Федеральный горный и промышленный надзор России
(Госгортехнадзор России)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 10.09.93 г. №7
г. Москва
Об утверждении Методических указаний
по организации и осуществлению контроля
за горно-технической рекультивацией земель,
нарушенных горными разработками
Коллегия Госгортехнадзора России
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Методические Указания по организации и осуществлению контроля за горно-технической рекультивацией земель, нарушенных горными разработками.
Председатель Госгортехнадзора России М.Н. Васильчук
Методические указания по организации
и осуществлению контроля за горно-технической
рекультивацией земель, нарушенных горными разработками
РД-07-35-93
Срок введения в действие 10.09.93 г.
Разработано и внесено Главным управлением по надзору за охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю
Утверждено коллегией Госгортехнадзора России 10.09.93 г. постановление № 7
1. Общие положения
Настоящие Методические указания по организации и осуществлению контроля за горно-технической рекультивацией земель, нарушенных горными разработками, подготовлены на основании требований Закона Российской Федерации «О недрах», природоохранного и земельного законодательства, «Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России» и других нормативных документов и предназначены для использования в работе органов Госгортехнадзора России.
Вскрытие и подготовка месторождений полезных ископаемых к освоению, добыча полезных ископаемых и переработка минерального сырья в подавляющем большинстве случаев сопровождаются нарушением значительных по площади территорий. Действующим природоохранительным законодательством предусматривается приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
В процессе восстановления территорий, нарушенных горными разработками, различают два этапа - горно-техническую и биологическую рекультивации.
Под горно-технической рекультивацией следует понимать такое размещение вскрышных и вмещающих пород в выработанном пространстве разрезов и карьеров, в отвалах, хвосто- и шламохранилищах и на других объектах, которое без дополнительных горно-транспортных работ позволяет осуществлять биологическую рекультивацию и обеспечивает безопасность населения и охрану окружающей среды.
Цели горно-технической рекультивации достигаются как при ведении основных горно-подготовительных и горно-транспортных, а также добычных работ, так и при осуществлении комплекса специальных работ, выполнение которых в составе основного технологического цикла невозможно или нецелесообразно.
Наиболее эффективна горно-техническая рекультивация, которая является технологическим звеном горных разработок, включенным в основные технологические процессы добычи полезных ископаемых.
Биологическая рекультивация включает в себя работы по восстановлению плодородия нарушенных земель, их озеленение, возвращение в сельскохозяйственное, лесное или иное пользование, создание благоприятного для жизни и деятельности человека ландшафта.
В соответствии с «Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 594 от 17.08.92 г., государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется соответствующими Советами народных депутатов и администрациями, а также специально уполномоченными на то государственными органами. Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, являются: Роскомзем, Минприроды России, Госсанэпиднадзор России, Госстрой России. При этом функции контроля за рекультивацией нарушенных земель возложены на Роскомзем, Минприроды России и Госгортехнадзор России (в соответствии с «Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России», утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 234 от 18.02.93 г.).
2. Организация контроля за проведением на подконтрольных
предприятиях горно-технической рекультивации
2.1. Контроль за горно-технической рекультивацией органы Госгортехнадзора России осуществляют на проектируемых, строящихся, реконструируемых, действующих, консервируемых и ликвидируемых предприятиях по добыче полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые, торф и сапропель) и переработке минерального сырья независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и объемов добычи.
2.2. Планирование, организация и проведение проверок (обследований) объектов горно-технической рекультивации, оформление их результатов должно проводиться в соответствии с Методическими указаниями по организации государственного надзора за использованием и охраной недр и геолого-маркшейдерского контроля, утвержденными постановлением коллегии Госгортехнадзора России № 10-к от 29.04.88 г.
2.3. Проверкам должны подвергаться:
земельные участки, нарушенные открытыми и подземными разработками, склады попутно добытых и временно неиспользуемых полезных ископаемых, хвосто- и шламохранилища, внутренние и внешние отвалы ее вскрышных и пустых горных пород, земельные участки, высвобождающиеся после строительства и эксплуатации скважин, объектом сбора, подготовки и транспорта нефти, газа и технической воды;
проектная документация, в т.ч. проекты на разработку месторождений полезных ископаемых, планы развития горных работ, специальные проекты рекультивации земель, нарушенных горными разработками;
выполнение условий лицензий в части проведения горно-технической рекультивации.
