Министерство транспорта Российской Федерации

 

ДЕПАРТАМЕНТ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Президент профсоюза летного

состава Российской Федерации

 А.А. Малиновский

 

"31 " марта 1995 г.

Первый заместитель директора

Департамента воздушного транспорта

 Г.Н. Зайцев

 

" 12 " апреля 1995 г. № ДВ-49/И

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА Ан-24

 

ТОИ Р-54-001-95

 

Вводится в действие с 01.06.95

 

 

Взамен инструкции, утвержденной МГА от 14.11.90 № 16/И

 

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1.1. Настоящая Типовая инструкция распространяется на летный состав экипажа самолета Ан-24: командира воздушного судна, второго пилота, бортмеханика, штурмана и бортрадиста*.

_____________

* При наличии бортрадиста в состав экипажа.

 

1.2. Члены экипажа самолета, независимо от квалификации и стажа работы должны своевременно и в полном объеме пройти все виды инструктажа по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный); в случае нарушения требований настоящей инструкции, при перерывах в летной работе более чем на 30 календарных дней, а также при проверке на допуск, определенной п. 3.7. НПП ГА-85, члены экипажа должны пройти внеплановый инструктаж (индивидуально или всем экипажем самолета); лица, не прошедшие инструктаж, к работе не допускаются.

1.3. Во время работы на членов экипажа могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

- движущиеся самолеты, вертолеты, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;

- вращающиеся воздушные и несущие винты самолетов и вертолетов;

- воздушные и газовые потоки от работающих воздушных винтов и авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;

- выступающие части самолета и его оборудования (воздушные винты, острые кромки антенн, незакрытые створки люков и лючков и т.п.);

- повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения или замасливания поверхностей самолета, бортового трапа, стремянок, места стоянки и покрытия аэродрома);

- предметы, находящиеся на поверхности места стоянки самолета (шланги, кабели, тросы заземления и др.);

- выполнение работы вблизи от неогражденных перепадов по высоте (на стремянке, приставной лестнице, плоскости самолета);

- перепад давления (при наборе высоты и снижении);

- недостаточное содержание кислорода в воздухе рабочей зоны;

- электрический ток, который в случае замыкания может пройти через тело человека;

- повышенный уровень шума и вибрации;

- повышенная загазованность (при включении отбора воздуха) и запыленность воздуха;

- повышенный уровень ионизирующего облучения;

- повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;

- недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки самолета, перрона;

- повышенный уровень статического электричества;

- пожар или взрыв;

- психоэмоциональные перегрузки.

1.4. Для контроля состояния здоровья экипаж самолета должен ежегодно проходить медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК).

1.5. Члены экипажа самолета, не прошедшие периодический медицинский осмотр и годовое освидетельствование во ВЛЭК, к летной работе не допускаются.

1.6. Члены экипажа при необходимости должны пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами.

1.7. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного отдыха члены экипажа обязаны доложить о своем состоянии командиру ВС и обратиться за медицинской помощью.

1.8. Если с членом экипажа произошел несчастный случай, то ему необходимо оказать медицинскую помощь и сообщить о случившемся непосредственному командиру; если несчастный случай произошел с одним из членов экипажа при нахождении в другом (например, промежуточном) аэропорту и организовать его расследование и составление акта по форме Н-1 не представляется возможным, то необходимо обратиться к стартовому врачу и получить у него медицинскую справку, свидетельствующую о полученной травме; подобные случаи расследуются после прибытия в авиапредприятие в обычном порядке на основании показаний командира ВС и других членов экипажа (свидетелей несчастного случая) и медицинской справки, полученной в промежуточном аэропорту; если же в результате несчастного случая один из членов экипажа госпитализирован в промежуточном аэропорту, то расследование осуществляет комиссия аэропорта в установленном порядке.

1.9. Члены экипажа должны уметь оказать первую доврачебную помощь, пользоваться бортовой медицинской аптечкой.

1.10. Члены экипажа должны соблюдать установленный для них режим рабочего времени и времени отдыха: нормы полетного времени, продолжительность предполетного и послеполетного отдыха, соблюдение режима во время нахождения на дежурстве, в резерве и т.п.

1.11. Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов члены экипажа должны соблюдать требования пожаро- и взрывобезопасности сами и не допускать нарушений со стороны пассажиров (не курить на месте стоянки ВС, не пользоваться открытым огнем и т.п.).

1.12. Члены экипажа, не соблюдающие требования настоящей инструкции, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, члены экипажа могут привлекаться к материальной ответственности в установленном законом порядке.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ВЫЛЕТОМ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

2.1. Члены экипажа самолета перед полетом обязаны пройти медицинский контроль.

2.2. При перемещении по территории аэропорта члены экипажа должны соблюдать следующие правила:

2.2.1. Ходить только по специально предназначенным для этого маршрутам.

2.2.2. Во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток; следует помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля, самоходного механизма могут быть не слышны.

