Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральная автомобильно-дорожная служба
Управление городского электротранспорта
Научно-исследовательский институт городского электротранспорта
Документ УТВЕРЖДЕН
Заместителем директора
Федеральной автодорожной
службы России
Г.П. Николаевым
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ТРОЛЛЕЙБУСОВ
Р 29384702 -0363-96
Срок действия с 01.01.1997 г.
до 01.01.2000 г.
Продлен до 01.01.2003 г.
Продлен до 01.01.2006 г.
(Взамен документа "Инструкция по обеспечению
электробезопасности троллейбусов",
введенного в действие приказом
№ 129 МЖКХ РСФСР от 20.05.88г.)
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Типовая инструкция предназначена для использования в качестве основы при составлении местной инструкции. Местная инструкция должна быть согласована с региональной службой энергонадзора и утверждена Главным инженером транспортного предприятия.
В местной инструкции следует определить порядок и организацию проверки сопротивления изоляции и токов утечки с учетом системы электроснабжения троллейбусных маршрутов и депо, конструктивных особенностей подвижного состава, находящегося в эксплуатации, технической оснащенности предприятий троллейбусного транспорта. Местной инструкцией должны быть назначены конкретные службы, ответственные как за техническое состояние приборов и устройств, используемых при замерах сопротивления изоляции электрооборудования, контроле токов утечки с кузова на землю, испытании электрической изоляции троллейбуса на пробой, так и за своевременную их поверку и ремонт.
Нормативы сопротивления изоляции, токов утечки, требования электробезопасности, установленные настоящей инструкцией, изменять
НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ!
Потенциальная опасность троллейбуса обусловлена наличием высокого напряжения на его электрооборудовании и возможным снижением сопротивления его изоляции при неблагоприятном сочетании атмосферно-климатических условий, приводящих к загрязнению и увлажнению изоляции.
При прикосновении к корпусу троллейбуса человека, стоящего на земле, через его тело протекает ток, величина которого зависит от сопротивления электрическому току тела человека и, главным образом, от сопротивления изоляции между высоковольтными токоведущими частями и корпусом машины. В случае существенного снижения сопротивления или пробоя изоляции прикосновение к корпусу троллейбуса может повлечь за собой поражение человека электрическим током.
В электротехнике установлено, что ток утечки - ток, протекающий через изоляцию между разнополярными полюсами электрической цепи.
В настоящей инструкции под "током утечки" подразумевается ток, протекающий через тело человека, стоящего на земле и имеющего контакт с корпусом троллейбуса, штанги которого установлены на контактные провода. При этом условно принято, что сопротивление тела человека равно 1 кОм. Предельно допустимый ток через тело человека регламентирован ГОСТ 12.1.038-82 "ССБТ. Электробезопасность. Предельно допустимые уровни напряжений прикосновения и токов".
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Электроснабжение и системы питания троллейбусного транспорта.
Согласно ГОСТ 6962 питание контактной сети троллейбуса производится электроэнергией выпрямленного тока с номинальным напряжением 600 В на шинах тяговой подстанции и 550 в на токоприемниках троллейбуса.
В соответствии с "Нормами и правилами проектирования систем электроснабжения трамваев и троллейбусов" питание электроэнергией троллейбусной контактной сети осуществляется от заземленной либо изолированной системы электроснабжения.
1.1.1. Заземленная система электроснабжения - система питания, в которой отрицательный полюс выпрямителя заземлен либо через заземляющее устройство на тяговой подстанции, либо непосредственно через трамвайный рельсовый путь.
1.1.2. Изолированная система электроснабжения - система питания, при которой в нормальном режиме ни один из полюсов системы не подключен к заземляющему устройству.
1.2. Источники опасности поражения электрическим током.
1.2.1. При питании троллейбуса от заземленной системы (рис.1.1а),
схема замещения (рис.1.1б), ток утечки определяется по формуле (1.1), Общий ток утечки при заземленной системе питания в может быть представлен:
где:
R1 - сопротивления изоляции между корпусом и положительным проводом;
R3 - сопротивление изоляции между корпусом и отрицательным проводом;
R4 - сопротивление тела человека электрическому току:
Rш - общее сопротивление шин ходовых колес электрическому току;
U - напряжение контактной сети.
В случае, когда сопротивление R4 много меньше R1 (минимально 200 кОм), а сопротивление Rш, шунтирующее R4, не учитывается (т.к. оно уменьшает ток через R4, т.е. ток через тело человека), ток утечки IУ при этом будет равен:
(1.1)
1.2.2. При питании троллейбуса от изолированной системы (рис.1.2а) цепь тока замыкается по диагонали моста, образованного сопротивлениями изоляции троллейбуса R1 и R3 и сопротивлениями R10, R30 полюсов системы питания относительно земли, схема замещения (рис.1.2б):
(1.2)
Таким образом, при питании от изолированной системы ток утечки зависит не только от сопротивления изоляции троллейбуса, но и от сопротивления изоляции полюсов питающей системы относительно земли (сопротивление шин не учитывается). Так, даже при пробое изоляции троллейбуса одного полюса, например, положительного (R1 = 0), ток утечки будет:
Однако в реальной эксплуатации сопротивление изоляции изолированной системы часто снижается из-за загрязнения и увлажнения изоляторов контактной сети, касания контактных проводов ветками деревьев и т.д. Пробой изоляции, замыкания на землю могут быть длительное время не обнаружены вследствие малой величины тока замыкания. В этом случае, как следует из формулы (1.2), даже при R30 = 0:
,
как и при заземленной системе питания.
