П Р И К А З
26.04.95 № 61
О введении в действие "Инструкции по расследованию и учету пожаров на АС"
Действующая в концерне "Росэнергоатом" "Инструкция по расследованию и учету пожаров, происшедших на объектах Министерства энергетики и электрификации СССР " от 09.09.86., введенная приказом Минатомэнерго СССР от 08.04.87 № 01-97, отменена Минтопэнерго России с введением "Инструкции по расследованию и учету пожаров, происшедших на объектах энергетики" (РД.34.20.802-93), которая не учитывает специфику АЭС.
В соответствии с приказом от 17.12.93 № 116 концерна "Росэнергоатом" НТЦ "Атомтехэнерго" совместно с Дирекцией по техническому надзору разработана " Инструкция по расследованию и учету пожаров на атомных станциях концерна "Росэнергоатом" (РД ЭО 0036-95).
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Ввести в действие с 01.07.95 "Инструкцию по расследованию и учету пожаров на атомных станциях концерна "Росэнергоатом" (РД ЭО 0036-95), утвержденную 24.03.95 концерном "Росэнергоатом"(приложение).
2. Отменить с 01.07.95. действие "Инструкции по расследованию и учету пожаров, происшедших на объектах Министерства энергетики и электрификации СССР " от 09.09.86.
3. Руководителям атомных станций:
3.1. Определить категории персонала, проходящего проверку знаний по данной Инструкции.
3.2. Обеспечить изучение персоналом этой Инструкции и провести ему внеочередной инструктаж.
3.3 Проверку знаний Инструкции персоналом в объеме должностных инструкций провести при очередной проверке.
4. Руководителю фирмы "Атомтехэнерго" Иванникову А.Г., обеспечить АЭС по их заявкам необходимым количеством экземпляров данной Инструкции.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Дирекцию по техническому надзору ( Новиков А.В.).
Первый вице-президент Е.И. Игнатенко
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНЦЕРН ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ"
(Концерн "Росэнергоатом")
ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ НА АТОМНЫХ
СТАНЦИЯХ КОНЦЕРНА "РОСЭНЕРГОАТОМ".
РД ЭО 0036-95
с 01.07.95
Разработано Научно-техническим и инженерным центром совершенствования эксплуатации и организации труда АЭС фирмы "Атомтехэнерго" - (НТЦ АТЭ).
Исполнители Г.Е. Голиневич (НТЦ АТЭ), В.П. Жуков (Концерн РЭА).
Согласовано
Председатель Комитета по безопасности, экологии и чрезвычайным ситуациям Минатома России.
В.А. Губанов “ 20 ” марта 1995 г.
Заместитель начальника отдела пожарной охраны объектов ГУ ГПС МВД России
М.М. Верзилин “ 24 ” марта 1995 г.
Утверждено
Вице-президент концерна "Росэнергоатом"
Б.В. Антонов “ 24 ” марта 1995 г.
Внесены Изменения и Дополнения, утвержденные Приказом Концерна "Росэнергоатом" от 04.06.2001 № 268
Регистрация фактов пожаров, проведение расследования, государственный учет пожаров и последствий от них на атомных станциях (АС) концерна "Росэнергоатом" возложены на подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России, осуществляющие надзор за состоянием пожарной безопасности и проводящие свою работу на основе "Федерального закона о пожарной безопасности", "Положения о Государственной противопожарной службе МВД России" и других нормативных актов МВД, регламентирующих их деятельность.
1.Общие положения
1.1. Настоящая "Инструкция по расследованию и учету пожаров на атомных станциях концерна "Росэнергоатом" (далее Инструкция) определяет порядок ведомственного сообщения, расследования, учета и отчетности по пожарам на АС концерна "Росэнергоатом".
1.2. Инструкция разработана на основе действующей "Инструкции по расследованию и учету пожаров, происшедших на объектах Министерства энергетики и электрификации СССР" от 09.09.86.
1.3. Требования Инструкции распространяются на АС концерна "Росэнергоатом".
Пожар, происшедший на объекте или в здании, расположенных на АС, но арендуемых другими организациями, должен расследоваться этими организациями с участием представителей атомной станции. Такой пожар учитывается в отчетных документах сторонней организации и АС.
1.4. Термины и определения,используемые в Инструкции, приведены в приложении 4.
