Федеральный горный и промышленный надзор России

(Госгортехнадзор России)

 

Нормативные документы Госгортехнадзора России

 

Утверждено

Госгортехнадзором России

10.12.98 постановление № 76

 

Срок введения в действие с 01.07.99

 

Методические указания

по контролю за технической обоснованностью расчетов

платежей при пользовании недрами

 

РД 07-261-98

 

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Методические указания разработаны с учетом требований Закона Российской Федерации “О недрах” в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах” (далее Закон Российской Федерации “О недрах”), Федерального закона от 30 декабря 1995 года “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” № 224-ФЗ, “Инструкции о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами”, утвержденной Минфином России от 4 февраля 1993 года №8, Госналогслужбой России от 30 января 1993 года №17, Госгортехнадзором России от 4 февраля 1993 года № 01-17/41, Инструкции “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений”, утвержденной Госналогслужбой России от 31 декабря 1996 года №44 с изменениями и дополнениями от 16.07.98 № БФ-3-04/144, в соответствии с “Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России”, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 года №234, совместным приказом Госналогслужбы России и Госгортехнадзора России от 08.10.96 № ВА-3-04/87/151 “Об усилении взаимодействия налоговых органов и органов государственного горного надзора”.

2. Методические указания устанавливают требования к порядку определения геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей при пользовании недрами, а также к осуществлению контроля за достоверностью этих данных применительно к добыче различных видов минерального сырья.

3. Методические указания предназначены для органов государственного горного надзора, государственных налоговых инспекций.

4. Контроль органов Госгортехнадзора России за геолого-маркшейдерскими и горно-техническими исходными данными для расчетов платежей при пользовании недрами осуществляется во взаимодействии с государственными налоговыми инспекциями, органами государственного геологического контроля и относится к приоритетным направлениям контрольной деятельности.

5. На горнодобывающих предприятиях, имеющих сложную технологию добычи и переработки минерального сырья, в целях решения спорных вопросов обоснования расчетов платежей применительно к условиям конкретных месторождений и предприятий могут согласовываться с соответствующими территориальными органами Госгортехнадзора России, МНС России и МПР России.

 

II. Определение добычи полезных ископаемых

 

6. В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации “О недрах” налогооблагаемой базой при исчислении платежей за добычу полезных ископаемых является стоимость добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора.

7. В соответствии со статьей 1 Федерального закона “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” от 30 января 1995 года № 224-ФЗ налогооблагаемой базой при исчислении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.

8. Для настоящих Методических указаний под добытыми полезными ископаемыми, а также фактически добытыми полезными ископаемыми понимаются:

а) твердые полезные ископаемые выданные из недр на поверхность при подземной разработке месторождения, вывезенные из карьера (разреза) на открытых горных работах, и прошедшие первичную обработку, но без учета пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в подсчет запасов;

б) драгоценные металлы после аффинажного производства;

в) драгоценные камни после первичной переработки, включая сортировку, первичную классификацию и первичную оценку;

г) нефть, газ (газовый конденсат), поднятые на поверхность и прошедшие первичную обработку (подготовку);

д) подземные воды, поднятые на поверхность и прошедшие в необходимых случаях первичную обработку (подготовку), за исключением попутно извлекаемых при добыче нефти и газа вод, закачиваемых для поддержания пластового давления и сбрасываемых в поглощающие скважины;

е) полезные ископаемые, полученные с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ, включая выщелачивание, дражную и гидравлическую разработку россыпных месторождений, подземную газификацию и выплавление др., либо перерабатывающих технологий, отнесенных при лицензировании пользования недрами к специальным видам добычных работ, включая добычу полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения и др.

