ИНСТРУКЦИЯ № 11 ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ ДОКЕРА-МЕХАНИЗАТОРА-ЛЕБЕДЧИКА

 

ТОИ-РД 31.82.05.11-95

 

 

СОГЛАСОВАНО Письмом ЦК профсоюза работников морского транспорта от 15 февраля 1995 г. № 3.06/57

Письмом Российского профсоюза докеров от 17 февраля 1995 г.

 

УТВЕРЖДЕНО Директором Департамента морского транспорта Минтранса Российской Федерации Н.П. Цахом 10 апреля 1995 г.

 

 

1. Обще требования

 

1.1. К управлению судовой лебедкой допускаются докеры-механизаторы (ДМ), получившие квалификацию лебедчика, и допуск на право управления лебедкой, прошедшие обучение и инструктаж по безопасным приемам и методам работы на рабочем месте, имеющие вторую квалификационную группу по электробезопасности.

1.2. Лебедчик, допустивший нарушение требований безопасности труда, проходит внеочередную проверку знаний. Лебедчик, не прошедший проверку знаний, к управлению лебедкой не допускается.

1.3. Выполнять работу на судовой лебедке разрешает производитель работ по согласованию с администрацией судна.

1.4. ДМ-лебедчик обязан знать:

1.4.1. И выполнять настоящую Инструкцию и Инструкцию № 1 по охране труда для ДМ.

1.4.2. Устройство и технические характеристики лебедок.

1.4.3. Установленный порядок подачи сигналов лебедкой (приложение № 1 к Инструкции № 3 по охране труда).

1.4.4. Нормы браковки стальных канатов.

1.4.5. Способы строповки грузов.

1.5. При работе по перегрузке опасных и разрядных грузов лебедчик обязан выполнять требования, изложенные в Инструкции № 12 по охране труда для ДМ.

 

2. Требования безопасности перед началом работы

 

2.1. Лебедчик обязан получить инструктаж по безопасные методам и способам работы.

2.2. Убедиться, что на стреле имеется маркировка о ее рабочей нагрузке и срок испытания.

2.3. Лебедчик перед началом работы обязан осмотреть все механизмы лебедки: тормоз, электрооборудование, шкентель, крюк и убедиться в их исправности. Убедившись в том, что контроллер стоит в нулевом положении, лебедчик должен включить рубильник и опробовать работу лебедки на различных положениях контроллера, проверить действие тормозов.

2.4. Приступать к подъему груза лебедкой разрешается только после ее осмотра и опробования на холостом ходу.

 

3. Требования безопасности во время работы

 

3.1. Во время работы лебедчик должен быть внимательным и не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

3.2. Запрещается на месте производства ПРР и у пульта управления лебедкой нахождение лиц, не имеющих отношения к грузовым операциям.

3.3. Поднимать и опускать груз лебедкой нужно плавно, без рывков и раскачивания. Внезапный переход с прямого хода на обратный разрешается только для предотвращения аварии или несчастного случая.

3.4. При подъеме груза расстояние между крюком шкентеля и верхним блоком должно быть не менее 0,5 м, а при опускании крюка в нижнее положение на барабане лебедки должно оставаться не менее 1,5 витка шкентеля.

3.5. Запрещается:

3.5.1. Работать на лебедке, если с поста управления плохо видны места производства грузовых работ (люки и палуба с обоих бортов), а также если подход к педалям и рукояткам управления лебедкой загроможден.

3.5.2. Поднятый груз и грузозахватные приспособления оставлять на весу. Даже при кратковременных перерывах в работе груз и грузозахватные приспособления должны быть опущены. В случае невозможности опустить груз место под ним должно быть ограждено.

3.5.3. При подтаскивании (штивке) груза с помощью судовых лебедок пропускать шкентель через верхний блок стрелы.

3.6. При выполнении ПРР стрела лебедки должна быть установлена под таким углов к мачте, чтобы обеспечивался необходимый вынос груза за борт судна на причал или на лагом стоящее судно. Запрещается при подъеме или опускании груза потравливать или выбирать топрик-тали.

3.7. Запрещается поднимать и перемещать груз:

3.7.1. Превышающий грузоподъемность стрелы лебедки.

3.7.2. Если на шкентеле сплесень огона имеет менее трех пробивок полной прядью и двух полупробивок.

3.7.3. Одновременно с выходом людей из трюма или спуском их в трюм.

3.7.4. Если груз находится в неустойчивом положении или таре, заполненной выше ее бортов, заваленный, зажатый другими грузами или примерзший, если стрелы надлежащим образом не раскреплены, штанги и ванты мачт не обтянуты, а в дополнение к топрик-талям не заведен грузовой стопор (стопор-топрика).

3.7.5. При нахождении работающих под стрелой на линии натяжения шкентеля или на застрополенном грузе.

3.7.6. Без команды сигнальщика по принятой системе сигнализации.

3.8. Во время работы лебедки нельзя производить смазку, поправлять шкентель на барабане, снимать руки с рычагов управления.

3.9. Не разрешается подтягивать шкентелем баржи и другие плавучие средства, стоящие у борта судна и железнодорожные вагоны на берегу.

3.10. Запрещается оставлять без присмотра лебедку с неотключенным электроустройством.

3.11. При спаренной работе судовыми грузовыми стрелами лебедчики должны следить за тем, чтобы:

3.11.1. Угол, образуемый между шкентелями, не превышал 120 градусов, если конструктивно не предусмотрено иное.

3.11.2. Допускаемая нагрузка не превышала половины рабочей нагрузки стрелы с меньшей грузоподъемностью, если Регистром не установлена иная.

3.11.3. При определении допустимых нагрузок учитывались конкретные условия работы и меры безопасности, указанные производителем работ или вахтенным помощником капитана.

3.12. Запрещается поднимать или перемещать людей лебедкой. Подъем людей, пострадавших при несчастных случаях, производится лебедкой только под руководством производителя работ или бригадира, а в случае их отсутствия - вахтенного помощника капитана.

3.13. Запрещается:

3.13.1. Касаться токоведущих и вращающихся частей лебедки.

3.13.2. Поправлять руками трос или изменять направление витков на барабане работающей лебедки.

3.14. При заедании шкентеля в блоках нужно прекратить работу.

3.15. При обнаружении электрического тока на корпусе лебедки работа должна быть немедленно прекращена.

3.16. Если произойдет несчастный случай, то после оказания первой помощи пострадавшему о происшедшем нужно сообщить производителю работ или бригадиру.

 

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

4.1. Кроме выполнения требований, изложенных в разделе 4 Инструкции № 1 по охране труда для ДМ, в аварийных ситуациях ДМ-лебедчик обязан прекратить работу при:

4.1.1. Выявлении на лебедке неисправностей.

4.1.2. Наличии трещин на металлоконструкциях.

4.1.3. Наличии деформации стрел.

4.1.4. Недопустимом износе гаков, канатов, цепей.

4.1.5. Наличии трещин или разрывов у подъемных гаков, блоков, скоб или в других съемных деталях.

4.1.6. Наличии даже слегка разогнутых гаков.

4.1.7. Наличии блоков с растянувшейся скобой, стертым нагелем или поврежденной втулкой.

4.1.8. Неисправности механизма подъема или механизма изменения вылета стрелы.

4.1.9. Неисправности тормозных устройств и органов управления.

4.1.10. Неисправностях приборов безопасности (концевых выключателей, ограничителей грузоподъемности и др.) и других неисправностях.

4.1.11. Недостаточной освещенности рабочей зоны.

4.1.12. Угрозе возникновения несчастного случая или аварии.

4.2. Вопрос о прекращении ПРР, производимых судовыми грузоподъемными устройствами, по причине неблагоприятных метеоусловий, в каждом отдельном случае решается администрацией порта (ППК) и судна.

 

5. Требования безопасности по окончании работы

 

5.1. Лебедчик обязан:

5.1.1. Установить грузоподъемное устройство на штатное место.

5.1.2. Отключить источник питания лебедки.

5.1.3. Поставить на стопор рычаги управления.

5.1.4. Не оставлять груз или грузозахватные приспособления в подвешенном состоянии.

5.1.5. Произвести уборку рабочего места.

5.1.6. Доложить производителю работ о замеченных неполадках в работе.

 

6. Ответственность

 

За невыполнение данной Инструкции ДМ-лебедчик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.