1.5. Целью служебного расследования пожара является:
- выяснение обстоятельств, причин (непосредственных и коренных) и условий, способствовавших возникновению и развитию пожара, а также последствий и величины ущерба от пожара (прямого и косвенного);
- оценка воздействия пожара на строительные конструкции и оборудование, в том числе систем важных для безопасности;
- выявление нарушений правил пожарной безопасности и отклонений от требований нормативных документов, допущенных при эксплуатации, строительстве и проектировании АС, которые способствовали возникновению и развитию пожара.
- оценка работы установок пожаротушения, пожарной сигнализации, действий персонала и пожарной охраны при ликвидации пожара;
- определение ответственности персонала АС за происшедший пожар;
- разработка на основе выводов расследования дополнительных организационных и технических мероприятий по предупреждению возникновения пожаров и повышению пожарной безопасности АС.
- оказание содействия ГПС в проведении расследования пожара.
1.6. Расследованию подлежат все случаи неконтролируемого горения независимо от места их возникновения и последствий.
(Введен дополнительно, Изм. 2001)
2.Сообщение о пожаре.
2.1. Сообщения о пожаре, явившимся причиной или следствием нарушения в работе АС, передаются в порядке, установленном "Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций".
В случае угрозы безопасности АС при пожаре (возможности возникновения в результате пожара, аварии или радиационно-опасной ситуации) передача информации производится в соответствии с "Положением о порядке объявления аварийной обстановки, передачи оперативной информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случае радиационно-опасных ситуаций".
2.2. Оперативное сообщение о происшедшем случае неконтролируемого горения, не связанном с нарушением в работе АС или угрозой ее безопасности, передается в порядке, установленном Положением о порядке передачи оперативной информации о работе АС в Департамент оперативного и противоаварийного планирования концерна "Росэнергоатом" (РД ЭО 0276-01) по форме приложения 3.
Это сообщение передает начальник смены АС (дежурный диспетчер) дежурному диспетчеру концерна "Росэнергоатом" по телефонам: 220-60-01, прямых каналов связи или факсу 220-40-90 в течение 1 часа после обнаружения пожара.
В течение 24 часов после обнаружения пожара в концерн "Росэнергоатом" (Генеральная инспекция) по телетайпу или по факсу 220-63-42, 220-64-35, 220-54-00 передается предварительное сообщение, подписанное главным инженером и начальником объектового подразделения ГПС, по форме приложения 1.
(Измененная редакция, Изм. 2001)
3. Порядок расследования пожара.
3.1. После ликвидации пожара руководство АС обязано:
- оценить характер пожара и его последствий для уточнения состава комиссии;
- обеспечить сбор объяснительных записок персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев, лиц, причастных к возникновению пожара, для последующей передачи в комиссию по расследованию;
- сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации;
- прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей и защитой материальных ценностей;
- запретить вскрытие и разборку технологического оборудования или приборов, которые явились источником возникновения пожара, до прибытия на место пожара комиссии по расследованию;
- принять меры по сохранению диаграмм регистрирующих приборов, осциллограмм, магнитные записи оперативных переговоров, оперативных журналов, распечаток ЭВМ , имеющих отношение к пожару;
- подготовить на основании первичных материалов графики изменения параметров работы систем и оборудования, срабатывания технологических защит, блокировок, необходимых для расследования пожара;
- подготовить схемы (фотографии) и описание места пожара;
- вызвать, при необходимости, представителей заводов-изготовителей, проектных, конструкторских, научно-исследовательских и др. организаций;
- подготовить необходимую проектную документацию, протоколы испытаний, осмотров, проверок, инструкции по эксплуатации и т.д., а также информацию по аналогичным пожарам на АС;
3.2. Пожар, явившийся причиной или следствием нарушения в работе АС, расследуется, в соответствии с "Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций" и настоящей Инструкцией.
3.3. Пожар, не связанный с нарушением в работе АС, должен быть расследован комиссией, назначенной приказом руководителя АС.
При пожаре, затрагивающем несколько подразделений, председателем комиссии должен быть назначен главный инженер АС или его заместитель.
Во всех случаях расследования пожара (включая п.3.2) в состав комиссии должны быть включены представитель инспекторской службы, ответственный за надзор за состоянием пожарной безопасности АС, и (по согласованию) представитель (представители) ГПС.
При необходимости расследование может проводиться с привлечением в состав комиссии специалистов (экспертов) заводов-изготовителей оборудования, проектных, конструкторских, научно-исследовательских и других компетентных организаций.