Таким образом, изолированная система может в любой непредсказуемый момент и незаметно превратиться в заземленную систему. По этой причине при изолированной системе необходимы такие же меры безопасности, как и при заземленной системе.
Рис.1.1.
Цепи тока утечки при заземленной системе питания
Рис. 1.2.
Цепи тока утечки при изолированной системе питания.
1.3. Мероприятия, проводимые в изолированной системе питания.
Учитывая, что изоляция системы может быть фактором ограничения токов утечки, в троллейбусных хозяйствах, где питание сети осуществляется от изолированной системы электроснабжения, особое внимание должно быть уделено мероприятиям по поддержанию уровня изоляции системы. К ним относятся:
- установка на тяговых подстанциях устройств контроля изоляции системы электроснабжения с непрерывным режимом работы;
- периодический контроль сопротивления изоляции системы в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации троллейбуса и других действующих нормативно-технических документов;
- применение гидрофобных покрытий изоляторов контактной сети (например: силиконовые пасты, нефтяные желе) со сменой покрытия не менее одного раза в год;
- своевременная обрезка ветвей деревьев, которые могут касаться контактных проводов.
1.4. Мероприятия, проводимые при эксплуатации и обслуживании подвижного состава.
Основным способом обеспечения электробезопасности пассажиров и обслуживающего персонала является поддержание высокого технического уровня изоляции электрооборудования троллейбуса.
Дверные поручни должны иметь изолирующие покрытия, наружные поверхности подножек входа и выхода должны быть изолированы от корпуса троллейбуса.
Вместе с тем, учитывая, что в эксплуатации происходит старение и разрушение изоляции, необходим систематический контроль тока утечки и устранение неисправностей изоляции как при плановых ремонтах и технических обслуживаниях, так и при работе на линии.
ТРОЛЛЕЙБУСЫ, У КОТОРЫХ ПОСТОЯННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТОКА УТЕЧКИ ПРИ НОМИНАЛЬНОМ НАПРЯЖЕНИИ КОНТАКТНОЙ СЕТИ (600 В) ПРЕВЫШАЕТ 3,0 мА (при заземленной системе), или 1,5 мА (при изолированной системе) НЕ ДОПУСКАЕТСЯ К РАБОТЕ НА ЛИНИИ И ПОДЛЕЖАТ РЕМОНТУ.
Контроль электрической изоляции троллейбусов осуществляется в следующем объеме:
- ежедневное обслуживание (ЕО) и техническое обслуживание первого объема (ТО-1) при токе утечки выше нормы троллейбус должен быть направлен в заявочный ремонт, где следует визуально обследовать состояние изоляции высоковольтного (в/В) оборудования, произвести измерение сопротивления изоляции по элементам и устранить неисправности, затем измерить общий ток утечки с корпуса троллейбуса на землю;
- при техническом обслуживании второго объема (ТО-2) произвести измерение сопротивления изоляции по элементам, определить ток утечки;
- при текущих ремонтах (ТР) произвести визуальное обследование состояние изоляции электрооборудования и поэлементные замеры сопротивления изоляции в/В оборудования, измерить общее сопротивление изоляции, а также определить ток утечки;
- при капитальном ремонте (КР) измерить сопротивление и электрическую прочность изоляции электрооборудования после его установки на троллейбус и выполненных соединений по схеме, определить ток утечки;
- при работе троллейбуса на линии следует периодически контролировать ток утечки на конечных пунктах, (см. раздел 3).
2. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ТРОЛЛЕЙБУСОВ В УСЛОВИЯХ ДЕПО
2.1. Контроль технического состояния изоляции троллейбусов в депо является основным мероприятием из комплекса мер, принимаемых в эксплуатации для обеспечения электробезопасности пассажиров, водителей и обслуживающего персонала. Он охватывает работы, проводимые при ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР.
2.1.1. Троллейбус, направляемый на пост контроля тока утечки и для замера сопротивления изоляции, должен быть вымыт, очищен от пыли, грязи и снега.
2.1.2. При выполнении работ по контролю тока утечки и замеру сопротивления изоляции запрещается:
- работать неисправным инструментом или пользоваться неисправным оборудованием;
- работать без спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной зашиты, соответствующих условиям и характеру труда;
- работать без освещения и, в необходимых случаях, без ограждения рабочего места;
- пользоваться электроприборами и электроустройствами при наличии на них открытых токоведущих частей или неисправной изоляции;
- брать незащищенными руками неизолированные или с поврежденной изоляцией провода электроустановок;
- загромождать материалами, инструментами проходы;
- зажигать огонь и курить в местах, не предназначенных для курения;
- работать с засученными рукавами, не плотно застегнутой одеждой и без головного убора.
