Всесоюзный научно-исследовательский институт по нормализации в машиностроении
(ВНИИНМАШ)
Горьковский филиал
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ВЫБОР СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО
обслуживания и ремонта машин и оборудования
Р 50-609-52-89
УДК 658.516
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукция и стандартам
ИСПОЛНИТЕЛИ: А.Н. Чеберенев, канд. техн. наук (руководитель темы и ответственный исполнитель); Е.В. Решетникова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Горьковского филиала ВНИИНМАШ № 69 от 26.12.89.
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ 4 кв. 1993 г.
5. ССЫЛОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
ГОСТ 18322 |
1.1 |
Настоящие рекомендации предлагают правила и порядок оценки эффективности и выбора рациональной системы технического обслуживания и ремонта машин и оборудования.
Рекомендации распространяются на изделия машиностроения (в дальнейшем - изделия), являющиеся объектами технического обслуживания и (или) ремонта. Предназначены для специалистов, занимающихся разработкой нормативно-технических и методических документов по созданию и применению систем обслуживания и ремонта техники.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В соответствии с ГОСТ 18322 под системой технического обслуживания и ремонта понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему. В ряде случаев в систему могут также входить материалы, запасные части, т.е. она характеризуется материально-техническим обеспечением, которое можно определить как способность ремонтно-обслуживающей организации представить необходимые ресурсы для проведения технического обслуживания и ремонта при заданной стратегии и в заданных условиях. В приложении 1 приведены термины и определения, используемые в рекомендациях.
1.2. Целью системы технического обслуживания и ремонта является обеспечение заданного уровня готовности изделия (группы изделий) при ограниченных затратах на обслуживание и ремонт изделий.
1.3. Система технического обслуживания и ремонта должна обеспечить:
поддержание и восстановление работоспособности парка изделий;
сокращение простоев;
уменьшение затрат на обслуживание и ремонт;
повышение готовности парка изделий к использованию.
1.4. Система технического обслуживания и ремонта устанавливает:
состав и структуру парка изделий, их оснащение средствами технического диагностирования и учета наработки;
номенклатуру государственных стандартов, эксплуатационных и ремонтных документов, стандартов предприятия, а также нормативов, предусматривающих материальное обеспечение работ;
структуру, численный состав и уровень квалификации служб, в обязанности которых входит организация и проведение технического обслуживания и ремонта изделий;
номенклатуру и расчет потребности в запасных частях, а также узлах и агрегатах обменного фонда и порядок его создания и использования;
форму учета эксплуатационных показателей машин, их технического состояния, наработки и простоев по техническим причинам;
состав и виды плановых обслуживаний и ремонтов и их чередование;
периодичность и продолжительность обслуживаний и ремонтов;
сроки вывода изделий в капитальный ремонт;
трудоемкость и стоимость обслуживаний и ремонтов;
номенклатуру работ по проведению материальной, инженерной и технологической подготовки;
организацию планирования, учета проведения и контроля обслуживания и ремонта.
1.5. Рационализация системы технического обслуживания и ремонта состоит в установлении совокупности материальных средств, документации и организационно-технических мероприятий, позволяющих поддерживать и восстанавливать работоспособность изделий при ограниченных затратах на техническое обслуживание и ремонт.
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА НА СТАДИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
2.1. Оценка эффективности системы технического обслуживания и ремонта на стадии эксплуатации осуществляется на основе определения удельных затрат на все виды обслуживания и ремонта при условии обеспечения заданной работоспособности изделий.
2.2. Затраты суммируются в течение срока службы изделий, т.е. от начала эксплуатации до списания.
2.3. Затраты на обслуживание и ремонт изделий
Z для любого числа ремонтных циклов и их структуры вычисляют по формуле
(1)
где N - число эксплуатируемых изделий, входящих в системы технического обслуживания и ремонта;
L - число ремонтных циклов;
M - число межремонтных периодов;
Si - затраты на приобретение и, при необходимости, на транспортирование, хранение и монтаж изделий за вычетом ликвидационной стоимости;
- затраты на плановый капитальный ремонт, проводящийся в j-м ремонтном цикле;
- затраты на плановый средний ремонт;
- затраты на плановый текущий ремонт, проводящийся в k-м межремонтном периоде;
tik - наработка за k-й межремонтный период;
aik, bik - эмпирические коэффициенты, характеризующие изменение удельных эксплуатационных затрат в k-м межремонтном периоде.
2.4. Коэффициенты aik, bik характеризуют увеличение удельных эксплуатационных затрат, связанных с ростом расходов на проведение регулировочных работ, технических обслуживаний, неплановых ремонтов и устранение отказов по мере наработки изделия. В приложении 2 приведен пример вычисления коэффициентов aik, bik.
2.5. Удельные затраты на обслуживание и ремонт изделий Zу, за весь срок службы изделия рассчитывают по формуле
(2)
2.6. Для оперативной оценки удельных затрат на обслуживание и ремонт используется расчет Zy за определенный (календарный) промежуток времени.
(3)
где Т - режимный фонд времени работы i-го изделия за календарный период;
tiпр - время простоев i-го изделия по техническим причинам за календарный период.