В зависимости от характера и тяжести пожара состав комиссии может быть определен также приказом концерна "Росэнергоатом" или Минатома России.
(Измененная редакция, Изм. 2001)
3.3.1. Расследование пожара должно быть начато в течение 1 суток от момента его ликвидации и закончено в пятнадцатидневный срок. Срок расследования может быть продлен руководителем, назначившим комиссию, по обоснованному решению комиссии по расследованию.
3.3.2. Регламент и порядок работы комиссии определяет её председатель.
3.4. При расследовании пожара комиссия устанавливает причины и обстоятельства возникновения и развития пожара; действия персонала и пожарной охраны; последствия пожара и нанесенный ущерб; эффективность существующих систем предотвращения пожара и противопожарной защиты; противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, АС в целом.
3.5. Расследование проводится путем детального осмотра места пожара с составлением описания (протокола) и схемы места пожара; изучения материалов, подготовленных и собранных администрацией АС после ликвидации пожара и переданных в комиссию; проведения, при необходимости, дополнительного опроса персонала и участников ликвидации пожара (взятия письменных объяснений); изучения проектной, эксплуатационной, нормативной и др. документации.
При расследовании рассматриваются и отражаются в акте расследования следующие вопросы:
- место и время (дата, час. мин.) возникновения пожара;
- время (час. мин.) и способ обнаружения пожара;
- время (час. мин.) от момента обнаружения пожара до вызова пожарной охраны и ее прибытия;
- время (час. мин.)ликвидации пожара;
- меры по тушению пожара, принятые персоналом АС и пожарным подразделением (с подробным изложением);
- технологическое оборудование и приборы, явившиеся причиной пожара и его развития;
- состояние и поведение строительных конструкций и оборудования в зоне пожара (деформация, разрушения, роль в развитии или локализации пожара);
- последствия пожара (что горело с указанием количественных характеристик - объем, масса, площадь пожара и т.п.), повреждения строительных конструкций и оборудования, их краткая характеристика - наименование, тип, мощность и др.);
- системы и средства обнаружения и тушения пожара (противопожарное водоснабжение, автоматические установки пожаротушения, пожарная сигнализация, первичные средства пожаротушения, их работа и недостатки, обнаруженные при ликвидации пожара);
- оценка действий персонала АС и объектового пожарного подразделения при тушении пожара;
- ответственность персонала, допустившего нарушения требований нормативных документов, явившиеся причиной возникновения и развития пожара;
- ответственность должностных лиц за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе ( невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей);
- причины (непосредственные и коренные) пожара, при необходимости подтвержденные заключением (актом) специалистов (экспертов);
- сведения о пострадавших на пожаре и материальном ущербе от пожара;
- противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, АС в целом.
- подлежащие выполнению и рекомендуемые организационные и технические мероприятия (корректирующие меры) по предупреждению возникновения аналогичных пожаров и повышению пожарной безопасности АС.
3.6. Данные о пострадавших при пожаре приводятся на основании сведений соответствующих медицинских учреждений и акта расследования несчастного случая.
3.7. Материальный ущерб от пожара (прямой и косвенный), подтверждается справкой, подписанной руководителем и главным бухгалтером АС.
Определение материального ущерба от пожара осуществляется на основании документов бухгалтерской отчетности. В материальный ущерб от пожара включаются убытки, нанесенные недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам, а также сумма стоимости недоотпуска тепловой и электрической энергии на АС в результате простоя энергоблока.
3.8. Результаты расследования пожара оформляются актом расследования пожара (приложение 2), который может включаться в состав приложений к "Отчету о расследовании нарушения в работе АС" при расследовании пожара по п.3.2.
3.9. Материалы расследования пожара направляется в концерн "Росэнергоатом" (Департамент контроля безопасности) не позднее 5 дней после окончания расследования.
(Измененная редакция, Изм. 2001)
4. Учет и отчетность по пожарам
4.1. Учету на АС и в концерне "Росэнергоатом" подлежат все пожары, происшедшие на АС, независимо от ущерба, последствий и характера нарушения, связанного с пожаром.
4.2. Материалы расследования пожаров хранятся на АС в течение всего срока ее эксплуатации, а в концерне "Росэнергоатом" (Департамент контроля безопасности) в течение пяти лет.
