МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР

 

Управление по технике безопасности и промышленной санитарии

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Отдела по технике

безопасности и промсанитарии

Р.А. Гаджиев

3 мая 1979 г.

 

 

инструктивные УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВНУТРЕННИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ

ПУТЕЙ МИНЭНЕРГО СССР

 

РД 34.03.225

 

УДК 658.382.3:625.1(083.96)

 

 

Инструктивные указания подготовлены сектором техники безопасности Куйбышевского филиала института "Оргэнергострой"

 

Составители: Л.С. Гопштейн, Н.К. Гарин, М. И. Кузнецова, М.Е. Неплох

 

В работе принимал участие начальник отдела техники безопасности института "Оргэнергострой" В.М. Балясный

 

 

Настоящие Инструктивные указания разработаны по заданию Отдела по технике безопасности и промсанитарии и Топливно-транспортного управления Минэнерго СССР и содержат вопросы техники безопасности при эксплуатации внутренних железнодорожных путей Министерства.

В основу Инструктивных указаний положены Правила и инструкции Министерства путей сообщения СССР, а также опыт эксплуатации железнодорожных путей предприятий и организаций Минэнерго СССР.

В Указаниях отражены вопросы техники безопасности в локомотивном и вагонном хозяйствах, хозяйстве движения и пути, сигнализации и связи, при производстве погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожных путях, а также при перемещении грузов вагонетками в цехах предприятий.

Инструктивные указания предназначены для инженерно-технических работников и рабочих предприятий и строек Минэнерго СССР, связанных с эксплуатацией и обслуживанием железнодорожного транспорта.

Предложения и замечания направлять по адресу: 443001, г. Куйбышев, ГСП-207, Самарская площадь, филиал института "Оргэнергострой".

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

1.1. Настоящие Инструктивные указания определяют требования техники безопасности при эксплуатации внутренних железнодорожных путей и подвижного состава, а также требования, предъявляемые к сооружениям и обустройствам железнодорожного и внутрицехового рельсового транспорта организаций и предприятий Министерства энергетики и электрификации СССР.

1.2. Требования Инструктивных указаний является обязательней для всех работников подразделений внутреннего железнодорожного транспорта строительных организаций и предприятий (именуемых в дальнейшем "предприятия"), имеющих на своем балансе железнодорожные пути, а требования разд. 8 - для персонала, обслуживающего внутрицеховой рельсовый транспорт.

1.3. В развитие настоящих инструктивных указаний все подразделения, имеющие собственный железнодорожный или внутрицеховой рельсовый транспорт, должны разработать инструкции по технике безопасности для каждой профессии с учетом местных условий.

1.4. Все работники железнодорожного транспорта, связанные с движением поездов и маневровой работой на внутренних железнодорожных путях, по перечню, утвержденному руководителем транспортного подразделения (управления, цеха, участка), при поступлении на работу должны сдать экзамены и в последующем один раз в два года проходить проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог СССР, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР, должностных инструкций по технике безопасности в комиссии предприятия (организации) с участием представителя станции примыкания.

Объем знаний для каждой должности (профессии) устанавливается руководителем транспортного подразделения с учетом местных условий эксплуатации внутреннего железнодорожного транспорта.

1.5. Работники внутреннего железнодорожного транспорта, связанные с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях МПС СССР, сдают экзамены в объеме и сроки, установленные МПС СССР:

машинисты-инструкторы, машинисты локомотивов и их помощники, машинисты дрезин и их помощники - один раз в два года в комиссии при локомотивном депо МПС СССР;

составители поездов, их помощники - один раз в два года в комиссии станции примыкания;

приемосдатчики грузов - один раз в два года в грузовом отделе отделения железной дороги МПС СССР.

Минимальный объем знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР работников вышеперечисленных должностей (профессий) приводится в прил. 1 настоящих Указаний.

Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Союза ССР работники железнодорожного транспорта должны знать в полном объеме.

1.6. Руководящий, ревизорский в инженерно-технический состав транспортных подразделений, связанный с движением поездов (начальники и главные инженеры, ревизор по безопасности движения, начальники служб и их заместители), подвергаются проверке знаний один раз в три года при отделении железной дороги МПС СССР.

1.7. Работники, не сдавшие экзамены, подвергаются повторной проверке знаний в течение месяца. Лица, не сдавшие экзамены вторично, подлежат переводу на работу, не связанную с движением поездов.

1.8. Все работники внутреннего железнодорожного транспорта, не связанные с движением поездов, проходят проверку знаний правил техники безопасности и промсанитарии в объеме и сроки, определенные "Руководящими указаниями по работе по технике безопасности с персоналом строительно-монтажных организаций и предприятий стройиндустрии Минэнерго СССР".

1.9. Инженерно-технические работники, ответственные за организацию и производство погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожных путях, при назначении на работу должны проходить проверку знания особенностей технологического процесса безопасности труда, устройства и безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, пожарной безопасности и производственной санитарии в соответствии с их должностными обязанностями в комиссии организации (предприятия) с участием представителя Госгортехнадзора СССР.

В дальнейшем их знания проверяются через каждые три года.

1.10. Все лица, поступающие, а также переводимые на должности, связанные с движением поездов, подлежат обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию и периодическому переосвидетельствованию для определения их годности к выполнению работ. Перечень профессий (должностей) приведен в прил. 2.

Медицинское переосвидетельствование лиц, связанных с движением поездов, производится через каждые три года.

Переосвидетельствование поездных диспетчеров, дежурных по станции, машинистов (и их помощников) электровозов, тепловозов, паровозов и мотовозов (и их помощников), автодрезин, машинистов-конструкторов в возрасте 45-60 лет обязательно через каждые два года, а после 50 лет - ежегодно.

Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должен проходить предварительный и периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями Минздрава СССР.

1.11. Лица моложе 18 лет не допускаются к занятию должностей, непосредственно связанных с движением поездов: машинистов локомотивов и их помощников, машинистов кранов на железнодорожном ходу и их помощников, диспетчеров, дежурных по станциям и постам, работников составительских бригад, стрелочников, дорожных мастеров, бригадиров и монтеров путей, дежурных по переездам, электромехаников и электромонтеров по обслуживанию устройств СЦБ, осмотрщиков вагонов, мастеров и рабочих на безотцепочном ремонте вагонов, машинистов путевых машин и механизмов.

1.12. К обслуживанию электроустановок в подразделениях железнодорожного транспорта допускается только специально обученный персонал, имеющий соответствующую квалификационную группу по технике электробезопасности.

Перечень профессий приведен в прил. 3.

1.13. Места пересечения железнодорожных путей людьми и транспортом должны быть оборудованы переходами и переездами.

Пешеходные дорожки должны быть устроены в наиболее удобных местах и обеспечивать безопасный проход. Переходы через пути должны быть оборудованы настилами на уровне головки рельса. В местах прохода должны быть установлены специальные указатели "Проход вдоль путей" и "Проход через пути".

Переезды н переходы через пути в гололедицу должны посыпаться песком или мелким шлаком.

Минимальная ширина прохода должна быть: для прохода людей не менее 1,5 м; для прохода людей с грузом - не менее 2 м.

Администрация предприятия должна довести до сведения всех работников безопасные маршруты следования к месту работа по территории предприятия.

Служебные маршруты работников железнодорожного транспорта к рабочим местам должны быть отражены в техническо-распорядительном акте станции, а схемы маршрутов вывешены в служебном помещении.

Ширина переездов при пересечении в одном уровне железной дорогой автогужевых дорог должна приниматься по ширине проезжей части автогужевой дороги, но не менее 4,5 м, а при необходимости пропуска сельскохозяйственных машин - не менее 7 м.

Переезды должны иметь типовой настил и подъезды, огражденные столбиками или перилами.

На подходах к переездам должны быть предупредительные знаки: со стороны подхода проездов - сигнальный знак "С" о подаче свистка, а со стороны автомобильной дороги - знак "Берегись поезда".

Охраняемые переезды должны быть оборудованы шлагбаумами и иметь прямую телефонную связь с ближайшей станцией или постом.

1.14. Железнодорожные пути и междупутья должны очищаться от мусора, разбросанных деталей и материалов, а в зимнее время - от снега и постоянно содержаться в пределах установленного габарита. Водопоглощающие колодцы и водосточные желоба должны иметь перекрытия, обеспечивающие безопасный проход.

1.15. Освещение объектов железнодорожного транспорта должно соответствовать действующим нормам искусственного освещения (прил. 4).

1.16. Помещения стрелочных постов и других служебных зданий, расположенных на расстоянии менее 3 м от оси пути, должны иметь двери с выходом, направленным только вдоль пути. Около двери со стороны пути должны быть ограждающие барьеры.

Ограждающие барьеры должны устанавливаться также в местах выхода на железнодорожные пути из-за зданий или сооружений, препятствующих нормальной видимости приближающегося подвижного состава.

1.17. Каждый работник железнодорожного транспорта обязан подавать сигнал остановки поезду или маневровому составу во всех случаях, угрожающих жизни людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности, угрожающей безопасности движения, немедленно принимать меры к ограждению опасного места и устранению неисправности.

