МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

 

СОГЛАСОВАНО

письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации

 

от 03.09.01                   № 742-7

СОГЛАСОВАНО

письмом Общероссийского профсоюза авиационных работников

 

от 24.07.01              № 2.115

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации

 

от 22.10.01            № НА-375-р

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ СПЕЦМАШИН, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ КОММЕРЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

ТИ РО-54-010-01

 

Вводится в действие с 01.11.2001 г.

 

 

Настоящая Типовая инструкция* содержит основные требования по охране труда для водителей спецмашин, применяемых при коммерческом обслуживании воздушных судов, и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.

_____________

* На основе Типовой инструкции разрабатываются инструкции по охране труда для водителей конкретных типов спецмашин с учетом специфических условий авиапредприятия.

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1.1. Водитель спецмашины (далее по тексту - водитель) - это профессия, к которой предъявляются дополнительные требования безопасности труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по безопасности труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда.

1.2. К работе водителем допускаются лица не моложе 18 лет, получившие необходимую теоретическую и практическую подготовку, имеющие водительское удостоверение соответствующей категории, прошедшие предварительный (перед поступлением на работу) медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, стажировку, обучение и проверку знаний Правил дорожного движения и практических навыков вождения автомобиля, в том числе по территории авиапредприятия, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к самостоятельной работе и имеющие талон на право работы на аэродроме.

1.3. Для того чтобы водитель был допущен к работе на аэродроме, он должен знать:

- технические характеристики спецмашины;

- принцип работы базового автомобиля и отдельных его агрегатов;

- режимы работы, установленные ограничения и особенности эксплуатации спецмашины в осенне-зимний и весенне-летний периоды года;

- требования безопасности, предъявляемые к эксплуатации конкретного типа спецмашины, на котором работает водитель;

- требования Руководства по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации* и Руководства по организации движения автотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации** (в части, его касающейся);

_____________

* Утверждено ФАС России 07.04.97 № 30/И.

** Утверждено приказом ДВТ Минтранса России 27.11.95 № ДВ-124.

 

- технологию взаимодействия служб, обеспечивающих полеты (в части, его касающейся);

- Схему расстановки и организации движения воздушных судов, спецавтотранспорта и средств механизации на аэродроме;

- правила подъезда (отъезда) спецмашин к воздушным судам.

1.4. Перед началом самостоятельной работы на аэродроме водитель должен пройти стажировку в объеме не менее восьми рабочих смен под руководством опытного водителя для приобретения практических навыков вождения автомобиля по аэродрому.

1.5. Водителю, допущенному к самостоятельной работе на аэродроме, выдается талон на право вождения спецмашины по аэродрому и обслуживания воздушных судов (далее по тексту - Талон).

1.6. Водитель обязан при работе на аэродроме иметь при себе Талон и предъявлять его для проверки по требованию уполномоченных должностных лиц (в Талоне могут делаться отметки о нарушениях водителем правил движения по аэродрому).

1.7. Водитель, имеющий в Талоне три отметки о нарушении правил движения или технологии взаимодействия служб, обеспечивающих полеты, допускается к работе только после повторной проверки его знаний квалификационной комиссией авиапредприятия.

1.8. Водитель независимо от квалификации и стажа работы не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по безопасности труда.

Кроме того, не менее двух раз в год (перед осенне-зимним и весенне-летним периодами) проверяются знания водителем требований Руководства по организации движения автотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РФ и практическому навыку на аэродроме.

1.9. В случае нарушения водителем требований безопасности труда или при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней водитель должен пройти внеплановый инструктаж по безопасности труда.

1.10. Водитель должен выполнять только те работы, которые ему поручены в установленном порядке; запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которыми он не обучен.

