ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 19 мая 2004 г. № 21
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА
ЗА МОНТАЖОМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ, СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
АТОМНЫХ СТАНЦИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ ЭТИХ СИСТЕМ
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2004 г. прилагаемые Методические указания по осуществлению надзора за монтажом управляющих систем, систем электроснабжения атомных станций и оборудования этих систем (РД-03-61-2004).
Руководитель
А.Б.МАЛЫШЕВ
Утверждены
Приказом
Федеральной службы
по атомному надзору
от 19 мая 2004 г. № 21
Введены в действие
с 1 июня 2004 года
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА МОНТАЖОМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ, СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ ЭТИХ СИСТЕМ
РД-03-61-2004
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические указания по осуществлению надзора за монтажом управляющих систем, систем электроснабжения атомных станций и оборудования этих систем (далее - Методические указания) определяют совокупность и последовательность действий инспекторского состава Федеральной службы по атомному надзору по осуществлению государственного надзора за обеспечением безопасности при выполнении работ по монтажу управляющих систем, систем электроснабжения атомных станций (АС) и оборудования этих систем при сооружении АС.
2. Методические указания обязательны для работников Федеральной службы по атомному надзору, осуществляющих государственный надзор (далее - надзор) за монтажом управляющих систем, систем электроснабжения АС и оборудования этих систем при сооружении АС.
II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА
3. Предметами надзора за монтажом управляющих систем, систем электроснабжения АС и оборудования этих систем при сооружении АС является выполнение организациями условий действия лицензий, полученных в соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 865, на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии, в части:
а) соблюдения требований обеспечения качества выполняемых работ по монтажу управляющих систем, систем электроснабжения АС и оборудования этих систем при сооружении АС;
б) обеспечения необходимого уровня квалификации специалистов и рабочих, выполняющих монтажные работы.
4. Деятельность по осуществлению надзора за монтажом систем и оборудования включает в себя:
а) получение от поднадзорных организаций информации о создании и поддержании ими условий (организационных, технических и др.), направленных на выполнение требований безопасности, обеспечения качества и надежности систем и оборудования на этапах монтажа;
б) проведение инспекций, анализ их результатов и принятие решений по ним.
5. При осуществлении надзора за соблюдением условий действия лицензий Федеральной службы по атомному надзору в части выполнения требований к обеспечению безопасности при монтаже управляющих систем, систем электроснабжения ядерных установок АС и их оборудования отделы надзора Федеральной службы по атомному надзору:
а) рассматривают состав работ по монтажу управляющих систем, систем электроснабжения и их оборудования и определяют этапы работ, на которых целесообразно проведение инспекций;
б) оценивают на соответствие требованиям по безопасности разрабатываемую и поставляемую на площадку строительства АС документацию по монтажу управляющих систем, систем электроснабжения ядерных установок АС и их оборудования;
в) получают, анализируют и оценивают сведения о соблюдении требований к обеспечению безопасности при монтаже управляющих систем, систем электроснабжения ядерных установок АС и их оборудования и качестве работ, представляемые эксплуатирующей организацией, подрядными организациями, выполняющими работы и оказывающими услуги;
г) организуют и проводят целевые и оперативные инспекции деятельности организаций;
д) осуществляют инспекции систем и оборудования;
е) принимают решения при выявлении нарушений требований к обеспечению безопасности;
ж) контролируют соблюдение организациями установленного порядка подготовки и проверки знаний норм и правил у специалистов, допуска специалистов к работе, наличия у них соответствующих документов, а также участвуют в работе комиссий организаций по проверке знаний норм и правил у руководителей и работников этих организаций.
6. Результаты надзорной деятельности отделам надзора следует систематически обобщать и использовать для планирования и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений при выполнении работ по монтажу управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций и оборудования этих систем. С этой целью необходимо вести учет и анализировать причины дефектов, нарушений и отступлений, выявленных при выполнении работ по монтажу управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций и оборудования этих систем.
7. Надзор за осуществлением работ по монтажу управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций и оборудования этих систем осуществляют:
а) структурные подразделения центрального аппарата Федеральной службы по атомному надзору при проведении комплексных инспекций деятельности филиалов эксплуатирующей организации;
б) межрегиональные территориальные округа Федеральной службы по атомному надзору (далее - округа);
в) отделы по надзору и отделы инспекций округов Федеральной службы по атомному надзору (далее - отделы округов).
