МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

СОГЛАСОВАНО

письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации

 

от 15.08.01             № 6008-КЛ

СОГЛАСОВАНО

письмом Общероссийского профсоюза авиационных работников

 

от 04.07.01               № 2.108

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации

 

от 22.10.01         № НА-375-р

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ МОЙЩИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

(ВОЗДУШНЫХ СУДОВ)

 

ТИ РО-54-009-01

 

Вводится в действие с 01.11.2001 г.

 

 

Взамен инструкции, утвержденной МГА от 05.12.84 № 52/И.

 

 

Настоящая Типовая инструкция* содержит основные требования по охране труда для мойщиков летательных аппаратов (воздушных судов) и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.

_____________

* На основе Типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда с учетом конкретных условий авиапредприятия (организации).

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1.1. Мойщик летательных аппаратов (воздушных судов) (далее по тексту - мойщик) - это профессия повышенной опасности, к которой предъявляются дополнительные требования безопасности труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда.

1.2. К выполнению работы по профессии мойщик допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к самостоятельной работе.

К работе по очистке, мойке и дегазации воздушных судов и их сельхозаппаратуры не допускаются беременные и кормящие женщины, лица с заболеванием кожи, верхних дыхательных путей, легких; также не следует привлекать к таким работам мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет.

1.3. Для предупреждения заболеваний и несчастных случаев, а также для обеспечения безопасности труда мойщик в дальнейшем должен периодически проходить медицинский осмотр: для выполняющих наружную мойку, а также очистку, мойку и дегазацию воздушных судов и аппаратуры после авиационно-химических работ - один раз в год; для выполняющих внутреннюю уборку - один раз в два года.

1.4. Мойщик должен периодически, не реже одного раза в год, проходить проверку знаний с соответствующей записью в удостоверении о допуске к работам повышенной опасности.

1.5. Мойщик независимо от квалификации и стажа работы не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по безопасности труда, а также по Требованиям безопасности при работе со спецжидкостями, Типовой инструкции по охране труда при работе на высоте, технологической документацией по очистке, мойке и дегазации воздушного судна и аппаратуры после авиационно-химических работ (при необходимости) в части, его касающейся; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.

1.6. Лица, показавшие неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ по мойке воздушных судов, к самостоятельной работе не допускаются. Повторную проверку знаний работник должен пройти в течение одного месяца.

1.7. Мойщик, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: типы обслуживаемых воздушных судов; технологию мойки и очистки их наружной и внутренней обшивки, в том числе в условиях низких температур; способы удаления грязи, льда, масляных пятен с обшивки и с других частей воздушных судов; правила обращения с лакокрасочными покрытиями и внутренней отделкой воздушных судов при мойке и очистке их от грязи; особенности и технологию мойки современных синтетических тканей; устройство и правила эксплуатации специального оборудования для комплексной мойки и уборки воздушных судов, промышленных пылесосов, правила обращения с ними; общие сведения о компоновке пассажирских салонов, кабины экипажа, багажных отсеков, санузлов; устройство и особенности конструкции буфетно-кухонного оборудования, а также систем канализации и водоснабжения воздушного судна; меры предосторожности при мойке и уборке в ответственных местах в кабине экипажа, возле аварийных люков и т.п.; состав (дозировку) растворов (эмульсий), моечных жидкостей; правила приготовления моющих средств и обращения с ними; свойства применяемых растворов и растворителей; правила организации рабочего места на местах стоянки воздушных судов.

1.8. Мойщик, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

При выполнении очистки и мойки ВС после авиационно-химических работ с использованием моечной машины мойщик должен получить соответствующий инструктаж по ее эксплуатации и мерам безопасности труда.

1.9. Мойщику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием и материалами, безопасному обращению с которыми он не обучен.

