МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ АГЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК

 

ТИ Р О-54-006-01

 

Вводится в действие с 01.11.2001 г

 

 

СОГЛАСОВАНО

письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации

от 15.08.01 № 6008-КЛ

СОГЛАСОВАНО

письмом Общероссийского профсоюза авиационных работников

от 04.07.01 № 2.108

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации

от 22.10.01 № НА-375-р

 

 

Взамен инструкции, утвержденной МГА от 13.12.84

 

 

Настоящая Типовая инструкция* содержит основные требования по охране труда для агентов по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок и направлена на обеспечение их безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.

_____________

* На основе Типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда с учетом конкретных условий авиапредприятия (организации)

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1.1. К выполнению работы по профессии агент по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок (далее по тексту - агент) допускаются лица, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, стажировку, знающие свои должностные обязанности и получившие допуск к самостоятельной работе.

1.2. Агент независимо от квалификации и стажа работы не реже одного раза в шесть месяцев должен проходить повторный инструктаж по безопасности труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 60 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж. Работники, показавшие неудовлетворительные знания по охране труда, к самостоятельной работе не допускаются. Повторную проверку знаний работник должен пройти в течение одного месяца.

1.3. Агент, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: схему расстановки и организацию движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации (маршруты руления, буксировки воздушных судов, места их стоянки на перроне; маршрут и скорость движения спецмашин), а также безопасные маршруты движения пассажиров к самолетам; меры безопасности при посадке и высадке пассажиров из самолета; порядок загрузки и выгрузки багажа.

Допуск агента к руководству подъездом (отъездом) трапов к самолету осуществляется после соответствующей подготовки и оформляется приказом (распоряжением) руководителя с выдачей удостоверения.

1.4. Агент, направленный для участия в несвойственных его профессии работах (уборочных, погрузочно-разгрузочных и т.п.), должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

1.5. Во время работы на агента могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:

- движущиеся самолеты, вертолеты, спецтранспорт и самоходные механизмы;

- воздушные и газовые потоки от работающих авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;

- воздушные всасывающие потоки (зона сопел авиадвигателей);

- вращающиеся винты стоящих на стоянках самолетов и вертолетов;

- воздушно-газовые струи тепловых и ветровых газоструйных машин;

- выступающие части самолета и его оборудования (консоли плоскостей, острые кромки антенн, незакрытые створки люков, лючков и т.п.);

- повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей трапа, места стоянки и покрытия аэродрома);

- возможность падения с самоходного трапа;

- предметы, находящиеся на поверхности места стоянки самолета (шланги, кабели, тросы заземления и др.);

- повышенный уровень шума;

- повышенное содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны;

- повышенный уровень электромагнитных излучений;

- повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха;

- недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки самолета, перрона;

- слепящее действие от прожекторного освещения, света фар самолетов и спецтранспорта;

- физические перегрузки (работа связана с постоянной ходьбой);

- психоэмоциональные перегрузки (ночная смена, ответственность за безопасность пассажиров, возможность конфликтных ситуаций с пассажирами).

1.6. Агент должен пользоваться специальной одеждой и специальной обувью в соответствии с действующими Нормами.

1.7. Для предупреждения возможности возникновения пожара агент должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований пассажирами и работниками (не курить на месте стоянки воздушного судна, не пользоваться открытым огнем и т.п.); курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.8. Агент обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков становилось причиной многих несчастных случаев на производстве.

1.9. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

1.10. Агент, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.

1.11. Для предупреждения возможности заболеваний агенту следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.

1.12. Агент должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха.

1.13. Агент, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

 

2.1. Агент должен быть одет в соответствии с погодными условиями.

2.2. Одежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.

2.3. Перед началом работы необходимо проверить исправность средств связи.

2.4. Агенту следует уточнить места стоянки воздушных судов, к которым предстоит провожать и встречать пассажиров, маршруты руления (буксировки) воздушных судов, маршруты движения спецтранспорта, самоходных механизмов и безопасного передвижения пассажиров.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

3.1. Во время работы агент должен быть вежливым с пассажирами, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.

3.2. Во время работы агенту следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.

3.3. Во время посадки пассажиров в автобус (автопоезд) агент не должен допускать его перегрузку.

