Министерство транспорта Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА Ил-86
ТОИ Р-54-003-96
Вводится в действие с 01.06.96
СОГЛАСОВАНО Президент профсоюза летного состава России С.М. Плевако "8" апреля 1996 г. |
|
УТВЕРЖДЕНО Первый заместитель директора Департамента воздушного транспорта Г.Н. Зайцев от "10" апреля 1996 г. № ДВ-51/И |
Взамен инструкции, утвержденной МГА от 11.06.90 №15/И
Настоящая Типовая инструкция по охране труда разработана Отделом охраны труда ДВТ (Еленским В.В.), 037 лабораторией ГосНИИ ГА (Василенко А.Е.) и согласована с отделами ДВТ: ОЛЭиС (Столяровым Н.А.), ОТЭРАТ (Воробьевым В.И.), ОАБ (Салеевым В.Н.), Медотделом (Хватовым Е.В.) и Юротделом (Ефимуркиным СМ.).
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Настоящая Типовая инструкция* распространяется на летный состав экипажа самолета Ил-86: командира ВС, второго пилота, штурмана и бортинженера и содержит основные требования по охране труда членов экипажа при выполнении ими своих должностных обязанностей.
_____________
* На основе Типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда с учетом конкретных условий на предприятии (в организации).
Специальные требования, обеспечивающие безопасность труда членов экипажа в процессе подготовки к полету и во время полета, изложены в Руководстве по летной эксплуатации самолета Ил-86 (далее по тексту - РЛЭ) и Наставлении по производству полетов (далее по тексту - НПП).
1.2. Члены экипажа самолета (далее по тексту - члены экипажа) независимо от квалификации и стажа работы должны своевременно и в полном объеме пройти все виды инструктажа по безопасности труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный). При перерывах в летной работе более чем на 60 календарных дней, а также в случае нарушения требований инструкции по охране труда, члены экипажа должны пройти внеплановый инструктаж (индивидуально или всем экипажем самолета).
Лица, не прошедшие инструктаж, к работе не допускаются.
1.3. Во время работы на членов экипажа могут оказывать воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся по территории аэродрома ВС, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
- струи отработавших газов авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;
- воздушные всасывающие потоки, движущиеся с большой скоростью (зона сопел авиадвигателей);
- вращающиеся винты стоящих на стоянках самолетов и вертолетов;
- выступающие части самолета и его оборудования (элементы конструкции двигателей, острые кромки антенн, незакрытые створки люков, лючков и т.п.);
- повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей самолета, складных трапов, стремянок, места стоянки и покрытия аэродрома);
- предметы, находящиеся на поверхности места стоянки самолета (шланги, кабели, тросы заземления и др.);
- выполнение работы вблизи от неогражденных перепадов по высоте (на стремянке, приставной лестнице, плоскости самолета, у незакрытого люка, входной двери и т.п.);
- электрический ток, который в случае замыкания может пройти через тело человека,
- повышенный уровень шума от работающих авиадвигателей и ВСУ;
- повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
- разряды статического электричества;
- недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки самолета, перрона;
- пожар или взрыв.
1.4. Для контроля состояния здоровья члены экипажа должны ежегодно проходить медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК) и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Члены экипажа, не прошедшие периодический медицинский осмотр и годовое освидетельствование во ВЛЭК, к летной работе не допускаются.
1.5. Члены экипажа должны пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами.
1.6. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного отдыха (при нахождении вне места базирования) члены экипажа обязаны доложить о своем состоянии командиру ВС и обратиться за медицинской помощью.
1.7. Если с членом экипажа произошел несчастный случай, то ему необходимо оказать медицинскую помощь и сообщить о случившемся в установленном порядке для организации расследования этого случая в соответствии с действующим Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве.
1.8. Члены экипажа должны уметь оказать первую доврачебную помощь, пользоваться бортовой медицинской аптечкой.
1.9. Члены экипажа должны соблюдать установленный для них режим рабочего времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного отдыха, правила поведения во время нахождения на дежурстве, в резерве и т.д.