1.11. Водитель, направленный для участия в несвойственных для его профессии работах, должен пройти в установленном порядке целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

1.12. Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:

- движущиеся воздушные суда, спецтранспорт, самоходные машины и механизмы;

- струи отработанных газов авиадвигателей и предметы, попавшие в них;

- воздушные всасывающие потоки, движущиеся с большой скоростью (зона сопел авиадвигателей);

- повышенный уровень электромагнитных излучений от наземных и бортовых источников;

- элементы конструкций зданий, сооружений, оборудования и т.п. на пути движения спецмашины (при отклонении ее от установленного маршрута движения, в том числе - консоли плоскостей самолетов или винтов вертолетов при въезде спецмашины в зоны обслуживания воздушных судов);

- повышенное скольжение покрытия (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания);

- нагретые до высокой температуры части автомобильного двигателя;

- горячие пар и охлаждающая двигатель жидкость;

- повышенная загазованность и запыленность воздуха;

- повышенная концентрация паров бензина в воздухе, в том числе высокотоксичного этилированного бензина;

- неблагоприятный микроклимат в кабине автомобиля (повышенные или пониженные значения температуры, влажности и подвижности воздуха);

- острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента (при его техническом обслуживании и ремонте);

- вывешенная масса автомобиля (с помощью домкрата) при работе под ним;

- серная кислота, входящая в состав электролита (при работе с аккумуляторной батареей);

- физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, колеса, аккумулятора и т.п.);

- неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или технического обслуживания под автомобилем);

- недостаточная освещенность проезжей части (при работе в темное время суток);

- слепящее действие света фар от встречных автомобилей, рулящих воздушных судов.

1.13. Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов в соответствии с действующими Нормами.

 

Примечание. Перечень конкретных видов спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых водителю согласно действующим Нормам и с учетом климатического района, в котором находится авиапредприятие, указывается в инструкции по охране труда для водителя, разрабатываемой на авиапредприятии на основе настоящей типовой инструкции.

 

1.14. Водитель должен помнить о токсичности веществ, входящих в состав топлива, масел и др. и соблюдать правила личной гигиены; перед приемом пищи, а также курением необходимо мыть руки с мылом, особенно это относится к работе с этилированным бензином.

1.15. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушений этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.16. Водитель обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков являлось причиной многих несчастных случаев на производстве.

1.17. Водитель должен соблюдать установленный в соответствии с трудовым законодательством режим рабочего времени и времени отдыха (продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов, при этом продолжительность управления автомобилем - не более 9 часов).

1.18. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха водитель обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

1.19. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

1.20. Водитель, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.

1.21. Водитель, не соблюдающий требования инструкции по охране труда, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности как за нарушение трудовой дисциплины. Если нарушение инструкции по охране труда связано с причинением предприятию имущественного ущерба, виновный может быть привлечен к материальной ответственности в установленном порядке.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

 

2.1. Перед началом работы водитель должен надеть спецодежду, спецобувь и другие необходимые для работы средства индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

2.2. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.

2.3. Водитель должен пройти медицинский осмотр и получить отметку в путевом листе или контрольной медицинской книжке водителя (водитель, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических веществ, к работе не допускается).

2.4. Водитель должен проверить исправность спецмашины: тормозов, рулевого управления, освещения (в том числе проблесковых огней), звукового сигнала, стеклоочистителей, состояние аккумуляторных батарей, уровень масла в картере двигателя, отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, давление в шинах. Кроме того, проверить исправность технических средств связи и убедиться в исправности буксировочного водила или мягкой тросовой сцепки.

2.5. В случае обнаружения неисправностей водитель должен сообщить о них в установленном порядке соответствующим должностным лицам и принять меры к устранению неисправностей спецмашины.

2.6. Запрещается выезжать на выполнение задания на неисправной спецмашине.

2.7. Водитель должен проверить укомплектованность спецмашины запасным колесом, огнетушителем, медицинской аптечкой; кроме того, автомобиль должен быть снабжен набором исправных инструментов и приспособлений, в том числе домкратом, переносной лампой, насосом для накачивания шин; в спецмашине должны быть упорные колодки для подкладывания под колеса (не менее 2 шт.).