3.4. Агент должен подать команду об отправке водителю автобуса только после закрытия дверей; при этом агенту необходимо убедиться в том, что все двери автобуса исправны.

3.5. При передвижении пешком по территории аэродрома агент должен соблюдать следующие правила:

- ходить только по специально предназначенным для этого маршрутам;

- во избежание несчастных случаев от наезда транспортных средств и самоходных механизмов во время ходьбы быть внимательным, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток; следует помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля, самоходного механизма могут быть не слышны;

- соблюдать осторожность вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей, вращения воздушных винтов самолетов, несущих и рулевых винтов вертолетов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования спецтранспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета топливом, погрузочно-разгрузочных работ и др.), а также на проезжей части дорог; обращать внимание на неровности и скользкие места на поверхности аэродрома и избегать передвижения по ним.

Запрещается находиться на расстоянии:

- менее 50 м в направлении выхода газов из двигателя,

- менее 10 м перед воздухозаборником двигателя,

- менее 20 м при работе бортовых радиолокационных станций самолетов, стоящих на стоянках.

Не следует приближаться на расстояние менее 80 м сзади рулящего самолета, а также на расстояние менее 50 м к вертолетам с работающими двигателями.

3.6. При сопровождении пассажиров по аэродрому агент должен не допускать создания встречного, пересекающего потока пассажиров, растягивания группы пассажиров на перроне, отклонения их в сторону от намеченного маршрута.

3.7. Если на пути следования имеются опасные препятствия (скопление автомобилей, средств механизации, самолеты с работающими двигателями и т.п.), агенту следует изменить маршрут движения на безопасный.

3.8. Следует обходить на безопасном расстоянии места на перроне, где ведутся работы на высоте, находятся работающие агрегаты, машины, токоведущие части электрооборудования, а также шланги, кабели, тросы заземления воздушных судов, открытые колодцы, люки, канавы и т.п.; переходить встречающиеся на пути препятствия следует по специально оборудованным переходам.

3.9. Необходимо обращать внимание на неровности и скользкие места на территории аэродрома, остерегаться падения из-за поскальзывания и предупреждать об этом пассажиров.

3.10. Запрещается проходить под низко расположенными воздушными винтами, плоскостями, двигателями стоящих на стоянке самолетов, приближаться к самолетам во время их обработки противообледенительной жидкостью.

3.11. Нужно соблюдать осторожность при передвижении по месту стоянки воздушного судна, чтобы не споткнуться и не удариться о шланги, кабели, тросы, рукава аэродромных подогревателей, упорные колодки, тележки, баллоны и т.п., находящиеся на месте стоянки.

3.12. Во избежание травмирования головы нужно быть внимательным при передвижении возле низкорасположенных частей воздушного судна.

3.13. Подходить к самолету разрешается только после полной остановки двигателей (прекращения вращения лопастей воздушного винта).

3.14. Для посадки или высадки пассажиров из самолета можно использовать только самоходные пассажирские трапы, бортовые самолетные трапы; пользоваться для этой цели бортовыми лестницами, стремянками и другими не предназначенными для этого средствами запрещается.

3.15. Перед посадкой или высадкой пассажиров из самолетов агент должен проверить исправность трапа; ступеньки трапа должны быть очищены от грязи, льда, снега, масляных пятен. При обнаружении нарушений этих требований агенту следует принять меры к их устранению или замене трапа.

3.16. Необходимо проверить правильность установки пассажирского трапа относительно самолета (верхняя площадка трапа должна находиться на одном уровне с дверью самолета; расстояние от порога двери самолета до трапа должно быть не более 5 см во избежание возможности спотыкания и падения), а также принятие мер по исключению самопроизвольного движения лестницы трапа и самого трапа, в том числе установку трапа на аутотригеры.

3.17. Во время посадки или высадки пассажиров из самолета агент должен следить за тем, чтобы никто (включая и водителя трапа) не находился под платформой или за пультом управления трапа, даже при неблагоприятных погодных условиях.

3.18. В темное время суток должно быть включено освещение пассажирского трапа.

3.19. При подъеме или спуске с трапа следует держаться за поручень.