2.1.3. Согласно ПТЭ троллейбуса, ПТБ на ГЭТ, Правил эксплуатации электроустановок потребителей не могут быть допущены в качестве электромонтеров и рабочих к работе с электроустановками:
- лица, не достигшие 18-летнего возраста;
- лица, имеющие увечья и болезни (стойкой формы), мешающие производственной работе.
2.1.4. Работа на крыше троллейбуса, а также осмотр и ремонт электрооборудования, расположенного на крыше, должны производиться только при опущенных токоприемниках. Работающим на крыше запрещается производить постановку на контактный провод токоприемников.
2.1.5. При измерении сопротивления изоляции электрооборудования запрещается прикасаться голыми руками к незаземленным частям проверяемого оборудования.
2.1.6. По окончании контроля тока утечки или замера сопротивления изоляции защитные кожуха должны быть обязательно установлены на свои места. Неисправные кожуха устанавливать запрещается.
2.1.7. Испытательная установка для проверки электрической прочности изоляции должна иметь сетчатое ограждение. Входная дверь должна быть сблокирована с первичной цепью трансформатора, чтобы подача высокого напряжения была возможна только при закрытом ее положении.
Электроды следует присоединять в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом коврике; допуск посторонних лиц на испытательную станцию запрещается.
Металлические части ограждения, а также один из высоковольтных электродов должны быть заземлены.
2.1.8. При контроле тока утечки с использованием напряжения контактной сети работающий должен пользоваться основным защитным средством - специальными диэлектрическими перчатками. Длина перчаток должна быть не менее 350 мм. При работе в диэлектрических перчатках их края нельзя подворачивать. Перчатки необходимо надевать поверх рукавов.
В качестве дополнительных средств защиты применяются диэлектрические боты или галоши и диэлектрические резиновые коврики.
2.1.9. Диэлектрические галоши, перчатки, коврики и инструмент с изолированными рукоятками должны периодически подвергаться осмотру и испытаниям в соответствии с Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
2.1.10. Защитные средства (диэлектрические перчатки, коврики, галоши), а также инструмент должны перед работой осматриваться. Коврики, перчатки и галоши, изолирующая опрессовка рукояток инструмента не должны иметь отверстий, трещин и других повреждений. Коврики, перчатки и галоши, не имеющие клейма, свидетельствующего об испытании их на диэлектрическую прочность, использовать нельзя.
2.1.11. Измерение сопротивления изоляции и контроль тока утечки выполняются работниками, знающими правила допуска к работам с электроустановками напряжением до 1000 В, т.е. лицам с группой по электробезопасности не ниже III. (Правила эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные 31 марта 1992 г.)
2.3. Контроль технического состояния изоляции при ежедневном обслуживании ЕО.
2.3.1. Очистить изоляторы и контактные соединения от пыли, грязи и налета соли, а также произвести визуальное обследование технического состояния следующих элементов оборудования:
- изоляции высоковольтных (в/В) проводов и оборудования, расположенного на крыше;
- изоляции между штанговыми веревками и кольцами штанг;
- дополнительного резинового шланга на проводе штанги между штангодержателями и радиореакторами, а также фиксации провода прижимными скобами относительно штангодержателя;
- изолирующего покрытия поручней входа и выхода;
- изоляции подножек входа и выхода;
- контактных соединений и подводящих проводников.
2.3.2. Определить ток утечки с помощью специальных устройств или миллиамперметра, пригодного для измерения постоянного тока в диапазоне 0-10 мА, и вольтметра до 1000 В, класс точности приборов не ниже 1,5. (Приложение 4). Определение тока утечки должно производиться на специальном контрольном посту в депо.
Для определения тока утечки обе штанги контролируемого троллейбуса должны быть установлены на положительный контактный провод, затем включаются автоматический выключатель и все силовые и вспомогательные в/В цепи троллейбуса.
Определение производится посредством прикосновения к корпусу троллейбуса шупа, соединенного через миллиамперметр с заземлителем или контуром заземления депо. Полученный результат необходимо привести к величине 600 В и занести в журнал (Приложение 1).
Все измерительные приборы или иные аппараты и устройства, используемые для контроля тока утечки, должны иметь отметку о метрологической поверке, пользование ими должно осуществляться в соответствии с инструкцией изготовителя.
2.3.3. При использовании напряжения контактной сети в случае изолированной системы питания измерение тока утечки производится аналогично п.2.3.2., но допустимое значение тока утечки не должно превышать 1,5 мА.
2.3.4. При обнаружении неисправностей изолирующих элементов или токе утечки свыше 3 мА (1,5 мА при изолированной системе) троллейбус должен быть направлен в ремонт.
2.4. Контроль технического состояния изоляции при техническом обслуживании ТО-1.
2.4.1. Техническое состояние изоляции и ток утечки определяются в соответствии с п/р 2.3. Результат определения тока утечки записывается в журнал (Приложение 1).