2.8. Водитель должен проверить наличие необходимых документов, в том числе удостоверения на право вождения автомобиля и Талона.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

3.1. При перемещении по помещению стоянки спецмашин (боксу), особенно при недостаточном его освещении, водитель должен быть внимательным и осторожным во избежание спотыкания и травмирования о неубранное оборудование и предметы, а также падения в незакрытые осмотровые канавы.

3.2. При запуске двигателя водителю следует проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом, поставлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положение.

3.3. Пользоваться пусковой рукояткой при запуске двигателя можно только временно (например, при неисправности стартера или аккумулятора, а также при запуске двигателя после его ремонта).

3.4. При запуске двигателя пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

- не брать рукоятку в обхват;

- пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;

- не использовать никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

3.5. При работе на линии водитель не должен передавать управление спецмашиной лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления автомобилем и не указанным в путевом листе, а также находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

3.6. Во время движения следует избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге и соображениями безопасности.

3.7. Скорость движения автомобиля следует выбирать с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий, а также установленных ограничений скорости.

3.8. Водитель должен выбирать интервал между движущимися автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить.

3.9. При маневрировании, перестраивании из ряда в ряд, обгоне водитель должен убедиться в полной безопасности маневра.

3.10. Водитель должен быть особенно внимательным при движении автомобиля задним ходом; двигаясь задним ходом, нельзя создавать помех для других участников движения; перед подачей автомобиля назад необходимо убедиться, что его никто не объезжает и что сзади нет людей или каких-нибудь препятствий; для обеспечения безопасности движения водитель, при необходимости, должен прибегнуть к помощи других лиц, подающих команды для выполнения маневра.

3.11. В том случае, когда возникает необходимость временно покинуть автомобиль, водитель должен выключить двигатель, автомобиль затормозить стояночным тормозом при включенной низшей передаче; ключ от замка зажигания следует взять с собой, а двери запереть.

3.12. Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлениях.

3.13. При движении по территории аэродрома водителю необходимо выполнять следующие требования:

3.13.1. Движение спецмашины по аэродрому должно осуществляться только по установленным маршрутам, маркированным согласно Схеме расстановки и организации движения воздушных судов, спецавтотранспорта и средств механизации на аэродроме и схемам подъезда, отъезда и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов двумя сплошными линиями белого цвета (в местах разрешенного въезда в промежуток между стоянками воздушных судов (далее по тексту - ВС) сплошная линия прерывается и заменяется пунктирной).

3.13.2. Скорость движения автомобиля в зоне обслуживания ВС при подъезде, отъезде и маневрировании не должна превышать 5 км/ч; скорость движения по перрону и местам стоянки не должна превышать 20 км/ч, при движении в остальных зонах аэродрома - 40 км/ч.

3.13.3. Водитель автомобиля во всех случаях обязан уступать дорогу рулящему воздушному судну.

3.13.4. Для работы на перроне спецмашина должна быть укомплектована проблесковыми огнями, радиостанцией и буксировочным устройством.

3.14. При передвижении на спецмашине по территории аэродрома нужно быть особенно внимательным вблизи опасных зон: работающих авиадвигателей, вращения воздушных винтов самолетов, несущих и рулевых винтов вертолетов, излучения антенн наземных и бортовых радиолокационных средств, маневрирования спецмашин и средств механизации у воздушного судна, работы тепловых и ветровых газоструйных машин и снегоуборочной техники и др.

3.15. Запрещается находиться на расстоянии:

- менее 50 м в направлении выхода газов из авиадвигателя;

- менее 10 м перед воздухозаборником авиадвигателя;

- менее 20 м при работе бортовых радиолокационных станций, а также в "зонах ограничения" работы наземных радиолокаторов, обозначенных предупреждающими знаками.

3.16. Водителю нельзя отклоняться от установленных маршрутов движения спецтранспорта и проезжать через места стоянки ВС (нарушение этого требования приводило к несчастным случаям с тяжелыми последствиями, например, в результате столкновения спецмашин с консолями крыльев самолетов).