1.10. Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов члены экипажа должны сами соблюдать требования пожаро- и взрывобезопасности и не допускать нарушений со стороны пассажиров (не курить на месте стоянки ВС, не пользоваться открытым огнем и т.п.).
1.11. Члены экипажа, не соблюдающие требования инструкции по охране труда, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности; если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, члены экипажа могут привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ВЫЛЕТОМ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1. Члены экипажа перед полетом обязаны пройти медицинский осмотр.
При выполнении полетов за рубежом предполетный медицинский осмотр не проводится. Ответственность за соблюдение членами экипажа полноценного отдыха несет командир ВС.
2.2. При перемещении по территории аэродрома члены экипажа должны соблюдать следующие правила:
2.2.1. Ходить только по специально предназначенным для этого маршрутам.
2.2.2. Во избежание несчастных случаев от наезда транспортных средств и самоходных механизмов во время ходьбы быть внимательным, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток; следует помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля, самоходного механизма могут быть не слышны.
2.2.3. Соблюдать осторожность вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей, вращения воздушных винтов самолетов, несущих и рулевых винтов вертолетов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования спецавтотранспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета ГСМ, погрузочно-разгрузочных работ и др.), а также на проезжей части дорог; обращать внимание на неровности и скользкие места на поверхности аэродрома и избегать передвижения по ним.
Опасно находиться на расстоянии:
- менее 50 м в направлении выхода газов из двигателя;
- менее 10 м перед воздухозаборником двигателя;
- менее 20 м при работе бортовых радиолокационных станций.
2.3. В процессе предполетного осмотра воздушного судна необходимо:
2.3.1. Пользоваться исправными стремянками и приставными лестницами, предусмотренными для самолета Ил-86. Особую осторожность следует проявлять при неблагоприятных погодных условиях (например, во время дождя, снега). Нельзя спрыгивать со стремянки или спускаться, шагая через несколько ступенек.
2.3.2. Соблюдать осторожность при передвижении по стоянке, чтобы не споткнуться и не удариться о шланги, кабели, тросы, рукава, упорные колодки, тележки, баллоны и т.п.
2.3.3. Во избежание травмирования головы, быть внимательным при передвижении под фюзеляжем возле низкорасположенных частей самолета (например, мотогондол двигателей).
2.3.4. Для исключения причин имевших место несчастных случаев с членами экипажей следует:
- соблюдать осторожность внутри самолета для исключения травмирования незакрытыми панелями и створками и падений в незакрытые люки;
- не держаться за проемы незакрытых дверей внутри самолета для исключения возможного прищемления пальцев;
- при спуске по трапу застегнуть пальто или плащ, держаться за поручни.
2.4. В процессе предполетной подготовки каждый член экипажа обязан руководствоваться требованиями РЛЭ, в том числе:
2.4.1. Бортинженер:
при осмотре самолета снаружи (в соответствии с установленным маршрутом):
- убедиться в том, что возле самолета имеются необходимые средства пожаротушения, под колесами основных опор шасси установлены упорные колодки, токосъемники на шасси имеют контакт с землей, самолет заземлен;
- проверить отсутствие посторонних предметов под самолетом и возле него;
- убедиться в чистоте выпускных трапов для входа в самолет.
при осмотре внутри самолета:
- убедиться в том, что все технологические люки, панели пола и потолка закрыты; при этом следует иметь в виду, что незакрытые люки и панели явились причиной значительного числа несчастных случаев с членами экипажей;
- осмотреть багажники, проходы в пассажирских салонах и кабине экипажа и убедиться в отсутствии в них посторонних предметов;
- убедиться в закрытии дверей, в том числе, аварийных и грузовых;
- убедиться в том, что аварийно-спасательное оборудование и плавсредства находятся на борту и надежно закреплены, бортовые ручные огнетушители находятся на своих местах, бортовые медицинские аптечки укомплектованы;
- проверить наличие кислородных масок и кислорода в системе;
- убедиться в том, что кресло надежно стопорится, привязные ремни не повреждены и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать кресло и длину привязных ремней);
- проверить карманы кресел во избежание травм рук оставленными колющими и режущими предметами.