2.4.2. Измеряется сопротивление изоляции относительно кузова в/В и низковольтных (н/В) цепей. Порядок измерения сопротивления изоляции изложен в п/р 2.6.
При наличии других приборов или специальных диагностических устройств измерение сопротивления изоляции производится согласно методике, разработанной в депо, учитывающей тип троллейбуса и имеющиеся измерительные средства.
2.4.3. Результаты измерения сопротивления изоляции записываются в журнал (приложение 2).
Нормы сопротивления изоляции, не менее, МОм:
- кузов - в/В цепь ........................................................................ 1,0;
- кузов - н/В цепь ....................................................................... 0,3.
2.5. Контроль изоляции при ТО-2.
2.5.1. Выполняются визуальные обследования и измерение токов утечки, предусмотренные п. 2.4.
2.5.2. Произвести замеры сопротивления изоляции троллейбусов с соответствующей записью в журнал проверок (приложение 3). Нормы сопротивления изоляции, не менее, МОм:
- в/В цепь - кузов. ....................................................................... 3,0;
- н/В цепь - кузов. ...................................................................... 0,5;
- в/В - н/В цепи ........................................................................... 2,0;
- подножка - кузов троллейбуса ........................................... 3,0;
- поручень - кузов троллейбуса ............................................ 3,0;
- головка токоприемника – штанга....................................... 3,0;
- штанга - штангодержатель .................................................. 3,0;
- рама штангодержателя - кузов ........................................... 5,0;
- между штанговой веревкой и кольцом штанги .............. 3,0.
2.5.3. Проверить изоляцию тиристорного регулятора у троллейбуса с ТИСУ. Для этого необходимо:
- отключить блок управления;
- замкнуть все силовые провода между собой, после чего:
- проверить изоляцию элементов силовых блоков относительно корпуса и рамки - норма: 5 МОм;
- проверить изоляцию рамки от корпуса троллейбуса - норма: 8,0 МОм;
- проверить изоляцию тягового электродвигателя - остов относительно кузова троллейбуса - норма: 3,0 МОм.
2.6. Порядок измерения сопротивления изоляции.
2.6.1. Проверка состояния электрической изоляции при всех включенных цепях, за исключением аппаратов, указанных в п.п. 2.5.3, 2.6.6.
Для проверки рекомендуется применять мегомметр с внутренним источником на 1000 В. Перед началом измерений следует очистить от пыли и грязи изоляторы и контактные поверхности, затем на 2-3 секунды заземлить кузов троллейбуса для снятия статического электричества.
2.6.2. Проверка изоляции в/В цепей по отношению к кузову троллейбуса. (При необходимости откорректировать точки подключения измерительного прибора в соответствии с принципиальной электрической схемой эксплуатируемых троллейбусов).
Перед проверкой необходимо:
- снять токоприемники с контактной сети и завести их за лиру;
- электрически соединить между собой головки обоих токоприемников;
- включить все выключатели вспомогательных цепей;
- замкнуть принудительно главные контакты линейных контакторов;
- поставить реверсор в положение "вперед";
- присоединить одну клемму мегомметра к точке наиболее близкой к автоматическому выключателю, другую клемму - к металлической зачищенной части корпуса троллейбуса и после этого приступить к измерению.
Перед началом измерения сопротивления изоляции мегомметром необходимо убедиться в отсутствии людей и запретить находящимся вблизи лицам приближаться к троллейбусу.
2.6.3. Измерение сопротивления изоляции между в/В и н/В цепями.
Для проверки изоляции между указанными цепями необходимо повторить все операции, указанные в п.2.6.2.
Вторую клемму мегомметра вместо кузова машины присоединить к точке "+Б" (плюсовая клемма провода от аккумуляторной батареи) на низковольтном шитке.
2.6.4. Измерение сопротивления изоляции н/В электрической цепи относительно кузова троллейбуса.
Для замера необходимо: одну клемму мегомметра подключить к точке "+Б" низковольтного щитка, а вторую - к кузову машины. Все низковольтные выключатели и переключатели включить, после этого приступить к измерению.
2.6.5. Измерение сопротивления изоляции поручней дверей входа и выхода и подножек относительно кузова троллейбуса.
В этом случае для измерения сопротивления изоляции необходимо присоединить клеммы мегомметра к изоляционной части поручня и кузову троллейбуса.
Для замера сопротивления изоляции подножки относительно кузова присоединить одну клемму мегомметра к металлическому электроду размером 100х100 мм, прижатоого к резиновому коврику подножки грузом массой 20 кг, другую - к кузову.
2.6.6. При испытании изоляции на пробой и при измерении сопротивления изоляции в/В и низковольтного (н/В) оборудования мегомметром с внутренним источником питания 1000 В необходимо отключать систему управления ТИСУ, устройства громкоговорящей связи, блок управления штангоуловителем, генератор и реле-регулятор.
2.7. Контроль изоляции при текущем ремонте ТР.
2.7.1. Выполнить операции, предусмотренные п/р 2.5.