III. СОСТАВ РАБОТ ПО МОНТАЖУ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ, СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ И ИХ ОБОРУДОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ НАДЗОРУ
8. В зависимости от влияния выполняемых функций на безопасность АС и других условий эксплуатации функциональные группы управляющих систем (далее - ФГ УС) и системы электроснабжения должны быть классифицированы по четырем категориям.
9. В целях обеспечения дифференцированного подхода к выбору объемов и форм надзора за монтажом управляющих систем, систем электроснабжения атомных станций и их оборудования, использования и руководства при осуществлении надзора за монтажом управляющих систем, систем электроснабжения атомных станций и их оборудования отделами округов должна быть разработана, утверждена и введена в действие соответствующая таблица для управляющих систем, систем электроснабжения атомных станций и их оборудования по форме, приведенной в Приложении к настоящим Методическим указаниям.
10. Работы по монтажу управляющих систем атомных станций и их оборудования для целей эффективного осуществления надзора целесообразно дифференцировать в зависимости от категории ФГ УС на 4 группы соответственно категориям качества. Работы по монтажу систем электроснабжения атомных станций и их оборудования целесообразно дифференцировать в зависимости от класса безопасности.
12. Состав работ по монтажу управляющих систем, их оборудования включает:
а) подготовку к производству монтажных работ;
б) приемку объекта под монтаж;
в) передачу в монтаж оборудования, изделий, материалов и технической документации;
г) производство монтажных работ на первой стадии;
д) производство монтажных работ на второй стадии;
е) монтаж конструкций;
ж) монтаж трубных проводок;
з) монтаж кислородных трубных проводок;
и) испытания трубных проводок;
к) монтаж электропроводки;
л) монтаж стоек, стативов и пультов;
м) монтаж приборов и средств автоматизации;
н) индивидуальные испытания (окончание монтажных работ).
13. Состав работ по монтажу систем электроснабжения и их оборудования включает:
а) подготовку к производству электромонтажных работ;
б) производство контактных соединений;
в) прокладку проводов и кабелей на лотках и в коробах; проводов на изолирующих опорах; проводов и кабелей на стальном канате; установочных проводов по строительным основаниям и внутри основных строительных конструкций; проводов и кабелей в стальных трубах; проводов и кабелей в неметаллических трубах; кабельных линий в блочной канализации; кабельных линий в кабельных сооружениях и производственных помещениях; кабельных линий на стальном канате; кабельных линий в вечномерзлых грунтах; кабельных линий при низких температурах;
г) маркировку кабельных линий;
д) монтаж муфт кабелей напряжением до 35 кВ; кабельных линий напряжением 110 - 220 кВ; токопроводов напряжением до 1 кВ (шинопроводов); токопроводов открытых напряжением 6 - 35 кВ; воздушных линий электропередачи; распределительных устройств и подстанции; электросиловых установок; электрооборудования установок во взрывоопасных и пожароопасных зонах; заземляющих устройств;
е) пусконаладочные работы: первого этапа; второго этапа; третьего этапа; четвертого этапа.
14. По результатам анализа состава работ по монтажу управляющих систем, систем электроснабжения и их оборудования рекомендуется проводить целевые инспекции после выполнения этапов:
а) приемка объекта под монтаж;
б) индивидуальные испытания (окончание монтажных работ).
15. Оперативные инспекции рекомендуется проводить по решению начальника отдела инспекций после выполнения любого из этапов работ по монтажу управляющих систем и их оборудования.
IV. ОЦЕНКА НА СООТВЕТСТВИЕ
УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЕКТНОЙ, КОНСТРУКТОРСКОЙ, МОНТАЖНОЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ НАДЗОРА ПРИ МОНТАЖЕ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ, СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ И ИХ ОБОРУДОВАНИЯ
16. Состав поступающей в отделы округов для оценки документации по монтажу управляющих систем и систем электроснабжения и их оборудования, порядок ее представления определяется условиями действия лицензий, выдаваемых Федеральной службой по атомному надзору (ее округами).