9. Для настоящих Методических указаний под первичной обработкой полезных ископаемых понимается:

а) для твердых полезных ископаемых - технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, предусмотренные проектом ведения работ по добыче полезных ископаемых и осуществляемые, как правило, в границах горного отвода, включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробление негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку и доставку до склада готовой продукции или на перерабатывающие производства, (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно-сортировочные комплексы, химические или металлургические заводы и др);

б) для нефти и газа (газового конденсата) - технологические операции по доведению до требуемого стандартами качества (обезвоживание, обессоливание, сепарацию и др.), предусматриваемые проектом обустройства месторождения;

в) для подземных вод - технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, которые могут включать очистку, обезжелезивание, обеззараживание и доставку до накопительных емкостей перед подачей в сеть потребителю, предусмотренные технологической схемой.

10. В соответствии со статьей 23-3 Закона Российской Федерации “О недрах” к первичной переработке относятся операции по переработке получаемого из недр минерального сырья по технологическим схемам. Для настоящих Методических указаний под технологической схемой понимаются проектные решения, предусмотренные технологической частью проекта предприятия по переработке минерального сырья, определяющие последовательность процессов и операций по обогащению и переделу добытых полезных ископаемых.

11. Для настоящих Методических указаний под продукцией более высокой степени технологического передела понимается продукция, получаемая в результате переработки добытых полезных ископаемых, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами б), в) и е) пункта 8 настоящих Методических указаний.

 

III. Определение потерь полезных ископаемых

 

12. Для настоящих Методических указаний под потерями полезных ископаемых при добыче понимается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченная из недр при разработке месторождения, полезные ископаемые добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на транспортных путях горного производства, для случаев добычи нефти и газа потери при подготовке извлеченной из недр нефти и газа, а в особых случаях, предусмотренных подпунктами б), в) и е) пункта 8 настоящих Методических указаний, также потери при первичной переработке минерального сырья.

13. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” потери драгоценных металлов и камней при их первичной переработке отнесены к потерям полезных ископаемых при добыче.

14. Запасы полезных ископаемых, не извлеченные из недр при разработке месторождения по причинам утраты промышленного значения, неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения, а также заключенные в предохранительных целиках, предусмотренных техническими проектами для охраны зданий, сооружений и природных объектов, в согласованных с органами государственного горного надзора охранных целиках у геологических нарушений и водных объектов, в случае их своевременного списания в установленном порядке с учета организации по добыче полезных ископаемых в потери полезных ископаемых при добыче не включаются.

15. В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации “О недрах” к сверхнормативным потерям полезных ископаемых при добыче

относятся потери, превышающие нормативы, устанавливаемые в составе ежегодных планов горных работ, согласованных с органами Госгортехнадзора России. В связи с этим, потери, допущенные за период работ по добыче полезных ископаемых без согласованных годовых планов развития горных работ (годовых программ работ), а в особых случаях, предусмотренных подпунктами б), в), е) пункта 8 настоящих Методических указаний, и при ведении работ по переработке минерального сырья, являются сверхнормативными потерями.

16. Для настоящих Методических указаний под потерями полезных ископаемых при переработке понимается часть полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, потерянных при первичной переработке добытых полезных ископаемых. Потери полезных ископаемых при переработке, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами б), в) и е) пункта 8 настоящих Методических указаний, подлежат специальному нормированию и в потери полезных ископаемых при добыче не включаются.

В соответствии с п.6 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России нормативы потерь полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов подлежат согласованию с органами государственного горного надзора для всех технологических переделов предприятий по переработке минерального сырья.

За сверхнормативные потери полезных ископаемых при переработке, за исключением случаев их включения в потери полезных ископаемых при добыче, штрафные санкции не установлены. Лица, виновные в нарушении требований охраны недр и допущении сверхнормативных потерь полезных ископаемых при переработке подлежат административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

17. Для настоящих Методических указаний под нормативными потерями полезных ископаемых при добыче понимаются фактические потери в пределах устанавливаемых по согласованию с органами Госгортехнадзора России нормативов потерь. В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации “О недрах” стоимость нормативных потерь в налогооблагаемую базу не включается.