2.4. В основные обязанности органов Госгортехнадзора России в связи с их участием в системе государственного контроля за рекультивацией нарушенных земель также входят:
согласование заданий на проектирование и проектов на строительство, реконструкцию, ликвидацию и консервацию предприятий по добыче и переработке минерального сырья, планов развития горных работ в части вопросов горно-технической рекультивации, а также специальных проектов рекультивации;
участие в работе комиссий по приемке некультивированных (восстановленных) земель;
участие в проверке знаний специалистов предприятий и организаций правил и технических норм ведения рекультивационных работ.
Вопросы горно-технической рекультивации должны рассматриваться при согласовании условий лицензий на право пользования недрами, выдаче лицензий на ведение проектных, строительных и эксплуатационных видов деятельности в горных производствах, а также при регистрации горных отводов для разработки общераспространенных полезных ископаемых.
2.5. Наиболее актуальные проблемы горно-технической рекультивации должны рассматриваться на заседаниях Совета округа.
При необходимости округ может в установленном порядке вносить предложения о проведении научных экспертиз по наиболее сложным вопросам горно-технической рекультивации, принимать окончательное решение с учетом рекомендаций этих экспертиз, а также вносить в объединения, организации и предприятия предложения о проведении научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ по вопросам горно-технической рекультивации.
2.6. В целях повышения эффективности контроля за проведением горно-технической рекультивации приказом по округу должны быть назначены ответственные лица за осуществление этого вида контроля и обобщение его практики.
2.7. Планы технической учебы инспекторского состава должны предусматривать изучение вопросов горно-технической рекультивации.
2.8. Округа в своих годовых отчетах должны регулярно информировать Госгортехнадзор России об основных результатах своей контрольной работы за горно-технической рекультивацией, нерешаемых проблемах восстановления нарушенных горными работами земель, а также обоснованные предложения по их решению.
3. Основные вопросы, подлежащие рассмотрению
при проведении проверок
3.1. Наличие в проекте предприятия по добыче полезных ископаемых или предприятия по переработке минерального сырья специального раздела по рекультивации нарушенных земель. Если такой раздел отсутствует, установить, имеется ли на предприятии специально разработанный проект по рекультивации нарушенных земель.
3.2. Проектные направления рекультивации:
для использования в сельском хозяйстве (земледелие, плодоводство);
под лесонасаждения (леса целевого - почвозащитные, климатические, водоохранные, лесопарки, парки и т.д. - и производственного назначения);
под водоемы (пруды для рыболовства, водохранилища, водные площади оздоровительного характера);
для гражданского и промышленного строительства.
3.3. Проектные сроки проведения рекультивации в процессе эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья или в процессе их ликвидации.
3.4. Делается ли горно-техническая рекультивация технологическим звеном вскрышных добычных и отвальных работ.
Применение технологических схем вскрыши и добычи полезных ископаемых, максимально облегчающих рекультивационную деятельность с оптимальным использованием основного оборудования для ее реализации.
3.5. Предусматривается ли в проекте:
опережающее снятие и специальное складирование (хранение) плодородного слоя почвы;
селективная разработка пород вскрыши с целью отделения скальных и токсичных пород от потенциально плодородных пород;
селективное формирование самих отвалов, обеспечивающее захоронение токсичных пород;
создание в необходимых случаях специального промежуточного слоя из инертных пород и вынос на поверхность пород с благоприятными биологическими свойствами;
засыпка провалов;
планировка выработанного пространства карьеров и разрезов до и после усадки пород;
нанесение на спланированные поверхности почвенного слоя или потенциально плодородных пород;
выполаживание бортов карьеров и разрезов и откосов отвалов до состояния, исключающего развитие эрозионных процессов и обеспечивающего проведение сельскохозяйственных и лесокультурных и иных работ;
устройство инженерных сооружений и коммуникаций;
осуществление специальных мероприятий по укреплению откосов;
укладка экранирующих слоев для предохранения верхних продуктивных горизонтов от вредного влияния токсичных пород и других агрессивных сред и для создания нормальных гидрогеологических условий;
меры, обеспечивающие безопасность работников и населения в процессе проведения горно-технической рекультивации и после ее завершения.
3.6. Соответствие технических условий выполнения работ установленным отраслевым и иным техническим требованиям, а также требованиям проектов и условий лицензий.