2.7.2. Произвести поэлементный замер сопротивления изоляции высоковольтного электрооборудования троллейбуса:
2.7.2.1. Электрические машины.
Для измерения сопротивления изоляции обмоток якоря, катушек полюсов и щеткодержателей тягового электродвигателя относительно остова и кузова троллейбуса отсоединить провода от моторовводной коробки. Сопротивление изоляции обмоток якоря, катушек полюсов и щеткодержателей относительно остова должно быть не менее 3,0 МОм, а относительно кузова не менее 5,0 МОм.
Для проверки изоляции двигателя вентилятора и двигателя компрессора отсоединить провода от клеммника и замерить сопротивление изоляции каждого электродвигателя, которое должно быть не менее 3,0 МОм.
2.7.2.2. Пускотормозные резисторы.
Отсоединить выводы резисторов на клеммной рейке от проводов силовой цепи и измерить сопротивление изоляции, которое должно быть не менее:
- между спиралью и держателем элемента - 8 МОм;
- между держателем элемента и каркасом - 5 МОм;
- между каркасом и кузовом - 5 МОм.
2.7.2.3. Радиореакторы (индуктивные катушки помехоподавления).
Отсоединить кабельные выводы индуктивных катушек от проводов силовой цепи и от проводов токоприемников, замерить отдельно по отношению к кузову сопротивление изоляции каждой катушки, которое должно быть не менее 5 МОм.
2.7.2.4. Печи обогрева пассажирского помещения и кабины водителя.
Для проверки изоляции печей обогрева отсоединить провода от печей пассажирского помещения и от печей кабины водителя. Замерить сопротивление изоляции нагревательных элементов между наконечником и корпусом печи, которое должно быть не менее 3,0 МОм.
2.7.2.5. Контроллеры (переключатели) реостатный и управления.
Отсоединить провода, подходящие к кулачковым элементам, замерить сопротивление изоляции токоведущих деталей контроллеров относительно корпуса контроллера, которое должно быть не менее: для в/В цепей - 5,0 МОм, для н/В цепей - 1,5 МОм.
2.7.2.6. Контакторная панель. На панели отключить силовые цепи от каждого аппарата и замерить сопротивление изоляции между подъемными и дугогасительными катушками относительно рамы контакторной панели, а также между контактными зажимами для подсоединения проводов цепей управления и высоковольтными частями аппарата; сопротивление должно быть не менее 5 МОм.
2.7.2.7. Измерить сопротивление изоляции поручней и подножек входа и выхода по отношению к кузову троллейбуса: норма - не менее 3,0 МОм.
2.7.2.8. Измерение сопротивления изоляции электрических цепей троллейбуса в собранной схеме производить согласно п/р 2.6.
Сопротивление изоляции должно быть относительно кузова, не менее:
- в/В цепь .................................... 3,0 МОм;
- н/В цепь .................................... 1,0 МОм.
Сопротивление изоляции между в/В и н/В цепями -не менее 3,0 МОм;
Проверить наличие тока утечки в соответствии с п.2.3.2. или п. 2.3.3. (при изолированной системе питания). Результаты занести в журналы (Приложения 1 и 3).
2.8. Контроль изоляции при капитальном ремонте КР.
2.8.1. При капитальном ремонте троллейбусов измерение сопротивления изоляции электрооборудования производить в соответствии с Руководством по капитальному ремонту троллейбусов и п/р 2.6 настоящей инструкции.
2.8.2. После установки электрооборудования на троллейбус и выполнения всех соединений согласно электрической схеме измерить сопротивление изоляции электрических цепей и ток утечки по п/р 2.6.
2.8.3. Сопротивление изоляции должно быть относительно кузова, не менее, МОм:
- в/В цепь. ................................... 3,0;
- н/В цепь. ................................... 1,0;
- поручни дверные ................... 3,0;
- подножки. ................................ 3.0.
Сопротивление изоляции между в/В цепью и н/В цепями - не менее 3,0 МОм.
Величина тока утечки между кузовом и землей не должна превышать 1,0 мА при заземленной системе электроснабжения, и 0,5 мА при изолированной. Результаты замеров занести в журналы. (Приложения 1 и 3).
2.8.4. Испытать электрическую прочность изоляции в/В цепей согласно п/р 2.9.
2.9. Проверка электрической прочности изоляции троллейбуса.
2.9.1. Испытания электрической прочности изоляции производится напряжением от источника переменного тока промышленной частоты мощностью не менее 2,5 кВА с регулируемым напряжением от 0 до 2,5 кВ. Испытания проводятся с соблюдением требований Правил эксплуатации электроустановок потребителей. Правил техники безопасности на ГЭТ, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках.
2.9.2. Подготовка и проверка электрической прочности изоляции троллейбуса производится бригадой во главе с бригадиром (мастером), который должен иметь квалификацию по технике безопасности не ниже группы IV (Правила эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные 31 марта 1992 г.).
Работники бригады должны пройти специальную подготовку и проверку знаний схемы испытаний, настоящей инструкции и правил техники безопасности, обладать практическим опытом по проведению испытаний, быть ознакомлены с испытательным устройством и правилами его эксплуатации.