 

IV. Учет добычи и потерь полезных ископаемых

 

18. Учет добычи и потерь полезных ископаемых осуществляется в соответствии с установленным порядком ведения геолого-маркшейдерского учета запасов полезных ископаемых и отражается в формах государственного федерального статистического наблюдения. Перечень указанных форм приведен в приложении 1, а перечень основных нормативных документов, регламентирующих ведение геолого-маркшейдерского учета, приведен в приложении 2.

19. Учет добычи и потерь твердых полезных ископаемых ведется, как правило, по данным маркшейдерских замеров объемов (массы) и геологического опробования полезных ископаемых по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку, уступу, залежи и др.), осуществляемых не реже одного раза в год геолого-маркшейдерской службой пользователя недр.

В случаях, когда при добыче полезных ископаемых прямое определение потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных полезных ископаемых определяется условно по установленному для данной выемочной единицы нормативу потерь и количеству добытых из нее полезных ископаемых. Окончательное количество потерянных полезных ископаемых по выемочной единице определяется после ее полной отработки.

Учет добычи и потерь нефти и газа ведется по данным учета на скважинах и на пунктах первичной обработки (подготовки) углеводородов на основании согласованных с органами Госгортехнадзора России методик.

Учет добычи и потерь подземных вод (минеральных, теплоэнергетических, промышленных) ведется по данным контрольно-измерительной аппаратуры. Конкретный выбор применяемой аппаратуры осуществляется при составлении технологической схемы.

 

V. Разрешение разногласий

 

20. Разногласия по вопросам определения геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей рассматриваются совместно органами государственного горного надзора и государственными налоговыми инспекциями. Споры разрешаются в установленном законодательством порядке.

 

VI. Методика контрольной работы

 

21. Вопросы контроля за геолого-маркшейдерскими и горнотехническими обоснованиями платежей при пользовании недрами входят в число обязательных вопросов, рассматриваемых при комплексном обследовании предприятий и проверках геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ, а также при рассмотрении и согласовании годовых планов развития горных работ. В годовых, квартальных и месячных планах работы управлений округов (управлений), отделов по охране недр и государственных инспекторов по охране недр и переработке минерального сырья могут предусматриваться специальные темы, включая целевые проверки предприятий, заседания Совета округа, техническая учеба и т.д.

22. Работа органов Госгортехнадзора России с государственными налоговыми инспекциями осуществляется на основании соглашений о взаимодействии. Соглашение о взаимодействии должно содержать взаимные обязательства о порядке и формах взаимодействия органов Госгортехнадзора России и налоговых инспекций, и, в частности, предусматривать:

передачу в государственную налоговую инспекцию ежегодных планов работы управления округа (управления) для организации совместных проверок;

представление в государственную налоговую инспекцию сведений, о выявленных случаях сокрытия или предоставления неверных сведений об объемах добытого минерального сырья, о сверхнормативных потерях минерального сырья;

совместные с государственной налоговой инспекцией проверки горных предприятий;

совместное с государственной налоговой инспекцией рассмотрение спорных вопросов, возникающих при контроле за платежами при пользовании недрами в части их геолого-маркшейдерских и горнотехнических обоснований, проведение семинаров.

Органы государственного горного надзора и государственные налоговые инспекции в соглашениях о взаимодействии в пределах своей компетенции предусматривают содействие организации на горнодобывающих предприятиях эффективного геолого-маркшейдерского учета добычи минерального сырья.

23. При согласовании годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) следует обращать особое внимание на:

не превышение нормативов потерь полезных ископаемых уровням потерь, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами;

соответствие применяемых при расчетах ставок и льгот условиям лицензий на пользование недрами;

соответствие объемов добычи и сверхнормативных потерь, включенных в расчеты платежей за предыдущий период, фактическим объемам добычи и сверхнормативных потерь;

обоснованность геолого-маркшейдерских и горнотехнических данных, включаемых в расчеты платежей при пользовании недрами;

правомерность применения понижающего коэффициента в части геолого-маркшейдерского и горнотехнического обоснования платежей при пользовании недрами и отнесения минерального сырья к продукции более высокой степени технологического передела;

соответствие геолого-маркшейдерского учета добычи полезных ископаемых и их потерь действующим нормативным требованиям;

выполнение ранее выданных предписаний органов Госгортехнадзора России по устранению нарушений законодательства о недрах и налогового законодательств.

