МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

СОГЛАСОВАНО

письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации

от 15.08.01          № 6008-КЛ

СОГЛАСОВАНО

письмом Общероссийского профсоюза авиационных работников

от 04.07.01              № 2.108

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации

от 22.10.01               № НА-375-р

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ЭЛЕКТРО- И АВТОТЕЛЕЖКИ

(при погрузке и разгрузке багажа авиапассажиров самим водителем)

 

ТИ РО-54-008-01

 

Вводится в действие с 01.11.2001 г.

 

 

Взамен инструкции, утвержденной МГА от 30.03.85 № 17/И.

 

 

Настоящая Типовая инструкция* содержит основные требования по охране труда для водителей электро- и автотележки и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.

_____________

* На основе Типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда с учетом конкретных условий авиапредприятия (организации).

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1.1. Водитель электро- и автотележки (далее по тексту - водитель) - это профессия повышенной опасности, к которой предъявляются дополнительные требования безопасности труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда.

1.2. К самостоятельному управлению электро- и автотележками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья (стойкого заболевания или увечья), прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обученные по специальной программе, получившие необходимые практические навыки по управлению и обслуживанию электро- и автотележкой и имеющие на руках удостоверение на право управления ей.

1.3. Водитель должен быть обучен вопросам электробезопасности и иметь I квалификационную группу; к обслуживанию аккумуляторных батарей допускаются лица, имеющие II квалификационную группу по электробезопасности и допущенные к работе с химическими веществами.

1.4. Водитель должен периодически, не реже одного раза в год, проходить проверку знаний с соответствующей записью в удостоверении о допуске к работам повышенной опасности.

1.5. Водитель независимо от квалификации и стажа работы не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по безопасности труда, а также по правилам движения по территории аэродрома; в случае нарушения водителем требований безопасности труда, а также при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней он должен пройти внеплановый инструктаж.

1.6. Водитель, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: конструкцию, грузоподъемность, основные эксплуатационные данные электро- и автотележек тех типов, на которых ему предстоит работать; сроки и способы зарядки аккумуляторов; правила вождения электро- и автотележек; правила погрузки и выгрузки грузов, правила укладки и крепления грузов, их допустимые габариты.

1.7. Водитель, допущенный к самостоятельной работе, должен уметь: управлять электро- и автотележками; доставлять на них багаж и ручную кладь пассажиров; правильно загружать, крепить и выгружать из самолета грузы; транспортировать грузы; проверять заряд аккумуляторов, работу тормозов; выполнять мелкий ремонт и смазку электро- и автотележек.

1.8. Водитель, направленный для участия в ремонтных или других несвойственных его профессии работах, должен пройти инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ; водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которыми он не обучен.

1.9. Перед началом самостоятельной работы водитель должен пройти стажировку в объеме не менее восьми рабочих смен под руководством опытного водителя для приобретения практических навыков вождения электро- и автотележек.

1.10. Водитель, показавший неудовлетворительные знания правил движения и практические навыки маневрирования электро- и автотележками, к самостоятельной работе не допускается. Повторную проверку знаний работник должен пройти в течение одного месяца.

1.11. Для того чтобы водитель был допущен к работе на перроне, он должен, кроме того, знать и выполнять требования Руководства по организации движения автотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, технологию взаимодействия служб, обеспечивающих полеты, в части его касающейся, правила подъезда к воздушным судам и отъезда от них.

1.12. При переводе водителя на электро- и автотележку другой конструкции, с которой работник не знаком, он должен пройти практическое обучение управлению электро- и автотележкой данной конструкции в течение не менее одной рабочей смены под руководством опытного водителя.

1.13. Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:

- движущиеся воздушные суда, автотранспорт, самоходные машины и механизмы;

- струи отработанных газов авиадвигателей и предметы, попавшие в них;

- воздушные всасывающие потоки, движущиеся с большой скоростью (зона сопел авиадвигателей);

- вращающиеся винты стоящих на стоянках самолетов и вертолетов;

- воздушно-газовые струи тепловых газоструйных машин;

- элементы конструкций зданий, сооружений, оборудования и т.п. на пути движения электро- и автотележки (при отклонении ее от установленного маршрута движения, в том числе - консоли плоскостей самолетов или винты самолетов и вертолетов при въезде электро- и автотележки на место стоянки воздушного судна);

- повышенное скольжение дороги (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхности покрытия);

- недостаточная освещенность проезжей части (например, при работе в темное время суток);

- высокое нервно-эмоциональное напряжение при управлении электро- и автотележкой, особенно в условиях интенсивного движения воздушных судов, автотранспорта, самоходных машин и механизмов по территории аэродрома;

- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

- повышенная загазованность и запыленность воздуха;

- неблагоприятные погодные и микроклиматические условия;

- физические перегрузки (например, при перемещении аккумуляторов, тяжелых грузов вручную);

- острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях деталей и узлов электро- и автотележки, инструмента при ее техническом обслуживании и ремонте;

- кислота (щелочь), входящая в состав аккумуляторного электролита.