Работники бригады должны быть ознакомлены бригадиром (мастером) с настоящей инструкцией под расписку.
2.9.3. Ответственным за организацию испытаний является бригадир (мастер), бригада которого проводит испытания.
2.9.4. На троллейбусе, подлежащем проверке электрической прочности изоляции, необходимо провести следующие основные подготовительные операции:
- проверить соответствие электрического монтажа принципиальной и монтажной схемам. Обнаруженные дефекты устранить;
- проверить надежность контактов, крепление и прокладку жгутов и проводов, электрических аппаратов согласно чертежам, обнаруженные недостатки устранить;
- штанги токоприемников завести за лиры;
- включить автоматический выключатель и высоковольтные выключатели;
- замкнуть принудительно линейные контакторы;
- повернуть ручку реверсора в положение "Назад";
- в низковольтной цепи разомкнуть выключатели и снять предохранитель (основной - от аккумуляторной батареи);
- провод "+Б" присоединить к кузову троллейбуса. (Перечень операций должен быть уточнен местной инструкцией в зависимости от типа троллейбуса.)
2.9.5. По окончании подготовки троллейбуса к испытаниям все работы на троллейбусе должны быть прекращены и люди удалены от машины в безопасную зону по указанию бригадира (мастера).
При проведении испытаний нахождение людей в троллейбусе и зоне испытаний, категорически
ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
2.9.6. На время проведения испытания вокруг троллейбуса необходимо установить ограждение с плакатами или надписями:
СТОЙ - ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ!
Ограждение следует устанавливать на расстоянии 0,8 м вокруг троллейбуса с таким расчетом, чтобы оно не мешало выходу лицам, производящим подготовку к испытаниям, из зоны испытания в случае возникновения опасности. Вокруг троллейбуса должны быть поставлены наблюдающие из числа членов бригады, производящих подготовку троллейбуса к испытаниям на пробой.
Бригадир (мастер) обязан находиться на участке проведения испытаний и следить за соблюдением правил техники безопасности и требований настоящей инструкции по проведению испытаний.
2.9.7. После выполнения всех операций по подготовке троллейбуса к проверке электрической прочности изоляции бригадир (мастер) открывает шкаф испытательного стенда и убеждается в том, что рубильник питания и выключатель стенда выключены. Затем бригадир (мастер) дает указание членам бригады подключить один провод испытательного стенда к контактам линейного контактора, а второй (как правило заземленный) провод - к потолочным поручням с помощью ступицы.
Перед подачей испытательного напряжения мастер должен проверить: все ли члены бригады находятся на местах, нет ли посторонних людей около троллейбуса; предупредить бригаду словами "подаю напряжение" и включить стенд.
Затем мастер (бригадир) включает вторичную цепь стенда, поднимает напряжение со скоростью не более 1 кВ/с от нуля до 2200 В и выдерживает в течение одной минуты.
По окончании испытания он снижает напряжение до нуля, последовательно выключает вторичную цепь и стенд.
2.9.8. При пробое изоляции необходимо снизить напряжение до нуля и отключить стенд. Найти место утечки тока (пробоя). Устранить неисправности, замерить сопротивление изоляции мегомметром и повторно произвести испытание. Результаты занести в протокол (Приложение 3а).
2.9.9. После отключения стенда мастер должен разрядить токоведущие части на землю и, убедившись в полном отсутствии на них заряда, сообщить членам бригады, что напряжение снято, затем отсоединить провода от троллейбуса.
2.9.10. После отключения соединительных проводов убрать ограждение вокруг троллейбуса. Испытательный стенд должен быть отключен от сети, соединительные провода смотаны и концы высокого напряжения замкнуты накоротко.
3. КОНТРОЛЬ ТОКА УТЕЧКИ ПРИ РАБОТЕ ТРОЛЛЕЙБУСА НА ЛИНИИ
3.1. Общие положения.
3.1.1. Диэлектрические перчатки и галоши должны быть сухими и чистыми.
3.1.2. Водителю категорически запрещается заменять предохранители высоковольтных цепей и ремонтировать электрическую аппаратуру при поставленных на контактные провода токоприемниках и без диэлектрических перчаток.
3.1.3. Водителям эксплуатировать троллейбус при токе утечки более 3 мА (1,5 мА - при изолированной системе). При токе утечки более 3 мА и невозможности устранения причин утечки троллейбус должен быть отправлен в депо на буксире.
3.1.4. По прибытии в депо водитель обязан сообщить приемщику об обнаруженной утечки тока, вывесить на троллейбус трафарет "Токоутечка" и сообщить об этом дежурному ремонтному персоналу.
3.1.5. Водителям троллейбусов запрещается поручать кому-либо перестановку (установку) токоприемников, кроме водителей других троллейбусов, ревизоров движения и работников бригады скорой технической помощи.
3.1.6. Запрещается заменять и наращивать веревку токоприемника проволокой или другими токопроводящими материалами.