1.10. При выполнении мойщиком своей работы на него могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:

- движущиеся самоходные и перемещаемые вручную машины, механизмы, приспособления для обеспечения удобства выполнения работ, а также их движущиеся незащищенные части;

- выступающие части конструкции воздушного судна и элементы внутри фюзеляжа самолета - острые кромки антенн, ручки, кронштейны и др.;

- подвижные части самолета - двери, крышки люков, трапы, лючки, панели, полки, откидные сиденья членов экипажа и др.;

- динамическое воздействие газовых и водяных, а также аэрозольных струй при обработке наружных поверхностей воздушных судов и внутренних объемов самолета;

- повышенная влажность спецодежды и спецобуви при работе с водой, моющими растворами, химическими жидкостями во время мойки и уборочных работ;

- струи и брызги воды и моющих растворов;

- повышенная температура моющих растворов, струй горячего воздуха для сушки изделий;

- химические вещества на поверхности воздушных судов и аппаратуре после авиационно-химических работ, а также применяемые при мойке воздушных судов и чистке внутренних помещений самолета;

- загромождение рабочей зоны внутри фюзеляжа самолета материалами, инструментами и др.;

- неровности и складки ковровых покрытий;

- острые предметы (например, лезвия в карманах кресел экипажа), кромки битой посуды при уборке мусора и т.п.;

- физические перегрузки при выполнении работ в стесненных условиях и неудобном положении;

- расположение рабочего места вблизи от неогражденных перепадов по высоте (например, при работе со стремянки, у незакрытого люка в полу салона воздушного судна, входной двери и т.п.);

- повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения, замасливания) опорных поверхностей, в том числе трапов, стремянок, лестниц и др.;

- повышенный уровень шума;

- повышенные или пониженные температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

- недостаточная освещенность рабочей зоны.

1.11. При очистке наружных поверхностей воздушных судов от грязи, копоти, маслянистых и нагарообразных отложений с помощью специальных моющих жидкостей, а также при работе с концентратом жидкости СТ-2, применяемым в качестве средства для мойки и дезинфекции санузлов самолетов, мойщик должен знать о том, что в их состав входят различные вредные для здоровья человека химические вещества; поэтому мойщик должен быть знаком с токсическими свойствами применяемых жидкостей, так как их пары могут проникать в кровь через неповрежденную кожу, вызывая поражение нервной системы, оказывать раздражающее действие на кожу, вызывая дерматиты и другие нежелательные для человека последствия.

1.12. Лица, выполняющие работу по наружной мойке воздушных судов и работу по внутренней уборке самолета, должны пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами.

 

Примечание. Перечень конкретных видов спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых мойщику согласно действующим Нормам и с учетом климатического района, в котором находится авиапредприятие, указывается в инструкции по охране труда для мойщика, разрабатываемой на авиапредприятии на основе настоящей типовой инструкции. Кроме того, при мойке ВС и сельхозаппаратуры после авиационно-химических работ следует предусматривать дополнительно выдачу респираторов, резиновых перчаток, защитных очков, нарукавников из непромокаемой ткани.

 

1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара мойщик должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.14. Мойщик обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков являлось причиной многих несчастных случаев на производстве.

1.15. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

1.16. Мойщик, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.

1.17. Для предупреждения возможности заболеваний, особенно при работе с химическими веществами, мойщику следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.

1.18. Мойщик, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

 

2.1. Перед началом работы мойщику следует надеть спецодежду, спецобувь, подготовить к работе другие средства индивидуальной защиты, в том числе защитные кремы ("биологические перчатки").

2.2. Перед началом работы мойщику необходимо проверить исправность инструмента, приспособлений, применяемых во время наружной мойки воздушных судов и уборки самолета.

2.3. Наружная мойка воздушного судна должна производиться только теми моющими составами, которые указаны в технологической или иной нормативно-технической документации; приготовление моющих растворов должно осуществляться в соответствии с рецептурой и при соблюдении мер безопасности.

2.4. Моющие растворы, инструмент и приспособления, применяемые для мойки, как правило, должны доставляться к воздушному судну с помощью средств механизации, особенно, если их масса превышает допустимые нормы перемещения тяжестей вручную.

2.5. Для предотвращения разбрызгивания моющих растворов во время транспортировки их доставка к воздушному судну должна производиться в герметичной таре.

2.6. Мойка воздушных судов должна производиться на местах стоянок воздушных судов, отведенных для выполнения этих работ.

2.7. Передвигаться по аэродрому к воздушному судну следует по предназначенным для этого пешеходным маршрутам.