17. Оценивая поступающую документацию, следует:
а) оценить соответствие этой документации требованиям норм и правил, условиям действия лицензий и при выявлении недостатков принять соответствующие административные наказания;
б) определить количество и характер влияющих на качество монтажных работ отступлений от требований проектной, конструкторской и технологической документации;
в) определить количество и характер отступлений при выполнении монтажных работ от требований норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству выполнения монтажных работ;
г) оценить соответствие измененной или дополненной документации требованиям к обеспечению безопасности;
д) проверить обоснованность внесения изменений и дополнений, а в случаях, если эти изменения и дополнения повлекли за собой отступления от требований норм и правил, снижение надежности и качества управляющих систем, систем электроснабжения и их оборудования, следует оценить достаточность предпринятых компенсирующих мер, а также необходимость учета этих несоответствий в условиях действия лицензий либо для корректировки вероятностного анализа безопасности (далее - ВАБ).
18. В зависимости от класса ФГ УС и группы работ по монтажу устанавливаются следующие объемы и порядок оценки документации, указанные в приведенной ниже таблице:
Таблица
№ п/п |
Наименование документации |
Группа работ |
Формы работы представителей Федеральной службы по атомному надзору |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Проектная документация, конструкторская документация на оборудование управляющих систем и систем электроснабжения, изменения и дополнения к ней |
I |
Оценка до начала производства работ в полном объеме, при подготовке к проведению и проведении инспекции |
II |
Оценка выборочно до начала производства работ, при подготовке к проведению и проведении инспекции |
||
III |
Оценка выборочно при проведении инспекции |
||
IV |
Проверка наличия документации при проведении инспекций |
||
2. |
Технологическая, монтажная и иная документации, изменения документации, изменения и дополнения к ней (включая инструкции по монтажу и эксплуатации управляющих систем и систем электроснабжения и их оборудования) |
I |
Оценка до начала производства работ в полном объеме, при подготовке к проведению и проведении инспекции |
II |
Оценка выборочно до начала производства работ, при подготовке к проведению и проведении инспекции |
||
III |
Оценка выборочно при проведении инспекции |
||
IV |
Проверка наличия документации при проведении инспекций |
||
3. |
Производственная документация, оформляемая при монтаже и наладке систем автоматизации и электроснабжения |
Вне зависимости |
Проверка наличия и рассмотрение документации в полном объеме при проведении инспекций |
4. |
Отчетная документация поставщиков (паспорта, удостоверения о качестве изготовления и т.п.) |
Вне зависимости |
Оценка документации до начала монтажа. Проверка наличия записи об изготовлении оборудования под надзором |
19. В случае выявления нескольких нарушений требований к обеспечению безопасности либо повторяющихся нарушений при рассмотрении документов целесообразно провести в установленном порядке внеплановую целевую или оперативную инспекцию состояния обеспечения контроля документации в филиале эксплуатирующей организации.
V. ПОЛУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА СВЕДЕНИЙ О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МОНТАЖЕ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ, СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ, ИХ ОБОРУДОВАНИЯ
20. Из состава информации об обеспечении качества работ по монтажу управляющих систем, систем электроснабжения и их оборудования следует выделить и учитывать при подготовке и проведении инспекций:
а) сведения, представляемые в Федеральную службу по атомному надзору периодически в плановом порядке и содержащие отчеты о качестве выполняемых работ по монтажу управляющих систем, систем электроснабжения и их оборудования;
б) сведения о выявленных дефектах оборудования при монтаже управляющих систем, систем электроснабжения, недостатках проектной и конструкторской документации, производственной документации, оформляемой при монтаже систем автоматизации и электроснабжения и отчетной документации поставщиков оборудования, которые передаются в Федеральную службу по атомному надзору в оперативном порядке.
21. При оценке сведений, представляемых в Федеральную службу по атомному надзору, периодически в плановом порядке, необходимо:
а) оценить соблюдение установленных требований к обеспечению безопасности и качеству работ, выполнение положений программ (систем) обеспечения качества при монтаже и наладке управляющих систем, систем электроснабжения и их оборудования;
б) оценить имеющиеся недостатки при ведении работ, допущенные организацией, их анализ, проведенный организацией, установление причин и условий, приведших к нарушениям, состав и содержание предпринятых мер по устранению этих причин и условий;
в) оценить возможные последствия выявленных недостатков и достаточность принятых мер по их устранению и недопущению в будущем.
