ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ)

 

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА КОНСТРУИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ

ДЛЯ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПУНКТОВ

ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РАДИОАКТИВНЫХ

ВЕЩЕСТВ, ХРАНИЛИЩ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

 

РД-03-48-99

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящая Инструкция устанавливает требования к осуществлению государственного надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил (далее – нормы и правила) в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования, а также условий действия лицензий Госатомнадзора России при конструировании оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов (далее – оборудование).

2. Настоящая Инструкция разработана на основании Федерального закона "Об использовании атомной энергии", Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, норм и правил в области использования атомной энергии применительно к конструированию оборудования с учетом Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98) и других руководящих документов Госатомнадзора России.

3. Настоящая Инструкция обязательна для работников Госатомнадзора России, осуществляющих государственный надзор за конструированием оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов (далее – надзор за конструированием оборудования).

4. Настоящая Инструкция не распространяется на осуществление государственного надзора за конструированием тепловыделяющих элементов, тепловыделяющих сборок, транспортно-упаковочных комплектов.

 

II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА КОНСТРУИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ

 

5. При организации надзора за конструированием оборудования следует руководствоваться принципами главы III РД-03-43-98.

6. Надзор за конструированием оборудования осуществляют следующие подразделения Госатомнадзора России:

Отдел по надзору за качеством и сертификации оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов Госатомнадзора России;

межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора России;

отделы экспертиз проектной и конструкторской документации межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России;

отделы инспекций оборудования межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России.

7. Подразделения Госатомнадзора России, осуществляющие надзор за конструированием оборудования, в пределах своей компетенции организуют и осуществляют надзор за:

а) соблюдением поднадзорными предприятиями и организациями в конструкторской документации требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству н надежности оборудования;

б) выполнением условий действия выданных поднадзорным предприятиям и организациям Госатомнадзором России лицензий на конструирование оборудования;

в) обеспечением необходимого уровня квалификации работников, занимающихся вопросами обеспечения качества и надежности при конструировании оборудования;

8. Правовой и нормативной базой организации и осуществления надзора за конструированием о6орудования являются:

федеральные законы;

указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности;

нормы и правила в области использования атомной энергии, другие нормативные документы, устанавливающие требования к качеству и надежности оборудования;

условия действия выданных поднадзорным предприятиям и организациям Госатомнадзором России лицензий на право осуществления установленной деятельности в области использования атомной энергии;

постановления, приказы и указания Госатомнадзора России;

руководящие документы Госатомнадзора России.

9. Деятельность по осуществлению надзора за конструированием оборудования включает в себя:

а) получение от поднадзорных предприятий и организаций и анализ информации об обеспечении качества и надежности конструируемого оборудования;

б) проведение инспекций и анализ их результатов;

в) применение установленных санкций в случаях нарушения требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования, а также условий действия лицензий Госатомнадзора России на конструирование оборудования.

10. Методическое руководство работами по надзору за конструированием оборудования осуществляет Отдел по надзору за качеством и сертификации оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов Госатомнадзора России.

 

III. НАДЗОР ЗА КОНСТРУИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ

 

11. При осуществлении надзора за конструированием оборудования соответствующее подразделение Госатомнадзора России должно получать от поднадзорного предприятия или организации и анализировать следующую информацию:

а) количество и характер замечаний к конструкторской документации от изготовителей и потребителей конструируемого оборудования:

б) количество и характер замечаний и рекламаций на конструируемое оборудование от эксплуатирующих организаций и потребителей, включая информацию об отказах и дефектах;

в) меры, предпринятые поднадзорным предприятием или организацией по предупреждению вышеуказанных отступлений и нарушений.

Требования к порядку представления соответствующей информации следует включать в условия действия лицензий Госатомнадзора России на конструирование оборудования.

12. По результатам анализа полученной информации следует определять:

причины и условия нарушений в конструкторской документации требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования;

эффективность мер, принимаемых поднадзорным предприятием или организацией по предупреждению выявленных нарушений и отступлений от требований нормативной документации;

наметившиеся тенденции в причинах и характере проявления нарушений и отступлений от требований нормативной документации.

13. Подразделения Госатомнадзора России, осуществляющие надзор за конструированием оборудования, по результатам обработки и анализа полученной информации принимают в пределах своей компетенции следующие меры:

а) подготовка информационных писем;

б) проведение инспекций с целью проверки достоверности и полноты

в) представленной информации и изучения на месте причин и обстоятельств нарушения требований к обеспечению качества и надежности при конструировании оборудования;

г) выдача в установленном порядке предписаний должностным лицам поднадзорных предприятий и организаций;

д) подготовка предложений по корректировке условий действия лицензий, выданных Госатомнадзором России на конструирование оборудования, а также на соответствующие виды деятельности предприятиям, привлекаемым к конструированию оборудования.