1.18. Запрещается допускать к работе лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

Работники, оказавшиеся при исполнении служебных обязанностей в нетрезвом виде, немедленно отстраняются от работы и привлекаются к строгой ответственности.

1.19. Работники подразделений железнодорожного транспорта должны быть обеспечены нормальными санитарно-бытовыми помещениями (гардеробные, душеные, места для обогрева и приема пищи и т.д.) в соответствии с действующими нормативами (СН 276-74, СН 245-71, СНиП II-92-76).

1.20. Администрация подразделений железнодорожного транспорта обязана обеспечить рабочих и служащих спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями в соответствии с условиями и характером выполняемой работы и типовыми отраслевыми нормами. (Гл. 15 "Типовые отраслевые нормs бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений рабочим и служащим железнодорожного транспорта предприятий (Железнодорожный внутризаводской транспорт)".

Выдача, хранение и использование спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений должны производиться в соответствии с "Инструкцией о порядке выдачи, хранения и пользования спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями", утвержденной Госкомтрудом 11.06.60 г. и ВЦСПС 22.04.60 г. и действующими отраслевыми нормами.

1.21. Все несчастные случаи, происшедшие при эксплуатации внутренних железнодорожных путей, расследуются и учитываются в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением президиума ВЦСПС от 20.05.66 г. с изменениями от 20.01.69 г. и от 24.02.75 г.

1.22. Ответственность за выполнение настоящих Инструктивных указаний возлагается на руководителей подразделений железнодорожного транспорта.

 

2. ТЕхника БЕЗОПАСНОСТИ В ПУТЕВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

2.1. Железнодорожные пути и сооружения

2.1.1. Сооружения и устройства внутренних железнодорожных путей должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений, установленных ГОСТ 9238-73.

2.1.2. Все элементы железнодорожного пути по прочности, устойчивости и состоянию должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам (СНиП II-46-75) и обеспечивать безопасное и плавное движение поездов.

2.1.3. Для обеспечения бесперебойного и безопасного движения поездов и маневровой работы путь, сооружения, земляное полотно и путевые устройства на перегонах и станциях должны систематически и тщательно осматриваться и проверяться.

2.1.4. Осмотр сооружений и устройств путевого хозяйства возлагается на работников, непосредственно их обслуживающих, и на начальников станций, депо, службы пути подразделений железнодорожного транспорта, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства.

2.1.5. Проверки состояния пути должны проводиться в следующие сроки:

бригадир пути - 1 раз в неделю, в дни, установленные руководителем подразделения железнодорожного транспорта;

дорожный мастер совместно с бригадиром пути - 2 раза в месяц, в дни, установленные руководителем подразделения железнодорожного транспорта;

дорожный мастер вместе с начальником станции, а при наличии на стрелках устройств СЦБ и с электромехаником проверяют стрелочные переводы и станционные пути 1 раз в месяц;

дежурные по переездам осуществляют осмотры пути и уход за ними на подходах к переездам (на протяжении 50 м в каждую сторону от переезда) постоянно в течение дежурства.

Кроме периодических осмотров и проверок пути должны проводиться дополнительные осмотры и проверки в случаях особо неблагоприятных метеорологических и эксплуатационных условий (ливни, снежные заносы, интенсивность движения, общее состояние пути).

2.1.6. Все выявленные неисправности пути, стрелочных переводов, земляного полотна, искусственных сооружений и недостатки в их содержании, а также необходимые меры по устранению и предупреждению неисправностей заносятся в Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети установленной формы (прил. 5).

Контроль за устранением неисправностей и повреждений, записанных в Журнал осмотра, возлагается на дежурного по станции (начальника смены ТТЦ электростанции).

Ответственность за ведение журнала возлагается на дорожного мастера (начальника ТТЦ).

 

2.2. Путевые работы и порядок ограждения места работы

2.2.1. Путевые работы (разрешение на их производство, допуск к производству, подготовка рабочего места) должны согласовываться и оформляться порядком, установленным местными инструкциями предприятия (организации).

В инструкциях по технике безопасности на производство путевых работ должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие безопасность производства этих работ на территории цехов, эстакад, укрупнительно-сборочных площадок. Особое внимание должно быть обращено на безопасную организацию работы путевых рабочих в местах работ машин и механизмов над путями.

2.2.2. Все путевые работы, выполняемые группой рабочих в составе более 2 чел., должны производиться под руководством и постоянным наблюдением руководителя работ (бригадир пути, монтер пути не ниже 2-го разряда), который несет ответственность за безопасное производство работ. В тех случаях, когда группа рабочих состоит из 2 чел., старшим группы должен быть назначен наиболее опытный рабочий.

2.2.3. Производить плановые путевые работы в темное время суток запрещается. В отдельных случаях, при необходимости производства работ в темное время суток, место работы должно быть освещено.

Работники, осматривающие пути и сооружения в ночное время и днем при плохой видимости, должны иметь при себе зажженные двухсторонние фонари с белым огнем.

2.2.4. При следовании путевых рабочих на работу и с работы необходимо соблюдать требования безопасности при нахождении на путях, изложенные в п. 3.1.1. настоящих Инструктивных указаний.

2.2.5. При перерывах в работе рабочие должны быть удалены с путей на обочину на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса. Одновременно убирается с путей и инструмент.

Отдых на путях при перерывах в работе запрещается.

2.2.6. При производстве путевых работ на действующих путях рабочие должны быть обеспечены жилетами желтого цвета, а сигналисты, кроме того, должны иметь головной убор с верхом желтого цвета.

2.2.7. Погрузка и выгрузка рельсов, стрелочных переводов, шпал, брусьев и балласта при выполнении путевых работ должны выполняться с соблюдением требований безопасности, изложенных в разд. 7 настоящих Инструктивных указаний.

2.2.8. Рихтовка пути, как правило, должна производиться с использованием путерихтовочных приборов и механизмов.

При разгонке рельсовых зазоров должны применяться специальные механические приборы. Разгонка зазоров ударами рельса внакладку запрещается.

2.2.9. Переноска шпал и брусьев, пропитанных масляными антисептиками, должна производиться только с помощью приспособлений, исключающих непосредственное соприкосновение рабочих с ними с соблюдением требований, изложенных в п. 7.22 настоящих Инструктивных указаний.

2.2.10. Передвижные электростанции при ремонте пути должны устанавливаться на обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2 м от крайнего рельса.

2.2.11. При работе с путевыми машинами и механизмами необходимо соблюдать требования техники безопасности, изложенные в инструкциях по их эксплуатации.

2.2.12. Место производства путевых работ, требующее остановки или уменьшения скорости подвижного состава, должно быть ограждено переносными сигналами с обеих сторон независимо от того, ожидается поезд (маневровый состав) или нет, в порядке, установленном действующими инструкциями по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР и инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР.

Переносные сигналы (днем - щиты установленного образца, ночью - фонари на шестах) должны иметь соответствующую окраску или свет (прил. 6).

Запрещается:

а) приступать к работам, требующим ограждения места работы сигналами, до их установки;

б) снимать сигналы, ограждающие места работ, до проверки состояния пути и наличия габарита, а также приведения пути в состояние, обеспечивающее безопасность движения поездов.

2.2.13. При производстве путевых работ, не требующих ограждения сигналами остановки, в условиях плохой видимости (крутые повороты, глубокие выемки, туман, метель, сильный снегопад, парение и т.п.) руководитель работ обязан выставить сигналистов со звуковыми сигналами для оповещения о приближении подвижного состава.

2.2.14. Всякое препятствие для движения по станционным путям и стрелочным переводам должно быть ограждено сигналами остановки.

На станционных путях, при необходимости оградить место производства работ сигналами остановки, все ведущие к этому месту стрелки устанавливаются в такое положение, чтобы на них не мог попасть подвижной состав; стрелки запираются на замок или зашиваются костылями. На месте производства работ на оси пути устанавливается красный сигнал (К) (рис. 1).

 

Рис. 1

 

Если какие-либо из этих стрелок направлены остряками в сторону места работ и не дают возможность изолировать путь, то такое место с обеих сторон ограждается переносными красными сигналами, устанавливаемыми на расстоянии 50 м от границ участка работ (рис. 2).

 

Рис. 2

 

В том случае, когда остряки стрелок расположены ближе 50 м от места производства работы, между остряками каждой такой стрелки устанавливается переносный красный сигнал (рис. 3).

 

Рис. 3

 

При ограждении переносными красными сигналами места производства работ на стрелочном переводе сигналы устанавливаются со стороны крестовины - против предельного столбика по оси каждого из сходящихся путей; с противоположной стороны - в 50 м от остряка стрелки (рис. 4).

 

Рис. 4

 

Если вблизи стрелочного перевода, на котором производятся работы, расположена другая стрелка, которую можно поставить в такое положение, что на стрелочный перевод, где выполняются работы, не может попасть подвижной состав, то эта стрелка в таком положении запирается или зашивается. В этом случае переносный красный сигнал со стороны такой изолирующей стрелки не ставится (рис. 5).