3.17. Передвижение спецмашины по территории аэродрома должно осуществляться с включенным ближним светом фар, в том числе - в дневное время.

3.18. Перед выполнением работы на месте стоянки воздушного судна водитель должен убедиться в наличии необходимых средств пожаротушения.

3.19. Если во время работы на линии возникли какие-либо технические неисправности, требующие немедленного устранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и осмотреть его; к ремонту можно приступать, если есть все необходимые инструменты и если объем его соответствует разрешенному на линии: монтаж и демонтаж шин, смена колес, продувка в системе питания, проверка действия приборов зажигания, устранение неисправностей в системе освещения, подтяжка ослабленных креплений и т.п.

3.20. При техническом обслуживании и ремонте автомобиля следует пользоваться исправным и предназначенным для этой цели инструментом.

3.21. Гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов; не следует работать гаечными ключами с непараллельными и изношенными губками; не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы. По возможности, следует пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах - ключами с трещоткой или с шарнирной головкой. В любом случае нужно правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком или чрезмерным усилием.

3.22. Поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; не следует пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной ручкой, а также с неисправной ручкой или без металлического кольца на ней.

3.23. При необходимости подъема части автомобиля домкратом водитель должен выполнить следующие меры безопасности:

3.23.1. Установить под колеса, которые не предполагается поднимать, противооткатные упоры (колодки).

3.23.2. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить широкую прочную подкладку и установить на нее домкрат в строго вертикальном положении.

3.23.3. Подъем следует осуществлять плавно, без рывков.

3.23.4. Выполняя работы, связанные со снятием колес, под поднятый автомобиль необходимо поставить козелки; нельзя применять вместо козелков в качестве подставок случайные предметы (ящики, кирпичи, камни, диски колес, доски и т.п.).

3.23.5. При подставке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля необходимо применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в местах, предусмотренных инструкцией по эксплуатации каждой модели автомобиля.

3.23.6. Увеличивать высоту козелков путем установки на них или под ними посторонних предметов (досок, кирпичей и т.п.) запрещается.

3.23.7. Не разрешается производить дополнительный подъем вторым домкратом уже вывешенного на домкрате автомобиля, так как это может привести к его падению; при необходимости произвести дополнительный подъем вторым домкратом, вывешенную часть автомобиля следует опустить на козелок, а затем осуществлять дополнительный подъем.

3.24. Запрещается находиться под автомобилем при работающем двигателе; при этом недопустимо испытывать тормозную систему.

3.25. Для работы лежа под автомобилем во избежание простудных заболеваний из-за переохлаждения организма следует пользоваться специальным лежаком.

3.26. При работе под автомобилем следует располагаться таким образом, чтобы ноги работающего не высовывались из-под автомобиля и не находились на проезжей части дороги во избежание наезда на них проезжающего мимо транспорта.

3.27. Систему питания можно ремонтировать только на холодном двигателе; при отвертывании штуцеров бензопроводов необходимо под место разъема подставить какую-нибудь посуду, чтобы бензин не попал на двигатель; продувать топливную систему следует только при помощи насоса.

3.28. При заправке автомобиля бензином запрещается курение и пользование огнем.

3.29. Для перелива бензина необходимо пользоваться только специальным устройством; засасывать через шланг бензин ртом запрещено (в частности, из-за нарушения этого требования в авиапредприятиях имели место несчастные случаи с тяжелыми последствиями от отравления этилированным бензином).

3.30. При заправке автомобиля водителю следует пользоваться рукавицами, не допуская попадания топлива, особенно этилированного бензина, на кожу рук и тела.

3.31. Следует помнить, что этилированный бензин является высокотоксичным веществом и действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой.