2.2.3. Соблюдать осторожность и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей и вращения воздушных и несущих винтов воздушных судов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования спецтранспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета ГСМ, погрузочно-разгрузочных работ и др.), а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности и скользкие места на территории аэропорта.

 

 

Опасно находиться на расстоянии:

менее 50 м в направлении выхода газов из двигателя;

менее 10 м перед воздухозаборником двигателя;

менее 20 м при работе бортовых радиотехнических средств.

2.3. При расстоянии от АДП до стоянки воздушного судна 500 м и более членам экипажа должен, как правило, предоставляться автотранспорт для следования к воздушному судну.

2.4. В процессе предполетного осмотра воздушного судна необходимо:

2.4.1. Пользоваться исправными стремянками и приставными лестницами, предусмотренными для данного типа самолета.

2.4.2. Соблюдать осторожность при перемещении по стоянке, чтобы не споткнуться и не удариться о шланги, кабели, тросы, рукава, упорные колодки, тележки, баллоны и т.п.

2.4.3. Во избежание травмирования головы, быть внимательным при передвижении под фюзеляжем возле низкорасположенных частей самолета (например, штыревых антенн самолетного радиоответчика у шпангоутов 4 и 30, а также антенны УКВ радиостанции у шпангоута 8).

2.5. В процессе предполетной подготовки члены экипажа обязаны:

2.5.1. Бортмеханик:

- получить от ответственного за выпуск самолета информацию о готовности воздушного судна к полету, его особенностях;

- проверить записи в бортжурнале об устранении дефектов, выявленных в предыдущем полете;

- убедиться в надежной установке бортового трапа для входа в самолет и выхода из него; при этом следует обратить внимание на отсутствие на поверхности ступенек трапа льда, следов ГСМ и других веществ, способствующих скольжению;

- ночью включить габаритные огни и освещение входной двери;

 

при осмотре самолета снаружи (в соответствии с установленным маршрутом) необходимо:

- убедиться в том, что возле самолета имеются необходимые средства пожаротушения, под колесами шасси установлены упорные колодки, самолет заземлен;

- проверить отсутствие посторонних предметов под самолетом и возле него;

- зимой убедиться в отсутствии льда, снега и инея на поверхностях самолета, окнах кабины экипажа;

- проверить состояние и чистоту остекления пилотской кабины и посадочных фар;

- проверить, нет ли потеков топлива, масла и других спецжидкостей;

 

при осмотре внутри самолета следует:

- проверить закрытие технологических люков (панелей пола, потолка);

- осмотреть и убедиться в отсутствии посторонних предметов в проходах и кабине экипажа;

- проверить наличие, надежность крепления и исправность аварийно-спасательного оборудования;

- проверить исправность кислородного оборудования и наличие бортовых огнетушителей;

- убедиться в том, что кресло надежно стопорится, привязные ремни не повреждены и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать кресло и длину привязных ремней);

- проверить карманы кресел в кабине экипажа во избежание травм рук оставленными колющими и режущими предметами;

 

при открытии и закрытии дверей бортмеханик должен быть осторожным и внимательным, особенно при наличии сквозняка; двери и люки следует закрывать аккуратно без рывков (особенно это относится к двери переднего багажника - во избежание выпадения ее из направляющих).

2.5.2. Командир ВС и второй пилот:

- убедиться в том, что кресла надежно стопорятся, привязные ремни не повреждены и замки ремней исправны;

- при необходимости отрегулировать кресла и длину привязных ремней;

- проверить исправность кислородного оборудования и санитарное состояние кабины экипажа.

2.6. Все члены экипажа должны убедиться в том, что авиагарнитуры исправны.

2.7. При посадке и высадке из самолета по трапу члены экипажа должны соблюдать осторожность; открытие входной двери, правильная и надежная установка бортового трапа разрешается всем членам экипажа, закрытие двери - только бортмеханику; не допускается прыгать на землю, минуя трап, или спускаться (подниматься) по трапу через несколько ступенек; при пользовании бортовым трапом следует держаться за поручень.

2.8. При заправке самолета ГСМ должны быть соблюдены следующие требования:

2.8.1. Перед заправкой необходимо проверить наличие заземления самолета и топливозаправщика, их соединение тросом для выравнивания потенциалов статического электричества.

2.8.2. Убедиться в наличии необходимых средств пожаротушения на месте стоянки самолета.

2.8.3. При верхней заправке самолета необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

- выход на крыло для заправки, проверки закрытия пробок заливных горловин топливных баков следует осуществлять только с исправной, прочно установленной приставной лестницы, предусмотренной для самолета Ан-24;

- в зимнее время года лестницу следует устанавливать только на предварительно очищенное от снега и льда покрытие места стоянки;

- лестница должна быть пристегнута к конструкции самолета предохраняющим от соскальзывания тросом, либо страховаться членом экипажа;

- при порывах ветра свыше 7 м/сек и вблизи рулящих воздушных судов выход на крыло не допускается;

- для предупреждения вдыхания паров ГСМ во время заправки членам экипажа рекомендуется находиться с наветренной стороны по отношению к заправочной горловине (штуцеру ЦЗС) топливного бака самолета.