3.1.7. При обрыве контактного провода водитель обязан:
- находиться не ближе 5 метров от оборванного провода;
- не допускать посторонних лиц в зону упавшего провода, предупреждать водителей проходящего транспорта об опасности;
- вызвать скорую техническую помощь (сообщить линейному ревизору) и до их прибытия не покидать места аварии.
3.2. Способы линейного контроля тока утечки.
3.2.1. Линейный контроль тока утечки желательно осуществлять с помощью бортовых сигнализаторов токов утечки, а при отсутствии их - на конечных пунктах маршрутов с помощью специальных устройств или магнитоэлектрического миллиамперметра с диапазоном измерения 0-10 мА, классом точности не ниже 1,5 подключенного между кузовом троллейбуса и заземлителем, и вольтметром до 1000 В для измерения напряжения контактной сети в момент отсчета тока утечки. (См. приложение 4)
Допускается на конечных пунктах производить определение тока утечки с кузова троллейбуса на землю с помощью специальных устройств и аппаратов. При этом применяемые приборы, устройства и аппараты должны иметь отметку о прохождении метрологической поверки и быть аттестованными, пользование ими должно осуществляться в соответствии с инструкцией изготовителя.
3.2.2. При изолированной системе электроснабжения или в случае, если возможен въезд троллейбуса на участок, питаемый от изолированной системы, применение бортовых сигнализаторов с входным сопротивлением менее 200 кОм категорически запрещается.
3.3. При обнаружении тока утечки, свидетельствующем о нарушении изоляции, водитель обязан:
а) остановить троллейбус у тротуара в месте, удаленном от остановки;
б) отключить автоматический выключатель и с помощью дистанционного управления штангоуловителем опустить токоприемники;
-несколько раз предупредить пассажиров об опасности выхода из троллейбуса;
-надеть диэлектрические перчатки;
-открыть переднюю дверь;
-выпрыгнуть из троллейбуса;
-опустить вручную токоприемники и завести штанги за лиры;
в) открыть двери и высадить пассажиров;
г) вызвать техническую помощь для отправки троллейбуса в депо для ремонта.
3.4. Порядок контроля изоляции троллейбуса на конечном пункте (выполняется аттестованным слесарем электриком, имеющим разрешение руководителя предприятия на проведение таких работ):
- после высадки пассажиров подвести троллейбус к специальному контрольному пункту;
- спереди и сзади троллейбуса установить переносные ограждения с надписью:
СТОЙ - ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ!;
- при необходимости установить и боковые ограждения;
- поставить обе штанги на плюсовой контактный провод;
- присоединить провод щупа к заземлителю и зафиксировать щуп на неизолированном месте корпуса (например на бампере);
- включить все в/В вспомогательные цепи и установить контроллер на маневровую позицию;
- снять показания контрольного устройства с учетом поправки (см. Приложение 4);
- в случае повышенного тока утечки троллейбус направить в депо на ремонт с помощью буксира.
3.5. В качестве заземления могут быть использованы специальный контур заземления, естественные заземлители (например оболочки кабелей, проложенных в земле), а при их отсутствии - искусственный заземлитель (стальной стержень диаметром 12-15 мм или уголок 40х40 мм длиной 4-5 м, забитый в грунт).
3.5.1. Контроль тока утечки при отсутствии бортового сигнализатора рекомендуется производить на конечных станциях при каждом оборотном рейсе в дождливую погоду и через каждые 4-5 часа - в сухую погоду.
Приложение 1.
(рекомендуемое)
Форма журнала контроля токов утечки при ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, КР
Дата |
Инвент. № машины |
Ток утечки с кузова на землю, мА |
Подпись |
|
При поступлении |
При выпуске |
|
||
|
|
|
|
|
Приложение 2.
(рекомендуемое)
Форма журнала проверки изоляции при ТО-1
Дата |
Инвент. № машины |
Сопротивление изоляции, МОм |
Подпись |
|
в/В цепь - кузов |
н/В цепь - кузов |
|||
|
|
|
|
|
Приложение 3.
(рекомендуемое)
Форма журнала проверок изоляции при ТО-2, ТР, КР
Дата |
Инвент № машины |
Сопротивление изоляции, МОм |
|||||||||
в/В -куз. |
н/В -куз. |
в/В-н/В |
Подножка - кузов (двери) |
Поручни - кузов (двери) |
Головк. -штанг. |
||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3а.
(рекомендуемое)
Протокол испытания электрической прочности изоляции
Дата |
Инвент. № машины |
Сопротивление изоляции, МОм |
Причина: (ремонт, по заявке) |
Испытатель (должность фамилия) |
Подп. |
|
до испытания |
после испытания |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4.
Требования к устройствам для контроля токов утечки
1. Устройства стационарные для контроля токов утечки в депо или на конечных станциях в качестве испытательного напряжения могут использовать напряжение контактной сети или напряжение 600 В постоянного тока от автономного источника. В случае использования напряжения контактной сети в качестве испытательного следует вносить соответствующую поправку к измеренной величине тока утечки, используя формулу:
,
где: IУ - величина тока утечки (мА), приведенная к напряжению 600 В;
IмА - ток утечки по показаниям миллиамперметра, мА;
UН - номинальное напряжение контактной сети, равное 600 В;
U - напряжение контактной сети по показанию вольтметра, В.