 

Рис.5

 

Когда стрелку в указанное положение поставить нельзя, то на расстоянии 50 м от места производства работ в направлении к этой стрелке, а при недостаточном расстоянии - против предельного столбика устанавливается переносный красный сигнал (рис. 6).

 

Рис. 6

 

Если место производства работ находится на входной стрелке, то со стороны перегона оно ограждается закрытым входным сигналом, а со стороны станции - переносными красными сигналами, устанавливаемыми по оси каждого из сходящихся путей против предельного столбика (рис. 7).

 

Рис. 7

 

Если работы выполняются между входной стрелкой и входным сигналом, то со стороны перегона место работ ограждается закрытым входным сигналом, а со стороны станции - переносным красным сигналом, устанавливаемым между остряками входной стрелки (рис. 8).

 

Рис. 8

 

2.3. Снегоборьба

2.3.1. Очистка путей от снега, как правило, должна быть механизирована.

2.3.2. Очистка путей от снега механизмами, а также вручную должна производиться под непосредственным руководством дорожного мастера, бригадира пути или другого специально выделенного ответственного лица.

2.3.3. Рабочие, привлекаемые на снегоочистку, перед началом работ должны быть проинструктированы о мерах обеспечения безопасности при нахождении на железнодорожных путях.

2.3.4. Для очистки путей от снега к руководителю прикрепляется группа рабочих: на однопутных участках и станционных путях не более 15 чел., а на стрелках не более 6 чел.

При производстве работ группой рабочих в 10 чел. и более, а также в условиях плохой видимости должны выставляться сигналисты для оповещения о приближении подвижного состава.

Расстановка рабочих должна производиться в пределах видимости и слышимости сигналов, подаваемых сигналистами.

2.3.5. Рабочая скорость снегоочистителей при работе на перегонах должна быть не более 30-40 км/ч, а на станционных, внутризаводских и внутриплощадочных путях - не свыше 15 км/ч.

2.3.6. На внутренних железнодорожных путях бригады должны своевременно производить развалку валов снега после прохода снегоочистителя, особенно на нулевых местах с пологим откосом в сторону пути.

2.3.7. Снег, очищенный со станционных путей и стрелок, до его вывозки должен быть уложен на междупутьях в валы с устройством проходов шириной не менее 1 м через каждые 9 м.

2.3.8. При расчистке пути от снега с устройством траншей вручную или при разделке снеговых откосов после расчистки пути снегоочистителем должны делаться ниши в откосах снега на расстоянии 20-25 м одна от другой с расположением их в шахматном порядке для размещения в них рабочих при пропуске поездов.

Размеры ниши должны определяться в каждом отдельном случае наличием рабочих, но должны быть не менее 0,75 м глубиной и 2 м шириной.

Ширина траншеи на однопутных участках должна быть не менее 5 м.

2.3.9. При пропуске работающих снегоочистителей отвальных плугов рабочие должны удаляться с пути на расстояние не менее 5 м от наружной грани головки рельса противоположной стороны отвала.

2.3.10. В случаях, когда для очистки стрелок от снега выделяются путевые рабочие без бригадира пути, руководит работой и несет ответственность за обеспечение правил техники безопасности ответственный работник станции (цеха).

2.3.11. На станциях, оборудованных громкоговорящими устройствами, работники станции должны оповещать работающих на путях о предстоящем приеме, отправлении поездов и маневровых передвижениях.

 

3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ нахождении НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ

ПУТЯХ, ДВИЖенИИ ПОЕЗДОВ И МАНеВРОВОЙ РАБОТЕ

 

3.1. Меры предосторожности при нахождении на железнодорожных путях

3.1.1. При нахождении на путях работники железнодорожного транспорта обязаны соблюдать следующие требования:

проходить вдоль путей только по обочине или по середине междупутья, при этом следить за маневрирующими составами и локомотивами, отцепами вагонов;

обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования (предельные столбики, желоба гибких тяг, водоотводные лотки и колодцы, устройства СЦБ и связи и др.), чтобы не споткнуться;

убедиться при выходе на путь из-за подвижного состава, здания и других сооружений в отсутствии движущегося подвижного состава по этому пути;

переходить путь под прямым углом, предварительно убедившись, что слева и справа нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава, локомотива;

не становиться на рельс, между остряком и рамным рельсом или в желоба на стрелочном переводе;

при проходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, пользоваться только тормозными площадками вагонов;

прежде чем сойти с тормозной площадки вагона на междупутье убедиться в отсутствии движущихся по смежному пути на опасном расстоянии локомотивов, вагонов, дрезин, а также посторонних предметов на междупутье;

дежурным по станции, стрелочникам, составительским бригадам во время работы при обходе группы вагонов, стоящих на путях, разрешается переходить путь на расстоянии от них не менее чем 3 м, а проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между ними не менее 5 м. Всем остальным работникам железнодорожного транспорта при обходе вагонов - на расстоянии 5 м, а проходить между расцепленными вагонами - при расстоянии на менее 10 м;

следовать к месту работы и с работы по путям только по специально установленным маршрутам служебного прохода;

садиться на тормозную площадку и специальную подножку и сходить с них только при остановке подвижного состава;

составителям поездов и их помощникам, как исключение, разрешается садиться на тормозную площадку, специальные подножки и сходить с них при движении подвижного состава со скоростью не выше 3 км/ч;

при движении поездов, маневровых составов, локомотивов, отцепов вагонов заблаговременно отходить в безопасное место (на обочину или междупутье) на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса.

 

3.2. Движение поездов и маневровая работа

3.2.1. Движение поездов по внутренним железнодорожным путям и маневровая работа должны производиться в соответствии с местными инструкциями, утвержденными руководством предприятия и согласованными с железной дорогой станции примыкания.

Указанные инструкции должны быть составлены на основе Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР с учетом местных условий работ и требований настоящих Указаний.

3.2.2. На каждом предприятии железнодорожного транспорта должны быть определены и утверждены главным инженером предприятия скорости движения поездов и маневровых передвижений в зависимости от местных условий, но на выше допускаемых настоящими Инструктивными указаниями.

Движение подвижного состава со скоростью выше установленной запрещается.

3.2.3. Скорость при маневрах должна быть не более:

40 км/ч - при движении локомотива с вагонами, прицепленными сзади, по свободному пути;

25 км/ч - при движении вагонами вперед по свободному пути;

15 км/ч - при движении вагонами, занятыми людьми, а также с негабаритными грузами 3-й и 4-й степени;

3 км/ч - при подходе локомотива (с вагонами или без них) к вагонам и поставка вагонов под погрузку и выгрузку.

При движении по вагонным весам скорость определяется инструкциями по обслуживанию весов.

При неблагоприятных метеорологических условиях (сильный ветер, туман, метель), а также на неосвещенных путях - маневровая работа должна производиться с особой бдительностью со скоростью, обеспечивающей возможность немедленной остановки.

3.2.4. Передвижение вагонов, перегоняемых в ремонт, с неисправностями, угрожающими безопасности движения, должно производиться под наблюдением работника вагонной службы, составителя или начальника смены со скоростью не более 3 км/ч.

3.2.5. Запрещается устранение неисправностей и заливка масла в буксы движущегося вагона и при производстве маневровых работ.

3.2.6. Начальники смен, диспетчеры, дежурные по станции, приемосдатчики грузов должны требовать от работников, производящих работы на внутренних железнодорожных путях, по окончании работы немедленной уборки с путей оставшихся материалов и деталей, а также следить за соблюдением железнодорожного габарита при выгрузке.

3.2.7. Запрещается нарушение габарита приближения строений. Все негабаритные места должны быть отражены в технико-распорядительном акте и обозначены предупредительными надписями, а в необходимых случаях освещены.

3.2.8. Маневры на внутренних железнодорожных путях должны производиться по распоряжению только одного лица - начальника смены (дежурного по станции или дежурного диспетчера).

3.2.9. Движением маневрового локомотива может руководить только руководитель маневров (составитель).

Состав локомотивных и составительских бригад устанавливается руководством предприятия.

3.2.10. Обслуживание маневровых локомотивов сокращенными локомотивно-составительскими бригадами (без помощника машиниста и помощника составителя) может производиться в зависимости от местных условий по согласованию с техническим инспектором труда профсоюза.

Перевод локомотивов на обслуживание одним машинистом и одним составителем может быть разрешен только для маневровых тепловозов и электровозов при производстве несложных маневровых работ (подача вагонов из парка в парк, подача или уборка вагонов под погрузку и выгрузку и т.п.).

3.2.11. Для производства маневровой работы тепловозами и электровозами в одно лицо на маневровом локомотиве необходимо иметь:

а) исправно действующую радиосвязь между локомотивом и дежурным по станции;

б) прибор безопасности;

в) оборудование тепловозов двухсторонним управлением.

3.2.12. При обслуживании локомотива, оборудованного одним пультом управления, составительская бригада должна состоять из двух лиц: составителя и помощника составителя. На станциях, где имеется радиостанция типа "Тюльпан" или другие виды связи между составителем и машинистом, маневровая работа может производиться одним машинистом и одним составителем независимо от оборудования локомотива двухсторонним управлением.

