ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(ГОССТРОЙ РОССИИ)
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ дорожных рабочих
ТИ РО-007-2003
Дата введения 2003-07-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАНА Федеральным государственным учреждением «Центр охраны труда в строительстве» Госстроя России (ФГУ ЦОТС), Аналитическим информационным центром «Стройтрудобезопасность» (АИЦ СТБ)
2 ПОДГОТОВЛЕНА И ПРЕДСТАВЛЕНА Управлением экономики (в том числе международные связи) Госстроя России
3 УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 08.01.2003 № 2
4 ВЗАМЕН ТОИ Р-66-21-95, ТИ РО-007-2002
СОГЛАСОВАНА: Заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации К.Э. Лайкамом
Секретарем ФНПР, главным техническим инспектором труда ФНПР В.В. Трумелем
ЗАРЕГИСТРИРОВАНА Минюстом России 25.03.2003 № 4321
Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в приложении к настоящему документу, и предназначена для дорожных рабочих при выполнении ими работ (устройстве и профилировании дорожных покрытий, установке бордюрного камня, монтаже сборных железобетонных дорожных плит и др.) согласно профессии и квалификации.
Общие требования безопасности
1 Дорожные рабочие, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки и не имеющие противопоказаний по возрасту или полу для данной профессии, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда.
2 Дорожные рабочие обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
движущиеся машины;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
обрушивающиеся горные породы;
повышенный уровень вибрации;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны.
3 Для защиты от механических воздействий дорожные рабочие обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно костюмы хлопчатобумажные, жилеты сигнальные, плащи непромокаемые, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные, наколенники брезентовые (на вате), костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки дорожные рабочие должны носить защитные каски.
4 Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, дорожные рабочие обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5 В процессе повседневной деятельности дорожные рабочие должны:
применять в процессе работы средства малой механизации, машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
6 Дорожные рабочие обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
Требования безопасности перед началом работы
7 Перед началом работы дорожные рабочие обязаны:
а) пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду, сигнальный жилет, спецобувь и защитную каску при работе на территории стройплощадки;
в) получить задание на выполнение работ у бригадира или руководителя работ.
8 После получения задания дорожные рабочие обязаны:
а) подготовить ограждения, дорожные знаки, сигнальные фонари и устройства безопасности и проверить их исправность;
б) подобрать инструмент, оснастку и средства защиты, проверив их на соответствие требованиям безопасности;
в) проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности.
9 Дорожные рабочие не должны приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправностях технологической оснастки, оборудования, средств защиты работающих или инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей по их эксплуатации, при которых не допускается их применение;
б) несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) оборудования, технологической оснастки и инструмента;
в) недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним;
г) отсутствии ограждений и знаков безопасности.
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это дорожные рабочие обязаны сообщить о них бригадиру или руководителю работ.
Требования безопасности во время работы
10 Во время работы дорожные рабочие обязаны:
а) ограждать рабочее место защитным ограждением или щитами при изменении его местоположения и обозначать соответствующими дорожными знаками с сигнальным освещением: запрещающими — «Въезд запрещен», «Ограничение скорости»; предупреждающими — «Дорожные работы». Включать сигнальное освещение в темное время суток;
б) включать светильники для освещения рабочих мест в темное время суток. Светильники должны быть расположены таким образом, чтобы исключалось слепящее действие светового потока.
11 При размещении строительных материалов в местах выполнения работ дорожные рабочие обязаны выполнять следующие требования:
а) размещать материалы на обочине или обрезе дороги, прилегающих к ремонтируемой или строящейся ее части;
б) при складировании материалов на обочине дороги на расстоянии 5—10 м против хода движения транспорта установить барьер с предупреждающим знаком, освещаемым в темное время суток;
в) размещать материалы на обрезе дороги, проходящей по насыпи, не ближе 1 м от бровки насыпи;
г) сыпучие материалы (песок, щебень, гравий) размещать в компактных объемах с крутизной откосов, соответствующей углу естественного откоса;
д) бортовые и бордюрные камни, укрепительную плитку, лотки и брусчатку следует складировать в штабели высотой не более 1,2 м.
12 На территории, где ведутся работы, дорожные рабочие обязаны выполнять следующие требования:
а) переходить дорогу только в установленных для этого местах;
б) не выходить за установленные ограждения рабочей зоны, на открытую полосу движения транспорта;
в) не приближаться к двигающимся автомобилям, каткам, скреперам, бульдозерам, погрузчикам, кранам, укладчикам и другим механизмам ближе чем на 5 м;
г) во время работы находиться вне опасной зоны работы подъемного крана или экскаватора (радиус вылета стрелы плюс 5 м).
