ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 5

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МОНТИРОВЩИКА ШИН

 

ТОИ Р-200-05-95

 

Инструкция вводится в действие с 27.02.96 г. Утверждена приказом Департамента автомобильного транспорта

Российской Федерации № 16 от 27.02.96 г.

Согласовано с ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта

и дорожного хозяйства 7.08.95 г.

 

1. Введение

 

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопас­ности при выполнении шиномонтажных работ в автотранспортном предприя­тии.

1.2. Монтировщик шин должен соблюдать требования инструкции, разработан­ной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изло­женных в типовых инструкциях по охране труда:

при снятии и установке колес автомобиля (инструкция № 18);

при передвижении по территории и производственным помещениям автотран­спортного предприятия (инструкция № 20);

по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (инструкция № 23).

Заметив нарушение требований безопасности другим работником, монтиров­щик шин должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

Монтировщик шин должен также выполнять указания представителя совмест­ного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Монтировщик шин должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь постра­давшему в соответствии с типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Монтировщик шин не должен приступать к выполнению разовых работ, не связан­ных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструк­тажа.

 

2. Общие требования безопасности

 

2.1. К самостоятельной работе по монтажу и демонтажу шин допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, получившие ввод­ный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, обу­ченные безопасным методам работы, а также прошедшие проверку знаний.

2.2. Монтировщик шин, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

2.3. При поступлении на работу монтировщик шин должен проходить предвари­тельный медосмотр, а в дальнейшем - периодические медосмотры в сроки, установ­ленные Минздравмедпромом России.

2.4. Монтировщик шин должен соблюдать правила внутреннего трудового распо­рядка, утвержденные на предприятии.

2.5. Продолжительность рабочего времени монтировщика не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внут­реннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми работода­телем по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.6. Монтировщик шин должен знать, что опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются: узлы и детали автомобиля; оборудование и инструмент.

2.6.1. Узлы и детали автомобиля - падение колеса, вылет стопорного кольца при накачке неправильно смонтированного колеса приводят к травмам с тяжелыми по­следствиями, а иногда и к смертельному исходу.

2.6.2. Оборудование и инструмент - применение неисправного инструмента и оборудования, а также неправильных приемов труда может привести к травмам.

2.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудовани­ем, обращению с которыми монтировщик шин не обучен и не проинструктирован.

2.8. Монтировщик шин должен работать в специальной одежде и в случае необ­ходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

2.9. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабо­чим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств инди­видуальной защиты монтировщику шин выдаются:

фартук хлопчатобумажный с нагрудником;

рукавицы комбинированные.

2.10. Монтировщик шин должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.11. Монтировщик шин во время работы должен быть внимательным, не отвле­каться на посторонние дела и разговоры.

2.12. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем ме­сте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты монтировщик шин обязан сообщить своему непосредствен­ному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных наруше­ний и неисправностей.

2.13. Монтировщик шин должен соблюдать правила личной гигиены. По оконча­нии работ, перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом.

Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

2.14. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2, монтировщик шин несет ответственность согласно действую­щему законодательству.

 

3. Требования безопасности перед началом работ

 

3.1. Перед началом работы монтировщик шин должен: 3. 1.1. Надеть средства индивидуальной защиты.

3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или мок­рый, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это са­мому.

3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и обору­дования.

 

4. Требования безопасности во время работы

 

4.1. Во время работы монтировщик шин должен:

4.1.1. Осуществлять демонтаж и монтаж шин только на шиномонтажном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.

4.1.2. Перед снятием колеса вывесить на специальном подъемнике или с помо­щью другого подъемного механизма автомобиль или его часть. В последнем слу­чае под не поднимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (баш­маки), а под вывешенную часть автомобиля - специальную подставку (козелок).

4.1.3. Перемещать колеса и шины с помощью подъемных механизмов (специаль­ных устройств). Запрещается перекатывать их вручную.

При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения по­крышек большого размера фиксировать поднятую покрышку стопорным устройством.

4.1.4. Следить, чтобы во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор был закрыт кожухом.

4.1.5. Перед демонтажем шины с обода колеса или бездискового колеса со сту­пицы вначале ослабить золотник, полностью выпустить воздух из камеры, а затем вывернуть золотник. Отбортовку шины, плотно прилипшей к ободу, осуществлять при помощи специального стенда или съемника.

4.1.6. Для осмотра внутренней поверхности покрышки применять спредер (рас­ширитель).

4.1.7. Изъятие из шин металлических предметов, гвоздей и т.п. производить кле­щами, а не отверткой, шилом или ножом.

4.1.8. Проверить перед монтажом шины исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец.

4.1.9. При монтаже шины на обод колеса устанавливать замочное кольцо так, чтобы оно плотно входило в выемку обода всей своей внутренней поверхностью.

4.1.10. Накачку шин производить только с применением предохранительно­го ограждения или предохранительной вилки достаточной прочности и вели­чины.

4.1.11. При накачке шин без дозатора давление воздуха проверять манометром.

4.1.12. Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,5 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, пред­писываемого инструкцией.

В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем по­вторить ранее указанные операции.

4.1.13. Подкачку шин без демонтажа производить, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

В случае падения давления в шине более чем на 40 % от нормы необходимо произвести демонтаж шины, убедиться в исправном состоянии и правильном поло­жении камеры, затем смонтировать шину и накачать.

 

4.2. Запрещается:

 

монтировать шины на ободы не соответствующего размера, а также применять негодные съемные фланцы или замочные кольца;

применять неисправные ободы (имеющие вмятины, трещины, заусенцы и т.п.);

закачивать шину с неплотно вошедшим на место запорным кольцом;

поправлять и осаживать замочное кольцо при накачивании шины; накачивать шину свыше установленной нормы; выбивать диск кувалдой;

регулировать предохранительный клапан баллона компрессора на давление свыше установленного заводом-изготовителем, а также класть на клапан дополнительный груз.

 

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, монтировщик шин должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здрав­пункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим монтировщиком шин, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

 

6. Требования безопасности по окончании работы

 

6.1. По окончании работы монтировщик обязан:

6.1.1. Привести в порядок рабочее место. Выключить оборудование. Убрать инст­румент и приспособления в отведенное для них место.

6.1.2. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индиви­дуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.

6.1.3. Вымыть руки с мылом.

6.1.4. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.