РД 115.005-2002 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МОНИТОРИНГ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОНИТОРИНГА |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МОНИТОРИНГ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОНИТОРИНГА РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ 4 марта 2002 г. N РД 115.005-2002 (Д) Утвержден информационным письмом Минсвязи России от 4 марта 2002 г. N 1341 Дата введения в действие - 4 марта 2002 года Предисловие 1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Московским научно-исследовательским центром (ФГУП МНИЦ) Минсвязи России. Внесен Департаментом экономической и инвестиционной политики Минсвязи России. 2. Принят и введен в действие информационным письмом Минсвязи России от 04.03.2002 N 1341. 3. Введен впервые. 1. Область применения Настоящий руководящий документ предназначен для использования представителями государственных органов, осуществляющих регулирование в области производства, распространения и эксплуатации информационных технологий и информационных ресурсов, другими потребителями результатов мониторинга информатизации России и для юридических лиц - исполнителей мониторинга. 2. Сокращения AT - абонентская установка ВВП - валовый внутренний продукт ГСС - глобальная спутниковая связь ГТС - городская телефонная сеть ИКТ - инфокоммуникационные технологии ИМ - информационный массив ИР - информационные ресурсы ФГУП МНИЦ - Федеральное государственное унитарное предприятие Московский научно-исследовательский центр ОАУ - оконечная абонентская установка ОТА - основной телефонный аппарат ПД - передача данных ПК - персональный компьютер ПО - программное обеспечение СМИ - средства массовой информации СТС - сельская телефонная сеть ТА - телефонный аппарат ТП - телефонная плотность ТфОП - телефонная сеть общего пользования ЦИСН - Центр исследований и статистики науки Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Российской Академии Наук ЦНИИС - Центральный научно-исследовательский институт связи ЭВМ - электронная вычислительная машина 3. Термины и их определения Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов (Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"). Инфокоммуникационные технологии - совокупность методов и средств реализации информационных и телекоммуникационных процессов. Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации (Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"). Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) (Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"). Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"). Информационное общество - общество, в котором информационные процессы осуществляются, главным образом, на основе использования инфокоммуникационных технологий и информационные ресурсы доступны всем слоям населения. Информационный массив - банк данных, сайт, геоинформационная система и др. Интернет - всемирная инфокоммуникационная сеть, Рунет - российская часть Интернета. Импорт информационных продуктов (информации) для формирования ИР - обмен информационными ресурсами через государственную границу, когда заказчик - российский резидент, а исполнитель - зарубежная фирма. Импорт услуг по созданию контента - предоставление услуг через государственную границу, когда заказчик - российский резидент, а исполнитель - зарубежная фирма. Услуги включают ввод и обработку информации, создание Интернет-контента, размещение рекламы, анализ контента и пользователей. Качество парка аппаратных средств - доля не устаревших морально и физически аппаратных средств, находящихся в эксплуатации. Качество парка программных средств - доля лицензированных программных средств, находящихся в эксплуатации. Нелицензированные ПО и ИР - ПО и ИР, распространяемые без лицензии владельца или держателя. Пользовательская инфокоммуникационная среда - совокупность средств реализации инфокоммуникационных технологий (аппаратных и программных средств вычислительной техники и связи), услуг и информационных ресурсов. Сайт - место размещения информации абонента Интернета. Сервер - программно-аппаратное средство, реализующее определенные функции (хранение, обработка, передача информации и т.п.). Средства реализации ИКТ - аппаратные и программные средства вычислительной техники. Скрытый рынок информационных технологий (скрытая экономика в информатизации) - сегмент рынка, доходы на котором не регистрируются в государственных учетно-отчетных документах. Телекоммуникационные процессы - процессы передачи и коммуникации информации. Технологическая зависимость ИКТ - доля стоимости импорта ИКТ, проданных на российском рынке, в их себестоимости. Уровень нелицензированного (пиратского) рынка ПО - доля рынка ПО, на котором реализуется нелицензированное ПО. Уровень нелицензированного (пиратского) рынка информационных ресурсов - доля рынка ИР, на котором реализуются нелицензированные ИР. Уровень скрытой (нерегистрируемой) экономики в информатизации - доля скрытого рынка информационных технологий. Услуги информатизации (в сфере информатизации) - услуги, выполняемые в интересах информатизации юридических и физических лиц. Услуги по вводу и обработке информации - оцифровка, распознавание, разметка, структурирование, классифицирование и проч. Услуги на основе электронных ИР (включая Интернет) - предоставление