2.8.4. Во время заправки самолета запрещается:

- выполнять любые виды работ по техническому обслуживанию самолета, а также погрузочно-разгрузочные работы и обработку самолета противообледенительной жидкостью "Арктика";

- присоединять и отсоединять аэродромный источник электропитания к бортовой электросети;

- пользоваться открытым огнем и светильниками, не удовлетворяющими требованиям пожарной и взрывной безопасности;

- продолжать заправку в случае приближения грозы.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА

 

3.1. Запуск двигателей может быть начат экипажем только после получения разрешения от диспетчера УВД, авиатехника, выпускающего самолет, и докладов членов экипажа о готовности самолета к вылету.

3.2. Перед запуском двигателей необходимо убедиться в том, что авиатехник, выпускающий самолет, готов к запуску двигателей и занял свое место, находясь в зоне видимости экипажа.

3.3. До запуска двигателей необходимо подать команду "От винтов"; получив ответный сигнал от авиатехника, приступить к запуску.

3.4. Запуск двигателей разрешается производить только в том случае, если нет людей на расстоянии до 10 м перед воздушными винтами и в плоскости их вращения.

3.5. Трогание с места и начало руления можно осуществлять только после получения разрешения от авиатехника, выпускающего самолет и находящегося в зоне видимости экипажа.

3.6. Руление вблизи препятствий, в зонах интенсивного движения ВС, спецавтотранспорта, людей, а также при ограниченной видимости выполняется на скорости, обеспечивающей безопасную остановку самолета.

3.7. Члены экипажа при выполнении полета, находясь на своих рабочих местах, должны быть в авиагарнитурах и пристегнуты к сидениям кресел привязными ремнями в течение всего полета.

3.8. Члены экипажа не должны прикасаться к оголенным выводам открытых антенн для KB радиостанции.

3.9. При замене предохранителей следует пользоваться пинцетом с изоляцией; нельзя применять предохранители, рассчитанные на большую силу тока.

3.10. При необходимости проверить наличие напряжения в электрической цепи не допускается пользоваться методом "на искру".

3.11. Члены экипажа должны следить за тем, чтобы электрические щитки, распределительные и клеммные коробки были всегда закрыты.

3.12. Члены экипажа при пользовании кислородным оборудованием должны следить за тем, чтобы руки были чистыми, без следов жира.

3.13. При проходе через багажное отделение членам экипажа следует проявлять внимание, чтобы не споткнуться (зацепиться) о багаж или груз, размещенный в нем.

3.14. При заруливании на стоянку после полета второй пилот и штурман должны наблюдать за препятствиями и своевременно докладывать об этом командиру ВС во избежание столкновения.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

4.1. В случае пролива ГСМ на поверхность самолета или покрытие места стоянки, а также при обнаружении запаха топлива в салоне или багажном отсеке фюзеляжа заправка должна быть прекращена до полного удаления пролитого топлива, устранения причин появления запаха и его удаления проветриванием самолета; при этом запуск двигателей можно производить не ранее чем через 10-15 минут после удаления пролитого топлива с поверхности самолета и места его стоянки.

4.2. При возникновении пожара или появлении дыма в кабине экипажа во время полета, необходимо всем членам экипажа подсоединить дымозащитные маски к кислородной системе и надеть их; одному из членов экипажа по команде командира ВС следует подсоединить дымозащитную маску к переносному кислородному прибору, определить очаг пожара (дыма) и приступить к его ликвидации, используя ручные огнетушители.

4.3. При ликвидации пожара на самолете на земле члены экипажа кроме бортовых должны дополнительно использовать наземные средства пожаротушения, имеющиеся на аэродроме.

4.4. Действия членов экипажа в других "нештатных" ситуациях должны соответствовать требованиям Руководства по летной эксплуатации самолета Ан-24.

 

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ПОЛЕТА

 

5.1. Члены экипажа должны выходить из самолета на трап только после полной остановки воздушных винтов, предварительно убедившись в правильности и надежности установки трапа; не допускается прыгать на землю, минуя трап, или спускаться по нему через несколько ступенек; во время спуска по трапу следует держаться за поручень.

5.2. Бортмеханик должен убедиться в том, что:

- в карманах кресел экипажа не оставлены режущие или колющие предметы;

- под колеса основных шасси установлены упорные колодки;

- самолет заземлен.

5.3. При выполнении внешнего послеполетного осмотра самолета, необходимо соблюдать меры предосторожности, изложенные в пункте 2.4 настоящей инструкции.

5.4. Члены экипажа должны следовать от самолета по перрону в установленных местах безопасным путем с учетом мер безопасности, изложенных в пункте 2.2 настоящей инструкции.