22. По результатам оценки плановой периодической информации о качестве монтажа управляющих систем, систем электроснабжения и их оборудования в случае наличия недостатков органы Федеральной службы по атомному надзору назначают и проводят целевые и оперативные инспекции для проверки полноты и правильности представленных сведений и углубленного изучения на месте условий и причин, приведших к нарушениям, в нижеследующих случаях:
а) если, несмотря на предпринятые меры, данные недостатки продолжают иметь место;
б) для оборудования управляющих систем, важных для безопасности, - в случае, если нарушения устранены.
23. При оценке сведений о выявленных дефектах оборудования управляющих систем и систем электроснабжения, недостатках проектной и конструкторской документации, производственной документации, оформляемой при монтаже систем автоматизации и электроснабжения и отчетной документации поставщиков оборудования (включая недостатки, выявленные Федеральной службой по атомному надзору), Федеральная служба по атомному надзору:
а) осуществляет контроль за расследованием причин и условий появления дефекта, установлением и реализацией мер по его устранению либо принятием компенсирующих мер;
б) оценивает действия эксплуатирующей организации в части организации работ по определению характера и причин появления дефектов, недостатков документации;
в) контролирует проведение эксплуатирующей организацией дополнительного контроля узлов и документации, аналогичных имеющим дефекты и недостатки, а также принятие мер по ограничению ведения работ в связи с наличием дефектов.
24. Во всех случаях при рассмотрении и оценке выявленных недостатков и последующих действиях при их устранении работники Федеральной службы по атомному надзору должны:
а) идентифицировать выявленный дефект и определить нарушенные пункты и статьи документов, содержащих требования к обеспечению безопасности;
б) оценить возможные причины дефекта, недостатка, а также на каком этапе работ эти недостатки были допущены;
в) проанализировать возможности наличия подобных дефектов в аналогичных узлах, а также узлах, выполненных по той же технологии и теми же работниками, что и дефектный узел;
г) обеспечить надлежащий надзор за действиями по устранению недостатков и при выявлении нарушений требований к обеспечению безопасности и качеству работ принять соответствующие корректирующие меры.
VI. ПРОВЕДЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ И ОПЕРАТИВНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО МОНТАЖУ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ, СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ И ИХ ОБОРУДОВАНИЯ
25. Отделы по надзору и отделы инспекций округов проводят:
а) инспекции организации производства монтажных работ;
б) инспекции деятельности по монтажу систем и оборудования.
Объем (рабочая программа) инспекций определяется с учетом вида проводимой инспекции (целевая, оперативная), результатов предыдущих инспекций, информации о состоянии обеспечения качества выполняемых работ.
26. Инспекции организации производства монтажных работ проводятся с целью проверки выполнения лицензиатом условий действия лицензии и оценки организации и обеспечения качества выполняемых работ непосредственно на объекте ведения заявленной деятельности.
В рабочую программу проведения инспекции следует включать проверку следующих вопросов:
а) выполнение условий действия лицензии на рассматриваемый вид деятельности;
б) полнота, достоверность и достаточность информации, представляемой в Федеральную службу по атомному надзору в соответствии с условиями действия лицензии;
в) функционирование системы обеспечения качества при производстве монтажных работ;
г) наличие, полнота, пересмотр и обновляемость перечня нормативной и технической документации, требования которой учитываются при производстве работ;
д) техническое и программное оснащение предприятия, верификация и аттестация программных средств;
е) метрологическое обеспечение производства;
ж) наличие технологического оборудования, испытательных средств, оснастки и приспособлений, лабораторных приборов и мерительного инструмента;
з) организация входного контроля, хранения и запуска в производство оборудования, материалов и комплектующих изделий;
и) организация системы выявления, учета и предъявления рекламаций и претензий по качеству оборудования и материалов, поставляемых под монтаж, и проведения мероприятий по своевременному выявлению дефектного оборудования;
к) состояние и ведение отчетно-учетной и сдаточной документации;
л) организация ремонта и обслуживания технических средств, ведение отчетно-учетной документации, наличие паспортов и инструкций;
м) качество ведения монтажа и наладки оборудования, аппаратуры, систем и соответствие его требованиям НД по безопасности;
н) организация и проведение контрольных испытаний;
о) наличие на рабочих местах нормативной, проектной, технологической и другой необходимой документации; условий хранения специального инструмента, приспособлений и приборов; сертификатов и другой сопроводительной документации, а также документации входного контроля; вспомогательного оборудования, оснастки, приспособлений, приборов и аппаратуры, применяемых при выполнении монтажных работ и контроле их качества, проекта производства работ (ППР) или технологической документации.
