РД 115.005-2002

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МОНИТОРИНГ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОНИТОРИНГА

 
 
                       ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
                   МОНИТОРИНГ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИИ.
                     ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОНИТОРИНГА
 
                          РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
 
                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
 
                            4 марта 2002 г.
                           N РД 115.005-2002
 
                                  (Д)
 
 
                                                              Утвержден
 
                                                 информационным письмом
                                                        Минсвязи России
                                                     от 4 марта 2002 г.
                                                                 N 1341
 
                                             Дата введения в действие -
                                                      4 марта 2002 года
 
 
                              Предисловие
 
      1. Разработан  Федеральным государственным унитарным предприятием
 Московским  научно-исследовательским  центром  (ФГУП  МНИЦ)   Минсвязи
 России.
      Внесен Департаментом  экономической  и  инвестиционной   политики
 Минсвязи России.
      2. Принят и введен в  действие  информационным  письмом  Минсвязи
 России от 04.03.2002 N 1341.
      3. Введен впервые.
 
                         1. Область применения
 
      Настоящий руководящий  документ  предназначен  для  использования
 представителями государственных органов,  осуществляющих регулирование
 в области производства,  распространения и эксплуатации информационных
 технологий    и   информационных   ресурсов,   другими   потребителями
 результатов мониторинга информатизации России и для юридических лиц  -
 исполнителей мониторинга.
 
                             2. Сокращения
 
      AT - абонентская установка
      ВВП - валовый внутренний продукт
      ГСС - глобальная спутниковая связь
      ГТС - городская телефонная сеть
      ИКТ - инфокоммуникационные технологии
      ИМ - информационный массив
      ИР - информационные ресурсы
      ФГУП МНИЦ -  Федеральное  государственное  унитарное  предприятие
 Московский научно-исследовательский центр
      ОАУ - оконечная абонентская установка
      ОТА - основной телефонный аппарат
      ПД - передача данных
      ПК - персональный компьютер
      ПО - программное обеспечение
      СМИ - средства массовой информации
      СТС - сельская телефонная сеть
      ТА - телефонный аппарат
      ТП - телефонная плотность
      ТфОП - телефонная сеть общего пользования
      ЦИСН -  Центр  исследований  и  статистики   науки   Министерства
 промышленности,  науки  и технологий Российской Федерации и Российской
 Академии Наук
      ЦНИИС - Центральный научно-исследовательский институт связи
      ЭВМ - электронная вычислительная машина
 
                      3. Термины и их определения
 
      Информатизация -   организационный   социально-экономический    и
 научно-технический    процесс   создания   оптимальных   условий   для
 удовлетворения информационных потребностей и реализации прав  граждан,
 органов   государственной  власти,  органов  местного  самоуправления,
 организаций,  общественных  объединений  на  основе   формирования   и
 использования информационных ресурсов (Федеральный закон от 20 февраля
 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации").
      Инфокоммуникационные технологии  - совокупность методов и средств
 реализации информационных и телекоммуникационных процессов.
      Информационные процессы - процессы сбора,  обработки, накопления,
 хранения, поиска и распространения информации (Федеральный закон от 20
 февраля  1995  г.  N  24-ФЗ  "Об  информации,  информатизации и защите
 информации").
      Информационные ресурсы  - отдельные документы и отдельные массивы
 документов,  документы и массивы документов в информационных  системах
 (библиотеках,  архивах,  фондах,  банках данных, других информационных
 системах) (Федеральный закон  от  20  февраля  1995  г.  N  24-ФЗ  "Об
 информации, информатизации и защите информации").
      Информационная система     -     организационно     упорядоченная
 совокупность   документов   (массивов   документов)  и  информационных
 технологий,  в том числе с  использованием  вычислительной  техники  и
 связи,  реализующих  информационные  процессы (Федеральный закон от 20
 февраля 1995 г.  N  24-ФЗ  "Об  информации,  информатизации  и  защите
 информации").
      Информационное общество  -  общество,  в  котором  информационные
 процессы  осуществляются,  главным  образом,  на  основе использования
 инфокоммуникационных технологий и информационные ресурсы доступны всем
 слоям населения.
      Информационный массив  -  банк  данных,  сайт,  геоинформационная
 система и др.
      Интернет -   всемирная   инфокоммуникационная   сеть,   Рунет   -
 российская часть Интернета.
      Импорт информационных продуктов (информации) для формирования  ИР
 - обмен информационными ресурсами через государственную границу, когда
 заказчик - российский резидент, а исполнитель - зарубежная фирма.
      Импорт услуг  по  созданию  контента - предоставление услуг через
 государственную границу,  когда  заказчик  -  российский  резидент,  а
 исполнитель  -  зарубежная  фирма.  Услуги  включают  ввод и обработку
 информации,  создание Интернет-контента,  размещение  рекламы,  анализ
 контента и пользователей.
      Качество парка аппаратных средств - доля не устаревших морально и
 физически аппаратных средств, находящихся в эксплуатации.
      Качество парка  программных  средств   -   доля   лицензированных
 программных средств, находящихся в эксплуатации.
      Нелицензированные ПО  и  ИР  -  ПО  и  ИР,  распространяемые  без
 лицензии владельца или держателя.
      Пользовательская инфокоммуникационная   среда   -    совокупность
 средств   реализации  инфокоммуникационных  технологий  (аппаратных  и
 программных  средств  вычислительной  техники  и   связи),   услуг   и
 информационных ресурсов.
      Сайт - место размещения информации абонента Интернета.
      Сервер - программно-аппаратное средство, реализующее определенные
 функции (хранение, обработка, передача информации и т.п.).
      Средства реализации  ИКТ  -  аппаратные  и  программные  средства
 вычислительной техники.
      Скрытый рынок  информационных  технологий  (скрытая  экономика  в
 информатизации) - сегмент рынка, доходы на котором не регистрируются в
 государственных учетно-отчетных документах.
      Телекоммуникационные процессы - процессы передачи и  коммуникации
 информации.
      Технологическая зависимость ИКТ -  доля  стоимости  импорта  ИКТ,
 проданных на российском рынке, в их себестоимости.
      Уровень нелицензированного (пиратского) рынка ПО - доля рынка ПО,
 на котором реализуется нелицензированное ПО.
      Уровень нелицензированного  (пиратского)   рынка   информационных
 ресурсов - доля рынка ИР, на котором реализуются нелицензированные ИР.
      Уровень скрытой (нерегистрируемой) экономики в  информатизации  -
 доля скрытого рынка информационных технологий.
      Услуги информатизации  (в   сфере   информатизации)   -   услуги,
 выполняемые в интересах информатизации юридических и физических лиц.
      Услуги по   вводу   и   обработке   информации    -    оцифровка,
 распознавание, разметка, структурирование, классифицирование и проч.
      Услуги на   основе   электронных   ИР   (включая   Интернет)    -
 предоставление ИР в платный доступ,  поиск,  навигация, каталогизация,
 предоставление по лицензии.
      Услуги по анализу контента и пользователей в Интернет - счетчики,
 определение рейтингов, выполнение мониторинга, науки и проч.
      Услуги по  созданию Интернет-контента - подготовка и размещение в
 Интернет текстов и графики, веб-дизайн.
      Экспорт информационных  услуг - предоставление тех же услуг,  что
 при их  импорте,  через  государственную  границу,  когда  заказчик  -
 зарубежная фирма, а исполнитель - российский резидент.
      Экспорт услуг на основе информационных ресурсов -  предоставление
 услуг на основе электронных ИР.
      Электронное расслоение общества - различие в возможностях доступа
 к информационным ресурсам на основе использования инфокоммуникационных
 технологий по образовательным,  финансовым, географическим, языковым и
 другим причинам.
 
                           4. Общие положения
 
      4.1. Мониторинг информатизации - это наблюдение,  оценка,  анализ
 состояния,  прогноз развития  и  разработка  альтернативных  вариантов
 регулирования информатизации.
      Результат мониторинга  информатизации  представляет  собой  набор
 численных  значений  показателей и текстовых характеристик,  адекватно
 описывающих состояние и развитие информатизации.
      По результатам   мониторинга   разрабатываются   предложения   по
 регулированию процесса информатизации России.  Результаты  мониторинга
 являются государственным информационным ресурсом.
      4.2. Показатели состояния и развития информатизации  определяются
 статистической  обработкой  первичных данных,  полученных в результате
 статистических наблюдений за состоянием  информатизации  физических  и
 юридических  лиц  Российской  Федерации,  на  основе экспертных оценок
 состояния  производства,  сбыта  и  использования  в  профессиональной
 деятельности  инфокоммуникационных  технологий  (ИКТ) и информационных
 ресурсов и данных из других источников.
      4.3. Целью   мониторинга   является   информационно-аналитическое
 обеспечение  государственного  регулирования  процесса  информатизации
 России  и  удовлетворение  потребностей юридических и физических лиц в
 информации о процессе информатизации России.
      4.4. Задачи мониторинга:
      сбор первичных данных о состоянии  информатизации  юридических  и
 физических лиц;
      оценка состояния информатизации выборки физических и  юридических
 лиц;
      оценка состояния   и    развития    информатизации    генеральной
 совокупности юридических и физических лиц;
      анализ результатов    мониторинга    информатизации    Российской
 Федерации;
      разработка предложений по государственному регулированию процесса
 информатизации;
      прогноз развития  информатизации  в  результате  государственного
 регулирования;
      мониторинг состояния  и  развития  информатизации  в   результате
 реализации государственного регулирования;
      анализ результатов реализации государственного регулирования;
      оценка достоверности результатов мониторинга информатизации.
 
                   5. Показатели состояния и развития
                         информатизации России
 
      5.1. Показатели состояния и развития информатизации включают:
      показатели состояния и развития ИКТ, информационных ресурсов (ИР)
 (таблицы 1, 2, 3);
      показатели уровня  обеспеченности  общества ИКТ,  информационными
 ресурсами  (таблицы  4,  5)  и  готовности  России  к  информационному
 обществу.
      5.1.1. Показатели состояния и развития ИКТ и ИР включают:
      показатели, характеризующие   производственно-сбытовую  структуру
 ИКТ (таблица 1);
      показатели, характеризующие состояние рынка ИКТ и ИР (таблица 2);
      показатели, характеризующие состояние и развитие пользовательской
 инфокоммуникационной среды (таблица 3).
      5.1.1.1. Показатели,   характеризующие   производственно-сбытовую
 структуру   ИКТ  (таблица  1),  включают  группу  А  -  "Распределение
 предприятий  по  производимой  продукции  и  услугам",  группу   Б   -
 "Интегральные       характеристики       производственно-хозяйственной
 деятельности  предприятий  с  распределением  по  ИКТ"  и  группу   В,
 отображающую динамику показателей групп А и Б.
      Показатели таблицы   1   определяются   в    разрезах    структур
 административно-хозяйственного  деления  Российской  Федерации  и форм
 собственности предприятий.
      5.1.1.2. Показатели,  характеризующие  состояние и развитие рынка
 ИКТ и информационных ресурсов (таблица 2), включают группы показателей
 объемов  рынков:  аппаратных  средств (группа А),  программных средств
 (группа  В),  услуг   (группа   Д)   и   объемов   внешнеэкономической
 деятельности  (с  разделением  на  импорт  и  экспорт)  по  аппаратным
 средствам  (группа  Б),  программным  средствам  (группа  Г),  услугам
 (группа Е) и информационным ресурсам (группа И).  Кроме этого,  группа
 показателей Ж характеризует безопасность информационных  технологий  и
 ресурсов, а группа показателей И - динамику рынков.
      Показатели рынка аппаратных средств классифицированы  по  классам
 компьютеров    и    пользовательского    связного   оборудования,   по
 периферийному  и  офисному  оборудованию,   комплектующим,   расходным
 материалам и аксессуарам.
      Показатели рынка программных средств (группа В) и  услуг  (группа
 Д) охватывают верхний классификационный уровень.
      Группа показателей динамики рынков (группа И) включает  изменение
 показателей  всех  групп  (от  А  до  Е)  и  темп изменения (изменение
 изменения) показателей.
      5.1.1.3. Показатели   состояния   и   развития   пользовательской
 инфокоммуникационной среды (таблица 3) включают группы  количественных
 показателей   парка   аппаратных   средств   (группа   А),  количества
 юридических и физических лиц, имеющих программные средства (группа Г),
 средств доступа в Интернет (группа Е), объемов информационных ресурсов
 (группа Ж),  показателей выбытия из парка аппаратных  средств  (группа
 Б),  качества  парков  аппаратных  средств  (группа  В)  и программных
 средств  (группа   Д),   занятость   по   информатизации   предприятий
 собственными сотрудниками (группа И).
      Показатели группы К характеризуют динамику показателей всех групп
 (таблица 3).
      Все показатели таблицы 3 должны определяться в разрезах:  отрасль
 экономической  деятельности,  структура административно-хозяйственного
 деления, юридические и физические лица, формы собственности.
      5.1.2. Показатели  обеспеченности  России  ИКТ  и информационными
 ресурсами и ее готовности к информационному обществу.
      Показатели обеспеченности  России ИКТ и информационными ресурсами
 (таблица  4)   характеризуют   возможности   доступа   к   современным
 информационным  технологиям  организаций и населения и их интеграцию в
 информационное общество.
      Критерии оценки    уровня    готовности   России,   ее   структур
 административно-хозяйственного деления и  отраслей  к  информационному
 обществу (таблица 5) предназначены для определения их принадлежности к
 одному из четырех уровней готовности к информационному обществу:
      1-й уровень  -  условия  для  перехода к информационному обществу
 отсутствуют;
      2-й уровень  -  условия  для  перехода к информационному обществу
 созданы и используются малой частью общества;
      3-й уровень  -  условия  для  перехода к информационному обществу
 созданы  и  используются  значительной  частью  общества.   Существует
 электронное расслоение общества;
      4-й уровень - большая часть  общества  использует  в  жизни  и  в
 профессиональной деятельности инфокоммуникационные технологии,  услуги
 и  информационные  ресурсы.   Осуществляются   меры   по   преодолению
 электронного  расслоения  общества  и  других  негативных  последствий
 информатизации.
      Уровни готовности  России к информационному обществу определяются
 в  пяти  направлениях,  характеризующих  развитие   информатизации   и
 проникновение  ИКТ,  услуг  и  информационных  технологий  в  жизнь  и
 деятельность общества:
      I-е направление  -  "Доступ  к инфокоммуникациям".  Характеризует
 обеспеченность  общества  инфокоммуникационной   инфраструктурой;   ее
 доступность  населению  и  предприятиям  по  цене  и времени доступа к
 сетевым ресурсам; скоростью и качеством передачи информации; развитием
 местной  сбытовой  сети  аппаратных  и  программных  средств  и услуг;
 развитием местной сети  телекоммуникационного  сервиса,  сопровождения
 аппаратных  и  программных  средств,  развитием местной сети доступа к
 Интернету;
      II-е направление - "Инфокоммуникационное обучение". Характеризует
 обеспеченность средних  и  высших  учебных  заведений  компьютерами  и
 ресурсами   Интернета,   уровнем  подготовленности  преподавателей  по
 применению  ИКТ  в   преподавательской   деятельности,   возможностями
 получения специального и общего образования по ИКТ в государственных и
 негосударственных средних специальных, высших учебных заведениях;
      III-е направление      -     "Инфокоммуникационное     общество".
 Характеризует возможности использования и использование Интернета, его
 информационных  ресурсов  в  повседневной  жизни  и в профессиональной
 деятельности,  а также  средний  объем  информации,  получаемый  одним
 человеком в год;
      IV-е направление     -     "Инфокоммуникационная      экономика".
 Характеризует  влияние  специализации  в  области  ИКТ на рынок труда,
 развитие электронной коммерции "Фирма - покупатель" и "Фирма - Фирма",
 переход   к   "Электронному   правительству",  общее  влияние  отрасли
 экономической деятельности в сфере информатизации на экономику  России
 (доля ВВП, получаемая от рынка ИКТ);
      V-е направление - "Инфокоммуникационная политика".  Характеризует
 влияние  органов власти на либерализацию телекоммуникационного сектора
 экономики,  на  конкуренцию  и  развитие  услуг  в  этом  секторе,  на
 ограничения,    налагаемые    лицензированием    и    стандартами   на
 производственную  и  сбытовую   деятельность   в   отношении   ИКТ   и
 информационных ресурсов, влияние правительства на информатизацию через
 реализацию государственных целевых программ и их концепций.
      Уровни готовности  к  информационному  обществу  определяются для
 структур  административно-хозяйственного  деления   и   для   отраслей
 экономической деятельности.
 6. Организация мониторинга информатизации

6.1. Источники данных для мониторинга информатизации
Источниками первичных данных являются:
регулярные и единовременные статистические наблюдения за
информатизацией юридических лиц;
регулярные и единовременные статистические наблюдения за
предприятиями - производителями и поставщиками средств реализации
инфокоммуникационных технологий и услуг;
регулярные и единовременные наблюдения за информатизацией
населения;
сведения в учетно-отчетной документации юридических лиц о
состоянии информатизации предприятий, организаций и учреждений,
подведомственных министерствам и ведомствам Российской Федерации и
правительствам субъектов Российской Федерации;
оценки экспертов состояния информатизации России;
сведения об информатизации России в средствах массовой
информации.
6.2. Структура системы мониторинга информатизации
Система мониторинга включает:
Минсвязи России;
Госкомстат России;
ФГУП МНИЦ;
ЦНИИС;
ЦИСН.
6.3. Функции участников мониторинга информатизации
6.3.1. Минсвязи России осуществляет подготовку управленческих
решений по регулированию информатизации, регулирует и координирует
деятельность участников мониторинга информатизации.
6.3.2. ФГУП МНИЦ совместно с Госкомстатом, ЦНИИС и ЦИСН
разрабатывает методологию наблюдений за информатизацией, включающую:
- методы прогнозирования развития информатизации;
- программы и методики государственного федерального
статистического наблюдения за информатизацией юридических лиц;
- формы государственного федерального статистического наблюдения
за информатизацией и инструкции по их заполнению;
- методы статистической обработки результатов государственного
федерального статистического наблюдения за информатизацией;
- осуществляет оценку состояния информатизации России в разрезах
субъектов Российской Федерации, отраслей, министерств и ведомств,
прогнозирует развитие информатизации и разрабатывает предложения по ее
регулированию.
6.3.3. Госкомстат России осуществляет государственное
статистическое наблюдение за информатизацией юридических лиц в
соответствии с согласованными программами и методиками наблюдения и
представляет в Минсвязи России результаты статистического наблюдения.
6.3.4. ЦИСН в сотрудничестве с Госкомстатом России, Минсвязи
России, ФГУП МНИЦ и ЦНИИС разрабатывает методологию статистических
наблюдений за распространением информационных и телекоммуникационных
технологий на предприятиях и в организациях, а также в домашних
хозяйствах, использованием глобальных телекоммуникационных сетей,
распространением электронной торговли (включая систему показателей,
формы обследований, инструкции, программы разработки и др.). ЦИСН
также проводит анализ результатов статистических обследований и
публикует соответствующие статистические сборники и аналитические
доклады.
6.3.5. ЦНИИС в сотрудничестве с Госкомстатом России, Минсвязи
России, ФГУП МНИЦ, ЦИСН разрабатывает методологию статистических
наблюдений за информатизацией России в части телекоммуникаций.
Структурные подразделения министерств и ведомств Российской Федерации
представляют в Минсвязи России сведения о состоянии информатизации
подведомственных организаций, предприятий и учреждений.
6.4. Использование результатов мониторинга информатизации
6.4.1. Минсвязи России представляет результаты мониторинга в
установленные сроки (регламентировано):
органам власти Российской Федерации;
органам власти субъектов Российской Федерации.
6.4.2. Публикует результаты мониторинга в открытой печати и в
Интернете на сайте Минсвязи России.
6.4.3. Предоставляет результаты мониторинга по запросам
предприятиям, организациям и учреждениям Российской Федерации и
зарубежным фирмам.


Приложение А
(обязательное)

КРИТЕРИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ - К
Т

Характеризует процент покрытия территории страны (региона)
инфокоммуникационными сетями, определяется с использованием методики
Программы развития Организации Объединенных Наций по формуле:

К - К
Тфакт. Тmin
К = ---------------,
Т К - К
Тmax Тmin

где:
К - фактический процент территории региона (страны),
Тфакт.
покрытой инфокоммуникационными сетями;
К = 0%;
Тmin
К = 100%.
Тmax


Приложение Б
(обязательное)

КРИТЕРИЙ ДОСТУПНОСТИ - К
Д

Определяет время, необходимое жителю страны для достижения
инфокоммуникаций.
Критерий доступности рассчитывается по формуле:

К = альфа x К + бета x К ,
Д Д1 Д2

где:
К - критерий доступности для городских жителей и жителей
Д1
крупных поселков;
К - критерий доступности для жителей труднодоступных и
Д2
малонаселенных районов;
альфа, бета - доли населения, проживающего соответственно в
городской и сельской местности.
В свою очередь, критерии К и К рассчитываются по формуле:
Д1 Д2

t - t
min
К = 1 - -----------,
Д1, 2 t - t
max min

где:
t - время, необходимое любому жителю для достижения
инфокоммуникаций в регионе (стране);
t = 5 мин.;
min } для К
t = 15 мин.; Д1
max
t = 30 мин.;
min } для К
t = 90 мин. Д2
max


Приложение В
(обязательное)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ - К
И

Определяется как индекс объема интерактивной информации в год на
1 жителя и рассчитывается по формуле:

log I - log I
min
К = -------------------,
И log I - log I
max min

где:

N x V x Т
ТА
I = -----------,
Н

I - объем интерактивной информации в год на 1 жителя региона
(страны);
N - количество телефонов (стационарных и мобильных) в
ТА
регионе (стране);
Н - население региона (страны);
V - средняя скорость передачи информации;
Т - среднее время занятия канала;
5
I = 10 байт;
min
10
I = 10 байт.
max


Приложение Г
(обязательное)

КРИТЕРИЙ РАЗВИТИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ - К
РИ

Характеризует уровень наполнения общества инфокоммуникационными
устройствами (терминалами) пользователя, определяется с использованием
методики Программы развития Организации Объединенных Наций по формуле:

И + И + И + И
ТА СОТ ПК ТВ
К = ----------------------,
РИ 4

где:

D - D
min
И = -----------, (1)
ТА D - D
max min

D - плотность стационарных телефонов в регионе (стране):

N x 100
ТА
D = ---------, (2)
Н

Н - население;
D = 80%;
max
D = 0%;
min
И , И , И рассчитываются аналогично (1) и (2).
СОТ ПК ТВ
D = D = D = 100%;
ТВmax ПКmax СОТmax
D = D = D = 0%.
ТВmin ПКmin СОТmin


Приложение Д
(обязательное)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ - К
Э

Определяется по формуле:

К - К
Эф Эmin
К = -------------,
Э К - К
Эmax Эmin

где:
К - процент ВВП региона (страны), обеспеченный за счет
Эф
информационно-телекоммуникационной экономики; он может быть исчислен
как отношение доходов от инфокоммуникаций к ВВП;
К = 0%;
Эmin
К = 50%.
Эmax


Приложение Е
(обязательное)

КОМПЛЕКСНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
КРИТЕРИЙ - К
ИТ

Определяет с использованием методики Программы развития
Организации Объединенных Наций по формуле:

К + К + К + К
Т Д И РИ
К = ------------------,
ИТ 4

где: К , К , К , К - критериальные показатели, определенные
Т Д И РИ
выше, все они являются относительными величинами, не имеющими
размерности и изменяющимися от 0 до 1. Приближение к 1 означает
движение к информационному обществу. Следует заметить, что определение
конкретного значения показателя К в регионах России в настоящее
ИТ
время затруднительно из-за недостатка справочных данных: нет данных по
доступности и степени покрытия инфокоммуникаций в регионах, время
занятия канала и скорость передачи информации известны только как
средние величины в целом по России. Поэтому К может быть пока оценен
ИТ
только критерием К .
РИ


Приложение Ж
(обязательное)

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО
___
ОБЩЕСТВА - К
ИО

Интегральный критерий для региона (страны) рассчитывается по
методу Международной академии связи и представляется вектором, имеющим
модуль (длина вектора) и угол, определяющий положение вектора
относительно единичного вектора с единичными координатами либо
относительно вектора, выбранного за точку отсчета в n-мерном
пространстве.
Длина вектора (модуль) вычисляется как:

________________
___ / n 2
|К | = / SUM гамма x К ,
ИО \/ i=1 i i

где:
n = 3;
гамма - весовой коэффициент (0 < гамма <= 1);
i
К - частные критерии: индекс развития человеческого
i
потенциала (публикуется в ежегодных докладах Программы развития
Организации Объединенных Наций);
К , К - критериальные показатели, определяемые по формулам
Э ИТ
Приложений Д и Е.
Максимальная длина вектора (модуль) достигается при стремлении
к максимуму частных критериев, т.е. при К -> 1,0; К -> 1,0;
ИТ Э
ИРЧП -> 1,0.
___ __
При этом |К | = \/3 = 1,73
ИО max
___
и вектор К совпадает по направлению с единичным вектором,
ИОmax
т.е. фи = 0Ь.
___ _
Угол между вектором К и единичным вектором Е определится из
ИО
соотношения:

К x Е К x 1 + К x 1 + ИРЧП x 1
ИО ИТ Э
cos фи = ----------- = ---------------------------,
__
|К | x |Е| |К | x \/3
ИО ИО

где:
(К x Е) - скалярное произведение 2 векторов;
ИО
_
|Е| - модуль вектора Е;
___
|К | - модуль вектора К .
ИО ИО
Ранжирование регионов (стран) производится по длине вектора.
___
Приближение отдельных векторов к К по модулю и углу будет
ИОmax
означать движение к информационному обществу.