ИНСТРУКЦИЯ № 14 ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ РАБОТНИКОВ ПОРТА И СТАНЦИЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

 

ТОИ-РД 31.82.05.14-95

 

 

СОГЛАСОВАНО Письмом ЦК профсоюза работников морского транспорта от 15 февраля 1995 г. № 3.06/57

Письмом Российского профсоюза докеров от 17 февраля 1995 г.

 

УТВЕРЖДЕНО Директором Департамента морского транспорта Минтранса Российской Федерации Н.П. Цахом 10 апреля 1995 г.

 

 

1. Общие требования

 

1.1. Инструкция распространяется на маневровые работы, выполняемые станциями железной дороги (в дальнейшем "станции") на территории морского порта ("порта"), погрузочно-разгрузочные работы ("ПРР") при обработке железнодорожных вагонов ("вагонов") и маневровые операции, выполняемые портом.

1.2. Положения и требования данной Инструкции не исключают необходимости выполнения работниками станции и порта своих должностных инструкций и инструкций по охране труда для ДМ.

1.3. Маневровые работы выполняются силами станции в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Правилами технической эксплуатации и соответствующими инструкциями порта.

1.4. Условия погрузки-разгрузки железнодорожного (ж/д) подвижного состава по подразделениям порта установлены узловым соглашением.

1.5. Порядок ремонта вагонов определяется договором, заключенным между портом и станцией.

1.6. Расследование и учет несчастных случаев производится в соответствии с Положением о расследованиях и учете несчастных случаев на производстве.

1.7. Расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с ж/д подвижным составом станции и безрельсовым транспортом порта производится комиссией, в состав которой входят представители станции и порта.

1.8. Расследование ДТП с подвижным составом станции и безрельсовым транспортом сторонних производится Отделом милиции на транспорте.

1.9. Запрещается станции подавать, а порту принимать под обработку ж/д подвижной состав в технически неисправном состоянии.

 

2. Требование безопасности перед началом работ

 

2.1. Руководители подразделений порта и станции обязаны провести инструктаж по охране труда для подчиненных им работников, исходя из конкретных местных условий и особенностей работы.

2.2. Технический осмотр вагонов, прибывших в адрес порта, производится в парках станции с соответствующей записью в книге ВУ-14.

2.3. Осмотр вагонов, прибывших в порт, которые после выгрузки подлежат погрузке, производится приемосдатчиками станции и сменными начальниками складов порта.

2.4. Перед подачей (выводом) вагонов согласно разметке или заявке порта, не позднее чем за 30 мин, диспетчеры станции сообщают железнодорожному диспетчеру главной диспетчерской порта (ГПД) о фактической подаче (выводе) вагонов по прямой связи.

2.5. Железнодорожный диспетчер ГПД обязан передать указанное в п.2.4. сообщение дежурным диспетчерам подразделений порта.

2.6. Руководители работ (сменные начальники, начальники складов, стивидоры), получив сообщение от диспетчера подразделения о предстоящей подаче (выводе) вагонов, обязаны:

2.6.1. Проверить состояние пути, установленные железнодорожные габариты.

2.6.2. С прибытием маневрового состава приостановить ПРР в зоне маневровых работ.

2.6.3. Обеспечить крепление груза в невыгруженных вагонах.

2.6.4. Освободить пути от вагонных столов, трапов и т.д.

2.6.5. Приостановить работу, передвижение, ремонт кранов и других перегрузочных машин в зоне до окончания маневровых работ.

2.6.6. Проверить закрытие дверей, бортов, люков и т.д. на подлежащих выводу из порта вагонах, платформах и т.д. и их запоров.

2.6.7. Снять предупреждающие знаки.

2.7. Производство ремонтных работ и ПРР возобновляется после окончания маневровых работ.

2.8. Перед началом ПРР колеса крайних или одиночных вагонов должны быть заторможены тормозными башмаками.

2.8.1. При расстановке вагонов станцией установку и снятие тормозных башмаков осуществляет составительская бригада.

2.8.2. При расстановке вагонов силами порта (автопогрузчиком со сцепом) установку и снятие тормозных башмаков осуществляют ДМ, прошедшие специальное обучение (сигнальщики-сцепщики).

2.9. Руководители работ, указанные в п.2.6., обязаны обеспечить установку на путях предупреждающих знаков (красный щит, ночью - дополнительно фонарь) на расстоянии 15 м от места ПРР и места осмотра вагонов.

2.10. Остановка маневрового состава у сигнала остановки обязательна.

2.11. Перед подачей в порт рефрижераторных секций диспетчер станции обязан провести инструктаж с начальниками рефрижераторных секций с указанием места и времени постановки поезда.

2.12. Запрещается лицам, обслуживающим и сопровождающим поезда, находиться в зоне работы кранов и погрузчиков, производить ремонтные работы в местах ПРР.

2.13. По прибытии в порт к месту производства работ начальники поездов (проводники) обязаны обратиться к работнику порта (руководителю работ) за получением информации по технологии ПРР.

2.14. Руководители работ в порту, указанные в п.2.6., обязаны согласовать с начальниками поездов (проводниками) планируемые работы в соответствии с РТК, обратив особое внимание на запрещение производства ремонта вагонов и нахождения сопровождающего персонала поездов в зоне грузовых работ.

2.15. В случаях, когда станцией поданы в порт неисправные вагоны, дежурный диспетчер подразделения порта обязан сообщить об этом диспетчеру станции для проведения комиссионного осмотра. Запрещается производить обработку таких вагонов. ПРР можно производить после проведения ремонта.

2.16. Запрещается производство маневров на причальных ж/д путях во время проведения на причале швартовных и ПРР работ.

 

3. Требования безопасности во время работы

 

3.1. Подача (вывод) вагонов в порт производится локомотивами станции под руководством составительских бригад.

3.2. Скорость движения маневрового состава (локомотива) не должна превышать:

- по ходовых путям - 15 км/ч;

- по внутрипортовым путям - 5 км/ч;

- по переездам - 5 км/ч;

- при переходе локомотива к вагонам и по вагонным весам - 3 км/ч.

3.3. Запрещается ставить ж/д состав для отстоя на внутрипортовых путях, на которых производятся ПРР, и переездах порта без разрыва состава.

3.4. При отстое ж/д составов по обе стороны переезда, вагоны должны быть расцеплены и установлены на расстояние не менее 1 м от края проезжей части переезда. При наличии уклона ж/д путей колеса крайних от переезда вагонов должны быть заторможены тормозными башмаками. Торможение вагонов производится составительскими бригадами станции. Порт обеспечивает и устанавливает постоянные места хранения тормозных башмаков.

3.5. В темное время суток, при плохой видимости (туман, дождь, снегопад) у маневровых локомотивов должны быть включены световые сигналы в соответствии с инструкцией по сигнализации на железных дорогах.

3.6. Составитель поездов является руководителем маневровых работ, ответственным за их выполнение, и обязан:

3.6.1. Обеспечить безопасность маневровых работ, сохранность подвижного состава и груза.

3.6.2. Точно и своевременно выполнять задания и маневровые работы.

3.6.3. Обеспечить правильную расстановку и согласованность действий всех работников, участвующих в маневровых работах.

3.6.4. Маневры с вагонами, загруженными негабаритными и разрядными грузами, производить с особой осторожностью.

3.7. Расстановка вагонов производится составителем по меловой разметке и по указанию руководителя работ с соблюдением мер безопасности. Остановка вагонов осуществляется по сигналам составителя.

3.8. При производстве маневров на внутрипортовых путях составитель или его помощник обязаны:

3.8.1. Находиться в таком месте, откуда обеспечивается лучшая видимость состава, а машинисту видны подаваемые им сигналы.

3.8.2. При движении состава вагонами вперед находиться на первой по движению тормозной площадке (специальной подножке) вагона.

3.8.3. При движении через переезды, в зоне ПРР - находиться впереди передвигаемых вагонов, подавать звуковые сигналы (скорость состава не должна превышать 5 км/ч).

3.8.4. Быть предельно внимательным при движении вдоль подкрановых путей.

3.8.5. При движении на кривых участках пути или в условиях плохой видимости (туман, метель и т.п.) принимать дополнительные меры безопасности, передавая машинисту через помощника сцепщика сигналы о скорости движения, остановках и т.п.

3.8.6. Не допускать передвижение маневровых составов, не убедившись в том, что все вагоны сцеплены между собой и с локомотивом.

3.8.7. Перед началом сцепления (расцепки) вагонов проверить правильность полотна рукояток автосцепки.

3.8.8. Проверить, нет ли препятствий для передвижения вагонов (тормозных башмаков и др.).

3.8.9. Не допускать передвижения состава, не убедившись, что ж/д габарит и ж/д пути не загромождены грузом, отсутствуют люди.

3.8.10. Производить перевод стрелок при маневровых работах на территории порта.

3.8.11. Прежде чем подъезжать к составу или месту ПРР, убедиться в отсутствии предупредительных знаков.

3.8.12. Маневры с вагонами, погрузка или выгрузка которых не закончена, производить только после согласования с руководителем работ.

3.8.13. Запрещается при движении вагона у высоких платформ и эстакад нахождение работников на специальной подножке вагона со стороны платформы и эстакады.

3.9. При движении состава локомотивом вперед безопасность движения обеспечивает машинист.

3.9.1. Запрещается машинисту производить маневры без указания руководителя маневров (составителя).

3.10. Машинист и составитель обязаны подавать предупредительные звуковые сигналы при подходе к переездам, движении по внутрипортовым путям, при приближении к работающим на путях, у вагонов или идущим по путям людей, транспорту до тех пор, пока не будет свободен путь. При угрозе ДТП или если путь занят, принять меры к немедленной остановке маневрового состава.

3.11. Передвижение ж/д кранов и других подвижных единиц на ж/д ходу по внутрипортовым путям разрешается по согласованию с диспетчером станции.

3.12. При производстве маневровых работ портом с помощью автопогрузчика (а/п), оборудованного сцепом, докеры-механизаторы выполняют требования Инструкции по безопасности труда при перестановке ж/д вагонов а/п, оборудованным сцепом.

3.13. На путях, где имеются вагоны, с которыми производятся ремонтные или грузовые работы огражденные сигналами остановки, маневры не допускаются.

3.14. Передвигать отдельные вагоны вручную допускается в исключительных случаях и только на горизонтальных путях (без уклона) и в количестве не более одного груженого или двух порожних вагонов.

3.15. Запрещается при передвижении вагонов вручную:

3.15.1. Передвигать со скоростью более 3 км/ч (вагоны должны быть сцеплены).

3.15.2. Передвигать, не имея тормозных башмаков.

3.15.3. Прокладывать для торможения под колеса шпалы, камни, ломы, доски и другие предметы.

3.15.4. Передвигать вагоны с разрядными и опасными грузами.

3.16. На территории порта складирование грузов вблизи ж/д путей должно производиться в установленных ж/д габаритах. При высоте складирования до 1,2 м - не ближе 2,0 м от головки крайнего рельса, при высоте штабеля более 1,2 м - не ближе 2,5 м от головки крайнего рельса.

3.17. Искусственное освещение согласно специализации причалов должно быть на:

3.17.1. Причалах, местах ПРР для штучных грузов и лесных - не ниже 25 лк.

3.17.2. Причалах, местах ПРР для навалочных и зерновых грузов - не ниже 15 лк.

3.17.3. Нефтеналивных причалах - не ниже 25 лк.

3.17.4. Главных проездах с интенсивным движением - не ниже 5 лк.

3.17.5. Проездах с неактивным движением - не ниже 2 лк.

3.18. У локомотивов, в темное время суток, должно быть включено освещение в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах.

 

4.Техническое содержание железнодорожных путей и путейского оборудования

 

4.1. Для обеспечения безопасности движения ж/д составов:

4.1.1. Порт обязан проводить чистку путей, проездов, стрелочных переводов, расположенных на территории порта от остатков груза, грязи, льда, снега и т.д.

4.1.2. Очистка всех ж/д путей и стрелочных переводов, находящихся на балансе станции, за территорией порта, производится силами станции.

4.2. Содержание в технически исправном состоянии ж/д путей и путейского оборудования, находящихся на балансе станции, осуществляется станцией, которая производит их осмотр, проверку и ремонт.

4.3. Содержание в технически исправном состоянии ж/д путей и путейского оборудования, находящегося на балансе порта, осуществляется портом, который обязан ежемесячно, с участием соответствующих служб станции, производить осмотр и ремонт путей и путейского оборудования.

4.4. Ремонт путей и путейского оборудования, выполняемых станцией на внутрипортовых путях, согласовывается с руководством подразделений порта.

4.5. Производство ремонта путей, путейского оборудования, земляных и строительно-монтажных работ, проводимое портом на внутрипортовых путях или вблизи них, согласовывается с руководством станции.

4.6. На расстоянии 50 м от места работ с двух сторон выставляется ограждение - красный щит (ночью дополнительный красный фонарь).

4.7. При ремонте путей силами станции на территории порта с усовершенствованным покрытием порт обязан перед началом работ снять покрытие и после окончания работ восстановить.

 

5. Организация движения безрельсового транспорта и пешеходов на территории порта

 

5.1. Администрация порта и других организаций, расположенных на территории порта, должна содержать дороги, переезды и подъездные пути в исправном состоянии, с соблюдением установленных габаритов для обеспечения безопасности движения.

5.2. На территории порта действуют Правила дорожного движения, которые распространяются на водителей всех видов безрельсового транспорта.

5.3. Водители безрельсового транспорта при движении по территории порта руководствуются Инструкцией по организации движения безрельсового транспорта на режимной территории порта.

5.4. Все пешеходы на территории порта должны пользоваться тротуарами, пешеходными дорожками, а где их нет, идти по левой стороне обочины дороги навстречу движущемуся транспорту, проявляя личную осторожность, необходимо быть внимательным к окружающей обстановке и ее изменению.

5.5. Все участники движения обязаны:

5.5.1. Подчиняться сигналам светофоров и дорожных знаков.

5.5.2. Выполнять указания работников ГАИ, милиции и общественных инспекторов.

5.5.3. Выполнять распоряжения администрации порта, а также тех хозяйств и организаций, в ведении которых находятся транспортные средства.

5.6. Запрещается работникам порта, станции, сторонних организаций и лицам, посещающим порт, переходить ж/д пути вблизи стоящих вагонов, подлезать под вагоны, использовать для перехода сцепные устройства вагонов.


6. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

6.1. Инженерно-технические работники и должностные лица станции и порта в аварийных ситуациях обязаны действовать в соответствии с требованиями своих должностных инструкций, правил и других документов по охране труда.

6.2. Рабочие станции и порта в аварийных ситуациях обязаны действовать в соответствия с требованиями своих инструкций по охране труда.

6.3. Машинист локомотива, водитель автопогрузчика, оборудованного сцепом, обязаны выполнять сигнал "Остановка", получивший от любого лица, подающего этот сигнал.

 

7. Требования безопасности по окончании работы

 

После окончания работы работники станции и порта обязаны выполнять требования отраслевых инструкций по охране труда и должностных инструкций.

 

8. Особые требования (только для морского порта С-Петербург)

 

8.1. На станционных и портовых путях имеются негабаритные места:

8.1.1. По станции "Новый порт":

8.1.1.1. Район 1-го элеваторного пути, где находятся опорные столбы здания элеватора.

8.1.1.2. В местах 2-го и 3-го Невских путей вдоль складов 9, 10, 11, 17. В районе п/пути холодильника 3 и склада 34 по 4-му Морскому пути, вдоль складов 38, 40 и 41 по 4-му Барочному пути, вдоль склада 65 по 9-му Барочному пути, вдоль складов 35 и 36 по 12-му Барочному пути, у фанерных складов п/пути Лесного порта имеются высокие платформы.

8.1.2. По станции "Автово":

8.1.2.1. На пути 9 с правой стороны по ходу движения имеются две грузовые платформы складов.

8.1.2.2. На п/пути АБЗ с левой стороны по ходу движения расположен сливной фронт нефтебитума.

8.1.2.3. На п/пути треста 1 вдоль путей 3-4 расположены грузовые рампы.

8.1.2.4. На территории нефтебазы - сливные эстакады и лестницы к ним.

8.2. Указанные в п.п.6.2. и 6.3. места снабжены указателем "Негабаритное место". Указатели негабаритных мест порт и станция устанавливают в согласованных местах.

8.3. Запрещается в негабаритных местах на станционных и портовых путях при маневровых работах работникам станции:

8.3.1. Нахождение работников на специальной подножке вагона со стороны столбов освещения, столбов на складах порта, у высоких платформ и при движении по подкрановым путям.

8.3.2. Машинистам высовываться из кабины локомотива.

8.3.3. Составителям высовываться и отклоняться с тормозной площадки вагона или подножки локомотива.

8.3.4. Всем работникам находиться между негабаритными опорами и передвигающимися подвижными составами. Быть особенно внимательными при передвижении состава в негабаритных местах.

8.4. Локомотивные составительские бригады должны немедленно прекращать движение подвижного состава при нахождении людей между негабаритными опорами и т.д. и передвигающимся подвижным составом.

8.5. При следовании маневрового состава вдоль стоящего на соседнем пути состава составительские локомотивные бригады обязаны подавать частые предупредительные сигналы, уменьшать скорость и, в необходимых случаях, прекращать движения для обеспечения безопасности маневровых работ.

8.6. Все работники станции при работе на территории порта должны носить защитные каски с удерживающими ремешками. Обеспечение СИЗ возложено на администрацию станции.

 

9. Ответственность

 

9.1. Положения и требования данной Инструкции должны выполняться работниками А.О. МП-СПб станций "Новый порт" и "Автово" Октябрьской железной дороги.

9.2. За невыполнение данной Инструкции работники порта и станции несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.