3.20. Необходимо следить за тем, чтобы во время посадки или высадки пассажиров из самолета на трапе одновременно находились не более семи человек, рассредоточенных по всему маршу.

3.21. Скорость движения пассажиров по трапу нужно регулировать в зависимости от состояния покрытия лестниц и площадок трапа, а также погодных условий.

3.22. Во избежание падения агенту (и другим лицам) запрещается находиться на ступеньках или площадке трапа во время его подъезда или отъезда от самолета.

3.23. Агент не должен находиться сам и не допускать нахождения пассажиров в зоне маневрирования трапа возле самолета.

3.24. Перед подачей команды на отгон трапа от самолета агенту нужно, находясь у входной двери в самолете или на верхней площадке трапа, лично получить от бортинженера (бортмеханика) разрешение на отгон трапа; если у самолета установлены два трапа, то команду на отгон трапа от задней двери допускается подавать с разрешения бортпроводника.

3.25. Для подачи команды водителю трапа на отъезд от самолета необходимо спуститься на перрон и убедиться, что в проеме двери установлен ограничительный ремень и там находится лицо, выдавшее разрешение на отъезд трапа.

3.26. Команду водителю на отъезд трапа от самолета следует давать стоя на перроне, визуально контролируя дверь самолета и отсутствие людей на трапе и перед трапом.

3.27. Во время работы агенту запрещается:

- передвигаться по территории аэродрома на трапе, в тележке, в кузове электрокара, на площадке, подножке автомашины.

- производить посадку пассажиров во время заправки самолета топливом, при работающих двигателях.

- устанавливать связь с членами экипажа самолета после окончания посадки пассажиров и отъезда трапа и при работающих двигателях с помощью сигналов, жестов и другим образом.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

4.1. Запрещается производить посадку или высадку пассажиров из самолета, если во время работы обнаружится неисправность трапа; о происшедшем необходимо сообщить начальнику смены службы организации пассажирских перевозок.

4.2. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.

4.3. Агент должен уметь оказывать первую помощь при ранениях; при этом он должен знать, что всякая рана легко может загрязниться микробами, находящимися на ранящем предмете, коже пострадавшего, а также в пыли, на руках оказывающего помощь и на грязном перевязочном материале.

4.4. Оказывая первую помощь при ранении, необходимо строго соблюдать следующие правила:

- нельзя промывать рану водой или даже каким-либо лекарственным препаратом, засыпать порошком и смазывать мазями, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи;

- нужно осторожно снять грязь с кожи вокруг раны, очищая ее от краев раны наружу, чтобы не загрязнять рану; очищенный участок кожи нужно смазать йодом и наложить повязку.

4.5. Для оказания первой помощи при ранении необходимо вскрыть имеющийся в аптечке перевязочный пакет; при наложении перевязочного материала не следует касаться руками той его части, которая должна быть наложена непосредственно на рану; если перевязочного пакета почему-либо не оказалось, то для перевязки можно использовать чистый платок, чистую ткань и т.п.; накладывать вату непосредственно на рану нельзя.

4.6. На то место ткани, которое накладывается непосредственно на рану, нужно накапать несколько капель йода, чтобы получить пятно размером больше раны, а затем положить ткань на рану; оказывающий помощь должен вымыть руки или смазать пальцы йодом; прикасаться к самой ране даже вымытыми руками не допускается.

4.7. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму.

4.8. При возникновении пожара необходимо немедленно сообщить об этом в пожарную охрану, руководителю работ и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения (с помощью огнетушителя, внутреннего пожарного водопровода, установки пожаротушения и т.п.).

 

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

 

5.1. По окончании смены следует привести в порядок рабочее место, средства связи, сообщить по смене о замеченных недостатках: неисправностях средств связи, недостаточном освещении рабочей зоны, об изменении маршрута движения воздушных судов, спецтранспорта, самоходных механизмов, о наличии гололеда, препятствий (канав, траншей, агрегатов и т.п.) на пути движения пассажиров на перроне и т.п.

5.2. После окончания работы нужно следовать по перрону в установленных местах безопасным путем с учетом рулящих воздушных судов, работающих двигателей и вращающихся лопастей винтов воздушных судов, движущегося спецтранспорта, средств перронной механизации в соответствии с требованиями безопасности при передвижении по аэродрому.