1.14. Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, выдаваемыми ему в соответствии с действующими Нормами.

 

Примечание. Перечень конкретных видов спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых водителю согласно действующим Нормам и с учетом климатического района, в котором находится авиапредприятие, указывается в инструкции по охране труда для водителя, разрабатываемой на авиапредприятии на основе настоящей типовой инструкции.

 

1.15. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.16. Водитель обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка.

1.17. Водитель должен соблюдать установленный в соответствии с трудовым законодательством режим рабочего времени и времени отдыха; в случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха водитель обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

1.18. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

1.19. Водитель, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.

1.20. Водителю следует помнить о высокой химической активности аккумуляторного электролита; для предупреждения возможности заболеваний водителю следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.

1.21. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

 

2.1. Перед началом работы водитель должен пройти медицинский осмотр и получить на путевом листе отметку; водитель, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических веществ, к работе не допускается.

2.2. В случае заболевания, плохого самочувствия водитель не должен управлять электро- и автотележкой, так как это может привести к несчастному случаю; о невозможности выполнения работы следует сообщить своему руководителю.

2.3. Перед выездом водитель должен провести ежедневное техническое обслуживание электро- и автотележки, для чего следует выполнить следующие операции:

2.3.1. Проверить визуально состояние электрических приборов, проводов.

2.3.2. Проверить в движении действие рулевого управления, тормозной системы.

2.3.3. Проверить уровень масла в картере рулевого механизма.

2.3.4. Проверить отсутствие утечки масла из картера рулевого механизма.

2.3.5. Проверить надежность крепления наконечников к клеммам аккумуляторных батарей.

2.3.6. Проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях, при необходимости долить дистиллированной воды.

2.3.7. Проверить давление воздуха в шинах.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

3.1. Начинать движение водитель должен плавно, без рывков, постепенно набирая скорость.

3.2. Перед началом движения, перестроением и другим изменением направления движения водитель обязан убедиться, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

3.3. При выезде на дорогу с места стоянки и других, прилегающих к дороге территорий, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней.

3.4. При съезде с дороги водитель должен уступить дорогу пешеходам, путь движения которых он пересекает.

3.5. Водитель должен ездить только по правой стороне дороги, во всех случаях уступать дорогу рулящим и буксируемым воздушным судам, а также спецмашинам.

3.6. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно.

3.7. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.

3.8. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей электро- и автотележка не оказалась на стороне встречного движения.

3.9. При повороте налево и развороте водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам.

3.10. Перед началом движения, остановкой, перестроением, поворотом или разворотом водитель должен подать предупредительные сигналы указателями поворота.

3.11. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения.

3.12. Предупредительный сигнал перед поворотом налево или разворотом должен подаваться только после того, как водитель убедится, что ни одному из следующих за ним водителей транспортных средств, которые начали обгон, не будет создана помеха.

3.13. Во время движения водитель должен внимательно следить за состоянием дороги, избегать движения по неровной поверхности, объезжать возможные препятствия, на поворотах снижать скорость во избежание заноса или опрокидывания, следить за дорожными знаками.

3.14. Движение электро- и автотележки по аэродрому должно осуществляться только по установленным маршрутам, маркированным согласно схеме расстановки и организации движения наземной техники.

3.15. Движение электро- и автотележки по взлетно-посадочной полосе, рулежным дорожкам и по маршруту руления самолетов запрещается.

3.16. Водитель в зависимости от скорости движения и состояния дороги, должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволит избежать столкновения в случае его торможения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность.

3.17. Перевозку багажа и грузов следует осуществлять без рывков, толчков и ударов, плавно и аккуратно.

3.18. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного типа электро- и автотележки.

3.19. Груз должен размещаться и при необходимости закрепляться на электро- и автотележке таким образом, чтобы он:

3.19.1. Не смещался во время движения, не выпадал, не волочился и не подвергал окружающих опасности.

3.19.2. Не ограничивал водителю обзорность.

3.19.3. Не нарушал устойчивости электро- и автотележки и не затруднял управление ей.

3.20. Водитель должен знать, что устойчивость груза, расположенного на платформе электро- и автотележки, зависит от плавного трогания с места, скорости движения по кривой линии во время поворота, плавного торможения и остановки.