2.8. Во время ходьбы мойщику необходимо соблюдать осторожность, быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток; следует помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося спецавтотранспорта, самоходного механизма могут быть не слышны.

2.9. Перед выполнением наружной мойки мойщик должен убедиться, что воздушное судно подготовлено к мойке и все двери, люки, лючки, а также форточки пилотской кабины закрыты.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

3.1. Для мойки высокорасположенных частей воздушного судна необходимо применять только специально предусмотренные стремянки и платформы, предназначенные для воздушного судна данного типа.

3.2. Стремянки, платформы, лестницы должны быть очищены от снега, льда, масла и прочно установлены на опоры таким образом, чтобы при работе на них отсутствовала необходимость перемещения центра тяжести мойщика за пределы рабочей площадки; стремянки, используемые для мойки воздушных судов, должны иметь высоту ограждения рабочих площадок не менее 1 м.

3.3. Перед тем как подниматься необходимо проверить исправность и устойчивость стремянок, лестниц и других приспособлений, которые будут использоваться для мойки воздушного судна, а также убедиться, что очередной срок их испытаний не истек.

3.4. Следует помнить о том, что часто причиной несчастных случаев являются падения с высоты; поэтому необходимо проявлять повышенную осторожность при работе на стремянках, платформах, лестницах и т.п. приспособлениях.

3.5. При подъеме по трапу, стремянке, лестнице нужно быть осторожным, особенно в условиях обледенения, мокрого снега и дождя (во избежание поскальзывания и падения).

3.6. При использовании моющих средств, в состав которых входят бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества, мойщик обязан выполнять требования пожарной безопасности и быть при этом особенно внимательным.

3.7. Не следует выполнять наружную мойку воздушных судов в темное время суток без достаточной освещенности рабочей зоны, особенно с использованием стремянок, платформ, лестниц.

3.8. В случае необходимости передвигаться по высокорасположенным поверхностям воздушного судна необходимо пользоваться предохранительными поясами; при этом, для предупреждения поскальзывания, поверхность, по которой передвигается мойщик, должна быть сухой.

3.9. При работе с использованием подъемных механизмов (например, спецмашин типа А-96, СПО и др.) для предупреждения возможности падения с высоты при нахождении в люльке (корзине) мойщик должен быть пристегнут предохранительным поясом.

3.10. Для исключения обрызгивания мойщика во время смыва моющих средств с поверхности воздушного судна не разрешается держать наконечник шланга выше уровня груди; в ветреную погоду мойщику следует направлять струю воды по направлению ветра.

3.11. Запрещается выполнять наружную мойку воздушного судна, находясь на стремянке или платформе, при скорости ветра более 10 м/с.

3.12. Во избежание несчастных случаев, связанных с падением, при перемещении мойщика по салону самолета следует убедиться, что все люки в полу закрыты, ковровые дорожки закреплены и на них нет складок и неровностей.

3.13. Уборка внутренних помещений воздушного судна должна производиться только теми веществами и моющими составами, которые указаны в технологической или иной нормативно-технической документации.

3.14. Температура воды и водных растворов для мойки и влажной уборки внутренних помещений воздушного судна должна находиться в пределах 18-50 °С.

3.15. Температура струи горячего воздуха, применяемого для сушки, не должна превышать 70 °С.

3.16. Уборку мусора, отходов и битой стеклянной посуды следует производить в защитных перчатках или рукавицах.

3.17. Во время уборки мусора из воздушного судна следует использовать, как правило, ведра или мешки одноразового пользования, которые затем собираются в контейнер для дальнейшей утилизации.

3.18. При выполнении внутренней уборки салонов воздушных судов с помощью бытового пылесоса мойщик должен руководствоваться требованиями инструкции по эксплуатации данного типа пылесоса, а также уметь оказать первую помощь в случае поражения человека электрическим током.

3.19. Мойщик должен быть внимательным во время прохода по салону (во избежание падения в незакрытые люки) и при выходе из воздушного судна (трап или стремянка могут быть обледеневшими или отсутствовать).

3.20. Работы по дезинфекции воздушных судов необходимо проводить с использованием соответствующих средств индивидуальной защиты.