3.7. Обеспеченность работ необходимыми механизмами, оборудованием, подготовленными кадрами.
3.8. Соответствие запланированных объемов работ объемам, предусмотренным планами развития горных работ, проектами предприятий, условиями лицензий на пользование недрами и т.д.
3.9. Наличие специализированных подразделений по ведению специальных видов рекультивационных работ.
3.10. Состояние ведомственного контроля за ведением горнотехнической рекультивации, в т.ч. наличие лиц из числа технического надзора, ответственных за осуществление данного вида контроля.
3.11. Противопожарные мероприятия на объектах предприятий, разрабатывающих угли и другие виды горных пород, склонных к самовозгоранию.
3.12. Противооползневые мероприятия для участков в сложных горно-геологических условиях (наличие слабых контактов, неблагоприятно ориентированных поверхностей ослабления массива, слабых слоев и прослойков и т.д.).
3.13. Наличие в необходимых случаях искусственных водоупоров для предотвращения обезвоживания почвенного слоя; экранирования поверхности при рекультивации фитотоксичных пород (сульфидсодержащие породы, солеотвалы и т.д.), а также иных мероприятий по предотвращению водной и ветровой эрозии.
3.14. Возможность сокращения площадей нарушаемых и отчуждаемых земель при ведении горных работ, а также мероприятия по снижению количества складируемых отходов горного производства (селективная добыча полезных ископаемых, оставление вмещающих пород в выработанном пространстве, комплексное использование минерального сырья и т.д.).
3.15. Наличие на предприятии системы мер экономического стимулирования за качественное выполнение рекультивационных работ.
3.16. Осуществление мероприятий по снижению потерь полезных ископаемых при добыче, комплексному использованию попутных компонентов, вскрышных и вмещающих пород, сокращающих выход пород, в т.ч. токсичных и уменьшающих вредное воздействие отходов на окружающую среду.
3.17. Состояние учета отведенных, используемых и возвращенных земель, а также заскладированного и использованного плодородного слоя почвы.
3.18. Внедрение прогрессивных схем рекультивации терриконов и породных отвалов; складирования отходов обогащения (предварительное сгущение хвостов обогащения, создание упорных призм из крупных фракций и т.д.), сокращающих площади отчуждаемых земель; схемы складирования и способов сохранения плодородного слоя почвы;
3.19. Применение прогрессивного оборудования и механизмов для горно-технической рекультивации.
4. Случаи рассмотрения вопросов горно-технической рекультивации
непосредственно Госгортехнадзором России
4.1. Материалы по горно-технической рекультивации (с целью выдачи необходимых заключений, согласования технических проектов, условий лицензирования пользования недрами, границ горных отводов и т.д.), кроме случаев, предусмотренных общим порядком рассмотрения соответствующих документов, рассматриваются непосредственно Госгортехнадзором России:
по просьбе органов Роскомзема и Минприроды России;
по просьбе органов представительной власти и администрации на местах;
по просьбе округов (в особо сложных случаях);
по инициативе Госгортехнадзора России;
в спорных случаях и конфликтных ситуациях.
Во всех случаях для рассмотрения вопроса округа должны оперативно представить в Госгортехнадзор России свои заключения, замечания и предложения, а при необходимости направить дополнительную информацию и конкретные материалы.
5. Взаимодействие органов Госгортехнадзора России
при осуществлении контроля за горно-технической рекультивацией
с другими природоохранными органами
5.1. Контроль за ведением горно-технической рекультивации должен осуществляться в тесном взаимодействии с соответствующими Советами народных депутатов и администрациями непосредственно на местах, а также органами Роскомзема, Минприроды России и другими специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель.
5.2. По итогам контрольной работы в специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в необходимых случаях должны подаваться обоснованные предложения по улучшению состояния нарушенных горными работами земель. Кроме того, в органы представительной власти, администрации на местах, средства массовой информации должны регулярно направляться информации о состоянии и принимаемых органами горного надзора мерах по охране земель.
6. Ответственность за нарушения, допущенные субъектами
хозяйственной и предпринимательской деятельности
6.1. В отношении субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушающих установленные требования природоохранительного законодательства, норм и правил при ведении горно-технической рекультивации, органами Госгортехнадзора России должны использоваться все предоставленные им для осуществления горного надзора права.