3.2.13. При производстве маневров в одно лицо должны соблюдаться следующие основные требования безопасности:

привлекаемые на маневры работники (сигналисты, стрелочники) должны находиться в таком месте, откуда обеспечивается хорошая видимость как составителя поездов, так и локомотивной бригады;

в случаях выполнения работы, связанной с заходом в середину рельсовой колеи, составитель поездов обязан подать сигнал остановки, лично предупредить машиниста локомотива о характере предстоящей работы в межвагонном пространстве и только после остановки состава приступить к такой работе.

По окончании работы в межвагонном пространстве машинисту запрещается приводить локомотив в движение до получения от составителя сигнала на разрешение движения.

3.2.14. Выполнение маневровой работы маневровыми локомотивами в одно лицо должно осуществляться в соответствия с местной инструкцией, применительно к местным условиям работы.

3.2.15. При производстве маневров разрешается приводить в движение локомотив только по получении сигналов от составителя.

Если машинисту непонятен или не виден подаваемый сигнал, он должен прекратить передвижение локомотива и выяснить обстановку работы.

3.2.16. Маневровые передвижения в пунктах выгрузки, погрузки на складах, депо, цехах, путях ремонта подвижного состава разрешается производить только после удаления людей на безопасное расстояние, прекращения работы механизмов над путями, на которых будут производиться маневры и проверки составителем поезда наличия установленных габаритов.

3.2.17. Производить маневры с вагонами, погрузка и выгрузка которых не закончена, допускается только по согласованию с работниками, распоряжающимися погрузочно-разгрузочными операциями.

3.2.18. Передвижение вагонов по путям при производстве погрузочно-разгрузочных работ должно выполняться в соответствии с требованиями п. 7.12 настоящих Инструктивных указаний.

3.2.19. Перед заездом маневрового состава или одиночного локомотива в здание цеха составитель должен получить разрешение на заезд от ответственного лица цеха, проверить надежность закрепления ворот в открытом положении, наличие свободного пути и габариты проезда. Работа механизмов над путями, по которым будут подаваться в цех состав или локомотив, должна быть прекращена, а люди удалены на безопасное расстояние.

3.2.20. Все маневровые передвижения с вагонами и локомотивами на путях депо должны производиться под наблюдением и по указанию ответственного работника депо, по должности не ниже мастера или приравненного к нему по должности ИТР.

3.2.21. При подаче вагонов в здание цеха, склада, депо, на пути погрузки-выгрузки, ремонта подвижного состава и т.п. составитель должен идти впереди вагонов по междупутью или обочине полотна, предупреждая людей о движении состава, при этом скорость движения не должна превышать 3-5 км/ч.

3.2.22. Перед выездом из цеха составитель обязан предупредить людей, находящихся вблизи вагонов, и убедиться в отсутствии препятствий для движения. Скорость выезда из здания цеха не должна превышать 3-5 км/ч.

3.2.23. Следование по путям маневровых составов без сопровождения составителя не допускается.

3.2.24. Во время производства маневров проезд составителя или его помощника разрешается только на тормозных площадках или на подножках вагонов, подножках, совмещенных с лестницами на цистернах, и подножках или площадках локомотивов, при этом необходимо держаться за поручни.

При движении маневрового состава на расстояние более 3 км, когда в составе отсутствуют вагоны с тормозной площадкой, составительской бригаде разрешается находиться на локомотиве.

3.2.25. Составителям запрещается во время движения маневрового состава ехать на буфере, на головке автосцепки, гильзах контрштоков паровозов и сидеть на бортах платформ.

3.2.26. Расцепку вагонов, оборудованных автоматическими тормозами и пролетными трубками, разрешается производить только после перекрытия концевых кранов смежных вагонов, разъединения воздушных рукавов и закрепления их на подвесках.

Перекрытие концевых кранов воздушной магистрали, разъединение и соединение рукавов должно производиться в рукавицах и только при полной остановке вагонов (составе).

3.2.27. При производстве маневров в местах работы путевых бригад с пересечением переездов, на путях складов, на территории заводов, строительно-монтажных и сборочных площадок, в депо и мастерских составительские и маневровые бригады должны своевременно подавать звуковые сигналы при приближении к находящимся около пути или платформы людей, а также предупреждать работающих на погрузке-разгрузке, ремонте пути и т.п.

В этих случаях при движении маневрового состава вагонами вперед составитель должен находиться на первой по движению тормозной площадке или подножке для подачи предупредительных сигналов, а при отсутствии тормозных площадок и подножек составитель должен идти по обочине или по середине междупутья впереди передвигаемых вагонов.

3.2.28. Запрещается во время движения маневрового состава входить в пространство между вагонами, а также производить расцепление вагонов в пределах стрелочного перевода, настила переезда и в местах погрузки и выгрузки навалочных грузов.

3.2.29. Порядок заезда и выезда маневровых локомотивов в районы и из районов, не обслуживаемых стрелочниками, должен быть установлен в техническо-распорядительном акте станции.

В районах, не обслуживаемых стрелочниками, перевод стрелок разрешается производить составителю поездов и, как исключение, членам локомотивной бригады и приемосдатчику грузов.

3.2.30. При постановке вагонов на пути, имеющие уклон более 0,0025, они должны закрепляться до отцепки их от локомотива ручными тормозами или тормозными башмаками.

3.2.31. Вагоны с разрядными грузами и цистерны со сжиженными газами необходимо устанавливать на особых путях. Такие вагоны должны быть сцеплены, надежно закреплены и ограждены переносными сигналами остановки.

Стрелки, ведущие на путь стоянки таких вагонов, устанавливаются в положение, исключающее возможность заезда на этот путь.

3.2.32. Тормозные башмаки должны быть окрашены в установленный цвет, иметь клеймо места приписки и храниться на стеллажах в местах, предусмотренных технико-распорядительным актом станции.

3.2.33. Запрещается использовать тормозные башмаки, у которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:

лопнувшая головка;

отсутствие опорной пластинки;

покоробленная и изогнутая подошва;

лопнувший, надломленный, расплющенный и изогнутый носок подошвы;

ослабленное крепление головки с подошвой;

изгиб, излом или отсутствие рукоятки.

3.2.34. Запрещается применять кирпич, камни, доски или какие-либо другие предметы для подклинивания вагонов вместо тормозных башмаков.

3.2.35. Очистка стрелок, как правило, должна быть механизирована. Очистку стрелок сжатым воздухом должны производить 2 чел. в защитных очках и рукавицах.

3.2.36. При очистке централизованных стрелок вручную между отведенным стрелочным остряком и рамным рельсом должен быть заложен специальный деревянный вкладыш.

3.2.37. Очистка проезжай части переезда должна производиться при закрытом положении шлагбаумов. Выполнять эту работу в темное время суток запрещается.

3.2.38. На станциях с электрифицированными путями запрещается:

приближаться к находящейся под напряжением контактной сети на расстоянии ближе 2 м;

прикасаться к электрическому оборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;

находиться или производить какие-либо работы на крышах вагонов.

3.2.39. При обнаружении обрыва проводов контактной сети или линии электропередачи, пересекающей железнодорожные пути, а также свисания с проводов посторонних предметов работник должен об этом немедленно сообщить дежурному по станции или диспетчеру.

До прибытия аварийной бригады опасное место должно быть ограждено и приняты меры, исключающие приближение людей на расстояние ближе 10 м к месту обрыва провода.

Если оборванный провод или другие элементы контактной сети выходят за габарит приближения строения или подвижного состава, то это место, как место препятствия, ограждается сигналами остановки в соответствии с требованиями Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР.

 

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ЛОКОМОТИВНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

4.1. Общие положения

4.1.1. Будки паровозов, кабины электровозов и тепловозов должны быть утеплены и иметь паспортные освещение и вентиляцию.

Наружные двери должны иметь надежные запоры.

4.1.2. Для освещения мест работы при осмотре и ремонте локомотива в пути следования в ночное время должно применяться переносное электроосвещение напряжением не выше 36 В. Пользоваться факелом или керосиновым освещением запрещается.

4.1.3. Машинист локомотива имеет право производить опробование тормозов и приводить локомотив в движение только убедившись, что локомотивно-составительская бригада находится на своих местах, а другие лица, находящиеся поблизости от локомотива или на его пути, отошли на безопасное расстояние.

4.1.4. Запрещается отключать любое блокировочное или защитное устройство на электровозах и тепловозах, предназначенное для обеспечения безопасности обслуживающего персонала, а также прикасаться к проводам, частям машин, приборов и аппаратов, находящихся под напряжением, независимо от величины этого напряжения.

4.1.5. Будку паровоза, коридоры, проходы и кабины машиниста электровоза и тепловоза во время движения занимать посторонними предметами запрещается. Проходные и наружные двери электровоза и тепловоза не должны быть заперты.

В высоковольтных камерах электровозов и тепловозов в местах установки аккумуляторных батарей и в отделении вспомогательных машин электровоза запрещается хранить инструмент и другие посторонние предметы.