ИР в платный доступ, поиск, навигация, каталогизация, предоставление по лицензии. Услуги по анализу контента и пользователей в Интернет - счетчики, определение рейтингов, выполнение мониторинга, науки и проч. Услуги по созданию Интернет-контента - подготовка и размещение в Интернет текстов и графики, веб-дизайн. Экспорт информационных услуг - предоставление тех же услуг, что при их импорте, через государственную границу, когда заказчик - зарубежная фирма, а исполнитель - российский резидент. Экспорт услуг на основе информационных ресурсов - предоставление услуг на основе электронных ИР. Электронное расслоение общества - различие в возможностях доступа к информационным ресурсам на основе использования инфокоммуникационных технологий по образовательным, финансовым, географическим, языковым и другим причинам. 4. Общие положения 4.1. Мониторинг информатизации - это наблюдение, оценка, анализ состояния, прогноз развития и разработка альтернативных вариантов регулирования информатизации. Результат мониторинга информатизации представляет собой набор численных значений показателей и текстовых характеристик, адекватно описывающих состояние и развитие информатизации. По результатам мониторинга разрабатываются предложения по регулированию процесса информатизации России. Результаты мониторинга являются государственным информационным ресурсом. 4.2. Показатели состояния и развития информатизации определяются статистической обработкой первичных данных, полученных в результате статистических наблюдений за состоянием информатизации физических и юридических лиц Российской Федерации, на основе экспертных оценок состояния производства, сбыта и использования в профессиональной деятельности инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и информационных ресурсов и данных из других источников. 4.3. Целью мониторинга является информационно-аналитическое обеспечение государственного регулирования процесса информатизации России и удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в информации о процессе информатизации России. 4.4. Задачи мониторинга: сбор первичных данных о состоянии информатизации юридических и физических лиц; оценка состояния информатизации выборки физических и юридических лиц; оценка состояния и развития информатизации генеральной совокупности юридических и физических лиц; анализ результатов мониторинга информатизации Российской Федерации; разработка предложений по государственному регулированию процесса информатизации; прогноз развития информатизации в результате государственного регулирования; мониторинг состояния и развития информатизации в результате реализации государственного регулирования; анализ результатов реализации государственного регулирования; оценка достоверности результатов мониторинга информатизации. 5. Показатели состояния и развития информатизации России 5.1. Показатели состояния и развития информатизации включают: показатели состояния и развития ИКТ, информационных ресурсов (ИР) (таблицы 1, 2, 3); показатели уровня обеспеченности общества ИКТ, информационными ресурсами (таблицы 4, 5) и готовности России к информационному обществу. 5.1.1. Показатели состояния и развития ИКТ и ИР включают: показатели, характеризующие производственно-сбытовую структуру ИКТ (таблица 1); показатели, характеризующие состояние рынка ИКТ и ИР (таблица 2); показатели, характеризующие состояние и развитие пользовательской инфокоммуникационной среды (таблица 3). 5.1.1.1. Показатели, характеризующие производственно-сбытовую структуру ИКТ (таблица 1), включают группу А - "Распределение предприятий по производимой продукции и услугам", группу Б - "Интегральные характеристики производственно-хозяйственной деятельности предприятий с распределением по ИКТ" и группу В, отображающую динамику показателей групп А и Б. Показатели таблицы 1 определяются в разрезах структур административно-хозяйственного деления Российской Федерации и форм собственности предприятий. 5.1.1.2. Показатели, характеризующие состояние и развитие рынка ИКТ и информационных ресурсов (таблица 2), включают группы показателей объемов рынков: аппаратных средств (группа А), программных средств (группа В), услуг (группа Д) и объемов внешнеэкономической деятельности (с разделением на импорт и экспорт) по аппаратным средствам (группа Б), программным средствам (группа Г), услугам (группа Е) и информационным ресурсам (группа И). Кроме этого, группа показателей Ж характеризует безопасность информационных технологий и ресурсов, а группа показателей И - динамику рынков. Показатели рынка аппаратных средств классифицированы по классам компьютеров и пользовательского связного оборудования, по периферийному и офисному оборудованию, комплектующим, расходным материалам и аксессуарам. Показатели рынка программных средств (группа В) и услуг (группа Д) охватывают верхний классификационный уровень. Группа показателей динамики рынков (группа И) включает изменение показателей всех групп (от А до Е) и темп изменения (изменение изменения) показателей. 5.1.1.3. Показатели состояния и развития пользовательской инфокоммуникационной среды (таблица 3) включают группы количественных показателей парка аппаратных средств (группа А), количества юридических и физических лиц, имеющих программные средства (группа Г), средств доступа в Интернет (группа Е), объемов информационных ресурсов (группа Ж), показателей выбытия из парка аппаратных средств (группа Б), качества парков аппаратных средств (группа В) и программных средств (группа Д), занятость по информатизации предприятий собственными сотрудниками (группа И). Показатели группы К характеризуют динамику показателей всех групп (таблица 3). Все показатели таблицы 3 должны определяться в разрезах: отрасль экономической деятельности, структура административно-хозяйственного деления, юридические и физические лица, формы собственности. 5.1.2. Показатели обеспеченности России ИКТ и информационными ресурсами и ее готовности к информационному обществу. Показатели обеспеченности России ИКТ и информационными ресурсами (таблица 4) характеризуют возможности доступа к современным информационным технологиям организаций и населения и их интеграцию в информационное общество. Критерии оценки уровня готовности России, ее структур административно-хозяйственного деления и отраслей к информационному обществу (таблица 5) предназначены для определения их принадлежности к одному из четырех уровней готовности к информационному обществу: 1-й уровень - условия для перехода к информационному обществу отсутствуют; 2-й уровень - условия для перехода к информационному обществу созданы и используются малой частью общества; 3-й уровень - условия для перехода к информационному обществу созданы и используются значительной частью общества. Существует электронное расслоение общества; 4-й уровень - большая часть общества использует в жизни и в профессиональной деятельности инфокоммуникационные технологии, услуги и информационные ресурсы. Осуществляются меры по преодолению электронного расслоения общества и других негативных последствий информатизации. Уровни готовности России к информационному обществу определяются в пяти направлениях, характеризующих развитие информатизации и проникновение ИКТ, услуг и информационных технологий в жизнь и деятельность общества: I-е направление - "Доступ к инфокоммуникациям". Характеризует обеспеченность общества инфокоммуникационной инфраструктурой; ее доступность населению и предприятиям по цене и времени доступа к сетевым ресурсам; скоростью и качеством передачи информации; развитием местной сбытовой сети аппаратных и программных средств и услуг; развитием местной сети телекоммуникационного сервиса, сопровождения аппаратных и программных средств, развитием местной сети доступа к Интернету; II-е направление - "Инфокоммуникационное обучение". Характеризует обеспеченность средних и высших учебных заведений компьютерами и ресурсами Интернета, уровнем подготовленности преподавателей по применению ИКТ в преподавательской деятельности, возможностями получения специального и общего образования по ИКТ в государственных и негосударственных средних специальных, высших учебных заведениях; III-е направление - "Инфокоммуникационное общество". Характеризует возможности использования и использование Интернета, его информационных ресурсов в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, а также средний объем информации, получаемый одним человеком в год; IV-е направление - "Инфокоммуникационная экономика". Характеризует влияние специализации в области ИКТ на рынок труда, развитие электронной коммерции "Фирма - покупатель" и "Фирма - Фирма", переход к "Электронному правительству", общее влияние отрасли экономической деятельности в сфере информатизации на экономику России (доля ВВП, получаемая от рынка ИКТ); V-е направление - "Инфокоммуникационная политика". Характеризует влияние органов власти на либерализацию телекоммуникационного сектора экономики, на конкуренцию и развитие услуг в этом секторе, на ограничения, налагаемые лицензированием и стандартами на производственную и сбытовую деятельность в отношении ИКТ и информационных ресурсов, влияние правительства на информатизацию через реализацию государственных целевых программ и их концепций. Уровни готовности к информационному обществу определяются для структур административно-хозяйственного деления и для отраслей экономической деятельности. 6. Организация мониторинга информатизации 6.1. Источники данных для мониторинга информатизации
КРИТЕРИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ - К Характеризует процент покрытия территории страны (региона) К - К где:
КРИТЕРИЙ ДОСТУПНОСТИ - К Определяет время, необходимое жителю страны для достижения К = альфа x К + бета x К , где: t - t где:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ - К Определяется как индекс объема интерактивной информации в год на log I - log I где: N x V x Т I - объем интерактивной информации в год на 1 жителя региона
КРИТЕРИЙ РАЗВИТИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ - К Характеризует уровень наполнения общества инфокоммуникационными И + И + И + И где: D - D D - плотность стационарных телефонов в регионе (стране): N x 100 Н - население;
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ - К Определяется по формуле: К - К где:
КОМПЛЕКСНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ Определяет с использованием методики Программы развития К + К + К + К где: К , К , К , К - критериальные показатели, определенные
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО Интегральный критерий для региона (страны) рассчитывается по ________________ где: К x Е К x 1 + К x 1 + ИРЧП x 1 где: |