ЗАКОН
Калужской области
О пожарной безопасности в Калужской области
Принят
Законодательным Собранием
10 мая 2001 года
Внесено Изменение, утвержденное Законом Калужской области от 11.11.2002 № 151-ОЗ
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Уставом Калужской области регулирует правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности на территории Калужской области.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
иные понятия, установленные Федеральным законом "О пожарной безопасности
пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия и реальная возможность возникновения пожара и угроза безопасному пребыванию людей;
Государственная противопожарная служба (в настоящем Законе) - основной вид пожарной охраны, входящий в состав управления внутренних дел Калужской области в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
(Измененная редакция, Изм. 2002)
Статья 2. Правовая основа настоящего Закона
Правовой основой обеспечения пожарной безопасности в Калужской области являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Калужской области, настоящий Закон, а также иные законы и нормативные правовые акты Калужской области.
Статья 3. Участники обеспечения пожарной безопасности
Участниками обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти области, органы местного самоуправления, организации, граждане, а также подразделения пожарной охраны, осуществляющие мероприятия по защите личности, имущества, общества от пожаров.
Глава II. Пожарная охрана
Статья 4. Виды пожарной охраны в области
На территории Калужской области действуют следующие виды пожарной охраны:
- государственная противопожарная служба;
- ведомственная пожарная охрана;
- добровольная пожарная охрана;
- объединения пожарной охраны.
Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.
Статья 5. Государственная противопожарная служба
Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны в Калужской области.
Территориальный орган управления Государственной противопожарной службы, создаваемый в Калужской области, является самостоятельным оперативным органом управления Государственной противопожарной службы, входящим в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанный орган руководит деятельностью дислоцированных на территории Калужской области подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.
Содержание за счет бюджета области подразделений по охране городов и сельских населенных пунктов области осуществляется на основании заключаемых договоров между Правительством Калужской области и Государственной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, численность которых определяется из расчета:
- одна единица личного состава государственной противопожарной службы на 650 человек населения городов;
- одна единица личного состава государственной противопожарной службы на 400 человек населения сельских населенных пунктов.
Отдел Государственной противопожарной службы № 84 Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является самостоятельным органом управления, входящим в состав специального управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и руководит деятельностью подчиненных подразделений по предупреждению и тушению пожаров в муниципальном образовании "Город Обнинск".
(Измененная редакция, Изм. 2002)
Статья 6. Взаимодействие государственной противопожарной службы с органами государственной власти Калужской области и органами местного самоуправления в Калужской области
Государственная противопожарная служба:
- разрабатывает и вносит в Правительство Калужской области и Законодательное Собрание Калужской области для утверждения нормативные документы по пожарной безопасности, содержащие дополнительные требования пожарной безопасности, не снижающие требований, установленных федеральными нормативными документами, в соответствии со спецификой Калужской области;
- вносит в Правительство Калужской области и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности.
Глава III. Компетенция органов государственной власти Калужской области в области пожарной безопасности
(Измененная редакция, Изм. 2002)
Статья 7. Компетенция Законодательного Собрания Калужской области в области пожарной безопасности
К компетенции Законодательного Собрания Калужской области относятся:
- разработка и принятие областных законов, других нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;
- утверждение в областном бюджете расходов на обеспечение пожарной безопасности;
- контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Калужской области, а также за деятельностью исполнительных органов государственной власти Калужской области по вопросам исполнения законов и иных нормативных правовых актов по обеспечению пожарной безопасности, издаваемых Законодательным Собранием Калужской области;
- включение в программы социально-экономического развития Калужской области мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей;
- установление социальных гарантий для добровольных пожарных.
Статья 8. Компетенция Правительства Калужской области в области пожарной безопасности
К компетенции Правительства Калужской области относятся:
- создание комиссии в органах исполнительной власти для координации и совершенствования работ по обеспечению пожарной безопасности в Калужской области;
- разработка и реализация программ социально-экономического и перспективного развития Калужской области в части, касающейся обеспечения пожарной безопасности;
- разработка региональных целевых программ "Пожарная безопасность" и организация их исполнения;
- разработка и исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
- введение особого противопожарного режима;
- организация обучения населения правилам пожарной безопасности, а также привлечение их в установленном порядке к предупреждению и тушению пожаров;
- использование средств массовой информации в решении вопросов обеспечения пожарной безопасности;
- поощрение руководителей организаций, добившихся высоких результатов в деле обеспечения пожарной безопасности;
- поощрение личного состава государственной противопожарной службы за проявленные мужество и героизм при тушении пожаров, а также за деятельность по их предупреждению.
Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности
Статья 9. Организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности
Организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности является составной частью деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц и работников.
Планы социально-экономического развития любых территорий, организаций должны в обязательном порядке содержать меры обеспечения пожарной безопасности и конкретные мероприятия по укреплению противопожарной защиты.
Статья 10. Принципы обеспечения пожарной безопасности
Пожарная безопасность в области обеспечивается за счет:
- контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и оперативного реагирования на их нарушения;
- координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и государственной противопожарной службы;
- совершенствования форм и методов борьбы за жизнь и здоровье людей, оказавшихся в зоне пожара, а также сохранность имущества;
- совершенствования структуры пожарной охраны в целях повышения эффективности ее деятельности;
- укрепления и развития материально-технической базы пожарной охраны;
- совершенствования средств тушения пожаров и спасения людей;
- проведения противопожарной пропаганды и обучения населения правилам пожарной безопасности и применению средств тушения пожара.
Статья 11. Комиссия по пожарной безопасности
В целях координации деятельности органов государственной власти и различных служб по обеспечению пожарной безопасности, совершенствования работы в данном направлении, Правительством Калужской области создается областная комиссия по пожарной безопасности.
Деятельность комиссии обеспечивает государственная противопожарная служба. Положение о комиссии и ее персональный состав утверждается Правительством Калужской области.
Статья 12. Тушение пожаров
Пожарная охрана на территории области осуществляет тушение пожаров в обязательном порядке на всех объектах, независимо от форм собственности.
Порядок привлечения сил и средств пожарной охраны для тушения пожаров на территории области устанавливается расписанием привлечения сил и средств, которое разрабатывается государственной противопожарной службой и утверждается Правительством Калужской области и органами местного самоуправления. В расписание привлечения сил и средств включаются все подразделения пожарной охраны.
Силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях.
Для вызова подразделений государственной противопожарной службы в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
Возмещение затрат на тушение пожара хозяйствующим субъектам, содержащим на своем балансе подразделения пожарной охраны и участвующим в тушении пожаров, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 13. Учет требований пожарной безопасности при планировании и застройке населенных пунктов
При разработке градостроительной документации, проектов строительства, выборе земельных участков (трасс) под строительство должны выполняться действующие нормы и правила, обеспечивающие пожарную безопасность и условия для успешного спасения людей и ликвидации возможных пожаров.
Проекты строительства в порядке осуществления государственного контроля подлежат обязательному представлению до начала строительства в государственную противопожарную службу.
Обязательному согласованию с государственной противопожарной службой подлежат:
- градостроительная документация;
- проектные решения на строительство объектов, по которым отсутствуют нормы проектирования;
- обоснованные отступления от действующих требований пожарной безопасности;
- изменения ранее согласованных проектных решений, возникающих в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объектов;
- проекты строительства, выполняемые иностранными проектными организациями или с использованием зарубежных нормативных документов;
- территориальные нормы строительного проектирования.
Статья 14. Особый противопожарный режим
В связи с неблагополучной (сложной) пожарной обстановкой на соответствующих территориях Правительство Калужской области вправе вводить особый противопожарный режим, определять порядок его введения и контроль за его исполнением.
Неблагополучной (сложной) пожарной обстановкой может быть признана реальная возможность угрозы жизни и здоровью населения территориального образования, ухудшение экологической обстановки, связанной с пожарами, возникновение массовых пожаров, в том числе лесоторфяных.
При особом противопожарном режиме Правительством Калужской области могут устанавливаться дополнительные требования пожарной безопасности, привлекаться силы и средства предприятий, организаций и иных юридических лиц для ликвидации причин и последствий пожаров.
Затраты, связанные с введением особого противопожарного режима соответствующей территории, несут собственники имущества, находящегося на этой территории.
Глава V. Заключительные положения
Статья 15. Приведение нормативных правовых актов Калужской области в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления, приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Калужской области
А.Д. Артамонов
г.Калуга
22 мая 2001 г.
№ 36-ОЗ