4.1.6. При проверке на локомотивах действия и исправности приборов, находящихся под давлением, открытие и закрытие вентилей и кранов должно производиться плавно. Запрещается открывать и закрывать вентили и краны ударами молотка или других предметов.

Для устранения неплотности и пропускания пара, воды или воздуха в соединениях приборов, находящихся под давлением, эти приборы необходимо отключить от источников питания и снизить давление до нуля. Работу производить в рукавицах и очках.

4.1.7. При обслуживании тепловоза в одно лицо запрещается машинисту входить в дизельное помещение при работающем дизеле.

4.1.8. Управление локомотивом при маневрах машинист может доверить помощнику машиниста только под своим наблюдением и под личную свою ответственность.

4.1.9. Локомотивной бригаде запрещается при движении локомотива входить и сходить с него на ходу, а также проезжать стоя или сидя на подножках и других наружных частях локомотивов и тендеров паровоза.

4.1.10. При порче в пути на локомотивах приборов, находящихся под давлением, необходимо отключить неисправный прибор от источников питания и принять срочные меры к ликвидации неисправности.

4.1.11. При наборе песка и разравнивании его в резервуаре песочницы не допускается подгребание песка руками к клапанам ручного привода и приведение в действие песочницы во время набора. Набор песка должен производиться в защитных очках.

 

4.2. Паровозы

4.2.1. Паровозы не должны выпускаться из депо с неисправными освещением, автоматическим тормозом, свистком, с парением сальников, цилиндровых и золотниковых крышек и продувательных кранов цилиндров, с неисправными искроуловительными и искрогасительными приборами.

4.2.2. Осмотр, обмывка, смазывание движущихся частей паровоза, отвертывание и завертывание пробок масленок, а также осмотр и смазывание сцепления между паровозом и тендером должны производиться только на стоянке. Производство этих операций на ходу паровоза запрещается.

4.2.3. Запрещается смазывать паровоздушные и водопитательные насосы во время их действия.

4.2.4. Запрещается членам паровозной бригада при выезде паровоза из депо находиться на котле, стоять на баке тендера, на топливе в бункере тендера, а также на подножках и лестницах паровоза и тендера.

4.2.5. Запрещается во время движения паровозов:

стоять на тендере, возвышаясь за пределы габарита при приближении к мостам, эстакадам, линиям связи и электропередачи и особенно при следовании по электрифицированному участку;

находиться на боковых и передней площадках котла паровозов;

выглядывать из окон и дверей будки без защитных очков.

4.2.6. Во время следования по стрелкам, а также при движении паровоза мимо людей запрещается открывать цилиндровые продувательные краны.

4.2.7. Во избежание самопроизвольного трогания паровоза с места регулятор должен быть закрыт, реверс поставлен на центр, ручной тормоз тендера заторможен, цилиндровые продувательные краны открыты.

4.2.8. Запрещается повышать давление пара в котле, воздуха в главном резервуаре и тормозной магистрали выше установленных показателей и допускать снижение уровня воды в котле ниже установленного предела.

4.2.9. При работе на паровозе запрещается обогреваться у открытого шуровочного отверстия или у шахт вентиляторов на паровозах с конденсацией пара.

4.2.10. Паровоз, работающий на электрифицированном участке, должен иметь трафарет с надписью "Остерегайся контактного провода". Трафареты должны быть установлены на песочнице со стороны лестницы и на обеих сторонах стены контрбудки, при выходе из будки машиниста и со стороны тендера.

4.2.11. Поливка угля на паровозах, работающих на электрифицированных участках, должна производиться только в лотке. Запрещается производить поливку угля по верху тендера, а также направлять струю из углеполивочного шланга кверху.

4.2.12. Жидкие антинакипины должны храниться в специальных бидонах, окрашенных в ярко красный цвет, с четкой надписью "Антинакипин" емкостью не более 15 л. Твердые антинакипины в виде брикетов должны храниться в специальной таре с такой же надписью "Антинакипин". Переносить жидкий антинакипин в открытой посуде запрещается.

4.2.13. При применении антинакипина паровозная бригада обязана строго соблюдать меры предосторожности:

не допускать попадания антинакипина на обувь, одежду или на незащищенные части тела;

при заливке антинакипина в водяной бак тендера паровозные бригады должны пользоваться рукавицами и защитными очками.

4.2.14. При наборе топлива запрещается стоять на тендере, на подножках будки машиниста, около дверок, ведущих из будки машиниста на тендер, под грейфером или бадьей подъемного крана, а также под затвором бункера эстакады.

4.2.15. При наборе воды не допускается наводить хобот гидроколонки на люк тендера до полной остановки паровоза.

В случае необходимости передвижения паровоза наведенный на люк хобот гидроколонки должен быть отведен.

4.2.16. Чистку топки, зольника и дымовой коробки следует производить в очках и рукавицах.

4.2.17. Постановка паровозов на шлаковых и смотровых канавах на путях депо допускается не ближе 2 м один от другого.

 

4.3. Тепловозы и электровозы

4.3.1. На тепловозах и электровозах кожуха электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин, к которым возможно прикосновение обслуживающего персонала, должны быть надежно заземлены.

4.3.2. На каждом локомотиве должны быть следующие защитные средства:

две пары диэлектрических перчаток;

не менее двух диэлектрических ковриков размером не менее 0,5´0,6 м;

не менее одной отключающей изолирующей штанги на электровозах, не имеющих механического привода разъединителей;

две изолирующие заземляющие штанги на электровозах;

два противогаза марки Б и М на тепловозах, оборудованных противопожарной установкой газового тушения;

два противогаза марки Г на электровозах переменного тока с ртутными выпрямителями;

три пары шумоизолирующих наушников (для тепловозов).

Кроме того, на тепловозах и электровозах должен быть комплект противопожарного оборудования (прил. 7) и сигнальных принадлежностей.

4.3.3. На локомотивах должны быть нанесены следующие предупредительные знаки и надписи:

а) на дверях и съемных щитах высоковольтных камер, на ящиках электрических аппаратов, у коллекторных люков вспомогательных машин, расположенных вне высоковольтной камеры, на задних стенках щитков измерительных приборов и др. - "При поднятом токоприемнике не открывать";

б) около складных лестниц и люков выхода на крышу электровозов "При поднятом токоприемнике на крышу не подниматься";

в) на дизельных локомотивах у раскладных лестниц и люков, ведущих на крышу, а также боковых стенках кузова - "Остерегайся контактного провода";

г) на дизельных локомотивах, на баках для топлива - "Обтирка локомотива дизельным топливом запрещается";

д) на дверях дизельных локомотивов, ведущих в высоковольтную камеру, на съемных щитах высоковольтной аппаратуры - "Под напряжением".

4.3.4. Па каждом тепловозе в кабине машиниста должны быть вывешены силовые и вспомогательные электрические схемы.

4.3.5. Запрещается на тепловозе проводить какие-либо работы в высоковольтной камере при работающем генераторе, а также заходить в шахту холодильника при включенном вентиляторе.

4.3.6. Ввод тепловозов в депо и их вывод необходимо осуществлять при неработающем дизеле.

 

5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОННОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

5.1. Запорные механизмы люков полувагонов и бортовые запоры платформ должны обеспечивать надежное закрытие люков полувагонов и удержание бортов платформ в закрытом положении.

5.2. С каждой стороны думпкара должны быть установлены краны управления погрузкой, производящие разгрузку в сторону, противоположную месту расположения крана.

Механизм запоров кузова думпкара должен обеспечивать надежное запирание кузова в транспортном положении.

5.3. Пневматическая система управления разгрузкой думпкара должна удовлетворять требованиям действующих "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением". Ревизия пневматической системы должна производиться в сроки, указанные в паспорте думпкара.

Краны управления механизмов думпкара должны иметь фиксаторы.

5.4. Запрещается эксплуатация думпкаров с неисправным механизмом опрокидывания, односторонняя загрузка думпкаров и засорение пазов подушек и кулачковых гнезд. Сбрасывание замкодержателя кузова думпкара разрешается только при полной остановке думпкара.

5.5. Стеллажи и ящики для деталей ремонта вагонов должны располагаться вдоль путей на междупутье таким образом, чтобы между вагонами, с одной стороны, и стеллажами и ящиками с другой стороны, оставался проход не менее 1 м.

5.6. Места осмотра и ремонта вагонов на путях должны быть ограждены сигналами в соответствии с действующей Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР.

5.7. Стрелочные переводы, ведущие на пути, специально выделенные для текущего отцепочного ремонта вагонов, должны запираться на замок.

5.8. Передвижение неисправных вагонов по ремонтным путям должно производиться со скоростью не более 3 км/ч; предварительно следует проверить, могут ли вагоны двигаться по путям без угрозы схода с рельсов.

5.9. Отцеплять и сцеплять вагоны, имеющие неисправности ходовой части, а также ударных, упряжных приборов и тормозных площадок или буферных брусьев до полной остановки вагона запрещается.

 

6. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ХОЗЯЙСТВЕ СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ

 

6.1. Устройства сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи должны обеспечивать безопасность движения поездов и соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР.

6.2. Приступать к работам по осмотру и ремонту устройств СЦБ и связи разрешается только после записи в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и связи и получения согласия на производство работ от дежурного по станции.