3.32. Для предупреждения отравления автомобильной тормозной жидкостью не разрешается засасывать ее ртом при переливании из одной тары в другую с помощью шланга; не следует курить и принимать пищу во время работы с тормозной жидкостью, а по окончании работы с ней необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

3.33. При открытии капота спецмашины, осмотре и обслуживании горячего двигателя нельзя допускать случайного срыва пробки (крышки) радиатора во избежание ожога паром или брызгами охлаждающей жидкости.

3.34. Для того чтобы избежать ожогов рук и лица паром или горячей охлаждающей жидкостью, пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавицах или накрыв ее ветошью (тряпкой); пробку надо открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону водителя (невыполнение этих требований приводило к многим несчастным случаям в авиапредприятиях).

3.35. При работе с аккумуляторной батареей следует соблюдать осторожность, поскольку в состав электролита входит серная кислота, способная при попадании на кожу или в глаза вызвать сильный химический ожог.

3.36. Поскольку во время подзарядки аккумулятора выделяется водород, который в смеси с кислородом воздуха может образовать взрывоопасную смесь, курить и пользоваться открытым огнем не разрешается; при этом аккумуляторные пробки должны быть открыты; во время подзарядки не следует близко наклоняться к аккумулятору во избежание ожога лица брызгами электролита.

3.37. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен; запрещается производить демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, кувалдой (молотком).

3.38. При монтаже шины на обод колеса нужно устанавливать замочное кольцо так, чтобы оно плотно входило в выемку обода всей своей внутренней поверхностью.

3.39. Накачку шин следует производить только с применением защитного ограждения или предохранительной вилки достаточной прочности и величины.

3.40. При накачке шины без дозатора давление воздуха нужно проверять манометром.

3.41. Накачку шины следует вести в два этапа: вначале до давления 0,5 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца, а затем до нужного давления.

3.42. В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции.

3.43. Запрещается:

- накачивать шину с неплотно вошедшим на место запорным кольцом;

- поправлять и осаживать замочное кольцо при накачивании шины;

- накачивать шину свыше установленной нормы.

3.44. При необходимости выполнения работ на высокорасположенных частях спецмашины необходимо соблюдать меры по предотвращению падений с высоты (не находиться вблизи от неогражденных перепадов по высоте без применения предохранительных поясов; применять специальное вспомогательное оборудование для работы на высоте, стремянки и лестницы; осуществлять страховку незакрепленной приставной лестницы вторым работником и т.п.).

3.45. Особую осторожность необходимо соблюдать при нахождении и перемещении по мокрым или влажным элементам конструкции спецмашин и стационарно установленным лестницам.

3.46. Нужно помнить, что значительное количество травм водители спецмашин получают при спрыгивании с элементов конструкции спецмашин, в том числе - смотровых площадок, бамперов, подножек (особенно крупногабаритных автомобилей).

3.47. При выходе из кабины, спуске с высокорасположенных частей спецмашины следует быть осторожным во избежание травмирования рук в результате зацепления кольцами, перстнями и браслетами за выступающие элементы конструкции.

3.48. При выполнении отдельных операций по ремонту спецмашины следует применять соответствующие средства индивидуальной защиты: например, при работе ударным или рубящим инструментом (кувалдой, молотком, зубилом и т.п.) необходимо применять защитные очки для предохранения глаз от попадания металлических частиц и рукавицы для защиты рук от механических повреждений. При ремонте в зимний период также следует применять рукавицы во избежание обморожения рук. Однако работать с электродрелью, электрогайковертом в рукавицах запрещается.

 

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ВОДИТЕЛЮ АВТОМОБИЛЯ С ПОДЪЕМНЫМ КУЗОВОМ

 

4.1. Перед началом работы водитель АПК должен:

4.1.1. Внешним осмотром убедиться в отсутствии подтекания масла из гидросистемы.

4.1.2. Проверить работу подъемного механизма и убедиться в отсутствии самопроизвольного опускания грузовой платформы.

4.1.3. Проверить работоспособность системы управления спецмашиной АПК.

4.2. Водителю АПК запрещается ездить по аэродрому с поднятой грузовой платформой.

