной безопасности в Республике Татарстан осуществляется федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми на их основе.

 

Статья 2. Система обеспечения пожарной безопасности Республики Татарстан

Система обеспечения пожарной безопасности Республики Татарстан - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности Республики Татарстан являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности Республики Татарстан:

1) нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

2) реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

3) создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

4) проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

5) содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

6) научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

7) информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

8) производство пожарно-технической продукции;

9) выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

10) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

11) учет пожаров и их последствий;

12) установление особого противопожарного режима.

 

Глава II. Полномочия органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

 

Статья 3. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан в области пожарной безопасности

К полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан в области пожарной безопасности относятся:

законодательное регулирование в области пожарной безопасности;

утверждение важнейших республиканских программ в области пожарной безопасности;

утверждение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

контроль за соблюдением законодательства в области пожарной безопасности.

 

Статья 4. Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в области пожарной безопасности

К полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в области пожарной безопасности относятся:

принятие нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

разработка и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

организация обучения населения мерам пожарной безопасности;

разработка, организация выполнения и финансирование целевых программ в области пожарной безопасности;

осуществление в пределах своей компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны Республики Татарстан и членов их семей;

утверждение перечня оперативных должностей работников противопожарной службы Республики Татарстан, дающих право на пенсию по старости по достижении ими возраста 50 лет при стаже работы в противопожарной службе Республики Татарстан не менее 25 лет;

создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджета Республики Татарстан;

организация тушения пожаров (за исключением пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета Республики Татарстан;

другие полномочия в области пожарной безопасности в соответствии с законодательством.

 

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

К компетенции органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

 

Глава III. Пожарная охрана

 

Статья 6. Виды и основные задачи пожарной охраны Республики Татарстан

Пожарная охрана Республики Татарстан подразделяется на следующие виды:

противопожарная служба Республики Татарстан;

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах;

организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана Республики Татарстан не привлекается.

 

Статья 7. Противопожарная служба Республики Татарстан

Противопожарная служба Республики Татарстан входит в состав Государственной противопожарной службы и является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Противопожарная служба Республики Татарстан создается Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с законодательством Республики Татарстан.

Положение о противопожарной службе Республики Татарстан, ее структура и численность личного состава утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Республика Татарстан вправе в порядке, установленном законодательством, передать осуществление части своих полномочий в области тушения пожаров федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности.

 

Статья 8. Личный состав противопожарной службы Республики Татарстан

Личный состав противопожарной службы Республики Татарстан включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).

В противопожарную службу Республики Татарстан принимаются граждане не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав противопожарной службы Республики Татарстан.

На работников противопожарной службы Республики Татарстан распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде, а также законодательством Республики Татарстан.

Работники противопожарной службы Республики Татарстан в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

В своей деятельности личный состав противопожарной службы Республики Татарстан не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Личному составу противопожарной службы Республики Татарстан в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Татарстан.

 

Статья 9. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы Республики Татарстан

Работники противопожарной службы Республики Татарстан и члены их семей находятся под защитой государства.

В случае гибели работника противопожарной службы Республики Татарстан при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

Иные гарантии правовой и социальной защиты работников противопожарной службы Республики Татарстан определяются Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с действующим законодательством и не должны быть ниже существующих гарантий правовой и социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы.

 

Статья 10. Страховые гарантии работникам противопожарной службы Республики Татарстан

Работники противопожарной службы Республики Татарстан подлежат обязательному государственному личному страхованию в соответствии с законодательством за счет средств бюджета Республики Татарстан.

 

Статья 11. Финансовое и материально-техническое обеспечение пожарной охраны Республики Татарстан

Финансовое обеспечение деятельности подразделений противопожарной службы Республики Татарстан, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с законодательством Республики Татарстан является расходным обязательством Республики Татарстан.

Материально-техническое обеспечение противопожарной службы Республики Татарстан осуществляется в порядке и по нормам, установленным Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Финансовое и материально-техническое обеспечение переданных Республикой Татарстан в соответствии с законодательством части своих полномочий в области тушения пожаров федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, устанавливается в соответствии с соглашением, заключаемым с данным федеральным органом исполнительной власти.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны в соответствии с федеральным законодательством является расходным обязательством муниципального образования.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с федеральным законодательством осуществляются их учредителями за счет собственных средств.

 

Статья 12. Имущество противопожарной службы Республики Татарстан

Имущество противопожарной службы Республики Татарстан приватизации не подлежит.

 

Статья 13. Муниципальная пожарная охрана

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

 

Статья 14. Ведомственная пожарная охрана

Ведомственная пожарная охрана создается в соответствии с законодательством.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными в порядке, установленном федеральным законодательством.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

 

Статья 15. Частная пожарная охрана

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

 

Статья 16. Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в реализации принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

 

Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности

 

Статья 17. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Органы государственной власти Республики Татарстан вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

 

Статья 18. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований Республики Татарстан разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления.

Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию в части обеспечения пожарной безопасности в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 19. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров на республиканском уровне утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан, на местном уровне - органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляются в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

 

Статья 20. Производство пожарно-технической продукции

Пожарно-техническая продукция производится на основе государственного заказа и государственного оборонного заказа, а также в порядке предпринимательской деятельности.

Организация работ по выполнению государственного заказа и государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

 

Статья 21. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. Перечень работ и услуг в области пожарной безопасности устанавливается федеральным законодательством.

Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным в соответствии с федеральным законодательством.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным в соответствии с федеральным законодательством. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 23. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее - информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.

Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются федеральными законами и нормативными документами по пожарной безопасности.

Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать пожарную охрану Республики Татарстан о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию пожарной охраны Республики Татарстан экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти Республики Татарстан и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

 

Статья 24. Учет пожаров и их последствий

Официальный статистический учет и государственная статистическая отчетность по пожарам и их последствиям в Республике Татарстан осуществляются в соответствии с единой государственной системой статистического учета пожаров и их последствий Российской Федерации.

 

Статья 25. Особый противопожарный режим

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти Республики Татарстан или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.

 

Статья 26. Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности

Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности осуществляют научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные и иные научно-технические учреждения и организации, а также соответствующие учебные заведения.

Финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет других источников финансирования.

 

Глава V. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

 

Статья 27. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности устанавливаются федеральным законодательством.

 

Статья 28. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности устанавливаются федеральным законодательством.

 

Статья 29. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители органов исполнительной власти Республики Татарстан;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава I. Общие положения

Глава II. Полномочия органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

Глава III. Пожарная охрана

Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности

Глава V. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности