ИНСТРУКЦИЯ № 10 ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ ДОКЕРА-МЕХАНИЗАТОРА-ШВАРТОВЩИКА

 

TOИ-PД 31.82.05.10-95

 

 

СОГЛАСОВАНО Письмом ЦК профсоюза работников морского транспорта от 15 февраля 1995 г. № 3.06/57

Письмом Российского профсоюза докеров от 17 февраля 1995 г.

 

УТВЕРЖДЕНО Директором Департамента морского транспорта Минтранса Российской Федерации Н.П. Цахом 10 апреля 1995 г.

 

 

1. Общие требования

 

1.1. К выполнению обязанностей швартовщика допускается докер-механизатор (ДМ), прошедший обучение, получивший квалификацию швартовщика, имеющий при себе удостоверение и прошедший обучение и инструктаж по безопасным приемам и методам работы на рабочем месте.

1.2. Швартовщик, допустивший нарушение требований охраны труда, направляется на внеочередную проверку знаний. Швартовщик, не прошедший проверку знаний, к работе не допускается.

1.3. Докер-механизатор-швартовщик должен знать Инструкцию № 1 по охране труда для ДМ, настоящую Инструкцию по охране труда и уметь выполнять швартовые операции.

1.4. ДМ-швартовщик привлекается к швартовым операциям судов только к береговым причалам. Запрещается ДМ-швартовщикам принимать участие в швартовке судов на открытом рейде и на рейдовые бочки на акватории порта.

 

2. Требования безопасности перед началом работы

 

2.1. ДМ, назначенные на швартовку, должны прибыть на причал вместе с руководителем работ за 5-10 мин до подхода судна и поступить в распоряжение работника службы капитана порта.

2.2. ДМ должен получить инструктаж у работника службы капитана порта по всем вопросам, связанным с производством швартовых работ на данном причале.

2.3. Нельзя приступать к швартовым работам в неисправных рукавицах, при недостаточном освещении, загромождении, захламлении и скользком причале.

2.4. Заблаговременная подготовка причала к швартовке судов производится по указанию руководителя работ с установкой знаков безопасности со стороны возможного появления транспортных средств.

2.5. До начала швартовых операций ДМ-швартовщик обязан проверить:

2.5.1. Наличие и исправность отбойных устройств.

2.5.2. Готовность швартовных тумб.

2.5.3. Чистоту причала.

2.5.4. Наличие багров, спасательных кругов с линями.

2.6. Приступать к выполнению швартовных операций ДМ-швартовщик обязан в защитной каске с закрепленным подбородочным ремешком и в спасательном жилете.

 

3. Требования безопасности во время работы

 

3.1. Все работы по швартовным операциям должны производиться под руководством работника службы капитана порта с соблюдением мер личной безопасности. Запрещается приступать к швартовным операциям без работника службы капитана порта.

3.2. ДМ, привлеченные к швартовным операциям, должны строго соблюдать расстановку ДМ по местам швартовки, произведенную работником службы капитана порта, в также обращаться за помощью в работе к лицам, не допущенным к швартовым операциям.

3.3. Во время подготовки и производства швартовных работ не разрешается заниматься посторонними разговорами, покидать рабочее место без разрешения работника службы капитана порта, курить и принимать пищу.

Запрещается совмещение швартовных работ с какими-либо другими работами.

3.4. При подходе судна к причалу швартовки, услышав предупредительный окрик с судна о подаче бросательного конца: "Берегись" ДМ-швартовщик должен стать лицом к судну, но не ближе одного метра от края причала и следить за падающей легостью (мешочек с песком), но не ловить его руками.

3.5. Выбирая бросательный конец, а затем швартовный канат, можно стоять лицом к судну. Нельзя находиться между тянущимся швартовым канатом и кромкой причала, ставить ногу в огон (петлю), надевать его на руку или на плечо.

3.6. Перед накладкой огона (петли) швартовного троса на береговую тумбу нужно отвязать бросательный конец и находиться с тыловой стороны тумбы.

3.7. Швартовый канат можно брать только за середину огона (между сплеснем и концом огона).

3.8. После закрепления швартовного каната на тумбе старший группы швартовщиков должен сообщить об этом на судно: "Швартов закреплен".

3.9. Перед подачей бросательного конца (легости) с причала на судно нужно предупредить команду судна окриком: "Берегись!".

3.10. При выбирании швартовного каната на судне или при работе судовой машины, когда швартовы закреплены на тумбе, нужно быстро отойти в сторону и не стоять против линии натяжения, а также ближе 5 м по обе стороны от швартовного каната.

3.11. Перекладывать или отдавать швартовные канаты с тумбы и сбрасывать их в воду можно только по указанию работника службы капитана порта.

3.12. После отдачи швартовного каната с тумбы нужно сообщить об этом на судно, крикнув: "Швартов отдан и чист!".

3.13. Работы по перетяжке судна вдоль причала разрешается производить только под руководством работника службы капитана порта.

3.14. При накладывании швартовного каната на береговую тумбу руки следует держать с наружной стороны огона.

3.15. При наложении на тумбу второго швартовного каната, огон последнего пропустить снизу под огон первого каната.

3.16. Запрещается работать в замасленных рукавицах.

3.17. Запрещается находиться вблизи сильно натянутых канатов, на линии направления тяги.

 

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

4.1. Кроме выполнения требований, изложенных в разделе 4 Инструкции № 1 по охране труда для ДМ, в аварийных ситуациях ДМ-швартовщик обязан прекратить работу при угрозе возникновения несчастного случая или аварии.

4.2. Если во время выбирания швартовного каната большой длины и диаметра появилось ощущение физического перенапряжения ("канат тянет назад"), нужно его бросить и выбирать повторно с помощью двух ДМ-швартовшиков.

4.3. При падении в воду ДМ-швартовщика немедленно бросить ему спасательный круг с линем и принять другие меры к подъему его на причал и при необходимости оказать первую помощь.

 

5. Требования безопасности по окончании работ

 

По окончании швартовных операций ДМ-швартовщик должен сообщить работнику службы капитана порта о всех замеченных при швартовке недостатках.

 

6. Ответственность

 

За невыполнение данной Инструкции ДМ-швартовщик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.