3.21. Расфасовку препаратов, приготовление рабочих растворов нужно производить в специально отведенном для этой цели помещении.

3.22. Хранение моющих и дезинфицирующих средств должно осуществляться в специально отведенном помещении.

3.23. Запрещается использовать моющие и дезинфицирующие средства, не имеющие подтверждающего документа (сертификата, паспорта и т.п.).

3.24. При использовании ассенизационной машины для очистки санузлов воздушного судна необходимо принимать меры, исключающие пролив нечистот, загрязнение места стоянки и работников.

3.25. Во время дезинфекционной обработки внутренних помещений воздушного судна присутствие на борту посторонних лиц запрещается.

3.26. Во время выполнения работ по мойке, дезинфекции и дегазации воздушного судна запрещается курить, пить и принимать пищу.

3.27. Санитарную обработку воздушных судов, используемых на авиационно-химических работах, необходимо проводить на специально выделенных и оборудованных дегазационных площадках, расположенных не ближе 100 м от мест стоянок воздушных судов и 200 м от жилых, бытовых и административных зданий.

3.28. Очистка, мойка и дегазация воздушных судов, используемых на авиационно-химических работах, должна проводиться в соответствии с технологической документацией.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

4.1. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.

4.2. Мойщик должен уметь оказывать первую помощь при ранениях; при этом он должен знать, что всякая рана легко может загрязниться микробами, находящимися на ранящем предмете, коже пострадавшего, а также в пыли, на руках оказывающего помощь и на грязном перевязочном материале.

4.3. Оказывая первую помощь при ранении, необходимо строго соблюдать следующие правила:

- нельзя промывать рану водой или даже каким-либо лекарственным веществом, засыпать порошком и смазывать мазями, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи;

- нужно осторожно снять грязь с кожи вокруг раны, очищая ее от краев раны наружу, чтобы не загрязнять рану; очищенный участок кожи нужно смазать йодом и наложить повязку.

4.4. Для оказания первой помощи при ранении необходимо вскрыть имеющийся в аптечке перевязочный пакет; при наложении перевязочного материала не следует касаться руками той его части, которая должна быть наложена непосредственно на рану; если перевязочного пакета почему-либо не оказалось, то для перевязки можно использовать чистый платок, чистую ткань и т.п.; накладывать вату непосредственно на рану нельзя.

4.5. На то место ткани, которое накладывается непосредственно на рану, нужно накапать несколько капель йода, чтобы получить пятно размером больше раны, а затем положить ткань на рану; оказывающий помощь должен вымыть руки или смазать пальцы йодом; прикасаться к самой ране даже вымытыми руками не допускается.

4.6. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму.

4.7. При попадании моющего раствора в глаза или на кожу и появлении резкой боли, слезотечения мойщику необходимо тщательно промыть их водой и обратиться, в случае необходимости, за медицинской помощью.

4.8. Если при попадании на кожу концентрата жидкости СТ-2 произошло покраснение, зуд, чувство жжения, то следует обмыть пораженный участок кожи теплой водой с мылом; при попадании в глаза и появлении резкой боли, слезотечения - промыть глаза большим количеством воды.

4.9. При возникновении пожара необходимо немедленно сообщить об этом в пожарную охрану, руководителю работ и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения (с помощью огнетушителя, установки пожаротушения и т.п.).

 

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

 

5.1. После окончания работы нужно следовать по перрону в установленных местах безопасным путем с учетом рулящих воздушных судов, работающих двигателей и вращающихся лопастей винтов воздушных судов, движущегося спецтранспорта, средств перронной механизации в соответствии с требованиями безопасности при передвижении по аэродрому.

5.2. После окончания работ по мойке воздушных судов применявшиеся материалы, инструмент, приспособления должны быть вымыты, приведены в порядок и сложены в специально отведенное для них место.

5.3. После окончания уборочных работ инвентарь должен быть вымыт, продезинфицирован и сложен в определенное для него место.

5.4. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть очищены от грязи и приведены в порядок.

5.5. С целью профилактики кожных заболеваний после окончания работы мойщику следует тщательно вымыть руки с мылом, при необходимости, принять душ.