14. По всем направлениям надзора за конструированием оборудования, приведенным в пункте 7 настоящей Инструкции, на поднадзорном предприятии или в организации территориальными органами Госатомнадзора России проводятся следующие виды

инспекций:

а) инспекции деятельности по конструированию оборудования;

б) инспекции квалификации работников поднадзорного предприятия или организации, занимающихся вопросами обеспечения качества и надежности при конструировании оборудования;

в) инспекции разрабатываемой конструкторской документации;

г) инспекции конструируемого оборудования.

Такие инспекции могут быть плановыми н внеплановыми. О плановых инспекциях инспектируемое предприятие или организация уведомляется заранее (не позднее 15 дней до ее начала), о внеплановых – непосредственно перед их началом. Внеплановые инспекции проводятся в связи с нарушениями в конструкторской документации требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования, наличием претензий и рекламаций от эксплуатирующих организаций или потребителей конструируемого оборудования.

15. По объему проверяемых вопросов инспекции деятельности поднадзорных предприятий и организаций могут быть комплексными, целевыми и оперативными.

Комплексная инспекция проводится на поднадзорных предприятиях или в организациях, осуществляющих несколько видов деятельности в области использования атомной энергии, и предусматривает проверку деятельности по всему комплексу вопросов обеспечения безопасности, находящихся в компетенции Госатомнадзора России (или по их большей части). Как правило, комплексные инспекции поднадзорного предприятия или организации организуются территориальными органами Госатомнадзора России и проводятся комиссиями, состоящими из инспекторов и специалистов центрального аппарата и (или) территориальных органов Госатомнадзора России. К проведению комплексной инспекции могут привлекаться (по согласованию) специалисты других органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и независимые эксперты. Периодичность таких инспекций должна быть не реже одного раза в пять лет.

Целевая инспекция предусматривает проверку одного или нескольких вопросов обеспечения качества и надежности при конструировании оборудования. Такие инспекции проводятся комиссией, группой инспекторов или отдельными инспекторами центрального аппарата и (или) территориальных органов Госатомнадзора России. Тематика проведения целевых инспекций определяются подразделением Госатомнадзора России, осуществляющим надзор за конструированием оборудования, на основе анализа информации о деятельности поднадзорного предприятия или организации и инспекционной деятельности. Периодичность таких инспекций должна быть не реже одного раза в год.

Оперативная инспекция предусматривает детальную проверку на рабочих местах и в подразделениях поднадзорного предприятия или организации соблюдения отдельных требований к обеспечению качества и надежности при конструировании оборудования для оперативного принятия мер по устранению и предупреждению недостатков. Оперативные инспекции организуются и проводятся инспекторами и специалистами подразделений Госатомнадзора России, осуществляющих надзор за конструированием оборудования. Тематика проведения оперативных инспекций определяются начальником подразделения Госатомнадзора России, осуществляющего надзор за конструированием оборудования. Периодичность таких инспекций должна быть не реже одного раза в месяц.

Подготовка к проведению инспекций, проведение инспекций, оформление результатов инспекций определяются пунктами 30-50 РД-03-43-98.

16. Инспекции деятельности по конструированию оборудования осуществляются территориальными органами Госатомнадзора России:

при рассмотрении заявлений поднадзорных предприятий или организаций на получение лицензий Госатомнадзора России на конструирование оборудования, изменение условий их действия;

при сопровождении выданных Госатомнадзором России лицензий.

Инспекции деятельности при рассмотрении заявлений поднадзорного предприятия или организации на получение лицензии Госатомнадзора России на конструирование оборудования, изменение условий ее действия проводятся с целью детальной оценки вопросов обеспечения качества и надежности конструируемого оборудования непосредственно на объекте ведения заявленной деятельности, проверки достоверности и достаточности представленной информации об обеспечении качества и надежности конструируемого оборудования, оценки наличия у заявителя условий и возможностей для осуществления заявленной деятельности с соблюдением требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования. Решение о проведении таких инспекций принимается подразделениями Госатомнадзора России, рассматривающими соответствующие заявления.

Инспекции деятельности при сопровождении лицензий Госатомнадзора России проводятся с целью проверки выполнения лицензиатом условий действия лицензий, подтверждения полноты и достоверности представляемой им в Госатомнадзор России информации, принятия поднадзорным предприятием или организацией необходимых мер по выявлению и своевременному устранению недостатков в обеспечении качества и надежности конструируемого оборудования.