4.3. Во избежание потери устойчивости АПК запрещено производить подъем грузовой платформы при боковом уклоне опорной площадки более 3°, при скорости ветра более 10 м/с, на неровной площадке, а также при пониженном давлении в шинах хотя бы одного колеса.

4.4. К месту загрузки или разгрузки (склад, платформа, самолет) подъезд автомобиля АПК должен осуществляться задним ходом, плавно, без рывков, со скоростью не более 3 км/ч.

4.5. Во время подъезда к месту загрузки или разгрузки водитель АПК и находящиеся на платформе автомобиля грузчики должны вести наблюдение и в случае опасности немедленно принять меры к остановке автомобиля.

4.6. В процессе подъезда спецмашины к самолету находящиеся на платформе грузчики должны подавать водителю условные звуковые сигналы с помощью нажатия одной из кнопок (с надписью "Сигнал") на левом и правом бортах платформы.

4.7. После установки спецмашины АПК возле самолета она должна быть заторможена ручным тормозом, а под колеса установлены упорные колодки.

4.8. Перед подъемом грузовой платформы АПК водителю необходимо убедиться в том, что над платформой нет каких-либо препятствий (частей самолета, проводов связи, электрических проводов и т.п.).

4.9. Подъем платформы (с грузом или без груза) должен производиться водителем либо из кабины, либо с помощью ручного пульта, но в любом случае при работающем двигателе.

4.10. Водитель должен контролировать правильность расположения грузов на платформе; груз необходимо располагать равномерно по всей платформе, начиная с передней части.

4.11. После загрузки платформы должна быть установлена оградительная цепь в задней ее части, которая предохраняет от выпадения с нее грузов.

4.12. Кроме того, груз, расположенный на платформе, должен быть закреплен от перемещения и выпадения во время движения автомобиля.

4.13. После окончания загрузки платформы грузчики подают звуковой сигнал о конце работы.

4.14. При опускании платформы водитель должен убедиться в том, что под платформой нет людей или других препятствий.

4.15. Запрещается находиться, а также выполнять какие-либо работы под поднятой платформой спецмашины без установки страховочного приспособления (упора).

4.16. Отъезд от самолета должен осуществляться плавно, без рывков, на скорости не более 3 км/ч.

 

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ВОДИТЕЛЮ АВТОЛИФТА

 

5.1. Перед началом работы водитель автолифта должен:

5.1.1. Внешним осмотром убедиться в отсутствии подтекания масла из гидросистемы.

5.1.2. Проверить работу подъемного механизма и убедиться в отсутствии самопроизвольного опускания кузова.

5.1.3. Проверить работоспособность системы управления автолифтом.

5.1.4. Проверить давление воздуха в шинах колес и исправность покрышек.

5.2. Водителю автолифта запрещается ездить по аэродрому с поднятым кузовом или включенным гидронасосом.

5.3. Во избежание потери устойчивости автолифта запрещено производить подъем кузова при боковом уклоне опорной площадки более 3 , при скорости ветра более 10 м/с, на неровной площадке, а также при пониженном давлении воздуха в шине хотя бы одного колеса.

5.4. Чтобы исключить возможность падения работников с высоты из-за соскальзывания, водитель автолифта должен следить за тем, чтобы на передней и задней площадках не было снега или льда; работать на скользких площадках запрещено.

5.5. Для предупреждения возможности падения с высоты водитель не должен допускать работу на передней площадке автолифта без ограждения.

5.6. Водитель автолифта обязан следить за тем, чтобы во время опускания кузова автолифта никто не находился на передней и задней площадках.

5.7. Запрещается находиться, а также выполнять какие-либо работы под поднятым кузовом спецмашины без установки страховочного приспособления (упора).

 

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ВОДИТЕЛЮ АВТОТРАНСПОРТЕРА

 

6.1. Перед началом работы водитель автотранспортера должен выполнить следующее:

6.1.1. Внешним осмотром убедиться в отсутствии подтекания масла из гидросистемы.