2.4.2. Второй пилот:
- произвести внешний осмотр кабины, после чего занять свое рабочее место, убедиться в том, что кресло надежно стопорится, привязные ремни не повреждены и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать кресло и длину привязных ремней);
- проверить наличие дымозащитных очков, кислородных масок и кислорода в системе.
2.4.3. Командир ВС:
- принять доклады членов экипажа о готовности самолета и его оборудования к полету;
- осмотреть кабину и убедиться в отсутствии посторонних предметов;
- занять свое рабочее место, убедиться в том, что кресло надежно стопорится, привязные ремни не повреждены и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать кресло и длину привязных ремней).
2.5. При заправке самолета топливом должны быть соблюдены следующие требования:
2.5.1. Перед заправкой необходимо проверить наличие заземления самолета и топливозаправщика, их соединение тросом для выравнивания потенциалов статического электричества.
2.5.2. Убедиться в наличии необходимых средств пожаротушения на месте стоянки самолета.
2.5.3. Во время заправки самолета запрещается:
- выполнять любые виды работ по техническому обслуживанию самолета, а также погрузочно-разгрузочные работы и обработку самолета противообледенительной жидкостью "Арктика";
- присоединять и отсоединять аэродромный источник электропитания к бортовой электросети;
- пользоваться открытым огнем и светильниками, не удовлетворяющими требованиям пожарной и взрывной безопасности;
- продолжать заправку в случае приближения грозы.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТНОГО ЗАДАНИЯ
3.1. Основным условием обеспечения безопасности членов экипажа в процессе выполнения полетного задания является соблюдение ими требований НПП и РЛЭ.
3.2. Буксировку самолета можно осуществлять только при наличии давления в тормозной системе в установленных пределах.
3.3. Во время буксировки самолета члены экипажа должны находиться на своих рабочих местах и, в случае необходимости, принять меры к своевременной остановке самолета.
3.4. При буксировке самолета в ночное время и в условиях плохой видимости следует включить импульсный маяк, аэронавигационные и габаритные огни и убедиться в том, что фары и габаритные огни на тягаче также включены.
3.5. Скорость буксировки по сухой бетонированной дорожке "носом" вперед допускается не более 10 км/ч, "хвостом" вперед - не более 5 км/ч, вблизи препятствий - не более 5 км/ч.
3.6. Запуск двигателей может быть начат только после получения разрешения от диспетчера УВД, авиатехника, выпускающего самолет, и докладов членов экипажа о готовности самолета к полету.
3.7. Перед запуском двигателей необходимо убедиться в том, что:
3.7.1. Складные трапы убраны.
3.7.2. Наземный состав, выпускающий самолет, готов к запуску двигателей.
3.7.3. Самолет поставлен на стояночный тормоз.
3.7.4. Стремянки и другое оборудование по обе стороны от самолета убраны на расстояние, обеспечивающее безопасный запуск и опробование двигателей;
3.8. Перед выруливанием необходимо дать команду авиатехнику, выпускающему самолет, отсоединить аэродромный источник питания.
3.9. Скорость руления должна поддерживаться в зависимости от состояния РД, условий видимости и наличия препятствий.
3.10. Руление вблизи препятствий, в зонах интенсивного движения ВС, спецавтотранспорта, людей, а также при ограниченной видимости должно выполняться на скорости, обеспечивающей своевременную остановку самолета.
3.11. Члены экипажа при выполнении полета, находясь на своих рабочих местах, должны быть пристегнуты к сидениям кресел привязными ремнями.
3.12. Члены экипажа не должны прикасаться к оголенным выводам открытых антенн для KB радиостанции.
3.13. При замене предохранителей следует пользоваться пинцетом с изоляцией; нельзя применять предохранители, рассчитанные на большую силу тока.
3.14. При необходимости проверить наличие напряжения в электрической цепи не допускается пользоваться методом "на искру".
3.15. Члены экипажа должны следить за тем, чтобы электрические щитки, распределительные и клеммные коробки были всегда закрыты.