При работе на централизованных стрелочных переводах, светофорах и семафорах на сигнальные рукоятки должны быть навешены таблички: "Не включать, работают люди".

Приступать к работам в местах, требующих ограждения сигналами, до их установки запрещается.

6.3. Работы на опорах, независимо от высоты подъема, должны производиться с надежно закрепленными когтями и застегнутым карабином предохранительного пояса. Нахождение людей в непосредственной близости от опор, на которых производятся работы, запрещается.

6.4. Работа в кабельных канализационных устройствах должна производиться не менее чем двумя работниками.

6.5. Работы на семафоре, включенном в управление, можно производить только после принятия мер, исключающих изменение положения семафора. При приближении подвижного состава работы на семафорах и светофорах должны быть прекращены.

6.6. Для безопасности производства работ по чистке, смазке и осмотру автоматических шлагбаумов должны быть предусмотрены предохранительные крюки,

6.7. При работах на стрелочных переводах централизованных стрелок должны применяться вкладыши, устанавливаемые между отведенным пером и рамным рельсом. Возможность перевода стрелочных остряков с поста централизации без предупреждения об этом работающих на стрелках должна быть исключена.

6.8. Находиться вблизи воздушных линий электропередачи или производить работы на воздушных линиях, вводных щитах и кабальных ящиках при приближении грозы и во время грозы запрещается.

6.9. Профилактический осмотр, чистку и ремонт радиоаппаратуры разрешается производить только после полного снятия напряжения.

6.10. Работы по осмотру и ремонту установленных на локомотивах радиостанций должны производиться с ведома машиниста и только во время остановки локомотива.

 

7. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ НА ПУТЯХ

 

7.1. Погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожных путях должны выполняться в соответствии с технологическими картами (ППР), требованиями ГОСТ 12.3.009-76 под руководством ответственного лица, назначаемого администрацией организации (предприятия).

7.2. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.

Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м.

7.3. Погрузка строительных машин и механизмов, оборудования, строительных конструкций и других грузов на подвижной состав должна производиться с соблюдением правил и технических условий погрузки и крепления грузов МПС СССР.

Грузы должны быть установлены (уложены) и закреплены так, чтобы во время транспортирования не происходило их смещение и падение.

7.4. Погруженный на открытый подвижной состав груз (с учетом упаковки и крепления) должен размещаться в пределах габарита погрузки, установленного МПС СССР (прил. 8).

7.5. Выгруженные или подготовленные к погрузке около железнодорожных путей грузы должны быть уложены и закреплены так, чтобы габарит приближения строений согласно ГОСТ 9238-73 не нарушался.

Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте штабеля 1200 мм должны находиться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса на расстоянии не менее 2 м, а при большей высоте не менее 2,5 м.

7.6. Одновременная разгрузка рядом стоящих платформ не допускается. Платформы надлежит расставлять по фронту разгрузки таким образом, чтобы расстояние между ними было не менее 5 м. Если такая расстановка невозможна, то разгружать их следует через одну платформу.

7.7. Со стороны железнодорожного пути погрузочно-разгрузочные площадки или платформы (рампы) должны иметь высоту 1,1 м над головкой рельса.

7.8. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ нахождение на месте работ лиц, не участвующих в выполнении работ, запрещается.

7.9. Для перехода грузчиков из железнодорожных вагонов на погрузочную площадку (платформу), в склад и обратно следует применять деревянные перекидные мостики, изготовленные из досок толщиной не менее 60 мм или рифленого железа толщиной не менее 6 мм и шириной не менее 1 м.

При наличии значительной разницы между уровнем пола вагона и рампы следует применять переходные мостики из двух панелей. Ширина мостика в этом случае должны быть равной 1700 мм.

7.10. При выполнении работ с земли следует применять сходни, сбитые из досок толщиной не менее 60 мм с набитыми планками с интервалами не более 0,5 м.

Ширина сходней при переходе в одну сторону должна быть не менее 1 м, а при одновременном переходе в обе стороны - не менее 1,5 м. Сходни укладываются с уклоном не более чем 1:3.

При длине сходней более 3 м под них должны подставляться опоры.

При подъеме грузов на высоту более 2 м сходни необходимо ограждать перилами с бортовыми досками.

7.11. Слеги и покаты для погрузки и выгрузки должны быть сделаны из твердых пород дерева диаметром не менее 150 мм в тонком конце, длиной от 4 до 6 м.

7.12. Передвижение вагонов вдоль фронта погрузки-выгрузки, как правило, должно выполняться маневровыми локомотивами или тяговыми лебедками, а в исключительных случаях - вручную с помощью аншпуга (шарнирно-рычажный лом).

При отсутствии аншпуга в виде исключения разрешается под руководством опытного работника передвижение вагонов вручную толканием из расчета не менее 2 чел. на каждую груженую ось или 3 чел. на две порожние оси. При этом скорость движения вагонов не должна превышать 2 км/ч.

Запрещается:

производить передвижение вагонов вручную на путях с уклоном более 0,0025;

выкатывать вагоны за предельные столбики;

подталкивать вагоны другими вагонами;

перекатывать вагоны с разрядными и опасными грузами.

7.13. Запрещается передвижение вагонов с помощью машин нерельсового транспорта (автомобиля, бульдозера и т.п.).

7.14. Открывание и закрывание дверей вагонов, бортов платформ и люков полувагонов следует производить с помощью специальных приспособлений.

7.15. При открывании и закрывании дверей вагонов следует все время находиться за их полотнищем. Запрещается при открывании и закрывании дверей загонов упираться руками в дверную стойку или дверной брус.

7.16. При открывании борта платформы рабочим следует размещаться по его концам так, чтобы при падении борт не мог задеть рабочих.

Оставлять борт закрытым на одном запорном крюке запрещается.

7.17. При погрузке и выгрузке крытых вагонов с помощью средств механизации перед дверями вагонов следует устанавливать прочные подмости, при этом выступающие части подмостей не должны касаться вагонов. Ширина подмостей должна быть достаточной для приема на них груза.

7.18. Запрещается выгружать грузы через вагонные верхние люки (окна).

7.19. Подъем контейнеров при погрузке и выгрузке должен выполняться захватом только за четыре кольца.

7.20. Ставить груженые или порожние контейнеры следует в один ярус с зазором не менее 0,1 м. Между группами контейнеров должны быть оставлены проходы шириной не менее 1 м.

7.21. Выгрузка шпал, брусьев, досок вручную должна производиться горизонтальными рядами, начиная сверху. Сбрасывать шпалы с верхних рядов на пол вагонов и вытаскивать их из середины штабеля запрещается.

7.22. Пропитанные шпалы и брусья должны выгружаться механизированным способом, а при отсутствии механизмов - при помощи шпальных клещей.

Запрещается производить погрузку и выгрузку шпал и брусьев, пропитанных масляными антисептиками, без специальной одежды, установленной действующими нормами.

Перед началом работ руководитель должен выдать рабочим защитную пасту для смазывания лица, рук, шеи и других открытых частей тела.

7.23. Все операции по погрузке и выгрузке рельсов, стрелок, крестовин и уравнительных приборов должны производиться только по команде руководителя работ.

7.24. Выгрузка рельсов с платформ и дрезин на ходу, если нет специальных для этого приспособлений, запрещается.

7.25. При выгрузке рельсов с платформ по слегам находиться кому-либо внизу у платформы запрещается.

Оттаскивать и относить рельсы можно только тогда, когда на слегах нет другого рельса.

7.26. При выгрузке сыпучих грузов из закрытых вагонов снятие закладного щита должно выполняться не менее чем двумя рабочими.

7.27. При разгрузке балласта и грунта с платформ рабочим запрещается находиться ближе 1 м от торцевого конца платформы и у самого края продольных бортов.

7.28. Запрещается опрокидывание кузовов думпкаров на ходу поезда и следование с опрокинутыми кузовами.

7.29. Работа грузоподъемного крана над железнодорожной платформой или штабелем, когда на них находятся рабочие, запрещается.

7.30. В темное время суток места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть освещены в соответствии с действующими нормами освещенности (см. прил. 4).

 

8. перемещение ГРУЗОВ ВАГОНЕТКАМИ В ЦЕХАХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

8.1. Внутрицеховые узкоколейные пути должны быть уложены на балласт с соблюдением точного стыкования рельсов. Уклоны пути внутри цехов не допускаются.

8.2. При ручной тяге на пути между рельсами должен быть уложен настил. Щиты настила должны укладываться торцами вплотную один к другому, без порогов.

8.3. Пути, проходящие внутри цехов, должны быть устроены так, чтобы головки рельсов были заподлицо с уровнем пола.

8.4. Пути и подвижной состав внутрицехового рельсового транспорта должны содержаться в исправности и регулярно проверяться инженерно-техническим работником, ответственным за их техническое состояние и безопасную эксплуатацию. Периодичность осмотров устанавливается соответствующей инструкцией о содержании путей и подвижного состава.

8.5. В конце пути должны быть устроены упоры, препятствующие сходу вагонеток с рельс.