2.7. Наиболее эффективной считается система, имеющая наименьшие удельные затраты за весь срок службы изделий при обеспечении необходимых значений параметров технического состояния, устанавливаемых в нормативно-технической, эксплуатационной и ремонтной документации.
3. ПОРЯДОК ВЫБОРА СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ИЗДЕЛИЙ
3.1. При разработке и (или) выборе системы технического обслуживания и ремонта следует провести дифференциацию изделий по признакам:
назначению;
условиям эксплуатации;
составу;
массе (при необходимости);
точности (при необходимости);
степени автоматизации;
мощности (при необходимости).
3.2. При разработке и (или) выборе системы технического обслуживания и ремонта проводят оценку:
состава плановых операций обслуживания и ремонта:
периодичности выполнения обслуживающих и ремонтных операций по оперативному отработанному времени;
продолжительности, трудоемкости и стоимости технических обслуживаний и ремонтов;
структуры ремонтного цикла и видов ремонта, входящих в него;
специализированных подразделений, на которые возлагаются функции по управлению техническим обслуживанием и ремонтом;
методов и средств технического диагностирования для уточнения сроков и объемов проведения ремонтных работ;
организации контроля качества работ по техническому обслуживанию и ремонту;
необходимой численности исполнителей для проведения обслуживания и ремонта;
планирования потребности в запасных частях и материалах для ремонта и технического обслуживания;
конструкторской и технологической подготовки ремонтных работ;
удельных затрат на обслуживание и ремонт изделий.
3.3. Выбор и уточнение состава рациональной системы технического обслуживания на стадии эксплуатации проводятся в следующем порядке.
3.3.1. По данный эксплуатации вычисляют коэффициенты a и b по формуле (1). Пример расчета приведен в приложении 2.
3.3.2. По формуле (2) определяет значение удельных затрат на обслуживание и ремонт изделий в сложившейся системе.
3.3.3. В качестве критериев выбора рациональной системы обслуживания и ремонта используют в зависимости от целей предприятия либо коэффициент готовности Кг (0£Кг£1) изделий, либо максимально допустимые значения .
3.3.4. В случае использования в качестве критерия величины назначается именно та система обслуживания и ремонта, удельные затраты которой ниже .
3.3.5. В случае использования в качестве критерия величины Кг возможны 2 варианта.
3.3.5.1. Если Кг ремонтируемых изделий меньше установленного в нормативной документации коэффициента готовности, то система обслуживания и ремонта требует совершенствования, т.е. необходимо пересмотреть состав, структуру, периодичность и объемы работ во плановому обслуживание и ремонту, структуру и состав ремонтной службы, предусмотреть ремонт и обслуживание по фактическому техническому состоянию на основе использования средств технического диагностирования и т.д.
3.3.5.2. Если Кг ремонтируемых изделий больше или равен установленному в нормативной документации, то выбирается система обслуживания и ремонта, которая имеет минимальное значение Zу.
3.3.6. Для оперативного оценивания и выбора рациональной системы обслуживания и ремонта следует использовать формулу (3). В качестве критериев могут быть использованы Кг и .
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Термины и определения, используемые в настоящих рекомендациях
Термин |
Определение |
Ремонтный цикл |
По ГОСТ 18322 |
Межремонтный период |
Период времени работы изделия между двумя плановыми ремонтами |
Структура ремонтного цикла |
Установленная в НТД последовательность различных видов ремонта, входящих в состав ремонтного цикла |
Срок службы |
Календарная продолжительность от начала эксплуатации изделия до перехода в предельное состояние |
Техническое состояние |
По ГОСТ 19919 |
приложение 2
ПРИМЕР ВЫЧИСЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ нарастания УДЕЛЬНЫХ эксплуатационных ЗАТРАТ
1. Для решения поставленной задачи необходимы данные по зависимости удельных затрат на неплановые ремонты и техническое обслуживание от наработки изделия в каком-либо ремонтном цикле. В качестве примера используем данные по автомобилю ЗИЛ-130. Удельные затраты и соответствующий пробег приведены в таблице.
Удельные эксплуатационные затраты и соответствующий пробег
для автомобиля ЗИЛ-130
Пробег l, тыс. км |
Удельные затраты Zу, коп/км |
30,0 |
0,40 |
50,0 |
0,69 |
70,0 |
0,84 |
90,0 |
0,97 |
105,0 |
1,16 |
2. Коэффициенты a и b определяются по методу наименьших квадратов.
где n = 5 - число точек.
3. Расчет коэффициентов нарастания удельных эксплуатационных затрат по методу наименьших квадратов дает следующие их значения: а = 0,159 коп/км, b = 0,0095 коп/км2. Коэффициент a характеризует величину удельных затрат в начальной момент времени после ввода в эксплуатацию, либо после ремонта. Коэффициент b указывает на величину прироста эксплуатационных затрат от пробега.
Содержание
1. Общие положения
2. Оценки эффективности системы технического обслуживания и ремонта на стадии эксплуатации
3. Порядок выбора системы технического обслуживания и ремонта изделий
Приложение 1. Термины и определения, используемые в настоящих рекомендациях
Приложение 2. Пример вычисления коэффициентов нарастания удельных эксплуатационных затрат