17. При рассмотрении заявления на получение лицензии Госатомнадзора России на конструирование оборудования (с комплектом документов в соответствии с главой 2 руководящего документа "Требования к составу комплекта и содержанию документов, обосновывающих способность обеспечения качества и безопасности при конструировании и изготовлении оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов" РД-03-41-97) в программу проведения инспекции следует включать проверку следующих вопросов:

выполнение постановлений и ранее выданных предписаний Госатомнадзора России;

достоверность представляемой в Госатомнадзор России информации;

функционирование действующей на поднадзорном предприятий или в организации системы обеспечения качества при конструировании оборудования;

наличие и функционирование программ обеспечения качества при конструировании оборудования;

полнота перечня нормативной документации, требования которой учитываются при конструировании оборудования;

соответствие конструируемого оборудования требованиям правил и норм в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования;

организация разработки, утверждения, введения в действие, внесения изменений в конструкторскую документацию на всех этапах разработки и контроля ее качества, включая информацию о системе учетной и отчетной документации;

техническое и программное оснащение поднадзорного предприятия или организации, верификация и аттестация программных средств;

организация службы нормоконтроля;

организация метрологической экспертизы конструкторской документации;

наличие экспериментальной базы и опытного производства;

организация системы обмена информацией с предприятиями, использующими разрабатываемую конструкторскую документацию, включая способы выявления, учета, анализа недостатков этой документации, а также принятия мер по их устранению;

наличие подразделений, ведущих авторское сопровождение конструкторских разработок на объектах использования атомной энергии при сооружении (включая изготовление и монтаж оборудования), вводе в эксплуатацию, эксплуатации (включая ремонт) и выводе из эксплуатации;

организация сбора информации об отказах и дефектах конструируемого оборудования и проведения ее анализа с целью принятия своевременных мер по обеспечению качества оборудования;

укомплектованность поднадзорного предприятия или организации квалифицированными работниками, связанными с конструированием оборудования, уровень их образования, квалификации или прохождение специальной подготовки (стажировки);

порядок проверки знаний у работников, занимающихся вопросами обеспечения качества и надежности при конструировании оборудования, требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования, наличие у них удостоверений, соблюдение сроков проверки знаний.

Перечень вопросов уточняется в зависимости от конкретных условий деятельности поднадзорного предприятия или организации.

18. Программа инспекции деятельности при рассмотрении заявления поднадзорного предприятия или организации на изменение условий действия лицензии Госатомнадзора России на конструирование оборудования составляется с учетом специфики предлагаемых изменений.

19. При сопровождении лицензий Госатомнадзора России объем (программа) инспекции определяется с учетом вида проводимой инспекции (комплексная, целевая, оперативная), результатов предыдущих инспекций, информации о состоянии обеспечения качества и надежности конструируемого оборудования.

20. Инспекции квалификации работников поднадзорного предприятия или организации, занимающихся вопросами обеспечения качества и надежности при конструировании оборудования, включают:

проверку организации подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификации работников, занимающихся вопросами обеспечения качества и надежности при конструировании оборудования;

проверки знаний требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования. у членов экзаменационных комиссий по проверке знаний работников поднадзорного предприятия или организации;

участие представителей Госатомнадзора России в экзаменационных комиссиях поднадзорного предприятия или организации по проверке знаний работников, занимающихся вопросами обеспечения качества и надежности при конструировании оборудования, требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования.

21. Инспекции разрабатываемой конструкторской документации проводятся в ходе целевых или оперативных инспекций на всех этапах конструирования оборудования. Рекомендуется проводить инспекции конструкторской документации технического проекта и рабочей конструкторской документации.

Перечень представляемой для проведения инспекции конструкторской документации и документов, обосновывающих выполнение требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования, для каждого этапа конструирования утверждается руководством межрегионального территориального округа Госатомнадзора России

Документация для проведения инспекции представляется поднадзорными предприятиями и организациями по графику, согласованному начальником подразделения Госатомнадзора России, осуществляющего надзор за конструированием оборудования.

22. Инспекция конструкторской документации технического проекта включает оценку:

правильности и полноты рассмотрения всех эксплуатационных режимов, включая переходные, обоснованности выбора проектных аварий;

соответствия конструкторских решений требованиям норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования;

обоснованности определения пределов и условий безопасной эксплуатации;

соответствия выполненного технического проекта техническому заданию;

способности оборудования выполнять свои функции в установленном техническим проектом объёме с учетом воздействия природных явлений, внешних техногенных событий и прочих воздействий;

достаточности представленных расчетных и экспериментальных обоснований показателей качества и надежности оборудования и необходимости проведения дополнительных обоснований;

соответствия моделирования испытаний образцов оборудования условиям его эксплуатации (включая проектные аварии).