8.6. При перемещении отдельных вагонеток по рельсовому пути между ними должны сохраняться интервалы не менее 10 м.

8.7. Рабочие должны толкать вагонетку перед собой. Тянуть вагонетки на себя запрещается.

8.8. Вагонетки с опрокидывающимися кузовами должны иметь специальные приспособления для захвата за рельс (защелки), удерживающие кузова от самопроизвольного опрокидывания.

8.9. Скорость движения вагонеток по горизонтальному пути при перемещении их лебедкой с бесконечным канатом допускается не более 3,6 км/ч, концевым канатом - 5,4 км/ч, а на поворотных кругах и стрелках - не более 3 км/ч.

8.10. Каждая вагонетка должна быть снабжена трафаретом с обозначением номера и ее предельной грузоподъемности, свыше которой вагонетка не должна загружаться.

8.11. Езда на вагонетках как порожних, так и груженых запрещается.

8.12. Оставлять по окончании смены неразгруженные вагонетки не разрешается.

8.13. Останавливать движущиеся вагонетки разрешается только с помощью тормозных башмаков.

Тормозить вагонетки, подкладывая под колеса доски, камни и т.п. запрещается.

8.14. Стрелочные переводы должны быть снабжены противовесами, исключающими возможность самопроизвольного перевода при проходе по ним вагонеток.

8.15. Высота ручной вагонетки с грузом от уровня головки рельсов не должна превышать 1,5 м.

8.16. Грузы, перевозимые на вагонетках, должны быть надежно укреплены. Центр тяжести груза должен находиться между осями колес.

8.17. Проходы около рельсовых путей с обеих сторон должны иметь ширину не менее 1 м, считая от габарита материала, лежащего на вагонетках.

8.18. Лебедки для перемещения вагонеток должны устанавливаться на рамах и надежно укрепляться. Свободный проход для обслуживания лебедки должен быть не менее 0,7 м.

8.19. При перемещении вагонеток лебедками в местах изменения направления каната должны быть установлены надежно укрепленные направляющие ролики. При этом, если во время работы вагонетка перемещается за пределы видимости машиниста лебедки, следует выставить сигналиста.

8.20. При перемещении вагонеток лебедками по наклонным эстакадам, вагонетки должны быть оборудованы автоматическими тормозными приспособлениями на случай разрыва каната.

 

 

Приложение 1

 

Минимальный объем знаний Правил технической эксплуатации железных дорог

Союза ССР и Инструкций по движению поездов и маневровой работе на железных

дорогах Союза ССР для работников внутреннего железнодорожного транспорта,

связанных с движением поездов на путях МПС СССР

(выписка из приложения к приказу МПС СССР № 28/Ц-71 г.)

 

Наименование должностей и профессий

Объем знаний

Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР

1

2

3

Машинисты-инструкторы, машинисты и помощники машинистов локомотивов, водители дрезин, их помощники

Введение. Разд. I, Общие обязанности работников железнодорожного транспорта. Раздел II. Сооружения и устройства и их содержание. Общие положения (§ 15-17). Сооружения и устройства путевого хозяйства (§ 18-21, 24, 25, 29, 30, 33, 37-39, 41, 47). Сооружения и устройства локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения и восстановительные средства (§ 48, 51). Сооружения и устройства станционного хозяйства (§ 57-59).

Общие указания (§ 1-5). Гл. I. Движение поездов при автоматической блокировке (§ 10-14, 17-22, 24-27, 32, 33, 36). Гл. II. Движение поездов на участках, оборудованных диспетчерской централизацией (§ 37, 41, 44, 49, 50, 53). Гл. III. Движение поездов при полуавтоматической блокировке (§ 62-70, 73, 74, 78, 79). Гл. IV. Движение поездов при электрожезловой системе (§ 84, 86-90, 95, 98-103, 108). Гл. V. Движение поездов при телефонных средствах связи (§ 115, 120-122, 142, 143, 146). Гл. VI. Порядок движения поездов при перерыве действия всех установленных средств сигнализации и связи (§ 147-149, 152-157, 163).

 

Сооружения и устройства сигнализации и связи (кроме § 77, 83, 89, 95, 103-104, 107-109, 111). Сооружения и устройства энергоснабжения электрифицированных железных дорог и энергохозяйства (§ 114-119, 121-123).

Осмотр сооружений и устройств и их ремонт (§ 127-129). Разд. III. Подвижной состав и его содержание (кроме § 136-138, 140, 144). Разд. IV. Организация движения поездов (кроме § 181, 183, 184, 186, 187, 189)

Гл. VII. Движение восстановительных поездов, пожарных поездов и вспомогательных локомотивов (§ 167, 168, 170-173, 175-187) Гл. VIII. Движение поездов при производства работ на железнодорожных путях и сооружениях (§ 192-194, 199, 202, 203, 205-207). Гл. IХ. Прием и отправление поездов (§ 216, 227, 231, 235-238, 240-243).

Гл. X. Работа поездного диспетчера (§ 260, 262). Гл. XI. Маневровая работа на станциях (§ 270-272, 274-277, 282-289, 291-296, 299, 303-311, 317, 324-332, 334, 337). Гл. ХII. Порядок выдачи предупреждений (§ 338, 346-350, 355-357).

Гл. ХIV. Движение поездов с разграничением времени (§ 375-378, 380-382, 385-388). Прил. 1, 2.

Составители поездов и их помощники

Введение. Разд. I. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта. Разд. II. Сооружения и устройства и их содержание. Общие положения (§ 17). Сооружения путевого хозяйства (§ 29, 30, 32-34, 36, 40). Разд. IV. Организация движения поездов. Организация технической работы станции (§ 178-218). Движение поездов (§ 226-236, 239, 246)

Общие указания (§ 1-7). Гл. IX. Прием и отправление поездов (§ 216, 220, 222, 226). Гл. XI. Маневровая работа на станциях (§ 270-337). Прил. 2 и 3

Технические конторщики.

Приемосдатчики грузов

То же

Общие указания (§ 1-5). Гл. IX. Прием и отправление поездов (§ 222-225). Гл. XI. Маневровая работа на станциях (§ 270, 271, 275-278, 282, 286, 291, 316). Гл. XII Порядок выдачи предупреждений (§ 338, 345-348). Прил. 3

 

 

Приложение 2

 

ПЕРЕЧЕНЬ

профессий и должностей, связанных с движением поездов, для которых обязательно медицинское освидетельствование при поступлении на работу и переосвидетельствование во время прохождения службы. (Выписка из приложения к приказу МПС СССР № 50/ЦЗ от 16.06.69 г. "О медицинском освидетельствовании работников железнодорожного транспорта")

 

I. ГРУППА ВОДИТЕЛЕЙ

 

1. Машинисты и помощники машинистов электровозов, тепловозов, паровозов.

2. Машинисты-инструкторы.

3. Машинисты и помощники машинистов мотовозов.

4. Водители автомотодрезин и их помощники.

 

II. ГРУППА станционно-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ

 

5. Начальники станций, зам. начальников станций, станционные диспетчеры, дежурные по станции, постам, разъездам, операторы при дежурном по станции.

 

Группа станционно-маневровая

6. Старшие осмотрщики вагонов, осмотрщики вагонов всех наименований, слесари.

7. Составители поездов и их помощники (сцепщики).

8. Стрелочники.

Группа пути

9. Дорожные мастера.

10. Бригадиры пути, монтеры пути.

11. Машинисты и помощники машинистов передвижных подъемных кранов на железнодорожном ходу.

12. Дежурные по переездам.

 

IV. ГРУППА ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ, СЦБ И СВЯЗИ

 

13. Старшие электромеханики, электромеханики, монтеры, занятые на обслуживании устройств СЦБ и линейных устройств связи.

 

VII. ГРУППА РУКОВОДЯЩЕГО ПЕРСОНАЛА

 

14. Начальники управлений железнодорожного транспорта, их заместители, главные инженеры и приравненные к ним лица; начальники отделов (служб) движения, пути, подвижного состава, эксплуатации и грузовой работы, их заместители. Ревизоры по безопасности движения поездов. Начальники локомотивных и вагонных депо и их заместители по эксплуатации.