(Измененная редакция, Изм. 2001)
4.3. В инспекторской службе АС должен быть журнал учета пожаров (допускается вести его с помощью технических средств), в котором отражаются:
- место и время пожара;
- обстоятельства (кратко) и причины пожара;
- количество пострадавших и материальный ущерб от пожара;
- категория нарушения в работе АС, связанного с пожаром;
- номер, дата акта расследования пожара, ф.и.о. и должность председателя комиссии.
4.4. Ежегодно не позднее 15 января руководство АС представляет в концерн "Росэнергоатом" (Департамент контроля безопасности) отчет о происшедших за год пожарах по прилагаемой форме (приложение 3).
Отчет должен быть согласован с местными органами пожарного надзора.
(Измененная редакция, Изм. 2001)
(обязательное)
о пожаре (загорании) на АЭС
1. Наименование АЭС Энергоблок № ____
2. Дата и время события
3. Исходное состояние энергоблока до события
4. Место очага загорания (пожара) _________________________________________________
_______________________________________________________________________________
(территория, отметка, помещение)
5. Срабатывание штатных систем пожаротушения
6. Участие персонала в ликвидации очага загорания (пожара)
7. Оповещение и прибытие пожарных подразделений
8. Кто обнаружил (оповестил)
9. Состояние энергоблока (АЭС) на момент передачи сообщения
10. Последствия:
10.1. Вывод из работы (резерва) поврежденного оборудования
10.2. Наличие (отсутствие) пострадавших
10.3. Изменение радиационной обстановки
10.4. Останов или ограничение мощности блока
11. Сообщение передал:_________________________
12. Сообщение принял: _________________________
Приложение 2
(обязательное)
"____"__________199_г.
1. Наименование атомной станции
2. Состав комиссии по расследованию (номер приказа и дата создания комиссии).
3. Состояние энергоблока, объекта, агрегата, сооружения и т.п. до возникновения пожара.
4. Время начала и ликвидации пожара (дата, время).
5. Описание обнаружения пожара и его развития.
6. Принятые меры по тушению пожара персоналом АС, добровольной пожарной дружиной. Вызов пожарной охраны, её прибытие, организация и ход тушения. Кем и какими средствами потушен пожар. Положительные стороны и недостатки при тушении пожара.
7. При наличии установок обнаружения и тушения пожара указать их тип, эффективность работы (недостатки и положительные стороны), кем выполнен проект и монтаж установки.
8. Допущенные отклонения от строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных документов, способствовавших возникновению и развитию пожара.
9. Роль и действия объектовой пожарной части в профилактике, организации и тушении пожара.
10. Последствия пожара (что горело, повреждено): строительные конструкции, агрегат, оборудование, материалы и т.п.
11. Установленная причина пожара и его развития. При необходимости прикладывается экспертное заключение специалистов по причинам пожара.
12. Лица, нарушения которыми требований нормативных документов, привело к возникновению и развитию пожара.
13. Должностные лица, ответственные за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе ( невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей).
14. Сведения о пострадавших на пожаре.
15. Материальный ущерб от пожара.
16. Противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, АС в целом.
17. Подлежащие выполнению и рекомендуемые организационные и технические мероприятия (корректирующие меры) по предупреждению возникновения аналогичных пожаров и повышению пожарной безопасности АС.
К акту расследования комиссия обязана приложить объяснительные записки (рапорта) персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев и лиц, причастных к возникновению пожара; справку об ущербе, причиненном пожаром, подписанную руководителем и главным бухгалтером; копию документа, подтверждающего наличие пострадавших на пожаре; копию акта о пожаре, составленного ГПС МВД; описание (протокол), фотографии, чертежи (схемы), поясняющие место пожара и его распространения, а также зоны сильного задымления; приказ руководителя АС по результатам расследования пожара; другие приложения по решению комиссии.
В акте расследования должна быть соответствующая запись при возбуждении уголовного дела, а также при передаче материалов в суд.
Председатель комиссии ____________________________
(ф.и.о., должность, подпись)
(ф.и.о., должность, подписи)
Приложение 3
(обязательное)
___________________________________________________
Сведения о пожарах и материальном ущербе за 199__г.
