Всесоюзный научно-исследовательский институт по нормализации в машиностроении

(ВНИИНМАШ)

Горьковский филиал

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ВЫБОР СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО

обслуживания и ремонта машин и оборудования

 

Р 50-609-52-89

 

УДК 658.516

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

 

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукция и стандартам

 

ИСПОЛНИТЕЛИ: А.Н. Чеберенев, канд. техн. наук (руководитель темы и ответственный исполнитель); Е.В. Решетникова

 

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Горьковского филиала ВНИИНМАШ № 69 от 26.12.89.

 

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

4. СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ 4 кв. 1993 г.

 

5. ССЫЛОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 18322

1.1

 

 

Настоящие рекомендации предлагают правила и порядок оценки эффективности и выбора рациональной системы технического обслуживания и ремонта машин и оборудования.

Рекомендации распространяются на изделия машиностроения (в дальнейшем - изделия), являющиеся объектами технического обслуживания и (или) ремонта. Предназначены для специалистов, занимающихся разработкой нормативно-технических и методических документов по созданию и применению систем обслуживания и ремонта техники.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. В соответствии с ГОСТ 18322 под системой технического обслуживания и ремонта понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему. В ряде случаев в систему могут также входить материалы, запасные части, т.е. она характеризуется материально-техническим обеспечением, которое можно определить как способность ремонтно-обслуживающей организации представить необходимые ресурсы для проведения технического обслуживания и ремонта при заданной стратегии и в заданных условиях. В приложении 1 приведены термины и определения, используемые в рекомендациях.

1.2. Целью системы технического обслуживания и ремонта является обеспечение заданного уровня готовности изделия (группы изделий) при ограниченных затратах на обслуживание и ремонт изделий.

1.3. Система технического обслуживания и ремонта должна обеспечить:

поддержание и восстановление работоспособности парка изделий;

сокращение простоев;

уменьшение затрат на обслуживание и ремонт;

повышение готовности парка изделий к использованию.

1.4. Система технического обслуживания и ремонта устанавливает:

состав и структуру парка изделий, их оснащение средствами технического диагностирования и учета наработки;

номенклатуру государственных стандартов, эксплуатационных и ремонтных документов, стандартов предприятия, а также нормативов, предусматривающих материальное обеспечение работ;

структуру, численный состав и уровень квалификации служб, в обязанности которых входит организация и проведение технического обслуживания и ремонта изделий;

номенклатуру и расчет потребности в запасных частях, а также узлах и агрегатах обменного фонда и порядок его создания и использования;

форму учета эксплуатационных показателей машин, их технического состояния, наработки и простоев по техническим причинам;

состав и виды плановых обслуживаний и ремонтов и их чередование;

периодичность и продолжительность обслуживаний и ремонтов;

сроки вывода изделий в капитальный ремонт;

трудоемкость и стоимость обслуживаний и ремонтов;

номенклатуру работ по проведению материальной, инженерной и технологической подготовки;

организацию планирования, учета проведения и контроля обслуживания и ремонта.

1.5. Рационализация системы технического обслуживания и ремонта состоит в установлении совокупности материальных средств, документации и организационно-технических мероприятий, позволяющих поддерживать и восстанавливать работоспособность изделий при ограниченных затратах на техническое обслуживание и ремонт.

 

2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА НА СТАДИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

2.1. Оценка эффективности системы технического обслуживания и ремонта на стадии эксплуатации осуществляется на основе определения удельных затрат на все виды обслуживания и ремонта при условии обеспечения заданной работоспособности изделий.

2.2. Затраты суммируются в течение срока службы изделий, т.е. от начала эксплуатации до списания.

2.3. Затраты на обслуживание и ремонт изделий

Z для любого числа ремонтных циклов и их структуры вычисляют по формуле

                     (1)

где N - число эксплуатируемых изделий, входящих в системы технического обслуживания и ремонта;

L - число ремонтных циклов;

M - число межремонтных периодов;

Si - затраты на приобретение и, при необходимости, на транспортирование, хранение и монтаж изделий за вычетом ликвидационной стоимости;

 - затраты на плановый капитальный ремонт, проводящийся в j-м ремонтном цикле;

 - затраты на плановый средний ремонт;

 - затраты на плановый текущий ремонт, проводящийся в k-м межремонтном периоде;

tik - наработка за k-й межремонтный период;

aik, bik - эмпирические коэффициенты, характеризующие изменение удельных эксплуатационных затрат в k-м межремонтном периоде.

2.4. Коэффициенты aik, bik характеризуют увеличение удельных эксплуатационных затрат, связанных с ростом расходов на проведение регулировочных работ, технических обслуживаний, неплановых ремонтов и устранение отказов по мере наработки изделия. В приложении 2 приведен пример вычисления коэффициентов aik, bik.

2.5. Удельные затраты на обслуживание и ремонт изделий Zу, за весь срок службы изделия рассчитывают по формуле

                                                               (2)

2.6. Для оперативной оценки удельных затрат на обслуживание и ремонт используется расчет Zy за определенный (календарный) промежуток времени.

                                                           (3)

где Т - режимный фонд времени работы i-го изделия за календарный период;

tiпр - время простоев i-го изделия по техническим причинам за календарный период.