 

 

Приложение 3

 

ПЕРЕЧЕНЬ

профессий работников железнодорожного транспорта, подлежащих

периодической проверке знаний по технике электробезопасности

с присвоением квалификационных групп

 

№ п/п

Наименование профессий

Квалификационная группа

1

2

3

1

Инженерно-технические работники, ответственные за состояние электрохозяйства предприятия в целом - "лицо, ответственное за электрохозяйство предприятия"

IV

2

Дежурные по станциям, постам, разъездам, стрелочники, составители поездов и их помощники, диспетчеры

I

3

Начальники локомотивных депо и их заместители; слесари-электрики по испытанию электрооборудования и электроаппаратуры электровозов; машинисты электровозов и их помощники

V

4

Машинисты тепловозов и их помощники

IV

5

Аккумуляторщики, слесари-электрики по ремонту электрооборудования электровозов, тепловозов и электрооборудования депо

III

6

Машинисты паровозов и их помощники, машинисты кранов на железнодорожном ходу и их помощники водители электро- и автотележек

II

7

Рабочие, работающие с электроинструментом

I

8

Дорожные мастера, машинисты передвижных электроустановок и электросварочных агрегатов, мотовозов снегоуборочных и снегоочистительных машин с дизель-электрическими установками

II

9

Бригадиры и монтеры пути, водители дрезин, машинисты и их помощники мотовозов, стругов, снегоочистителей, не оборудованных электроустановками и электродвигателями

I

10

Электромеханики маневровой радиосвязи, механической централизации, проводной связи, станционной радиосвязи

III

11

Машинисты электрических кранов (крановщик), водители электропогрузчиков с источником питания напряжением свыше 36 В. Моторист механической лопаты, машинист транспортера, бригадир грузчиков

II

12

Водитель электропогрузчиков с источником питания до 36 В. Стропальщик. Тракторист, водитель автокрана, водитель автопогрузчика

I

 

Примечание. В настоящем приложении даны извлечения из перечней, утвержденных главными управлениями МПС СССР:

по хозяйству движения - распоряжением от 10.10.72 г. № ЦДЗТ-620;

по хозяйству локомотивному - распоряжением от 23.03.73 г. № Т-8206;

по хозяйству грузовой службы - распоряжением от 14.07.72 г. № Г-16658;

по хозяйству вагонному - распоряжением от 28.07.72 г. № E-21056;

по хозяйству пути - распоряжением от 15.01.73 г. № П-2435;

по хозяйству сигнализации и связи - распоряжением от 10.12.73 г. № 49-ЦЭЭ.

 

 

Приложение 4

 

Нормы искусственного освещения (Выписка из отраслевых норм искусственного

освещения объектов железнодорожного транспорта)

 

п/п

Станции, парки, пути

Освещенность, лк, не менее

Плоскость, на которой нормирована освещенность

1

2

3

4

4

Пути и горловины промежуточных станций, разъездов и обгонных пунктов*

1

Горизонтальная на поверхности земли

6

Пути станций, пути отстоя локомотивов, вагонов и прочего подвижного состава, тупиковые пути для отстоя строительных механизмов, дорожных машин, передвижных станций и др.

2

То же

9

Поворотные круги, въезды в депо и цехи заводов

2

На поверхности земли или на уровне головки рельса

 

Экипировочные устройства на открытых путях:

 

 

 

1. Смотровые канавы**

30

Горизонтальная по полу канавы, на экипажных и ходовых частях

 

2. Междупутье

20

Горизонтальная на поверхности земли

13

Площадки для хранения грузов

5

На уровне земли

 

Места выполнения погрузочно-разгрузочных работ***

20

Горизонтальная по высоте груза

 

2. Крытые и открытые грузовые платформы, грузовые склады, рампы грузовых складов

20

Горизонтальная по уровню пола склада, платформы

 

3. Внутри вагонов, находящихся под перегрузкой и очисткой с большим объемом работ

5

Горизонтальная на уровне пола вагона

 

4. Склады сыпучих и навалочных грузов, погрузочно-разгрузочные эстакады

5

Горизонтальная на уровне груза и земли

 

7. Пункты перелива горюче-смазочных материалов и масел

5

Горизонтальная на уровне головки рельс

 

8. Автопроезды и проходы в местах производства погрузочно-разгрузочных работ

5

Горизонтальная на уровне земли

27

Переезды категорий:

 

 

 

II

3

Горизонтальная на уровне переезда, полотна

 

III

2

То же

 

IV

1

-"-

28

Главные открытые проходы, проезды, дороги на территории депо, заводов, грузовых дворов, материальных складов, карьеров и других аналогичных объектов

2

Горизонтальная на уровне полотна, переезда, проезда дороги

40

Входы в здания:

 

 

 

а) Главные входы в служебно-технические здания столовых и бытовых помещений;

Мощность ламп 100-150 Вт

В зависимости от архитектурного оформления фасадов зданий

 

б) ворота в цехи с железнодорожными путями;

То же 150-200 Вт

С двух сторон ворот на 0,5 м

 

в) ворота в цехи без железнодорожных путей

То же 150-200 Вт

Над воротами или с двух сторон выше ворот на 0,5 м

 

Примечания:

1. * В период отсутствия работы по приему, пропуску и отправлению поездов допускается охранное освещение (0,5 лк).

** Требуется дополнительное переносное освещение. Общее освещение в смотровых канавах должно предусматриваться при напряжении 36 В.

*** Применяется дополнительное освещение с передвижного крана.

2. В целях экономии электроэнергии на время отсутствия работы в отдельных районах участковых и грузовых станций (кроме горловин и стрелок) освещенность может быть снижена до 1 лк.

 

 

Приложение 5

 

ЖУРНАЛ

осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети

 

Месяц и число

Часы и минуты

Изложение результатов осмотра и испытаний, а также обнаруженных неисправностей и повреждений

Когда извещен соответствующий работник дистанции

Когда соответствующий работник данной дистанции прибыл для устранения неисправностей и повреждений

Когда обнаруженные неисправности и повреждения устранены, расписка об их устранении

Месяц и число

Часы и минуты

Способ извещения (телеграммой, по телефону или запиской)

Месяц и число

Часы и минуты

Расписка прибывшего работника дистанции в прочтении

Месяц и число

Часы и минуты

Описание причин повреждения или неисправности и изложение принятых мер. Подпись работников, производивших исправление, отметка дежурного по станции об устранении записанного повреждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 6

 

ПЕРЕНОСНЫЕ СИГНАЛЫ

 

Сигнал остановки

 

 

Примечание. Ночью - фонарь красного света.

 


Сигнал уменьшения скорости

 

 

Примечание. Ночью - фонарь желтого света.

 

 

Приложение 7

 

ПЕРЕЧЕНЬ

первичных средств пожаротушения на тепловозах и электровозах (Выписка из норм

оснащения противопожарным оборудованием и инвентарем зданий, сооружений,

обустройства и подвижного состава железнодорожного транспорта)

 

Наименование локомотива

Измеритель

Наименование пожарного инвентаря и средств пожаротушения

Огнетушители

Ведра

ОП-5, ОП-3 или ОХП-10

ОУ-5

ОУ-8

железные

Электровозы

На секцию, шт.

-

3

1

2

Тепловозы:

 

 

 

 

 

поездные (кузовные)

То же

1

4

-

2

маневровые

-"-

1

2

-

-

 

 


Приложение 8

 

ГАБАРИТ ПОГРУЗКИ

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом. M., Недра, 1970.

2. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ . М., "Транспорт", 1973.

3. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР. М., "Транспорт", 1971.

4. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Союза ССР. М., "Транспорт", 1973.

5. Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР. М., "Транспорт", 1973.

6. Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта промышленности строительных материалов СССР. (Утверждены Минпромстройматериалов 5 апреля 1973 г.).

7. Правила техники безопасности для железнодорожного транспорта промышленных предприятий. (Утверждены ЦК профсоюза рабочих металлургической промышленности 21.10.60 г.).

8. Правила техники безопасности при обслуживании топливно-транспортного оборудования электростанций. М., Атомиздат, 1973.

9. Правила техники безопасности и производственной санитарии для работников станций и вокзалов . М., "Транспорт", 1975.

10. Правила техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации паровозов , М., "Транспорт", 1968.

11. Правила и инструкция по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и мотор-вагонного подвижного состава . М., "Транспорт", 1978.

12. Правила по технике безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве . М., Трансжелдориздат, 1962.

13. А.В. Лощанин, Н.К. Терентьев, А.И. Тюриков. Техника безопасности и производственная санитария на железнодорожном транспорте. Справочная книга. М., "Транспорт", 1967.

14. Устав железных дорог Союза ССР. М., "Транспорт", 1975.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие требования

2. Техника безопасности в путевом хозяйстве

2.1. Железнодорожные пути и сооружения

2.2. Путевые работы и порядок ограждения места работы

2.3. Снегоборьба

3. Техника безопасности при нахождении на железнодорожных путях, движении поездов и маневровой работе

3.1. Меры предосторожности при нахождении на железнодорожных путях

3.2. Движение поездов и маневровая работа

4. Техника безопасности в локомотивном хозяйстве

4.1. Общие положения

4.2. Паровозы

4.3. Тепловозы и электровозы

5. Техника безопасности в вагонном хозяйстве

6. Техника безопасности в хозяйстве сигнализации и связи

7. Погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожных путях

8. Перемещение грузов вагонетками в цехах предприятий

Приложения:

1. Минимальный объем знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР для работников внутреннего железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов на путях МПС СССР

2. Перечень профессий и должностей, связанных с движением поездов, для которых обязательно медицинское освидетельствование при поступлении на работу и переосвидетельствование во время прохождения службы

3. Перечень профессий работников железнодорожного транспорта, подлежащих периодической проверке знаний по технике электробезопасности с присвоением квалификационных групп

4. Нормы искусственного освещения

5. Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети

6. Переносные сигналы:

Сигнал остановки

Сигнал уменьшения скорости

7. Перечень первичных средств пожаротушения на тепловозах и электровозах

8. Габарит погрузки

Литература