13 При выполнении работ в зоне трамвайных путей с полным или частичным закрытием движения трамваев следует выполнять следующие требования:
а) размещать инструмент, технологическую оснастку или материалы, образующиеся при разборке существующего дорожного покрытия или вновь доставляемые, следует вдоль путей не ближе 1 м от головки рельса. Размещение инструмента, материалов или технологической оснастки между путями, а также на проезжей части дороги, где происходит движение транспорта, не допускается;
б) находиться при укладке дорожного камня в штабели с одной стороны штабеля;
в) следить, чтобы при разборке отдельных участков дорожного покрытия из штучных камней с применением ломов расстояние между рабочими было не менее 1,5 м;
г) при укладке штучных камней на проезжей части следует:
укладывать камни, находясь лицом навстречу движения трамвая, а при его приближении — сойти с полотна пути на правую сторону по ходу движения трамвая;
ограничивать количество камней, предназначенных для укладки в проектное положение, при их размещении между путями. Не допускать возвышение этих камней над головкой рельса более чем на 5 см;
не допускать размещения камней, инструмента и других материалов на проезжей части улицы, где происходит движение транспорта.
14 При вырубке дефектных мест в дорожном покрытии с применением пневматического инструмента и инструмента с электроприводом дорожные рабочие обязаны выполнять следующие требования:
а) подключать шланги к магистралям сжатого воздуха через вентили, установленные на воздухораспределительных коробках или отводах от магистрали. Подключать шланги в магистраль без вентилей не допускается. Подключать или отсоединять шланги следует только после выключения подачи воздуха посредством вентиля;
б) следить за тем, чтобы в зоне разлетающихся осколков не находились другие рабочие.
15 При приемке материалов (песка, щебня, гравия и т.п.), доставляемых автосамосвалами для устройства дорожного покрытия, дорожные рабочие обязаны:
а) находиться во время подъезда автосамосвала на обочине дороги в поле зрения водителя;
б) подходить к автосамосвалу для его разгрузки только после его остановки и поднятия кузова;
в) очищать кузов автосамосвала от остатков доставленного материала только скребками или лопатой с удлиненной рукояткой в положении, стоя на земле.
16 При устройстве и профилировании дорожного основания из песка, пескоцемента, гравия, щебня и других материалов с последующим их уплотнением катками следует:
находиться при укладке материалов с применением машин за пределами опасной зоны, возникающей в местах работы машины;
визирование, отсыпку или снятие лишнего объема материалов (песка, щебня и др.) выполнять только на участках, где закончена работа машинами или во время перерывов в их работе.
17 При укладке бортовых или бордюрных камней вручную дорожные рабочие обязаны:
переносить камни вдвоем или вчетвером с применением предназначенных для этого клещей;
устанавливать камни в проектное положение с применением трамбовки только через деревянную прокладку.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
18 Дорожные работы вблизи проезжей части автодорог, железнодорожных путей или на междупутье разрешается производить только при выполнении мероприятий, предусмотренных специальным инструктажем, проводимым при выдаче наряда-допуска на работы в зонах действия опасных производственных факторов.
19 Работа должна быть приостановлена:
а) при грозе, дожде, а также тумане и снегопаде, ухудшающих видимость в пределах фронта работ;
б) при нарушении целостности или смещении ограждений, знаков безопасности, а также при дорожно-транспортных происшествиях в зоне работы.
Требования безопасности по окончании работы
20 По окончании работы дорожные рабочие обязаны:
а) механизированный инструмент, применяемый во время работы, отключить от электросети или магистрали сжатого воздуха;
б) инструмент и технологическую оснастку, применяемые во время работы, перенести в места, отведенные для их хранения;
в) навести порядок на рабочем месте;
г) сообщить бригадиру или руководителю работ о всех неполадках, возникших во время работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Настоящий нормативный документ разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 22, ст.2314) с учетом следующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда:
Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №1, часть1, ст.3);
Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3702);
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 10, ст. 1131);
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 (Собрание законодательства Российской федерации, 2000, №10, ст. 1131);
Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Утверждены постановлением Минтруда России от 18.11.98 г. № 51. Зарегистрированы Минюстом России 6 февраля 1999 г. № 1700 (Бюллетень Минтруда России, 1999, №2);
О проведении предварительных и периодических осмотров работников. Приказ Минздрава России от 10.11.96 г. № 405, зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 1996 г. № 1224;
СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть1. Общие требования». Утверждены постановлением Госстроя России от 23.07.2001 № 80. Зарегистрированы Минюстом России 9.08.2001 г. № 2862;
СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство». Утверждены постановлением Госстроя России от 17.09.2002 № 123. Зарегистрированы Минюстом России 18.10.2002 г. № 3880;
ППБ 01-93** «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации». Утверждены МВД России 14.12.93 г № 536. Зарегистрированы Минюстом России 27.12.93 № 445.