3.16. При полетах продолжительностью более 4-х часов в профилактических целях следует дышать кислородом в течение 10 минут через каждые 2 часа полета, а также перед снижением.
3.17. Члены экипажа при пользовании кислородным оборудованием должны следить за тем, чтобы руки были чистыми, без следов жира.
3.18. Члены экипажа при каждом выходе из кабины должны закрывать входную дверь на замок и открывать ее только по условному сигналу.
3.19. При проходе по пассажирским салонам членам экипажа следует быть внимательными, чтобы не споткнуться о возможные складки на ковровом покрытии, а также о ручную кладь пассажиров; принимать меры к устранению этих нарушений.
3.20. Время и очередность приема пищи членами экипажа в полете устанавливает командир ВС. Одновременно принимать пищу обоим пилотам запрещается.
3.21. При перевозке на борту ВС оружия следует руководствоваться требованиями авиационной безопасности, изложенными в нормативных документах по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов питания.
3.22. При заруливании на стоянку после полета члены экипажа должны наблюдать за препятствиями и своевременно докладывать об этом командиру ВС во избежание столкновения.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В случае пролива топлива во время заправки на поверхность самолета или покрытие места стоянки заправка должна быть прекращена до полного удаления пролитого топлива. При этом запуск двигателей можно производить не ранее чем через 10-15 минут после удаления пролитого топлива с поверхности самолета и места его стоянки.
4.2. При возникновении пожара в самолете на земле члены экипажа должны немедленно сообщить об этом службе УВД, одновременно начать эвакуацию пассажиров. При ликвидации пожара кроме бортовых средств необходимо дополнительно использовать наземные средства пожаротушения, имеющиеся на аэродроме.
4.3. В полете при обнаружении дыма, гари или открытого пламени в пилотской или пассажирской кабине, а также в багажных отсеках необходимо немедленно доложить об этом командиру ВС и приступить к поиску и тушению очага пожара с помощью ручных огнетушителей и других доступных средств. О пожаре необходимо сообщить диспетчеру УВД.
4.4. При появлении дыма в кабине экипажа всем членам экипажа следует надеть дымозащитные средства (кислородные маски и дымозащитные очки).
4.5. В случае возникновения пожара в каком-либо потребителе электрической энергии необходимо немедленно его обесточить.
4.6. Члены экипажа должны предотвращать возникновение паники среди пассажиров.
4.7. Если пожар не ликвидирован в полете, то после посадки самолета необходимо использовать аварийные средства для эвакуации пассажиров из самолета на безопасное расстояние.
4.8. Действия членов экипажа в случае аварийной посадки самолета и в других особых случаях должны соответствовать требованиям РЛЭ.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ПОЛЕТА
5.1. Открывать входные двери и двери кухни при наличии избыточного давления и кабине запрещается. Для выравнивания давления в кабине с наружным второму пилоту следует приоткрыть форточку.
Перед открытием входных дверей бортинженеру необходимо убедиться, что световые табло "Откройте дверь" над внутренними пультами управления горят.
5.2. Выходить на трап можно только после полного раскладывания трапа, установки половин трапа в их сочленении на замки и загорания зеленого светосигнального табло "ТРАП ВЫПУЩЕН".
5.3. Члены экипажа должны выходить из самолета на выпускной трап только после полной остановки двигателей; не допускается спускаться по трапу через несколько ступенек; во избежание поскальзывания (особенно в дождь и снег) во время спуска по трапу следует держаться за поручень.
5.4. Бортинженер должен убедиться в том, что:
5.4.1. В карманах кресел экипажа не оставлены режущие или колющие предметы.
5.4.2. Под колеса шасси установлены упорные колодки, самолет заземлен.
5.5. При выполнении внешнего послеполетного осмотра самолета, необходимо соблюдать меры предосторожности, изложенные в пункте 2.3. настоящей Типовой инструкции.
5.6. Члены экипажа должны следовать от самолета по перрону в установленных местах безопасным путем с учетом мер безопасности, изложенных в пункте 2.2. настоящей Типовой инструкции.