Дата пожара |
Объект, причина пожара, категория нарушения в работе АС. |
Ущерб от пожара, млн. руб |
Пострадавшие при пожаре, чел. |
|
|
|
|
травмировано |
погибло |
|
|
|
|
|
"Согласовано" Руководитель ______________ (ф.и.о., подпись)
"____"______________199__г. ________________________ ф.и.о., подпись исполнителя) ________________________ (тел. исполнителя)
|
|
Начальник ПЧ ____________ (ф.и.о., подпись)
"____"______________199__г.
|
Приложение 4
(справочное)
Термины и определения.
1. Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
1.1. Не подлежат государственному статистическому учету как пожары:
- случаи горения, обусловленные спецификой технологического процесса производства (заложенные в технологический регламент или другую техническую документацию) или условиями работы промышленных установок;
- случаи горения, как результат обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, плавление и др.);
- взрывы, вспышки и разряды статического электричества;
- случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах;
- горение отходов и мусора на открытых территориях (свалки, контейнерные площадки, обочины дорог, пустыри и т.п.), а также сухой травы, тополиного пуха, стерни, торфа на газонах;
- покушение на самоубийство и самоубийство путем самосожжения, не приведшее к гибели или травмированию других людей;
1.2. Перечисленные в п.1.1. случаи подлежат государственному учету, если они привели к травмированию, гибели людей (за исключением покушения на самоубийство и самоубийство путем самосожжения), либо уничтожению или повреждению материальных ценностей.
2. Загорание - неконтролируемое горение вне специально предназначенного для этого места, без ущерба.
3. Объект - здание и сооружение (независимо от назначения), наружная установка, транспортное средство, места открытого хранения материалов, в пределах которых возможно присутствие людей и (или) материальных ценностей с учетом технологических процессов, оборудования, изделий.
4. Горение - экзотермическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся по крайней мере одним из трех факторов: пламенем, свечением, выделением дыма.
5. Взрыв - быстрое экзотермическое химическое превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием газов, способных проводить работу.
6. Вспышка - быстрое сгорание горючей среды, не сопровождающееся образованием сжатых газов.
7. Причина пожара - явление или обстоятельство, непосредственно обуславливающее возникновение пожара.
8. Опасный фактор пожара - фактор пожара, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели людей, а также к уничтожению (повреждению) имущества (пламя, искры, повышенная температура окружающей среды, дым, токсичные продукты горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода).
К вторичным проявлениям опасных факторов пожара относятся: осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций; радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок; электрический ток, возникший в результате выноса напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов; опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара; огнетушащие вещества.
9. Уничтоженные материальные ценности - материальные ценности, которые полностью утратили свои качества и ценность, и не могут быть использованы по назначению и путем ремонта не могут быть приведены в состояние, годное для дальнейшего использования.
10. Поврежденные материальные ценности - материальные ценности, которые могут быть путем восстановления (ремонта) приведены в состояние, годное для использования.
11. Материальный ущерб от пожара - стоимостное выражение уничтоженных и поврежденных материальных ценностей, затрат на тушение и ликвидацию последствий пожара, в том числе на восстановление объекта. Материальный ущерб от пожара состоит из прямого и косвенного ущерба.
12. Прямой материальный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер принятых для спасания материальных ценностей и людей.
13. Косвенный материальный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении затраты на тушение и ликвидацию последствий пожара (включая социально-экономические и экологические) , а также на восстановление объекта.
14. Потерпевший - лицо, которому пожаром причинен моральный, физический или имущественный вред.
15. Пострадавший - лицо, погибшее или травмированное на пожаре.
16. Травмированный на пожаре - лицо, получившее телесное повреждение от воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений этих факторов.
17. Телесное повреждение (травма) - нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей человека.
18. Погибший на пожаре - лицо, смерть которого наступила непосредственно на месте пожара, или в течении трех месяцев (90 дней) со дня происшествия от травм, полученных вследствие воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений этих факторов.
Примечание: Пожарно-технические термины приняты на основании" Федерального Закона о пожарной безопасности" (принят Гос. Думой 18.11.94), "Инструкции о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации", утвержденной Госкомстатом (Постановление № 80 от 20.06.94) и МВД России (Приказ № 332 от 30.06.94) и ГОСТа 12.1.033-81 Пожарная безопасность. Термины и определения.
1. Общие положения
2. Сообщение о пожаре
3. Порядок расследования пожара
4. Учет и отчетность по пожарам
5. Приложение 1
6. Приложение 2
7. Приложение 3
8. Приложение 4