27. Инспекция деятельности по монтажу систем и оборудования проводится с целью проверки выполнения требований НД по безопасности, условий действия лицензии.
В рабочую программу проведения инспекции следует включать проверку следующих вопросов:
а) наличие приказа о готовности энергоблока к проведению монтажа, с указанием перечня электрооборудования (подсистем), подлежащею монтажу, и списка монтажного персонала для проведения работ на объекте;
б) наличие проектно-сметной документации по управляющим системам и системам электроснабжения и их оборудованию, в том числе разделов по подготовке к монтажным работам по следующим вопросам: выполнение транспортно-такелажных работ (пути транспортировки, монтажные проемы, грузоподъемные механизмы и другие средства); указание номенклатуры монтажных изделий; рабочие чертежи закладных конструкций, прокладки кабельных проводок, токопроводов, шинопроводов;
в) наличие проекта организации строительства (ПОКС) АС;
г) наличие перечня оборудования, монтаж которого должен осуществляться с участием шеф-монтажного персонала (авторского надзора) предприятий-изготовителей, а также сводного перечня оборудования пускового комплекса, подлежащего сдаче в наладку или в эксплуатацию по отдельному акту, независимо от пускового комплекса;
д) оформление актов сдачи помещений под монтаж электротехнического оборудования;
е) проведение входного контроля электротехнического оборудования с проверкой соответствия оборудования проектным спецификациям, целостности транспортной упаковки, комплектности, отсутствия видимых внешних повреждений, действительности нормативных сроков хранения;
ж) осуществление операционного контроля качества монтажных работ методами, предусмотренными в проекте производства работ, в технологических картах, инструкциях по монтажу. Обязательному операционному контролю качества подлежат следующие монтажные работы: прокладка кабелей, выполнение соединительных муфт и концевых заделок кабелей систем, важных для безопасности АС; выполнение электрических соединений (подсоединений); установка специальных проходок в металлической облицовке помещений локализующих систем безопасности; выполнение противопожарных барьеров и покрытий; установка, соединение элементов, заливка (доливка) электролита и формовка аккумуляторных батарей; выполнение скрытых работ.
28. Результаты производственного контроля качества и завершения этапов электромонтажных работ должны фиксироваться в отчетной производственной документации.
29. Исходя из целей инспекции, ее рабочая программа должна включать проверку организации подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификации работников.
30. По результатам инспекции оформляется акт.
Кроме того, в случае выявления в процессе инспекции нарушений требований к обеспечению качества и надежности должно быть составлено соответствующее предписание об устранении этих нарушений.
31. В случае выявления нарушений и недостатков в работе организации к ней и ее должностным лицам могут быть применены предусмотренные законодательством административные наказания Российской Федерации или меры по приостановке действия соответствующей лицензии Федеральной службы по атомному надзору или запрещению применения изделий и технологий, не обеспечивающих качества выполнения монтажных и наладочных работ, требуемого НД по безопасности.
Приложение
ГРУППЫ РАБОТ ПО МОНТАЖУ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ, СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ И ИХ ОБОРУДОВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КАТЕГОРИИ КАЧЕСТВА И/ИЛИ КЛАССА БЕЗОПАСНОСТИ
№ п/п |
Наименование управляющих систем, систем электроснабжения и входящего в них оборудования |
Индекс системы, обору- дования |
Классификация по влиянию на безопасность |
Недоступ- ность после монтажа (скрытые работы) |
Вклад неготовности системы по результатам ВАБ |
Группа работ |
|
назначение и класс безопасности |
категория ФГ УС (для управляющих систем) |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Графы 2, 3, 4, 5 заполняются на основании проектной документации.
2. Графа 6 - наличие недоступности определяется по проекту и индексируется знаком "+".
3. Графа 7 - вклад определяется по результатам ВАБ, учету подлежат вклады, существенно (на порядок) отличающиеся от среднего значения, индексируются знаком "+".