При установлении графика согласования годовых планов развития горных работ следует давать недропользователям разъяснения о том, что все потери полезных ископаемых при добыче, допущенные в период работы без согласованных нормативов потерь, относятся к сверхнормативным потерям и подлежат налогооблажению в двойном размере.

24. Уточнение геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей при пользовании недрами применительно к конкретным условиям горнодобывающих предприятий осуществляется при согласовании годовых планов развития горных работ (годовых программ работ).

25. Горнодобывающим предприятиям, имеющим сложную технологию переработки минерального сырья и спорные вопросы по обоснованию расчетов платежей, следует рекомендовать разработку специальных методик расчетов платежей и представления их на согласование в Госгортехнадзор России и МНС России или их территориальные органы.

26. При проверках горнодобывающих предприятий особое внимание следует уделять правильности оплаты сверхнормативных потерь, неиспользуемых, но стоящих на государственном учете попутных полезных ископаемых и компонентов, применению установленных льгот и другим вопросам экономического стимулирования рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов.

По результатам проверки органами государственного горного надзора предприятиям выдается акт-предписание с конкретными сроками устранения выявленных нарушений.

27. По результатам контрольной работы органами государственного горного надзора в исполнительные органы субъектов Российской Федерации и территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации направляются предложения по дополнению условий лицензий на пользование недрами в части геолого-маркшейдерских и горнотехнических обоснований по уточнению условий взимания платежей при пользовании недрами, применению налоговых льгот, стимулирующих рациональное и комплексное использование минеральных ресурсов, а также по изъятию лицензий на пользование недрами у недропользователей, нарушающих требования законодательства о недрах и налогового законодательства.

28. Об опыте контрольной работы, проблемных вопросах, возникающих при рассмотрении обоснований расчетов платежей при пользовании недрами, территориальные органы Госгортехнадзора России информируют Госгортехнадзор России в годовых отчетах о работе, а при необходимости и оперативно.

 

 

Приложение 1

 

Перечень основных форм

федерального государственного статистического наблюдения по учету

запасов полезных ископаемых горнодобывающими предприятиями

 

1. 5-гр (годовая). “Отчетный баланс запасов полезных ископаемых”;

- Инструкция по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам № 5-гр и 5 - гр (уголь), утвержденная Министерством геологии СССР 4 ноября 1971 г.:

2. 6-гр (нефть, газ, компоненты), (годовая). “Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа”;

- Инструкция по учету запасов нефти и природных горючих газов и по составлению отчетных балансов по формам № 6-гр и 7-гр, утвержденная Министерством геологии СССР 4 ноября 1971 г. и Методические рекомендации по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 6-гр (нефть, газ, компоненты), ведению федерального и сводных территориальных балансов запасов, утвержденные МПР России 08.10.96;

3. 70-тп (годовая). “Отчет об извлечении полезных ископаемых при добыче”;

- Инструкция по заполнению формы № 70-тп “Отчет об извлечении полезных ископаемых при добыче”, утвержденная ЦСУ СССР 5 февраля 1985 г. № 42-24/6;

4. 71-тп (годовая) “Отчет о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства”;

- Инструкция по составлению отчета по форме № 71-тп “Отчет о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства” и по составлению сводных отчетов по форме № 71-тп”, утвержденная ЦСУ СССР 05.04.87 №17-42/0223;

5. 11-шрп (годовая) “Отчет о потерях угля (сланца) в недрах (подземные и открытые работы)”;

- Инструкция по составлению государственной статистической отчетности о потерях угля (сланца) в недрах при подземных и открытых работах, утвержденная Госкомстатом России 13.12.94 № 255.