3.21. Во время движения водитель должен соблюдать безопасное расстояние до рулящих воздушных судов, тепловых и ветровых газоструйных машин (безопасные расстояния должны быть указаны в инструкциях по охране труда, разрабатываемых в авиапредприятиях, с учетом типов воздушных судов, ветровых газоструйных машин, а также местных условий). Как правило, опасно находиться менее 50 м в направлении выхода газов из двигателя, менее 10 м перед воздухозаборником двигателя, менее 20 м при работе бортовых радиолокационных станций самолетов, стоящих на стоянках. Не следует приближаться на расстояние менее 80 м сзади рулящего самолета, а также на расстояние менее 50 м к вертолетам с работающими двигателями.

3.22. Водитель должен соблюдать особую осторожность при маневрировании на месте стоянки воздушного судна, постоянно визуально контролировать направление движения электро- и автотележки во избежание столкновения с препятствием (консолью крыла или воздушным винтом самолета, низкорасположенным авиадвигателем, спецтранспортом, аэродромным оборудованием и т.п.).

3.23. Водителю запрещается перевозить людей на платформе электро- и автотележки.

3.24. Водитель не должен допускать нахождения людей ближе 0,8 м от движущейся электро- и автотележки.

3.25. При техническом обслуживании электро- и автотележки водитель должен знать следующие требования безопасности, предъявляемые к слесарному инструменту:

3.25.1. Гаечные ключи должны быть исправными и строго соответствовать размеру гаек и головок болтов.

3.25.2. Запрещается удлинять ключи другим ключом или трубой, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек.

3.25.3. Разводные ключи, раздвижные инструменты, плоскогубцы, ножницы должны содержаться в исправности; следует периодически смазывать трущиеся части и предохранять их от ржавчины.

3.25.4. Бойки молотков, затылки зубил не должны иметь заусенцев; длина зубил должна быть не менее 150 мм.

3.25.5. Деревянные рукоятки инструментов должны быть гладкими, без трещин, задиров, плотно насажены, правильно укреплены.

3.25.6. Напильники, отвертки с деревянными ручками должны иметь бандажные кольца.

3.26. При подъеме электро- и автотележки домкратом должны соблюдаться следующие меры безопасности:

3.26.1. Под домкрат должна быть подложена деревянная прокладка (доски толщиной 40-50 мм, брусья и др.) площадью больше основания корпуса домкрата.

3.26.2. Домкрат должен быть установлен строго в вертикальном положении.

3.26.3. Головку (лапу) домкрата необходимо упирать в прочные узлы электро- и автотележки.

3.26.4. Все вращающиеся и трущиеся части домкрата должны периодически смазываться смазкой и перемещаться свободно (без заеданий).

3.26.5. Во время подъема электро- и автотележки необходимо следить за ее устойчивостью.

3.27. При работе с аккумуляторными батареями водитель должен выполнять следующие меры безопасности:

3.27.1. Соединять аккумуляторные батареи между собой нужно плотно прилегающими (пружинными) зажимами, имеющими надежный электрический контакт, исключающий возможность искрения.

3.27.2. Во избежание короткого замыкания и искрения нельзя касаться одновременно двух клемм аккумуляторов металлическими предметами.

3.27.3. Во избежание химического ожога электролитом следует проявлять осторожность при работе с ним.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

4.1. Если водитель оказался свидетелем несчастного случая, то оказание первой помощи следует осуществлять в следующей последовательности:

4.1.1. При ушибах и растяжении связок:

- для уменьшения боли и предупреждения кровоизлияния следует прикладывать "холод";

- наложить тугую повязку;

- ушибленному месту создать покой;

- не следует смазывать ушибленное место йодом, растирать и накладывать согревающий компресс, так как это лишь усиливает боль.

4.1.2. При переломах и вывихах:

- обеспечить пострадавшему покой поврежденной конечности;

- при открытом переломе вначале остановить кровотечение и наложить стерильную повязку, затем наложить шину;

- при закрытом переломе следует наложить шину поверх одежды пострадавшего;

- к месту перелома прикладывать "холод";

- нельзя пытаться самому править вывих, сделать это может только врач.

4.2. При химических ожогах глубина повреждения тканей зависит от длительности воздействия химического вещества; важно как можно скорее уменьшить концентрацию электролита и время его воздействия; для этого пораженное место сразу же необходимо промыть большим количеством проточной холодной воды в течение 15-20 мин.; поскольку полностью смыть электролит водой не удается, после промывания пораженное место необходимо обработать нейтрализующим раствором в виде примочки (повязки).

4.3. При попадании кислотного электролита пораженное место нужно обработать нейтрализующим раствором - 5% раствором питьевой соды (1 чайная ложка на стакан воды). В случае попадания щелочного электролита - 3% раствором борной кислоты.

 

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

 

5.1. По окончании работы водителю следует поставить электро- и автотележку в установленное место, очистить ее от грязи и мусора.

5.2. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть очищены от грязи и приведены в порядок.

5.3. С целью профилактики кожных заболеваний после окончания работы водителю следует тщательно вымыть руки с мылом, при необходимости, принять душ.