6.1.2. Проверить работу механизмов поворота откидных секций, подъема и опускания стрел и выпуска аутригеров и убедиться в их исправности.

6.1.3. Очистить автотранспортер от грязи, воды и снега, особое внимание уделив при этом чистоте ленты, ведущих барабанов и роликов.

6.1.4. Проверить работоспособность системы управления автотранспортером.

6.2. Выезд автотранспортера на ВПП и РД запрещен.

6.3. Водителю автотранспортера запрещается ездить по аэродрому с поднятым рабочим оборудованием; во время движения рабочее оборудование должно находиться в транспортном положении.

6.4. Не доезжая 10 м до самолета, водитель должен остановить автотранспортер и произвести установку стрелы в рабочее положение относительно порога багажного люка.

6.5. Дальнейшее передвижение автотранспортера к самолету должно осуществляться на первой скорости; во время подъезда водитель должен внимательно наблюдать за окружающей обстановкой и в случае опасности немедленно принять меры к остановке автомобиля.

6.6. После того как амортизатор стрелы окажется на расстоянии 5...10 см от обшивки фюзеляжа, водитель должен остановить автотранспортер, установить его на ручной тормоз и произвести выпуск опорных домкратов.

6.7. Во избежание потери устойчивости автотранспортера запрещено производить подъем его рабочего оборудования при боковом уклоне опорной площадки более 3°, при скорости ветра более 10 м/с, на неровной площадке, а также при пониженном давлении в шинах хотя бы одного колеса.

6.8. Перед подъемом стрелы и откидных секций водителю необходимо убедиться в том, что над ними нет каких-либо препятствий (частей самолета, проводов связи, электрических проводов и т.п.).

6.9. Управление рабочими органами автотранспортера должно производиться водителем из кабины с помощью тумблеров и кнопок, расположенных на пульте.

6.10. Для безопасного выполнения погрузочно-разгрузочных работ водитель должен правильно расположить транспортер относительно порога люка багажного отделения.

6.11. При выполнении погрузочных работ транспортер должен быть установлен таким образом, чтобы рабочая поверхность ленты находилась на высоте 15...20 см над порогом люка, а амортизатор стрелы на расстоянии 5...7 см от порога.

6.12. При разгрузке багажа транспортер должен быть установлен так, чтобы его лента находилась на 10...15 см ниже порога багажника.

6.13. Во время работы водитель должен контролировать и не допускать, чтобы масса одного места перемещаемого по транспортеру груза превышала значение, установленное его техническими характеристиками.

6.14. Во время погрузки нельзя бросать грузы и багаж на ленту транспортера.

6.15. Пользоваться транспортером для подъема или опускания людей в багажный отсек воздушного судна запрещается.

6.16. Водителю следует помнить о том, что автотранспортер работает, как правило, в комплексе с электрокарами, багажными тележками и другими транспортными средствами, осуществляющими подвоз грузов и багажа к самолету; в связи с этим водителю следует знать и соблюдать требования безопасности при взаимодействии с водителями транспортных средств; кроме того, автотранспортер представляет повышенную опасность и особое внимание следует уделять тому, чтобы в любом случае никто, в том числе и сам водитель, не находились под поднятой стрелой или откидными секциями транспортера.

6.17. Нельзя передвигаться на автотранспортере, не переведя стрелы в транспортное положение, за исключением переезда на короткое расстояние от одного багажного отсека к другому.

6.18. При опускании, подъеме, складывании, раскладывании секций стрел транспортера водитель должен убедиться в том, что под ними нет людей или других препятствий.

6.19. Отъезд от самолета должен осуществляться плавно, без рывков, на скорости не более 3 км/ч.

 

7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ВОДИТЕЛЮ АВТОБУСА

 

7.1. Перед началом работы водитель автобуса должен проверить, чтобы двери автобуса были исправными, и исключалось их самопроизвольное открытие во время движения.