2.7. Наиболее эффективной считается система, имеющая наименьшие удельные затраты за весь срок службы изделий при обеспечении необходимых значений параметров технического состояния, устанавливаемых в нормативно-технической, эксплуатационной и ремонтной документации.

 

3. ПОРЯДОК ВЫБОРА СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ИЗДЕЛИЙ

 

3.1. При разработке и (или) выборе системы технического обслуживания и ремонта следует провести дифференциацию изделий по признакам:

назначению;

условиям эксплуатации;

составу;

массе (при необходимости);

точности (при необходимости);

степени автоматизации;

мощности (при необходимости).

3.2. При разработке и (или) выборе системы технического обслуживания и ремонта проводят оценку:

состава плановых операций обслуживания и ремонта:

периодичности выполнения обслуживающих и ремонтных операций по оперативному отработанному времени;

продолжительности, трудоемкости и стоимости технических обслуживаний и ремонтов;

структуры ремонтного цикла и видов ремонта, входящих в него;

специализированных подразделений, на которые возлагаются функции по управлению техническим обслуживанием и ремонтом;

методов и средств технического диагностирования для уточнения сроков и объемов проведения ремонтных работ;

организации контроля качества работ по техническому обслуживанию и ремонту;

необходимой численности исполнителей для проведения обслуживания и ремонта;

планирования потребности в запасных частях и материалах для ремонта и технического обслуживания;

конструкторской и технологической подготовки ремонтных работ;

удельных затрат на обслуживание и ремонт изделий.

3.3. Выбор и уточнение состава рациональной системы технического обслуживания на стадии эксплуатации проводятся в следующем порядке.

3.3.1. По данный эксплуатации вычисляют коэффициенты a и b по формуле (1). Пример расчета приведен в приложении 2.

3.3.2. По формуле (2) определяет значение удельных затрат на обслуживание и ремонт изделий в сложившейся системе.

3.3.3. В качестве критериев выбора рациональной системы обслуживания и ремонта используют в зависимости от целей предприятия либо коэффициент готовности Кг (0£Кг£1) изделий, либо максимально допустимые значения .

3.3.4. В случае использования в качестве критерия величины  назначается именно та система обслуживания и ремонта, удельные затраты которой ниже .

3.3.5. В случае использования в качестве критерия величины Кг возможны 2 варианта.

3.3.5.1. Если Кг ремонтируемых изделий меньше установленного в нормативной документации коэффициента готовности, то система обслуживания и ремонта требует совершенствования, т.е. необходимо пересмотреть состав, структуру, периодичность и объемы работ во плановому обслуживание и ремонту, структуру и состав ремонтной службы, предусмотреть ремонт и обслуживание по фактическому техническому состоянию на основе использования средств технического диагностирования и т.д.

3.3.5.2. Если Кг ремонтируемых изделий больше или равен установленному в нормативной документации, то выбирается система обслуживания и ремонта, которая имеет минимальное значение Zу.

3.3.6. Для оперативного оценивания и выбора рациональной системы обслуживания и ремонта следует использовать формулу (3). В качестве критериев могут быть использованы Кг и .

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Термины и определения, используемые в настоящих рекомендациях

 

Термин

Определение

Ремонтный цикл

По ГОСТ 18322

Межремонтный период

Период времени работы изделия между двумя плановыми ремонтами

Структура ремонтного цикла

Установленная в НТД последовательность различных видов ремонта, входящих в состав ремонтного цикла

Срок службы

Календарная продолжительность от начала эксплуатации изделия до перехода в предельное состояние

Техническое состояние

По ГОСТ 19919

 

 

приложение 2

 

ПРИМЕР ВЫЧИСЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ нарастания УДЕЛЬНЫХ эксплуатационных ЗАТРАТ

 

1. Для решения поставленной задачи необходимы данные по зависимости удельных затрат на неплановые ремонты и техническое обслуживание от наработки изделия в каком-либо ремонтном цикле. В качестве примера используем данные по автомобилю ЗИЛ-130. Удельные затраты и соответствующий пробег приведены в таблице.

 

Удельные эксплуатационные затраты и соответствующий пробег

для автомобиля ЗИЛ-130

 

Пробег l, тыс. км

Удельные затраты Zу, коп/км

30,0

0,40

50,0

0,69

70,0

0,84

90,0

0,97

105,0

1,16

 

2. Коэффициенты a и b определяются по методу наименьших квадратов.

где n = 5 - число точек.

3. Расчет коэффициентов нарастания удельных эксплуатационных затрат по методу наименьших квадратов дает следующие их значения: а = 0,159 коп/км, b = 0,0095 коп/км2. Коэффициент a характеризует величину удельных затрат в начальной момент времени после ввода в эксплуатацию, либо после ремонта. Коэффициент b указывает на величину прироста эксплуатационных затрат от пробега.

 

 

Содержание

 

1. Общие положения

2. Оценки эффективности системы технического обслуживания и ремонта на стадии эксплуатации

3. Порядок выбора системы технического обслуживания и ремонта изделий

Приложение 1. Термины и определения, используемые в настоящих рекомендациях

Приложение 2. Пример вычисления коэффициентов нарастания удельных эксплуатационных затрат