При отсутствии специальных устройств для измерения тока утечки в депо и на конечных станциях рекомендуется использовать измерительную схему, представленную на рис.П1. Контактная щетка (щуп) Щ касается кузова троллейбуса, установленного на специальном контрольном посту. Ток утечки протекает по цепи: контактная щетка Щ - резистор R - миллиамперметр мА - заземлитель. Резистор R защищает миллиамперметр от чрезмерного тока при плохом состоянии изоляции. Для определения величины тока утечки необходимо нажать кнопку К, что подсоединяет миллиамперметр к кузову троллейбуса.
Рис. П1.
Принципиальная схема измерения тока утечки.
2. Бортовые устройства контроля тока утечки, устанавливаемые на троллейбусах, должны удовлетворять следующим требованиям:
2.1. Подключение устройства к схеме троллейбуса не должно увеличивать ток утечки с кузова троллейбуса.
2.2. Показания устройства для контроля тока утечки, установленного на данном троллейбусе не должны находиться в зависимости от состояния изоляции (величины тока утечки) других троллейбусов, находящихся на том же участке контактной сети.
2.3. Устройства, предназначенные для использования при питании троллейбусов от систем электроснабжения с заземленным отрицательным полюсом, подключаемые между кузовом троллейбуса и минусовой цепью силовой схемы троллейбуса, должны иметь автоматическое устройство, компенсирующее падение напряжения в отрицательном проводе контактной сети.
2.4. Устройства, подключаемые между корпусом троллейбуса и минусовой цепью силовой схемы троллейбуса, применять при питании троллейбуса от системы электроснабжения с изолированными полюсами запрещается.
2.5. Бортовые устройства должны иметь звуковую сигнализацию о появлении опасного тока утечки, а также световой или стрелочный индикатор.
2.6. Техническое обслуживание и проверка приборов и сигнализаторов должна производиться в соответствии с требованиями изготовителя.
Приложение 5
Перечень приборов, которые используются транспортными предприятиями для замера сопротивления изоляции и контроля токов утечки.
1. г. Барнаул
1.Прибор УКЧ-3П, представляющий собой переносное устройство, состоящее из щупа и миллиамперметра.
2.Стационарный прибор СТУ, расположенный при въезде на ремонтные канавы.
2. г. Брянск
1.Пороговый сигнализатор токов ПСТ-4 (2шт.);
2.Стационарный прибор для контроля тока утечки, изготовленный нашим предприятием (1шт.);
3.Миллиамперметр 4 мА.
3. г. Волгоград
Контроль токов утечки во всех троллейбусных депо и на конечных пунктах маршрутов ведется на контрольных постах миллиамперметром со шкалой от 0 до 10 мА методом и по схемам, изложенным в действующей инструкции.
4. г. Киров
Устройство представляет собой преобразователь напряжения 24/600 В постоянного тока оснащено защитой от КЗ, устройством защитного отключения для безопасности работы обслуживающего персонала и измерительного блока с интегральной шкалой прибора 5мА, 10мА, а также оснащен блоком самопроверки. Переносное устройство питается от бортовой сети троллейбуса напряжением 24В и используется для контроля токов утечки при ремонтах и обслуживаниях в условиях депо, а также на конечных станциях при обслуживании троллейбусов на линии.
5. г. Ростов на Дону
1.Троллейбусные депо используют следующее оборудование для контроля за токами утечки:
- стационарное устройство в проеме выездных ворот со щупом, касающимся корпуса троллейбуса при выпуске на линию. Если ток утечки на корпусе превышает норму, срабатывает свето-звуковая сигнализация.
- стационарное устройство на территории ремиза, оборудованное вольтметром (показывает напряжение на корпусе троллейбуса), миллиамперметром (показывает ток утечки с корпуса) и щупом.
- переносной прибор УКИЗП-230.00.000 ТО, производства НИКТИ ГК г. Киева со щупом и миллиамперметром со шкалой 10 МА.
6. г. Москва
1. На всех конечных станциях внедряется автоматическая система контроля тока утечки после каждого оборотного рейса троллейбуса. Для этих целей используется стационарный пороговый сигнализатор ПСТ-4.
2. Троллейбусные парки дополнительно приобрели ручные и стационарные приборы по контролю и замерам токов утечек. (УКИ-ЗП, УКТУ-232 г. Киев, ИТУ-2 г. С.Петербург).
7. г. Краснодар
АСКУТ (автоматизированная система контроля утечки тока). Позволяет автоматизировать процесс измерения утечки тока троллейбусов при прохождении ЕО и ТО-1. Обеспечивает автоматическое снятие и подачу напряжения контактной сети и испытательного напряжения на изолированный участок, измерение утечки тока и двухуровневую сигнализацию. Управление осуществляется путем нажатия и отпускания пусковой педали троллейбуса.