6. 2-тп (годовая)“Отчет об использовании воды”

- Инструкция о порядке составления статистического отчета об использовании воды по форме № 2-тп (водхоз)”, утвержденная ЦСУ СССР 24.07.85 №42/4;

7. 31-тп (годовая) “Отчет об извлечении гелия, серы, этана, пропана, бутанов, пентана и выше из природного газа при переработке”.

- Инструкция по заполнению формы № 31-тп “Отчет об извлечении гелия, серы, этана, пропана, бутанов, пентана и выше из природного газа при переработке”, утвержденная Госкомстатом России 8.04.93 № 38.

 

 

Приложение 2

 

Перечень

основных нормативных документов, регламентирующих ведение геолого-маркшейдерского учета при добыче полезных ископаемых

 

1. Единые правила охраны недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, Госгортехнадзор СССР, 14.05.85. Внесены изменения в 1987 г.

2. Инструкция по наблюдению за сдвижением горных пород, земной поверхности и за подрабатываемыми сооружениями на угольных и сланцевых месторождениях, Госгортехнадзор СССР, 05.03.87.

3. Инструкция по наблюдениям за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов на карьерах и разработке месторождений по обеспечению их устойчивости, Госгортехнадзор СССР, 21.07.70.

4. Инструкция по производству маркшейдерских работ, Госгортехнадзор СССР, 19.02.85.

5. Межотраслевая инструкция по определению и контролю добычи и вскрыши на карьерах, Госгортехнадзор СССР, 10.08.76.

6. Положение по учету запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, МПР России, 09.07097.

7. Методические указания по нормированию, определению и учету потерь и разубоживания золотосодержащей руды (песков) при добыче, Госгортехнадзор России, 02.03.93.

8. Методические указания по определению, учету, экономической оценке и нормированию потерь полезных компонентов при переработке минерального сырья черной металлургии, Госпроматомнадзор СССР, 21.12.89.

9. Методические указания по разработке технико-экономического обоснования целесообразности списания утративших промышленное значение запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, Госгортехнадзор СССР, 17.10.86. Внесены изменения в 1987 году.

10. Инструкция о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, Госгортехнадзор России, 17.09.97.

11. Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей, Госгортехнадзор России, 22.04.98.

12. Правила разработки месторождений теплоэнергетических вод, Госгортехнадзор СССР, 01.11.85.

13. Типовые методические указания по нормированию потерь твердых полезных ископаемых при добыче, Госгортехнадзор СССР, 28.03.72.

14. Типовые методические указания по определению и учету потерь твердых полезных ископаемых при добыче, Госгортехнадзор СССР, 28.03.72.

15. Типовые методические указания по определению, учету, экономической оценке и нормированию потерь твердых полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов при переработке минерального сырья (ТМУ), Госгортехнадзор СССР, 23.06.87.

16. Типовые методические указания по оценке экономических последствий потерь полезных ископаемых при разработке месторождений , Госгортехнадзор СССР, 28.03.72.

17. Методические указания по определению величины технологических потерь нефтяного газа при его добыче, сборе, подготовке и межпромысловом транспортировании”, Миннефтегазпром, 30.05.91.

18. Методические указания по определению технологических потерь нефти на предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации, Минтопэнерго России, 16.06.97.

 

Оглавление.

 

I. Общие положения

II. Определение добычи полезных ископаемых

III. Определение потерь полезных ископаемых

IV. Учет добычи и потерь полезных ископаемых

V. Разрешение разногласий

VI. Методика контрольной работы

Приложение 1. Перечень основных форм федерального государственного статистического наблюдения по учету запасов полезных ископаемых горнодобывающими предприятиями

Приложение 2. Перечень основных нормативных документов, регламентирующих ведение геолого-маркшейдерского учета при добыче полезных ископаемых