7.2. Автобус должен быть оборудован зеркалами, позволяющими водителю наблюдать за посадкой (высадкой) пассажиров и порядком в салоне.

7.3. Концентрация вредных веществ внутри салона автобуса не должна превышать санитарной нормы (окись углерода - не более 20 мг/м3).

7.4. Водитель автобуса должен начинать движение только после того, как закончилась посадка (высадка) пассажиров и только при полностью закрытых дверях по команде агента по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок.

7.5. Перед троганием с места водитель автобуса должен убедиться, что начало движения не представляет опасности для пассажиров и окружающих людей.

7.6. Водитель автобуса по прибытии на место посадки (высадки) пассажиров не должен открывать двери до полной его остановки и без команды агента по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок.

7.7. Во время движения водителю следует избегать резких торможений и попоротой, если они не вызваны соображениями безопасности.

 

8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

8.1. В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) водитель, причастный к нему, должен немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии выставить на расстоянии 30-40 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь и не трогать с места автомобиль и предметы, имеющие отношение к происшествию.

8.2. При необходимости водитель должен оказать первую помощь пострадавшим и вызвать "Скорую медицинскую помощь"; если это невозможно, то следует отправить пострадавших на попутном автомобиле в ближайшее лечебное учреждение.

8.3. Затем необходимо сообщить о случившемся в ГИБДД; если есть очевидцы ДТП, следует записать их фамилии и адреса и ожидать прибытия работников ГИБДД.

8.4. Если ДТП не причинило вреда здоровью людей или существенного материального ущерба, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося и отсутствии неисправностей транспортных средств, с которыми их дальнейшее движение запрещено, водители могут прибыть на ближайший пост ГИБДД для оформления ДТП.

8.5. При необходимости отбуксировать неисправный автомобиль, буксировку можно осуществить либо на жесткой, либо на гибкой сцепке; при этом водитель буксируемого автомобиля должен находиться за рулем своего автомобиля. Необходимо соблюдать осторожность при подсоединении (отсоединении) жесткой сцепки, надежно удерживать и не допускать ее падения при возможном прокручивании буксировочного крюка.

8.6. Нельзя использовать в качестве буксирующего средства автомобиль с прицепом.

8.7. При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого автомобиля должны быть исправны тормозная система и рулевое управление, а при буксировке на жесткой сцепке - рулевое управление.

8.8. Жесткая сцепка должна обеспечивать расстояние между автомобилями не более 4 м, а гибкая - в пределах 4-6 м; при гибкой сцепке трос должен быть через каждый метр обозначен сигнальными флажками.

8.9. При буксировке в светлое время суток независимо от условий видимости на буксирующем транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар, а на буксируемом в любое время суток - габаритные огни.

8.10. Водитель автомобиля, буксируемого на гибкой сцепке, должен следить за тем, чтобы буксир был все время натянут; это предохранит его от обрыва, а автомобиль от рывков и исключит возможность наезда буксируемого автомобиля на буксирующий в случае резкого торможения.

8.11. Буксировка автомобиля на гибкой сцепке при гололеде запрещается.

8.12. На случай возникновения пожара, автомобиль должен быть укомплектован порошковым огнетушителем, а водитель - уметь им пользоваться.

 

9. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

 

9.1. По окончании работы водитель должен привести в порядок спецмашину, поставить ее в установленное место, выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, закрыть двери на ключ.

9.2. Если у водителя имеются замечания к техническому состоянию автомобиля, он должен сообщить об этом механику гаража.

9.3. По окончании работы водителю необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие требования безопасности

2. Требования безопасности перед началом работы

3. Требования безопасности во время работы

4. Дополнительные требования безопасности к водителю автомобиля с подъемным кузовом

5. Дополнительные требования безопасности к водителю автолифта

6. Дополнительные требования безопасности к водителю автотранспортера

7. Дополнительные требования безопасности к водителю автобуса

8. Требования безопасности в аварийных ситуациях

9. Требования безопасности по окончании работы