Перечень вопросов уточняется в зависимости от требований к конструируемому оборудованию.

23. Инспекции рабочей конструкторской документации включают проверку:

соответствия конструкторской документации утвержденному техническому проекту или техническому заданию при отсутствии технического проекта;

соответствия конструкторской документации (в том числе программ и методик испытаний) требованиям норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования;

наличия согласующих и утверждающих подписей, на документации, в том числе службой нормоконтроля, метрологической и технологической службами;

правильности оформления извещений, об изменении документации.

Перечень вопросов уточняется в зависимости от требований к конструируемому оборудованию.

24. Результаты проведенной инспекции конструкторской документации фиксируются подписью инспектора и штампом подразделения Госатомнадзора России, осуществляющего надзор за конструированием оборудования, с указанием номера лицензии Госатомнадзора России на основном сборочном чертеже или на заглавном листе технических условий, подтверждающими, что конструирование оборудования велось под надзором.

Замечания к документации отражаются в журнале оперативных инспекций или оформляются предписанием (актом-предписанием).

25. Инспекции конструируемого оборудования проводятся в случае изготовления и испытаний опытного образца оборудования на поднадзорном предприятии или в организации и включают:

инспекции оборудования, в том числе с применением технических средств;

участие в комиссиях по проведению испытаний образцов оборудования.

26. Порядок инспекции опытного образца оборудования определяется документом "Объем инспекции", утверждаемым руководством межрегионального территориального округа Госатомнадзора России.

 

IV. САНКЦИИ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ

 

27. Применение санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, осуществляется в соответствии с главой ХIII РД-03-43-98.

 

V. УЧЕТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАДЗОРУ ЗА КОНСТРУИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ

 

28. В системе Госатомнадзора России учет и анализ результатов надзора за конструированием оборудования осуществляется:

каждым инспектором подразделения Госатомнадзора России, осуществляющего надзор за конструированием оборудования;

подразделениями Госатомнадзора России, осуществляющими надзор за конструированием оборудования;

межрегиональными территориальными округами Госатомнадзора России;

Отделом по надзору за качеством и сертификации оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов;

отделом инспекций Госатомнадзора России;

другими заинтересованными подразделениями центрального аппарата Госатомнадзора России.

Для учета и оценки результатов надзора рекомендуется ведение дневников каждым инспектором и специалистом подразделений Госатомнадзора России, осуществляющих надзор за конструированием оборудования.

29. Учету и анализу подлежат следующие документы:

акты, акты-предписания и предписания по результатам проведенных инспекций;

информация поднадзорных предприятий и организаций об обеспечении качества и надежности конструируемого оборудования;

информация поднадзорных предприятий и организаций о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;

материалы о применении санкций Госатомнадзора России и его территориальных органов;

акты проверок деятельности по осуществлению надзора отделами экспертиз проектной и конструкторской документации, отделами инспекций оборудования, межрегиональными территориальными округами Госатомнадзора России, а также информации о проведении мероприятий по устранению выявленных недостатков.

30. Выявленные в процессе проведения всех видов инспекций и анализа информации о нарушениях требований к обеспечению качества и надежности конструируемого оборудования должны быть систематизированы по наличию отступлений от требований определенных норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования, условий действия лицензий Госатомнадзора России.

31. Все нарушения должны быть проанализированы с целью определения: степени их влияния на обеспечение качества и надежности оборудования; видов работ, при осуществлении которых не исключены подобные нарушения; причин и обстоятельств, приведших к нарушениям:

достаточности и эффективности принятых мер по исключению подобных нарушений;

достаточности и эффективности применяемых санкций.

32. Территориальные органы Госатомнадзора России направляют результаты анализа в Отдел по надзору за качеством и сертификации оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов Госатомнадзора России и в отдел инспекций Госатомнадзора России в составе полугодового и годового отчетов о своей деятельности.

33. По результатам анализа деятельности по надзору за конструированием оборудования подразделения Госатомнадзора России должны:

совершенствовать программы проведения инспекций;

корректировать планы проведения инспекций;

организовывать и проводить при необходимости целевые и оперативные инспекции (в том числе внеплановые) на других поднадзорных предприятиях и в организациях.

 

Начальник Отдела по надзору за

качеством и сертификации оборудования

для ядерно- и радиационно опасных

объектов

А.В. Просвирин

 

 

Содержание

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА КОНСТРУИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ

III. НАДЗОР ЗА КОНСТРУИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ

IV. САНКЦИИ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ

V. УЧЕТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАДЗОРУ ЗА КОНСТРУИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